О страхе народа
Во все времена народ терпел фараонов, тиранов, королей-деспотов. Искренне верил в их «небожительство». Радовался их «величию», которое ассоциировалось с храмами, дворцами, акведуками и проч. Но прежде всего народ боялся. Боялся божьей кары; боялся царской немилости; боялся потерять то немногое (от крохи хлеба до жалкой лачуги), что у него было.
Страх во всех его ипостасях был и остается, особенно теперь, когда большинству людей есть, что терять, главной движущей силой народного смирения, молчания, примирения с действительностью, нежелания (а не только непонимания необходимости) бороться.
Только абсолютное меньшинство во все времена могло преодолеть этот животный инстинкт на пути к собственному освобождению. Но так как большинство боялось и принимало «правила игры», освобождение в глобальном масштабе так и не состоялось. Между тем, если бы подавляющее большинство людей не боялось, то, во-первых, состоялась перманентная эмансипация человечества, а во-вторых, в рамках социальной борьбы удалось бы избежать значительных жертв (ибо при громадном численном перевесе народа реакция не решается и попросту не может пойти на массовые репрессии).
Об ошибках в освещении истории и идеологии
Квинтэссенция правильного отношения к историческим событиям и деятелям выражена в речи Фиделя Кастро, посвященной столетию В.И. Ленина. «При изучении как нашей, так и всеобщей истории нам много и прежде всего говорили о великих завоевателях, …описывая их подвиги и победы. Когда же человечество найдет способ наиболее разумной… оценки событий своей истории, все эти фигуры померкнут рядом с образом человека, который был стойким борцом … ради освобождения человечества.
Когда, повторяю, будет найден более совершенный критерия для оценки исторических личностей, то Ленин вместе с Марксом будут возвышаться среди тех людей, идеи, ум и действия которых имели чрезвычайное значение в истории человечества».[3. C.170].
В советской же историографии не всегда четко акцентировалось, что главный критерий оценки исторического деятеля – его отношение и деятельность применительно к народным массам: стремление к социальному прогрессу. Весь остальной прогресс (технический, военный, культурный и проч.), конечно, может, в том числе, относительно, быть во благо народа, но он вторичен. В теории это признавалось, но на практике не всегда выдерживалось. В результате часто военная, внешнеполитическая деятельность лидеров признавалась главенствующей для их исторической оценки
Из-за непоследовательности в применении материалистической диалектики вытекает вторая ошибка советской исторической науки: представление противников как сугубо отрицательных персонажей. Между тем они могли обладать массой достоинств: прекрасные семьянины, великолепные военачальники, искренние, честные, мужественные люди.
Поэтому затем, когда советские люди познакомились с их биографиями, ряд личных качеств и действий этих лиц стал вызывать симпатию. Главный же критерий оценки личности должен быть иной. Дело не в том, что противник плохой или хороший человек, воин, писатель и т.п., а в чьих интересах, во имя чего его доброта и жестокость, честность и предательство, храбрость и самопожертвование, ум и воля. Если же рассматривать эти качества изолированно от основополагающих вопросов, получается постмодернистская картинка с «множественностью и относительностью истин».
Об интересах народа в империалистических войнах
Когда марксисты говорят, что народу война не нужна, это верно в конечном итоге, стратегически. Ведь поражение своего государства - это крах прежде всего для народных масс. Победа «своих» империалистов несет укрепление режима, усиление эксплуатации, но одновременно (и раньше, и сейчас тем более) часть захваченного переходит к трудящимся. А значит, может происходить определенное улучшение положения народа страны-победительницы. Классический пример – уровень жизни большинства населения стран «золотого миллиарда», достигнутый за счет эксплуатации (как экономической, так и с помощью силы) других стран.
Одна из уловок империалистических войн заключается в том, что одна из воюющих сторон выступает в виде жертвы. Но нередко ее политика (национализм, притеснение нацменьшинств и др.) на деле является той же захватнической по сути (пусть и в пределах своей страны), являясь как удобным поводом, так и объективной основой для внешней агрессии в свой адрес. С другой стороны, «справедливая», «освободительная» война против такого государства на деле, конечно, включает в себя не только прогрессивный аспект, но и одновременно, в первую очередь, служит экспансионистским целям страны-«жертвы».
Таким образом, при капитализме любая даже освободительная война имманентно включат в себя захватнический, агрессивный элемент. Прогрессивный же аспект таких войн служит во многом прикрытием захватнических замыслов (под «захватом» в наше время, конечно, имеется в виду не только и не столько территория, сколько ресурсы, экономическое проникновение и т.п.), затушевывает и искажает для народа истинный смысл этой политики.
Что касается национально-освободительных движений в странах «третьего мира», то при их общей относительной прогрессивности они тоже могут включать в себя серьезный реакционный элемент (движение ХАМАС в Палестине или революция 1979 г. в Иране).[1]
Логика капитализма, империализма, на что неоднократно указывал В.И. Ленин, не может не включать в себя борьбу за ресурсы, что в определенные моменты приводит к войнам. [4.C.15-16; 5.С.242; 6.С.1; 7.С.372-373]. Поэтому в большинстве случаев бессмысленно определять, кто начал войну, так как это будет напоминать выяснение, что первично - курица или яйцо. Войну начинает сам общественный строй, а ее формальное начало одной из сторон сравнимо не более чем с поводом к войне, а не с ее причинами и предпосылками.
О современной «взвешенной» трактовке истории
Нынешняя российская власть не занимается агрессивным антикоммунизмом и огульным шельмованием всего советского прошлого. Перестала ли быть эта власть, антикоммунистической, антисоциалистической, антисоветской? Естественно, нет! Более того, в нынешнее десятилетие идет наиболее активный социально-экономический демонтаж остатков и основ социализма; воинствующее наступление в политике и идеологии великодержавности, клерикализма и ксенофобии – симбиоза современного российского периферийного капитализма и идеологии феодализма. С чем же тогда связана трансформация политики в отношении советского прошлого? Отметим ряд моментов.
Первое. Решая геополитические задачи в условиях укрепления российского империализма, претендуя на большее влияние в мире, позиционируя себя в качестве великой державы, власть, вполне естественно, пропагандирует величие России. И в контексте этого величия выдвигает тезис о грандиозных свершениях в том числе советского периода. Ибо на современном этапе развития России (если отбросить пропагандистскую шелуху) хвастаться нечем; то, что построили Петр Первый или Екатерина Вторая, на сегодняшние события особого влияния не оказывают, а то, что было сделано в XX веке, имеет непосредственное влияние.
Таким образом, созидательный потенциал советского наследия становится частью имиджа «Великой России» в целом; тем более, что этот созидательный аспект действительно масштабен, многообразен и, в отличие от культурно-идеологических мифов о дореволюционном прошлом, дает и идейную и, самое главное, материальную базу для тезиса о величии страны. Заниматься самоуничижением по отношению к советскому прошлому означает полностью копировать пропаганду США, постсоветских республик и др. В условиях современных межимпериалистических противоречий с Западом это значит рубить сук, на котором сидишь.
Второе. РФ не была бы крупнейшей капиталистической державой, если не пропагандировала советские достижения в усеченном, искаженном, антикоммунистическом духе, признавая лишь отдельные достижения СССР[2] вне их исторического, социально-экономического, идейного контекста. По сути, они выводятся за рамки социализма, который и являлся несомненной основой для них.
Все это совершила «Россия», в лучшем случае, - абстрактный «Советский Союз», под которым опять-таки подразумевается Россия. Естественно, скрывается, умаляется, камуфлируется базис этих побед: отсутствие частной собственности, плановая экономика, советский патриотизм и интернационализм, коммунистические убеждения значительной части народа, начало формирования нового человека, роль коммунистической партии. (Пример - задрапированный Мавзолей В.И. Ленина в День Победы.)
В сознание людей неуклюже вдалбливается принципиально ложный постулат: Россия всегда была великой независимо от характера общественных отношений. Старательно игнорируется, «снимается», «нейтрализуется» все социалистическое, принципиально отличное от сегодняшнего. В итоге искажается смысл великих свершений советского времени, суть исторического процесса. Советская история (даже если не учитывать сохранение откровенного антикоммунизма) становится куцей, выхолощенной, амальгамированной, позитивистски бессодержательной (абстрактные факты – и все), фрагментарной; преподносится в имперском ключе. Идет активный процесс ее «рассоциалистичивания». В таком оскопленном виде она в целом безопасна и устраивает власть имущих.
Третье. 90-е годы показали: сплотить народ на основе агрессивного антикоммунизма невозможно. Потому власть идет на относительную «легитимацию» советской истории. Но эта «легитимация» проходит с указанными выше изъянами, в перонистском духе. Массы в большинстве своем воспринимают данный квазисоветизм, и многие считают Путина чуть ли не продолжателем советской истории и традиции.
Четвертое. Открытый антикоммунизм никуда не делся. (Просто он стал менее масштабным по сравнению с ельцинским периодом, более «дозированным».) Яркое тому подтверждение – фильмы «Демон революции» и «Троцкий», вышедшие к 100-летию Великого Октября. По-прежнему обливают грязью советское прошлое, преувеличивают негатив, прикладывают к нему современные тенденции российской действительности: борьбу за сферы влияния на международной арене, клановость, существенную коррумпированность и т.п. Со школьной скамьи вдалбливается в головы тезис о «неэффективности», «пагубности» плановой экономики и, тем более, - отсутствии частной собственности.
В итоге «защита» СССР властью РФ способствует дальнейшему движению вправо и больше вредит делу возрождения социализма, чем откровенно антикоммунистическая пропаганда, ибо создает иллюзию «народности» и даже «социалистичности» нынешнего режима.
Пятое. Россия, укрепив режим, действует в духе большинства буржуазных государств, где существуют относительная демократия и умеренный антикоммунизм. В стране коммунистическое движение откровенно слабо, а самая крупная левая партия полностью аффилирована с властью и насквозь оппортунистична. В этих условиях социализм на данный момент не опасен для государства, и оно может сосредоточиться на реализации своих кланово-империалистических задач и на борьбе с «западным либерализмом» (эксплуатируя для этого в том числе советское наследие).
При этом действительно коммунистические организации тщательно замалчиваются, им чинятся всевозможные препятствия в деятельности. А за попытки классовой борьбы следуют репрессии (арест членов Рот Фронта за раздачу советских листовок в День Победы, попытки запрета классового профсоюза МПРА и проч.)
К вопросу о слабости экономической политики социализма
Основоположники марксизма не раз подчеркивали, что победа коммунизма возможно только при экономическом преимуществе нового строя. «Производительность труда это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда» [8. C.21]. Моральный аспект крайне важен, как и преодоление отчуждения. Без этого невозможна подлинно общественная собственность, благосостояние людей. Социализм дал народу уже на ранней своей стадии более высокий уровень развития, чем тот, на котором они находились прежде.
И здесь возникает вопрос: почему социализм не дал трудящимся того относительного изобилия, что капитализм в развитых странах? Конечно, социализм как начальная стадия коммунизма, а тем более, ранний социализм советского образца изначально противоречив; нет высокого уровня «обобществления» людей, без чего социализм, коммунизм (в отличие от капитализма) не может быть экономически успешным; играет роль и жесткое противоборство со стороны мирового империализма. И даже при таких условиях – неуклонный, значительный рост благосостояния людей. (Достаточно сравнить уровень жизни советского человека в 1930-х и 1970-х годах.) Все это весомые, но неполные аргументы. Необходимо проанализировать всю экономическую политику социалистических стран в XX веке, чтобы извлечь уроки из ее изъянов.
Создать общество на одном энтузиазме и высокой идейности – утопия. Нужно стремиться к реальному разотчуждению, к становлению собственно Человека, но это имманентно включает в себя в том числе всесторонне удовлетворение его материальных потребностей. Диалектика материального и идеального вырисовывается здесь предельно четко. Перекос в любую сторону попросту неуместен. Хотя, несомненно, эта мера на практике чрезвычайна сложна и долговременна в реализации.
Классики марксизма оставили лишь общие, базовые положения касательно социально-экономических основ нового строя. Естественно, практически эту задачу странам социализма пришлось решать методом проб и ошибок. Добились многого, но главной задачи – обеспечить эконмическое преимущество над капитализмом – решить не удалось.
Проблемы были связаны в первую очередь с ошибками в планировании и управлении экономикой. Считалось, что, раз частная собственность ликвидирована, значит, социализм восторжествовал. То есть происходило смешивание базы для строительства социализма с самим социализмом. Не было движения к реальному обобществлению, без чего социалистическое развитие экономики (как движение к коммунизму) было невозможно.
Существовали серьезные ошибки в самом планировании: завышенные планы («пятилетку – в 4 года»), манипуляция с цифрами и подгонка показателей к нужным за пять лет, диспропорции в планировании, слабая связь показателей «сверху» с ситуацией «внизу» вследствие отсутствия демократичности планирования[3]. Наконец, просто невозможность спускать «сверху» «миллионные» показатели для гигантской, многомиллионной страны. Сыграло роль и игнорирование модернизации и интенсификациии системы планирования (отказ от ОГАС В.М. Глушкова в общесоюзном масштабе). То есть от общей, магистральной нити марксизма не было «разветвлений», продолжений в виде формирования и развития его конкретных направлений, в том числе, в экономике. Не было глубокого теоретического осмысления данной проблематики.
В той или иной степени указанные ошибки были присущи всем экономическим моделям в рамках социализма (от этатистского направления в Китае при Мао или в КНДР до консервации местного «НЭПа» и попятного движения к капитализму в Югославии, Польше, Венгрии).
В итоге, несмотря на колоссальные достижения, социализму пока не удалось создать реальную экономическую альтернативу капитализму; не с точки зрения социальной справедливости, а в плане производительности труда, эффективности экономической модели в целом.
В свое время К. Маркс разработал политэкономию капитализма, а в наше время необходима политическая экономия коммунизма. Иначе мысль о том, что, если капитализм с точки зрения экономики все еще прогрессивен и не исчерпал своего потенциала, то «мы пришли слишком рано» и ни о каком социализме речи пока быть не может [9. C.531-532; 11. С.107], оказывается актуальной, а человечество ждет не альтернатива «капитализм – коммунизм», а движение от капитализма к гибели человечества.
К проблеме аутентичности в исследовании наследия классиков
Проблема «аутентичности «прочтения» великих людей имеет колоссальное значение во всех сферах человеческой деятельности. Проблемами являются политическая, культурная и т.д. ангажированность интерпретаторов, а также неумение понять исследуемый объект тождественно его сущности.
В первом случае достаточно выявить предвзятость исследователя. Во втором (хотя определенная имманентная, латентная предвзятость даже независимо от воли автора может иметь место и здесь) все гораздо сложнее.
Для адекватной трактовки наследия великих людей необходим очень высокий уровень подготовки. Нужно не только досконально знать творчество изучаемого объекта, но и понимать «систему координат», в которой тот действовал, его ценности, окружающую обстановку; «вчувствоваться», «вживаться» в него. Владеть диалектикой, когда мысль, творчество кого-либо интерпретируется во всех проявлениях, противоречиях, взаимосвязях и в развитии.
Иначе – в лучшем случае – неизбежно формальное изложение, «адаптация» наследия (как для школьного учебника) наподобие большинства советских учебников по философии, политэкономии, научному коммунизму; в худшем – искажение наследия. Одно связано с другим: формальное изложение, упрощение есть обеднение, оскопление, а значит, искажение классиков[4].
Конечно, полного тождества с идеями классика добиться невозможно. Гений на то и гений, что повторить траекторию его исследования, его мысли, раскрыть во всех красках и тонкостях всю подноготную его творчества (а не только видимые результаты) исследователю нереально. Но двигаться по этой орбите, максимально приближаясь к раскрытию «загадки», возможно и необходимо.
Каждый человек разный. Мельчайшие детали, иные измерения и вектора развития могут ускользать от его взгляда только потому, что он видит ситуацию по-другому в силу иной эпохи, образования, ментальности, психики, личностных свойств и проч. В результате происходит подмена мыслей, чувств, мотивов выдающегося человека собственной неполной, неточной интерпретацией.
Отсюда проистекает вечная проблема для большинства исследований: творчество оригинала, предвзято или нет, деформируется сообразно с уровнем развития самого интерпретатора[5]. Оригинал для будущих поколений заменяется копией.
Развитие исторического наследия
Не цитата из классики должна подкреплять мысль исследователя, а само исследование обязано подкреплять цитату, мысли основоположников.
Если цитата служит основой для научной работы, то нередко исследование остается в рамках границ, определенных мыслями классиков. Эти мысли нередко догматизируются, а самое главное, не развиваются, не выходят на новый уровень. Автор «обслуживает» (свою работу, официальную позицию и т.п.), интерпретирует, разъясняет, пропагандирует, популяризирует великие идеи прошлого, но не двигает их вперед, не проецирует на сегодняшнюю действительность, не выходит за их историческую ограниченность. В итоге правильные идеи превращаются в схоластические декларации, псевдонаучный ритуал.
Если классическое учение верно, то будущие исследования будут подкреплять его новыми фактами и данными, уточнять, расширять, развивать новыми заключениями. То есть будущее развитие науки докажет верность выбранного пути, магистральной идеологии. Иначе говоря, классовая борьба существует не потому, что так думал и писал К. Маркс, а потому, что она объективно существовала и существует на современном историческом этапе, а также будет существовать до полного уничтожения классов.
Ссылки на классиков – лишь звено, этап в исследовании, помогающие связать научный вклад предыдущих поколений с положениями современной науки. Они могут (хотя и не всегда) служить базой, трамплином для последующих наработок, но не могут прикрывать своим авторитетом отсутствие адекватной научной теории; не могут служить абсолютным авторитетом для современной научной мысли, заменять собой осмысление действительности.
Классическое наследие ценно не безапелляционным, сакральным смыслом, а подтверждением его основных положений последующим историческим и научным развитием.
О роли религии как иллюзорной нравственности
Обращение к богу, к церкви, то есть внешняя, показная, иллюзорная «нравственность» служит для безнравственных людей индульгенцией для их неблаговидных поступков. Происходит раздвоение личности (которое часть искренне верующих просто не замечает): в земном мире можно «грешить», но «покаяние» в виде благотворительности и посещения церкви нивелирует эти грехи.
То есть религиозно-церковная мораль зачастую лишает объективную действительность, реальную жизнь настоящей нравственности, вырождаясь либо в закамуфлированную безнравственность, либо в религиозное ханжество.
Еще раз о духовных предпосылках коммунизма
В «большинстве людей нет стремления к «распрямлению», то есть максимальному освоению всего духовного, интеллектуального, культурного потенциала, который и формирует человека собственно человеком. А без перманентного развития личности коммунизм невозможен» [13. C.191-194].
Коммунизм – это не только и даже не столько нивелирование классовых противоречий, создание высочайших, свободных производительных сил. Это колоссальный скачок в сфере духовного прогресса. Перманентное разотчуждение человека. И не только в области трудовых, классовых взаимоотношений, но в сфере снятия интеллектуальных изъянов, духовных пустот, культурных предрассудков, психологических комплексов. Гармоничные, неотчужденные общественные отношения – это одна сторона такого разотчуждения. Другая его грань – ежесекундный труд каждого человека над собой. «Выдавливание» из себя раба, лицемера, эгоиста, подлеца, обывателя. А это тяжелейший труд.
При капитализме люди разобщены, ленивы и трусливы. Они готовы переезжать в другие страны в поисках работы, жить в тяжелых условиях; работать на две ставки, терпеть унижение начальства, мириться с повышением пенсионного возраста, налогов, бюрократизацией, коррупцией. Безмолвно согласны, по сути, быть «винтиками» системы, товаром в капиталистическом обществе. Играть по правилам властей, которым они одновременно и безразличны, и презренны. И все это – ради «синицы в руке» в виде преференций и подачек, которые предоставляет капитализм.
Чтобы стать хозяевами собственной судьбы, надо постоянно учиться, совершенствоваться, первоначально (как демонстрирует опыт построения социализма, достаточно длительный период) испытывать нередко даже большие лишения и трудности, чем при развитом капитализме. Нужно в целом быть в разы лучше, умнее, выше, чище, чем сейчас.
Современный капитализм, уродуя человека духовно, превращая его в подобие человека, эксплуатируя его, одновременно не требует от него такой силы интеллекта и духовности, такой работы над собой. Наоборот, идеал буржуазности – «грамотный потребитель», от которого требуются лишь узкая квалификация и лояльность (на худой конец, нейтралитет) по отношению к власти. Кроме того, капитализм предоставляет обывателям «легкую», в целом примитивную индустрию развлечений, масс-культуру, общество потребления. А в наше время большинство населения само стало непосредственной и незаменимой частью этих проектов.
В итоге жить при капитализме большинству легче, удобнее, чем при более совершенном обществе. Ибо капитализм (вернее, его нынешняя, глобалистская стадия) в основе своей находится в ладу с большинством человеческих инстинктов, слабостей и пороков, идущих от его животного происхождения и духовной лени; консервирует, генерирует и модифицирует их, выводя на новый, созвучный нынешним реалиям уровень[6].
Коммунизм - это действительно время, когда большинство людей будет на уровне Аристотеля, Гете и Маркса [10. C.300]. Однако сначала оно должно хотя бы приблизиться к этому уровню, чтобы формировались коммунистические отношения.
Так же, как и интеллектуальные способности детерминируются не только системой образования и общественными отношениями, но и биологическими особенностями людей, человеческого рода в целом на определенном этапе развития, - так, вероятно, и духовно-нравственные качества индивидов генерируются не только обществом, но и собственной психоэмоциональной, генетической составляющей. Возможно, что и в этой сфере человеческого бытия и сознания к подъему на предельные вершины способны лишь единицы (как в сфере науки, культуры, спорта).
Конечно, даже социалистические общественные отношения заметно подняли нравственную планку общества. А дальнейшее движение от капитализма поднимет эту планку еще выше. Но только практика может определить пределы этого роста даже на самой высокой ступени развития общества.
В процессе эволюции человек приобрел доминирование социальных качеств, социальную детерминированность своей деятельности и развития. Но на сегодня он сохранил рудименты животного происхождения. А созданные им общественные отношения не позволяет выйти из предыстории на подлинно человеческую ступень развития.
Эволюция человека и человечества продолжается, и мы обязаны анализировать ее вектор и результаты. Возможно, люди еще смогут подняться существенно выше, находясь сейчас где-нибудь в середине пути от млекопитающего к Человеку, являясь пока частичным, неполным человеком. Но здесь помимо вопроса о возможности экологического коллапса и гибели Земли в результате неадекватной человеческой деятельности возникает другой вопрос.
В прошлом глобальные скачки в филогенезе, в становлении социума, в эволюции и революции общественного бытия и сознания детерминировались стремлением людей сначала к выживанию в животном мире, борьбой за существование в прямом смысле этого термина в обществе, а затем потребностью в комфорте и материальном благополучии. Добившись максимального благополучия для господствующих слоев и относительного комфорта, отсутствия абсолютной нищеты для значительной части населения, капитализм лишен серьезных стимулов для глобального общественного прогресса. (Локальный технологический и социальный прогресс в его рамках, конечно, возможен.) Сегодня капиталу мало что угрожает, а большинство людей довольствуется «хлебом и зрелищами». Стратегические же угрозы будущего ориентированный на сиюминутную прибыль строй волнуют слабо.
Большинство населения стран развитого капитализма живет сегодня сытно и комфортно. Если это – заветная цель человечества, то она достигнута. Правда, ценой интеллектуального и морального рабства, непосильного труда, «атомизации» человеческого бытия и сознания. По сути, такие люди испытывают животное счастье и радость. Действительно, собаке, кроме вкусной еды, веселой игры и ласк хозяина больше ничего не нужно. Чем отличается идеальный современный потребитель (имеющий все или многие возможности для удовлетворения своих потребностей)? Только иной едой, иными играми, иными ласками. А еще сознанием, задатки которого даны ему от рождения, но которое так и не стало собственно человеческим, зато позволяет homo sapiens подгонять и преобразовывать мир под свои потребности и желания лучше, нежели это делают его братья меньшие.
Выражаясь ленинским языком, обыватель понял счастье совершенно по-педантски. Такое «счастье» опускает, затушевывает, игнорирует, «забывает» такие основополагающие составляющие человеческой жизни, как духовное развитие, работа мысли, социальная справедливость, подлинный гуманизм, всесторонне развитие личности. А значит, человек остается высшим, но животным и, хватаясь за обрывки, иллюзию счастья, сам у себя крадет всю его полноту.
О формировании коммунистического быта и сознания
В «Заметках по диалектике» я отмечал дилемму: коммунизм могут строить люди с коммунистическим сознанием, но его априори не существует, и новое общество строят люди, сформированные капитализмом. А значит, необходимо преодоление «громадной силы привычки и косности», связанных с рудиментами старого общества [8. C.15]. В.И. Ленин неоднократно акцентировал внимание на длительности этого пути, предостерегал от крикливых фраз и голого администрирования. «Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и «ухаживать» за этими слабыми ростками» [8. C.20].
Это написано не только о коммунистических субботниках, но и о ростках коммунистического сознания, труда и бытия в целом. Именно конкретные шаги по формированию добровольного, общественного труда, который приносит пользу не отдельному человеку, а обществу в целом, и есть формирование ростков коммунизма.
После Октябрьской революции в 1920-е и даже 1930-е годы было немало ячеек, кружков, коммун, которые самостоятельно, в свободное время изучали марксизм, трудились на субботниках, перевыполняли планы, стремились интенсифицировать производство; совершенствовали быт, занимались культурным строительством. И все это шло не «сверху», не по разнарядке, а от сознательности, убеждений, чувств людей. Эти люди были продолжателями великого подвижничества декабристов, народников, социал-демократов. Да, они оставались в меньшинстве, но опять-таки вспомним о длительности этого пути, длительности переворота в сознании. Эта работа шла зигзагообразно, методом проб и ошибок, но по-другому большое, абсолютно не изведанное дело и не делается. Естественно, оно не могло дать сразу тот эффект, который в краткосрочной перспективе давали администрирование и мобилизация масс.
Но необходимо было продолжить это движение, «ухаживать» за ним, анализировать его преимущества; выяснять, за счет чего оно привлекательно для сознательных членов общества, как распространять его опыт на более широкие массы людей, как приблизить этих людей к передовому слою, воспитать их на его примере. Наконец, как соединить коммунарское движение «снизу» с государственными советскими органами, до тех пор, пока оно полностью не заменит собой государственную Советскую власть. Нужно было пропагандировать образцовые субботники, столовые, ясли, демонстрируя народу их неоспоримые преимущества [8. C.25]. Всецело помогать подобным начинаниям и организациям.
Однако тяжелейшие условия гражданской войны, голод не позволили этого сделать на приемлемом уровне. А позднее низовое движение было сведено к «приводным ремням» партийно-государственной политики и потеряло значительную долю своей инициативности, добровольности, свободы, творчества, а значит, - коммунистичности. Абстрактное воспитание масс, при котором они не видят результатов именно коммунистического труда и бытия, как продемонстрировала дальнейшая практика, не дает должного эффекта.
И здесь мы вновь упираемся в то, что строили социализм из капиталистических «кирпичей». Мысль большинства партийного руководства так и не вышла за рамки буржуазной организации масс административно-бюрократическими методами. В итоге продвижение вперед за семьдесят лет Советской власти было огромным, но недостаточным для завершения социалистического строительства.
С 1960-х годов коммунистическое строительство могло уже зиждеться на относительно адекватной технологической базе. Но диктатура 1930-х – начала 1950-х годов сменилась окончательной «гибридизацией» социализма с несоциалистическими элементами…
Общая схема такова: при капитализме к коммунизму по своей сути, развитию, убеждениям, нравственности, образованию готово не более 1% людей. При социализме эта цифра возрастает условно до 5-10%. Но сюда уже можно прибавить людей, движущихся к коммунизму («частично коммунистичных»), имеющих все возможности стать коммунистами. То есть число настоящих членов будущего коммунистического общества неуклонно растет. А затем эти люди постепенно (очень постепенно!) «абсорбируют», «ассимилируют» других членов общества, распространяя коммунистические отношения на все общество в целом.
Но все это возможно при целенаправленной государственной поддержке; государственной политике, ставящей целью формирование именно такого общества; разработке на основе практического опыта теории самодеятельного общественного «врастания» в коммунизм.
Литература
- Гловели Г.Д. Просветительское кредо А. Богданова: от тульского кружка к каприйской школе // Альтернативы. 2016. №2
- Горький М. О Ленине. // https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/293246-maksim-gorkij-o-lenine.html)
- Кастро Ф.Октябрьская революция и кубинская революция. М.: Политиздат,1978
- Ленин В. И. Война и российская социал-демократия // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-ое. Т.26. М.: Политиздат,1969
- Ленин В. И. Крах II Интернационала // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-ое. Т.26. М.: Политиздат,1969
- Ленин В. И. Воззвание о войне // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-ое. Т.27. М.: Политиздат,1969
- Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализм // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-ое. Т.27. М.: Политиздат,1969
- Ленин В. И. Великий почин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-ое. Т.39. М.: Политиздат,1970
- Пятнадцатая конференция Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). 26 октября-3 ноября 1926г. Стеногр. отчет. М.-Л.,1927
10.Троцкий Л. Перманентная революция. М.:АСТ,2005
11.Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л.Д. Троцкого.1929-1932гг. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014
12.Че Гевара Э. Критические заметки о политэкономии (отрывок) //http://marxists.ru/publications/translations/che-notes/
13.Черняков С. Заметки по диалектике // Свободная мысль. 2018. № 3
[1] Че Гевара был в значительной мере прав, когда в 60-е годы ХХ века отмечал, что национальная буржуазия в странах «третьего мира» уже (а теперь - тем более) не играет прогрессивной роли. «Исторически это было правдой, но для сегодняшней ситуации это ложь. В странах с более продолжительным опытом политической псевдо-независимости, каким является большинство стран Латинской Америки, альянс между местной буржуазией и империалистическим капиталом укрепляется в течение долгого времени. Кубинская революция послужила реальным сигналом тревоги для местных эксплуататоров. К тому же борьба против остатков феодального строя весьма затруднена, так как союз между эксплуататорами из различных отраслей и крупными землевладельцами существует как в промышленности, так и в торговле. В Африке формирование буржуазии приобретает паразитический оттенок с самого момента начала полного включения зависимой буржуазии в монополистический капитал. Борьба против буржуазии является существенным условием освободительной борьбы, если она может привести к успешному и окончательному завершению (Индонезия — контрпример)» [12].
[2] Создание мощной промышленности, оборонного потенциала; формирование сильного государства, победа в Великой Отечественной войне, освоение космоса, борьба с западным экспансионизмом.
[3] О конкретных ошибках, недостатках и диспропорциях в советской плановой экономике на всем протяжении ее функционирования см. лекции современного исследователя А. Сафронова.
[4] В 1920-е годы известный марксист А. Богданов так описывал отличие написанного самим К. Марксом от его интерпретации К. Каутским: «все время Маркс протаскивает через какие-то границы … за пределы того, что он сам сказал». Перечитывая Маркса, «вы начнете находить что-то новое, вы скажете: «А этого я не видел, а это очень важно». Читаете в третий раз – опять что-то новое. Прочитаете Каутского (изложение им теории Маркса - С.Ч.) второй раз – тут получается то же самое, что и в первый раз» [1. C.280]. Аналогичным образом «читали» классиков марксизма В.И. Ленин, Э. Че Гевара и другие выдающиеся деятели коммунистического движения.
[5] Если же исследователь – обыватель, то и других людей он будет «измерять» под себя, о чем в свое время не без оснований замечал А.М. Горький: «Я знаю, что клевета и ложь - узаконенный метод политики мещан, обычный прием борьбы против врага. Среди великих людей мира сего едва ли найдется хоть один, которого не пытались бы измазать грязью. Это - всем известно. Кроме этого, у всех людей есть стремление не только принизить выдающегося человека до уровня понимания своего, но и попытаться свалить его под ноги себе, в ту липкую, ядовитую грязь, которую они, сотворив, наименовали "обыденной жизнью"». [2.].
[6] В данном контексте коммунизм можно сравнить с музыкой Бетховена и Чайковского, философией Аристотеля и Гегеля, а капитализм – с блатным шансоном и бульварным романом. Но большинство выбирает именно второе.
Экономическое преимущество СССР над Западом было явным, это хорошо было видно по результатам восстановления страны после войны. Благосостояние же Запада было обеспечено повальной нищетой половины мира. Далее в дело вмешались Хрущов и Ко, оттуда и пошла гонка за показателями.
Укоряете нынешнюю власть "задрапированным Мавзолеем", а сами набросили тень на человека, которому страна во многом обязана не только достижениями того периода, но и своим существованием.