Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   22881  | Официальные извинения    962   96418  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    231   77746 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И ВЛАСТЬ: КАЗУС В. ГЮГО

Виктор Мари Гюго (1802 – 1885 гг.) – знаменитый французский писатель XIX века, яркий представитель романтического направления в европейской художественной культуре, кавалер орден Почетного легиона (1825) и член Французской академии, ряды которой он пополнил в 1841 году. Недавно мир отметил 220-летний юбилей со дня его рождения. 

Изучение общественно-политических взглядов и деятельности этого замечательного автора выводит нас  на важную проблему взаимоотношений интеллектуалов и власти в Западной Европе нового времени. Он интересен не столько как писатель, сколько как общественный и даже политический деятель Франции, постоянно рефлексировавший над сложной судьбой Франции в богатом на политические режимы XIX веке.  

В отечественной и даже отчасти зарубежной историографии В. Гюго рассматривают больше в контексте литературоведческих исследований, а не социально–политической истории Франции нового времени. Так до сих пор в нашей стране не появилось ни одного исследования, в котором Гюго представал как общественный деятель, в котором исследовались бы его общественно–политические взгляды [5. С. 6]. Между тем Гюго оставил свой след в политике: он был пэром Франции в годы Июльской монархии (с 1845 по 1848 гг.), членом Учредительного и Законодательного собраний в годы Второй республики (1848–1852 гг.), депутатом Национального собрания (1870 г.) и сенатором (с 1876 г. ) в годы Третьей республики.

Политические пристрастия родителей Гюго существенно отличались. Если отец дослужился до генерала наполеоновской армии и был верен Империи, то его мать всю жизнь была убежденной роялисткой. 

Отец Виктора Жозеф–Леопольд–Сижисбер Гюго (1773–1828) был выходцем из лотарингских крестьян, во время революционных войн периода Французской революции конца XVIII века пошел на фронт добровольцем. Благодаря отваге он быстро выдвинулся на первый план в революционной армии и дослужился до звания генерала армии императора Наполеона. Жозеф–Леопольд–Сижисбер также получил титул графа из рук неаполитанского короля Жозефа Бонапарта, которому служил в Неаполитанском королевстве [11. P. 7]. Поскольку Жозеф–Леопольд Гюго по долгу службы много лет прослужил комендантом сначала в Италии, а затем в Мадриде, то с детства Виктор много путешествовал по миру.

Мать Виктора Гюго Софи Франсуаз Требюше (1772–1821), происходила из рода бретонских мореплавателей и судейской бюрократии. Ее отец был зажиточным капитаном корабля, линия матери восходила к нотаблям г. Нант. После революции конца XVIII в. она оставалась убежденной роялисткой и католичкой. Софи привила сыну любовь к традиционным ценностям и почтение к католической церкви и старой монархии, что отразилось на начальном этапе творчества В. Гюго [11. P. 14]. Возможно, это стало следствием фактического развода родителей и того, что Виктор остался жить с матерью в Париже. В первой половине 20–х гг. XIX в. его взгляды оставались роялистскими.

 

2

Так, с декабря 1819 года В. Гюго начал издавать журнал «Литературный консерватор» (Leconservateur litteraire) в подражание своему кумиру юности Франсуа Рене де Шатобриану – известному консерватору, в начале 1820 г., активно сотрудничавшему с одноименной газетой «Консерватор». В своих ранних работах В. Гюго предстал как лояльный роялист и энергичный сторонник заново воцарившейся династии Бурбонов. В феврале 1820 года в «Литературном консерваторе» была опубликована ода «На смерть герцога Беррийского», убитого в результате удачного покушения рабочего Луи Лувеля. Благодаря этому Гюго привлек внимание и благосклонность королевского двора [8. P. 17].

В своем первом, опубликованном в 1822 году, сборнике стихов «Оды» Гюго воспевает легитимизм и симпатизирует католикам. Он критикует французских просветителей XVIII в., а также взращенную их философией революцию 1789 года. Гюго прославляет силы контрреволюции, в частности идеализируемое им Вандейское восстание крестьянства, критикует императора Наполеона I («Он лишь палач, он не герой») [15. P. 12], воспевает дореволюционные порядки средневековой Франции. В 1825 г. В. Гюго получает орден Почетного легиона из рук короля Карла X. В те годы Гюго обласкан легитимистской властью; чувствуется консервативное влияние матери на сына. 

Уже с середины 20–х гг. XIX в. можно заметить постепенную эволюцию в сторону демократизма. Как написал В. Гюго в предисловии к изданию 1853 года сборника «Оды и баллады», «Из всех лестниц, ведущих от мрака к свету, самая трудная для восхождения… следующая: родиться аристократом и роялистом — и стать демократом» [2. С. 514].

В драме «Кромвель» (1827) Гюго уже выказывает интерес к революционным событиям Англии XVII века, а в драме «Марион Делорм» (1829) резко бичует бесчеловечие абсолютизма [3. С. 184]. Возможно, это было связано с воцарением Карла X – признанного реакционера, одного из идеологов «белого террора» первых лет Реставрации, - и подъемом либеральной оппозиции в годы его царствования. 

Во второй половине 20–х гг. Гюго поиски новых форм в литературном творчествеприводят Гюго в стан либеральной оппозиции режиму Июльской монархии. Уже в 1827 году он стал председателем либерального литературного кружка французских романтиков «Сенакль», который объединил такие разные фигуры, как Альфред де Виньи, Александр Дюма, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Шарль–Огюстен Сент–Бёв, Альфред де Мюссе, Жерар де Нерваль, Теофиль Готье и ряд других. «...Литературная свобода – дочь свободы политической. Этот принцип есть принцип века, и он восторжествует» [1. С. 3] – писал о том времени В. Гюго в своей пьесе «Эрнани» (1829). 

Во второй половине 20–х гг. Гюго активнее реагирует на различные политические события. Так, в 1828 году он публикует расширенное издание сборника стихов «Оды и баллады», написанное в период между 1822 и 1828 гг. Этот сборник включал в себя «Оду колонне на Вандомской площади» (февраль 1827 г.), явившейся реакцией на решение австрийского посла в начале 1827 года прекратить признавать наполеоновские титулы. Впервые эта ода была опубликована в газете Journal des débats – рупоре французских либералов - и являла собой первую серьезную похвалу Наполеону I в творчестве Гюго [4. С. 126]. 

В 1829 году, Гюго публикует сборник стихотворений «Восточные мотивы», в котором он выступил в поддержку национально–освободительного движения в Греции в ее борьбе против Османской империи, резко осудив бесчинства и зверства турок [19. P. 134]. 

Почти сразу после Июльской революции 1830 года Виктор Гюго восхищается ей и возвеличивает ее («Песни сумерек», 1835 г.). Так, 19 августа 1830 года появляется ода «Молодой Франции», а затем стихотворение «Гимн» (1831), где прославляются участники революции. 

 

3

В 30–е годы XIX века Гюго подпадает под влияние идей социалиста–утописта графа Анри де Сен–Симона и его сторонников, которые были популярны в то время во Франции. Под их воздействием он начинает обращаться к социальной тематике. Так, в письме от 1 июня 1834 года издателю журнала «Обозрение социального прогресса» Ж. Лешевалье Гюго писал, что «пришло время поставить решение вопросов социальных впереди вопросов политических» [5. С. 21]. В стихотворении «Веселая жизнь» нашло отражение сочувствие к рабочим и их нищенскому обитанию в бедных рабочих кварталах города Лилля. В середине 30–х годов Гюго от случая к случаю симпатизировал рабочим, ужасался их бедственному положению.

Он не был достаточно последователен в отстаивании своих демократических взглядов в годы Июльской монархии. В последний раз свое несогласие с политикой властей писатель выразил в драме в стихах «Рюи Блаз» (1838). Вероятно, Гюго питал иллюзии относительно реформаторских устремлений правившей династии Орлеанов, и, более того, был обласкан властью. Июльская монархия в лице Луи–Филиппа буквально осыпала его многочисленными почестями. Так, в 1841 г. после нескольких неудач Гюго был избран в члены Французской академии. С 1844 года он являлся доверенным лицом, конфидентом Луи–Филиппа [22. P. 324] и в последние годы монархии активно поддерживал правящую династию [24. P. 232]. В 1845 году королевским ордонансом ему был дарован графский титул, и писатель получил звание пэра Франции. 

В годы Июльской монархии (1830–1848 гг.) Гюго редко обращался к политической тематике; очевидно, его все устраивало в режиме, и он быстро примирился с Июльской монархией. С другой стороны, возможно, либеральная монархия Орлеанов вполне соответствовала тогдашним его представлениям об идеальной власти, и он хотел упрочить этот режим всемерной поддержкой.  

В то же время писатель ярко проявлял себя как общественный деятель. Так, он выступал поборником отмены смертной казни. Еще в феврале 1829 года, на излете режима Реставрации, Гюго опубликовал повесть «Последний день приговоренного к смерти», а затем в 1834 году произведение «Клод Гё», в которых негативно высказался о к смертной казни. Свои взгляды Гюго старался проводить в жизнь. Так, инициатор восстания 12 мая 1839 года левый радикал и революционер Арман Барбес был приговорен палатой пэров к смертной казни, но по настоянию Виктора Гюго и герцога Орлеанского «король баррикад» Луи Филипп Орлеанский заменил эту казнь пожизненным тюремным заключением, из которого Барбес вышел уже после Февральской революции 1848 года, даровавшей этому революционеру свободу.

Будучи человеком Июльской монархии, пэр В. Гюго принял Февральскую революцию 1848 года прохладно. В начале 1848 года по своим общественно–политическим взглядам писатель скорее либерал и гуманист, но совсем не республиканец и тем более социалист.

 

4

В турбулентный период, начавшийся с демократической революции февраля 1848 года и вплоть до июньского восстания рабочих 1848 года, являющегося апофеозом левого движения революции 1848 года во Франции, В. Гюго, потерявший звание пэра после Февральской революции (оно было отменено властями республики), сближается с правыми, так называемой «партией порядка», желавшей уберечь Францию от революционных бурь и потрясений. Став мэром VIII округа Парижа, политизированный писатель и поэт весной 1848 года баллотируется по спискам от консерваторов на выборы в Учредительное собрание, но сперва терпит неудачу и выигрывает выборы только со второй попытки. На протяжении всего 1848 года он будет критиковать демократическую республику [24. P. 233]. 

В период кровавого подавления генералом Э. Кавеньяком июньского восстания рабочих 1848 года Гюго будет занимать противоречивую, двойственную позицию. С одной стороны, писатель призывал мирным путем разрешать социальные конфликты. Во время восстания рабочих он обратился к рабочим на баррикадах с призывом сложить оружие и прекратить кровопролитие [24. P. 233]. Такое поведение, как и большая часть его поступков и взглядов первой половины XIX века, сильно контрастирует со сложившимся в XX веке образом Гюго как писателя–демократа и «друга народа». К слову, в отместку за призывы писателя его дом во французской столице сожгли [25. P. 8]. 

Но позднее Гюго раскритиковал жестокое подавление восстания рабочих войсками Э. Кавеньяка. В заметке «Я в 1848 году», включенной в книгу «Океан», Гюго так обрисовал свою позицию по отношению к июньскому восстанию: «Либерал, социалист, преданный народу, но еще не республиканец, еще напичканный предрассудками против революции, хотя и полный отвращения к осадному положению, высылкам без суда и Кавеньяком, с его поддельной республикой военных» [5. С. 12].

В годы Второй республики Гюго проявил себя как противник левого радикализма. Со страниц газет он клеймил излишне радикальные действия республиканцев. Так, он высказался против создания национальных мастерских. Вместе с тем, писатель защищал свободу слова, продолжал настаивать на отмене смертной казни и чрезвычайных законов [17. P. 11]. 

В 1848 году Гюго является сторонником порядка и стабильности, а потому тяготеет к правым. Этим объясняется его благосклонность к племяннику императора Наполеона I Луи–Наполеона Бонапарта, избранному на президентских выборах в декабре 1848 года, а затем совершившему госпереворот и объявившему себя императором (1852–1870 гг.).

В связи с этим интересна оценка В. Гюго личности императора Наполеона I, через призму которого он воспринимал его племянника Луи–Наполеона Бонапарта. Так, в 1840 году Гюго горячо приветствовал возвращение останков Наполеона I с острова святой Елены на родину [16.P. 34] и опубликовал сборник стихов «Лучи и тени», посвященный его кумиру – Наполеону. Позднее, в 1846–1848 гг. Гюго защищал в палате пэров польскую государственность и требовал для семейства Бонапартов права возвращения на родину, в частности, для Жерома Наполеона Бонапарта, сына бывшего короля Вестфалии [6. P. 148].

Первоначально В. Гюго поддержал кандидатуру Луи–Наполеона Бонапарта на президентских выборах в декабре 1848 года. Еще в августе 1848 года писатель основал газету Evénement («Событие»), отстаивавшую умеренные в то время взгляды писателя. Изначально газета создавалась с целью информационной поддержки кандидата Луи–Наполеона Бонапарта на время президентской кампании 1848 года и просуществовала до сентября 1851 года [7. P. 167]. Отчасти благодаря Гюго принц Луи–Наполеон был избран президентом республики.

Луи–Наполеон представлялся Гюго воплощением идей порядка и стабильности. Вероятно, Гюго полагал, что в силу политической неопытности Луи–Наполеон будет нуждаться в советниках, одним из которых он видел себя. Но расчет не оправдался. «Партия порядка», которую представлял Луи–Наполеон, отказалась от проведения анонсированных социальных реформ и начала двигаться в сторону союза с клерикальными силами Франции и Святым престолом в Риме [24. P. 254–255]. В первой половине 1849 года Гюго испытывает сильное разочарование в личности Луи–Наполеона, поняв, что ошибочно поддержал не того политика. Тот перехитрил Гюго, умело использовав последнего в своих целях. 

Поэтому в 1849 году происходит резкая эволюция общественно–политических взглядов писателя: из умеренного либерала он превращается в леворадикального республиканца. Такие метаморфозы поначалу вызывают недоверие левых Франции. Но по мере того, как Гюго с трибуны парламента начинает бичевать политический курс властей, симпатии левых оказываются на его стороне [9. P. 853]. Представляется, что в это время В. Гюго действовал скорее ситуативно и блокировался с республиканцами, чтобы лишний раз досадить Луи–Наполеону. Большую роль здесь, безусловно, играла личная неприязнь Гюго к принцу. Переосмысление и сознательный переход Гюго на республиканские позиции произойдет позднее, с 50-х гг., когда Гюго будет жить в эмиграции. 

 

5

15 октября 1849 года депутат Законодательного собрания от Парижа В. Гюго произнес знаменитую речь «По римскому вопросу», в которой смело потребовал вывода французских войск из Рима, направленных туда президентом Луи–Наполеоном для восстановления светской власти папы Пия IX, изгнанного римлянами в ходе революции в Италии 1848–1849 гг. Эта речь окончательно рассорила Гюго с окружением президента. (Тогда французский президент сознательно пошел на союз с клерикалами, и, чтобы заручиться их поддержкой, оказал военную помощь Папе римскому).

Позднее Гюго снова встал на сторону левых сил, обрушившись в речи «О свободе образования», произнесенной 15 января 1850 года, с критикой на «законопроект Фаллу» о народном образовании, названный так по имени тогдашнего министра народного образования и культов графа и лидера клерикальной группировки Альфреда де Фаллу. По этому законопроекту, система образования во Франции ставилась под надзор католической церкви. Гюго обвинил власти в стремлении подавить свободы [20. P. 431].

Франция в 1850–1851 гг. двигалась к диктатуре, и это движение ощущалось в обществе. Гюго выступал за всеобщее избирательное право и высказался резко против пересмотра Конституции. Он раскритиковал новый избирательный закон, по которому власти планировали ограничить число избирателей за счет рабочих, установив ценз оседлости при том, что рабочая сила, в отличие от крестьянства, была традиционно очень мобильна. Гюго выступал также против любых попыток властей ограничить свободу прессы, ставшей неудобной к тому времени для власти [23. P. 120].

Государственный переворот 2 декабря 1851 года Гюго встретил на баррикадах, позже был вынужден некоторое время скрываться в Бельгии, пока власти молодого государства, получившего независимость в 1830 году, не указали писателю на дверь, посчитав, что его оппозиционная деятельность портит отношения с могучим соседом. Гюго осел на английских Нормандских островах (сначала на острове Джерси, потом на Гернси).

В это время В. Гюго пишет, пожалуй, свой самый знаменитый роман «Отверженные». В нем он впервые переосмысливает современную ему историю Франции и твердо встает на республиканские позиции. Это находит выражение в интерпретации июньского республиканского восстания в Париже 1832 года. Имея возможность посмотреть со стороны на политические процессы недавнего прошлого, Гюго критикует режим Реставрации (1814-1830 гг.), деспотию монархического устройства и однозначно высказывается за республиканский строй. 

До политической эмиграции Гюго не восхвалял республику, но всегда стоял за монархические институты. В своем романе он героизирует республиканское движение и готовит почву для утверждения республиканцев во власти, что случится уже в годы Третьей республики во Франции (1870-1940 гг.). Именно в этот период (50-60-е гг. XIX в.) происходит его кардинальный разворот к республиканским ценностям. 

В. Гюго пробыл в изгнании весь период Второй империи, с 1852 по 1870 гг.; он отказался воспользоваться амнистией, дарованной ему новым французским императором. Определив Наполеона III своим личным врагом, Гюго все эти годы вел активную информационную войну против французского императора и политического режима, который тот представлял. «Я вернусь вместе со свободой», — написал Гюго в ответ на предложенную ему амнистию [13. P. 189]. 

Находясь в изгнании, В. Гюго активно писал политические памфлеты против Наполеона III: это и «Наполеон Малый» (1852), и сборник стихов «Возмездие» (1853), написанные по горячим следам сразу после изгнания. Уже позднее, в годы Третьей республики Гюго написал свои воспоминания, озаглавленные «История одного преступления» (1877), которые подвели черту под оценками режима личной власти Наполеона III.

 

6

Виктору Гюго принадлежит большая роль в очернении личности французского императора и режима Второй империи, его можно смело назвать зачинателем «черной легенды» о Наполеоне III, которая на долгие годы определяла общий вектор общественно–политических настроений [10. P. 643]. Период изгнания оказался решающим в его жизни как общественно-политического деятеля. Именно благодаря его несгибаемой воле и неготовности идти на компромиссы с авторитарным режимом Наполеона III Гюго снискал славу общенационального героя и борца за свободу во всем мире, обессмертил свое имя. 

Этому способствовала и активная публицистическая деятельность писателя в 50–60–е гг. XIX века. Он высказывался по множеству вопросов, живо интересовавших французов в те годы. Гюго активно выступал за пацифизм, неоднократно предлагал создать Соединенные Штаты Европы, призывая европейцев объединиться и позабыть национальные распри [12. P. 379]. Он выступал против колониальной политики правительств Великобритании и Франции в Китае, критиковал «опиумные войны», поддерживал аболиционистов в США и, в частности, Джона Брауна, призывая покончить с институтом рабства. Гюго продолжил поддерживать национально–освободительные движения по всему миру (Крит, Куба, Польша) [13. P. 252, 314]. Эту линию поведения он демонстрировал еще на излете Июльской монархии, когда с трибуны парламента поддерживал польское национально–освободительное движение в 1846–1847 гг.

Во Францию Гюго возвратился героем, символом борьбы республиканской и демократической Франции против диктатуры «глупого» императора (образ, который сумел навязать французам Гюго в своем произведении «Наполеон Малый»), – случилось это после сентябрьской революции 1870 года, которая смела режим Второй империи после седанской катастрофы и пленения Наполеона III прусской армией. 

Виктор Гюго был почти сразу избран в Национальное собрание – парламент молодой Третьей республики, и там проголосовал за продолжение франко–прусской войны. Но вскоре он демонстративно покинул палату депутатов в ответ на решение властей заключить непопулярный мирный договор с бисмарковской Германий. В то же время Гюго посчитал, что французские депутаты недостаточно почтительно отнеслись к соратнику и давнему другу Гюго по революционному движению в Европе Джузеппе Гарибальди [21. P. 154]. 

События Парижской коммуны 1871 г. Гюго встретил в Бельгии. Оценивал Гюго эти события неоднозначно. С одной стороны, к удивлению и неудовольствию новых республиканских властей Франции он осудил палачей Парижской коммуны за кровавое подавление этого революционного выступления. Симпатии писателя были на стороне восставших, доказательством чему может служить сборник стихотворений L’Année Terrible(«Страшный год»), вышедший в 1872 г., в котором Гюго негативно оценил действия властей. Гюго даже лично помогал некоторым бежавшим из Парижа коммунарам, нашедшим временное убежище в Бельгии [18. P. 613]. 

С другой стороны, Гюго считал действия коммунаров безрассудным поступком, а потому также критиковал их за то, что они несли частичную ответственность за произошедшую бойню [14. P. 214]. 

К началу 70–х гг. Гюго переосмыслил революционное прошлое Франции. Еще в своем произведении «Возмездие», давая оценку якобинской диктатуре 1793–1794 гг., Гюго настаивал, что революционный террор был необходим и являлся логическим ответом на деспотизм французского монарха. В годы Второй империи он надеялся, что революция, которая в скором времени произойдет во Франции, чтобы смести ненавистный режим Наполеона III, будет бескровной. [14. P. 258].

В своем последнем романе «Девяносто третий год», написанном в 1872–1873 гг. и опубликованном в 1874 г., в начальный период Третьей республики, Гюго постарался примирить «старую» и «новую» Франции – консерваторов и революционеров, взглянуть на проблему революции во французском обществе с позиций морализаторства.

В 1876 году Гюго был избран сенатором, но почти не участвовал в дебатах в силу возраста и болезней. Его смерть в 1885 году послужила началом его официальной героизации на государственном уровне. Enfant terrible Франции при жизни был пышно похоронен в Пантеоне. В годы Третьей республики Гюго будет неустанно героизироваться, доказательством чему могут служить почтовые марки с его изображением, которые почта Франции выпускала в 30–е гг. XXвека.

Историческая фигура такого крупного интеллектуала, каким был В. Гюго, многогранна. Мы привыкли думать о нем как об убежденном республиканце и демократе, но, прежде чем свернуть в сторону республиканизма, Гюго прошел долгий путь от убежденного роялиста и энергичного сторонника династии Бурбонов до «друга народа». 

Литература:

  1. Гюго В. Собрание сочинений в 10 тт., т. 2, М.: Правда, 1972.
  2. Дмитриев А. С. (ред.). Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Издательство Московского университета, 1980.
  3. Моруа А. Олимпио или жизнь Виктора Гюго. М.: Радуга, 1983.
  4. Робб Г. Жизнь Гюго. М.: Центрполиграф, 2016.
  5. Толмачев М.В. Свидетель века Виктор Гюго. Вступительная статья. Гюго В. Собрание сочинений в 6 томах. т. 1. М.: Правда, 1988.
  6. De Tours C. Le siècle de Victor Hugo raconté par son œuvre. Paris, Société française d'éditions d'art, 1902.
  7. Fillipetti S. Victor Hugo, Paris, Gallimard, 2011.
  8. Gallo M. Victor Hugo, Paris, XO éditions, 2001, 2 tomes. T. 1.
  9. Hovasse J.–M. Victor Hugo, vol. I: Avant l'exil, 1802–1851. Paris, Fayard, 2001.
  10. Hovasse J.–M. Victor Hugo, vol. II: Pendant l'exil. I, 1851–1864. Paris, Fayard, 2008. 
  11. Hugo A. Victor Hugo raconté par un témoin de sa vie, Paris, Librairie internationale A. Lacroix, Verboeckhoven, 2 vols., 1863. Vol.1. 
  12. Hugo V. Actes et paroles. Vol. 1. Avant l'exil, 1841–1851. Paris, M. Lévy frères, 1875.

13.Hugo V. Actes et paroles. Vol. 2. Pendant l'exil, 1852–1870. Paris, M. Lévy frères, 1875.

14.Hugo V. Actes et paroles. Vol. 3. Depuis l'exil, 1870–1876. Paris, M. Lévy frères, 1876.

15.Hugo V. Chatiments. Geneve, s.n., 1853.

16.Hugo V. Choses vues. 1830–1871. Paris, G. Charpentier, 1888

  1. Hugo V. Choses vues. 1847–1848. Paris, Gallimard, 1972.
  2. Hugo V. Choses vues 1849–1885. Paris, Gallimard, 1985.
  3. Juin H. Victor Hugo, tome 1. 1802–1843. Paris, Flammarion, 1980.
  4. Juin H. Victor Hugo, tome 2. 1844–1870. Paris, Flammarion, 1992.
  5. Juin H. Victor Hugo, tome 3. 1870–1885. Paris, Flammarion, 1992.
  6. Kahn J.–F. Victor Hugo, un révolutionnaire. Paris, Fayard, 2001.
  7. Lahlou R. Le Coup d'État du 2 décembre. Paris, Bernard Giovanangeli, 2009.
  8. Melka P. Victor Hugo: un combat pour les opprimés: étude de son évolution politique. Paris, La Compagnie littéraire Brédys, 2008.

25.Val–Zienta D. Les Misérables, l'Évangile selon «saint Hugo»? Paris, Harmattan, 2012.

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha