ХХ в. явил миру множество примеров насильственной смены госу-
дарственной власти. Их можно разделить на два вида: 1) преследующие
цели смены господствующей идеологии и экономических порядков, то
есть революции, и 2) направленные только на замену правящей эли-
ты — перевороты, путчи, иностранные вторжения (интервенции).
В ХХI в. противодействие государств и блоков приобретает характер
невидимой «гибридной войны», в которой акцент делается на примене-
ние не традиционных видов вооружений, направленных на физическое
уничтожение живой силы и материальных ценностей, а на иные виды
чувствительного воздействия на противника, в том числе информаци-
онного, экономико-правового, финансового, социально-психологиче-
ского и иного характера, которое по своим последствиям равно при-
менению вооруженной силы и позволяет целенаправленно проводить
социальную деструкцию массового сознания населения и дезоргани-
зовать социальные, экономические, финансовые, правоохранительные
и даже военные институты страны- мишени.
Адекватный анализ социально-исторических и психосоциальных
процессов (в том числе революций) возможен только в контексте из-
учения больших систем (каковой является сам социум), что стало воз-
можным благодаря развитию концепции информационно-гологра-
фических экранов (ИГЭ) — функциональных систем, организованных
в иерархию в процессе их развития (системогенеза) — от простых
форм к более сложным, от «косной» к «живой» материи. Социум рас-
сматривается как ИГЭ мета-уровня системной организации. Аксиомой
саморегуляции больших систем является их устойчивость — активное
противодействие энтропии с помощью энергетических, информаци-
онных и пластических ресурсов. Естественные диссипативные про-
цессы в макросистемах способствуют системогенезу, а не препятст-
вуют ему.
В отличие от «классических» форм смены власти, используемые в
настоящее время методы деструкции социума маскируются спонтан-
ными, стихийными процессами, своего рода «социальной самодеятель-
ностью». В то же время появление и распространение «пособий по орга-
низации революционной деятельности» [7] говорит о «технологизации»
смены власти [3. С. 121]. Развитие концепции «сетецентрических войн»
[6] выводит на первый план когнитивные и поведенческие технологии.
Основной задачей нашего исследования является выявление и описа-
ние новых когнитивных и поведенческих технологий, используемых
для деструкции социума.
Исследование носит лонгитюдный характер, его методологической
основой являются теория систем и концепция информационно-голо-
графических экранов.
Описываемые тренды использования когнитивных и поведенческих
технологий впервые зафиксированы в начале века, но оформились
в 2016–2017 гг. Первый тренд в этом ряду — инфантицид 2.0, т. е. ис-
пользование смерти и страданий детей как способа деструктивного
воздействия на общественное сознание и формирование негативного
отношения к правящему режиму.
Первая линия инфантицида 2.0 — дети как объект терактов. Начало
преступлениям подобного рода положил теракт 1–3 сентября 2004 г.
в Беслане. Средства массовой коммуникации трое суток непрерывно
транслировали ход антитеррористической операции, нагнетая эмоцио-
нальное напряжение. Непрерывный показ детских страданий в течение
трех суток привел к возрастанию у зрителей стрессорных психоэмоци-
ональных реакций, поэтому в жертвы этого теракта необходимо доба-
вить большое количество людей (отсроченные, косвенные жертвы), ко-
торые умерли в момент трансляции теракта и в течение последующей
недели от обострения различных хронических, прежде всего сердечно-
сосудистых заболеваний.
В число жертв теракта в Беслане надо включать не только 186 детей,
13 сотрудников правоохранительных органов и 117 родственников де-
тей, но и многие тысячи скоропостижно скончавшихся по всей стране.
Даже для 2004 г., богатого на разнообразные виды терактов, террористи-
ческая атака на детей в массовом социальном сознании оставалась аб-
солютно неприемлемой. Так казалось до 23 мая 2017 г., пока в Манчесте-
ре после рок-концерта в результате самоподрыва террориста-смертника
не погибло 22 подростка.
Вторая линия инфантицида 2.0 связана с развитием «новых медиа»,
социальных сетей, мессенджеров, занявших основную нишу источни-
ка оперативных новостей для социально активных жителей «развитых»
стран, которые доверяют им много больше, чем традиционным СМИ.
Размещение в этих средствах реальных или постановочных фото- и ви-
деоматериалов, связанных со смертью и страданиями детей, направле-
но на формирование негативного отношения к конкретным правящим
элитам и, как правило, должно эмоционально оправдывать агрессивные
действия, как это было в Ливии и Сирии. Особенно яркий пример — ме-
дийное сопровождение «химической атаки» в Хан-Шейхуне (провинция
Идлиб, Сирия).
Третья линия инфантицида 2.0 — использование в деструктивных
целях технологий альтернативной реальности. В докладе «Будущее об-
разования: глобальная повестка» [2] в разделе 3.4 «Тотальность игры»
сказано: «...наиболее успешными являются игровые развивающие транс-
медийные продукты длительного пользования, “взрослеющие” вместе
с ребенком и позволяющие ему решать новые задачи; в перспективе
именно “длинные” игры, существующие в виде шоу, дополненной ре-
альности и других медиа, станут одним из основных форматов детского образования... С проникновением дополненной реальности школы смо-
гут достраивать свои образовательные процессы многопользователь-
скими играми, организующими разновозрастные группы вокруг разных
типов заданий, а образование происходит исподволь, в процессе реше-
ния задач... уже с начала 2020-х гг. виртуальные миры будут массово
использоваться как “пространства передержки” и профессиональной
переквалификации — как дешевая альтернатива системам переподго-
товки при центрах занятости. В перспективе те же подходы могут ис-
пользоваться и для проработки травматических переживаний и снятия
дисфункционального поведения у большого числа условно-нормальных
людей — “миры психодрам”, в которых люди совместно будут играть
и проживать жизненные истории, могут стать рабочей альтернативой
групповой терапии не только в формате клинической психотерапии, но
и как часть образовательной траектории» [2. C. 108].
3
Используемые в современной «гибридной войне» Alternate Reality
Games — игры в альтернативной реальности, ключевым аспектом кото-
рых является принцип TINAG (This is not a game — «это не игра»). Их
участники до конца сомневаются в игровом характере происходящего.
Это гигантские многопользовательские головоломки, своеобразный
«микс» ролевых и компьютерных игр, флешмобов, мистификаций. Пер-
вым подобным игровым ресурсом, сочетающим виртуальные и реаль-
ные действия игроков, направленные на деструкцию государства, стала
«Большая игра. Сломай систему» (www.rusigra.org, адрес регистрации
сайта — г. Чикаго, США) [4], ресурс, который в установленном законом
порядке был признан экстремистским и закрыт.
По сюжету «Большой игры» «земляне» (представители белой расы,
а фактически — ультрарадикальные националисты) должны: 1) си-
стемно причинять ущерб «пришельцам» (представителям кавказских
и азиатских народов, прежде всего — мигрантам из государств Средней
Азии); 2) системно имитировать причинение вреда органам государст-
венной власти (в терминах игры — «системе»). В последнем случае ак-
цент делался на таких объектах, как избирательные участки и здания,
занимаемые силовыми структурами. Участникам игры предлагалось за
плату и в реальной действительности совершать определенные дейст-
вия на первых шести уровнях игры. Характерно, что задания седьмого
уровня рассылались игрокам, прошедшим шестой уровень, на личные
почтовые ящики. Иными словами, в режиме игры осуществлялся подбор
и отсев кандидатов, реальные вербовки и неявные вовлечения в реаль-
ную экстремистскую и террористическую деятельность.
На сайте «Большая игра. Сломай систему» были размещены:
— инструкции по изготовлению муляжей взрывных устройств, ради-
оуправляемых гирлянд из больших петард («Самопал своими руками»);
— фотоотчеты игроков о реально совершенных действиях.
57
ПОД МАСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
К уголовной ответственности в Российской Федерации привлечен
ряд лиц именно в связи с непосредственным участием в «Большой игре»
и фактическим выполнением действий, подпадающих под ту или иную
статью Уголовного кодекса.
Анализ сайта «Большая игра. Сломай систему» позволил сделать сле-
дующие выводы:
— во-первых, сайт был создан за рубежом с участием носителей рус-
ского языка (использование молодежного сленга) и английского языка.
— во-вторых, сайт охватывал аудиторию не только в России, но и в
Восточной Украине.
— в-третьих, сайт был рассчитан на молодежную аудиторию, исполь-
зовался как инструмент для количественного и качественного опреде-
ления репрезентативной группы, потенциально готовой к насильствен-
ным действиям в отношении представителей и органов власти.
Ультранационализм использовался лишь в качестве ширмы или «спу-
скового механизма». Основная цель сайта — запуск механизма эскала-
ции насилия в отношении властных структур. В качестве территорий-
мишеней объективно фиксировались крупные областные центры, хотя
«знаки Сварога» встречались и в столицах.
На сайте использовались технологии, ранее применявшиеся в ходе
«оранжевой революции» на Украине и «тюльпановой революции» в Кир-
гизии:
— театрализованные, карнавальные эффекты; расчет на основную
движущую силу — молодежь (фактически устанавливаются потенциаль-
ные группы активистов);
— акцент на националистической мотивации; создание эффекта то-
тального присутствия (вследствие размещения знаков и надписей в хо-
рошо просматриваемых публичных местах, на денежных знаках);
— использование таких приемов, как шельмование публичных лиц,
создание так называемых черных списков (подробно описано в посо-
бии Дж. Шарпа по организации «бархатных революций», которые ак-
тивно использовались в Югославии и на Украине) [8];
— настоятельно рекомендовалась тактика «пчелиного роя», т. е. орга-
низация множества «мелких укусов», каждый из которых незначителен,
но их массовость и системность могут дестабилизировать структуры,
обеспечивающие общественный порядок;
— пошаговые действия, подводящие к готовности прямого насилия
в отношении государственной власти (например, разлить и поджечь
бензин на входе в избирательный участок), а также различных групп
граждан (забросать петардами торговый киоск, предварительно подпе-
рев дверь).
Проект «Большая игра. Сломай систему» представляется частью под-
готовки более масштабного проекта, направленного на дестабилизацию
ситуации не только в нашей стране и камуфлированного под ультрана-
ционалистическое молодежное движение. Его дальнейшую реализацию
мы увидели сначала на Евромайдане 2013–2014 гг., потом — в политиче-
ской практике Украины.
58
ИГОРЬ СУНДИЕВ
4
Взрывной рост популярности социальных сетей, появление множе-
ства сетевых контркультур, сетевого фольклора и множества сленгов
породили особую форму — ARG суицидальной направленности. Все, кто
проводил «интернет-расследования», а также «интернет-историки» дати-
руют появление «ВКонтакте» сети «групп смерти» — f57, εκρε ́ ψυχε ́,
«Море китов», «Тихий дом» самоубийством Рины Паленковой (настоя-
щее имя Рената Камболина, 16-летняя студентка колледжа из Уссурий-
ска) в ноябре 2015 г.
Незадолго до самоубийства Рина опубликовала свое селфи на фоне
поезда с подписью «Ня.Пока». А вскоре легла на железнодорожные пути.
На наш взгляд, триггером кампании стала книга «50 дней до моего само-
убийства», написанная «Стейс Крамер» (Анастасией Хохловой из Астра-
хани) и выпущенная издательством АСТ.
Книга написана очень понятным для девочек-подростков языком.
Она является камертоном, по которому настраивается психологическое
состояние подростка для последующих суицидальных действий. Но
книга — это только начало. После нее у подростка появляется желание
больше узнать на эту тему, как и было запланировано. В игре в «синие
киты» 50 заданий, в книжке — 50 дней...
Создатели «киберсекты» «f57» совместили мифологию нетсталкинга1
с темой суицида и начали раздавать квесты подросткам. Задания — раз-
гадать таинственные шифрограммы, сделать и прислать тематический
фан-арт и сигны, найти определенный контент в Сети. И, наконец, при-
слать фотографии с изрезанными венами или организовать в Periscope
прямую трансляцию собственного «самовыпила». Все это быстро транс-
формировалось в ARG (Alternate Reality Games) — игры в альтернатив-
ной реальности. За основу были взяты старые игры на тему нетсталкин-
га — «Инсайдеры», «Тихий дом», «Семеро», «1642». Для большего антуража
игрокам присваивались номера — именно в такой последовательности
они якобы должны были «посетить Тихий дом». И, чтобы ARG выглядела
реалистично, размещали на стене репосты со страничек настоящих са-
моубийц, подписывая номерами. Новых адептов вербовали через рекла-
му в пабликах с депрессивным содержанием и развивали собственные
проекты вроде «δεлый киτ» и «Скорби, душа моя» — группы, где подрост-
ки делились своими психологическими проблемами.
Анализ количества и возрастных характеристик подписчиков наибо-
лее популярных суицидальных сообществ в социальной сети «ВКонтакте»
(«Синий кит», «Разбуди меня в 4.00», «Алиса в стране боли») показал, что на-
ибольший интерес к «группам смерти» проявляют пользователи 15–16 лет.
1
«Нетсталкинг» (англ. net stalking — интернет-сталкерство, назойливый поиск в Сети) — поиск
в Сети мистики, теорий мирового заговора, прячущихся в коде Всемирной паутины, и подобной
криптофантастики. Основная концепция данного «верования» заключается в том, что в недрах Сети
существует «глубинный Интернет», содержащий различную страшную для человеческого сознания
информацию. Чем глубже погружаешься в Сеть, тем больше соприкасаешься с мистическим миром,
где цифры, формы и смыслы теряют свое значение. Самый нижний с лой — тот самый «Тихий дом»,
куда, согласно данной концепции, уходят души мертвых и уже не возвращаются.
59
ПОД МАСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
«Куратор» искал потенциальных «игроков» по размещенным на их
страницах записям с такими хэштегами, как #синийкит, #морекитов,
#куратор, #кураторжду и др. Такая форма вовлечения в «игру» свиде-
тельствует о желании потенциального игрока принять в ней участие.
Мотивы могут иметь традиционный для подростковых самоубийств
характер (отсутствие заботы со стороны родителей, неразделенная лю-
бовь и т. п.).
Количество выполняемых «игроком» заданий, как правило, составля-
ло 50; но имеются свидетельства, что их может быть значительно мень-
ше. Это может зависеть от личностных особенностей «игрока» и ситуа-
тивных факторов, оказывающих влияние на принятие им решений.
Задания можно разделить на несколько групп.
Первая направлена на побуждение нанесения «игроком» себе телес-
ных повреждений — в основном речь идет о порезах, иногда имеющих
специфическую форму: кита, имени, слова. «Куратор» требует от игрока
фотоотчета о выполнении задания.
Вторая группа оказывает деструктивное влияние на сознание «игро-
ка». «Куратор» обязывает игрока вставать в ночью, когда родители спят,
и просматривать определенные аудиовизуальные материалы, реже — фо-
тоизображения, прослушивать специально подобранные музыкальные
композиции. Аудиоматериалы в основном относятся к стилю «ambient»,
который характеризуется наличием угнетающих однообразных моти-
вов без использования членораздельного вокала; а там, где вокал все же
имеется, он повествует об отсутствии смысла жизни, боли, предательст-
ве, утратах. Аудиовизуальные материалы и фотоизображения представ-
лены преимущественно шок-контентом (съемки хирургических опе-
раций, несчастных случаев, убийств, казней заложников и плененных
террористами2
) и депрессивно-угнетающим контентом (сюрреалисти-
ческие мрачные изображения, музыкальные клипы в стиле «ambient»).
Третья группа направлена на выполнение «квестовых» заданий в оф-
лайне: сделать «селфи» на высокой крыше или башне строительного
крана, пробежать перед приближающимся транспортным средством,
уйти из дома на определенное время. Последние две формы заданий
получили названия «беги или умри» и «24hourschalenge» соответст-
венно. Данная группа заданий призвана снизить страх «игрока» перед
смертельно опасной деятельностью, притупить инстинкт самосохране-
ния. А форма заданий, связанная с уходом из дома, ведет к обострению
конфликта «отцов и детей», что подкрепляет постулируемую «курато-
ром» идеологему о том, что игрока и его переживания может понять
только «куратор», и, как следствие, лишь «куратор» может помочь «игро-
ку» найти выход.
Четвертая группа заданий обеспечивает «куратору» контроль над
«игроком». Есть свидетельства о попытках выйти из игры, но для несо-
вершеннолетнего это оказывалось не просто. Данная группа заданий
2
Аккаунт социальной сети «ВКонтакте» под никнеймом «Рина Паленкова» содержал и записи
убийств, совершенных террористами.
60
ИГОРЬ СУНДИЕВ
направлена на получение «куратором» компрометирующей и личной
информации «игрока». Это могут быть обнаженные и иные «нелицепри-
ятные» фото, данные о месте жительства «игрока», его родственниках и
друзьях. Иногда «куратор» просит «игрока» перейти по определенной
ссылке для просмотра каких-либо материалов для определения IP-адре-
са точки доступа «игрока» в Интернет. В случае отказа «игрока» от даль-
нейшего выполнения предписаний «куратора» полученные сведения
используются для угроз и шантажа в виде обещаний причинить физиче-
ский вред близким и самому «игроку».
Пятую группу назвать таковой можно весьма условно, поскольку она
включает в себя лишь одно задание — непосредственно совершение су-
ицида.
При общении с «игроком» «куратор» акцентирует внимание на одино-
честве «игрока» в своих переживаниях, невозможности игрока «найти
свой путь» без помощи «куратора», на единственном счастье — возвра-
щении в «Тихий дом». В данном случае «кураторы» используют свойст-
венный современной молодежи страх не найти свой путь в жизни [5].
Социологи не первый год говорят о перенасыщении социальных сетей
деструктивным контентом, направленным на формирование у подрост-
ковой аудитории ощущения «ненужности», «никчемности» и отсутствия
перспектив развития.
Кроме того, в суицидальных сообществах были применены манипу-
лятивные техники, например, лишение сна — многократно апробиро-
ванные руководителями деструктивных сект и организаторами мошен-
нических психологических тренингов [1. C. 12].
Описанный механизм психологического воздействия «кураторов» на
подростков в игровой интерактивной форме проявил себя с некоторы-
ми отличиями в разных регионах страны. Он грамотно и изощренно
учитывает психологические особенности современных детей. Это сви-
детельствует о тщательно разработанном сценарии проведения данной
акции и существовании организационной базы для его проведения.
5
«Группы смерти» распространены не только в России и странах СНГ,
но и за рубежом. Закономерности их «сетевого поведения» в различных
странах имеют схожие тенденции, что видно на приведенном графике
(см. рис. 1). Для анализа с использованием АПК «Демон Лапласа» автора-
ми были взяты наиболее ассоциируемые с «группами смерти» иденти-
фикационные маркеры, а именно «f57», «синий кит» и их производные,
и переведены на португальский, английский, арабский языки. Сбор дан-
ных проводился в социальной сети Twitter.
Кривые, характеризующие португальский, испанский, английский
и арабский языковые сегменты Сети, имеют одну и ту же дату начала
вброса. Более того, «арабская» и «португальская» кривые схожи по фор-
ме, хоть и различны по значениям.
Еще больше сходство «португальской» и «испанской» кривых (см. рис. 2).
61
ПОД МАСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Рис. 1. Результаты анализа распространения идентификационных маркеров
в социальной сети «Twitter» (португальский, англоязычный и арабский сегменты)
Рис. 2. Результаты анализа распространения идентификационных маркеров
в социальной сети Twitter (португальский и испанский сегменты)
Данные особенности достаточно красноречиво говорят о наличии
централизации при организации информационного вброса о «группах
смерти» с использованием ботов, а также факторе внешнего контроля и
управления поддержанием интереса к феномену «групп смерти».
Как показала практика «групп смерти», игры в альтернативной ре-
альности могут использоваться не только в развлекательных или рек-
ламных, но и в деструктивных целях. Если можно убедить человека
покончить с собой, то что мешает сделать финальным заданием игры,
например, подрыв объекта критической инфраструктуры или отравле-
ние водозаборного узла, как это было в «Большой игре»?
62
ИГОРЬ СУНДИЕВ
Вероятно, в ближайшее время мы столкнемся с краудфандинговыми
преступлениями или даже краудфандинговым террором. Разведка, ре-
когносцировка местности, перевозка и доставка грузов, логистика — все
эти необходимые для совершения теракта функции можно делегиро-
вать ничего не подозревающим игрокам. Человек думает, что участвует
в интерактивном квесте, — а на деле используется террористами. Техно-
логия ARG подразумевает анонимность организаторов (так называемых
кукловодов) и непредсказуемость сценария, что открывает безгранич-
ные возможности для манипуляции.
Создатели ARG могут вовлекать в свои игры психологически уязви-
мых людей. В случае с «f57» игроками стали депрессивные подростки,
которых организаторы находили в специфических тематических груп-
пах. Форумы и социальные сети позволяют найти человека по любым
заданным параметрам и вступить с жертвой в переписку. Прямой фи-
зический контакт не нужен, игроком можно управлять удаленно. В этом
кроется еще одна особенность игр в альтернативной реальности: уже не
ты находишь ARG, а ARG находит тебя. В ARG могут оказаться вовлече-
ны посторонние люди и структуры: журналисты, блогеры, сотрудники
правоохранительных органов, активисты общественных организаций,
озабоченные родители. Они могут не планировать участвовать ни в
чем подобном, но случайно «провалиться» в так называемую «кроличью
нору»3
— по работе, из праздного любопытства или родительской озабо-
ченности.
6
Еще одна линия инфантицида 2.0 — #онижедети — технология ис-
пользования детей в протестной активности, порожденная Евромай-
даном и информационными возможностями «новых медиа». Наиболее
наглядный пример в нашей стране — протестные акции 26 марта 2017 г.
Цель –добиться появления московской (питерской) «детской небесной
сотни», после чего медийное давление не позволит никому из правящей
элиты участвовать в избирательном процессе. Попутно — использовать
детей в провокациях против представителей власти — a la «мальчик на
Арбате читает стихи» или «хоровое детское чтение Конституции на
Красной площади».
Инфантицид преследует три цели.
1. Демографическая обстановка в нашей стране только начала ста-
билизироваться, поэтому любые акции, направленные на физическое
уничтожение детей или их психологическое травмирование, — это рас-
чет не только на то, что эти дети станут жертвами и в последующем не
смогут стать активными членами общества, но и на то, что нынешние
потенциальные родители не станут заводить детей из-за страха за их
судьбу. Как результат — удар по демографической стабильности.
3
Кроличья нора (англ. — rabbit hole), или начало тропы (англ. — trailhead) — сообщение, веб-
страница или некая подсказка, которая вовлекает в игру.
63
ПОД МАСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
2. Мощнейший травмирующий удар по общественному сознанию.
3. Создание рекрутинговой базы террористических и экстремистских
организаций.
Следующий новый тренд — ингамаси, т. е. одиночка или небольшая
группа террористов, действующих автономно в выборе времени, места
(как правило) и орудий уничтожения. В основе тренда ингамаси лежат
постоянно совершенствующиеся сетевые и поведенческие технологии.
Главный принцип ингамаси — человек должен сам созреть для соверше-
ния теракта, сам выбрать доступное для себя оружие, место и время. «По-
могают» в созревании бевика-ингамаси и выборе средств «собеседники»
по социальным сетям.
Первичный отбор бойцов-ингамаси ведется в автоматическом режи-
ме по месту, роли, степени и направленности уже имеющейся радика-
лизации. После уточнения психологического профиля на основе тех-
нологий «больших данных» начинается индивидуальная подготовка
(«накачка») к действию конкретного персонажа, приуроченного либо
к конкретной дате, либо как ввод в общее поле «насыщающего террора»4
в стране-мишени. Технология ингамаси начала активно формироваться
на основе использования локального опыта палестинской «интифады
ножей», но современные информационные возможности сетевых тех-
нологий быстро вывели ее на глобальный уровень.
Практически одновременно технология ингамаси стала развивать-
ся и в русле радикального ислама, и в русле ультранационализма (фа-
шизма). Первый крупный двойной теракт в стиле ингамаси совершил
А. Брейвик 22 июля 2011 г. в Осло и на острове Утейа, в результате кото-
рого погибли 77 человек и 151 — получили ранения.
В 2016 г. в технологию ингамаси добавился новый способ «уничто-
жения неверных (биомусора)» — использование тяжелых грузовиков,
врезающихся в праздничную толпу.
В нашей стране характерным для ингамаси терактом можно считать
нападение на приемную ФСБ в Хабаровске 21 апреля 2017 г., в результа-
те которого погибли сотрудник ФСБ и переводчик. Нападавший, 18-лет-
ний А. Конев, был ликвидирован. Существенен ряд предшествующих
фактов: в общении с собеседниками по соцсетям он за сутки до теракта
сообщал, что «собрался в последний путь», а ранее — участвовал в сете-
вой игре, где подробно разбирался сценарий нападения на приемную
ФСБ.
Важный момент: ингамаси нельзя отождествлять с суицидальным тер-
рором: значительная часть боевиков-ингамаси в странах Европы либо
успевали скрыться с места преступления, либо спокойно сдавались по-
лиции.
4
Насыщающей террор — доступный относительно бедному и технологически отсталому субъек-
ту деструктивного действия метод ведения войны против страны богатой, технологически развитой
и благополучной. Он заключается в проведении многочисленных террористических атак сначала
против мирного населения, а затем, спустя относительно длительный промежуток времени, против
объектов критической инфраструктуры.
64
ИГОРЬ СУНДИЕВ
7
Высокая скорость разработки новых деструктивных технологий, их
«купажирование» затрудняют возможность выработки эффективной го-
сударственной концепции их противодействию в традиционном кон-
тексте. Необходимо искать концептуально новые формы борьбы с со-
знательной деструкцией социума.
Как показывает мировой опыт, тактически противодействовать де-
структивным технологиям в «гибридных войнах» можно и нужно по
двум основным направлениям. Первое связано с тем, что в когнитив-
ном и поведенческом оружии основу составляет информационная
компонента. Соответственно, противодействие ему должно быть ин-
формационным. Второе направление — контроль и минимизация ин-
фраструктурной и ресурсной баз субъектов применения деструктивных
технологий. В первую очередь речь идет о пробелах в законодательстве
государства, дающих возможность использовать эти технологии и не
позволяющих правоохранителям эффективно с ними бороться. Кроме
того, это организационные ресурсы субъектов, использующих деструк-
тивные технологии: от отдельных инсургентов и террористов до вирту-
альных и реальных социальных организаций — как отечественных, так
и зарубежных. Ни одна террористическая организация (а именно они
являются видимыми субъектами «гибридных войн») не может обойтись
без финансовых ресурсов. Выявление каналов финансирования означа-
ет контроль и нейтрализацию возможности использования деструктив-
ных технологий.
Стратегическое противодействие обязательно предполагает разра-
ботку концептуально новых форм борьбы с сознательной деструкцией
социума.
Литература
1. Амелина Я. «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России : аналитический
доклад / Кавказский геополитический клуб. М. : Издатель А. В. Воробьев, 2017.
2. Будущее образования: глобальная повестка : доклад. 2016. –http://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_
ru_full.pdf (дата обращения 25.07.2017).
3. Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Принцип домино»: мировая политика на рубеже веков. М. :
Канон+, 2016.
4. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Теория и практика социальной деструкции (на примере «цвет-
ных революций»). М. : Институт экономических стратегий, 2014.
5. Тридцать фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Young Space. — http://
youngspace.ru/faq/issledovanie-molodezhi/sberbank-issledovanie-molodezhi/ (дата обращения: 17.06.2017).
6. Arguilla J., Ronfeld D. The Advent of Netwar. Santa-Monica (CA) : Rand, 1996.
7. Marighella C. Mini-Manual of the Urban Guerrilla. Montreal (QC) : Abraham Guillen Press, 2002.
8. Sharp G. The Methods of Nonviolent Action. Boston : Porter Sargent, 1973.
Заказать seo поисковую оптимизацию сайта, Заказать услуги по продвижению сайта По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин [b]pokras7777[/b] [url=http://seoprofisional.ru/index.php?route=product/category&path=75][b]Аренда выделенных серверов по приемлимым ценам[/b][/url] Раскрутка сайта под ключ