Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23659  | Официальные извинения    970   98613  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    237   80116 

Факторы неопределенности финансового рынка в условиях технологической революции

На современном этапе мирового развития, ознаменованном проникновением технологий во все сферы жизнедеятельности социума, достоверная и своевременная информация является важным преимуществом в принятии стратегически верных политических и экономических решений. Однако в условиях цифровизации социально-политических процессов доступность информации сочетается с ее переизбытком. Как отделить важную информацию от информационного шума, заполнившего средства массовой коммуникации? Как выявить те минимальные колебания информационной обстановки, которые могут принципиальным образом изменить динамику и вектор развития знаковых процессов?

Ответы на указанные и ряд других вопросов содержатся в монографии российского экономиста В.Д. Миловидова «Симметрия заблуждений: факторы неопределенности финансового рынка в условиях технологической революции». Данный труд не только вносит важный вклад в теорию международных финансов, но и содержит практические рекомендации участникам финансовых отношений, что с учетом богатого опыта государственной службы автора представляет особую значимость. Исследование характеризуется широким спектром использованных инновационных научных методов, богатой эмпирической базой, ясными выводами, имеющими прикладную направленность.

В монографии В.Д. Миловидова выделяется тенденция развития научных представлений гуманитарной составляющей финансовых отношений. Несмотря на первоначальную противоречивость такого подхода, именно он формирует полноценный теоретический базис этого труда, определяющий установку автора на всесторонний и углубленный анализ поведенческих особенностей мотиваций участников мирового финансового рынка [2, с. 42–54].

Ученый рассматривает неопределенность, перманентно присущую финансовому рынку, в контексте тенденций современного этапа мирового развития в целом – интернационализации и технологизации, оказывающих беспрецедентное влияние в том числе на сферу международных финансов [2, с. 16]. Впоследствии автор развивает данную мысль в своих более поздних работах [3, с. 150–158]. Как представляется, такой ракурс исследования выбран исключительно верно, поскольку именно форсированное развитие указанных тенденций, с первого взгляда кажущихся способными упорядочить финансовый рынок, вносит еще большую степень неопределенности в его функционирование. Это связано с тем, что сфера международных финансов подвержена турбулентности, связанной как с мимикрией уже появившихся технологий, так и со стремительным внедрением новых инноваций, последствия применения которых еще мало понятны. Как отмечает В.Д. Миловидов, сегодня международный, как и российский финансовый рынок не менее, чем в прежние времена подвержен иррациональному поведению инвесторов – он сталкивается с естественными проявлениями человеческой природы, когда в деятельности инвесторов начинают превалировать догадки и склонность к стихийному массовому поведению [2, с. 85].

На примере сведенных воедино экономических показателей, экспериментальных данных в области социологии и психологии, а также собственного практического опыта регулятора финансового рынка автор демонстрирует, что равномерно распределенную в обществе или внутри конкретных социальных групп устойчивую ложную, ошибочную убежденность в чем-либо – «симметрию заблуждений» – крайне сложно выявить.  Люди склонны фокусировать внимание только на одной возможности выбора и игнорировать альтернативные, что подталкивает объяснять неоднозначные свидетельства таким образом, чтобы поддерживалась прежде всего их собственная точка зрения. Ученый обращается и к такому феномену, как «агрессивное пренебрежение»: массовое сознание отталкивает, отвергает любое несогласие с ним. «Агрессивное пренебрежение» объективной информацией в условиях цифровой реальности во многом обусловливает состояние «симметрии заблуждений», вводя человека в своего рода слепую зону, когда принятие обдуманного, верного решения, особенно в условиях лавинообразного распространения информации, становится крайне маловероятным [2, с. 82–87].

Примечательно, что «симметрия заблуждений» – явление не только финансового рынка. В любом относительно замкнутом информационном пространстве, где определённые идеи, убеждения подкрепляются путём передачи сообщений или их повторением, адресаты мало восприимчивы к альтернативной информации и ориентируются на взгляды себе подобных, оценивая их в качестве референтной группы. Так, в социальных сетях личность окружает себя участниками интернет-сообществ, придерживающимися позиции, аналогичной его собственной.  Магистральная логика обсуждений в блоге или в группе социальной сети нивелирует взгляды и убеждения личности, отклоняющиеся от принятой нормы, тем самым заключая его в изолированной «эхо-камере». Это не только подкрепляет индивидуальную систему убеждений конкретных пользователей социальных сетей, но одновременно искажает картину общественного мнения в целом [5].

Для повышения информированности участников финансовых отношений и в качестве основы методики преодоления негативных последствий неопределенности финансового рынка В.Д. Миловидов выдвигает концепцию экспоненциально масштабируемых событий (exponentially scalable events). Согласно авторской концепции,  экспоненциально масштабируемые события целесообразно расценивать в качестве «сигналов-причин», которые должны обладать тремя свойствами: 1) оказывать влияние на состояние среды, в которой они возникают, - например, воздействовать на поведение людей; 2) нести в себе зародыши будущих событий, т.е. предполагать последствия; 3) быть масштабируемыми, т.е. порождать такую цепочку изменений, когда каждое последующее событие усиливает действие предыдущего [2, c. 167].

Например, начальной точкой отсчета «событийных вспышек», которые стали рельефно проступать после кризиса 2007–2008 гг., можно считать активизацию популистских, анархических протестов населения США, а затем других стран мира против доминирования крупных финансовых институтов, роста потребительской задолженности и финансового неравенства. Данные «событийные вспышки» вполне можно рассматривать в качестве экспоненциально масштабируемых событий, которые впоследствии выступили в качестве индикаторов, свидетельствующих об устойчивом запросе американского общества на перемены [2, c. 186–187]. Как отмечает ученый, дальнейшее существенное полевение настроений в обществах многих развитых государств нашло свое отражение в экономических и политических инициативах правительств. Примечательно, что к таким событиям ученые-международники, обращаясь к выдвинутой В.Д. Миловидовым концепции, причисляют в том числе и решение населения Британии о выходе из Европейского союза [5, с. 22].

Для выявления экспоненциально масштабируемых событий автор монографии предлагает применять в том числе достижения в информационно-коммуникационной сфере, которые уже успешно используются с целью анализа экономической, социальной, политической обстановки в отдельных странах и регионах. В частности, благодаря развитию современных способов обработки данных и росту возможностей сбора информации исследователи активно используют инновационные технологии выявления пространственно-временных индикаторов распространения эпидемий, смены трендов в тематике научных исследований, интереса к тематике различных общественно значимых событий и пр. [1, с. 162–184].

Использование возможностей, которые предоставляют современные процессы цифровизации и интеллектуализации финансовых операций, расширяет возможности прогнозирования развития процессов в сфере движения международных финансов, однако научный инструментарий такого подхода пока апробирован недостаточно. Это противоречие отмечает и сам В. Д. Миловидов в своих более ранних исследованиях. Так, в монографии «Философия финансового рынка», опубликованной еще в 2013 г., автор, не оспаривая возможность создания благодаря развитию технологий на базе искусственного интеллекта цифровой экономики с принципиально новой системой управления, поднимал вопрос о «бесконфликтности и надёжности» такой системы. С тех пор ученый последовательно придерживается точки зрения, что «очеловечивание» искусственного интеллекта может лишить его тех сильных сторон, ради которых, собственно, человек и пытается создать его, – рациональности, алгоритмичности, объективности действий и решений. Соответственно, в рамках общественных отношений те принципы, которые определяют силу алгоритмов, могут обернуться их слабостью [4, c. 141].

В.Д. Миловидов приходит к выводу, что в условиях экспоненциального роста информации люди остаются людьми: они продолжают полагаться на собственные ощущения, знания и опыт. Этим определяется целесообразность отслеживания самых незначительных фактов, которые выделяются своей необычностью. Для этого как индивидуальным, так и институциональным участникам финансовых отношений необходимо правильно формировать подход к работе с информацией, развивать среду знаний, центры компетенций, позволяющие своевременно проводить экспертизу получаемой информации, минимизировать субъективный фактор в процессе принятия решений. В.Д. Миловидов констатирует, что управление информацией, как средой, обеспечивающей знания, должно стать во главу угла как частных лиц, так и государственных структур [2, с. 176]. Концептуальный подход исследователя к выявлению экспоненциально масштабируемых событий и оценке их влияния на поведение инвесторов, равно как и финансовых институтов в целом, может способствовать сглаживанию диспропорций управления настроениями определенных групп участников финансового рынка.

Монография В.Д. Миловидова «Симметрия заблуждений: факторы неопределенности финансового рынка в условиях технологической революции» - весьма своевременный труд. Он имеет важное теоретическое и практическое значение для российской и мировой науки в условиях, когда все сферы жизнедеятельности общества подвержены внедрению новых технологий, стремительно меняющих не только традиционные основы хозяйственной деятельности людей, но и их мировосприятие. По сути, сегодня человек находится на развилке между желанием вступить на опасную тропу набравшего силу технологического прогресса, который, видимо, будет способен в корне изменить социально-экономические условия жизни, и естественным страхом остаться невостребованным в условиях цифровизации и интеллектуализации социально-экономической реальности. Что, как не глубокое научное осмысление данных проблемных вопросов, может помочь поиску оптимального пути развития социума, где при любых сценариях человек останется человеком с его естественными эмоциями, слабостями и недостатками, и никакие технологии не заменят его интуиции, эмпатии и умения творить.

 

Литература

  1. Миловидов В.Д. Капитализация фейка: настроения инвесторов и семантика интернет-запросов // Проблемы национальной стратегии, 2017. № 6 (45). С. 162-184.
  2. Миловидов В.Д. Симметрия заблуждений: факторы неопределенности финансового рынка в условиях технологической революции / Владимир Миловидов; предисл. М.Е. Фрадкова. Москва: Магистр, 2019.  336 с.
  3. Миловидов В.Д. Технологизация и унификация регулирования мирового финансового рынка / В.Д. Миловидов // Вопросы науки и практики, 2019. 2 сессия. Москва, 2019. С. 150-158.
  4. Миловидов В.Д. Философия финансового рынка. Москва: Магистр, 2013. 270 с.
  5. Рогачев С.В., Виловатых А.В. Социальные движения в эпоху постправды // Проблемы национальной стратегии, 2020.  № 1 (58).  В печати.
  6. Трансформация партийно-политического ландшафта в Европе в условиях нового миропорядка // Проблемы национальной стратегии, 2019.  № 4 (55).  С. 22.
комментарии - 1
Occabsdam 20 марта 2021 г. 19:24

[url=https://vsdoxycyclinev.com/]buy doxycycline canada delivery[/url]


Мой комментарий
captcha