доцент Башкирского государственного университета (г. Уфа), кандидат философских наук, доцент
Догматический марксизм рассматривал историю как борьбу эксплуататоров и эксплуатируемых. Но у Маркса есть интересное учение о самостоятельном работнике, мелком ремесленнике и крестьянине, деятельность которых составляет экономическую базу классового общества в наиболее цветущую его фазу. Самостоятельный работник-виртуоз, не лишенный художественного вкуса, обречен на гибель с развитием капитализма, но у Маркса он является прообразом свободного трудящегося коммунистической эры.
По Марксу, в процессе материального производства диалектически сочетаются материальное и идеальное. Но тогда почему мы называем Маркса историческим материалистом и создателем материалистического понимания истории? Автор показывает, что в отличие от Гегеля Маркс берет за основу «гражданское общество», материальное производство, которое является залогом единства общества и культуры. Причем единство это развивается в истории. Различение базиса и надстройки характерно только для эпохи эксплуататорских обществ. Это разделение не было бы возможным, если бы изначально базис и надстройка не сливались в единстве коммунистического труда.
Was Marx a historical materialist?
According to Marx, the material and the ideal are dialectically combined in the process of material production. But then why do we call Marx a historical materialist and the creator of a materialistic understanding of history? The author shows that, unlike Hegel, Marx takes as its basis “civil society”, material production, which is the key to the unity of society and culture. Moreover, this unity develops in history. The distinction between base and superstructure is characteristic only for the era of exploitative societies. This division would not have been possible if the basis and superstructure had not originally merged into the unity of communist labor.
№ 4/2024
Декабрь / 2024
Архив
выпуск журнала
Подписаться на нас прямо сейчас
Все записи
Разные маршруты «третьего пути»: дистрибутизм и гуманистическая экономика Вильгельма Рёпке
Концепция «третьего» – срединного – пути между капитализмом и социализмом …
Операция «Валькирия»: от «заговора мятежных генералов» к «восстанию совести»
Показана эволюция основных научных интерпретаций роли заговора немецких военных против …
Церковь как политическая партия: Украинская автокефальная православная церковь и националистическое движение в УССР в 1920-е гг.
Проанализированы связи религиозного автокефального движения в Украинской православной церкви с …
Образ Болгарии в российском консервативном общественно-политическом дискурсе в годы Первой миро-вой войны
Рассмотрены формирование и эволюция образа Болгарии в российском консервативном дискурсе …
От Верхней Вольты к Буркина-Фасо: опыт социально-экономической модернизации страны правительством Тома Санкары (1983-1987)
В статье проанализированы внутренний политический курс революционного правительства Тома Санкары …