Личность и эстетическое отношение к действительности
76
18596
Советская школа вступает в новый период своего развития. Ведущее
значение в нем приобретают самые глубокие проблемы воспита-
ния, формирования личности нового человека, всей системы его
отношений к действительности, его жизненных ценностей — того, что мы
называем духовным миром. Закономерно поэтому, что в проекте ЦК КПСС
«Основные направления реформы общеобразовательной и профессио-
нальной школы» значительное улучшение художественного образования
и эстетического воспитания учащихся названо важнейшей задачей (см.
пункт 15).
Сама по себе эта задача далеко не нова. Решение ее советская педаго-
гика всегда рассматривала как одно из условий становления гармониче-
ской личности, как неотъемлемую часть коммунистического воспитания.
Не случайно и в принятом XXVI съездом партии программном докумен-
те записано: «Развивать социалистическую культуру и искусство, повы-
сить их роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения,
более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей
советских людей». Но сегодня мы стоим перед необходимостью вывести
целеустремленную работу по всеобщему эстетическому воспитанию на
новый уровень, что, естественно, побуждает к обсуждению ряда принци-
пиальных вопросов.
Что подразумевается под эстетическим воспитанием? На каком осно-
вании ему придается высокая идейно-нравственная значимость в свя-
зи с проблемой коммунистического воспитания? Почему оно необходи-
мо каждому, а не только тем, кто избирает искусство своей профессией?
В какой мере существующая практика отвечает задачам эстетического
воспитания? Не разобравшись во всем этом, невозможно судить о более
част ных вопросах в данной области образования и воспитания, выдви-
гать соответствующие предложения.
Когда речь заходит о воспитании, то всегда предполагается некоторый
идеал, желанная цель, к которой мы стремимся и с которой соотносим вы-
бор путей и средств педагогических воздействий. И тут уместно обратить-
ся к исходным теоретическим положениям, которые должны служить нам
опорой и в повседневной педагогической практике.
МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Александрович — кандидат психологических наук.
1984 № 3
176
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
Цель коммунистического воспитания — и в конечном счете самоцель об-
щественного развития — человек, раскрывший в себе полноту своих «сущ-
ностных сил», универсальная, гармоническая личность. Коммунистическое
общество предполагает свободное развитие каждого (а понятия свободы и
универсальности для К. Маркса эквивалентны), что, в свою очередь, высту-
пает как условие свободного развития всех1. Поэтому, говоря в дальнейшем
о воспитании, будем иметь в виду не всякое педагогическое воздействие,
полезное в каком-нибудь отношении, а имеющее конечной целью станов-
ление воспитуемого как универсальной личности.
Обратим внимание на диалектичность проблемы воспитания личности,
отмеченную и на июньском (1983 год) Пленуме ЦК КПСС: решение ее — од-
новременно и важнейшая цель и непременное условие коммунистического
строительства. Новый человек не может автоматически «явиться» в резуль-
тате общественных преобразований — его становление само служит пред-
посылкой успешности этих преобразований.
Без глубинной перестройки самосознания, ценностных ориентаций че-
ловека, затрагивающей не отдельных выдающихся индивидов, а огромные
массы народа, действенность коренных социальных изменений оказалась
бы ограниченной, и общество вынуждено было бы и далее постоянно зани-
маться нейтрализацией различных симптомов духовной ущербности лю-
дей — в их отношении к труду, к природе, друг к другу, в бытовом поведении
и так далее. Но все эти проблемы — жгучие и неотложные — «периферийны»
по своему происхождению и не могут быть решены сами по себе, помимо и
до решения центральной проблемы воспитания личности.
Говоря об идеале универсальной личности как цели коммунистического
воспитания, мы имеем в виду ее особое отношение с универсумом (то есть
с миром как всем сущим): внутреннюю, органическую причастность к нему.
Такой человек не чувствует себя замкнутым «я», которому внешний мир
(природный и социальный) противостоит как «не-я». Напротив, он сам для
себя является и природой, достигшей самосознания (природным сущест-
вом, существующим для самого себя2), и наличным живым родом3.
На пути становления такого самосознания человек преодолеет отчужден-
ное отношение ко всему в жизни — а значит, и отчуждение своей истинной
сущности — и сможет относиться к самому себе «как к существу универсаль-
ному и потому свободному»4. «Свобода, — писал еще Гегель, — есть лишь там,
где нет для меня ничего другого, что не было бы мною самим»5.
А с этим к человеку неизбежно придут и органическое чувство личной от-
ветственности за все, способность мыслить, оценивать, действовать с точки
зрения общечеловеческих интересов. Развитие личности именно в русле
такой тенденции порождает людей, способных во всякой конкретно-исто-
рической ситуации занимать прогрессивную позицию и выступать против
тех политических сил, общественных групп или идеологических систем,
1 См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4. С. 447.
2 См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 164.
3 См. там же. С. 92.
4 Там же.
5 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1: Наука логики. С. 124
177
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
которые служат закреплению каких бы то ни было форм неравенства, экс-
плуатации, антагонизма, то есть объективно противостоят интересам чело-
вечества как целого.
В сознательном устремлении к такому идеалу человек изживает многие пси-
хологические черты, унаследованные от прошлого, в том числе односторон-
ность и частичность в развитии способностей, утилитарно-по требительское
отношение к природе, к явлениям культуры, всегда грозящее перекинуться и
на область человеческих взаимоотношений. Избавление от этого тяжелого,
хотя и исторически обусловленного наследия требует целенаправленного
коммунистического воспитания и самовоспитания, иначе говоря, такого воз-
действия на дру-
гого (или на само-
го себя), которое
способствует ста-
новлениюунивер-
сальной лично-
сти. А отдельные
виды воспитания,
на которые при-
нято делить этот
процесс — идей-
ное, нравствен-
ное, трудовое и
прочее, — следует
понимать не как
части какого-то
комплекса (что
подразумевало
бы механическую
«модель» челове-
ческой личности), не как самостоятельные «ведом ства» в духовном мире че-
ловека, а как грани единого целого, отдельно друг от друга не суще ствующие.
Очевидно, например, что идейное воспитание неосуще ствимо в отрыве от
нрав ственного, патриотическое будет фикцией без трудового и т. д.
Идеал личности должен быть целиком представлен в каждой из этих гра-
ней; каждый вид воспитания берет на себя в конечном счете всю полноту
воспитательных задач и нравственной ответственности за человека, но ре-
шает их своим, особым путем. Это относится и к эстетическому воспита-
нию: оно также имеет дело со всеми основными проблемами становления
целостной, универсальной личности в их своеобразном преломлении.
Понятие эстетического воспитания, с одной стороны, прочно связано в
нашем сознании с искусством; с другой — предполагает что-то более ши-
рокое, не специальное, но всеобщее по своему значению. И в этом нет про-
тиворечия. За всяким фактом творчества в любом виде искусства, за всяким
ярким проявлением специального таланта живописца и музыканта, архи-
тектора и поэта, актера и ваятеля на самом деле лежит нечто гораздо более
общее, глубокое и первичное: особое отношение человека к жизни. Не к ис-
кусству, его ценностям, их созданию и восприятию, а к самой окружающей
действительности, еще не преобразованной художественным творчеством.
В сознательном устремлении
к идеалу человек изживает
многие психологические черты,
унаследованные от прошлого,
в том числе односторонность
и частичность в развитии спо-
собностей, утилитарно-потреби-
тельское отношение к природе,
к явлениям культуры, всегда гро-
зящее перекинуться и на область
человеческих взаимоотношений.
178
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
Подчеркиваю: речь идет не об идейно-художественном содержании от-
дельных произведений или целых направлений в искусстве, а о том отно-
шении человека к действительности, которое создает самую возможность
ее эстетического освоения. Оно может и не проявляться в специальной ху-
дожественной деятельности, составляя, тем не менее, духовное богатство
человека, им обладающего. Это особое отношение к жизни (будем назы-
вать его эстетическим отношением) потенциально свойственно каждо-
му; правда, в условиях общественного разделения труда оно развивается и
опредмечивается главным образом в сфере профессионального искусства.
Но в этом и состоит всеобщее значение труда художника — основного хра-
нителя «эстетического потенциала» человечества: его творчество способно
пробуждать аналогичные «сущностные силы» и в других людях; приобщение
к искусству может выступать для них как «распредмечивание» и «присвое-
ние» общечеловеческой способности эстетического отношения к жизни.
Как писал М. Пришвин: «Способность художника видеть мир означает бес-
конечное расширение обычной способности всех людей к родственному
вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, что мы
называем “эстетическим отношением”. — А. М.-П.). Пределы этому родствен-
ному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства — этой
способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица»6.
Главная цель всеобщего эстетического воспитания — раскрытие способ-
ности эстетического отношения к действительности у всех людей. Незави-
симо от профессии, не в качестве момента специальной одаренности, а как
целостной характеристики гармонически развитой личности, как грани
истинно человеческого отношения к миру и к самому себе.
В чем же психологическое содержание такого отношения? В чем его ду-
ховно-нравственная ценность, позволяющая назвать его целью всеобщего
эстетического воспитания? Ответа тут не получить путем чисто рациональ-
ного анализа — предмет исследования слишком необычен: для должного
понимания его сути требуется соб ственный опыт, аналогичный тому, кото-
рый мы стремимся по стичь. Обратимся поэтому к высказываниям людей,
в полной мере обладающих этим опытом, — выдающихся мастеров искус-
ства, стремившихся осознать условия зарождения художественных замыс-
лов, дойти до первоистоков собственного творчества.
Изучая теоретическое наследие художников разных эпох и народов, ра-
ботавших в разных видах искусства, мы обнаруживаем некий инвариант
эстетического отношения к жизни — то неизменное и всеобщее, что вы-
ступает в исторически изменчивых, особенных формах художественного
творчества. Что как бы конституирует самую область эстетического освое-
ния мира человеком.
Первое, чем неизменно характеризуется эстетическое отношение,—
непосредственное переживание субъектом единства с окружающей
действительностью: внешний мир не противостоит ему в своей отчуж-
денной объективности, но открывается как мир человека, родственный и
понятный ему. И лишь при этом условии оказывается возможным истин-
ное творчество.
6 Пришвин М. Записи о творчестве // Контекст. 1974: Литературно-теоретические исследования.
М., 1975. С. 352
179
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Многие крупнейшие поэты, художники, музыканты разных времен и на-
родов в почти совпадающих выражениях формулируют одну и ту же мысль:
если я и мой предмет, или внешний мир в целом, суще ствуем раздельно, ис-
кусства не получится. Поэтому приобретение неотчужденного отношения
к действительности рассматривается как главное условие эстетического
развития человека.
Но изменение отношения к внешнему миру — это всегда и новое отноше-
ние к самому себе, новый уровень самосознания. Перерастая отчужденное
отношение к окружающему как к извне ограничивающему «не-я», человек
открывает, что не знал прежде и себя самого: он преодолевает самоотчуж-
дение, восстанавливает свою целост ность, присваивает свою истинную,
универсальную человеческую сущность: «Всё во мне и я во всем» (Тютчев).
И в этом громадное значение эстетического отношения для становления
личности, независимо от того, находит ли оно выражение в художествен-
ном творчестве.
Интересное подтверждение этому мы встречаем, в частности, у М. Горь-
кого. Он описывает глубокое и осознанное чувство единства с природой,
«со всем живым вокруг», пережитое в детстве, когда оно не могло, конечно,
найти выхода в создании художественных произведений. Зато именно то-
гда, ощутив себя неотъемлемой частицей жизни природы и человечества,
будущий писатель приобрел уверенность в своих силах, не сломленную на-
ступившими вскоре годами тяжелейших жизненных испытаний7.
Неотчужденное отношение к миру в целом играет разными гранями как
особое отношение к другим людям, к природе, к ценностям культуры, к ис-
торическому прошлому.
И во всех случаях предмет эстетического отношения выступает, с одной
стороны, как соприродный человеку, готовый раскрыться, «свой»; с дру-
гой — как обладающий собственным, уникальным и самоценным существо-
ванием (эстетическое отношение не утилитарно, даже антиутилитарно).
Так, эстетически развитый человек воспринимает другого не «частично»
(например, как носителя какой-нибудь полезной функции), не предвзято
(под углом зрения своих пристрастий и предубеждений), а прежде всего
как целостного субъекта, подобного и равного ему самому, одновременно и
отличного от него и родственного ему — в точном смысле слова как «другое
я». И это создает глубину сочувствия и понимания (не обязательно — согла-
сия!) при сохранении индивидуальности каждого из вступающих в обще-
ние, создает способность ставить себя на место другого, чувствовать боль
другого как свою. Помогает вырабатывать доминанту на другом, которую
выдающийся русский ученый А. А. Ухтомский считал необходимым услови-
ем истинно человеческого общения8.
Приведем лишь один из многочисленных примеров: «Слушая этих лю-
дей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине, я сам
шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передава-
лось моей душе, или, вернее, я проникал душою в их душу»9.
7 См. Горький М. Собрание сочинений: в 18 т. М., 1962. Т. 9. С. 142.
8 См. Ухтомский А. А. Письма // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сб. X. М.,
1973. С. 384.
9 Бальзак О. Собрание сочинений: в 15 т. М., 1953. Т. 7. С. 341.
180
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
Нужно ли доказывать, что способность так относиться к другому чело-
веку необходима не только для создания его образа в искусстве? Ведь ею
определяется и творчество человеческих отношений, высшая культура
общения, создается эмоциональная атмосфера всей повседневной жизни.
И эта способность может раскрыться у каждого в результате полноценно-
го эстетического воспитания, то есть развития эстетического отношения
к миру.
Такое отношение, например, к природе связано с преодолением отчуж-
денно утилитарного подхода к ней (только как к объекту рационального
познания, использования и т. д.). Открывая в ней некоторое родственное
себе содержание, человек открывает и «природное» в себе самом. В эстети-
ческом переживании природа «очеловечивается», приобретает в творче-
ском сознании человечески-образное содержание, а представление о чело-
веке расширяется до масштабов природы. И метафорический язык, которым
постоянно пользуются поэты, говоря о ней, — не «поэтическая фикция»,
не условный способ выражения, которому ничто в реальной действитель-
ности не соответствует, но необходимый для них способ объективировать
свою реально переживаемую сопричастность природе, выражать самого
себя как «рефлексирующую природу».
Осознать себя как природное, хотя и вышедшее из природы существо
необходимо каждому — не только поэту или пейзажисту. Как верно писал
известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, «человек, отчужденный от
природы, от жизни Вселенной, от игры ее стихийных сил, не способный
соотнести себя с ними... — это маленький человек»10.
Есть еще один жизненно важный аспект эстетического отношения
к природе: оно делает для человека невозможным односторонне-потреби-
тельский подход и побуждает строить общение с нею, исходя из взаимных
«интересов», а порой и исключительно из самоценности ее бытия. Поэтому,
на мой взгляд, всеобщее эстетическое воспитание действеннее многих спе-
циальных, частных мер послужит делу сохранности биосферы.
Можно заметить, что, говоря об эстетическом отношении, постоянно
приходится возвращаться к одной из его характеристик: к его неутилитар-
ности. Но именно это бескорыстие и делает его развитие средством безгра-
ничного обогащения человека — духовного обогащения.
Напомним известные мысли Маркса: «Частная собственность сделала
нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является
нашим лишь тогда, ...когда мы его потребляем... На место всех физических
и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство
обладания»11.
В социалистическом обществе все последствия этого самоотчуждения
человеческой сущности должны быть побеждены. И эстетическое воспита-
ние может сыграть в этом существенную роль — именно потому, что эстети-
ческое отношение к предмету и к миру в целом несет осознанное пережи-
вание его самоценности (не как объекта обладания и использования), а это
раскрывает в человеке — или возвращает ему — универсальное богатство
его чувств. Поясним это примером.
10 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 374.
11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 120.
181
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
«...Торговец минералами, — писал Маркс, — видит только меркантильную
стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет
минералогического чувства»12.
Такой торговец беден как человек, его богатство носит отчужденную,
вещную форму. А эстетическое отношение к этому минералу, бескорыст-
ное, родственное внимание именно к его красоте и своеобразной природе
обогащает человека соответствующим чувством как духовным богатством,
независимым от внешнего обладания данным предметом.
Так человек с развитым эстетическим отношением делает весь мир сво-
им, или, что то же самое, приобретает универсальное и неотчуждаемое бо-
гатство чувств, эквивалентное всему многообразию внешнего мира.
Приведенный пример, по-видимому, облегчает понимание еще одной
существенной черты эстетического отношения: особой восприимчивости
к чувственной стороне действительности, к ее «форме».
Возможно, с нее надо было начать,— ведь именно она сообщает «эсте-
тическую специфику» тому неотчужденному отношению к окружающему,
о котором говорилось до сих пор. Даже самый термин «эстетическое» озна-
чает: связанное с чувственным восприятием.
Эстетическое отношение к действительности рождает обновленное и
утонченное непосредственное восприятие жизни. Дело тут не в простом
обострении органов чувств, не в уточнении «информации», которую они
дают. Дело в особой культуре восприятия, когда неповторимый облик пред-
мета, человека, явления природы, события предстает как прямое выявление
характера, внутреннего состояния, судьбы. Когда он рождает в душе челове-
ка столь же неповторимый эмоциональный отклик и ассоциативные ряды.
Когда внешний образ предмета выступает как «прозрачный» носитель не-
отделимого от него внутреннего содержания, родственного воспринимаю-
щему человеку. Следующий пример до конца пояснит эту мысль.
«Моя наблюдательность, — писал О. Бальзак, — приобрела остроту ин-
стинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу — вер-
нее сказать, она так схватывала внешность человека, что тотчас проника-
ла и в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого
была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя
самого...»13.
Именно «прозрачность» внешнего образа для внутреннего, духовного со-
держания мы и переживаем как «красоту», «прекрасное» в искусстве и в эс-
тетическом восприятии действительности, и в этом существенное отличие
от житейских представлений о «красивом». Это замечательно выражено в
стихотворении Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», оканчивающемся из-
вестными строками:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Таким образом, эстетическое воспитание раскрывается как путь к обре-
тению человеком универсального самосознания и неограниченной отзыв-
12 Там же. С. 122.
13 Бальзак О. Собрание сочинений. Т. 7. С. 340.
182
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
чивости на все явления жизни, способности воспринимать окружающий
мир неотчужденно, как «свой», со всей радостью, болью и чувством личной
ответственности, которые несет с собой такое мироощущение. Но, естест-
венно, это вовсе не значит, что решать подобные задачи может именно эсте-
тическое воспитание, и только оно. Наоборот, любой вид воспитания (если
это действительно воспитание) должен по-своему их решать. Потому что,
как уже отмечалось, всякий вид воспитания личности — это не отдельный
участок учебно-воспитательной работы, а особая грань органического це-
лого — грань, через которую непременно просматриваются все другие важ-
ные аспекты воспитания.
Мы видели, например, что в эстетическом отношении к человеку проявля-
ется и нравственное начало; развитие эстетического отношения к природе
есть в то же время и экологическое воспитание, а эстетическое отношение
к миру в целом формирует общественные идеалы и гражданскую позицию
человека, формирует личность, ориентированную на коммунистический
идеал всечеловеческой общности. Ведь коммунизм и означает «общность»,
а одно из его определений — «осуществленный натурализм человека и осу-
ществленный гуманизм природы»14. Такие цели может и должно ставить пе-
ред собой эстетическое воспитание в нашем обществе. Конечно, полнота их
достижения — дело завтрашнего дня; но это не астрономическое «завтра»,
которое придет само собою: чтобы его приблизить, нужны сознательные,
целеустремленные усилия, чем, в частности, и вызвана необходимость ре-
формы школы.
Оценивая с этой точки зрения сегодняшнее положение вещей, мы об-
наружим в нашей работе по эстетическому воспитанию немало упуще-
ний и противоречий. Хотя мы и рассматриваем его в контексте общей
задачи коммунистического воспитания (становление гармонической
личности как самоцель общественного развития), в том, как конкрети-
зируются его задачи в педагогической теории и практике, еще заметны
следы понимания человека как «частичного» существа. И в результате
эстетическое воспитание оказывается чем-то частным, представляется
лишь дополнением духовного мира человека более или менее полез-
ными качествами: навыками общения с искусством, способностью по-
лучать удовольствие от художественных впечатлений, «ценить красоту»
в окружающей жизни и так далее, а не воспитанием целостной личности
(и, следовательно, формированием любых ее качеств, всей системы от-
ношений с миром).
Поэтому не стоит удивляться, что при всей популярности и даже неко-
торой моде на проблему эстетического воспитания ее реальный статус
в школьной педагогике, в научных исследованиях и в широком обществен-
ном мнении не так уж высок.
Едва ли кто-нибудь со всей искренностью поставит нужды эстетическо-
го воспитания вровень с любой жизненно важной проблемой нашего вре-
мени. Чаще мы встретимся с отношением к нему благожелательно-снис-
ходительным, как к предмету роскоши, который приятно иметь, когда вы
обеспечены всем житейски необходимым, но без которого, в общем, можно
и обойтись.
14 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 118.
183
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Неудивительно и то, что в практике школы предметы изобразительное
искусство и музыка остаются второстепенными, а литература преподается
«не как искусство», и само причисление ее к «эстетическому циклу» способ-
но вызвать недоумение и даже протест у некоторых специалистов.
Мы как-то свыклись с тем, что общеобразовательная школа проблему эс-
тетического воспитания не решает, что это забота семьи и внешкольных
учреждений (которые, впрочем, в большинстве случаев тоже не решают ее).
И это имеет самые серьезные последствия, ибо таким образом программи-
руется массовая эстетическая невоспитанность достаточно образованных
людей, которые в дальнейшей жизни легко обходятся без общения с боль-
шим искусством и страдают отсутствием иммунитета к воздействию различ-
ных форм псевдоискусства и антиискусства, а значит — к тому мироощу-
щению, которое стоит за ними. В проекте школьной реформы справедливо
говорится о необходимости «поставить надежный заслон проникновению
в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной
продукции». Разумеется, речь должна идти в первую очередь не о системе
ограничений и запретов — такой внешний заслон ненадежен и даже спосо-
бен вызывать последствия, противоположные ожидаемым. Заслон должен
органично вырасти внутри человека, в результате формирования его эсте-
тического сознания.
Более шести десятилетий назад, беседуя с Кларой Цеткин, Ленин гово-
рил, что для народа необходим «хлеб» и допустимы в какой-то мере «зре-
лища» как развлечение, но тут же провел четкую грань между развлечением
и Искусством: «...наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего,
чем зрелищ. Они получили право на настоящее, великое искусство. Потому
мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и
воспитание»15.
В первые годы Советской власти необходимо было обеспечить широчай-
шим трудящимся массам возможность хотя бы подступиться к истинным
ценностям художественной культуры — открыть этим массам самое ее су-
ществование, научить читать, приобщить к достижениям театрального ис-
кусства, сделать доступной для них музыкальную и изобразительную клас-
сику. Необходимо, но, оказывается, недостаточно.
Сегодня право каждого на «настоящее, великое искусство» надежно обес-
печено. В этом — огромное достижение нашего общества, однако проблема
всеобщего эстетического воспитания тем самым еще не исчерпывается.
Вопрос ведь в том, как мы пользуемся полученным правом. Много ли
тех, кто общается с великим искусством постоянно, систематически, всерь-
ез, для кого оно стало насущной потребностью и, главное, повседневным
средством духовного самовоспитания?
Не будем тешить себя иллюзиями — при нынешнем образовательном
уровне советских людей, широкой пропаганде искусства, отсутствии те-
орий его недоступности «обыкновенному» человеку нам придется при-
знать: таких людей пока недопустимо мало. Поставим вопрос иначе: мно-
го ли тех, кто пропустит хотя бы один тайм рядового футбольного матча
ради передачи о творчестве Микеланджело, кто искренне предпочтет «Фау-
ста» плоскому детективу, Глинку — посредственной эстрадной программе?
15 В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1979. С. 660.
184
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
«Настоящее, великое искусство» — развлекательному, а порой вульгарному
«зрелищу»? А ведь мы говорим о людях, окончивших десятилетки и вузы, —
для них открыт внешний доступ ко всем сокровищам мировой культуры, но
они еще не обрели ключа к его глубинному содержанию, не прикоснулись
к драгоценному опыту эстетического отношения человека к миру. И поэто-
му не имеют оснований верить своим воспитателям, что, игнорируя Глинку
и Микеланджело, они обкрадывают себя в каком-то «очень важном» отно-
шении.
В чем в большинстве случаев заключалось их знакомство с искусством
в школьные годы? Отчасти в том, что приходилось осваивать некоторые
технические навыки, приемы и правила, безразличные к какому бы то ни
было духовному содержанию. Отчасти в том, что произведение искусства
использовалось как средство их прямолинейного «воспитывания», навязы-
вания готовых оценок.
Когда человек приобретает — в своем творчестве и в общении с искус-
ством других — опыт эстетического отношения к миру, а с ним — и новое
представление о самом себе, то для него открывается путь пожизненного,
трудного, но желанного самовоспитания. А назойливое и формальное вос-
питание извне не только не достигает цели, но вызывает у ребенка подспуд-
ную отрицательную установку и к самому искусству, служившему для этого
средством. И когда этот ребенок получает свободу выбора, он принимает
то искусство, которое не «воспитывает», не требует от него никаких усилий
роста, а, наоборот, ублажает, развлекает, обслуживает его, оставляя (в луч-
шем случае) таким, каким он пришел. А дверь настоящего эстетического
воспитания оказывается закрытой плотно и надолго. Может быть, на всю
жизнь.
Случается, конечно, что человек и в зрелые годы отыщет и откроет эту
дверь. Но в общегосударственном масштабе проблему может решить только
эстетическое воспитание в массовой школе.
Ведь через школу — и только через школу — проходят все, и осуществить
полноценное эстетическое воспитание в школе — значит впервые в истории
создать эстетически воспитанный народ и обеспечить благоприятные ус-
ловия для всестороннего воспитания всех последующих поколений совет-
ских людей. Скажем со всей определенностью: нет другой области обучения
и воспитания, где наблюдалось бы такое расточение духовных богатств, та-
кое несоответствие грандиозных возможностей и скудных, част ных резуль-
татов, как в эстетическом воспитании средствами искусства и художествен-
ного творчества! Необходимость реформы здесь назрела давно — именно
реформы, а не текущего ремонта, не замены отдельных устаревших деталей.
Сказанное не предполагает, конечно, ни поспешно сти, ни неуважительно-
го отметания позитивного опыта, но изменение создавшегося положения
должно быть коренным. Оно должно начинаться с переосмысления глав-
ной цели эстетического воспитания и заканчиваться перестройкой кон-
кретных методов повседневной работы с детьми.
Подчеркнем: общение с искусством, даже с лучшими его образцами, в деле
всеобщего эстетического воспитания — вовсе не самоцель. Но истинное
искусство — концентрат эстетического опыта человечества, и потому оно
служит незаменимым средством, или, лучше сказать, той дверью, через ко-
торую надо пройти каждому, чтобы обрести способность эстетического от-
185
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ношения к окружающей действительности. В этом главный смысл всеобще-
го эстетического воспитания. Такую задачу призвана решать школа,— а это
потребует разработки системы заданий, прямо направленных на развитие
эстетического отношения и составляющих стержень учебного процесса,
а также новых (не «авторитарных») форм общения учителя с учениками.
Потребуется также ряд существенных изменений в сознании воспитате-
ля и в организации всего учебного процесса. Охарактеризуем кратко наи-
более важные из них.
Первое. Должен измениться не просто «статус», но, условно говоря, «са-
мосознание» предметов эстетического цикла. Не нужно больше доказывать
их необходимость ссылками на ту частичную, прикладную пользу, которую
они приносят при освоении других предметов, областей познания или де-
ятельности. Ценность и достоинство эстетических дисциплин не нуждается
во внешних подпорках. В условиях современного школьного образования эс-
тетический цикл — важнейшая область воспитания гармонической лич-
ности человека нового общества. А это сегодня — наша главная задача.
Второе. Так же радикально надо изменить и отношение к ребенку. Пора
отказаться от заниженных представлений о его возможностях — представ-
лений, порождающих примитивность и неадекватность искусству тех задач
и критериев, которые преобладают сегодня в учебном процессе. В таких ус-
ловиях способности детей не только не получают развития,— иногда они
даже деградируют под воздействием обучения, которое вместо того, чтобы
вести ребенка вперед, ориентируясь на «зону ближайшего развития», отста-
ет от его возможностей, накопленных в дошкольные годы и проявлявшихся
в творческих играх.
Есть основания утверждать, что с детьми шести-семи лет (может быть,
и раньше) можно начинать серьезную и плодотворную работу по эстети-
ческому воспитанию. И не только можно, но и нужно, так как многие важ-
ные аспекты этой работы с годами по ряду причин протекают все труднее.
Стремиться надо отнюдь не к примитивизации задач, а к нахождению про-
стого, понятного языка и методических приемов, открывающих ребенку
неискаженную суть эстетического переживания и художественного твор-
чества.
Третье. Эстетическое отношение к жизни — единая основа всех ис-
кусств. Поэтому важно преодолеть сепаратизм в понимании задач и мето-
дов отдельных предметов эстетического цикла, не заслонять спецификой
отдельных видов искусства общее для них содержание (а сейчас чаще все-
го именно так и происходит, и ребенку нелегко обнаружить нечто общее в
изображении чучела птицы, обсуждении хороших и плохих качеств Онеги-
на и в запоминании условных знаков нотной записи).
В настоящее время создатели передовых программ по отдельным ви-
дам искусства исходят не из их технических особенностей, а из глубин-
ного содержания. И в силу этого размыкают круг узкоспециальных задач,
способствуя общеэстетическому и нравственному развитию, воспитанию
школьника. Примером могут служить получившие признание программы,
разработкой которых руководят выдающиеся деятели искусства компози-
тор Д. Б. Кабалевский и художник Б. М. Неменский.
Следующий шаг должен заключаться в том, что именно эстетическое вос-
питание станет центральной задачей обучения предметам данного цикла,
186
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
а приобщение детей к конкретным видам искусства — средством для ее ре-
шения. Поэтому наряду с усовершенствованием и внедрением новаторских
программ по отдельным видам искусства пора начать разработку целост-
ной программы эстетического воспитания, общие принципы которой
по-разному преломлялись бы в преподавании различных видов искусства.
Одна из первых попыток в этом направлении предпринимается сейчас
группой сотрудников Научно-исследовательского института общей и педа-
гогической психологии Академии педагогических наук СССР на материале
преподавания литературы, и те результаты, которые уже получены, позволя-
ют по-новому оценить творческие и читательские возможности младших
школьников, делают очевидным органическое единство эстетического и
нравственного воспитания!
Четвертое. Одним из принципов, общих для преподавания всех видов
искусства, должно стать ведущее значение полноценных творческих зада-
ний и подчиненное — технических знаний и навыков. Ведь приобщение
к искусству — это путь воспитания неотчужденного отношения ко всему
в жизни. И особенно недопустимо, чтобы само искусство входило в жизнь
ребенка как один из отчужденных видов деятельности, как совокупность
приемов, правил и готовых оценок безотносительно к его замыслам, пере-
живаниям, жизненному опыту, к нему самому как уникальному человече-
скому существу.
С первых шагов обучения ведущим моментом должно быть стремление
ребенка выразить увлекающее его самого содержание: замысел, пережива-
ние, оценку действительности. По мере усложнения этого содержания бу-
дет обнаруживаться нехватка средств для его выражения. Вот тогда педагог
и должен снабдить ученика теми знаниями и умениями, которые ему нужны
для решения реально стоящей перед ним и увлекающей его творческой за-
дачи. Ни на каком этапе обучения цели творчества не должны подменяться
средствами.
Пятое. Чтобы общение с произведениями искусства могло воспитывать
личность ребенка, они не должны восприниматься отчужденно от лич-
ности создавшего их автора. Получив в практической деятельности опыт
художественного воплощения собственных замыслов, ребенок сумеет вос-
принять и произведение искусства как воплощение мысли и чувства друго-
го человека.
Развивая у школьника способность вступать в «диалог» с автором,
понимать его оценку действительности, сопоставлять ее со своей соб-
ственной, соглашаться или спорить с ней, мы воспитаем человека, для
которого искусство — не пассивное отражение фактов и событий жиз-
ни (хотя бы и самых значительных), а сила, активно и целенаправлен-
но формирующая мировоззрение, мироощущение людей, их идеалы, то
есть изменяющая саму действительность и несущая за это ответствен-
ность.
Шестое. Произведения искусства нельзя использовать как дидакти-
ческие пособия для навязывания готовых оценок людей и событий, изоб-
раженных в произведении. Упрощая вопрос о воспитании гражданских и
нравственных качеств средствами искусства, мы получаем результаты, да-
лекие от желаемых. По удачному выражению известного советского фило-
софа, влияние великих произведений может быть косвенным, оно «подни-
187
ЛИЧНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
мает общий духовный уровень общественного субъекта и тем способствует
его борьбе»16.
Большое искусство — это концентрат эстетического отношения челове-
ка к миру. Его воспитательный потенциал состоит прежде всего в том, что
оно может у каждого пробуждать такое отношение и тем самым воспиты-
вать человека, для которого нет «чужих» надежд и страданий, который уме-
ет бескорыстно ценить жизнь и непосредственно переживать свою личную
сопричастность и ответственность за всех и за все, встреченное в жизни, —
от людей, предметов, событий своего ближайшего окружения, от поручен-
ного ему общественно значимого труда до судеб своего народа, человече-
ства, природы и космоса.
И тем самым осуществлять на деле коммунистическое воспитание, фор-
мируя тот передовой отряд человечества, который берет на себя реализа-
цию, охрану и защиту общечеловеческих интересов.
Очевидно, что для решения этих задач в процессе преобразования шко-
лы недостаточно организационных мер, даже таких несомненно важных,
как привлечение к преподаванию специалистов, расширение сети кружков
художественной самодеятельности, и других. И увеличение учебных часов
для предметов эстетического цикла не решило бы всех проблем: мы ведь
знаем, что предмет литература, например, за редкими исключениями дает
для истинного эстетического развития детей немногим больше, чем уроки
по программе изобразительное искусство, хотя последнему школа уделяет
несравнимо меньше времени и внимания. С другой стороны, занятия по не-
которым новым программам, упоминавшимся выше, так интенсифицируют
учебный процесс, что в пределах тех же учебных часов решаются гораздо
более сложные задачи.
Действенная реформа требует прежде всего глубинных изменений
в самом учебном процессе: новые задачи не решить старыми средства-
ми. Это, кстати, уместно отнести и к другим задачам, указанным в проекте
ЦК КПСС, — таким, как выработка самостоятельности мышления, воспита-
ние потребности в труде, нравственное воспитание и др.
Во всех случаях для реального достижения поставленных проектом
высоких целей необходима напряженная научно-педагогическая работа,
направленная на перестройку способов мышления и общения педагога и
ученика, самой эмоциональной атмосферы урока, представлений о ста-
новлении личности ребенка, об условиях творческого освоения материала
и т. д.
По всем этим соображениям считаю нужным расширить пункт 15-й про-
екта. Прежде всего — не ограничиваясь перечислением отдельных по-
лезных сторон эстетического воспитания, подчеркнуть: «Эстетическое
воспитание — мощное средство формирования целостной личности, ду-
ховно-нравственных ценностей человека, всей системы его отношений
к действительности — к Родине, к другим людям, к природе, к своему тру-
ду, к событиям общественной жизни. Поэтому осуществление всеобщего
эстетического воспитания является неотложной общенародной пробле-
мой, и главную роль в ее решении призвана сыграть общеобразовательная
школа».
16 Лифшиц Мих. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972. С. 366.
188
АЛЕКСАНДР МЕЛИК-ПАШАЕВ
На мой взгляд, целесообразно дополнить текст документа и такими по-
ложениями:
— в условиях большей политехнизации школы действенность предме-
тов эстетического цикла приобретает особое значение: преподавание их
должно внести равновесие «рационального» и «эмоционального» моментов
в процесс обучения, активно способствовать гармоничному развитию
личности;
— оказывать поддержку исследовательским коллективам, отдельным
ученым, передовым учителям в разработке и широком внедрении в прак-
тику школы новых принципов обучения и экспериментальных программ,
приводящих к развитию у детей эстетического отношения к жизни и
творческих способностей;
— преподавание предметов эстетического цикла должно охватывать
весь период школьного обучения. (А не обрываться именно в том возрасте,
когда начинается наиболее интенсивное и сознательное становление лич-
ности ученика);
— взять курс на выработку в ближайшее время единых принципов пре-
подавания всех предметов эстетического цикла. Искать пути установле-
ния органичных межпредметных связей. (Так, школьный предмет изобра-
зительное искусство в одном из своих аспектов — как «художественный
труд» — смыкается с задачами трудовой подготовки и будет способствовать
творческому овладению огромным диапазоном современных профессий,
эффективности и культуре труда);
— для координации работы в области эстетического воспитания создать
научно-практический центр, главными задачами которого станут: а) разра-
ботка общих психолого-педагогических принципов эстетического воспи-
тания и программ их реализации в ходе обучения разным видам искусства;
6) проверка этих программ в экспериментальных условиях с последующим
внедрением положительных результатов в практику массовой школы; в) ин-
тенсивная переподготовка учителей и разработка программ эстетического
воспитания средствами искусства для студентов соответствующих факуль-
тетов педвузов.
При таких условиях реформа школы в области эстетического воспита-
ния позволит эффективно использовать неисчерпаемый воспитательный
потенциал искусства в деле формирования человека нового общества.
комментарии - 76
wh0cd4643890 [url=http://indocin.us.com/]indocin[/url]