Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   22894  | Официальные извинения    962   96452  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    231   77769 

Победа славянских народов в вековой борьбе против немецких захватчиков

Вдень всенародного ликования и торжества, 9 мая 1945 года, товарищ Сталин в своем историческом обращении к народу сказал: «Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою незави- симость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией. Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободынародов и мира между народами».

Радостным эхом отозвались эти слова в Москве и Киеве, в Минске и Варшаве, в Белграде и Софии, в Праге и Братиславе — везде, где бьют- ся сердца славян. Ибо час победы СССР и всех Объединенных наций над гитлеровской Германией стал часом торжества всех славянских народов. Наконец-то вздохнули они полной грудью! Германский империализм — смертельный враг славянства и всего человечества — еще никогда не был так основательно разгромлен, как теперь, в итоге второй мировой войны. И в этом величайшая заслуга русского народа, народов Советского Со- юза. Народ-исполин создал самую мощную славянскую державу, самое передовое государство в мире и героическую Красную Армию. Опираясь на могучий советский тыл, Красная Армия окончательно разбила гитле- ровскую Германию, одержала величайшую в истории победу, проложила путь к свободе и независимости славянских стран. Мужественные народы Югославии и их народно-освободительная армия, польский народ и демо- кратическое Польское войско, словацкие и чешские партизаны, воины де- мократической Болгарии — все они, сплотившись под знаменем борьбы за демократию и прогресс, внесли свою лепту в эту победу, помогли Красной Армии вырвать славянские страны из когтей гитлеровских захватчиков.

В великой освободительной борьбе против гитлеровской агрессии вы- росло и окрепло боевое содружество славянских народов, выковалась их нерушимая дружба, которая станет отныне могучим фактором упрочения мира во всей Европе.

Перед славянскими народами, опирающимися на поддержку величай- шей славянской державы —СССР— и строящими свою независимость на основе последовательной демократии, открывается светлый путь к дли- тельному миру и безопасности, к всестороннему развитию и расцвету.

* * *

С древних времен славянские народы были связаны между собой не толь- ко узами кровного родства, сходством языка, характера, культуры, но и об- щей судьбой — необходимостью защищать свою свободу и независимость от общих врагов. Венгры (мадьяры) в IX веке, татары в XIII и XIV веках, турки, с XIV ве/а и немецкие захватчики — извечные враги славянства — опустошали земли славянских народов, несли им порабощение и смерть. Феодальный строй, княжеские междоусобицы, внутренняя распыленность, военная и экономическая слабость молодых, тодь? ко что оформившихся славянских государств, а главное, отсутствие единого, общего фронта сла- вян облегчили татарским ордам их разрушительное дело.

Всю тяжесть удара татарских захватчиков и всю тяжесть борьбы против них принял на себя русский народ. Он спас Центральную и Западную Ев- ропу от татарского ига. И когда русский народ нашел в себе силы сбросить это ярмо, он свершил великий подвиг не только во имя освобождения сво- ей родины, но и во имя свободы других народов Европы.

Нашествия татар, многовековый напор турок, поработивших Балканы, нанесли глубокие раны славянским народам на востоке и на юге Европы. Но и с Запада надвигалась черная туча. Германская экспансия, выражавшая интересы немецких феодалов и ганзейских купцов, усиливалась и вскоре превратилась в смертельную угрозу для славянства. «Дранг нах Остен» (на- тиск на Восток) военно-религиозных орденов — псов-рыцарей и тевтонских крестоносцев —с их дисциплинированной, сплоченной организацией, с их военным и дипломатическим опытом, с их коварством и хищностью был гораздо опаснее для славянских народов, чем набеги полудиких татарских кочевников и напор военно-феодальной азиатской империи Османов.

Германские захватчики с самого начала поставили своей целью вытес- нение, порабощение п уничтожение славянских народов. Еще в VIII—IX ве-

 

 

ках нашей эры объектом немецкой агрессии стали западные славяне, на- селявшие побережье реки Лабы (Эльбы), а затем славянские племена на побережье Балтийского моря между Лабой и Одером. Немецкая агрессия привела к тому, что от многочисленного когда-то славянского населения между Лабой и Одером сохранилась только небольшая группа лужицких сербов — около 150 тысяч человек. А от поморских славян осталось? лишь около 250 тысяч польских кашубов.

Одновременно с военными походами шло «мирное» проникновение германского элемента в славянские страны — в Чехию, Польшу, Прибалти- ку и на Балканы. Туда устремлялись немецкие купцы, ремесленники и ко- лонисты, создавая опору для германских захватчиков.

Цель германских завоевателей была неизменной: онемечить славян- ские земли, истребить или поработить их коренных обитателей. Так было и в отдаленные времена набегов немецких феодальных князей и Тевтон- ского ордена, и в периоды возникновения гогенцоллерновской Пруссии, образования объединенной, бисмарковской Германии, и, наконец, в эпоху развития современного германского империализма вплоть до его послед- него, гитлеровского периода.

Немецкие империалисты обычно утверждали, что они идут на Восток как носители высшей культуры — «культуртрегеры». Но в действительности они шли в славянские страны как носители черной реакции, социального и культурного регресса, осуществляли политику национального угнетения, задерживали развитие славянских стран на десятилетия и столетия.

Разобщенность славянских народов облегчала продвижение немецких захватчиков в славянские страны. Сеять раздоры между славянскими на- родами и натравливать их друг на друга — к этому испытанному средству прибегали во все времена германские завоеватели вплоть до гитлеровских империалистов. В этой отношении германская дипломатия приобрела большой опыт и проявила исключительное коварство.

Реакционная Германия всегда была заинтересована в том, чтобы между Польшей, с одной стороны, и русскими, а также украинцами и бело- рус- сам-и. с другой стороны, царили взаимное недоверие и вражда. Харак- терно, что первый польский король Болеслав Храбрый, который в XI веке воевал с немцами 14 лет и добился освобождения полабских славян, под- давшись на вражескую провокацию, не смог закрепить итоги своей дли- тельной борьбы. Подстрекаемый немцами, Болеслав начал поход против Киевской Руси. По мнению крупных польских историков Бобржинского и Смоленского, этот поход в значительной степени подорвал результаты борьбы Болеслава, что впоследствии облегчило немцам их дальнейшее наступление на Польшу. Киевский поход Болеслава был, пожалуй, первым звеном той пагубной политики вражды между поляками и их восточными славянскими братьями, которая привела к трагическим последствиям.

Тевтонские крестоносцы пытались воспользоваться борьбой между по- ляками и славянскими пруссами; они натравливали Литву и Русь на Поль- шу и наоборот. Немцы сеяли рознь между жителями Чехии и Моравии. Прусский король Фридрих II заигрывал и с Россией и с Польшей; в Польше

 

 

он поддерживал антирусскую группировку, а сам впоследствии стал ини- циатором раздела Польши и захватил большую часть исконных польских земель. Австро-германский империализм пытался хорватов противопоста- вить сербам, а в пределах Австро-Венгерской монархии разжигал вражду между поляками и чехами, «между украинцами и поляками в Галиции. Еще в 1913 году, а затем во время первой мировой войны австро-германские империалисты сумели противопоставить Болгарию Сербии и другим сла- вянским народам. И во все последующие годы германские империалисты, особенно гитлеровцы, не останавливались ни перед чем в своих попытках выкопать пропасть между польским народом, с одной стороны, русскими, украинцами и белоруссами, с другой стороны;

Но уже опыт средних веков показал, что объединение славянских наро- дов может создать надежный барьер против германского натиска на Вос- ток и вообще помешать усилению немецких захватчиков, не допустить превращения их в угрозу для европейского мира. Исследуя походы псов- рыцарей и тевтонских крестоносцев в Прибалтику, Маркс писал о народах Прибалтики: «Если бы эти племена были единодушны, то христианско-гер- манская скотская культура была бы вышвырнута вон».

То, что не удалось осуществить малым народам Прибалтики, было со- вершено русским народом. Когда ливонские рыцари организовали коа- лицию с участием Швеции и Дании и напали на Северо-Западную Русь, новгородцы под водительством князя Александра Ярославича (Невского) 15 июля 1240 года разбили шведов наголову у устья реки Невы. Когда за- тем ливонские рыцари захватили Изборск и Псков, новгородцы снова под- нялись на защиту русской земли. В начале 1242 года Александр Невский прогнал захватчиков  из  Пскова,  очистил  от  них  всю  Псковскую  землю, а потом в битве на Чудском озере разгромил псов-рыцарей. Историческое значение этого разгрома тевтонских хищников русским воинством огром- но. «Александр Невский, — писал Маркс, — выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы» (Архив Маркса и Энгельса. Т. V, стр. 344). Победы Александра Невского, достигнутые в момент, когда русский народ испытывал страшные последствия татарских набегов, пока- зали уже тогда, что в борьбе славянства против немецких поработителей русский народ являлся решающей силой.

Самым ярким примером из далекого прошлого, подтверждающим, на- сколько эффективна была солидарность славяне этой борьбе, может служить война Польши совместно с Литовско-Русским Великим Княжеством против тевтонских крестоносцев в 1410 году. Война закончилась величайшей побе- дой под Грюнвальдом, где объединенные силы славян нанесли сокрушитель- ный удар ордену крестоносцев и окончательно подорвали его могущество. Против немцев сражались тогда вместе польские, литовские, белорусские, украинские, русские и чешские отряды; среди чехов находился будущий вождь чешской национально-освободительной войны Ян Жижка.

Решающую роль в Грюнвальдсксй битве сыграли русские — три полка Смоленского народного ополчения, о стойкость которых разбились все

 

 

атаки крестоносцев. В критический момент, когда под капором крестонос- цев литовские воины бросились в бегство и польские отряды дрогнули, смоленские полки, занимавшие центральную, самую ответственную пози- цию на стыке польских и литовских войск, выдержали яростный натиск врага, не отступив ни на шаг, и тем предрешили исход сражения.

Уже в Грюнвальдской битве проявились те черты русского народа, кото- рые выдвинули его на передовое место среди других славянских народов. Самый многочисленный, храбрый и свободолюбивый из славянских наро- дов, он закалялся в жестоких боях с врагами своей родины и всего славян- ства. Исторические победы Александра Невского, разгром татар на Кули- ковом поле, битва под Грюнвальдом, полный разгром Ливонского ордена Иваном Грозным, Семилетняя война с Пруссией показали, что русский народ — самый грозный противник иноземных захватчиков и надежная опора славян в их борьбе против немецкого натиска. В XVIII веке, после порабощения Чехии Австрийской монархией, после разделов Польши, в ту пору, когда и на Балканах не было самостоятельных славянских государств, Россия оказалась единственным славянским государством, которое суме- ло сохранить свою независимость и устояло перед немецким нажимом с запада и турецким — с юго-востока. Словацкий писатель Людевит Штур писал в книге «Славянство и мир будущего» (1850—1855 годы): «Русские — единственные славяне, сохранившие свою самостоятельность и тем спас- шие честь славянского имени... Такому предводителю славянские племена могут довериться без опасения».

Славянские народы, в особенности украинцы, белорусы, сербы, бол- гары, чувствовали кровную связь с великим русским народом не только в языке, культуре и частично — вероисповедании. Свободолюбивый ха- рактер русского народа, его борьба против феодально-крепостнического гнета, широкие движения народных масс России, искавших социальной справедливости, первоначально выливавшиеся в крестьянские бунты Болотникова, Разина, Пугачева, а затем в народные движения, возглав- ляемые рабочим классом, все более становились притягательной силой для других славянских народов. Вопреки боярству, вопреки помещикам и усиливающейся реакции царизма, в борьбе народных масс выковыва- лось гуманное отношение русского народа к другим народам, особенно славянским.

Демократические идеи лучших сынов России в XVIII, XIX и XX веках — от Радищева, через декабристов, Герцена, Белинского, Чернышевского до великих вождей рабочего класса Ленина и Сталина — подобно яркому ма- яку указывали путь славянским народам. И если царизм своей преступной политикой стремился вырыть пропасть между русским народом и други- ми славянами (в особенности поляками), то освободительное движение народных масс Россия, благородные, смелые идеи и славные дела ее ре- волюционных борцов за свободу вызывали горячее сочувствие и любовь к русскому народу у передовых представителей славянских стран и звучали для всех славянских народов как призыв к борьбе за национальное и соци- альное освобождение.

 

 

* * *

Однако в течение зеков не удавалось создать общий фронт славян про- тив германской экспансии. В особенности роковым оказалось то, что не был создан надежный барьер в Восточной Европе, основанный на соли- дарности польского народа с народами Украины, Белоруссии, России.

Уния Польши с Литвой, первоначально направленная против немецкой агрессии, в дальнейшем приобретает антиславянский характер из-за ‘ бли- зорукой, эгоистической политики польских вельмож. Отступая перед гер- манским нажимом на Западе, они стремились к захвату и порабощению украинских, белорусских, литовских, русских земель. Выражением этой близорукой политики была Люблинская уния 1569 года, а также походы польских феодалов в XVII столетии против украинских и белорусских кре- стьян и казачества. Все это наносило глубокие раны славянским народам и позволяло укрепиться немцам. В 1525 году последний гроссмейстер тев- тонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн воспользовался уступчивостью польского короля Сигизмунда I, объявил себя светским князем, превратил владения ордена в герцогство Прусское, одновременно подвассальное Польше. Король Сигизмунд II Август в уступчивости немцам пошел еще дальше, чем его отец, признав за Бранденбургской линией Гогенцоллернов право наследования прусского престола. Сигизмунд III Ваза признал в 1618 году бранденбургского курфюрста Иоганна-Сигизмунда, князем прусским и таким образом содействовал объединению в руках Гогенцоллернов кур- фюршества Бранденбургского и герцогства Прусского. Курфюрст Фрид- рих-Вильгельм, воспользовавшись ослаблением Польши после ее набегов на украинские и белорусские земли и войны со шведским королем Кар- лом-Густавом, добился освобождения Пруссии от вассальной зависимости. Так польские короли и феодалы своей антиславянской политикой со- действовали росту и укреплению опаснейшего врага Польши и всего сла- вянства. В 1701 году Бранденбургское курфюршество и Прусское герцогст- во превратились в королевство Пруссию. С тех пор Пруссия вела яростную наступательную политику против чехов и поляков, захватила при Фридри- хе II Силезию и. наконец, как главный инициатор разделов Польши, заняла все этнографические польские земли и стала самым беспощадным, ковар-

ным угнетателем славянства.

Политика захватов и вражды к русскому, украинскому и белорусскому народам, проводимая польскими вельможами, была на пользу только нем- цам. Царизм со своей стороны сознательно разжигал национальную рознь, насаждал презрение и ненависть к угнетаемым «инородцам», в том числе и к полякам. В итоге между Польшей и Россией сложились в прошлом отно- шения, о которых товарищ Сталин сказал в своей речи по поводу подписа- ния договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Польской республикой 21 апреля 1945 года:

«Отношения между нашими странами в течение последних пяти веков, как известно, изобиловали элементами взаимной отчужденности, недружелю- бия и нередко открытых военных конфликтов. Такие отношения ослабля- ли обе наши страны и усиливали немецкий империализм».

 

 

Пруссия, выросшая и окрепшая в результате раздоров между славянски- ми народами, стала, как известно, ядром кайзеровской Германии, стер- жнем германского империализма, который в свой последний, гитлеров- ский период превратился в смертельную угрозу для всего славянства, для всего человечества.

* * *

Немецкой политике разобщения и натравливания славянских народов друг на друга активно содействовали и другие реакционные силы в Запад- ной Европе, прежде всего Ватикан. В далекие времена, пользуясь тем, что некоторые славянские народы оставались еще языческими, Ватикан под- держивал грабительские «крестовые походы» германских рыцарей против, поляков,, славянских пруссов, литовцев и других народов Прибалтики.

Но и по отношению к славянским народам, уже принявшим христиан- ство, Ватикан проводил ту же разбойничью политику, В 1230 году папа Григорий IX, император Фридрих II Гогенштауфен и гроссмейстер Тев- тонского ордена Герман фон Зальц договорились вступить в соглашение с (татарами и совместно с ними разгромить Северную Новгородскую Русь. Как известно, этот план не удался: Александр Невский разбил германских захватчиков на Неве, а затем на Чудском озере.

Ватикан поощрял и грабительские набеги Тевтонского ордена на като- лическую Польшу. Наступление немецко-австрийских Габсбургов на Че- хию — со времен гуситских войн и до Белой Горы — также поддерживалось Ватиканом.

Основным методом, которым пользовался Ватикан в своих кознях, было противопоставление католических славянских народов, в первую очередь поляков и словаков, православным, то есть русским, украинцам, белорусам, а также хорватов и словенцев — сербам. Особенно позорную роль сыграли в этом деле агенты Ватикана (прежде всего иезуиты) в Польше, поддержи- вая захватнические походы польских панов на украинские и белорусские земли, поощряя зверства против «еретиков», содействуя насильственному насаждению католицизма. В особенности Брестская уния и создание гре- ко-католической церкви способствовали насаждению католицизма и разо- бщению славянских народов.

Реакционную, прогерманскую политику Ватикан вел и в XIX и XX сто- летиях. Ватикан не протестовал, против разделов и угнетения Польши в XVIII и XIX веках. В годы гитлеровской агрессии, когда фашистская Герма- ния захватила Польшу и другие славянские земли, Ватикан ни словом не протестовал против немецко-фашистских зверств, согласился и на замену истребляемых гитлеровцами польских католических священников немец- кими.

История показывает, что Ватикан — этот оплот реакции связан с всеми антидемократическими силами, в первую очередь с германским импери- ализмом, и поддерживает немецких захватчиков в борьбе против славян- ских народов.

 

 

* * *

Борьба славянских народов против иноземных захватчиков, за свободу и независимость теснейшим образом переплеталась с борьбой народных масс против феодального, помещичьего, а затем капиталистического гне- та, за социальный прогресс. Славянские народные массы были стойкими носителями национально-освободительной идеи, в то время как феодалы, земельные магнаты и впоследствии капиталисты оказались самым сла- бым, самым шатким в национальном отношении элементом, больше всего склонным к национальной измене, соглашательству с немцами и другими врагами славянства во имя своих узко классовых, эгоистических интересов. Вспомним Чехию XV столетия с ее глубоко народным, демократическим движением гуситов — таборитов. Гуситы высоко подняли знамя борьбы за национальное освобождение Чехии от немецкого ига. О том же говорят великие народные движения казачества и крестьян Украины и Белоруссии под водительством Косинского, Лободы, Наливании и Богдана Хмельниц- кого — движения, в которых тесно переплеталась между собой борьба за национальное и за социальное освобождение. Об этом же свидетельствует и национально-освободительная борьба сербов и болгар. История вели- кого русского народа также говорит о том, что носителями подлинного патриотизма и самыми преданными защитниками независимости России были народные массы: это показали освободительная война вод водитель- ством Минина и Пожарского, Отечественная война 1812 года и вся борьба русских народных масс за демократизацию, политическую самостоятель-

ность, независимость и могущество России.

Пример Полыни особенно ярко показывает, какую антинациональную, изменническую роль играла привилегированная верхушка. Польские маг- наты, дрожа за свою власть и привилегии, связывались с врагами своей родины, с австро-германскими империалистами и царизмом, содействуя разделам и порабощению Польши и наступлению пангерманизма на сла- вянский мир.

Славянские народы теряли свою независимость под натиском сил ре- акции, прежде всего пруссачества, австро-германского империализма. Это видно на примере Чехии, Полыни, Украины, а также балканских славян.

Наоборот, каждая победа демократических народных сил в Европе прев- ращалась в стимул борьбы славянских народов за свое освобождение. Та- ким стимулом была французская революция 1789 года, которая отозвалась в Чехии крестьянскими бунтами, в Польше — восстанием гостюшке, в Рос- сии — сдвигом революционно-демократической мысли, а на Балканах ро- стом национально-освободительной борьбы южных славян.

Так было в известной степени и в 1846—1848 годах, особенно в Польше. Однако непоследовательная — вследствие трусости немецкой буржуазии, плетущейся в хвосте юнкерства, — революция в Германии и в Австрии ни- чего не сумела дать полякам, чехам и другим славянским народам, кроме туманных обещаний. И точно так же ничего не дала словакам венгерская революция, в которой ведущую роль играло дворянство.

 

 

Национальное движение отдельных славянских народов — чехов, юж- ных славян —порой ориентировалось на австрийский абсолютизм или же на царизм, то есть на опору тогдашней европейской реакции. Плачевно окончились эти вредные с точки зрения интересов европейской демокра- тии попытки. Они доказали лишь, что победа реакции грозит славянским народам еще более жестоким гнетом.

Ход событий в XIX столетии показал, что успех национально-освобо- дительного движения славян против австро-германского гнета, против царизма, против турецких поработителей зависит в огромной степени от поддержки русского народа, от его борьбы за победу демократии в собст- венной стране.

Идеи и борьба русских революционных демократов стали могучим сти- мулом освободительного движения во всем славянском мире, прокладывая одновременно путь к искренней дружбе славянских народов. Еще декабри- сты (Пестель и другие) требовали отмены царской оккупации Польши, воз- вращения польскому народу самостоятельности при условии ликвидации крепостного права, демократизации страны и сохранения военно-полити- ческого союза Польши с Россией.

Созданное братьями Борисовыми в 1818 году в Полтавской губернии

«Общество первого согласия», преобразованное в 1823 году под влиянием польского революционера Юлиана Люблинского в «Общество Соединен- ных Славян», ‘Выдвигало демократическую платформу славянской соли- дарности.

Кирилло-мефодиевское общество, активным участником которого был Тарас Шевченко, выдвигало идею федерации славянских народов на осно- ве их полной свободы и национальной независимости.

Герцен горячо выступал против угнетения славянских народов прусса- чеством, царизмом и турецкой деспотией. Он бичевал произвол царских властей в Польше. Мужественно защищал Герцен польское восстание в 1863 году, защищал не только вопреки отъявленным реакционерам, но и вопреки либералам. По выражению Ленина, тогда «Герцен спас честь рус- ской демократии». Ратуя за единство балканских славян, он в статье «Сербы и черногорцы» (1860 год) призывал южных славян встретиться с их север- ными братьями, протянуть друг другу руки.

Чернышевский так же глубоко сочувствовал национально-освободи- тельной борьбе сербского, польского и других славянских народов.

Идеи и призывы русских революционных демократов содержали страстный протест против царской политики произвола, угнетения других народов, особенно славянских. В то время революционные демократы не видели еще, каким путем произойдет, превращение России в подлинно де- мократическое государство. Но они понимали, что Россия не сможет стать свободном страной, пока будет угнетать поляков и другие славянские на- роды, и призывали к совместной с этими народами борьбе против цариз- ма, за свободу. «Мы хотим независимости Польши, — писал Герцен, — по- тому что мы хотим свободы России. Мы с поляками, потому что одна цель сковывает нас обоих».

 

 

Идеи Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова воодушевля- ли борцов за демократию, за национальное освобождение других славян- ских стран. Учениками и друзьями Чернышевского были вожди польского восстания 1863 года—Домбровский, Сераковский, Врублевский. Его идеи глубоко повлияли на замечательного писателя и вождя болгарского народа

— Христо Ботева. А в Сербии верным последователем Чернышевского стал Светозар Маркович.

Выдвинутые русскими революционными демократами идеи равнопра- вия всех славянских народов, идеи прогресса и демократии, падали на бла- годарную почву в других славянских странах.

Русские революционные демократы не только теоретически, но и пра- ктически поддерживали национально-освободительное движение славян- ских народов. В польском восстании 1863 года принимал участие и погиб русский офицер-революционер Потебня. Кравчинсюий, Ерошенко и дру- гие представители русской революционной интеллигенции участвовали в сербском восстании 1875 года в Боснии и Герцеговине. В сербско-ту- рецкой войне (1876) на стороне сербов сражались 3 тысячи добровольцев из России.

Угнетенные славяне на примере этих лучших сынов русского народа убеждались, что в России растут силы, способные превратить ее в самую могучую и надежную опору борьбы всех славянских народов за их освобо- ждение от. чужеземного ига.

* * *

Противоположную позицию занимало царское правительство, которое внутри страны угнетало украинцев, белорусов, поляков, а в своей внешней политике стремилось использовать искренние чувства славянских наро- дов но отношению к великому русскому народу в своих империалистиче- ских интересах. Это выражалось прежде всего в так называемой политике панславизма, а затем, в XX веке, в неославизме.

Погодин,  Победоносцев  и  другие  глашатаи  панславизма  ратовали за объединение всех славянских народов под гегемонией царской России. Славянофилы, сочувствующие идеям панславизма, высказывались не толь- ко за политическое единство славян путем их слияния с Россией, но и за их национально-культурное объединение с русским народом на основе пра- вославия.

Эти взгляды, исходившие из стремления укрепить царизм и российский империализм путем подчинения ему других славянских народов, никак не могли содействовать освобождению славянских народов и стать основой их подлинной солидарности и дружбы с русским народом.

Беспощадно разоблачали реакционную сущность панславизма вожди рабочего класса Ленин и Сталин. Царизм выступал в защиту сербов или болгар, только когда это отвечало его империалистическим интересам. Страшась демократического движения, царское правительство готово было вступать с Веной и Берлином в соглашения, попирающие права сер-

 

 

бов и болгар. Достаточно упомянуть Рейхштадтское соглашение Александ- ра II с императором Францем-Иосифом в 1876 году. Освобождение сербов и затем болгар было н е заслугой царизма, а заслугой великого русского на- рода, который не пожалел ни сил, ни крови, чтобы помочь своим южным славянским братьям в их борьбе за независимость.

С конца XIX века германский империализм стал самым хищным и могу- щественным врагом славянских народов и «Самой серьезной угрозой для европейского мира. Но к тому времени уже вышла «а арену истории новая сила — организованный русский рабочий класс, его большевистская пар- тия, возглавляемая Лениным и Сталиным. Борьба русского рабочего класса и всего русского народа во главе с большевистской партией сыграла реша- ющую роль в превращении тюрьмы народов — бывшей царской империи — в самое передовое государство мира, в надежную опору всего славянства.

Партия Ленина—Сталина самым последовательным образом отстаивала права угнетенных народов, в том числе славянских, на самоопределение вплоть до отделения и боролась за осуществление этого лозунга в первую очередь по отношению к украинцам, белорусам, полякам и другим угне- тенным народам царской России. С глубоким сочувствием относились большевики к национально-освободительному движению угнетенных австро-германским империализмом поляков, украинцев, чехов, словаков и южных славян, указывая на связь их борьбы с борьбой рабочего класса против господства империалистической буржуазии в этих странах.

Ленин и Сталин разбили вредную концепцию национально-культурной автономии, которую отстаивали австромарксисты. Эта реакционная кон- цепция, по сути дела, закрепляла разобщенность славянских народов, из- нывающих под австро-германским игом, ^противовес австромарксистской схеме культурно-национальной автономии Ленин и Сталин отстаивали право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образо- вания своего независимого государства. Только это единственно научное и подлинно демократическое решение национального вопроса, открывая путь к свободе всем угнетенным, и в том числе славянским, народам, созда- вало и создает прочную базу для их искренней дружбы и самого широкого сотрудничества.

В период первой империалистической войны Ленин разоблачал беспо- щадно все империалистические группировки и правительства, и царское, и австрийское, и германское, показывал, как, выдвигая обманные лозунги

«освобождения» славян, угнетаемых соперниками, они сами всеми силами угнетали «своих» славян. Ленин отмечал, что австро-германский империа- лизм, разжигая мировую войну, заодно пытался задушить национальную революцию южного славянства.

Великий патриот своей родины, выражающий подлинные стремления народа-богатыря — русского народа, Ленин писал: «Мы, великорусские ра- бочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни ста- ло свободной и независимой, самостоятельной, демократической, респу- бликанской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям

 

 

на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий».

Эти возвышенные, благородные идеи, отражая истинные стремления великого русского народа, указывали одновременно другим угнетенным нациям, и в первую очередь славянам, путь к освобождению, равноправию я подлинной дружбе с русскими братьями.

* * *

Великая Октябрьская социалистическая революция сыграла решающую роль не только в жизни русского народа. Свержение царизма я российского империализма, возникновение советского государства и разгром австро- германского империализма привели к освобождению других славянских народов, к образованию славянских государств в Европе.

Благодаря Октябрьской социалистической революции украинцу и бело- русом впервые в истории смогли образовать свои суверенные, подлинно демократические государства — Украинскую и Белорусскую Советские Ре- спублики. Разгром австро-германского империализма открыл путь к сво- боде полякам, чехам, словакам и южным славянам. Велика в этом деле за- слуга русского народа. «Жертвы, принесенные русским народом в период первой мировой войны,— писал президент Чехословакии Бенеш в статье

«Новая славянская политика», опубликованной в журнале «Фри Уорлд» в 1944 году, — несомненно, в значительной мере повлияли на исход вой- ны, а следовательно, и на битву за освобождение поляков, чехословаков и югославов».

Польша, Югославия, Чехословакия возникли как независимые государ- ства в результате победы Великой Октябрьской социалистической револю- ции, вследствие разгрома австро-германского империализма и благодаря демократическим движениям в Центральной и Западной Европе. Казалось бы, молодые славянские государства должны были твердо помнить, чем они обязаны своему естественному союзнику — могучей советской держа- ве. Однако в Польше и Югославии у кормила власти оказались реакцион- ные клики, забывшие, что Советский Союз помог освобождению их стран, забывшие о принципах демократии и славянской солидарности.

Земельные и финансовые магнаты в Польше продолжали свою тради- ционную политику, политику отступления перед германским империализ- мом и захватнических, антисоветских походов на украинские и белорус- ские земли. Сама Польша превратилась в тюрьму для украинцев, белорусов, литовцев. Ее главари из лагеря Пилсудского ввели в стране фашистский режим и стали на путь сотрудничества с гитлеровской Германией, которая, готовясь к захвату Польши и других славянских стран, создавала там свою

«пятую колонну».

И правители Югославии, все эти живковичи, цветковичи, стоядиновичи превратили свою страну в приют для русских белогвардейцев, пытались изолировать ее от Советского Союза и все больше сближались с фашист- ской Германией.

 

 

Болгарская реакционная верхушка, возглавляемая немецкой династией Кобургов, вторично превратила Болгарию в вассала германского империа- лизма, в объект самой хищной, грабительской эксплуатации.

Советская Россия, Советская Украина, Советская Белоруссия, подлинно свободные славянские государства, построенные на последовательно де- мократической основе, развивались все более в экономическом и культур- ном отношениях, повышая свою обороноспособность и строя вместе со всеми народами Советского Союза самую мощную державу мира. Другие же славянские государства — Польша, Югославия, Чехословакия — стано- вились все более слабыми. В этих странах, особенно в Польше и Югосла- вии, управляемых реакционными буржуазно-помещичьими элементами, усиливалась зависимость от иностранного капитала, от чужеземных импе- риалистов и в первую голову от германского империализма.

Реакционная, антиславянская, антисоветская политика, проводимая польской реакцией, оказалась пагубной для самой Польши и для всего сла- вянства. Санационная клика систематически отвергала все предложения советского правительства, направленные на организацию коллективной безопасности и ограждение самой Польши от угрозы нападения со сторо- ны германского империализма. Об этой политике товарищ Сталин сказал в своей речи 21 апреля 1945 года: «Старые правители Польши не хотели иметь союзных отношений с Советским Союзом. Они предпочитали вести политику игры между Германией и Советским Союзом. И. конечно, доиг- рались… Польша была оккупирована, ее независимость — аннулирована, при этом немецкие войска получили возможность, в результате всей этой пагубной политики, оказаться у ворот Москвы».

Та же участь постигла и Югославию, которая в 1941 году слишком позд- но попыталась вступить на путь новой, демократической внешней поли- тики. Жертвой гитлеровской агрессии стала Чехословакия, в чем повинна была и польская фашистская реакция.

Политика Мюнхена, политика антисоветской травли и разобщенности славянских народов, засилье реакции в славянских странах, поддакиваю- щей германскому империализму, стали причиной величайшей трагедии этих стран, оккупированных немецкими извергами. ‘

* * *

В ходе войны Объединенных наций против гитлеровского империализ- ма славянские народы убедились, что добиться прочной свободы и неза- висимости они смогут только при условии полного разгрома немецкого фашизма, только на путях демократии и славянской солидарности, только в дружбе и сотрудничестве с русским, украинским и белорусским народа- ми, в дружбе и сотрудничестве с самым передовым государством мира — Советским Союзом.

Ярче, отчетливее, чем когда-либо, выступила за эти годы роль великого народа Советского Союза и его героической Красной Армии как могучего борца за освобождение славянских и других народов, угнетенных немец- ким империализмом.

 

 

О благородной, освободительной миссии Красной Армии товарищ Ста- лин говорил еще в тяжелые ноябрьские дни 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы.

Советские воины остались верны этой миссии, до конца выполнили свой долг -перед родиной, перед славянством, перед -всем человечеством. Крас- ная Армия первая остановила бешеный натиск германских полчищ, нанесла им сокрушительные удары под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, дала западным союзникам возможность подготовиться к наступательным дейст- виям. Все мужество советских людей, все мастерство сталинской стратегии и тактики проявились в этой смертельной, титанической борьбе с извечным врагом славянства. Освободив русские, украинские, белорусские земли от страшной гитлеровской неволи, Красная Армия вышвырнула гитлеровских оккупантов из Польши, Чехословакии, Болгарии, помогла Народно-освобо- дительной армии маршала Тито изгнать немцев из Югославии.

Победы Красной Армии предрешили исход войны. Преследуя гитлеров- ских бандитов, Красная Армия ворвалась в их логово, водрузила знамя по- беды над Берлином — центром всей антиславянской политики, — оконча- тельно разгромила гитлеровский империализм.

Народы Польши, Чехословакии, Югославии. Болгарии, изнывавшие под гитлеровским игом и преданные немцам собственной реакцией, поняли, что путь к свободе пролегает только через устранение изменников, всех этих беков, рыдзов, рачкевичей, гах и моравцев, недичей, михайловичей и павеличей, филовых и габровских — через установление подлинно демо- кратического режима, беспощадную борьбу с гитлеровскими оккупантами и искреннюю дружбу с Советским Союзом.

И славянские народы вступили на этот путь. Во всех славянских странах, в первую очередь в Югославии, разгорелось пламя вооруженной борьбы с немецкими оккупантами. Партизанские отряды народного вождя Тито по- степенно выросли в мощную Народно-освободительную армию. Эта армия сумела не только выдержать яростный натиск оккупантов и их лакеев, но освободила собственными силами значительную часть страны, а затем при поддержке Красной Армии полностью очистила Югославию от захватчиков. Героические подвиги русского народа и других народов СССР, могучее партизанское движение на советской земле воодушевляли на борьбу не только народы Югославии, но также Польши, Чехословакии и Болгарии. Чувствительные удары нанесли немцам польские партизаны ив Народной армии, которая впоследствии слилась с польскими воинскими частями, образованными в СССР, в одно Польское войско. Польские воины помо- гали Красной Армии освобождать Польшу и участвовали в победоносном

походе советских войск в глубь Германии.

В Словакии с приближением частей Красной Армии вспыхнуло нацио- нальное восстание, которое содействовало освобождению страны. Б мо- мент подхода Красной Армии к Праге вспыхнуло и там вооруженное вос- стание. Советские войска подоспели вовремя. Освободив стремительным натиском столицу Чехословакии, они спасли от гибели десятки тысяч чеш- ских патриотов.

 

 

Впервые в истории все славянские народы приняли вместе с русскими, украинцами и белорусами деятельное участие в борьбе против германско- го империализма и его фашистских пособников, за освобождение своих стран, за их подлинную демократизацию.

В Польше народ отвернулся от фашистской санации и ее агентов, спло- тился вокруг подлинных демократов и созданной ими Крайовой рады па- ролевой, а после освобождения страны образовал свое демократическое Временное правительство. Это правительство и с ним польский народ отказались от политики притеснения украинских и белорусских братьев и при поддержке Советского Союза сумели объединить в пределах Поль- ского государства все польские земли. Впервые создается национально- монолитное, сильное демократическое польское государство.

В Югославии все ее народы сплотились на демократической федератив- ной платформе вокруг Антифашистского веча народного освобождения, вокруг Народно-освободительной армии маршала Тито. Эта новая, герои- ческая Югославия освободилась собственными усилиями при поддержке Красной Армии и будет сейчас прочнее и сильнее, чем когда- либо.

В Болгарии, освобожденной Красной Армией, судьбы страны взял, нако- нец, в руки сам болгарский народ, глубоко демократичный и искренно рас- положенный к своему великому другу и освободителю — русскому наро- ду. Новая, демократическая Болгария сумела устранить своих Квислингов, дважды превращавших ее в вассала и раба Германии, и стала на путь про- гресса и тесного сотрудничества с Советским Союзом. Возникновением новой Югославии и новой Болгарии положено начало подлинной дружбе всех славянских народов на Балканах.

В освобожденной Чехословакии демократические стремления народа стали еще шире, еще глубже, любовь к Советскому Союзу — еще сильнее. Новая Чехословакия, связанная узами дружбы с Советским Союзом, дру- жественная демократической Польше, может сегодня вздохнуть свободно. Славянские народы торжествуют победу над своим смертельным врагом.

Красная Армия вырвала у германского хищника когти, которые он вонзал в живое тело Польши. Восточная Пруссия, Померания, Силезия отняты у германского империализма. Границы Польши и всего славянского мира передвинулись на запад, на Одер и Нейссе.

В течение тысячелетия германские захватчики пользовались разъедине- нием славянских народов, чтобы бить их порознь, порабощать, истреблять. Теперь этому разъединению положен конец. Между’ всеми славянскими народами, ставшими, наконец, на платформу демократии, складываются отношения искренней дружбы и сотрудничества, основанного на взаим- ном уважении и равноправии. Идеология равноправия, взаимного уваже- ния и дружбы, которая так великолепно осуществлена великой семьей со- ветских народов, указывает верный путь всем славянским народам, создает прочную базу для их братского, содружества.

Советский Союз заключил договоры о дружбе, взаимной помощи в после- военном сотрудничестве сроком на 20 лет с Чехословакией, е Югославией, с Польшей. Значение этих договоров, направленных против угрозы новой

 

 

германской агрессии, огромно. Они залог безопасности всех славянских народов, их всестороннего развития и расцвета. Эти договоры содействуют всеобщему миру, и поэтому они в интересах всех Объединенных наций. По поводу польско-советского договора товарищ Сталин сказал: «Теперь име- ется единый фронт между нашими странами от Балтики до Карпат против общего врага, против немецкого империализма. Теперь можно с уверенно- стью сказать, что немецкая агрессия осаждена с востока. Несомненно, что если этот барьер с востока будет дополнен барьером с запада, то есть союзом наших стран с нашими союзниками на западе, то можно смело сказать, что немецкая агрессия будет обуздана и ей нелегко будет разгуляться».

Возникновение демократических правительств в славянских странах содействует и урегулированию всех спорных вопросов, которые раньше существовали, например, между Польшей и Чехословакией, между Югосла- вией и Болгарией.

С ненавистью смотрят на это новое крепнущее содружество враги сла- вянства, в первую очередь немецкие фашисты, а за ними польские и юго- славские реакционеры и их покровители в союзных странах. Они вместе с агентами Ватикана пытаются опорочить это содружество как «новое из- дание панславизма», чернят Советский Союз, клевещут, будто бы он наме- рен подчинить себе другие славянские страны, навязать им свой строй, во- пят о «красном империализме».

Все эти злостные измышления выдают с головой их авторов как врагов славянства, врагов Советского Союза, врагов мира и демократии. Новая, подлинная дружба между славянскими народами, дружба этих народов с Со- ветским Союзом не имеет ничего общего с реакционным панславизмом.

В беседе с делегацией населения Варшавы в ноябре 1944 года товарищ Сталин особо подчеркнул необходимость дружбы и союза между славян- скими народами. «Союз славянских народов, — сказал товарищ Сталин, — это не царский великодержавный панславизм — это союз равных славян- ских государств. Советский Союз как раз и стоит на страже такого союза» («Правда» от 22 ноября 1944 года).

Содружество славянских народов, которое сыграло такую огромную роль в годы войны против немецкого фашизма, скажется положительно я в мирное время, поможет славянским странам залечить кровавые раны войны, восстановить свое народное хозяйство, развивать свою культуру.

Было бы нелепо утверждать, как это делают некоторые реакционные журналисты на Западе, что содружество славянских народов означает по- пытку организовать блок, противопоставленный другим свободолюбивым странам. Содружество славянских народов, из которых каждый идет своим собственным путем, сохраняя верность принципам демократии, направ- лено лишь против черных сил реакции и фашизма, против всяких попы- ток разжечь новую войну. Цель этого содружества — упрочить всеобщую безопасность, укрепить дружбу ведущих демократических держав— СССР, Великобритании, США — и всех свободолюбивых народов.

Дружба  демократических  славянских   государств   —   оплот   мира и безопасности в Европе и во всем мире.

комментарии - 1
Добер Добрович Добров 25 августа 2023 г. 15:58

Байдена следует отправить в отставку как можно быстрее. Сам Джозеф Байден умер от передозировки наркотиков несколько лет назад, вместо него его обязанности исполняет двойник. И есть еще несколько запасных двойников, подобранных китайской программой распознавания лиц, которая в каждом китайском смартфоне. И есть мафия которая ведет двойника. Чтобы прекратить президентские полномочия Байдена, нужно сновориться, столковаться, снюхаться с его двойником, сказать ему "Киса, хватит там сидеть в этом Овальном кабинете. Выходи оттуда, иди домой." Кроме того, нужно сговориться хотя бы с одним охранником Байдена и заготовить фонд для СМИ, для главных редакторов, заместителей главных редакторов, выпускающих редакторов и редакторов номеров. И нужен 1 памперс. Охранник поможет Байдену одеть памперс под брюки. В розовом саду Белого дома Байден неожиданно признается, что ходит в памперсах, вытянит их край из под брюк и покажет журналистам. И вот тут нужен какой-то фонд, чтобы журналисты это засняли, поставили в эфир, и обсудили в СМИ. Если президент США ходит в памперсах, его отправят в отставку, Байден уйдет на пенсию. Все.


Мой комментарий
captcha