Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    72   2226  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    187   6946  | Экономико-правовая реальность проектного капитализма    0   9211 

№6/2014

Декабрь / 2014

В водовороте эпох

 740  8673

Буржуазная культура на волне неоконсерватизма

 118  8574

О борьбе идеологических доктрин глазами советского гражданина: "Политике империализма противостоят реальности современного мира: укрепление социалистического содружества, рост национально-освободительных движений, обострение классовой борьбы в странах капитала. В этих условиях точкой опоры идеологии империализма становятся отходящие в прошлое религиозно-эстетические взгляды. Поставив цель вернуть себе роль вершителей судеб народов, реакционные круги, прежде всего в США, стремятся изобразить себя защитниками "добродетели", на которую якобы посягают враждебные силы, в первую очередь, конечно, коммунисты... Возрожденный дух "холодной войны" потребовал нового "крестового похода" против прогрессивных сил."

Bourgeois Culture on the Wave of Neo-conservatism

On the fight of ideological doctrines through the eyes of a Soviet citizen: "The political concept of imperialism is confronted by reality of modern world: strengthening of the socialist community, growth of national liberation movements and class struggle aggravation in capitalist countries. In these conditions the imperialist ideology is happen to base on outdated religious and aesthetic views. Putting aim to regain the role of arbiters of the world the reactionary circles, especially in the United States, are seeking to portray themselves as defenders of "virtue", which is allegedly infringed by the hostile forces, first and foremost, of course, the Communists ... The revived spirit of "Cold War" demands new " crusade "against progressive forces."

Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия

 22  5649

Круглый стол журнала "Коммунист", посвященный проблемам перспектив настоящего и будущего человека и человечества, какими они виделись на пороге нового тысячелетия в 1989г. Дискуссия философов, экономистов, историков, писателей, богословов. "Мы еще находимся рядом с великой тайной, тайной человека, его разума и чувства, его потенциала. Тут мы бродим вокруг да около и никак не пробьемся к заветной цели. Однако полагаю, что наука - живая, подвижная, ищущая - найдет ответ, если станет, а она уже становится, "человеческой наукой"."

Humanity and Civilization at the Millennium. Roundtable discussion in "Communist"

Roundtable discussion in "Communist" is devoted to the problems of the present and future prospects of man and mankind as they had been seen at the dawn of the new millennium in 1989 by philosophers, economists, historians, writers, theologians. "We still are close to the great mystery, the mystery of man, his mind and senses, his potential. Here we wander around the bush and could not get through to the cherished goal. However, I think that science - living, moving, searching - will find the answer if it becomes "human science". And that process has already begun."

Истоки политики ядерного шантажа

 5  9626

Это произошло в 8 часов 15 минут 30 секунд утра 6 августа 1945 года. Адское пламя сожгло Хиросиму. Три дня спустя та же участь постигла Нагасаки. Их уничтожение не вызывалось военной необходимостью. Капитуляция Японии была предрешена. Американская разведка уже в период Постдамской конференции доложила руководителям США и Англии, что японцы прекратят борьбу, как только СССР вступит в войну. Однако перспектива, когда победа не только в Европе, но и на Дальнем Востоке связывалась бы в сознании общественности с выдающейся ролью СССР в разгроме агрессоров, никак не устраивала Вашингтон. Там к этому времени укоренялись совсем иные настроения и планы, там замыслили узурпировать плоды великой общей победы.

The Origins of the Policy of Nuclear Blackmail

It happened exactly at 8:15:30 a.m., August 6, 1945. Hellfire burned Hiroshima. Three days later the same fate befell Nagasaki. Their destruction was not justified by military necessity. The surrender of Japan had already been sealed. During the Potsdam Conference the US intelligence reported the US and British leaders that the Japanese would give up the fight as soon as the Soviet Union enter the war. However, the prospect when winning not only in Europe but also in the Far East would be linked in the minds of the public with the prominent role of the USSR in defeating the aggressors, did not suit Washington. There was rooted entirely different plans conspired to usurp the fruits of the great collective victory.


Отрицание отрицания

 49  8700

Материал журнала "Коммунист" 1989 №17, посвященный перестройке: «Разве естественно, что богатейшая страна планеты живет в позорной бедности? Разве естественно, что строй, провозгласивший самой большой ценностью человека, как раз ему-то не смог дать полноты прав и даже элементарной защищенности? То, что происходит сейчас, есть бурный, часто неуправляемый процесс отрицания старой лжи, тоталитарных и иных предрассудков во имя очищения социализма от чуждых ему утопических наслоений, пережитков давно минувших эпох. Сегодня мы лишь возвращаемся к естественному состоянию. Когда это возвращение состоится, думаю, что только тогда скажет свое слово закон отрицания отрицания, и общество поднимется на новую качественную ступень.»

The Negation of Negation

The article from "Communist" 1989 №17 dedicated to perestroika. Isn’t it absurd that one the richest country in the world lives in shameful poverty? Isn’t it absurd that system which declared a person to be the greatest value turned to be unable to give that person full rights or even elementary safety? What is happening now is rapid, often uncontrollable process of negation of the old lies, totalitarian and other prejudices in order to purify socialism from extraneous utopian layers and remnants of bygone eras. Today we are in the process of getting back to the natural state. Only when this return takes place the law of the “negation of negation” will come into force and society will rise to a new qualitative level.



Свобода как непосредственная производительная сила

 17  6083

Статья министра экономического развития Алексея Улюкаева из журнала "Коммунист" 1990 №14, когда обсуждение экономических вопросов на XXVIII съезде КПСС еще не стало достоянием истории: "Круг экономических проблем, вписывающихся в тему свободы как производительной силы, неисчерпаем. Это свобода выбора организационных форм, партнеров, в том числе и зарубежных, источников финансирования, альтернативных производственных и инвестиционных программ. Это свобода от неправовых форм хозяйственного поведения, от нечестной конкуренции, лживой рекламы. Это свобода не только от телефонного, но и от мегафонного права. Это свобода от косного рутинерства и бездумных новаций, от твердолобого консерватизма и ультрарадикализма."

Freedom as a Direct Productive Force

The article by Minister of Economic Development Alexei Ulyukayev from "Communist" 1990 №14, when the discussion of economic issues at XXVIII Congress of the CPSU has not yet become a history. The list of the economic problems that can be considered within the theme of freedom as a productive force is inexhaustible. It includes freedom to choose organizational form, partners including foreign ones, financial sources, alternative programs of production and investment. It includes freedom from unlawful forms of economic behavior, from unfair competition, false advertising. It includes freedom from all sorts of corruption. This is freedom from slavery to routine and thoughtless innovations from the stubborn conservatism and ultra-radicalism.”

Цивилизация, нарисованная кайлом

 90  8658

Рецензия на книгу "Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира" Н. Фергюсона, профессора Гарвардского университета и Гарвардской Бизнес-школы, в 2000 году вошедшего в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала «Тайм», редактора «Блумберг Телевижн» и обозревателя «Ньюсуик». Фергюсона сложно назвать неизвестным российскому читателю. К настоящему времени из написанных им 17 книг три самые известные переведены на русский язык: «Империя. Чем современный мир обязан Британии» (2013), «Восхождение денег. Финансовая история мира» (2014) и, наконец, «Цивилизация» (2011), о которой и пойдет речь.

Civilization portrayed by pickaxe

Review of the book “Civilization: The West and the Rest” by Niall Ferguson. Being professor at Harvard University and Harvard Business School, editor of "Bloomberg Television" and columnist for "Newsweek", Ferguson in 2000 entered the list of 100 most influential people in the world by the "Time" magazine. Ferguson is hardly unknown to the Russian reader. So far, from 17 books he wrote three best-known have been translated into Russian: “Empire: How Britain Made The Modern World” (2013), “The Ascent of Money: A Financial History of the World”(2014) and, finally, ”Civilization”(2011), which will be discussed.

Утрата определенности: очертания посткризисного мира

 3  7188

Не только мировая экономика, но и все современное человечество находятся в состоянии глубочайшего кризиса – перехода в некое качественно новое и, вероятно, равновесное состояние. В основе его лежит смена технологического базиса: переход от индустриальных технологий к постиндустриальным. При этом, помимо широко популяризуемых новых традиционных технологий, в соответствии с прогнозами ИПРОГа еще конца 1990-х годов, развиваются классы метатехнологий и технологий high-hume, социальное воздействие которых нетривиально. В результате меняются параметры общества и действующей в нем личности, которые многие исследователи привыкли считать объективно обусловленными константами. Несмотря на высочайшую степень неопределенности, многие параметры нашего будущего представляются понятными и заслуживают скорейшего объединения в единую систему. Каким образом следует прогнозировать это новое будущее, и что мы можем сказать о нем прямо сейчас, представляется наиболее актуальной задачей из всех, стоящих в настоящее время перед науками о человечестве. 

Loss of certainty: the outlines of the post-crisis world. The seventh meeting of the "Svobodnaya Mysl" intellectual club

Not only the global economy, but also all modern society is in a state of deep crisis - a kind of transition to a qualitatively new and, probably, equilibrium state. It is based on changes in technological basis from industrial to post-industrial technologies. Thus, in addition to the widely advertised “new traditional technologies”, in line with forecasts IPROG made in late 1990s, meta-classes of technologies and “high-hume” technologies are developing and the social impact of that is non-trivial. As a result, parameters of society and its members are changing, although many researchers are accustomed to take them as objectively determined constants. Despite the highest degree of uncertainty, many parameters of our future are clear and need to be formed into united system. How should we make this new future more predictable and what we can say about it right now? That is the most urgent problem of all standing now in front of social sciences.