Экономические факторы поддержки Эрдогана
Главные экономические факторы консолидации масс вокруг AKP[1]:
- Финансирование и избыток денег, в том числе расширение кредита, ведет к атомизации общества, дезинтеграции классовых связей и формированию аморфных общественных группировок, подобных крестьянству XIXвека. Этот факт - материальная основа постмодернистских теорий идентичности.
- Меры, смягчающие социальные последствия меры неолиберализма («зеленая карта», система страхования, программа денежных трансфертов и т.д.), помимо общей консолидации населения вокруг власти, способствуют притуплению политических убеждений политизированных масс курдского националистического движения и на воспринятие ими программы AKP по формированию своеобразной нации-«уммы».
- Приход «горячих» денег из арабских стран и особенно Катара, с династией которого, по-видимому, созданы особые связи, уменьшает риски на финансовых рынках.
- Революционное движение активно подавлялосьне только благодаря его ошибкам и заблуждениям, но и с помощьююридического и политическогосодействия ЕС. Оно помогло властям властям ослабить профсоюзы,дезорганизовать «народную оппозицию», атомизировать сопротивление неолиберальным политикам и исламизации страны.
Кроме того, вооруженный курдский национализм потерял большую часть поддержки своей опоры - бедных крестьянин, так как курдское националистическое движение оказалось под влиянием чуждой им новой средней буржуазии (так, в курдских городах появились буржуазные «гетто»). В результате оно утратило способность сопротивляться AKP. Другие причины ослабления курдского движения: прочные связи с США; его превращение в субъект активного накопления капитала; легализация при политическом укреплении про-курдской Демократической народной партии;обогащение в муниципалитетах путем муниципальных тендеров. «Обуржуазивание на локальном уровне явилось определяющим фактором»[7].
Другой компонент в создании новой гегемонии в турецкой политике –строительство. Этот сектор экономики сыграл ключевую роль в возникновении картеля Эрдогана[1]и имел влияние на консолидацию массовой опоры среди населения с навязанным ему циклом занятости и накопления и с перцепцией «исламской модернизации».
Сельское хозяйство находится в тяжелом положении. Однако AKP удается увеличивать свою опору в сельских территориях с помощью «экономики милостыни» и все той же религизации.
Для объяснения широкой массовой поддержки AKP экономических причин недостаточно. Большую роль играют идеологические мотивы: ислам стал своеобразным цементом этого нового исторического блока. Опираясь на него, AKP начала строить новую нацию.
Новый правопорядок.
Новый правопорядок [11] наглядно демонстрирует свойства политического режима Эрдогана.
Пост премьер-министра упразднен, Совет министров фактически стал секретариатом президента. Министры отчитываются не перед парламентом, а перед президентом, и судебное преследование против них, даже после потери должности, возможно только с разрешения президента. Парламент не может назначать министров.
Полномочие издавать декреты не принадлежит правительству - только президенту. Тот может учредить новые министерства или упразднить действующие; при этом он ни перед кем не ответственен. Президент может занимать свою должность де-факто пятнадцать лет. Он может назначить столько заместителей, сколько пожелает. Он издает нормативно-правовые акты. Определяет политику национальной безопасности, может разрешить армии вести военные действия: вопрос войны или мира зависит единственно от его воли, а не от решения парламента. Неизвестно что будет, если декреты и законы окажутся в противоречии друг с другом, но, поскольку все юридические нормы де-факто назначаются им, можно предполагать, что его воля будет решающей.
Судебное преследование президента возможно только после одобрения 60% членов парламента даже после его отставки. Судебное преследование заместителей президента и министров, как действующих, так и в отставке, возможно только после одобрения двумя третями парламента. Президент в любое время может распустить парламент или ввести чрезвычайное положение (во время которого его декреты имеют силу закона).
Все члены конституционного суда назначаются президентом, государственными учреждениями, имеющими власть, назначенными президентом, и парламентом, где партия президента имеет большинство. Половину Совета судей и прокуроров назначает президент, и другую половину – парламент. Президент представляет парламенту государственный бюджет и может не принять поправки в бюджет, предложенные парламентом. Президент может издавать распоряжения об административном расследовании Государственному надзорному совету, что позволяет ему заставить повиноваться любого чиновника. Президент сам назначает ректоров и советы управления университетов, то есть последние находятся под его абсолютным контролем.
Невозможно не вспомнить 18 брюмера: «Выборное Национальное собрание связано с нацией метафизически, выборный же президент связан с ней лично.… По сравнению с Национальным собранием президент является носителем своего рода божественного права»[2, с. 134].
До «президентства республики» Эрдогана 2014 г. в среде армейской и гражданской бюрократии существовало сопротивление AKP: государственные органы (и в первую очередь армия) старались сохранить свою структуру, которая была сформирована после 12 сентября 1980 г. Это сопротивление АКР преодолела с помощью США и особенно ЕС. Подобная, но гораздо слабее, реакция возникла и в рядах TÜSİAD между выборами 2002 и 2007 годов (на которых AKP получила 34.3 и 46.6% голосов). Для АКР было важно завоевать армию и приручить TÜSİADпутем неолиберальной политики.
Поэтому, в первый срок нахождения у власти она вела осторожную «позиционную войну»; преданно выполняла неолиберальную программу прежнего правительства, подготовленную Кемалем Дервишем, бывшим заместителем директора Всемирного банка; избегала вызывать общественный конфликт своей мечтой об исламском обществе. О последнем AKPначала все настойчивее говорить после 2013 г., когда она расторгла союз с либералами. Поэтому одним из факторов попытки военного переворота 2016 г. стало союзничество с армией именно как с капиталистической группировкой[2].
Религия и национализм как традиционные средства гегемонии. Строительство новой нации.
AKP использует религию как средство гегемонии. Ректоа Университета Харрана в г. Урфа, в котором обучается около 25 тысяч студентов, профессор Рамазан Ташалтын указывает: «Согласно исламу, повиноваться президенту есть “фард аль-айн” [религиозная ответственность, которая является обязательной для всех без исключения – Й.Л.]; и противостоять ему есть “харам”[запрет, не действовать согласно которому является грехом – Й.Л.]»[9].
AKP строит новую нацию.
Во-первых,это – контрреволюционная нация, так как она создается на базе реванша у революции (республики)[3].
Во-вторых,идеологический хребет этой нации – сунниты. Это панисламистская нация, которая включает в себя и курдский народ, что является исламистской парадигмой разрешения курдского вопроса.
В-третьих,хотя эта нация и панисламистская, она все-таки не «умма» или не намерена стать таковой (не важно, как называют ее исламистские пропагандисты); она использует ислам как политическое оружие для приобретения международной геополитической силы и престижа, не скрывает свои неоосманские экспансионистские мечты, но существует как нация только в пределах государственных границ. (По сравнению с в высшей степени прагматичным Эрдоганом, надо принимать правительство Давутоглу как исключение, поскольку он не только политически, но и идеологически панисламист. И когда он был академиком, и во время премьерства он считал всю бывшую османскую территорию от Северной Африки до Кавказа зоной естественной ответственности Турции как наследницы империи. Давутоглу ставил в основу своего понятия «нация» историю, которую, он считал общей для всех народов на этой территории. С другой стороны, для Эрдогана этот дискурс означает не более чем демагогию, к которой он обращается, чтобы достичь своих геополитических целей и консолидировать свою опору[4]. Панисламистская и неоосманистская лексика является одним из главных источников напряжения с арабскими государствами, в том числе и с союзниками. В фундаменте враждебности к кемализму лежит и то, что кемализм избегал вмешиваться во внутреннюю политику соседних, особенно арабских стран, и заботился об их территориальной целостности. Каждый раз, когда какое-либо правительство Турции нарушало этот принцип, возникал межгосударственный региональный кризис.
В-четвертых,эта нация опирается на парадигму «двух наций», которую британский академик Боб Джессоп предложил для Великобритании во времена Тэтчер: условием существования «суннитской нации» является «внутренний враг»; в основном это коммунисты, революционеры, левые, кемалисты и алавиты. Но это не только культурный, но и классовый раскол. Если обратить внимание на классовое происхождение участников событий на площади Гези в 2013 г., очевидно, что между новым рабочим классом, который по своей природе противостоит исламизации, и опорой нового режима («исторический блок») существуют и классовые различия. Именно этот новый рабочий класс (вместе с классическим рабочим классом на окраинах больших городов, с радикальными левыми организациями, особенно распространившимися среди бедных алавитов в тех же окраинах) представляет самые динамичные, энергичные группы общественной оппозиции. Главная причина того, почему оппозиция часто понимается как культурное противоречие, возникающее от образа жизни, –то, что самое активное сопротивление исламизации оказывают новый рабочий класс и городские бедняки, являющиеся опорой радикальных левых организаций.
Этапы установления власти AKP
Многие исследователи четко отделяют первый срок AKP(2002-2007) от следующего периода и обращают внимание на политические различия между ними. Так, «13-летний период власти [теперь 16-летний – Й.Л.] AKPможно разделить на два периода: этап самозащиты, который характеризуется [политической – Й.Л.] борьбой AKP, как партии, усваивающей политическую традицию «milligörüş» [«национальное мнение»- политический ислам средней буржуазии Турции, возглавляемый долгое время Н. Эрбаканом – Й.Л.]), за легитимность и удерживание лидерства среди представителей истеблишмента (2002-2007); и этап наступления, где она дерзко навязывает целому обществу свою идеологическую концепцию, и когда она устанавливает господство над всем аппаратом государства, ведя операцию ликвидации центров сил, ограничивающих ее, с самоуверенностью, легитимностью и опытом, который она накапливала все это время»[10, с. 875; 13, с. 616].
Так называемая «традиция национального мнения» - политическое движение, которое отражает интересы ростовщиков и торговцев Анатолии. Долгие годы оно оставалось «пасынком» союза господствующих классов, его унижали и презирали[5]. Это движение было отстранено от госаппарата во время военных переворотов 1971 и 1980 гг., но в 1980 г. его идеологическую структуру (политический ислам) соединили с турецким национализмом и сделали его полуофициальной идеологией государства (так называемой «турко-исламский синтез»). Хотя с 90-х гг. оно потеряло прошлое относительно широкое влияние и классовую опору, оно продолжает существовать, особенно в провинции. Подавляющее большинство кадрового состава AKPсоставляют бывшие боевики воинствующего крыла «национального мнения» (т.е. «акынджылар»), и остальные – фашистские боевики 1960-х, 1970-х, даже 1980-х гг., активисты и сторонники правых партий. Они сделали стратегический выбор, когда AKPотпочковалась от «национального мнения» в конце 90-х гг.; они объявили, что не имеют претензий к США и будут продолжать проводить неолиберальную политику. Но «национальное мнение» противостояло этому. Таким образом, когда они создали новую партию, у основателей AKPне осталось никаких отношений с «национальным мнением». Но общие идеологические корни этих партий облегчили AKPподдержание политической и экономической связи с МСП (новая средняя буржуазия в провинции). Ислам, как отличительная черта «национального мнения», стал главным козырем AKPв политической борьбе.
В первом периоде AKPне сама боролась за легитимность, эта работа была выполнена либеральной интеллигенцией, которая тогда являлась «органической интеллигенцией» AKP. Она была не только рекламным лицом AKP: личные, а иногда и политические отношения с элитами ЕС были созданы при ее посредничестве.
2007 г. имеет критическое значение в истории AKP: с этого года Абдуллах Гюль де-факто был удален из партии и был фактически в изоляции на президентском посту.
2013 г. исключительно важен из-за двух событий: начала войны с гюленистами (с так называемого «кризиса частных учебных заведений») и разрыв союза с либеральной интеллигенцией. Азиз Бабушчу, тогдашний председатель городской организации AKPв Стамбуле, говорил 1 апреля 2013 г.: «Те, кто был в союзе с нами …во время нашего десятилетнего правления, не будут таковыми в следующие десять лет… Либералы были с нами в союзе. Однако будущее – это период строительства. И строительство не будет таким, как они желают. Следовательно, они не будут с нами. Те, кто ходил с нами вчера, завтра станут союзниками тех сил, которые выступят против нас. Потому что та Турция и то будущее, которые мы будем строить, не будет такими, которые они примут»[6].
Чьи интересы представляет АKР?
С точки зрения либералов и курдской националистической интеллигенции AKP- элита, которая заменила «кемалистскую элиту» или создала новую коалицию с ней, хотя в прошлом она сделала немало для освобождения страны от «кемалистского опекунства» с помощью либералов, а также США и ЕС. По мнению левых, AKP-представитель монополистической буржуазии и «“исламистского капитала” как фракции капиталистического класса»[13, с. 617].
По нашему мнению, AKP– нечто другое: ее верхушка сама по себе есть новая буржуазия. Чтобы понимать проект гегемонии AKPи новые классовые отношения в нем, надо разделить господствующие классы на четыре плюс одну главные фракции:
Первая:новая фракция монополистической буржуазии, которой является AKP. Ее основная часть обогатилась благодаря использованию государственных возможностей, стал монополией и обрел классовое самосознание. Благодаря исламской «сверхобидчивости» («hassasiyet»; якобы требование уважения к исламскому образу жизни, которое на деле означает требование ко всем остальным придерживаться этого образа жизни), эта фракция наладила хороший контакт с неолиберальными политиками. Хотя она и против конвенционального вида банковского процента, она создала идеальную форму капитала в неолиберальную эпоху, поскольку для нее накопление денег и сокровищ гораздо важнее производства (цикл капитала остается незавершенным и остается в виде накопления денег). Эта фракция монополистической буржуазии присоединилась к государству не только ради привилегий, возникнувших благодаря тому, что в стране установилась де-факто однопартийная власть и AKP сама стала государством, но еще и ради Фонда благосостояния.
Вторая:TÜSİAD - представитель традиционной монополистической буржуазии.
Третья:OYAK- монополия генералов, самая кастовая фракция монополистической буржуазии.
Четвертая:гюленисты как капиталистическая группировка. Ее представители сейчас либо ликвидированы, или растворены в первой фракции.
Пятая:МСП (средняя буржуазия). Это не только классовая, но и организационная основа AKPв провинции. Ее представители чаще всего воинственно настроены. В больших городах AKPиспользует люмпен-пролетариат и лавочников как боевиков, в провинции эта функция выполняется выходцами из средней и мелкой буржуазии. Таким образом, хотя эта средняя буржуазия не имеет влияния на власть (и не может иметь, так как не только ее экономическая слабость, но и исламские нормы и культ лидера ей этого не позволяют), она выступает как сила поддержки, как штурмовики, «белорубашечники» (этот последний термин часто используется и напоминает о белом сукне «kefen», которым покрывают мертвых).
AKPдолжна питать эту новую среднюю буржуазию и препятствовать ее гибели. Впоследствии AKPупразднит все препятствия эксплуатации труда в пользу средней буржуазии. Наличие беженцев из Сирии, число которых в апреле 2018 г. достигло 3.5 млн., удешевляет рабочую силу. Средняя буржуазия пользуется этим незаконным ресурсом, так как МСП в качестве провинциальной организации партии имеет привилегию, которая делает ее неприкосновенной. Кроме того, AKPдолжна гарантировать будущее инвестиций, особенно южно-анатолийских МСП, в оккупированных территориях Сирии, где дикая капиталистическая эксплуатация организована «по исламским правилам» джихадистов.
Сирийские беженцы: мультифункциональное средство для гегемонии.
Сирийские беженцы – важный фактор гегемонии АКР.
Во-первых,рабочая сила становится дешевле. Из числа зарегистрированных сирийских беженцев способных к работе (с 15 по 59 лет) около 2 миллионов, почти половина из них – мужчины. В центрах временного пребывания проживает 230 тыс.. До 2016 г. только 7053 беженцев получили официальное разрешение работать. Огромная разница между фактическим и официальным числом мигрантов, которые выходят на рынок труда, играет большую роль в инвестициях, особенно средней буржуазии[4; 8, с. 62].
Во-вторых,общественное напряжение растет и провоцирует национальную вражду. Теперь ежедневно можно встретить новости об атаках на сирийских беженцев и о столкновениях с ними. Особенно в провинции, где главной причиной этих событий является, кроме удешевления рабочей силы, социальное обеспечение и поддержка некоторых «счастливцев» (которые играют определенную роль в провинциальных организациях AKP), пользующихся привилегией беженцев.
В-третьих,правительство использовало беженцев как политическое оружие против европейских стран. В феврале 2016 г. Эрдоган заявил Жан-Клоду Юнкеру, председателю Европейской комиссии, и Дональду Туску, председателю Европейского совета: «В любое время мы можем открыть пограничные пункты на границе с Грецией и Болгарией и отправить беженцев в переполненных автобусах»[5].
В-четвертых,они служат AKPопорой путем раздачи гражданств и фальшивых голосов[7].
В-пятых,сирийских беженцев рассматривают как военный резерв в гражданской войне в Сирии.
В-шестых,присутствие сирийских беженцев парадоксально приводит к тому, что боевики AKPорганизовываются под предлогом «защиты ислама от кафиров», и усмиряют тех, кто противостоит джихадистам и джихадизму.
Заключение.
Различая знание, обусловливающее воспроизведение, и знание, определяющее идеолого-психологическое формирование личности, Йылдызоглу говорит: «Если есть общественный слой, который может приобретать богатство только потому, что он имеет в собственности знания – тогда этот слой должен называться уникальным классом». Согласно ему, именно поэтому «интеллектуалы иногда могут формировать уникальный класс». AKPявляется «слоем интеллектуалов, который владеет “религиозным знанием” и следовательно, стремится к усмирению и ликвидации противоречивых знаний… Враждебность этого слоя республике – это не только параноидная ненависть, она является классовым поведением, которое имеет свои исторические корни, традицию, наследие»[14, с. 30-31].
С одной стороны, этот анализ плодотворен, однако видеть воспроизводство духовного мира таким же важным, как и производство материального мира, проблематично. Никакие классы или слои не могут довольствоваться только владением «духовными» средствами производства.
AKP- новый слой монополистической буржуазии, который весьма эффективно соединяет эти миры материального и духовного производства и таким образом правит. Но все равно этот слой принадлежит к материальному миру, проявляет рефлексы этого мира, капитализма. Это картель, который появился в строительном секторе в 2003 г.; через смену управления в OYAKи благодаря попытке военного переворота 2016 г., и армия стала участником картеля; благодаря отношениям с клептократией иракского Курдистана, региональных инвестиций в строительство и энергетику и партнерство с катарским капиталом он сделался региональной силой, и через Фонд благосостояния полностью объединился с государством.
Однако AKP- не только представитель фракции монополистической буржуазии: она сама и есть эта фракция. Через OYAK– военная бюрократия, и через родственников, особенно зятьев, которым открываются привилегии картеля – судебная и административная бюрократия присоединились к картелю.
То, что некий общественный класс полностью организован в политическую партию и становится самим государством со всеми его репрессивными и идеологическими аппаратами, порождает необычные результаты. Государство, в котором господствуют «наиболее реакционные», наиболее агрессивные, наиболее разбойничьи элементы финансового капитала, напоминает фашизм. Но, если в классических фашистских режимах государство сохраняет относительную автономию, это государство не имеет никакой автономии, потеряло свою нейтральность к другим капиталистическим группировкам и полностью реорганизовано. Идеологическая рамка реорганизации – религия, используемая как новая созидательная идеология для строительства новой нации.
AKPпридает большое значение легитимности, полученной через выборы. Несмотря на распространяющееся на каждых выборах мошенничество, настойчивость в проведении процедуры выборов показывает это. Следовательно, AKPсчитает результаты выборов показателями согласия населения. Но усиление кризиса будет снижать это согласие, и AKP будет нуждаться в большем применении насилия[8].
Учитывая все это, можно сделать следующие выводы:
(1) По поводу отношений с западными странами. Правда, что экономическая «теория» Эрдогана, корни которой находятся в исламистском фанатизме, возрождает недоверие в центрах финансового капитала. Но финансовый капитал ищет политическую стабильность. Тогда возникает вопрос: что вызывает политическую нестабильность – присутствие или отсутствие AKP? Как явно видим в практиках неолиберализма на примере военных диктатур в Латинской Америке и в Турции, политическая стабильность не означает демократию; наоборот, демократия часто может быть основным источником нестабильности.
(2) Во время реализации проекта нового государства, новой нации, нового общества, все бывшие государственные институты оказались разрушены, и не осталось никакой относительной автономии государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Йанлик Л. «Картель Эрдогана» и финансово-промышленные союзы Турции // Современная наука и инновации. – 2018. – Т. 21. – № 1. – С. 145-152.
2. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – Т. 8. – С. 119-218.
3. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПБ.: АЛЕТЕЙА, 1998.
4. AA. Türkiye’deki Suriyelilerin Demografik Yapısı Çıkarıldı [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aa.com.tr/tr/turkiye/turkiyedeki-suriyelilerin-demografik-yapisi-cikarildi/1033253 (дата обращения: 30.10.2018).
5. BBC. Erdoğan’dan AB’ye Mülteci Krizi Tepkisi [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bbc.com/turkce/haberler/2016/02/160211_erdogan_omer_celik_multeciler_aciklama (дата обращения: 30.10.2018).
6. Kıvanç Ü. Pan-İslamcının Macera Kılavuzu. İstanbul: Birikim Yayınları, 2015. – 251 с.
7. Koçal V. HDP’nin Politik Ekonomisi: Seçimin Işığında Bir Yerel Ölçek Denemesi // Evrensel. – 2018. – 8 июля.
8. Korkmaz M. Geçici Koruma Kapsamındaki Suriyelilerin Türkiye İşgücü Piyasasına Etkileri ve Değerlendirmeler // Sosyal Güvenlik Uzmanları Dergisi. – 2017. – Т. 7. – № 13. – С. 53-83.
9. Oda TV. Erdoğan’a İtaat Farz, Karşı Çıkmak Haramdır [Электронный ресурс]. – URL: https://odatv.com/erdogana-itaat-farz-karsi-cikmak-haramdir-30101826.html (дата обращения: 30.10.2018).
10. Saracoğlu C. Minare ile İnşaat Gölgesinde // Osmanlı’dan Günümüze Türkiye’de Siyasal Hayat (ed. G. Atılgan, C. Saracoğlu, A. Uslu). – İstanbul: Yordam Kitap, 2015. – С. 871-957.
11. Sevinç M. Nasıl Bir Sisteme Geçtik? Şöyle Bir Sisteme Geçtik! [Электронный ресурс]. – URL: http://www.diken.com.tr/nasil-bir-sisteme-mi-gectik-soyle-bir-sisteme-gectik/ (дата обращения: 28.10.2018).
12. T24. Babuşcu: Gelecek 10 yıl, Liberaller Gibi Eski Paydaşlarımızın Arzuladığı Gibi Olmayacak [Электронный ресурс]. – URL: http://t24.com.tr/haber/babuscu-onumuzdeki-10-yil-liberaller-gibi-eski-paydaslarimizin-kabullenecegi-gibi-olmayacak,226892 (дата обращения: 28.10.2018).
13. Yeşilbağ M. Hegemonyanın Harcı: AKP Döneminde İnşaata Dayalı Birikim Rejimi // Ankara Üniversitesi SBF Dergisi. – 2016. – Т. 71. – № 2. – С. 599-626.
14. Yıldızoğlu E. Siyasal İslam ve Restorasyon. İstanbul: Tekin Yayınevi, 2015. – 94 с.
[1]Партия справедливости и развития (ПСР) – правящая партия Турции (прим.ред.).
[2]«Странно то, что никто пока не исследовал корреляцию между «потрясениями» в фонде OYAKи попыткой военного переворота 15 июля 20 года. Однако… попытки поставить под контроль правительства такую большую монополию, как OYAK… вызывает беспокойство в среде генералов, и они будут делать все возможное, чтобы остановить этот процесс» [1, с. 148].
[3] «Контрреволюционная нация» противоположна «революционной нации» Хобсбаума. «Нацию-народ» характеризует общее благо. Единство и неделимость –свойства революционной нации, но она имеет и внутреннюю неоднородность. Принадлежность к революционной нации нуждается в «готовности усвоить ее язык, наряду с прочими правами, законами и общими чертами свободного народа». То есть, принадлежность к революционной нации – это выбор. Революционная нация формируется «сознательным политическим выбором ее потенциальных членов» [3, с. 34-36, 140]. Но контрреволюционная нация не является предметом свободного политического выбора ее потенциального члена; свободная воля не имеет к ней никакого отношения; членство в ней приобретается только путем этической, религиозной, сектантской принадлежности, которая существует независимо от воли человека. Следовательно, общая вера (сунниты) и безоговорочное повиновение государству как форма политического фетишизма и являются основой контрреволюционной нации.
[4]Важную критику истории и геостратегии в понимании Давутоглу см. в [6].
[5]Улаш Бардакчы, один из основателей THKP-C (убит в 1972 г.) в своем выступления на защите в суде в 1971 г. определил общественное движение, создавшее Партию национального порядка, т.е. организацию «национального мнения», как «ростовщика-лавочника, магната в маленьком городке». Это движение создал финансовый капитал, и таким образом было достигнуто новое классовое равновесие с середины 1960-х гг. потому, что финансовый капитал был напуган усилением левых во время краткого господства реформистской буржуазии в 1960-х по 1963 гг.: «…Финансовый капитал выдвинул ростовщика-лавочника против нас, так как его силы не хватило… Укрепляли и провоцировали уже организованного ростовщика-лавочника против нас».
[6]В этой весьма важной декларации Бабушчу использовал терминологию либеральной теории Ш. Мардина [12].
[7]AKP подчинила Верховый избирательный совет себе (как и все государственные учреждения), и через поправку к закону сделала почти невозможным расследовать мошенничество. Однако, по-видимому, немало мошенничества было на выборах 24 июня 2018 г., хотя нет ни официальных данных, ни расследований. Так, по исследованию, которое главная оппозиционная партия CHP заказала академикам престижного Технического университета Ближнего Востока (ODTÜ), около 2.5 млн. избирателей, то есть 4%, вбросили фальшивые билеты. Это значит, что разрыв между Эрдоганом и его самым близким соперником, возможно, был увеличен на 8 процентных пунктов.
[8]Возможно, последние выборы 31 марта этого года показывает новое направление в поведении режима, так как он впервые не принял не только результаты выборов, но даже их легитимность.
Перезвоните мне пожалуйста, 8 (999)529-09-18 Антон.