«Индейская проблема» США через призму проектного подхода
0
6469
Почти 80 лет исторического времени и коренные перемены в формационной сущности социального пространства нашего Отечества, вызвавшие отрицание собственного коммунистического проекта, замененного на «подстраивание» к неокапиталистическому, отделяют современников от приведенного выше простого по форме диалога, взятого из знаменитого советского фильма и в целом раскрывающего диалектику гражданской войны. «Жизнь» и «смерть», «мир» и «война», «пространство» и «время» – диалектические категории, отражающие, наряду с основными категориями диалектики (сущность, явление, единичность, случайность, необходимость, свобода и др.), закономерные связи и отношения реальности. Так, диалектическое познание пространства-времени, несомненно, оказывает влияние на то, как, в каком направлении и с какой мерой системности / комплексности развиваются теории и концепции в сфере общественных наук. Философский и общетеоретический смысл научных категорий «пространство» и «время» и их диалектического единства на сегодняшний день можно считать доказанным, по крайней мере, с позиции материалистического мировоззрения, преодолевшего редукционистский взгляд на сущность и взаимосвязь указанных категорий, свойственный метафизическим подходам [1]. Вместе с тем, за три столетия существования науки доминирующее значение имели временные категории и темпоральность (tempora – временные особенности) как специфическая взаимосвязь моментов времени, через призму которых понималась сущность и динамика естественных (физических) и общественных (в т. ч. социально-политических, экономических, этноконфессиональных и иных) процессов, изменений (эволюционных и революционных), самого бытия как течения времени. «Пространственный поворот» в эволюции теории познания и практического мышления: от ньютоновских представлений о пространстве как инертном вместилище объектов и явлений, где по У. Тоблеру «… все имеет отношение ко всему, но ближние вещи влияют сильнее, чем отдаленные» [31. Р. 278], через восприятие релятивных (относительных) характеристик пространства, определяющих социальное поведение / взаимодействие людей [38], к концепции «производства» пространства самим социумом и реляционности (отражении в себе) пространства (Lefebvre, 1991 [34]; Harvey, 1990 [32]), внес существенные изменения в использование «…понятия пространства в материалистических проектах …и расширение использования пространственных метафор в социальной, литературной и культурной теории» [28. С. 19]. Все исторические явления, включая войны и конфликты, познаваемые как с позиции их уникальности, так и, напротив, с позиции универсальности, возникают, развиваются и угасают в рамках исторического процесса, происходящего в пространственно-временных рамках. Диалектическая классовая сущность гражданских войн, глубоко понятая К. Марксом и Ф. Энгельсом [19][1] и развитая в трудах их гениального последователя В. И. Ленина[2], безусловно, остается научно-методологической базой для современного познания исторического процесса [13]. Более того, эволюция диалектического познания общественно-исторического процесса, неизбежно включающего гражданские войны в качестве неотъемлемого элемента формационной системы (от рабовладельческой до капиталистической и перехода от последней к социализму), может и должна иметь развитие в рамках проектной парадигмы, в которой «…осознание этого общественной наукой проявилось в важнейшем методологическом переходе, проведенном В. В. Крыловым [14] и его учеником А. И. Фурсовым [26; 27], от введенного В. И. Лениным (в сугубо практических, а отнюдь не теоретических целях) разделения факторов общественного развития на объективные и субъективные к разделению их же на системные, связанные с объективными ресурсами и ограничениями социальных систем и образующих их крупных структур, и субъектные, связанные со стремлениями этих систем и структур (во многом также вполне объективными)» [6. С. 6]. При этом упомянутые авторы подчеркивают важность несведения субъектного свойства к субъективному. Роль «субъекта как творца истории» (по А. И. Фурсову) особенно рельефно проявляется в периоды многочисленных и разнообразных по форме социальных конфликтов, а тем более такого «обострения классовой борьбы» (по В. И. Ленину), как гражданские войны. Поэтому субъекто-системное познание, не просто расширяющее и дополняющее, а качественно обогащающее общепринятое (ставшее традиционным) системное мировоззрение, применительно к пространственно-временному анализу феномена гражданских войн в мировой истории, позволяет проектировать исследуемый феномен в его сущностно-прогностистическом, творческом и практическом значении. Поскольку именно субъект исторического процесса отличается наибольшей «привязкой» (соответствием) к конкретно-историческому пространству-времени, в диалектике гражданских войн данный субъект (общественный класс, социальная группа) в качестве инициатора некоего проекта, подкрепленного вооруженной борьбой за свои права, располагается «в центре» процесса познания сущности исследуемого феномена. Цель настоящего исследования заключается в постановке общих вопросов диалектического познания гражданских войн посредством их исследования в рамках пространственно-временной матрицы исторического процесса с применением проектного подхода. Из опыта современного исследования феномена гражданских войн в пространстве-времени Рассуждая о феномене гражданских войн, актуальном, начиная со времен республиканского Рима и древних китайских царств и заканчивая современностью, профессор истории Гарвардского университета Д. Эрмитедж отметил, что конфликты, называемые гражданскими войнами, велись на всех континентах на протяжении веков, а для современности они представляются наиболее характерными формами конфликта; он определил гражданскую войну как наиболее жестокий непредсказуемый и не всегда имеющий логическое завершение конфликт внутри страны [30]. Представитель гарвардской исторической традиции не всегда усматривает, рассуждая с позиции формальной логики, субъектно-системный характер упомянутого исторического явления, имеющего вполне научно познаваемые в пространственно-временной динамике (эволюционном развитии) факторы, обуславливающие как начало, так и окончание гражданских войн, а также субъекты, «творящие» этот конфликт. Не ускользнула проблема пространственно-временного оценивания гражданских войн и от других западных (в частности, англо-американских) исследователей, в работах которых концептуальные и эмпирические сложности определения сущности и генезиса гражданских войн – как в мир-системе [35], так и в ойкумене российского [36] или европейского [37] социума – сведены к противопоставлению гражданского мира и войны в политическом и социокультурном пространстве. Хотя рассуждения Э. Траверсо о первой половине ХХ в. в Европе как о 30-летней «европейской гражданской войне» логичны и поучительны, т. к. раскрывают транснациональный характер гражданских войн (по крайней мере, прошедшего столетия), обличая субъектно-системный характер проектов под названием «итальянский фашизм» и «германский нацизм» как идеологию и практику не объединения общества на национальной основе, а его разъединения посредством абсолютизации диктаторских форм в политике и экономике. Некоторые российские исследователи, рассматривающие феномен гражданских войн с национально-государственной и структурно-факторной точек зрения, также склонны развивать концепт гражданской войны в мировой и российской истории в качестве вооруженного конфликта, настолько обладающего уникальностью места и времени, что любое его определение, систематизация и обобщение могут быть только условными [9; 24]. Отмеченная условность характерна и для многообразной теоретической и эмпирической типологизации гражданских войн [3]. Упомянутые специалисты, как и их иностранные коллеги, придерживаются формально логической адекватности и соразмерности суждения о сущности гражданских войн посредством выявления лишь типа связи того или иного исторического субъекта, участвующего в конкретном вооруженном конфликте, с характером его общности. Тем не менее, с позиций формальной логики сформулировано важное умозаключение: «Поиск неких вневременных и внепространственных алгоритмов объясняет лишь частности, пусть и субстанционального характера. В результате получаются приключения гипотез: ищем определенные основания возможных ответов, но они порождают новые вопросы, а, следовательно, новые гипотезы …» [9]. Вышеперечисленные подходы нуждаются в поправке несущей логической конструкции: интересы – конфликт – вооруженная борьба – победа (или ее иллюзия) / поражение, поскольку в таком виде она не может полноценно (субъектно-системно) описать исторический процесс. Слабость формально-логических подходов к осмыслению феномена гражданской войны состоит в том, что они зачастую лишены диалектической логики, не обладают, пользуясь категорией Э. В. Ильенкова, «диалектически расчлененным целым», в котором субъекты, признаки, факторы выступают не случайным, субъективистским набором абстрактно-всеобщих элементов, а целостной сложной системой [10]. Для познания такого сложного субъектно-системного явления (процесса) как гражданская война, где «… каждый признак существует как момент единого целого и может быть понят только посредством восхождения от абстрактного к конкретному вследствие их внутренней взаимообусловленности в процессе развития» [23. С. 25], необходимо, на наш взгляд, обратиться к диалектике – научному методу и форме мышления. Отрадно отметить, что немалая часть западных и российских исследователей гражданских войн рассматривает указанный феномен в его диалектической амбивалентности, как индикатор и функцию более сложных исторических процессов, не изолируя, а, напротив, «универсализируя», приводя к общему историческому знаменателю остро противоречивый, конфликтный характер развития общества. Такой подход к познанию феномена гражданских войн, в целом учитывающий всестороннее и полное противоречий историческое развитие, продемонстрировал, в частности, Д. Эдельман, раскрывший кризисный характер прежней власти как исторического субъекта и попытку «пересоздать» ключевые элементы, а порой и основу суверенитета Иберийских империй начала ХIХ в. [29]. Питер Холквист в своей концепции российского «парагосударственного комплекса» (parastatal complex) методологически раскрывает гражданскую войну в России как комплексный исторический процесс, используя постулат «континиума кризиса 1914 – 1921 гг.» [33]. Вслед за ним Д. Смеле применяет диалектический метод познания для структурирования калейдоскопа событий этого периода, переводя «континиум» Холквиста в логичный нарратив, внеся тем самым важный вклад в историографию. Он показывает, «cложное сочетание накладывавшихся друг на друга войн и конфликтов в распадающемся "империуме", в котором участвовали не только... русские, но и нерусское большинство бывшей Российской империи, а также народы соседей бывшей империи…» [36. Р. 7]. Среди современных российских исследователей, вооружившихся диалектической логикой познания войн [7], либо, по крайней мере, учитывающих диалектические основы исторической сущности гражданской войны (пусть даже в критическом историографическом аспекте) [12], амбивалентность указанного феномена понимается через общефилософскую категорию пространственно-временного движения, когда «...посредством различных политических действий, в том числе через ведение гражданской войны, она [имеется ввиду некая социальная группа как субъект истории – М.В.] может изменить свое место в социальном пространстве» [2. С. 23]. Итак, даже краткий обзор научных работ, посвященных изучению в том или ином разрезе исторического феномена гражданской войны как пространственно-временной познавательной категории выявить актуальность «диалектического синтеза» социально-исторических и пространственно-временных аспектов исследования гражданских войн. В этой связи возникает резонный вопрос: что нового можно познать в феномене гражданской войны посредством ее изучения в рамках пространственно-временного континуума? Успешные попытки прослеживания генезиса, эволюции и тенденций развития представлений о соотношении линейной и нелинейной темпоральности и пространственно-временной сущности исторического процесса, предпринятые современными отечественными учеными [20; 25], позволяют выделить категорию, условно именуемую как «пространственно-временная матрица исторического процесса». (Не путать с метрикой пространства-времени, используемой в естественных науках, или с одноименными информационными матрицами!). Данная категория может стать инструментом познания концептуальных положений активной социальной практики и даже более масштабного явления – социального проекта, – в частности, феномена гражданской войны – анализируемого и оцениваемого посредством системы параметров пространства-времени (места, расстояния, взаимоположения, событийности, исторической идентичности, социальных конфликтов, классовой борьбы, экономических предпосылок и т. д.). Применительно к предмету исследования – диалектике и проектности гражданских войн в пространственно-временной матрице исторического процесса – неомарксистские концепции французского социолога и философа Анри Лефевра (Henri Lefebvre) и англо-американского географа Дэвида Харви (David Harvey) рассматривают пространство-время как динамическое образование, в рамках которого неустранимым является его социально-политическое измерение и проектирование, предполагающее непременную смену (перманентную сменяемость) социально-пространственных отношений как эволюционным, так и революционным путями. Таким образом, гражданские войны, являясь в мировой истории универсальным вызовом, приобретают проектный характер, в рамках которого конкретно-исторический субъект участвует в изменении общества, а значит и преобразовании своего жизненного пространства, т. е. изменяется сам. Конкретно-исторический подход, раскрывающий проектный характер деятельности некой общности людей, объединенных общей социальной программой (даже не всегда до конца понятной им самим), к пространственно-временному анализу представляется чрезвычайно важным в диалектическом познании гражданских войн, поскольку позволяет понять события и действия сторон (субъектов), характерные для каждой из них в отдельности, характеризуя каждый отдельно взятый остросоциальный конфликт как неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности, раскрывающие универсальные черты и признаки изучаемого исторического феномена. В противном случае, например, к междоусобным войнам средневековых Русских земель (часто именуемых княжествами) можно относиться как к непрекращающейся гражданской войне, что является не только ложным, но и опасным идеологическим, а отнюдь не научным конструктом. Сущностное и функциональное многообразие проявления феномена гражданских войн может быть представлено в рамках пространственно-временной матрицы, успешно применяемой Д. Харви и побуждающей других специалистов «позабавиться составлением своих собственных текстов» [28. С. 23]. В любом случае она структурируется так: - «триада по вертикали»: тройное разделение абсолютного (фиксированное и измеряемое, применимое ко всем дискретным и ограниченным феноменам), релятивного (между объектами, находящимися в отношениях друг с другом) и реляционного (отраженного в себе, содержащегося в самих объектах, задающих собственные пространственные рамки) пространства-времени, обоснованных Д. Харви; - «триада по горизонтали»: на фоне тройственного сочетания материального (пространства опыта и переживания, открытого физическому контакту и ощущению), концептуализированного (репрезентация пространства, предполагающая его постижение / понимание субъектом) и пережитого (пространство репрезентации, сформированное в субъектном сознании посредством пережитых ощущений, воображения, эмоций, значений, инкорпорированное в повседневную жизнь) пространства, предложенного А. Лефевром. Матрица «три на три» состоит из ячеек, смысловое содержание которых отражает репрезентацию различных модальностей восприятия / понимания значений пространства и пространства-времени феномена гражданских войн, почерпнутых из богатейшей историографической базы эволюции цивилизованного человечества. Все указанные категории пространства Лефевра и пространства-времени Харви в рамках данной матрицы сохраняются в диалектическом напряжении и носят преимущественно проектный характер. Это означает, что диалектическое отношение между выделенными категориями, предполагающее пространственное и временное упорядочение феномена гражданских войн, опосредовано тем способом, каким пространство и время репрезентированы в конкретных «смысловых ячейках» представленной матрицы (отдельные моменты в опыте пространства-времени). В целом мы руководствуемся «марксовым» положением о том, что метод сильнее системы (сам К. Маркс является реляционным мыслителем), т. е., применительно к предмету настоящего исследования, диалектическая логика возникновения, развития и угасания гражданских войн в пространстве-времени имеет общие закономерности и подчиняется объективным законам общественно-исторического развития, а выявляемая проектность в деятельности субъекта истории способствует возрождению исторического материализма, научно раскрывающего общие принципы развития общества [13. Т. 2]. Вместе с тем, предложенная матрица и способ ее применения к познанию предмета исследования обладают ограниченными экспликативными (раскрывающими сущность явления) возможностями. Положительное значение репрезентации феномена гражданской войны в абсолютном пространстве и хронологическом времени заключается в том, что она позволяет индивидуализировать указанный исторический феномен, поскольку все элементы, расположенные внутри ячеек матрицы, восприняты диалектически, т. е. так, чтобы каждый момент концептуализировался как внутреннее отношение всех прочих. Пространственно-временная матрица гражданских войн Основываясь на представленном теоретико-методологическом базисе, историографической и исторической фактологии (не учтенной в списке литературы из-за своей обширности) и апробированной методике в переводном варианте [18; 28], автор построил пространственно-временную матрицу диалектического познания и восприятия гражданских войн как феномена исторического процесса, имеющего противоречия, присущие революционным изменениям и эволюционной динамике социального конфликта, выраженного посредством социальных проектов на протяжении длительной мировой истории (таблица).
Таблица. Пространственно-временная матрица диалектики гражданских войн по А. Лефевру по Д. Харви | Материальное пространство (испытанное пространство) | Репрезентации пространства (концептуализированное / понимаемое пространство) | Пространства репрезентации (пережитое / обжитое пространство) | Абсолютное пространство и абсолютное историческое (хронологическое) время | Прямое проявление кризисных процессов, фиксируемых в пространственных границах и временных рамках (в частности, необходимость изменения отношений собственности на средства производства и использования результатов труда и капитала в условиях монополизированного сверхобогащения конкретных социальных групп / класса-гегемона или «центр-приферийного» пространственного развития), вызванных обострением социально-экономических противоречий существования общества определенного типа (формации). Революционный характер (качественный скачок) исторического процесса не только как темпорального феномена, но и как смены состояний общества посредством расширения пространственно-территориального горизонта до нового качественного восприятия (в т. ч. нелинейного свойства истории), объединяющего социокультурный, географический, экономический, политический и иные пространственные уровни. | Кульминация диалектического процесса сплоченности под воздействием власти (в политическом пространстве страны) и идеологической разделенности (в представлениях о будущем времени) общества. Концептуализированное / понимаемое (conceived) несоответствие существующей системы и структуры общества, поддерживаемых властью, представлениям о справедливости, вызывающее необходимость формирования идейно модерных механизмов общественного устройства и контроля, а также соревновательной политики и иной социальной практики в последующее время. Разрушение гражданской, этнической или религиозной идентичности, выраженное в восприятии концептуализированного пространства страны в качестве разрозненного и расчлененного как в географическом и геоэкономическом, так и в социокультурном и политическом плане. | Изменение мировоззренческого смысла и обретение нового социокультурного выражения в представлениях о «обжитом пространстве» (lived space), вызванное нарастанием кризисных явлений и последующими событиями гражданской войны. Временная динамика репрезентации переживаемых событий, характеризуемая смятением общества перед лицом ужасов гражданской войны и социальной / классовой поляризацией, тем не менее, сопряженных с мечтой о «светлом будущем». Необходимость формирования в последующем времени и «новом пространстве» иной общественно-экономической и социально-политической общности в системе модерных властно-идеологических и административно- пространственных координат. | Релятивное пространство-время | Вооруженные столкновения фронтального, локального, партизанского, террористического характера на определенной (как правило, государственной) территории в течение относительно продолжительного времени (не исключая перманентности) между противоборствующими социально-политическими и общественно-экономическими конфликтующими объектами. | Диалектическое отрицание по форме и, одновременная преемственность по содержанию основных общественных и даже государственных институтов, включая народную гвардию, милицию, армию, аппарат управления и т.д.. Сохранение концептуализированного восприятия пространственной целостности государства и общества (социума) и, вместе с тем, понимание глубины территориальной дифференциации социально-экономического развития регионов страны, отягощенной «национальным вопросом». | Ментальный антивоенный протест в общественном сознании по отношению к братоубийственной войне и диалектико-созидательный характер классово-социального конфликта в пределах очерченных сознанием «иных пространств» (counterspaces), предполагающих сглаживание темпоральных особенностей и выравнивание пространственных неоднородностей социально-экономического развития. | Реляционное пространство-время | Проявление амбивалентности гражданской войны как острейшего социального конфликта подвижных в пространстве-времени индивидуальных субъектов, обладающих «двойным сознанием», формирующим антагонистическое восприятие по типу: «враг – друг» («красные» – «белые», Юг – Север США и т.п.). | Борьба личностного пессимизма, отчасти утопизма и эсхатологических ожиданий – с одной стороны, и желания системного переустройства общественных отношений, предполагающих развитие социальных лифтов – с другой. Наличие «аффектного ядра», благодаря которому формируются пространственно-временные привязанности, делающие социальную жизнь более устойчивой и ценностно значимой в условиях гражданской войны. | Понимание «злого жребия», выпавшего на долю нынешнего поколения, и необходимость уберечь потомков от братоубийства посредством разрешения социальных противоречий в свою пользу, ограничиваясь при этом доминированием представлений о личном пространстве как дружественном социально близком и территориально локализованном окружении. |
Примечание: составлено автором на основе обширного исторического и историографического материала по проблематике гражданских войн. Остановимся на двух направлениях, раскрывающих проектную сущность феномена гражданских войн в мировой истории, постулируемых Д. Харви., применительно к предмету нашего исследования. Первое. «Социальные отношения могут быть измерены только посредством производимых ими эффектов» [28. С. 32]. Обострение противоречий, накопившихся в абсолютном пространстве в определенное время, объективно приводят к необходимости «материальной реконструкции» несовершенной мир-системы, что дает скачок социального напряжения. Возникает проблема организации физического пространства людей таким образом, чтобы оно произвело эмоциональный эффект, соответствующий общественным ожиданиям, касающимся того, как это пространство может быть пережито. Возникший в процессе и сконструированный в результате (по итогам) той или иной гражданской войны опыт пространства-времени, как правило, опосредуется репрезентационными формами, интерпретирующими смысл реконструкции времени и места в историческом процессе. Так, представления о времени в народном сознании в период гражданской войны в России начала ХХ в. «… включали в себя и вневременные объекты, таковыми являлись Советская власть и Советская республика, как некие универсальные образования мирового исторического процесса, постоянно присутствующие в человеческом сознании в виде определенных структурных мыслеобразных форм» [21. С. 145]. Массовое представление о пространстве в аналогичных условиях «… предполагало восприятие его не столько как географической категории, сколько как единого поля мировой социальной борьбы, где идет битва за будущее всего человечества и где строгие географические границы стерты глобальным противостоянием, всеобщей битвой за утверждение новой исторической реальности» [22. С. 152]. Второе. «Ясно, что мы не можем понять подвижную территорию, на которой формируются политические субъективности и проходят политические акции, не мысля происходящее в реляционных терминах» [28. С. 19]. Гражданские войны, познаваемые в том или ином пространственно-временном континууме, ограниченном субъективизацией и конкретизацией объектно-предметной области исследования, задают собственные пространственно-временные рамки, где как пространственные объекты (места, расстояния, взаиморасположения) и временные характеристики (линейная и нелинейная хронология) встроены в конфликтный процесс или внутренне присущи ему. Так, отрицание гражданской войны в Древнем Риме было «… сильнее, чем в греческом мире или обществах Нового и Новейшего времени. В отличие от других эпох римляне не оправдывали гражданскую войну "высшими целями" или "идеалами". Все стороны пытались показать, что нарушителем является противник, и представить свои действия как вынужденную защиту» [8. С. 45]. А вот в поиске ответа на проблему понимания феномена гражданской войны в России начала ХХ столетия в оценочных характеристиках современников тех событий исследователи определили этот феномен как закономерное явление «… российской государственности особенно для тех ее переходных этапов, когда противоречия между традиционалистским и рациональным типами сознания российского социума достигали своей кульминации» [4. С. 114]. * * * Диалектическое перемещение через измерение феномена гражданских войн в различных пространственно-временных рамках с использованием проектного исторического подхода создает инсайты, возникающие через обращение к релятивности, амбивалентности, аффективности познания данного феномена в историческом процессе. Хотя «комплексные сценарии» комбинаций, представленные в ячейках приводимой матрицы (как по вертикали, так и по горизонтали), носят скорее суггестивный (воздействующий), нежели дескриптивный (описательный) характер, они способствуют познанию пространственно-временных закономерностей диалектического развития гражданских войн. Именно восприятие указанного исторического феномена с позиции диалектической логики и проектного подхода к историческим явлениям и процессам, имеющим субъектно-системный характер, позволяет не просто созерцать и описывать, а конструировать в пространственно-временном воображении конкретно-исторические объекты социального конфликта в столь острой форме, как братоубийственная война. Пространство и время в их диалектическом понимании как форм движения не усложняют восприятие исторических событий и фактов, исследуемых историками. Диалектическое познание гражданских войн в рамках пространственно-временной матрицы единого исторического процесса позволяет выявить, проанализировать, оценить и синтезировать (субъектно-системно объяснить) множество детерминаций. В этой связи ни одно как из представленных в матрице, так и не освещенных автором в рамках данной статьи партикулярных значений не может быть познано и осмыслено в динамике пространства-времени, будучи изолированным от остальных. Именно диалектическое познание феномена гражданской войны, опирающееся на проектный исторический подход, учитывающий весь комплекс факторов сознательного развития человечества в системе пространственно-временных сочетаний, дает богатый материал и метод для всестороннего общественно-научного исследования любой воспроизводящейся во времени и пространстве общности людей. В условиях «начала конца» глобализации, когда реальностью становится «перманентный конфликт всех со всеми» [5], новое, субъектно-системное «прочтение» диалектического познания гражданских войн посредством проектного подхода к исследованию исторического процесса, объективно переводящее человека как главного субъекта – творца истории на качественно новую ступень восприятия пространства-времени, представляется обдуманной попыткой ответа на вопрос «что ждет нас ?». ЛИТЕРАТУРА - Александров М.А., Попов М.В. Пространство – время // Философия и общество, 2018. № 4. DOI: 10.30884/jfio/2018.04.01
- Афанасьевский В.Л. Гражданская война: к вопросу о метафизических основаниях // в сб.: Юридическая наука и практика. Альманах науч. трудов. Самарского юрид. ин-та ФСИН России. 2018.
- Багдасарян, В.Э. Гражданские войны в мировом историческом процессе: факторы воспроизводства конфликта // Вестник Московского гос. областного ун-та. Сер.: История и политические науки. 2018. № 5. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-12-23
- Гришанин П.И. Проблемы понимания феномена гражданской войны в оценочных характеристиках современников // Известия российского гос. педагогического ун-та им. А. И. Герцена. Сер.: История и археология. 2007. № 3 .
- Делягин М.Г. Конец эпохи: осторожно, двери открываются! Т.1. Общая теория глобализации. Т.2. Специальная теория глобализации. М.: Книжный мир, 2019.
- Делягин М.Г. Проектность как новое свойство истории // Свободная мысль, 2020. № 3.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984.
- Ипполитов Г.М. Марксизм о гражданских войнах: некоторые мысли об исторических уроках гражданской войны в контексте императивов современности // Креативная экономика и социальные инновации. 2019. Вып. 9. № 1 (26).
- Крылов В.В. Теория формаций; Ин-т Африки РАН. М.: Вост. лит., 1997.
- Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции. [Сентябрь 1916 г.] // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 30.
- Ленин В.И. Письмо И.Ф. Арманд. [6(19) января 1917 г.] // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1970. Т. 49.
- Ленин В.И. Реферат на тему «Пролетариат и война» 1(14) октября 1914 г. Газетный отчет // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 26.
- Фурсов А.И. и др. Di Conspiratione / О заговоре. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016.
- Фурсов А.И. Колокола истории. М.: ИНИОН РАН, 1996.
- Демченко Т.И. Диалектика и политика войны // Lex russica (Русский закон). 2016. № 5. DOI: 10.17803/1729-5920.2016.114.5.081-104
- Егоров А.Б. Война без победителя: феномен гражданской войны в римском сознании // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. 2018. Вып. 18.1.
- Зарубин А.Г. Феномен гражданской войны // Историческое наследие Крыма. – 2003. – № 2. – Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://a-pesni.org/grvojna/kr/a-fenomen.php (дата обращения: 19.02.2021).
- Ирошников М.П., Зеленов М.В., Бранденберг Д., Пивоваров Н.Ю. Некоторые теоретические проблемы изучения истории гражданской войны и варианты их решения в 1930 – 1935 гг. // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 2. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2018.214
- Корнфорт М. Диалектический материализм. Пер. с англ.; общ. ред. П.Н. Федосеева. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956.
- Лефевр Α. Производство пространства. Пер. с фр. М.: Streike Press, 2015.
- Маркс К., Энгельс Ф. Гражданская война в Америке // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 15.
- Румянцева М.Ф. Линейная / нелинейная темпоральность в истории // в сб.: Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. М.: Кругъ, 2010.
- Семенов А.А., Русанов В.С. Пространственные представления населения России в годы гражданской войны (1917 – 1920 гг.) // Евразийский Союз Ученых. 2014. Вып. VIII.
- Семенов А.А., Холманский В.И. Представления о времени в сознании народных масс в годы гражданской войны в России (1917 – 1920 гг.) // Евразийский Союз Ученых. 2014. Вып. VIII.
- Сергеев Г.С. Кризис неолиберального миропорядка сквозь призму ленинской теории империализма. К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина // Свободная мысль, 2020. № 5.
- Стожко Д.К. Гражданская война как политический феномен (к 100-летию начала Гражданской войны в России) // Век глобализации. 2018. № 4. DOI: 10.30884/vglob/2018.04.12
- Тлостанова М.В. Пространственно-временная матрица модерности в контексте глобализации // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2010. № 5.
- Харви Д. Пространство как ключевое слово. Пер. с англ. // ТОПОС. 2011. № 1.
- Adelman J. An Age of Imperial Revolutions. American Historical Review. 2008. Vol. 113. No. 2.
- Armitage D. Civil Wars: A History of Ideas. New York, 2017.
- Barnes T.J. A Paper related to everything but more related to local things. Annals of the Association of American geographers. Washington, DC, 2004. Vol. 94. No 2.
- Harvey D. The condition of postmodernity: An enquiry into the origins of cultural change. Cambridge, Mass.: Blackwell, 1990.
- Holquist Р. Making War, Forging Revolution: Russia’s Continuum of Crisis, 1914–1921. Cambridge, MA, 2002.
- Lefebvre H. The production of space. Oxford, OX, UK; Cambridge, Mass. Blackwell, 1991.
- Sambanis N. What is Civil War? Conceptual and Empirical Complexities of an Operational Definition. The Journal of Conflict Resolution. 2004. Vol. 48. No. 6.
- Smele J.D. The “Russian” Civil Wars, 1916–1926. Ten Years That Shook the World. Smele. Oxford, 2015.
- Traverso E. Fire and Blood: The European Civil War; transl. by David Fernbach. London, 2016.
- Tuan Y.-F. Space and place: The perspective of experience. Minneapolis – Minn. Univ. of Minnesota press, 1977.
[1] Автор позволяет себе заметить «на полях», что теоретическое наследие К. Маркса и Ф. Энгельса не всегда находит комплиментарный отклик в познании сущности гражданских войн, актуализируемого в контексте императивов современности, но, к сожалению, не опирающегося на диалектическую логику [11]. [2] В ограниченном формате статьи позволим себе сослаться лишь на некоторые высказывания В.И. Ленина по интересующей нас проблематике: «Войны вещь архипестрая, разнообразная, сложная. С общим шаблоном подходить нельзя» [16. С. 369]. «Выяснение характера войны является для марксиста необходимой предпосылкою, чтобы решить вопрос о своем к ней отношении» [17. С. 27]. «Кто признает борьбу классов, тот не может не признавать гражданских войн, которые во всяком классовом обществе представляют естественное, при известных обстоятельствах неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы» [15. С. 133].
комментарии - 0
|