Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   22894  | Официальные извинения    962   96466  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    231   77773 

Практический социализм В. И. Ленина: Некоторые особенности устройства и развития

Вместо введения.

В. И. Ленин – уникальная фигура, сочетающая проницательный академический ум, легкость пера и революционную решимость. Один из наиболее ярких и продуктивных специалистов в области марксизма одновременно и теоретик, и практик, сфокусированный на комплексе вопросов, ориентированных на исследование, обоснование и практическое развитие социализма.

Корпус ленинских трудов многомерен и охватывает широкий массив тем, включающих осмысление и развитие наследия К. Маркса и Ф. Энгельса; философию диалектического материализма; теорию классов и классовой борьбы; политическую борьбу сторонников идей коммунизма; практику отечественного и международного рабочего движения; смысл и значение буржуазной, демократической и социалистической революций; организацию и развитие революционного движения; построение социализма; анализ и критику капитализма и империализма; критику идейных и политических оппонентов; публичные общественно-политические выступления; законодательные и нормативные акты и пр..

Автор стремится осветить в динамике общие представления Ленина о том, каким должен быть социализм с позиции теоретических наработок дореволюционного периода (до октября 1917 года), а также с позиции новых знаний и представлений о социализме, полученных в ходе первых шагов практического внедрения и построения социализма.

Автор указывает лишь на некоторые важные реперные точки, характеризующие углубление взглядов Ленина на социализм в их развитии. Не сравниваются взгляды Ленина в динамике, - например, по принципу лобового подбора ленинских высказываний в разные годы с сопоставлением «как было / как стало», что может привести к отрыву от понимания исторического процесса, от контекста ленинских текстов, от понимания живой практики построения социализма. 

Говоря о взглядах Ленина на социализм, нельзя не констатировать их целостность, последовательность и, в известной степени, непротиворечивость в своем диалектическом развитии (в то же время с задачей констатации ошибок, противоречий, перемен во взглядах с указанием соответствующих причин Ленин в рамках самокритики в своих трудах вполне успешно справляется самостоятельно). Дискуссии о достижениях и противоречиях ленинского периода сохраняют актуальность в академическом сообществе [2; 3; 40].

 

Некоторые необходимые условия для организации социалистической системы хозяйства

Творческую и политическую деятельность Ленина недопустимо рассматривать в отрыве от исторического контекста. Условия общественного бытия, в которых жил и работал Ленин, объективно и рельефно соотносились с положениями набиравшей в период его творчества популярность классовой теорией К. Маркса. Развивающиеся и углубляющиеся политические, экономические, социальные кризисы в период трех революций и Первой мировой войны в России на практике подкрепляли идеи марксистов.

Ленин осторожно относился к вопросу о том, как будет выглядеть сформированный социализм, указывая, что процесс его строительства только начинается, и неизвестно, каким будет его финал: «Дать характеристику социализма мы не можем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм, – мы этого не знаем... Сказать, что эра социальной революции началась, что мы то-то сделали и то-то сделать хотим, – это мы знаем, мы скажем, и это покажет европейским рабочим, что мы… не преувеличиваем свои силы…: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм, – мы этого не знаем» [32, С. 65].

Продолжая эту мысль, Ленин в своих трудах приводит множество определений социализма, которые в своем историческом развитии проходят путь через три дополняющих друг друга этапа: (1) противопоставление социализма капитализму, (2) выделение существенных признаков социализма, (3) представление социалистического общества в развитии как некий процесс и накапливающиеся результаты этого процесса [1].

Не претендуя на исчерпывающую полноту, приведем некоторые необходимые условия для установления и существования социализма, которые Ленин выделял и отстаивал в разные годы.

 

Общественно-политические условия:

 

1. Один из ключевых элементов, необходимый для начала построения и существования социализма для Ленина - установление диктатуры угнетаемого класса рабочих и беднейших слоев крестьянства (имевших схожее положение в части полного или частичного отчуждения от результатов своего труда) над классом буржуазии. Большинство населения было крестьянами, значительная часть этого большинства к моменту Великой Октябрьской Социалистической революции критически обнищала, что определило их естественное включение в классовый союз с относительно немногочисленными фабрично-заводскими рабочими.

Крестьянство, в отличии от городских рабочих, владело частично или полностью средствами производства, что роднило его во взглядах и классовых интересах с мелкой буржуазией, а это, в свою очередь, требовало особого подхода к их преобразованию в русле обобществления средств производства.

2. Обобществление средств производства – другое условие перехода к социалистической системе хозяйства. В рассматриваемом историческом контексте это означало экспроприации производственных предприятий и земли у представителей крупного капитала и помещиков. В широком смысле это означало отмену частной собственности на средства производства: «в первой фазе коммунистического общества (которую обычно зовут социализмом) «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т.е. лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц. Социализм делает их общей собственностью» [13, С. 94].

3. Социализм предполагает наличие развитых демократических институтов с отлаженной обратной связью, вовлекающих все общество в управление государством: «Граждане должны участвовать поголовно в суде и в управлении страны. И для нас важно привлечение к управлению государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализма не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами» [32, С. 53]. Эта повсеместная демократизация была реализована через институт Советов.

Выше приведено ленинское высказывание 1918 года. Меняет ли позицию Ленин в 1921 году: «Но диктатуру пролетариата через его поголовную организацию осуществить нельзя. Ибо не только у нас, в одной из самых отсталых капиталистических стран, но и во всех других капиталистических странах пролетариат все еще так раздроблен, так принижен, так подкуплен кое-где (именно империализмом в отдельных странах), что поголовная организация пролетариата диктатуры его осуществить непосредственно не может. Диктатуру может осуществлять только тот авангард, который вобрал в себя революционную энергию класса» [27, С. 204]? В этом втором высказывании нет ни противоречия, ни изменения позиции Ленина по отношению к первому высказыванию, есть диалектический анализ и констатация положения дел в описываемый момент. Ленин не отменяет долженствование всех трудящихся участвовать в управлении государством, когда они научатся это делать в ходе своего культурного развития.

4. Социализм предполагает высокий уровень образованности и культуры большинства населения (речь не о индивидуалистической мелкобуржуазной, а о марксистской, целенаправленно развиваемой пролетарской культуре). В ленинский период для повышения уровня классового сознания пролетариата, организации масс, повышения производительности труда, ускоренного пополнения трудовой армии квалифицированными работниками была запущена масштабная кампания в рамках декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от декабря 1919 года. 

Следующий тезис от 1921 года иллюстрирует это: «Надо, чтобы человек на деле пользовался уменьем читать и писать, чтобы он имел что читать, чтобы он имел газеты и пропагандистские брошюры..., политическое просвещение требует …повышения культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» [21, С. 170-171].

5. Следующее важное условие – возможность  борьбы трудящихся за свои трудовые права, что предполагает наличие массового профсоюзного движения: «не имея такого фундамента, как профсоюзы, нельзя осуществлять диктатуру [пролетариата], нельзя выполнять государственные функции..., профсоюзы создают связь авангарда [пролетариата] с массами, профсоюзы повседневной работой убеждают массы… того класса, который один только в состоянии перевести нас от капитализма к коммунизму» [27, С. 204].

6. Организации молодежи - смычка между опытом строительства социализма текущим поколением и его развития в будущем. «У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы... Задача Союза молодежи – поставить свою …деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» [16, С. 307-309].

7. Наличие политического и классового единоначалия в лице объединяющей народ партии: «авангард пролетариата, коммунистическая партия, руководит беспартийной массой рабочих, просвещая, подготовляя, обучая, воспитывая эту массу («школа» коммунизма), сначала рабочих, а затем и крестьян, …чтобы она …пришла бы к сосредоточению в своих руках управления всем народным хозяйством» [17, С. 241]. Для сравнения: многопартийность в капиталистических государствах предполагает наличие за каждой партией своего круга представителей, преследующих свои частные капиталистические интересы. В случае с государством, где установлена диктатура пролетариата (а не буржуазии), круг классовых «интересантов» всего один, что и обуславливает – в логике социализма – необходимость одной объединяющей (а не дробящей) массы политической партии.

 

Экономические условия:

 

8. По мнению оппонентов Ленина (например Н.Н.Суханова), придерживающихся догматичной интерпретации марксизма, для организации социалистической системы хозяйства в стране должны быть высокоразвитые производительные силы. В России в момент наступления революционной ситуации производительные силы были развиты слабо (в сравнении со странами развитого капитализма). Что делать в таких обстоятельствах?

Позиция Ленина – делать революцию, брать власть и достраивать необходимые предпосылки [4, С. 12]. Тяжелая внешне-, внутриполитическая обстановка и «полная безвыходность положения, удесятеряя тем силы рабочих и крестьян, открывала... возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации» [25, С. 380]. Такое положение требовало  гибкости (т.е. начать строительство социализма, как бы отступив на шаг назад – к рыночному (гос)капитализму, который… еще нужно было изобрести и внедрить), взвешенного определения ключевой точки приложения усилий для ускоренного развития производительных сил. В качестве такой точки, а также в качестве движущей силы процесса общественной социализации был избран наиболее массовый класс – класс крестьянства, результатом чего должно было стать (и в итоге стало) социалистическое переустройство сельского хозяйства. Последнее, в свою очередь, было естественным (а в силу отчужденности страны от иностранных инвестиций и займов – основным) ресурсом для необходимой индустриализации [35, С. 143].

9. Внедрение госкапитализма – в противовес мелкотоварным формам производства, мелкобуржуазному и частно-хозяйственному капитализму – одно из важных условий для преодоления слаборазвитости производительных сил и перехода к социализму: «Основными формами государственного капитализма Ленин считал: создание подконтрольных Советскому государству государственно-частных предприятий в сфере производства и обращения, трестов; сдачу заводов, фабрик, промыслов, земель, лесов и т. п. в концессии и аренду отдельным частным предпринимателям или обществам, как русским, так и иностранным; учреждение акционерных обществ, привлечение на комиссионных началах капиталистов-торговцев к заготовке продуктов и торговле ими» [39, С. 145].

10. Важное условие существования социализма – отмена общепринятой практики по извлечению из хозяйственной деятельности неконтролируемой скрытой частной прибыли. Пример формирования прозрачных хозяйственных условий – законодательная отмена коммерческой тайны, определяющей замыслы относительно характера и размера прибыли [14, С. 171].

11. Кооперация и кооперирование, при условии общественной собственности на средства производства, виделись Ленину как необходимый элемент вовлечения всякого мелкого крестьянина (и не только) в построении социализма. Этот инструмент позволяет, не меняя базовых мелкобуржуазных культурных посылок крестьянства, вовлечь его во взаимовыгодное для города и сельской местности социалистическое строительство.

12. Опережающий переход к последующему технологическому укладу. Советской России требовался одновременно и переход к третьему технологическому укладу (основной ресурс - электроэнергия), и индустриализация. Понимая необходимость создания практически с нуля и обеспечения всеми ресурсами современных производств, в качестве первого шага Ленин поддерживал курс ведущих энергетиков на масштабную электрификацию: «...единственной возможной экономической основой социализма является крупная машинная индустрия... Что значит современная крупная промышленность? Это значит электрификация всей России» [18, С. 35]. В результате Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО) – кроме свой успешной реализации – положил начало государственной системе планирования в СССР. Он предвосхитил теорию, методологию и проблематику пятилетних планов [7, С. 670].

13. Монополия на внешнюю торговлю способствует защите социалистической системы от соблазна извлекать отдельными субъектами, в русле мелкобуржуазного сознания, частную прибыль в результате внешней торговли: «экспортер при указанных, например, мною разницах в ценах (лен стоит в России 4 р. 50, а в Англии 14 р.) мобилизует вокруг себя все крестьянство самым быстрым, верным и несомненным образом… Бухарин становится на защиту спекулянта, мелкого буржуа и верхушек крестьянства против промышленного пролетариата, который …не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли» [24, С. 336].

Сумма представленных выше условий - достаточный, но не исчерпывающий «рецепт» построения социализма. Полезными в отношении поиска живой практики социализма выступают два базовых нормативных акта, в создании которых принимал участие Ленин: Конституция РСФСР 1918 года [8] и Программа РКП(б) 1919 года [37]. На их основе можно выделить ряд дополнительных условий, не вошедших в список выше:

14. Обеспечение равноправия для граждан обоих полов, всех этносов и национальностей во всех сферах жизни.

15. Поголовная принудительная занятость населения (всеобщее обеспечение работой и устранение безработицы).

16. Обеспечение охраны труда и защиты прав трудящихся.

17. Обеспечение жильем и улучшение жилищных условий трудящихся масс.

18. Обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.

19. Обеспечение бесплатного дошкольного и обязательного общего образования.

20. Всемерная поддержка и развитие научного творчества и др.

Определив набор  условий для установления и функционирования социалистической системы, отточенных Лениным в ходе практической апробации, рассмотрим развитие ленинских взглядов на социализм.

 

Воззрения на социализм до Октябрьской революции

 

В рассматриваемом периоде Ленин уделял больше внимания осмыслению актуальной политической обстановки в контексте происходящих революционных событий и изменений, нежели практическим вопросам построения социализма (начало построения которого до Октябрьской революции предвидеть было затруднительно). 

Работы Ленина до октября 1917 года - теоретические изыскания в области философии, политические исследования, а также развитие наследия К. Маркса и Ф.Энгельса. Он вывел собственную теорию социалистической революции: «Первым элементом является идея о комбинированном и неравномерном развитии капитализма... Вторым – теория управления и мобилизации, требующая воплощения в политической партии для продвижения социалистической революции… Третий элемент – теория империализма как стадии капитализма... .Ленин последовательно разрабатывал каждый из этих элементов, однако ни в одной из его работ не представлен их синтез» [11, С. 115]. При этом вопросы социалистического устройства страны и общества (т.е. о том, что делать после захвата власти) выступают несущественным теоретическим фоном основных текстов, посвященных практике революционной борьбы и антагонизму классов.

Особое место в текстах Ленина, занимают сюжеты об объективной необходимости в России буржуазной революции (перспективы скорой социалистической революции до февраля 1917 года были неочевидны). Одно из показательных положений июня-июля 1905 года: «Буржуазная революция есть … такой переворот, который всего решительнее сметает остатки старины, …крепостничества…, который всего полнее обеспечивает самое широкое, свободное и быстрое развитие капитализма. Поэтому буржуазная революция… безусловно необходима в интересах пролетариата, чем полнее и решительнее, чем последовательнее будет буржуазная революция, тем обеспеченнее будет борьба пролетариата с буржуазией за социализм» [15, С. 37].

Понимание движущих сил революции складывается в ходе анализа интересов существующих классов. Ленин моделирует возможные сценарии поведения каждого из них, а также указывает моменты, когда разнонаправленно борющиеся классы могут выступать союзниками в борьбе с общим классовым антагонистом. В октябре 1905 года Ленин приводит следующую формулу направленности классовой борьбы: «Борьбу демократическую рабочие ведут вместе с частью буржуазии, особенно мелкой. Борьбу социалистическую рабочие ведут против всей буржуазии. Борьбу с чиновником и помещиком можно и должно вести вместе со всеми крестьянами, даже зажиточными и средними. А борьбу с буржуазией, а значит и с зажиточными крестьянами, можно вести …только вместе с сельским пролетариатом» [20, С. 44].

В качестве исторического ориентира и прообраза Великой Октябрьской социалистической революции,стоит отметить анализ Лениным в апреле 1911 года опыта пролетарской революции Парижской коммуны, для победы которой в 1871 году не хватило высокоразвитых производительных сил и опыта организации пролетариата: «Французский капитализм был еще мало развит, и Франция была тогда по преимуществу страной мелкой буржуазии… С другой стороны, не было… рабочей партии, не было подготовки и долгой выучки рабочего класса, который… даже не совсем ясно еще представлял себе свои задачи и способы их осуществления. Не было ни серьезной политической организации пролетариата, ни широких профессиональных союзов и кооперативных товариществ...» [29, С. 219]. 

В числе практических социальных достижений коммуны Ленин выделяет: запрет ночного труда в булочных; отмена системы штрафов рабочих; передача всех фабрик, заводов и мастерских, покинутых или приостановленных хозяевами, рабочим артелям для возобновления производства; вознаграждение всех чинов администрации и правительства коммуны не выше нормальной рабочей платы. Благодаря опыту Парижской коммуны, показавшей возможность принципиально нового пути развития цивилизации, дело социалистической революции имело все шансы на продолжение.

В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, развивавших свою теорию на базе опыта обществ с развитым капитализмом Англии и Германии, внимание Ленина было сконцентрировано на анализе преимущественно патриархального российского общества и нарождающегося российского капитализма. В результате возникла гипотеза о том, что социализм не обязательно сначала должен установиться в странах с развитым капитализмом, а, следовательно, в странах с наиболее многочисленным передовым рабочим классом. 

В условиях непрекращающихся кризисных явлений в России и в особенности на фоне обострившихся из-за Первой мировой войны противоречий даже при неразвитости капитализма, немногочисленности городского рабочего класса, но при росте политической активности народных масс открывалось окно возможностей сначала для социалистической революции, а потом и для построения социалистической системы.

Незадолго до социалистической революции Ленин подводит итоги очередного этапа своего творчества в работе «Государство и революция» (написана в августе-сентябре 1917 года), в которой он, в числе прочего, предпринимает попытку представить образ будущего социализма, обращаясь к неопределенным перспективам, когда социалистическое общество переродится настолько, что государство отомрет как институт. 

Здесь же можно найти условное описание образа «первичного» социализма, только-только появившегося на свет «из недр капитализма»: «Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий… получает от общества столько же, сколько он ему дал» [13, С. 92]. 

Описываемая система не идеальна - социализм как переходная стадия к коммунизму не может дать обществу ни справедливости, ни равенства: «различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства… в частную собственность» [13, С. 94]. В будущем, как показали ленинская и пост-ленинская практики, несмотря на обобществление средств производства и создание тем самым предпосылок для преодоления эксплуатации человека человеком, имущественное расслоение преодолено не было, что могло привести к очередному нарождению «квази-буржуазного» класса и постоянному риску контрреволюции.

Резюмируя, автор готов предположить, что до октября 1917 года представления о практическом строительстве социалистической системы у Ленина не вполне сложились (не считая умозрительных суждений о моделировании социализма в идеальных условиях). Представления о практическом социализме Ленина в это время имеют теоретический, обобщенный и не полный характер. Ленин в этот момент - эксперт в области практического устройства и развития капитализма, и именно на базе знаний о капитализме происходит синтез знаний о практическом социализме.

 

Практический социализм в период установления и развития советской власти

 

В результате революционных перипетий, позволивших Петроградскому Совету в октябре 1917 года взять власть [36], а также в контексте последовавшей гражданской войны и интервенции в системе взглядов Ленина наметились значительные изменения, в том числе в части поиска пути к построению социализма. После Октябрьской революции прослеживается три периода, повлиявших на развитие ленинской теории и итоговое становление системы взглядов Ленина, отраженных в финальном корпусе работ 1922 – 1923 годов: «рыночная экономика», характерная до весны 1918 г., военный коммунизм 1918-1920-х гг. и «государственный капитализм», развернувшейся с марта 1921 г.» [9, С. 335].

В период Октябрьской революции тематика текстов Ленина приобретает практическую остроту, направленную непосредственно на поиск нового пути построения социалистической системы в России.

Особое значение в этот период приобретают вопросы преодоления политических и хозяйственных кризисов. Пример - ряд актуальных задач, поставленных Лениным в работе «Очередные задачи советской власти» (апрель 1918 года): повышение доверия общества к государству, внедрение советского контроля и учета, повышение производительности труда, организация и освещение экономических соревнований хозяйственных объединений. В этой же работе названы базовые принципы социалистической демократии, среди которых вызывает особый интерес прогрессивное (даже по современным меркам) положение о «полной свободе отзыва выбранных» [28, 203], которое будет закреплено в статье 78 Конституции 1918 года [8].

Начавшаяся в 1918 году гражданская война и интервенция вкупе с катастрофическим разорением в результате Мировой войны подталкивают правительство Ленина к непопулярным действиям в части отмены товарооборота, жесткой централизации процесса организации производства, сбора и распределения ресурсов, которые можно охарактеризовать как «военный коммунизм» (публицистический штамп, введенный Лениным). 

Это политика военного времени, которая ни по форме, ни по содержанию не имеет отношения к коммунизму. Голод стал одним из ее ключевых мотивов: «Именно теперь, когда наша революция подошла вплотную, … практически – и в этом ее неисчислимая заслуга – к задачам осуществления социализма, именно теперь, и как раз на вопросе о главном, на вопросе о хлебе, яснее ясного видна необходимость железной революционной власти, диктатуры пролетариата, организации сбора продуктов, подвоза и распределения их в… общенациональном масштабе, с учетом потребностей десятков и сотен миллионов...» [22, С. 359].

Вместо интерпретаций уместно привести ещё несколько ленинских комментариев о этом явлении: «Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы …брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих» [26, С. 219]. «Мы должны были не остановиться перед «военным коммунизмом», не испугаться самой отчаянной крайности: вытерпим полуголодное и хуже, чем полуголодное, существование, но отстоим, во что бы то ни стало, несмотря на самое неслыханное разорение и отсутствие оборота, отстоим рабоче-крестьянскую власть... «Запереть» всякий оборот в осажденной крепости можно и должно; при особом героизме масс это можно перенести три года» [26, С. 230].

Спустя три года, вместе с успехами Советской власти на полях сражений, в начале 20-х годов приближался момент исчерпания возможностей «военного коммунизма». Нарастает сопротивление общества. К сопротивлению крестьянства продразверстке (Тамбовское восстание) добавились протесты и недовольство среди широких слоев рабочего класса (Кронштадтское восстание).

В поиске обновленного пути к социализму в 1921 году осуществляется переход к госкапитализму – к новой экономической политике (нэп), включавшей черты рыночной экономики зимы-весны 1918 года. Эта политика предполагала: поощрение товарообмена между промышленностью и земледелием, поддержка экономической предприимчивости, поддержка кооперации как основного инструмента для проведения товарообмена, поддержка мелких и средних (частных и кооперативных) предприятий (в т.ч. допущение сдачи в аренду частным лицам, кооперативам, артелям и товариществам государственных предприятий) и пр. [12, С. 333-335].

С оживлением торговли, рынка и капитализма складывается своеобразная социально-экономическая система: «социализм», дополняемый «капитализмом», или «капитализм», окруженный «социализмом» [6, С. 40]. В сущности, это еще не социализм, но уже и не дикий капитализм. По оценке Ленина, при условии отмены частной собственности и установлении пролетарской власти, госкапитализма – это 3/4 социализма [34, С. 31]. Нэп предполагал сотрудничество социалистической системы только с мелкими и средними частными производителями (монополии, крупные предприятия и банки были национализированы и обобществлены), а также сотрудничество с крупным зарубежным капиталом передовых стран – в форме концессий. В обоих случаях предполагалось, что отечественные мелкие и средние капиталисты, как и зарубежные крупные капиталисты не будут иметь возможности доминировать ни экономически, ни политически.

Вынужденный маневр в сторону пусть государственного, но все же капитализма породил ряд противоречий и новый виток антагонизма классов: «частичное восстановление капиталистических отношений включало... реструктуризацию общественных классов..., изменение их взаимоотношений. Преобразование натурального производства в рыночное вызвало… дифференциацию крестьянства, резкое и быстрое улучшение жизненного уровня значительных слоев деревенского населения по сравнению с положением рабочего класса... Частичная свобода частного предпринимательства и частной посреднической торговли повлекла за собой появление новой буржуазии... Эта «буржуазная» перестройка включала в себя непрерывно расширявшиеся возможности применения наемного труда, что послужило источником новых социальных конфликтов» [9, С. 349].

При необходимости вынужденно внедрять часть капиталистических элементов в нарождающееся социалистическое хозяйство, усиливается роль организованной борьбы трудящихся в лице профсоюзов: «и компартия и Соввласть, как и профсоюзы, должны… признавать существование классовой борьбы и ее неизбежность…, пока не закончена, хотя бы в основе, электрификация промышленности и земледелия, пока не подрезаны этим все корни мелкого хозяйства и господства рынка... в данный момент мы никоим образом не можем отказаться от стачечной борьбы» [31, С. 343-344].

В это же время становится очевидно, что не оправдывают себя теоретические прогнозы грядущей цепной реакции скорых социалистических революций за рубежом – положение о неизбежности всемирной революции не прошло проверку временем [10, С. 214]. Вместо этого, тем не менее, происходит укрепление зарубежных коммунистических партий, объединенных и поддерживаемых Коминтерном. Правительству Ленина приходится нащупывать новые пути и формы строительства социализма в условиях частично закрытого от внешнего экономического мира государства.

Практика построения социализма во многом отличается от теоретических прогнозов. В этом смысле, наблюдается теоретический просчет Ленина в оценках устойчивости экономических систем развитого капитализма, способных  идти на уступки рабочему классу и воспроизводить в своей структуре отдельные элементы социалистической системы, направленные на повышение уровня жизни обычных граждан (под воздействием революционного опыта России) – явление, известное как социализация капитализма [5, С. 61]. Она зиждилась на эксплуатации побежденных в ходе Мировой войны стран и экономически отстающих стран колониального Востока. Ситуация менялась, и не имело смысла надеяться на скорую победу социалистической революции в развитых странах старой Европы. [35, С. 143].

Для последующего движения в сторону социализма,в марте 1923 года в работе «Лучше меньше, да лучше» Ленин ставит ряд задач (скорее тактических, чем стратегических), которые сводятся к закреплению достигнутых политических результатов революции, необходимости продолжать учиться в новых условиях и анализировать полученный опыт, обновлять и укреплять исполнительный аппарат государства, удерживать главенство рабочего класса над крестьянством для экономии и изгнания из общественных отношений всяких следов каких бы то ни было излишеств, чтобы все высвободившиеся ресурсы направить на развитие крупной промышленности [19, С. 405]. 

В этой же работе Ленин констатирует: «Мы так мало успели до сих пор подумать и позаботиться о качестве нашего госаппарата... Вреднее всего было бы полагаться на то, что мы хоть что-нибудь знаем, или на то, что у нас есть сколько-нибудь значительное количество элементов для построения действительно нового аппарата, действительно заслуживающего названия социалистического, советского и т.п. Какие элементы имеются у нас для создания этого аппарата?.. рабочие, увлеченные борьбой за социализм. Эти элементы недостаточно просвещены. Они хотели бы дать нам лучший аппарат. Но они не знают, как это сделать. Они не могут этого сделать. Они не выработали в себе …такого развития, той культуры, которая необходима для этого. А для этого необходима именно культура» [19, С. 390-391]. 

Выступает ли с этим высказыванием от 1923 года Ленин-практик оппонентом Ленина-теоретика, который в дооктябрьский период 1917 года писал: «Капиталистическая культура создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефоны и прочее, а на этой базе громадное большинство функций старой «государственной власти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации, записи, проверки, что эти функции станут вполне доступны всем грамотным людям» [13, С. 44] и «...у нас есть «чудесное средство» сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может. Это …привлечение трудящихся, …бедноты к повседневной работе управления государством» [33, С. 313]? Если и выступает, то только отчасти. Отличие этих высказываний базируется на диалектической логике развития госаппарата: в 1917 году стоял вопрос о создании госаппарата в условиях революционной борьбы, а в 1923 стоял вопрос о совершенствовании госаппарата в условиях мирного строительства социализма.

Таким образом, формирование новой социалистической культуры становится краеугольным вопросом в завершающей стадии творчества Ленина. Вопросом, который должен быть разрешен в русле ленинской максимы: учиться, учиться и учиться, а затем проверять, чтобы наука не оставалась мертвой буквой или модной фразой.

Следует разделять «культуру» масс и «культуру» госаппарата. Уровень овладения марксисткой теорией и приверженность пролетарской культуре госаппарата должны быть более высокими, чем у рядовых граждан. Культура должна служить системой ориентирования, позволяющей не впадать в субъективизм и способствующей преодолению вредных чиновничьих практик, характерных для феодальных и буржуазных правительств [6, С. 43; 41, С. 61].

Один из финальных ленинских тезисов гласит: «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией – это есть строй социализма» [23, С. 373].

Кооперативное движение, впервые появившееся во второй половине XVIII века в Великобритании,в несло значимый вклад в борьбу угнетенных классов за улучшение социальных условий. В самом общем виде кооперация в условиях капитализма - свободное объединение на демократических началах рабочих, крестьян, мелких производителей, деятельность которых преследует цель не извлечения и присвоения отдельными лицами максимальной прибыли, а обеспечение (на базе относительно равного распределения) потребительских, производственных и других экономических потребностей своих членов. 

Эта тема заслуживает отдельного текста. Мы остановимся на том, что в условиях буржуазной диктатуры и господства частной собственности на средства производства кооператив – это «жалкий кусочек (социализма – прим. автора), ...союз наемных рабов, придавленных и придушенных капиталом» [30, С. 370]. Так писал Ленин в октябре 1905 года. Дальнейшая история показала, что социалистическая кооперация - эффективный институт объединения и вовлечения широких масс населения (большей частью крестьянства) в социалистическое преобразование народного хозяйства.

В работе «О кооперации» Ленин подчеркивает: «мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм… Раньше мы центр тяжести клали и должны были класть на политическую борьбу, революцию, завоевание власти и т. д. Теперь же центр тяжести… переносится на мирную организационную «культурную» работу... Культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства…, что …невозможно без целой культурной революции... Культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо …чтобы быть культурными…, нужна известная материальная база)» [23, С. 376-377].

В своих ранних взглядах на строительство экономической системы социализма Ленин подчеркивал ведущую роль класса городских рабочих (это передовой и наиболее образованный пролетарский класс), который в развитых капиталистических странах выступает в качестве основного интеллектуального и материального двигателя строительства социализма. Однако, будучи уже практиком, в период становления и укрепления Советской власти, Ленин корректирует и расширяет свои взгляды, делая акцент на необходимость ускоренной кооперации и социализации наиболее многочисленно класса –крестьянства. Класса, который в первые годы становления Советской власти стал реальным двигателем и примером социалистического строительства.

Крестьянский вопрос был наиболее значимым в выработке экономической стратегии [38]. Классовые интересы крестьянства определяло мелкобуржуазное сознание и мелкособственнические привычки, ставившие во главу всего частные индивидуалистические интересы. Это необходимо было преодолеть – обуздать «мелкобуржуазную стихию», – организационными и культурными способами за счет дисциплины, организации, учета и контроля, и это стало значимым вызовом на этапе перехода от марксистской умозрительной теории к реальной социалистической практике. 

Вопрос культурного развития и воспитания масс в русле коренного изменения их поведенческих практик вылился в одно из ключевых долгосрочных достижений практического социализма: радикально изменилась жизнь миллионов людей, научившихся писать и читать (на русском языке и на языках народов СССР, которые также получили импульс для своего развития), познакомившихся с такими плодами цивилизации, как радио и кинематограф, получивших доступ к музеям, театрам, клубам и библиотекам [40, С. 141].

Подводя итоги настоящего раздела, автор полагает, что Ленин после событий октября 1917 года, с одной стороны, продемонстрировал глубокое понимание марксисткой теории в части перехода от капитализма к социализму, а с другой - по вполне объективным причинам был вынужден осознанно отступать (что он сам признает) от «застывшей» теории марксизма и маневрировать в условиях неопределенности. Марксистская теория изначально не включала в себя новых факторов, с которыми столкнулся Ленин. В результате этого уникального опыта в дополнение к марксистской философии появилось ее продолжение и развитие – марксистско-ленинская философия.

 

 

Вместо заключения

Большая часть как текстов, так и жизни Ленина преимущественно посвящена практике революционной борьбы и ее осмыслению, анализу и развитию. Меньшая часть творческого наследия, увидевшая свет перед закатом жизни Ленина, обращена к живой практике организации и становления социалистической системы.

Корпус трудов и система взглядов Ленина, посвященных практике строительства социализма, остались незавершенными. Но даже в нынешнем виде творческое наследие Ленина - обширный массив знаний, опыта, рекомендаций и практики, которые заслуживают рефлексии со стороны каждого последующего поколения исследователей.

Ленин сформулировал и апробировал ряд общественно-политических и экономических гипотез о социализме, которые затем были подтверждены или частично скорректированы. Насколько этот опыт сможет стать (и станет ли) универсальным для строительства социализма в других исторических промежутках времени – покажет будущее.

 

Литература

 

1. Беленький В. Х. Как определить социализм? // Философия и общество. 2013. № 1.

2. Бузгалин А. В., Булавка-Бузгалина Л. А., Васина Л. Л., Воейков М. В., Колганов А. И., Славин Б. Ф. Ленин: рождение нового мира // Альтернативы. 2020. № 2.

3. Бузгалин А. В., Воейков М. И., Гловели Г. Д., Колганов А. И., Пороховский А. А., Худокормов А. Г., Чекмарев В. В., Барашкова О. В. НЭП 100 лет назад и сегодня: как понимать? // Вопросы политической экономии. 2022. № 1.

4. Бузгалин А. В. Ленин: теория как практика, практика как творчество (к 150-летию со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина) // Альтернативы. 2020. № 2.

5. Бузгалин А. В. Рынок и капитал XXI века: реактуализация ленинского наследия (к 150-летию В.И. Ульянова-Ленина) // Вопросы политической экономии. 2020. № 2 (22).

6. Водолазов Г. Г. Ленинское наследие: вода живая и мертвая // Социологические исследования. 2020. № 4.

7. Гвоздецкий В. Л. Судьба плана ГОЭЛРО (к 100-летию программы народно-хозяйственного развития Советской России) // Вопросы истории естествознания и техники. 2021. № 4.

8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : [принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года] // Официальный сайт Федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации». – URL: https://statearchive.ru/462 (дата обращения: 07.05.2023).

9. Краус Т. Ленин. Социально-теоретическая реконструкция / Тамаш Краус ; Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН. – М. : Наука, 2011.

10. Кузьмин П. В., Вейсова В. Э., Ломко И. Г. Теоретическое наследие В. И. Ленина как составляющая российской политической мысли. Социально-политический обзор // Свободная мысль. 2022. № 5 (1695).

11. Лейн Д. Теория социалистической революции Владимира Ленина // Мир России. 2020. Т. 29. № 4. С.

12. Ленин В. И. X всероссийская конференция РКП(б) 26-28 мая 1921 г. // Ленин В. И.Полн. собр. соч. Т. 43. М.: Госполитиздат, 1970. С. 295-341.

13. Ленин В. И. Государство и революция // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. М.: Госполитиздат, 1969. С. 1-120.

14. Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. М.: Госполитиздат, 1969. С 151-199.

15. Ленин В. И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 11. М.: Госполитиздат, 1960. С. 1-131.

16. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. М.: Госполитиздат, 1981. С. 298-318.

17. Ленин В. И. Кризис партии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1970. С. 234-244.

18. Ленин В. И. Ленин об электрификации : [сборник]. – М. : Молодая гвардия, 1931. – 46 с.

19. Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Госполитиздат, 1970. С. 389-406.

20. Ленин В. И. Мелкобуржуазный и пролетарский социализм // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. М.: Госполитиздат, 1968. С. 39-48.

21. Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. доклад на II всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. М.: Госполитиздат, 1970. С. 155-175.

22. Ленин В. И. О голоде (письмо к питерским рабочим) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. М.: Госполитиздат, 1974. С. 357-364.

23. Ленин В. И. О кооперации // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Госполитиздат, 1970. С. 369-377.

24. Ленин В. И. О монополии внешней торговли // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Госполитиздат, 1970. С. 333-337.

25. Ленин В. И. О нашей революции (по поводу записок Н. Суханова) // Ленин В. И.Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Госполитиздат, 1970. С. 378-382.

26. Ленин В. И. О продовольственном налоге (значение новой политики и ее условия) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. М.: Госполитиздат, 1970. С. 205-245.

27. Ленин В. И. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. М.: Госполитиздат, 1970. С. 202-228.

28. Ленин В. И. Очередные задачи советской власти // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. М.: Госполитиздат, 1974. С. 165-208.

29. Ленин В. И. Памяти коммуны // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1973. С. 217-222.

30. Ленин В. И. Последнее слово «Искровской» тактики или потешные выборы, как новые побудительные мотивы для восстания // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 11. М.: Госполитиздат, 1960. С. 354-372.

31. Ленин В. И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. М.: Госполитиздат, 1970. С. 341-353.

32. Ленин В. И. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6-8 марта 1918 г. // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. М.: Госполитиздат, 1974. С. 1-76.

33. Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 34. М.: Госполитиздат, 1969. С 287-339.

34. Мареев С. Н. Ленинская теория социалистической революции // Свободная мысль. 2017. № 2 (1662).

35. Мареев С. Н. Ленинская теория социалистической революции // Свободная мысль. 2017. № 3 (1663).

36. Мареев С. Н. Случайность и необходимость Октябрьской революции // Свободная мысль. 2016. № 5 (1659).

37. Программа Российской коммунистической партии (большевиков) // Восьмой съезд РКП(б) 18-23 марта 1919 г.: Протоколы. Под редакцией Ем. Ярославского. М.: Партийное издательство, 1933. С. 379-400.

38. Рязанов В. Т. «Надо уметь начинать сначала несколько раз»: как рождалась концепция В.И. Ленина о социалистическом переустройстве экономики России (к 150-летию В.И. Ульянова-Ленина) // Вопросы политической экономии. 2020. № 2 (22).

39. Савицкая Р. М. Очерк государственной деятельности В. И. Ленина (март – июль 1918 г.). М.: «Мысль», 1969.

40. Столетие Октября: уроки революции: монография / Бессонов Б. Н., Бучкина Е. А., Краус Т., Сахарова М. В., Соловьев С. М., Чесноков Г. Д. – М.: ООО «САМ Полиграфист», 2019.

41. Сырых В. М. В. И. Ленин о роли социалистической культуры в построении социализма (интервью с В. М. Сырых) // Российский юридический журнал. 2020. № 2 (131).

 

комментарии - 1
Николай 24 октября 2023 г. 21:13

Уважаемый Владимир Владимирович! Прочитал Ваши теоретические размышления. Пытаетесь рассуждать с позиций диалектики о теоретических воззрениях на социализм В.И. Ленина и его практических шагах по их реализации после октября 1917. Тема интересная и, действительно, злободневная. Добавлю своё суждение:
- Попробуйте определить одной фразой, одним предложением социализм. У Вас одних его характеристик аж 20. Сведите к одной основополагающей характеристике. В этом и будет суть социализма. Свяжите в один диалектический узел основной экономический закон и основное противоречие капитализма с основным экономическим законом и основным противоречием социализма, ибо социализм естественно-историческим путем вырастает из капитализма. Задача, скажу Вам, не из легких. И.В. Сталин обломал на этом вопросе свои теоретические и практические зубки, да и все последующие советские и нынешние российские да и зарубежные вкупе теоретики и практики оконфузились в этом вопросе по полной программе. Попробуйте! (Just do it! - Просто сделайте это!) Возможно, у Вас получится?


Мой комментарий
captcha