Интерес исследователей к феномену российского консерватизма в последнее время возрастает. И это связано не только с тем, что в России наблюдается «консервативный ренессанс», консервативные идеи доминируют в политическом дискурсе и первые лица государства заявляют о своей приверженности ценностям консерватизма.
Дело также и в том, что российский консерватизм все еще остается сравнительно мало исследованным феноменом, что не в последнюю очередь связано с тем, что консервативная система ценностей выходит за рамки той рационалистической традиции , которая утвердилась в отечественной и западной политической науке.
Российский консерватизм
«эпохи перемен»
Интерес исследователей к фе-
номену российского консер-
ватизма в последнее время
возрастает. И это связано не только с
тем, что в России наблюдается «кон-
сервативный ренессанс», консерва-
тивные идеи доминируют в поли-
тическом дискурсе и первые лица
государства заявляют о своей привер-
женности ценностям консерватизма.
Дело также и в том, что российский
консерватизм все еще остается срав-
нительно мало исследованным фено-
меном, что не в последнюю очередь
связано с тем, что консервативная
система ценностей выходит за рамки
той рационалистической традиции,
которая утвердилась в отечественной
и западной политической науке.
Таким образом, на фоне наблюда-
ющегося в России мощного сдвига
общественных настроений в сторону
консервативных установок (стабиль-
ности, порядка, социального патерна-
лизма, сильного государства) ясности
с тем, что же представляет собой рос-
сийский консерватизм, особенно не
прибавилось… Так что вполне можно
согласиться с мнением политолога
Л. В. Полякова, что «адекватный по
своей всесторонности и методоло-
гической обоснованности анализ
современного его (российского кон-
серватизма. — Н. Р., Э. С.) состояния —
очевидная лакуна в российской поли-
тической науке»1.
Между тем история отечественно-
го консерватизма началась не вче-
ра, и сам этот феномен насчитывает
уже как минимум двести лет. Однако
консервативная рефлексия в нашей
стране не развивалась по пути орга-
нической преемственности — после
Октябрьской революции 1917 года
на протяжении многих десятилетий
консервативная мысль могла сущест-
вовать только в русском зарубежье.
Легальное возрождение консерватиз-
ма в России как в философском, так
и политическом аспектах началось
лишь на рубеже 1980—1990-х годов.
Таким образом, формирование пост-
коммунистического консерватизма
в России происходило после крайне
РАБОТЯЖЕВ Николай Владимирович — ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат политических
наук.
СОЛОВЬЕВ Эдуард Геннадьевич — заведующий сектором ИМЭМО РАН, кандидат политических наук.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-03-00599 «Консерватизм в совре-
менном мире: кризис или возрождение»).
Ключевые слова: консерватизм, политическая идеология, традиция, Россия, славянофильство, визан-
тизм, евразийство, консервативная утопия, социализм.
1 Л. В. Поляков. К изучению российского кон-
серватизма: история и метод. — «Полития». 2012.
№ 4. С. 43.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
98
длительного разрыва с консерватив-
ной традицией.
Российская консервативная мысль
далеко не во всех аспектах обнаружи-
вает соответствие как англосаксон-
ской, так и континентальной евро-
пейской консервативной традиции.
В частности, на отечественной почве
зачастую оказывается весьма пробле-
матичным четко и последовательно
разграничить консервативные и ли-
беральные воззрения, а в последние
десятилетия, как ни парадоксально,
даже консервативные и левые (КПРФ).
Объяснение этому явлению лежит не
в специфической «широте русских
натур», а в конкретных обстоятель-
ствах российской истории, оказав-
ших влияние на эволюцию ее обще-
ственно-политической мысли.
К числу подобного рода обстоя-
тельств относится прежде всего дей-
ствующий на протяжении по мень-
шей мере трех последних столетий
фактор так называемого догоняюще-
го развития. При всей относительной
популярности идеи «догоняющего
развития» в отечественной литера-
туре существует не слишком много
работ, рассматривающих в контексте
этой проблемы эволюцию различных
течений общественно-политической
мысли в России. И как раз примени-
тельно к анализу консерватизма эта
идея оказалась совершенно невостре-
бованной. Между тем ряд особенно-
стей русской консервативной мысли
(в частности, знаменитая антитеза
«Запад — Россия») труднообъяснимы
без учета означенного фактора.
Понятие «догоняющее развитие»,
как правило, прочно ассоциируется
с положениями теории модерниза-
ции. Однако это не вполне коррект-
ная ассоциация. В России, например,
гонка за лидерами экономического и
цивилизационного развития началась
задолго до развертывания процесса
модернизации. Ведь «модернизация» в
общественной науке понимается в ос-
новном как создание предпосылок для
развития «современной» или, исполь-
зуя терминологию формационного
подхода, «буржуазно-капиталисти-
ческой» цивилизации Нового време-
ни. Общество в ходе модернизации
неизбежно сталкивается с проблемой
прогрессирующей социальной ано-
мии, отличительной особенностью
которой выступает стремительная
девальвация общественных норм, вы-
движение новых индивидуальных и
групповых целей и требований. Идео-
логическим противовесом этим кри-
зисным процессам в обществе и вы-
ступает консерватизм.
Между тем массированные куль-
турные рецепции были характерны
для нашей страны как минимум с на-
чала XVIII века. Они в принципе обес-
смысливали понятие «традицион-
ности» в российском контексте: для
вестернизировавшейся элиты «тради-
ция» (дворянский кодекс чести, стиль
мышления, правила поведения и т. д.)
заимствовалась вместе с табаком,
картошкой и армейскими артикула-
ми. Такой «традиционализм» имел до-
вольно опосредованное отношение к
действительной русской националь-
но-культурной традиции. Именно по-
этому просвещенный XVIII век пред-
определил как постановку вопроса
о «беспочвенности» русской культур-
ной и политической элиты, так и по-
следующие довольно умозрительные
и произвольные попытки воссоздать
в ретроспективе отечественную тра-
дицию2.
Поворотным событием для эво-
люции отечественной обществен-
но-политической мысли оказалась
Французская революция, под влия-
нием которой в России формируется
2 Подробнее об этом см. Э. Г. Соловьев. У ис-
токов российского консерватизма. — «Полис». 1997.
№ 3. С.138.
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
99
относительно самостоятельная кон-
сервативная идеология, постепенно
подменившая европеизированный
традиционализм XVIII века. Револю-
ция в корне изменила облик той ци-
вилизации (или, во всяком случае, ее
центра, каковым тогда была Франция),
частью которой притязала быть Рос-
сия. Русское дворянство пережило на-
стоящую духовную драму, цена вестер-
низации — революция — не могла не
показаться ему чрезмерной. На рубеже
столетий появляются первые признаки
отказа значительной части правящей
элиты от духовного родства с Европой.
Если ранее своеобразным культурным
эталоном было стремление к полному
отождествлению российских инсти-
тутов и самой русской истории с ев-
ропейскими образцами, то отныне «в
моду» входило утверждению субстан-
циальных отличий России от Европы.
Общественно-политическая мысль
начала ХIХ века уже не могла отвлечь-
ся от того факта, что, «прорубив окно
в Европу», русские впустили в свой
дом вместе с духом Просвещения
также и джинна революции. Поэто-
му на знаменах охранительно-кон-
сервативного направления с тех пор
было начертано: мы — не Европа, у нас
есть собственная история и традиции
(Н. М. Карамзин и др.). Каждый шаг по
пути реформ и европеизации страны
отныне воспринимался российскими
консерваторами чуть ли не как уступки
новой «пугачевщине» и революции.
Но дворянский консерватизм
Н. М. Карамзина или мистика князя
А. Н. Голицына очень быстро стали
анахронизмом. По существу, идейные
контуры «охранительного» направле-
ния консервативной мысли были зало-
жены в 1833—1849 годах министром
народного просвещения графом
С. С. Уваровым, сформулировавшим
знаменитую триаду «православие, са-
модержавие, народность». А видными
представителями государственно-ох-
ранительного консерватизма стали
историк М. П. Погодин, литератор
С. П. Шевырев и др. Основой русского
«охранительства» стали, как известно,
три основные идеи: самодержавной
монархии как надклассовой силы,
защищающей интересы каждого из
сословий и общества в целом, право-
славия и народности. Каждая из них
особым образом выражала неприя-
тие политической элитой тенденций,
возобладавших на раздираемом клас-
совыми противоречиями и «поражен-
ном изнутри» рационализмом Западе.
Но стержнем подобного мировоззре-
ния явилось утверждение об особом
пути России и уникальности ее куль-
турно-исторического опыта.
Особое внимание при этом уделя-
лось реконструкции неповторимых
истоков или «начал» истории рус-
ского государства, отличающих ее от
истории Запада. Западная Европа —
завоевана немецкими племенами.
Россия — занята исконно населявши-
ми ее славянами. Корни европейско-
го христианства — в Риме, россий-
ского — в Византии и т. д. Раз Россия
не знала завоевания (в том смысле,
в котором его испытал латинско-
римский мир в середине I тысячеле-
тия н. э.), то в ней не существовало
ни своевольной феодальной арис-
тократии, ни третьего сословия, а
следовательно, отсутствовал фактор
сословной, или классовой, борьбы.
Православная церковь, в отличие от
соблазнившегося мирской властью
католичества, не вступала в конфликт
с государ ством, а добровольно подчи-
нила свои интересы светской власти.
История России, таким образом, была
определена как поистине «бесконф-
ликтная»: в ней не было «ни рабства, ни
ненависти, ни гордости, ни борьбы»3,
в силу чего она представляет собой
3 М. П. Погодин. Историко-критические отрыв-
ки. М., 1846. С. 62.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
100
совершенно иной тип цивилизации.
А раз установлен ценностный смысл
исторических начал в государстве, то
тем самым доказывается необходи-
мость его сохранения, более того —
становится очевидной потребность в
бережной консервации сложивших-
ся социальных отношений и полити-
ческих институтов, венцом которых
является, разумеется, самодержавие.
В те же самые годы в России сфор-
мировалось и другое направление
консервативной мысли — славяно-
фильство. Хотя между славянофиль-
ством и охранительным консерватиз-
мом и существовали определенные
точки соприкосновения (те и другие
верили в самобытный, незападный
исторический путь России и высту-
пали против заимствования запад-
ных институтов), представители этих
направлений по-разному трактова-
ли ключевые ценности российской
цивилизации и расходились по во-
просу о том, что из них прежде всего
нуждается в консервации. В то время
как для консерваторов-государствен-
ников важнейшей ценностью высту-
пало самодержавное государство,
славянофилы стремились в первую
очередь сохранить неповторимое ду-
ховное и социокультурное своеобра-
зие русско го народа. В отличие от ох-
ранителей, они делали акцент прежде
всего на первом и третьем элементах
«уваровской триады», то есть на пра-
вославии и народности (под которой
мыслители этого направления пони-
мали «личность народа», «народный
облик»4, говоря более современным
языком — русскую идентичность).
Ключевыми постулатами славяно-
фильской доктрины были самобыт-
ность России и ее фундаментальное
отличие от стран Запада (парадок-
сально, но при этом именно на ми-
ровоззрение славянофилов оказали
сильное влияние немецкая классичес-
кая философия и немецкий роман-
тизм — Г. Гегель, Ф. Шеллинг, И. Гердер,
вплоть до рецепции самого понятия
«духовность» (нем. Geistigkeit)). Сла-
вянофильский мировоззренческий
комплекс отличало довольно слож-
ное переплетение элементов консер-
вативного романтизма и умеренного
либерализма, ориентаций на поддер-
жание ряда архаичных социальных
институтов и своеобразной идеоло-
гии «консервативного прогрессизма».
Консервативный характер славя-
нофильского мировоззрения опреде-
лил свойственный ему антизападни-
ческий комплекс. Для А. Хомякова и
И. Киреевского Запад отождествлялся
с современной (в узком смысле этого
слова) цивилизацией со всеми прису-
щими ей пороками — от рационализ-
ма и индивидуализма до индустриа-
лизма. Россия в данном философском
контексте становилась воплощением
космоса, «органического», «едино-
го» и т. п. мира, которому, как верили
славянофилы, принадлежит будущее.
И хотя никому из славянофилов не
пришло бы в голову сравнивать Ев-
ропу с еще живым, но уже тронутым
тлением организмом (как это сделал
консерватор-охранитель С. Шевырев,
введший в оборот метафору о «гние-
нии Европы»), тема гибельности ев-
ропейского пути была обозначена
ими достаточно определенно.
У славянофилов речь шла скорее не
о превосходстве, а о преимуществах,
присущих России из-за ее отстало-
сти (неразвитости капиталистических
отношений), которые дают ей воз-
можность двигаться по особому пути
исторического развития. Антизапад-
ничество славянофилов не сводилось
к стремлению дистанцироваться от
4 См. К. С. Аксаков. Простой народ — разумная
стихия России: передовые статьи из газеты «Мол-
ва» (1857). — «Просвещенный консерватизм: рос-
сийские мыслители о путях развития Российской
цивилизации. Политическая антология». М., 2012.
С. 523—524.
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
101
Запада (игнорировать Европу в эпоху
расширения, в терминологии И. Вал-
лерстайна, «мир-системы» и развития
машинной индустрии было просто
невозможно), но предполагало готов-
ность к сопротивлению «внутренне-
му Западу», то есть разрушительным,
с точки зрения консервативного со-
знания, проявлениям современной
цивилизации. Полезным и допусти-
мым, с их точки зрения, можно было
считать «только техническое — тех-
ническое в самом широком смысле
этого слова — заимствование образ-
цов и идей из-за границы; такое за-
имствование, которое может быть ус-
воено национальным организмом, не
причинив особого вреда»5.
Важнейшей характерной чертой
российского социального и нрав-
ственно-духовного уклада, отлича-
ющей его от раздробленного и ин-
дивидуалистического европейского
общества, славянофилы считали со-
борность, то есть гармоническое со-
гласование личных и общественных
интересов. С их точки зрения, като-
лицизм означает принудительное,
авторитарное единство верующих,
основанное на внешнем авторитете,
протестантизм — свободу изолиро-
ванных индивидов, не связанных вы-
сшим единством, в то время как в пра-
вославии осуществляется «соборный»
синтез свободы и единения. Вопло-
щение принципа соборности славя-
нофилы видели и в русской сельской
общине, ставшей «как бы светскою,
исторической стороной церкви»6.
Исключительное, если не ска-
зать ключевое, место в теоретиче-
ских построениях славянофильства
занимала категория органичности.
Славянофилы полагали, что жизнен-
ный уклад московской Руси стоял на
органиче ских, соборных основах, в
то время как реформы Петра I озна-
чали разрыв с ними. При этом они
идеализировали и даже мифологи-
зировали российское прошлое (что,
впрочем, остается характерной чер-
той отечественного консерватизма
до наших дней). Смысл консерватив-
ной утопии, однако, вовсе не сводил-
ся для славянофилов к возвращению
в допетровскую Русь, как это пыта-
лись представить многочисленные
их критики. Теоретики славянофиль-
ства не были склонны игнорировать
проблемы модернизации общества, и
в этом смысле весь комплекс их идей
выходит далеко за рамки дефиниции
«ретроспективная утопия», предло-
женной П. Чаадаевым.
Консервативный утопизм славяно-
филов отличало осознание потреб-
ности трансформации социально-
политических отношений в стране,
но в равной степени и стремление
осуществить эту трансформацию в
наименее болезненных и травмирую-
щих сложившуюся социальную струк-
туру и элементы национальной куль-
турной традиции формах. По словам
А. Хомякова, консерваторство «есть
постоянное усовершенствование,
всегда опирающееся на очищающу-
юся старину. Совершенная остановка
невозможна, а разрыв гибелен»7.
Эти представления об органич-
ности и эволюционном характере
исторического процесса в сочетании
с очевидным неприятием западно-
го опыта капиталистической модер-
низации и отрицанием полезности
революционных трансформаций
привели к активному поиску специ-
фически российского пути обще-
ственной эволюции. Требование со-
хранения национальной специфики
7 А. С. Хомяков. К А. Н. Попову. — Он же. Полное
собрание сочинений. Изд. 3. М., 1900. Т. 8. С. 211.
5 М. М. Карпович. Лекции по интеллектуальной
истории России (XVIII — начало XX века). М., 2012.
С. 112.
6 Ю. Ф. Самарин. Сочинения. Т. 1. М., 1877.
С. 64.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
102
в ходе модернизации позволяет ха-
рактеризовать славянофильскую кон-
сервативную утопию не просто как
разновидность автохтонной «поч-
веннической» идеологии, но как одну
из первых в истории мировой соци-
ально-политической мысли попыток
теоретического обоснования «треть-
его пути» общественного развития, то
есть модернизации общества без ин-
дустриализации западного типа.
Таким образом, отечественный
консерватизм уже на первых этапах
своего развития обладал рядом ха-
рактерных особенностей. Во-первых,
когда закладывались основы консер-
вативного идейного комплекса, в нем
отсутствовало единое понимание
«традиции», а представления о «тра-
диционных», «исконных» элементах
культуры носили весьма умозритель-
ный характер. Строго говоря, старо-
московская политическая и культур-
ная традиция к началу XIX века во
многом была безвозвратно утрачена.
Неопределенность понятия «русская
традиция» и, соответственно, эфемер-
ность традиционализма как мировоз-
зрения позволяли трактовать «тра-
дицию» очень произвольно, относя
ее генезис в допетровские времена
(славянофилы), указывая на ее истоки
в своеобразно трактуемом «византиз-
ме» (Погодин и ряд теоретиков «ох-
ранительного» направления), или же
находя ее в некоем самобытно рос-
сийском характере политического и
государственного устройства (охра-
нительное направление).
Другим специфическим признаком
российского консерватизма, во мно-
гом обусловленным «догоняющим»
типом развития страны, стали попыт-
ки совмещения нередко взаимоис-
ключающих положений в рамках еди-
ного мировоззренческого комплекса.
Стремление завершить трансфор-
мацию наиболее архаичных обще-
ственных институтов соседствовало
с негативным восприятием западного
опыта капиталистической модерниза-
ции и желанием сохранить характер-
ные черты национальной культуры.
Третьей особенностью отечест-
венного консерватизма, также явля-
ющейся прямым следствием «догоня-
ющего» типа развития страны, стала
постановка проблемы взаимоотно-
шений России и Запада (геополити-
ческих, культурных и т. д.). При этом
Европа выступала объектом неприя-
тия в рамках бинарных оппозиций,
прочно закрепившихся в структуре
консервативного мышления (рацио-
нализм — органическое развитие, ре-
волюция — эволюция, хаос — космос,
атомизация — соборность и т. д.), и
антитезой спроецированной на буду-
щее «консервативной утопии». Реак-
цией на этот своеобразный «западный
комплекс» стали и традиционалист-
ское, во многом антимодернизацион-
ное «самобытничество» теоретиков
официальной народно сти, и поиски
славянофилами особого пути исто-
рического развития.
Таким образом, вопреки устояв-
шимся представлениям, отечествен-
ный консерватор, пожалуй, в не мень-
шей степени, чем либерал, являлся по
преимуществу кабинетным мыслите-
лем, взращенным на идеях западной
философии, но предлагавшим весьма
избирательное восприятие западно-
го исторического опыта. Этого ока-
залось достаточно для укоренения
мифа о его глубокой «традицион-
ности» и косности. Русский консер-
ватизм XIX века, как и консерватизм
европейский, стремился к смягчению
болезненных сторон модернизаци-
онного процесса. Однако, опираясь
не столько на реально сохранившу-
юся традицию, воплощенную в соот-
ветствующих институтах и обычаях,
сколько на довольно абстрактное и
спекулятивное представление о ней,
отечественные консерваторы объек-
тивно оказались в ситуации выбора
между косным охранительством или
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
103
оторванным от жизни утопизмом.
Драма русского консерватора в ко-
нечном счете была драмой «догоня-
ющего» общества, где органичность
и эволюционизм зачастую выступали
синонимами стагнации и регресса8.
Под пером же консерваторов более
позднего времени некоторые из харак-
терных особенно стей отечественного
консерватизма стали
приобретать гипербо-
лизированные фор-
мы. И если русские
консерваторы конца
XVIII века, Карамзин и
даже Уваров, считали
себя европейцами, то
в последние два-три
десятилетия XIX века
«антизападничество
стало чем-то вроде на-
вязчивой идеи у мно-
гих российских кон-
серваторов: источник
всех болезней России
они видели в Европе и
европеизированных
русских»9. В те годы и позднее идея о
едва ли не онтологической враждеб-
ности Запада по отношению к России
развивалась целым рядом эпигонов
славянофильства.
Так, в историософских построе-
ниях Н. Данилевского и К. Леонтьева
представление о России как само-
бытной цивилизации сочеталось с
радикальным антиевропеизмом и
изоляционизмом. Данилевский под-
черкивал, что европейская (герма-
но-романская) цивилизация — лишь
одна из многих, причем она клонит-
ся к упадку, на смену ей идет славян-
ский «культурно-исторический тип».
Смешение же европейской цивили-
зации с цивилизацией всечеловече-
ской породило в России «пагубное за-
блуждение, известное под названием
западничества»10. «Европейничанье»,
то есть стремление подражать Западу,
философ считал болезнью русской
жизни. Вытеснение форм русского
народного быта иностранными, пе-
ресадка на русскую почву западных
институтов, взгляд на вопросы рус-
ской жизни с иностранной, европей-
ской точки зрения — все это казалось
автору «России и Европы» его пагуб-
ными проявлениями11. Данилевский
не только отрицал принадлежность
России к Европе, но и полагал, что За-
пад видит в Руси и славянстве чуждое
себе и враждебное начало. Поэтому
Россия, с точки зрения мыслителя,
обречена на борьбу с Европой.
С изоляционистских позиций вы-
ступал и К. Леонтьев, полагавший, что
либерально-эгалитарный прогресс
Нового времени ведет Европу к смеси-
тельному упрощению и разложению.
Историческое призвание России, со-
гласно Леонтьеву, состоит в том, что-
бы противостоять разлагающейся
Европе и преграждать путь уравни-
тельному прогрессу. Поэтому Россия
должна «совершенно сорваться с ев-
8 Подробнее об этом см. Э. Г. Соловьев. У исто-
ков российского консерватизма. С.146—147.
9 Р. Пайпс. Русский консерватизм и его критики.
М., 2008. С. 154.
10 Н. Я. Данилевский. Россия и Европа. СПб.,
1995. С. 398.
11 См. там же. С. 226.
Опираясь не столько на реально
сохранившуюся традицию,
воплощенную в соответствующих
институтах и обычаях, сколько
на довольно абстрактное и спе-
кулятивное представление о ней,
отечественные консерваторы
объективно оказались в ситуа-
ции выбора между косным
охранительством или оторван-
ным от жизни утопизмом.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
104
ропейских рельсов»12 и укреплять свои
консервативно-византийские нача-
ла — монашески-аскетическое пра-
вославие, крепкую монархическую
государственность и крестьянскую
общину. Некоторые отечественные
консерваторы — например, извест-
ный дореволюционный публицист
М. Меньшиков — считали желатель-
ной и экономическую изоляцию Рос-
сии от Европы13.
Октябрьская революция 1917 года
прервала традицию консервативной
рефлексии в России, и в течение не-
скольких десятилетий российская
консервативная мысль могла сво-
бодно развиваться только в русском
зарубежье. Впрочем, отношение кон-
сервативно-националистической
эмиграции к коммунизму было далеко
не однозначным. Некоторые из мыс-
лителей этого направления увидели в
революции 1917 года и большевизме
определенные позитивные черты —
ведь революция прервала процесс
вестернизации России и уничтожила
в ней те элементы модерна, к которым
они сами не питали особенно добрых
чувств. Консерваторам подобного
толка в какой-то мере импонировали
большевистские антииндивидуализм,
антилиберализм, установка на «силь-
ную» государственность и ненависть
к «буржуазной» Европе. А некоторые
представители народническо-сла-
вянофильского лагеря верили, что
революция уничтожает в России ис-
кусственно навязанную ей «механи-
ческую», заимствованную на Западе
цивилизацию и возвращает страну к
допетровской «органичности».
Неудивительно, что в среде рус-
ской националистической эмигра-
ции в 1920—1930-е годы наряду с «бе-
лым», жестко антикоммунистическим
консерватизмом, адепты которого
(И. А. Ильин, П. Б. Струве и др.) счи-
тали Октябрьскую революцию 1917
года национально-государственной
катастрофой, возникли и иные, «по-
революционные» разновидности
консерватизма. Их приверженцы по-
лагали, что революция и коммунизм
не означали разрыва с российской
традицией, но представляли собой
своеобразное национальное искание
социальной «правды». К числу этих
направлений можно отнести «смено-
веховство», национал-большевизм,
евразийство. Основоположник наци-
онал-большевизма харбинский про-
фессор Н. В. Устрялов утверждал, на-
пример, что Октябрьская революция
была русским бунтом против навязы-
вавшейся России западной рациона-
листической культуры и «либераль-
но-эгалитарных принципов 1789
года», который, несомненно, вызвал
бы одобрение К. Леонтьева14.
Левые консерваторы ставили в за-
слугу революции разрыв с петербург-
ским периодом русской истории, ко-
торый, с их точки зрения, был чужд
коренным русским началам. Инте-
ресно отметить, что идеология «по-
революционных» течений русской
эмиграции по ряду параметров пред-
восхитила возникший в постком-
мунистической России левый, или
социальный, консерватизм, представ-
ленный в 1990-е годы прежде всего
«державно-патриотической» фракци-
ей в руководстве КПРФ.
Возрождение политического и фи-
лософского консерватизма в России
началось в годы «перестройки». Рупо-
рами консервативной мысли в то вре-
мя стали освобожденные от цензуры
журналы «Наш современник», «Моск-
ва», «Молодая гвардия», «Кубань», газе-
ты «Литературная Россия», «День». Вме-
сте с тем в России в конце 1980-х — 12 К. Н. Леонтьев. Письма о восточных де-
лах. — Он же. Собрание сочинений. М., 1912. Т. 5.
С. 441.
13 См. М. О. Меньшиков. Из писем к ближним.
М., 1991. С. 31—56.
14 См. Н. В. Устрялов. Национал-большевизм. М.,
2003. С. 540, 544—545.
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
105
начале 1990-х годов возник целый
ряд партий и организаций, апелли-
ровавших как к левому, социальному
(и даже социалистическому), так и
к правому, «белому», консерватизму.
И, как мы увидим, формировавшийся
в годы перестройки и постперестрой-
ки российский консерватизм унасле-
довал многие черты мировоззренче-
ского комплекса дореволюционного
русского консерватизма.
Возрождение консерватизма в Рос-
сии начала 1990-х годов столкнулось с
серией трудностей и должно было от-
ветить на целый ряд вызовов. Прежде
всего необходимо отметить, что оте-
чественный консерватизм восстанав-
ливался после длительного периода
разрушения традиций (в том числе и
традиции консервативной рефлексии),
религиозных чувств, историче ской па-
мяти и национального самосознания,
что, естественно, не могло не наложить
на него своего отпечатка. Не было яс-
ности и в отношении того, что именно
в посткоммунистической России нуж-
дается (в институциональном плане)
в консервации. Можно даже сказать,
что заданный Максом Вебером в на-
чале XX века вопрос: «что можно счи-
тать в сегодняшней России подлинно
“историческим”?»15 — оставался столь
же актуальным и в конце столетия.
Распад российской традиции за
семьдесят лет коммунистического
правления привел к тому, что на рубе-
же 1980—1990-х годов общественные
деятели, философы, публицисты, при-
числявшие себя к консервативному
лагерю, были вынуждены приступить
к ее умозрительной — то есть доста-
точно произвольной — «реконструк-
ции». В результате возникали самые
различные интерпретации отечест-
венной традиции: одни консервато-
ры рассматривали советскую версию
последней в качестве части россий-
ской, в то время как другие считали
коммунизм антинациональным яв-
лением, разрушившим нравствен-
ные, духовные, религиозные основы
русской цивилизации. Столь разные
трактовки российской традиции свя-
заны, впрочем, не только с тем, что к
концу 1980-х годов она в значитель-
ной мере лежала в руинах, но и с тем,
что сама эта традиция является поли-
вариантной и многослойной.
Отношение к советской традиции
разделило отечественных консерва-
торов на две группировки — условно
говоря, левых и правых консервато-
ров. Правые, продолжавшие интел-
лектуальную традицию славянофилов
и И. А. Ильина, принципиально отри-
цают советский период истории на-
шей страны, но не с либеральных, а с
национально-государственных пози-
ций. Они полагают, что коммунизм не
имеет ничего общего с отечественной
традицией, он — продукт западной
культуры, насильственно навязанный
России радикальной интеллигенцией.
С правоконсервативной точки зре-
ния Советский Союз ни в коей мере
не был преемником исторической
России. «…Переход от дооктябрьской
России к СССР есть не продолжение,
но смертельный излом хребта, кото-
рый едва не закончился полной на-
циональной гибелью. Советское раз-
витие — не продолжение русского, но
извращение его, совершенно в новом
неестественном направлении, враж-
дебном своему народу…», — утверждал
А. И. Солженицын16, и этот постулат
разделялся большинством адептов
«белого» консерватизма.
Аутентичной российской традици-
ей правые консерваторы считают до-
революционную. Для них характерны
ностальгия по досоветской России и
вера в возможность ее полного или
частичного возрождения — при том,
15 См. М. Вебер. О России: Избранное. М., 2007.
С. 14.
16 А. И. Солженицын. Слово на приеме в Гуве-
ровском институте. — «Нева». 1992. № 9. С. 242.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
106
что «белые» патриоты «“Россию, кото-
рую мы потеряли”, никогда не видели
воочию, она возникла в их вообра-
жении как прекрасная греза», проти-
вопоставляемая вначале советскому,
а потом — посткоммунистическо-
му режиму17. Таким образом, в пра-
воконсервативном мировоззрении
присутствуют явные черты ретроуто-
пизма, и в этом отношении постсо-
ветские консерваторы весьма сходны
со своими интеллектуальными пред-
шественниками — славянофилами.
Иначе видят советское прошлое
левые консерваторы (социал-патри-
оты), к которым можно отнести не
только «державно-патриотическую»
фракцию КПРФ (Г. Зюганов, Ю. Белов
и др.), но и ряд политиков и теоре-
тиков левопатриотического направ-
ления и многих членов Изборского
клуба, объединяющего интеллекту-
алов-государственников. Левокон-
сервативный мировоззренческий
комплекс схематически может быть
описан следующим образом. Рос-
сия — это особый мир, самобытная
цивилизация, отличная от западной.
Ее духовные основы являются общин-
но-коллективистскими, для нее орга-
ничны такие ценности, как социаль-
ная справедливость, коллективизм,
солидарность, поэтому российский
народ едва ли не генетически пред-
расположен к социализму. Вместе с
тем одной из ключевых ценно стей
российской цивилизации является
сильное государство, держава. Из этих
мировоззренческих предпосылок со-
циал-консерваторы делают вывод,
что социализм органичен для России.
С их точки зрения, советская тра-
диция является продолжением рос-
сийской, православные и советско-
социалистические ценности близки
друг другу, СССР был формой суще-
ствования исторической России, а
советская идентичность тождествен-
на русской. При этом советская ци-
вилизация представляется многим
из них вершиной достижений циви-
лизации российской. Левые консер-
ваторы полны ностальгии, но не по
дореволюционной России, а по СССР,
так что они тоже по-своему ретроуто-
пичны — и Советский Союз кажется
им воплощением утраченной в годы
либеральных реформ органичности.
В рамках левоконсервативного
дискурса даже большевистская рево-
люция вписывается в контекст рос-
сийской традиции — несмотря на
то, что отечественные и западные
консерваторы всех направлений яв-
ляются, как известно, противниками
любой радикальной и тем более рево-
люционной социальной инженерии.
С точки зрения левых «державни-
ков», Октябрь 1917 года был не ради-
кальным разрывом с отечественной
традицией, но, напротив, ее восста-
новлением и продолжением. Заслу-
гу революции социал-консерваторы
видят не только в том, что благодаря
ей была воссоздана сильная импер-
ская государственность, но и в том,
что она прервала в России процесс
либерально-капиталистической мо-
дернизации, чуждый, по их мнению,
русским общинно-коллективистским
началам. В этих рассуждениях слы-
шатся отголоски идей Н. Устрялова
или даже К. Леонтьева.
Столь различный подход к Октябрь-
ской революции и дореволюционной
России «белых» и «красных» патрио-
тов лишний раз демонстрирует, на-
сколько произвольно трактуют они
россий скую традицию. В то же время
мировоззренческому комплексу всех
отечественных консерваторов — как
правых, так и левых, — присущ ряд об-
щих или типологически сходных черт,
позволяющих рассматривать их взгля-
ды именно как консервативные. Это
касается, прежде всего, признания ци-
вилизационной самобытности России
17 С. М. Сергеев. Пришествие нации? М., 2010.
С. 16—17.
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
107
и ее фундаментального отличия от За-
пада. Консерваторы всех оттенков рас-
сматривают Россию в качестве особого
мира, обладающего неповторимыми
духовными основами и развивающе-
гося по своему собственному (то есть
незападному) историческому пути.
Православная Россия противопо-
ставляется ими католическо-протес-
тантскому Западу: Россия как носи-
тель духовности — Западу как оплоту
потребительства, Россия как тради-
ционное общество — Западу как тех-
нологической цивилизации, Россия
как носитель соборно-органических
начал — Западу как воплощению ли-
берального индивидуализма и т. д. Ин-
тересно отметить, что в программах
ряда консервативных политических
партий, возникших в России в 1990-е
годы, и выступлениях их лидеров и
идеологов нередко подчеркивалось,
что духовные основы западной ци-
вилизации (индивидуализм, рацио-
нализм, либерализм, приоритет прав
человека и др.) совершенно чужды
российской национально-культур-
ной и религиозной традиции.
В сущности, современные отече-
ственные консерваторы противо-
поставляют Россию как религиозную
культуру Западу как безрелигиозной
цивилизации (если использовать тер-
мины «культура» и «цивилизация» в
том значении, которое вкладывал в
них О. Шпенглер).
Под пером отечественных консер-
вативных мыслителей современный
Запад предстает как воплощение всего
декадансного, постмодернистского,
упаднического. При этом большин-
ство российских консерваторов вос-
принимают Запад не только в качестве
метафизического «Другого», но и как
источник различных вызовов и угроз.
Современный русский консерватизм
исходит из актуальности представле-
ний о западном экспансионизме. При-
чем по всем возможным направлени-
ям — экономическому, политическому,
идеологическому. Проявлением этой
экспансии, с точки зрения отечест-
венных консерваторов, является гло-
бализация, в которой они усматрива-
ют прежде всего стремление Запада к
установлению своей гегемонии или
даже «глобальной диктатуры»18, повсе-
местному насаждению либеральных
ценностей и массовой культуры и раз-
рушению существующих националь-
но-культурных идентичностей.
В этом контексте глобализация
рассматривается не как объективный
процесс, а «как попытка унифици-
ровать человечество по североаме-
риканским стандартам»19, сформи-
ровать «новый мировой порядок», в
котором не будет места христиан-
ским представлениям о человеке,
добре и зле, разрушится традицион-
ная семья, будет демонтирован ин-
ститут национального государства
и исчезнет понятие национального
суверенитета20. Некоторые правые
консерваторы, впрочем, утверждают,
что не приемлют только современ-
ный Запад, утративший, с их точки
зрения, связь со своими духовными
корнями, но высоко ценят великую
европейскую культуру, рожденную
«вовсе не “правами человека”, а вели-
кими табу, кровавым потом Францис-
ка Ассизского и слезами блаженного
Августина»21. А философ А. С. Пана-
рин даже призывал «отстоять идеал
европеизма (Просвещения) порою
и в противоборстве с самой “первой
Европой”», культура которой пораже-
на релятивизмом постмодерна22.
18 См. Г. А. Зюганов. Глобализация: тупик или
выход? М., 2001.
19 С. Н. Бабурин. Современный русский кон-
серватизм — это национальная власть и социальная
справедливость. — «Наш современник». 2002. № 7.
С. 213.
20 См., например: А. Фефелов. Куда нас толкают,
и куда мы не пойдем. — «Завтра». 2013. № 25.
21 Н. А. Нарочницкая. Русский код развития. М.,
2013. С. 277.
22 А. С. Панарин. «Вторая Европа» или «Третий
Рим». — «Вопросы философии». 1996. №10. С. 28.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
108
Простое заимствование западных
институтов и культурных веяний все-
гда оценивалось русскими консерва-
торами как разрушительное и опасное,
угрожающее российской самобытно-
сти. Неудивительно, что процесс вес-
тернизации, начавшиеся в 1992 году
«радикально-либеральные» реформы
стали для отечественного посткомму-
нистического консерватизма не ме-
нее драматическим вызовом, чем про-
цесс либерально-капиталистической
модернизации для славянофилов XIX
века. Преобразования 1990-х годов,
которые (по крайней мере, отчасти)
тоже можно рассматривать как обу-
словленные фактором «догоняющего
развития», превратились на страни-
цах национал-патриотической пери-
одики в излюбленную тему рефлек-
сии, причем неприятие их было в этом
сегменте российского политического
спектра практически всеобщим.
И «красные» патриоты, и «белые» дер-
жавники видели в «радикально-либе-
ральных» реформах слом отечествен-
ной традиции и попытку переустроить
жизнь России по западным лекалам,
навязать чуждые ей институты, ценно-
сти и жизненный уклад. По этой причи-
не правитель ство Б. Ельцина, провоз-
гласившее курс на возвращение России
«в мировую цивилизацию», взявшее на
вооружение неолиберальные эконо-
мические концепции и обращавшееся
за рекомендациями к американским
экспертам, представлялось многим
отечественным консерваторам про-
западным и антинациональным, если
не «оккупационным». А результатом
реформ 1990-х годов, с точки зрения
отечественных консерваторов, стала
победа западной цивилизации над рос-
сийской и даже «духовная оккупация»
нашей страны. «То, что с нами произо-
шло, — утверждает, например, И. Р. Ша-
фаревич, — это… победа одной цивили-
зации над другой, ей чуждой…»23
Однако из того обстоятельства, что
отечественные консерваторы отри-
цательно относятся к политической и
экономической вестернизации России
и нередко склоняются к изоляциониз-
му, отнюдь не следует, что они являются
также и противниками модернизации
страны. В той или иной степени они
выступают за нее. Но при этом подчер-
кивают, что российская модернизация
должна находиться в соответствии
с отечественными национально-куль-
турными традициями и духовными
ценностями, развиваться органично
и не основываться на заимствовании
западных идей или институтов. В сущ-
ности, они воспроизводят давнюю
идею Хомякова — «совершенствова-
ние с опорой на старину». Однако на
какую именно старину надо опираться
и какие традиции сохранять — по этим
вопросам между российскими консер-
ваторами нет консенсуса.
Левые консерваторы являются
принципиальными противниками
либерально-буржуазной модерниза-
ции России. Русский народ, утвержда-
ет Зюганов, — народ антибуржуазный,
«свято хранящий ценности общинно-
го коллективистского образа жизни»,
и он «всегда всеми силами сопротив-
лялся капитализму с его торгаше ским
духом и рыночными нравами…»24.
Зюганов и его единомышленники
выступают за иную, «социалистиче-
скую модернизацию», опирающуюся
на русско-советские ценности (они,
как уже говорилось, склонны ставить
знак равенства между понятиями «со-
ветский» и «русский»). К числу этих
ценностей сторонники левопатрио-
тических взглядов относят коллекти-
визм, взаимопомощь, справедливость,
верховенство духовного над матери-
альным, отвержение индивидуализма
и культа выгоды. При этом предлагает-
ся опираться на традиции и достиже-
ния советского прошлого и учитывать
24 Г. А. Зюганов. И вечный бой! Отстоим рус-
скую культуру — спасем Россию. М., 2007. С. 5.
23 И. Р. Шафаревич. Будущее России. — «За-
втра». 2005. № 7.
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ «ЭПОХИ ПЕРЕМЕН»
109
опыт советской модернизации25. По
мнению левых консерваторов, для но-
вой фазы модернизации потребуется
создание значительного государст-
венного сектора, охватывающего ос-
новные природные ресурсы России и
стратегические отрасли экономики.
Иначе видят проблему модерниза-
ции России право-консервативные
круги. Они также полагают, что оте-
чественная модернизация должна
опираться не на заимствованные на
Западе идеи, а на отечественные тра-
диции и ценности — но, разумеется, не
советско-социалистические, а доре-
волюционные, православно-русские.
Они, как правило, позитивно оценива-
ют социально-экономические рефор-
мы, проведенные в 1906—1911 годах
П. А. Столыпиным, — и главным об-
разом потому, что премьер-министр
Российской империи стремился ре-
формировать страну, «не трогая при
этом национальной, корневой сущ-
ности нашей цивилизации», «искал
путь в национальных демократиче-
ских традициях»26. Сильную сторону
Столыпина «белые» консерваторы ви-
дят также в том, что он — в отличие от
большевиков и радикальных либера-
лов — «не был готов ради каких-то на-
думанных кабинетных теорий жертво-
вать национальными интересами»27.
Правые консерваторы призна-
ют частную инициативу и рыноч-
ную экономику, однако, по их мне-
нию, частнопредпринимательская
деятель ность должна быть подчинена
христианским нравственным идеа-
лам. С их точки зрения, использова-
ние собственности должно служить
не эгоистическим интересам ее вла-
дельца, а высшим духовным ценно-
стям, добру, общему благу. Консерва-
торы выступают против копирования
западного капитализма, выросшего
из протестантской этики, поскольку в
православной России хозяйственная
система не может базироваться на
чуждых русскому духу религиозно-
этических основаниях28. Они призы-
вают взращивать и всячески поддер-
живать национальную буржуазию,
национальный капитал, который они
противопоставляют капиталу «ком-
прадорскому» (экспортно-сырьево-
му и банковско-финансовому). При
этом государство, как предполагается,
должно играть важную социальную и
экономическую роль — как в сфере
народнохозяйственного регулирова-
ния, так и в сфере поддержки нацио-
нального бизнеса.
Консерваторы в той или иной сте-
пени отстаивают экономический
изоляционизм, не одобряют сотруд-
ничества России с МВФ, членство
России в ВТО и т. д. Таким образом,
экономический идеал «белых» кон-
серваторов — это национальный
капитализм с сильной социальной
составляющей. То, в какой мере это
соотносится с реальными экономи-
ческими процессами, — понятно и не
требует комментариев.
В результате — работоспособной
программы действий отечественны-
ми консерваторами предложено не
было. Дальше смутных пророчеств,
мрачных констатаций и хлестких
деклараций они так и не пошли. Ли-
беральные реформы 1990-х годов
стали своего рода тестом на способ-
ность к действию и проявление поли-
тической воли. Ни того, ни другого в
политиче ских арсеналах российско-
го консерватизма не оказалось. Оте-
чественный консерватизм просто не
25 См. Г. А. Зюганов. Социалистическая модерни-
зация и ее духовная основа. — «Правда». 04.03.2010.
26 «Отец непопулярных реформ: Опыт Пет-
ра Столыпина может помочь в обновлении рос-
сийской экономики». — www.izvestia.ru/hystory/
article3147477/
27 Н. А. Нарочницкая. Русский код развития.
С. 75.
28 См. Ю. Бородай. Почему православным не
годится протестантский капитализм. — «Наш совре-
менник». 1990. № 10. С. 5.
НИКОЛАЙ РАБОТЯЖЕВ, ЭДУАРД СОЛОВЬЕВ
110
смог отметиться практически суще-
ственными и адекватными ситуации
рекомендациями и политическими
действиями (в том числе — конверти-
ровать свой антизападный комплекс
в политически эффективные и при-
влекательные для граждан програм-
мные установки).
Отсюда очевидное для любого
непредвзятого наблюдателя проти-
воречие нашей современной обще-
ственно-политической жизни. Об-
щественная среда в России, по резуль-
татам многочисленных социологи-
ческих исследований, выглядит в це-
лом националистичной и довольно
консервативной (в плане поддержа-
ния традиционных семейных, религи-
озных и иных ценностей российским
гражданам точно нет равных в Европе).
Однако политический консерватизм в
целом непопулярен. Социал-патрио-
ты (в лице зюгановской КПРФ) умуд-
рялись набирать в лучшие годы более
20 процентов на выборах; но надо
прямо признать, что львиную долю
голосов избирателей они получали в
качестве рудимента советского про-
шлого, как следствие ностальгии зна-
чительной части населения по СССР
с его предсказуемостью, понятными
(пусть и не всегда рациональными)
социально-политическими нормами
и правилами, либо в силу банального
протестного голосования. Консерва-
тивная риторика и программатика ос-
тавались в этом случае в значительной
степени невостребованными.
Что касается правых консервато-
ров, то их идеи долгое время пре-
бывали на глубокой политической
периферии, а затем были частично
инкорпорированы чередой пропра-
вительственных партий и даже «пар-
тий власти» («Наш дом — Россия»,
«Единство», «Единая Россия», «Родина»
и др.). Виной тому сразу несколько
причин. Глубокий непреодоленный
раскол современного отечественно-
го консерватизма на «красное» и «бе-
лое» течения (неспособность к пре-
словутому «красно-белому» синтезу в
консервативных рядах). Размытость
понятия «традиция» и спекулятивная
реконструкция традиционных начал
жизни российского общества и госу-
дарства. Слабость и оторванность от
реальности социально-экономиче-
ской платформы, при которой «крас-
ные» смотрят назад, в советское про-
шлое и черпают там вдохновляющие
примеры если и не экономической,
то технологической и политической
эффективности, а «белые» довольно
абстрактно размышляют о преиму-
ществах и духовных основах дорево-
люционной России. Отсюда проис-
текает неспособность дать внятное
видение перспектив страны при вы-
раженном обличительном пафосе.
В последние годы на наших глазах
формируется новый политический
тренд. Россия позиционирует себя
ныне как консервативная мировая
держава. Причем во всех смыслах: от
поддержания существующих норм
и принципов международного пра-
ва (суверенитета, территориальной
целостности, нерушимости границ
и т. д. — в противовес активно продви-
гаемой странами Запада их ревизии)
до консервативного традиционализ-
ма семейных ценностей. Это вроде
бы открывает новые возможности для
консервативной рефлексии. Вопрос
в том, способна ли подобная форма
государствоцентричного консерва-
тивно-охранительного направления
обеспечить политически эффектив-
ный и морально приемлемый для
общества компромисс, синтез дого-
няющего развития и стабилизации,
модернизации и традиционализма,
свободы и ответственности, баланс
социальной направленности реформ
и предпринимательского духа, «пра-
вого» и «левого». Но это — уже тема
совсем другой статьи.
поездка за город на setours .ru <a href="http://setours.ru/">поездка за город</a>
setours. ru
как провести выходные с пользой setours .ru <a href="http://setours.ru/">как провести выходные с пользой</a>
поездка за город на setours .ru <a href="http://setours.ru/">поездка за город</a>
<a href="http://setours.ru/">Ребята какой отдых вам нравится</a>