Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   22832  | Официальные извинения    962   96272  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    231   77660 

«Лузер» апостол Павел

 56  26340

Первый экзистенциалист Се­рен Кьеркегор был «не как все», по существу вел затвор­нический образ жизни и считал жизнь обывателей лицемерным прозябани­ем. Да, Кьеркегор был вполне обеспе­чен: отец, торговец чулками, оставил ему приличное состояние. И, тем не менее, то, что принято считать преус­певанием и жизненным успехом, не­совместимо с его представлением о смысле жизни. «Был ли апостол Павел государственным служащим? — пишет в дневнике Кьеркегор. — Нет. Имел ли он выгодную работу? Нет. Зарабатывал ли он большие деньги? Нет. Был ли он женат и производил ли на свет детей? Нет. Но ведь тогда выходит, что Павел не был серьезным человеком!».

Этот парадоксальный вывод датча­нина Кьеркегора через 150 лет полу­чил новое звучание, поскольку в гла­зах современной молодежи апостол Павел, предстает, безусловно, «лузе-ром». Но с другой стороны, было бы наивным клеймить молодых прагма­тиков, противопоставляя их поведе­нию мученичество первых христиан. В основании убежденности совре­менников в том, что материальное богатство и социальный статус опре­деляют «качество жизни», лежит ход европейской, а теперь уже и мировой истории. В этом контексте образо­вание также осознается как средство обретения материального богатства и высокого социального положения.

То, о чем пишет Кьеркегор, — суть культурной ситуации, которая стала нормой в современной России. Но ее нельзя мерить одной меркой. Здесь сплелись многие тенденции развития «цивилизованного общества», кото­рым не год-два и даже не двадцать лет. Россия, как это бывало и раньше, спо­собна многое доводить до крайности, до гротеска. Но корни сложившейся ситуации уходят в XX и даже в ХК век, когда достигло расцвета так называе­мое «буржуазное общество», которое в то же время является «массовым об­ществом» со свойственной ему «мас­совой культурой».

В книге «Идея культуры» В. М. Ме-жуев пишет, что философия является «самосознанием человека в свободе», политической и духовной. А пото­му расцвет философии приходится на две эпохи — античность и Новое время, отмеченные переходом от ти­ранических режимов к демократии и гражданскому обществу2. Отметим,однако, что демократия демократии рознь. И античная демократия как власть народа постоянно срывалась в охлократию как власть толпы, за что демократию и не одобряли Сократ и Платон. Оговорюсь, что абстрактное восхваление демократии как цели развития — атрибут любого обще­ственного преобразования XX — XXI веков. Другое дело, чем оборачивают­ся такого рода преобразования. Речь идет не о злом умысле и амбициях по­литиков, что, конечно, имеет место, а о противоречивости самого демокра­тического устройства, что нагляднее всего проявилось в «гражданском об­ществе» наших дней.

Если философия, искусство, вся культура Возрождения проникнута богоборческими мотивами, возвели­чиванием человека с его творческой мощью, то Новое время — это возвы­шение и уравнивание людей, прежде всего, в политических правах. Неда­ром В. М. Межуев подчеркивает два аспекта свободы в гражданском об­ществе — политический и духовный. А предпосылка духовной свободы — всеобщее образование, в связи с чем стоит напомнить, что уже в 1763 году в Пруссии указом Фридриха Велико­го был принят закон об обязательном образовании, а в 1852 году Массачу­сетс стал первым из американских штатов, который ввел закон об обяза­тельном образовании в его современ­ной форме.

Понятна аристократическая реак­ция на уравнивание граждан в досту­пе к благам цивилизации. Но почему Н.А. Бердяев уже в ХХ веке заговорил о возврате к «новому Средневековью» для спасения высокой культуры? По­чему в период между двумя мировыми войнами Х. Ортега-и-Гассет пишет из­вестную книгу «Восстание масс», где негативно оценивает не античный охлос, а «массу» как характерное яв­ление своего времени?1

Три начала сделали возможным эту новую реальность, пишет он, — ли­беральная демократия, эксперимен­тальная наука и современная про­мышленность. В этой триаде ничто не рождено XIX веком, но все унасле­довано от двух предыдущих столетий. Но важно вникнуть в ее неумолимые следствия. Либеральная демократия, отмечает автор «Восстания масс», была результатом титанических уси­лий людей, объединенных целями, убеждениями и идеалами. Но плода­ми этих достижений теперь пользу­ется «массовый человек» с «массовой душой», главная черта которого — за­урядность. Никогда еще рядовой че­ловек, продолжает Ортега-и-Гассет, не утолял с таким размахом свои жи­тейские запросы. И, будучи «потреби­телем» достижений цивилизации, он переносит на себя их достоинства.

Напомним, что эта книга была на­писана в первой половине ХХ века, когда еще не сложились стандарты об­щества «всеобщего потребления». Но в преддверии этой реальности испан­ский философ говорит о таких пси­хологических чертах «массового че­ловека» как беспрепятственный рост жизненных запросов и безудержная экспансия собственной натуры[1]. По­нятно, что такова психология не всех, но большинства в современном обще­стве, и формируется она самим про­мышленным производством, на кото­рое как на величайшее благо указывает Оргета-и-Гассет. Если средневековый мастер создавал свои произведения для немногих, то промышленность XX—XXI веков рассчитана как раз на массу, культивируя у этой массы со­ответствующие потребности, без ко­торых ее постигнет крах. Здесь перед нами та же противоречивая ситуация, как с уже упомянутой демократией. В борьбе за достоинства мы плодим недостатки. Демократизация бытовой культуры оборачивается потребитель­ством, а свобода — индивидуализмом.

Странной и нелепой кажется се­годня борьба советских времен про­тив мещанства. Но послушаем врага советской власти Д. Мережковского, который сходится с великим русским демократом Герценом в противо­стоянии меркантилизму, культиви­руемому буржуазным обществом. «Мещанство победит и должно по­бедить, — пишет Герцен в 1864 году в статье «Концы и начала». — Да, лю­безный друг, пора придти к спокой­ному и смиренному сознанию, что мещанство — окончательная форма западной цивилизации»4.

Мещанин происходит от польско­го mieszczanin, что буквально значит «горожанин». Мещанин, гражданин и горожанин — изначально имеют одно содержание. Но в XIX веке у слова «ме­щанин» появился определенный эти­ческий смысл, который имеют в виду Герцен и Мережковский. Мещане — не просто те, кто живут и работают в городе и пользуются благами цивили­зации. Вспомним, как рвались в совет­ские времена из деревни в город, где было водоснабжение с электричест­вом, магазины и кинотеатры. Меща­нин — скорее, тот, кто сосредоточил внимание на самих вещах. И это не просто стремление к налаженному быту. Не предосудительно желание хорошо жить. Но уже Герцен, наблю­дая европейских обывателей, конста­тирует, что желание «хорошо жить» стало у них смыслом этой самой жиз­ни. А сегодня «безудержная экспансия натуры» мещанина проявляет себя че­рез освоение «современной» техники и модных «трендов», вплоть до спо­собов общения, которое создает впе­чатление полноты жизни и развития индивида на фоне его заурядности.

Еще более резко характеризует сло­жившуюся ситуацию Ортега-и-Гассет, когда говорит о современной «тира­нии пошлости». Специфика нашего времени, пишет он, состоит в том, что посредственность, полагая себя неза­урядной, «провозглашает и утвержда­ет свое право на пошлость, или, дру­гими словами, утверждает пошлость как право»5. А итогом является абсур­дное состояние духа, в котором пре­бывает масса: больше всего ее заботит собственное благополучие и меньше всего — его истоки, включая развитие способностей.

Пошлость мещанского сознания не только и не столько в непристой­ностях, хотя и это сегодня в большой моде. Пошлость проявляется в агрес­сивном отрицании духовной сторо­ны жизни или ее скептическом при­нижении в пользу полноты телесной жизни и материального благополу­чия. «Пошляком» в свое время называ­ли того, для кого любовь лишь физио­логические отношения между полами. Но пошлость еще и уверенность в том, что все на свете можно купить, воп­рос только в цене, что деньги не пах­нут, и учиться нужно для того, чтобы хорошо зарабатывать. А для чего же еще? Многие скажут, что так устроена теперешняя жизнь, и будут правы. Но кто-то идет против течения, считая неподлинным то, что большинством воспринимается как норма. Так было не только у Кьеркегора. Так было и у ныне почти забытого сегодня Макси­ма Горького, который в свое время пи­сал: «Мещанин любит иметь удобную обстановку в своей душе. Когда в душе его все разложено прилично — душа мещанина спокойна»6. Удобство — цель такой жизни. Терпеть неудобство ради иных целей — глупость. Времен­ное неудобство как развлечение или спорт — другое дело.

 

Массовая культура через СМИ созда­ет шаблонный обезличенный типаж «успешного индивидуалиста», который воспринимается миллиардами людей по всему миру. Но Горький, который сам писал под псевдонимом, считал неподлинной ситуацию, когда в центр мира, сознательно или бессознательно, ставится индивид с его эгоистической потребностью. Мещанин, пишет Горь­кий, «способен возвести свою зубную боль на степень мирового события»[2]. Аналогичный образ у Ф. М. Достоев­ского. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?» — задает риторичес­кий вопрос герой «Записок из подпо­лья»: «Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить»[3].

Бытовая потребность как центр мироздания — яркий образ писате­лей и публицистов на рубеже XIX—XX веков. Понятно, что не все так одно­значно, люди сложней и противоре­чивей, что сумел выразить, в частнос­ти, тот же Достоевский. Но речь здесь идет об определяющей тенденции. О тех новых тенденциях «массового общества», о которых в XIX веке пи­сали не только Герцен и Достоевский. По-своему восставал против заси­лья «последнего человека» Ф. Ницше. Ницшеанство эпатировало добропо­рядочных обывателей рубежа веков. Но не забудем, что пафос учения Ниц­ше — это протест против приземлен-ности человеческого существования. Противоречивый образ Сверхчелове­ка он противопоставляет здравомыс­лию большинства современников, которым незнакомы творческие по­рывы и возвышенные стремления.

1Нас становится все больше, тесно­та рождает неудобство и взаимное неприятие. Но причина не только в скученности. Равный завидует и даже ненавидит равного, способного до­стичь большего и получить больше. Это отношение к другому Фридрих Ницше, а потом Макс Шелер, назы­вали французским словом «ресен-тимент», для которого, как отмечал Шелер, нет эквивалента в немецком языке, кроме слова Groll — злоба. Но это не просто злоба, но удивительная смесь гордости и унижения, которую умел описать только Достоевский. Ф. Ницше считал, что это чувство всегда было присуще слабым, у ко­торых ощущение собственной не­полноценности рождает ненависть к сильному, к Сверхчеловеку. Но ре-сентимент имеет социальную при­роду. Он существовал не всегда и воз­никает там, где человек уже осознал себя равным другому. Это чувство не испытывают к другому по сословию, расе и пр. Там испытывают иные чувства. Ресентимент, подобный смердяковскому, это бессильная зло­ба и зависть к тому, кто равен тебе и одновременно непреодолимо нера­вен. Ведь лакей Смердяков — незако-норожденный сын Федора Карамазо­ва, который осознает свое равенство и одновременно неравенство с Ива­ном, Митей, Алешей, а потому нена­видит их особой ненавистью.

Ресентимент — порождение эпохи, провозгласившей равенство в нерав­ных условиях. Поэтому рост обще­ственного богатства не ликвидирует этих чувств и настроения, которые часто проявляются во взрывах внеш­не не мотивированной агрессии. Но стремление к равенству в мещанс­кой среде тоже противоречиво, по­скольку, завидуя более богатому сосе­ду, мещанин хочет всех и вся уравнять, а, с другой стороны, боится равенства, потому что он понимает это так, что и у него тоже убудет.

Что касается современной интел­лигенции, то явный или скрытый скепсис в отношении всего «высо­кого» — всякого рода альтруизма, героизма, стремления к истине и справедливости, у нее часто вполне сочетается с суррогатными формами духовности. И прежде всего, это опять же подмена духовного качества тех­ническим умением. Чтобы стать спе­циалистом, тоже нужно учиться. Но профессиональное занятие умствен­ной деятельностью не предполагает приверженности идеалам Истины, Добра и Красоты. Тем более, что те, кто объявляют себя носителями «высших идеалов», вполне мо­гут оказаться болту­нами и пошляками. Универсальное раз­витие и всесторон­няя образованность, таким образом, сме­няется узким профес­сионализмом. Если эпоха Возрождения нуждалась в интелли­генте как творческой индивидуальности, то в XX веке востре­бован тот, которого принято называть «интеллектуалом», то есть компетентным в определенной облас­ти специалистом.

На одном полюсе здесь, к примеру, Интернет как великое изобретение человечества, а на другом — соци­альные сети, которые сегодня стали пространством массового общения обывателей. На одном полюсе сим­волическая фигура Стива Джобса, а на другом — создатель «Фейсбука» Марк Цукерберг, история которо­го воссоздана в фильме Д. Финчера «Социальная сеть». В статье «Пустой нашего времени» журналист А. Ар­хангельский пишет: «"Настоящий человек", как его понимала культура, закончился. Человеком в рамках этой культуры считался тот, кто стремился стать больше себя и хотел, чтобы его за это уважали. Это "сверхценностное поведение" было мотивом не менее сильным, чем желание пищи и сна, и, как утверждал Фукуяма, двигало исто­рию вперед. Сегодня и такой человек, и такое поведение неэффективно и попросту не нужно, что и подтвержда­ет история Марка Цукерберга, осно­вателя Facebook, которому посвящен фильм "Социальная сеть"»[4]. Нельзя сомневаться в креативности Марка, но «феномен Цукерберга» в том, пи­шет Архангельский, что это «человек будущего без ДУШИ». История созда­ния Фейсбука показывает, что наш герой не то чтобы смеется, но в при­нципе не понимает, что имеют в виду, когда говорят «дружба», «честь» или «любовь». Это все равно как если бы трехмерное изображение упрекало двухмерное в том, что, мол, ты какое-то плоское. И в этой пустоте "имени Цукерберга", констатирует журна­лист, придется нам как-то жить[5].

Корни этой ситуации, опять же, уходят в XIX век. Евгений Базаров был «цукербергом» своей эпохи. К концу XIX века это стало умонастроением в среде научно-технической интелли­генции. А сегодня рассудочность ин­теллигентов, создающих передовые средства к жизни, и здравый смысл массы, их потребляющей, стали «трен­дом» массового общества. И такого рода суррогат богатства личности в глазах тех же людей —не недостаток, а достоинство.

Одной из причин суррогатнос-ти духовной жизни ХХ века Ортега-и-Гассет считал си­стему образования. Ведь в школе, ко­торой так гордились в XIX веке, позд­нее уже занимались не воспитанием души, а обучением навыкам и технике современного существования. В рабо­те «Дегуманизация искусства» он пи­шет: «Детей обучали тому, как наибо­лее интенсивно прожить свою жизнь, но не воспитывали готовности к осу­ществлению великих исторических задач; им насильно прививали гор­дость достижениями цивилизации и навыки управления современной тех­никой, но забыли о воспитании духа. Поэтому нашего современника и не интересуют духовные ценности»[6].

Компьютерная грамотность и зна­ние языков в наши дни все чаще оказы­ваются не предпосылкой культурного развития, а, опять же, суррогатом, в данном случае — образованности. Не существует общественных проблем, по поводу которых не высказывались бы банальности и произвольные суж­дения, выдаваемые нынче за ориги­нальность. Но, прежде всего, это ка­сается политики и философии. «Что сказали бы о том человеке, который, собираясь заняться математикой, — писал в свое время Герцен, — потребо­вал бы вперед ясного изложения диф­ференцирования и интегрирования, и притом на его собственном языке?

В специальных науках редко услыши­те такие вопросы: страх показаться невеждой держит в узде. В филосо­фии дело другое: тут никто не жени-руется (не стесняется)! Предметы все знакомые — ум, разум, идея и проч. У всякого есть палата ума, разума и не одна, а много идей»[7].

Отсутствие серьезной гуманитар­ной подготовки на фоне успехов есте­ственных наук закономерно рождает мнение о том, что смысл жизни — борь­ба за существование, суть общения в об­мене информацией, а душа весит шесть граммов. Такого рода «общее мнение» в пространстве массовой культуры — заменитель идеи, знания и убеждения. Даже дипломированный специалист в отсутствие универсального образо­вания и общей культуры будет декла­рировать вам подобные «взгляды» от имени современной науки, зачастую в самой агрессивной форме. «Раз на­всегда освящает он, — пишет по дан­ному поводу Ортега-и-Гассет, — ту ме­шанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека»13.

В сложившихся условиях мышле­ние заменяется говорением, а манипу­лирование терминологией повсемес­тно осознается как творчество. Герцен отмечал, что дилетанты всегда искали легких путей в науке и жаждали быст­рого успеха. Сегодня востребованы диссертации, где философией ока­зывается софистика, способная при отсутствии содержания впечатлять «языковой игрой». В свою очередь, это востребовано педагогической прак­тикой, где азами цивилизованности в условиях инфляции слова оказывает­ся умение много говорить

Один из итогов борьбы за демокра­тию — убежденность каждого в том, что у него есть право голоса. Его точ­ка зрения должна быть учтена и ниг­де не забыта. Но в духовной культуре это дает еще один неожиданный ре­зультат, оборачиваясь релятивизмом, когда в науке, философии, искусстве идет борьба с «репрессивностью» ка­нонов. У каждого свое мнение, свой вкус, своя истина, в общем, все отно­сительно. О том, что «все относитель­но», заявляют как о чем-то нетриви­альном, не подозревая, что эта мысль просто носится в воздухе.

Такая «вкусовщина», замечал Герцен более ста лет назад, так­же связана с вопиющим эгоизмом. «К философии приступают с своей маленькой философией; в этой ма­ленькой домашней, ручной филосо­фии удовлетворены все мечты, все прихоти эгоистического воображе­ния. Как же не рассердиться, когда в философии-науке все эти мечты бледнеют перед разумным реализ­мом ее!»[8]. Последние слова Герцена замечательны тем, что характеризу­ют нашу сегодняшнюю ситуацию в гуманитарном образовании, где от­сутствие знаний и понимания «фи­лософии-науки» выдают за свою точку зрения, собственное мнение по данному вопросу. Всеобщая гра­мотность позволяет каждому судить, решать, выносить приговор. В связи с этим не могу не привести пример из собственной практики. Студентка, которая не смогла сказать что-либо связное о Людвиге Фейербахе, тут же заявила, что у нее есть собственное мнение, и мы в данном случае расхо­димся во взглядах. И действительно, знание и незнание, ум и глупость, — разве это не разные взгляды на мир?

Современник Ортега-и-Гассета пи­сатель Герман Гессе характеризовал ситуацию первой половины XX века как «фельетонную эпоху», которая, как мы видим, не завершилась в наши дни. При всех условностях и особен­ностях жанра «Игры в бисер» в рома­не просматривается та же идея, что и в «Восстании масс». Характеризуя «реформацию духовной жизни», на­чавшуюся в XX веке, Гессе отсылает нас к мнению героя романа некое­го Цигенхальса о том, что это была "мещанская" и приверженная глубо­кому индивидуализму эпоха. Согла­шаясь с Ницше в том, что уже в конце XIX века стал явным кризис культуры и западной цивилизации в целом, Ци-генхальс констатирует унылую ме­ханизацию жизни, глубокий упадок нравственности, безверие народов, фальшь искусства.

И на этом фоне добровольной ка­питуляции духа «пищей» большинс­тва стали фельетоны, в которых жур­налисты беспрерывно «болтали» о тысячах разных предметов. В ходу были многочисленные опросы, иро­низирует герой романа Гессе, когда «маститых химиков или виртуозов фортепианной игры заставляли вы­сказываться о политике, любимых актеров, танцовщиков, гимнастов, летчиков или даже поэтов - о преиму­ществах и недостатках холостой жиз­ни, о предполагаемых причинах фи­нансовых кризисов и так далее». После каждого происшествия, скандала и события в жизни известных людей, о чем люди узнавали тотчас же, читате­ли получали «уйму анекдотического, исторического, психологического, эротического и всякого прочего мате­риала по данному поводу; над любым происшествием разливалось море писанины, и доставка, сортировка и изложение всех этих сведений непре­менно носили печать наспех и без­ответственно изготовленного товара широкого потребления»15.

Поставщики этой чепухи прина­длежали не только к редакциям газет, но порой слыли писателями-худож­никами, принадлежали к ученому сословию, были известными препо­давателями высшей школы. Мы пора­жаемся, замечает Цигенхальс в «Игре в бисер», не столько тому, что нахо­дились люди, ежедневно проглаты­вавшие это чтиво, «сколько тому, что авторы с именем, положением и хо­рошим образованием помогали "об­служивать" этот гигантский спрос на ничтожную занимательность»[9].

Что касается науки, то в просвети­тельских целях «бандиты духовного поприща», читаем мы у Гессе, предла­гали обывателям, еще цеплявшимся за лишенное прежнего смысла «обра­зование», нечто вроде «благородного фельетона», в котором «какое-то коли­чество модных интеллектуальных сло­вечек перетряхивалось, как игральные кости в стакане, и каждый радовался, если одно из них с грехом пополам уз­навал. Люди слушали доклады о писа­телях, чьих произведений они никог­да не читали и не собирались читать, смотрели картинки, попутно показы­ваемые с помощью проекционного фонаря, и так же, как при чтении га­зетного фельетона, пробирались че­рез море отдельных сведений, лишен­ных смысла в своей отрывочности и разрозненности». Характерным при­мером деморализации духа, по мне­нию Гессе, стала мода на кроссворды, когда «тысячи людей, в большинстве своем выполнявших тяжелую работу и живших тяжелой жизнью, склоня­лись в свободные часы над квадратами и крестами из букв, заполняя пробелы по определенным правилам»[10].

Прошло почти столетие, но узна­ваемо все, о чем пишет Гессе. Хотя вместо газет, речь уже идет о систе­ме СМИ, включая Интернет, а вместо проекционного фонаря при чтении бессмысленных докладов использу­ют виртуальные презентации. Поос­тережемся видеть только комичную или сумасшедшую сторону этого за­нятия, пишет Гессе, и воздержимся от насмешек над ним. То, что Гессе назы­вает «фельетонной эпохой», форми­ровалось перед Первой мировой вой­ной, когда О. Шпенглер писал «Закат Европы». Люди уже чувствовали себя беззащитными перед смертью, бо­лью, голодом. «Фельетонная эпоха» в определенном смысле - попытка за­слониться от страха перед будущим, когда нет веры в завтрашний день.

1Сегодня ситуация изменилась, и в фельетонном мире живет не пере­пуганный, а преуспевающий обыва­тель, включая «сильных мира сего», которые могут не решать кроссвор­ды, но смысл жизни у них все тот же. Парадокс этой действительности еще и в том, что люди, получившие свой кусок, хотят еще большего. Но даже те, кто получает достаточно средств к жизни, от самой жизни получают не так уж много. «Массовый человек» разгадывает кроссворды, смотрит развлекательные передачи и даже ищет острых ощущений, потому что на серьезные вещи после трудовой рутины нет душевных сил.

В свое время Ф. Достоевский отве­тил юному Д. Мережковскому: «Что­бы хорошо писать, - страдать нуж­но, страдать!» И речь, конечно, шла о страдании, которое сродни состра­данию - социальному чувству, кото­рое отличает только людей. Чтобы его в себе взрастить, необходима ду­шевная работа. Но сегодня страдание у большинства ассоциируется не с ду­шевной, а с физической болью. Так ус­троено современное общество, в си­стеме координат которого и Сократ, и апостол Павел по сути - «лузеры». И нужен, конечно, мощный социаль­ный сдвиг, а не стенания, чтобы изме­нить эту логику. ♦

комментарии - 56
Faa 14 августа 2013 г. 16:01

Well madamacia nuts, how about that.

Toolesh 25 августа 2013 г. 15:33

Thanks for stnaritg the ball rolling with this insight. http://lzrnjzfbqiy.com [url=http://vzqovzifv.com]vzqovzifv[/url] [link=http://zbrbjfaroj.com]zbrbjfaroj[/link]

Shinichi 27 августа 2013 г. 2:28

Hey, you're the goto <a href="http://githycgorso.com">exptre.</a> Thanks for hanging out here.

Michael 3 сентября 2013 г. 6:30

Ah, i see. Well thta's not too tricky at all!" http://cjxgwhijdu.com [url=http://brjlyhkjz.com]brjlyhkjz[/url] [link=http://vcicrhye.com]vcicrhye[/link]

Ирина Лапшина. Магистр Наук . 1 ноября 2013 г. 18:07

Замечательная статья ! Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу роли и месте женщины в современном постмодернистическом информационном обществе.
Заранее Вам благодарна.

Luca 9 марта 2015 г. 13:08

Now I'm like, well duh! Truly thnkaful for your help.

DerrickMes 7 мая 2017 г. 22:26

Этот чай уникального пурпурного цвета, вот уже более шести тысяч лет выращивается в самых высоких горах на земле - Непале и Тибете и используется в разнообразных медицинских целях, а сейчас засчёт огромного набора полезных свойств заслуженно набирает популярность во всём мире.
Пурпурный чай - это мощнейший жиросжигатель, который к тому же препятствует возникновению новых отложений, превращая жир в энергию.
Официальный сайт: http://pur.bxox.info

Jamesstape 8 мая 2017 г. 11:23

АлкоБарьер – эффективное средство, которое выводит токсины из организма и устраняет тягу к спиртному. Янтарная кислота и фибрегам в составе АлкоБарьера выводят токсины из организма после приема алкогольных напитков и оказывают общеукпрепляющее действие. Уникальный растительный компонент - экстракт артишока – снимает психологическую зависимость от алкоголя.
Официальный сайт: http://alko.1stbest.info/

Shawnlag 29 августа 2017 г. 6:56

If you're looking for a superb self tanning product, I would advocate the L’Oreal Sublime Bronze Luminous Bronzer Self-Tanning Lotion.

Visit site: https://audiojungle.net/item/christmas-piano/19056234/

https://audiojungle.net/user/momentumofmelody/portfolio?ref=MomentumOfMelody
https://audiojungle.net/item/piano-inspiration/18285725?ref=MomentumOfMelody
https://audiojungle.net/user/ie_sound/portfolio?ref=IE_Sound
https://audiojungle.net/item/motivation-ambient-kit/19508793?ref=IE_Sound

Craiglag 29 октября 2017 г. 14:53

Приобрести можно на веб-сайте http://mangoo77.mangoosteen.com

Хотим предложить вам чудодейственное средство для снижения веса сироп Мангустина. При помощи него возможно избавиться от 10 кг за недели.

Растение гарциния растет в Азии. Плоды этого растения имеют потрясающие свойства. Во флакончике имеется более 20 плодов данного удивительного дерева. Плоды с растения мангустин помогают убрать чрезмерную липидную ткань. Также отлично влияют на человека в комплексе. Специфика изготовления средства, и специальная упаковка позволяют сохранить все полезные свойства мангостана.

Основным веществом сиропа Мангустина являются фрукты с дерева гарциния, в которых имеется огромное количество полезных микроэлементов. Благодаря компоненту окиси дифениленкетона, которое в больших количествах имеется во фрукте, значительно притормаживаются процессы окисления в организме. Ксантон считается одним из самых сильных антиокислителей. В плоде растения мангкут вдобавок содержатся разные витамины и элементы. Приобрести сироп Mangoosteen возможно на сайте http://mangoo77.mangoosteen.com.

StephenGor 2 ноября 2017 г. 4:57

http://www.avantguard.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=group.paiezco.ir%2Findex.php%3Fa%3Dprofile%26u%3Dhowardflann
http://sharingyourmemories.info/members/charissagoggin/activity/824063/
http://uhren-schmuck-schreml.de/services-view/glasgravuren/attachment/dsc00679/
http://www.parcelmotel.com/the-link-you-followed-is-invalid/?url=http://e.workle.website
http://zeus.fi-b.unam.mx/euler/view_profile.php?userid=4106852
http://www.iimorrow.com/__media__/js/netsoltrademark.php?d=At-Division.de%2Findex.php%3Fmod%3Dusers%26action%3Dview%26id%3D76416&
http://dw-bacon.com/cw/2016/02/29/room-wear/
http://m.foghop.com/profile/juliehaigle
http://ozjapan.net/__media__/js/netsoltrademark.php?d=Www.Tccd.biz%2F__media__%2Fjs%2Fnetsoltrademark.php%3Fd%3Dwww.katalogi.ksa.pl%2Findex.php%3Fa%3Dstats%26u%3Dbernardleonski%26
http://econom-autoprokat.by/user/IVVChau30256502/
http://kiehlmann.co.uk/User:BaileyRitter1
http://studiothink.org/__media__/js/netsoltrademark.php?d=Freegameshd.com%2Findex.php%3Ftask%3Dprofile%26id%3D237275
http://cocha.net/__media__/js/netsoltrademark.php?d=www.katalogi.Ksa.pl%2Findex.php%3Fa%3Dstats%26u%3Dhuldaangliss394
http://www.katalogi.ksa.pl/index.php?a=stats&u=sophiadelee1
http://secretgirlgames.com/profile/lfzchu7290

RandyMal 21 января 2018 г. 20:59

[b]Extrusion Blow Moulding

Forex Tools
[/b]
[b]Go to Site: -->[/b] http://t.co/bhVIOc6bGg


http://imp-mebeli.ru

RandyMal 23 января 2018 г. 14:14

[b]Body

Forex Guide
[/b]
[b]Go to Site: -->[/b] http://t.co/TosQeHhLBB

Jeffreyuntof 22 февраля 2018 г. 19:46

Консоли http://workle.website/5q

SusanCiz 16 марта 2018 г. 20:28

Кредит наличными в ОТП Банке: http://workle.website/71

kamagra vs kamagra gold 30 марта 2018 г. 1:58

kamagra 100mg oral jelly suppliers india
<a href="http://kamagradxt.com/">kamagra 100mg oral jelly side effects</a>
kamagra usa website
[url=http://kamagradxt.com/]kamagra 100mg[/url]
kamagra store info erfahrungen
http://kamagradxt.com/
kamagra4uk review

Dwightgot 21 апреля 2018 г. 21:08

заказать поисковое продвижение сайта логин в скайпе SEO - PRO1

ScottFlaky 25 апреля 2019 г. 15:56

НЕ УПУСТИ ШАНС РАЗБОГАТЕТЬ НА 7 000 000 ?
СТУДЕНТ ВХОД 100 РУБЛЕЙ ВЫХОД - 699 600 ?
СТАЖЁР ВХОД 200 РУБЛЕЙ ВЫХОД - 1 399 200 ?
МЕНЕДЖЕР ВХОД 300 РУБЛЕЙ ВЫХОД - 2 098 800 ?
ДИРЕКТОР ВХОД 400 РУБЛЕЙ ВЫХОД - 2 798 400 ?
НОВЫЙ ТАРИФ "БОСС" ВХОД 1500 РУБЛЕЙ ВЫХОД - 7 000 000 ?

ПАССИВНЫЙ ЗАРАБОТОК - "приглашать" и пр. никого не надо!!!
[url=http://v.ht/Nam8/]Show more>>>[/url]
https://www.instagram.com/esif22/

DavidIDOTH 9 июня 2019 г. 23:48

Избавит от грибка всего за 20 дней и не допустит повторного заражения, благодаря комплексу из натуральных масел и лекарственных растений.
Наш сайт: https://ljvgzmqd.morningeverning.com

Алексей 3 сентября 2019 г. 13:49

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 200-42-35 Алексей.


Мой комментарий
captcha