Исторический опыт решения национального вопроса в России
37
26248
Российская Федерация как многонациональное государство сло- жилось исторически. Современное состояние национального вопроса в ней во многом отличается от его постановки в Россий- ской империи и СССР, что обусловлено как изменением уровня развития страны, ее состояния, так и совершенно новым явлением — наплывом в страну иностранных граждан («гастарбайтеров»), вопрос о которых требует особого рассмотрения. Как пытались «снять» остроту национального вопроса или преодо- леть межнациональные (межэтнические) противоречия в прошлом? В рамках Московского царства и Российской империи (примерно до второй половины XIX века) проблема решалась на базе «импер- ских» мышления (идеологии) и политики: все равны как подданные царя/императора. По сравнению с этим равенством (в политиче ском бесправии) все национальные, религиозные различия отступали на задний план. Вопросы межэтнических отношений в то время еще не приобретали характера общероссийской проблемы, поскольку конфликты на этой почве возникали спорадически и носили локаль- ный характер. Интересы существования и развития империи, то есть большого многонационального государства, требовали проявления извест ной веротерпимости и определенной индифферентности в об- ласти межнациональных отношений. Не воспринимая проблему от- ношений между народами империи как проблему межнациональных отношений, власть, естественно, не рассматривала постепенно обост- рявшиеся проблемы как особый «национальный вопрос» и не ставила задачи выработки и проведения национальной политики, призван- ной решать его. Положение начало меняться со второй половины XIX века — по мере развития капиталистических социально-экономических отношений и обусловленного ими обострения конкурентной борьбы за рынки и природные ресурсы. В итоге, с одной стороны, среди нерусских народов империи начали формироваться и усиливаться националистиче- ские настроения, стремление к созданию собственной государственно- сти для обеспечения лучших условий своего существования и развития. С другой стороны, в это же время начала формироваться национальная политика Российской империи на основе признания доминирующей роли великорусской нации, что лишь усиливало антирусский национа- лизм среди других народов империи. По мере политического ослабле- ния центральной власти националистические настроения и движения начинали оказывать все более усиливающееся влияние на обществен- но-политическую жизнь не только в национальных регионах, но и в стране в целом. После краха политического режима в феврале 1917 года они поставили Россию на грань развала. В данном случае важно отметить связь политического национализма не с имперским мышле- нием как таковым и не с теми или иными качествами народов, а с раз- витием буржуазных отношений, чему во многом способствовало само государство. В этой борьбе естественный для любого народа патриотизм, то есть проявление чувства любви к родине, отечеству, своему народу, нации, и диктуемый этим чувством образ действий признавались национали- стами политически недостаточно энергичным проявлением готовно- сти служить своему народу, а фактически — господствующему классу. Недаром националисты (во всяком случае, часть их) патриотизм про- тивопоставляют национализму и считают себя не патриотами, а имен- но националистами. Патриотизм, не отказывающий другим народам в праве испытывать соответствующие чувства к своим родине, отечеству, оказывался недостаточным мотивом для ведения войн против них за об- ладание территориями, за раздел и передел рынков сырья, сбыта и т. д. Для борьбы, в которой масса населения не заинтересована жертвовать собой, но в которой заинтересована национальная буржуазия. Именно она, ее политики стремились привить народам идеи и ценности нацио- нализма. В СССР национальный вопрос решался на основе интернационализ- ма, базой которого выступала общественная собственность на средства производства, который развивался и креп в процессе борьбы за соци- алистическое преобразование общества. Успехи, достигнутые на этом пути, и проблемы, оставшиеся нерешенными, хорошо известны, и я не буду здесь о них говорить. Межнациональные проблемы в РФ сильно осложнены религиозны- ми, социальными, политическими и морально-нравственными пробле- мами, значительно обострившимися по сравнению с советским перио- дом. Позиция властей РФ в области регулирования межнациональных отношений фактически сводится в основном к наблюдению за проис- ходящим («мы контролируем…»). Чем объясняется такая позиция — во- прос, требующий специального изучения. Возможны разные причины: от идеологической зашоренности, продиктованной космополитизмом и надеждой, что все «само собой рассосется», до стремления бездействи- ем обеспечить такое обострение межнациональных отношений, которое приведет к полному разрушению России. Впрочем, не исключено и сочетание этих причин. Империализм и связанный с ним великодержавный шовинизм ны- нешней власти «не по зубам» (проблематично сохранить даже то, чем владеют). Национализм во всех его формах осуждается как проявление нетерпимости и агрессивности в области межэтнических отношений. Его носители караются по закону, — правда избирательно. Преимуще- ственно осуждению подлежат факты проявления русского национализ- ма, — возможно, потому, что он удобен для использования в каче стве оправдания других проявлений национализма и, кроме того, более всех других вступает в конфликт с формальной политкорректностью, мешая насаждению идей и ценностей космополитизма, наиболее от- вечающих интересам капиталистической глобализации и ее провод- ников.Интернационализм, свойственный для советского периода оте- чественной истории, естественно, игнорируется. Он не представляет практического интереса ни для социальных верхов (господствующе- го класса), ни для его политических организаций. Более того, он как порождение борьбы трудящихся за улучшение условий труда и жизни представляет опасность для сохранения существующих межсоциаль- ных (межклассовых) отношений в обществе. Улучшение межнацио- нальных отношений, достигнутое за счет переключения проявлений недовольства массы населения страны с национальных проблем на социальные и ценой разрушения существующего социального поряд- ка, представляется господствующему классу (социальным верхам) не только нецелесообразным, но и недопустимым средством решения на- циональных проблем. Решение национального вопроса власти РФ ищут с помощью кос- мополитизма, предполагающего (и пропагандирующего) торжество не только этнической индифферентности, но и межсоциального компромисса. Такого, который допускает противостояние и борьбу только в об- ластях экономической и политической — да и то лишь в рамках норм, установленных законом, соблюдения которых добиться «простому рос- сиянину» оказывается весьма затруднительно. Космополитизм как идеология так называемого мирового граждан- ства обосновывает расширение сферы господства и влияния капитала. Как политика он служит достижению этих целей, стремясь предотвра- тить столкновения в среде рабсилы на национальной почве, чреватые не только финансовыми и материальными потерями, но и дестабилиза- цией буржуазного общества. Как образ мыслей и программа поведения людей он предполагает отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, их растворения в «мировой» культуре и так называемых общечеловеческих ценностях. Космополитизм соединяет не народы, а их представителей, взятых отдельно друг от друга. Он как бы «атомизирует» межнациональные от- ношения, переводит их на уровень отношений индивидуумов в граж- данском обществе, формализует их. В этом случае содружество широ- ких слоев разных наций в процессе жизни и труда не вырабатывается. Обеспечивается лишь мирное сожительство отдельно взятых индивиду- умов, навязанное им обстоятельствами их жизни и деятельности. Поэто- му даже в лучшие для политики космополитизма времена благополучие в межнациональных отношениях, создаваемое им, иллюзорно. Кон- фликтность в них остается, она «уходит в задние комнаты» и пребывает там до того момента, пока кризис социально-экономической и поли- тической систем капитализма не «выведет» многонациональную массу трудящихся людей на улицы. Как это происходит, мы можем наблюдать в наше время. В условиях нерешенности острых социальных проблем принятие но- вых ценностей («гражданин мира»!) для многих оказывается затруднен- ным или невозможным. В то же время политика космополитизма ведет к отрицанию патриотизма, к подавлению одной из важных для человека опор в жизни. Желание людей сохранить, в качестве такой опоры, свою национальную идентичность неизбежно оборачивается усилением на- ционализма в их среде. Космополитизм открыто противостоит нацио- нализму как враждебной системе ценностей и политике. Противостоит он интернационализму как идеологии и политике, связанной с соци- альной борьбой трудящихся и мешающей сохранению над ними мо- рально-психологического и идейного контроля, а также управлению их поведением. Что касается войн между народами, то космополитизм им не меша- ет. ХХ век был наполнен такими войнами, в развязывании и ведении которых космополиты играли активную роль. Ответственность и за Первую, и за Вторую мировые войны лежит и на них. Свидетельств тому много. Вот одно из авторитетных и ярких. В дневниках военно- го министра США Форрестола (опубликованы в 1951 году) имеется запись от 27 декабря 1945 года: «Сегодня играл в гольф с Джо Кеннеди (посол Рузвельта в Лондоне в предвоенные годы). Я расспра- шивал Кеннеди о его беседах с Рузвельтом и Чемберленом в 1938 г. Он сказал об этом следующее. Положение Чемберлена в 1938 г. было таково, что Англия не имела ничего для того, чтобы отважиться на войну с Гитлером. Точка зрения Кеннеди: Гитлер поборол бы Россию, не вступая позже в конфликт с Англией, если бы Буллит (тогда — по- сол в Париже) вновь и вновь не внушал президенту, что немцев сле- дует проучить в истории с Польшей. Ни французы, ни британцы не сделали бы Польшу причиной для войны, не будь это постоянным стремлением Вашингтона». Очень интересно следующее признание Кеннеди: «Летом 1939 г. президент непрерывно предлагал мне подло- жить горящих углей под зад Чемберлену», а также его свидетель ство о том, что Чемберлен был убежден, что именно «Америка и мировое еврейство затянули Англию в войну». В условиях современной глобализации космополитизм оказывает- ся, по сути дела, вариацией на тему социального шовинизма сформи- ровавшегося интернационального класса господ, противостоящего всей остальной массе человечества. Он, как ширма, прикрывает своего рода новый «социальный национализм» экономически и политически господствующего в современном мире класса, в восприятии которого люди — это они сами и иже с ними. Все остальные, именуемые ими «электорат», «маргиналы», «быдло» и т. д. (иначе говоря «недочелове- ки», «унтерменшен»), — не более чем «живой инструмент», потребный лишь для их обслуживания, то есть фактически воспринимаются ими как рабы. И здесь проявляется то, что тщательно прячется, — космополитизм является своего рода оборотной стороной фашизма. Всячески выпя- чиваемый «антинацизм» («антифашизм») космополитов в области межнациональных отношений, отрицающий национал-социализм, оборачивается социал-национализмом (социал-фашизмом) в обла- сти социальных отношений. И это не случайно. Между ними есть как то, что их радикально разводит (национальный аспект проблемы), так и то, что их роднит (социальный аспект ее). У фашистов деле- ние народов на народы-господ и народы-рабов дополняется соот- ветствующим социальным разделением собственного народа. То же и у космополитов — социальное деление на самочинную, самозва- ную и самоотпускающую себе свои «грехи» «элиту» и всех остальных («электорат», «маргиналы» и т. д.) дополняется делением всего мира на «золотой миллиард» и всех остальных, призванных обеспечивать благоденствие немногочисленной «элиты» этого миллиарда. Не уди- вительно, что проклинаемый космополитами фашизм (национал- социализм) «вдруг» оборачивается в их конструкциях весьма «сим- патичным» социал-национализмом. Это не парадокс. Известно, что «противоположности сходятся»! Фашизм и космополитизм в сфере национальных отношений разво- дит оценка национального фактора в жизни общества (соответственно, абсолютизация или игнорирование его), а в сфере социальных отноше- ний их сближает социальная демагогия, призванная снять угрозу бур- жуазному обществу со стороны естественного стремления массы людей к большей социальной справедливости. Можно сказать, что в известном смысле космополитизм — это зеркальное отражение фашизма, при ко- тором «национальная» и «социальная» проблематика меняются местами (терминологически это выглядит так: «национал-социализм» и «социал- нацизм»). Фашизм и космополитизм как бы «кольцуются», обрекая по- иск решения социального и национального вопросов на движение по кругу: фашизм возникает и усиливается как реакция на неспособность космополитизма решить комплекс социальных и национальных проб- лем, а космополитизм — как реакции на неспособность фашизма ре- шить эти проблемы. Только выход из этого порочного круга позволяет надеяться на решение всего комплекса стоящих ныне перед обществом социальных и национальных проблем. Космополитизм может обеспечить смягчение межнациональных от- ношений и становление межсоциального партнерства. Но лишь в ус- ловиях динамичного развития капиталистической системы. Однако глобализация, как показывает исторический опыт и современное состо- яние этой системы, не устраняет экономические кризисы (прославляе- мые в межкризисный период как могучие «моторы» развития, а в период кризиса проклинаемые как смертельно опасная угроза для него). Наобо- рот, она делает их все более масштабными, сложными и подготавлива- ет исчерпание возможностей для их преодоления. Постоянно обостряя социальные и национальные проблемы, эти кризисы подпитывают и усиливают социалистические и националистические настроения в мас- се населения. Попытка «снять» эти проблемы по рецептам космополи- тизма, формально-бюрократически переведя их из разряда социальных в разряд правовых, означает их игнорирование. Таким образом, глоба- лизация, которую со своей стороны должен в идеологическом и поли- тическом отношениях обеспечить космополитизм, постоянно ломает все достигнутое им как в области межнациональных отношений, так и в области межсоциального партнерства. Результат этой политики в долго- срочной перспективе достаточно точно передается всем хорошо извест- ными словами — «Сизифов труд»! Национальный вопрос, взятый сам по себе, нельзя ни понять, ни ре- шать в отрыве от других проблем жизни человека и общества — прежде всего от социальных и политических — хотя бы потому, что жизнь человеческого общества являет собой их диалектическое сочетание. Поэтому он может быть правильно понят только в комплексе с ними. И снят с повестки дня развития общества он будет только в комплексе с вопросом социально-экономического существования основной мас- сы всех этносов, народов и наций в интересах абсолютного большин- ства их и на основе принципа социальной справедливости. Значит, их решение зависит от политических установок власти и целей, к кото- рым она стремится. Поэтому думать, что космополитизм поможет рос- сийской власти решить национальный вопрос, не приходится. Сколь- ко ни говори «россияне», проблему межнациональных отношений, помноженную на проблему социального противостояния в обществе, не решить. А значит, неизбежен будет рост протестных настроений и движений — прежде всего тех, которые в той или иной комбинации выдвигают на первый план социальный и национальный вопросы, прежде всего фашистских и коммунистических — как наиболее ради- кальных среди них. Фашизм представляет собой национально ориентированное проявле- ние движения, стремящегося поставить крупный капитал под достаточ- но жесткий контроль государства (вариации на тему «государственного капитализма»). Однако он оказывается в принципе не способным снять национальные проблемы не только потому, что нацелен на обострение межнациональной борьбы за «место под солнцем» (перспектива войны против всех), но и потому, что в области социальной, как было пока- зано выше, принципиально не ставит задачи обеспечения социальных равенства и справедливости в обществе. Тем не менее следует ожидать попыток космополитической бур- жуазии использовать фашизм против более грозного и радикально настроенного врага буржуазного мира — коммунистического движе- ния. В этом отношении показательно следующее признание сенатора Тафта (США), сделанное им 25 июня 1941 года: «победа в мире комму- низма будет куда более опасна для Соединенных Штатов, чем победа фашизма», «для Соединенных Штатов это большая опасность, так как это [коммунизм] ложная философия, прельщающая многих. Фашизм же — ложная философия, прельщающая некоторых». Однако попыт- ки космополитической буржуазии поэксплуатировать фашизм ущер- бны, поскольку он может быть полезен для этого только тогда, когда оказывается достаточно силен. Но, набрав силу, фашизм, как показы- вает опыт Германии, становится неподконтрольным, неуправляемым, начинает «вести свою игру», руководствуясь собственными интересами и претензиями на переустройство мира в соответствии со своими представлениями о справедливом решении комплекса национальных и социальных вопросов. Поскольку межнациональные отношения зависят не столько от наци- ональных особенностей, сколько от характера социально-экономиче- ского строя и политических систем, в которых живут народы, то реше- ние возникающих здесь проблем они неизбежно будут искать и в сфере интернационализма, который предполагает более оптимальное, чем предлагают национализм или космополитизм, сочетание методов ре- шения национальных (очень осторожных, уважительных к националь- ному чувству) и социальных (весьма радикальных, но соответствующих коренным интересам народов) проблем. Если высшей целью политики является обеспечение основной мас- се любого народа возможности не только трудиться, но и участвовать в распоряжении богатствами своей страны как условий нормальной и до- стойной жизни, а также мира внутри народов и между ними, то для этого придется сначала изменять социально-экономический строй. Сделать это велением «сверху», как показывает исторический опыт, невозможно. Этот результат достигается только борьбой массы населения за социаль- но-экономическое переустройство общества на принципах социализма, в ходе которой интернационализм оказывается востребован и начинает развиваться, преодолевая наиболее тяжелые проблемы межнациональ- ных отношений (предубеждение, недоверие, противостояние, борьба) и создавая почву для развития отношений дружбы и сотрудничества. Сегодня мы видим, что в массовых социальных по характеру, интерна- циональных по своему составу выступлениях трудящихся, объективно направленных против капитализма, преодолевается не только национа- лизм, но и космополитизм, получает стимул для развития интернацио- нализм. Необходимо, однако, помнить, что интернационализм совсем не так прост, как часто его представляют. Отношения, рожденные в ситуации социальной борьбы и призванные обеспечить победу в ней, не могут не быть внутренне сложными, диалектически противоречивыми. Это связано с необходимостью гармонизации национальных и социальных проблем, нахождением динамического компромисса между ними в про- цессе их решения, а также с остротой борьбы, в которой победа одной из сторон означает поражение другой. Интернационализм, если так можно сказать, весьма требователен как к тем, кто берется его использовать, так и к тем, кому он в принципе может быть полезен. В известном лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» была сформулирована не только программа в области межнациональных отношений («соединяйтесь»), но и определены стимулы его развития, а также его целевая установка, состоящая в создании условий социаль- но-экономического переустройства общества, успех которого, в свою очередь, создает предпосылки для решения национального вопроса в новых исторических условиях. Таким образом, этот лозунг определенно указывал на подчиненное значение национального вопроса социаль- ному в деле социально-экономического и политического преобразова- ния общества. Едва ли не наиболее ярко эта установка была выражена И. В. Сталиным во время дискуссии на XII съезде РКП(б) по вопросу об образовании СССР. Поставив вопрос о связи и соподчиненности наци- онального и социального вопросов в социалистической революции, он сказал: «…в национальном вопросе есть свои пределы. Это важный вопрос. Но есть другой вопрос, более важный, и вопрос [этот] о власти рабочего класса… вопрос национальный есть подчиненный вопрос в от- ношении к вопросу рабочему». Есть и другая грань у этой проблемы. Интернационализм, как и друж- ба, сотрудничество, предполагает обоюдное стремление к поддержанию данных отношений. На соответствующие отношения могут рассчиты- вать лишь те национальные и социальные силы, которые сами пыта- ются решить свои социальные и национальные проблемы с позиций интернационализма и не препятствуют такому решению их другими. Те, кто отказывается от соблюдения принципа интернационализма в от- ношении других народов, не могут рассчитывать на применение к ним этих принципов. В ходе Гражданской войны в России на фронтах, в бою социально- политический момент безусловно доминировал над национально-по- литическим: идентичные по национальному составу армии «белых» и «красных» противостояли друг другу. Этот подход в период Великой Оте- чественной войны фактически распространялся на всех предателей и пособников фашистских захватчиков. Так было в области внутренней политики. Так же решался вопрос о применении принципа интернаци- онализма в области межгосударственных отношений. Известно, когда в ходе Великой Отечественной войны стало окон- чательно ясно, что из себя представляет в политическом, идеологи- ческом и морально-психологическом отношении вооруженные силы фашистской Германии, И. В. Сталин в выступлении на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1941 года дал соответствующую политическую установку: «Немецкие захватчики хо- тят иметь истребительную войну с народами СССР. Что же, если немцы (а не только фашисты!!! — В. С.) хотят иметь истребительную войну, они ее получат. Отныне наша задача, задача народов СССР, задача бойцов, командиров и политработников нашей армии и нашего фло- та будет состоять в том, чтобы истребить всех немцев до единого, пробравшихся на территорию нашей Родины в качестве оккупан- тов… Смерть немецким оккупантам! (выделено мной. — В. С.)». Речь, конечно, не идет об истреблении немецкого народа. Это видно из фор- мулировки этой задачи. Данная установка не отменяла принципа интернациональной солидарности в отношении немецкого пролетариата. Но в отношении тех немецких рабочих (и крестьян), которые принимали непосредственное участие в агрессивной войне против СССР и в истреб- лении советских народов, он уже не действовал. В бою не спрашивают у врага, намеревающегося тебя убить, его социальное происхождение и положение, политические настроения и взгляды. Итак, национальный вопрос в чистом виде не существует, являясь от- ражением лишь одной из сторон жизни и деятельности человека и об- щества, он неразрывно связан с другими ее сторонами. Прежде всего с социально-экономической и политической. Решение всех этих про- блем требует системного подхода к решению насущных проблем во всех основных сферах жизни современного общества.
комментарии - 37
|
Много слов, отчего суть затирается и извращается. Доминирование в России РУССКОЙ (а не "великорусской - градаций на мало-, бело- и проч. не было) нации, равно как и приоритет православия как раз и обеспечивало монолитность страны и отсутствие мелконационалистических перекосов и эксцессов. Межнациональные стычки в основном были между собой у мелких народов(как, к примеру. армяне с азербайджанцами), а не с основной нацией. Русский народ САМ (а не власть) регулировал взаимоотношения и подавлял экстремизм. Это в Гражданской войне большевиками была разыграна национальная карта: Польша, Финляндия, Украина, Кавказ - по принципу "divide et impera" сделана опора на чужеродные ресурсы: евреи, чехи, венгры, китайцы, латыши...При лживых принципах "интернационализма" страна была расчленена на искусственные "национальные" образования, в которых за уши тянулись наверх "национальные кадры", давалось образование самым тупым - в ущерб подавляемым кадрам нации русской. Она, доминирующая тысячелетиями, служила питательной средой, из которой под громкие крики об "интернационализме" выпивались соки. Чего стоит хотя бы сравнение жизни в процветающей (за счёт русского народа) торгашеской Грузии, пересаживавшей с "Москвичей" на "Волги" с нищей, спивающейся и вымирающей русской деревней...А выпестование национализма в Узбекистане, Казахстане, Украине (созданной таки большевиками!). Вся эта внутренняя реальность (при внешней интернациональной показухе) и выплеснулась на улице тогда, когда приученный к приказам свыше народ русский окончательно потерял силы для наведения порядка в собственной стране.