1
В начале XXI века наступила эпоха господства геополитики, наметились тенденции к перераспределению сфер влияния между мировыми державами. ь О своих интересах сегодня заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, не желающие становиться сырьевыми придатками развитых стран. Это порождает конфликты, в том числе вооруженные, а также формирование различных союзов. Каждое государство стремится определить наиболее выгодный для себя путь развития и верную политическую стратегию.
Китай, Россия и Индия являются сегодня важнейшей геополитической силой не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. Идея создания их коалиции Квпервые была выдвинута Е.М.Примаковым около 20 лет назад. Тогда это предложение в Нью-Дели и Пекине восприняли сдержанно, но с тех пор ситуация изменилась.
По всем основным вопросам мирового развития интересы всех членов тройственного диалога сходятся или очень близки. Положения базовых документов, отражающих принципы российско-китайского и российско-индийского сотрудничества, говорят о близости позиций, что открывает перспективы достаточно плотного взаимодействия как по основополагающим, так и по актуальным вопросам мировой политики.
С учетом претензий России, Индии и Китая на геополитическое лидерство их можно рассматривать скорее как потенциальных стратегических конкурентов, чем союзников. Собственно, соперничество за влияние в мире между ними уже идет: Китай и Индия конкурируют за роль региональных лидеров в Южной и Юго-Восточной Азии. Геополитическую конкурентность отношений двух азиатских гигантов подчеркивают многие авторы [1, 2].
Как отмечал Е.М. Примаков, при выдвижении идеи «стратегического треугольника» эта структура не может представляться в качестве «антиамериканского клуба», поскольку каждый участник в начале нового тысячелетия был заинтересован в укреплении отношений с Вашингтоном. Для любого из них США были важнейшим партнером, в частности в вопросах инвестиций, рынков, технологий (при этом ьКитай, Россия и Индия были конкурентами в борьбе за капитал, импорт различных «ноу-хау» и освоение американских рынков сбыта). В некоторых случаях члены проектируемого «треугольника» заинтересованы в связях с США даже больше, чем с евразийскими партнерами. оА Россия и Индия, «весовые категории» которых в обозримой перспективе будут ниже, чем у КНР, озаинтересованы в полноценных отношениях с США для подстраховки на случай рассогласования с Китаем.
2
В ближайшее время должна сформироваться и активно заработать «Большая азиатская тройка» – Россия–Индия–Китай (РИК). Этим трем мировым державам предстоит стать для всех ориентиром в деле совершенствования национальной модели промышленного и социально-экономического развития, а также быть примером тесного сотрудничества по всем направлениям [8].
Сегодня формат РИК сохраняет свое значение как фактор формирования многополярного мира, действенный механизм взаимодействия по проблемам глобального и регионального сотрудничества [9]. Однако при всей внешней привлекательности идея «треугольника» имеет крупные недостатки. Одним из ключевых можно считать то, что кон априори воспринимается как некая коалиция. При этом каждая коалиция по определению имеет закрытый состав и направлена против какого-то конкретного или потенциального противника [6].
Сближение трех стран возможно, хотя и не гарантировано. Российские и китайские эксперты предлагают к обсуждению концепцию «континентального партнерства» как соразвития Евразии путем согласования интересов разных стран с акцентом на инфраструктурные проекты и трансграничные связи. Процесс присоединения к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Индии и Пакистана формирует площадку для более тесной совместной работы России, Индии и Китая в рамках объединения.
Как полагает Чжао Хуэйжун, завотделом Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (Китай), главный научный сотрудник Китайской академии общественных наук, ШОС за 15 лет существования состоялась как организация. Среди основных задач организации - противодействие вмешательству внешних игроков во внутренние дела стран-участниц ШОС [14].
Принимая во внимание «свержение правящих режимов при помощи внешних сил в Афганистане, Сирии, Ираке», Чжао Хуэйжун подчеркивает: «Внешние силы пытаются расшатать ситуацию в странах ШОС через механизмы цветных революций. Это актуализирует сотрудничество в сфере безопасности».
Вице-президент исследовательского фонда Observer (Индия) Нандан Унникришнан указывает на различия во внешней политике стран «тройки» РИК. «Мы наблюдаем ухудшение отношений России с Западом. Считаю, что это несет не краткосрочные, а долгосрочные последствия». Эксперт полагает, что отношения России и Китая достигли реального уровня «стратегической координации», хотя далеко не весь потенциал двустороннего взаимодействия используется. Вместе с тем, по мнению Унникришнана, отношения Китая и Индии – «не лучшие в мире», а «стратегическое недоверие» между странами, источником которого для Индии служат отношения Китая с Пакистаном, будет сохраняться, хотя наблюдается их стабилизация после последних встреч на высшем уровне между главами двух государств.
Индийский эксперт указывает на «в основном согласующиеся видения будущего региона Центральной Азии», если «смотреть из Москвы, Нью-Дели и Пекина». Все стороны считают важнейшими региональными проблемами терроризм и наркотрафик. Совпадают и их более фундаментальные интересы – нераспространение ядерного оружия и развитие крупных транспортных проектов в Евразии. Поэтому сотрудничество трех стран может усиливаться.
Можно предположить, что разница в политических системах и традициях не позволит трехстороннему объединению превратиться в «союз ценностей» по аналогии с евроатлантической «семьей». Например, вступление Пакистана и Индии в ШОС может снизить ее эффективность иоивв силу растущей разнородности ее членов. Вместе с тем Россия, Индия и Китай могут объединить усилия для назревшего пересмотра мировой системы финансовых институтов, в которой по-прежнему доминирует Запад.
Речь идет о целом ряде финансовых организаций, созданных при активном участии трех стран, начиная от Банка развития БРИКС и заканчивая Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, лидерские позиции в котором также занимает «тройка» РИК. Часто эти институты называют «параллельными», рассматривая их как потенциальную замену Всемирному банку, ВТО и т.д.
Эти страны набрали значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет им претендовать на больший вес в геополитике. Именно Китай в первую очередь стал противиться поддержанию однополярной модели мира. Он выступает за многополярность, и поэтому ему невольно приходится сталкиваться с конфликтом интересов относительно США. Однако КНР умело выстраивает собственную стратегическую линию, которая ориентирована прежде всего на отстаивание его экономических и национальных интересов. Китай не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит «тихую» экспансию.
3
Тем не менее до сих пор базой для любого многостороннего сотрудничества являются билатеральные отношения, несмотря на появление многочисленных концепций и теорий, которые утверждают, что двустороннее сотрудничество является устаревшим форматом в системе международных отношений [10].Очевидно, что билатеральное сотрудничество необходимо: это один из ключевых направлений международных отношений.
Китай и Россия – две огромные страны, расположенные на одном материке, которые просто не могут избежать тесного сотрудничества. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. В 1927 году официальные отношения России и Китая были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов они начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. С приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря серьезным дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая теплеют, хотя между странами до сих пор есть спорные вопросы. В конце ХХ и начале XXI века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России: усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы, и России порой приходится идти на уступки большому соседу, обе страны понимают значимость их партнерства. Поэтому сейчас Россия и Китай – большие друзья, политические и экономические партнеры.
Отношения Китая и Индии, двух крупнейших азиатских стран, связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов ХХ века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению, но экономические отношения только улучшаются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает ключевые позиции, в первую очередь, на индийских рынках.
В свою очередь, Индия в последние годы показывает впечатляющие темпы развития. В некогда отсталой стране успешно развиваются новые отрасли – фармацевтика, электроника, IT-сектор. Отечественным бизнес-структурам следует внимательнее присматриваться к огромному рынку, который по числу потребителей скоро займет 1-е место в мире. Сегодня в Индии проживает 1 316 млн чел., в КНР - 1 383 млн чел. Кроме того, Индия традиционно настороженно относится к Китаю и может стать для России своеобразным противовесом, особенно если учесть наличие значительного отрицательного торгового баланса с КНР: объем российского экспорта в Китай на треть меньше, чем его импорт в РФ[13].
4
Экономическое сотрудничество, выгодное всем государствам, подталкивает их к сотрудничеству также и в сферах политики и безопасности [3]. Сейчас у России с КНР и с Индией налажены тесные взаимоотношения – как в экономике, так и в политике. Восточные соседи становятся важнейшим направлением для российских энергетических корпораций»р. Однако позиции обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства в структуре экспорта до сих пор весьма слабы.
Отметим еще один важнейший аспект странового взаимодействия: соответствие в культурно-цивилизационном развитии стран часто приводит к межцивилизационному диалогу, что во многом предопределяет эффективность двусторонних отношений [5].В этом смысле надо признать, что дальнейшее сближение России, Индии и Китая – это сложный и противоречивый процесс. Впрочем, это скорее норма, чем исключение для любых крупных сдвигов в международных отношениях. Не следует исключать и интересов других игроков: от Пакистана до США, - которые также следует учитывать при анализе возможностей и препятствий на пути сближения «тройки».
Стремление обеспечить транспортные пути и стабильные поставки энергоноситетелей толкает Китай и Индию в Среднюю Азию. Предугадать, сможет ли «треугольник» выработать формулу сосуществования или, что намного сложнее, соразвития, пока трудно. Но усугубляющиеся угрозы безопасности в Средней Азии и растущие экономики азиатских стран подталкивают их к сотрудничеству со странами Евразийского союза. ЕАЭС, в свою очередь, заинтересован в снижении высоких тарифных барьеров, например, в Индии, на экспорт машин или продуктов питания. Ведущаяся же сегодня подготовка торгово-экономического соглашения между ЕАЭС и Китаем обладает потенциалом прорывной инициативы – образца для других стран.
С учетом многочисленных противоречий жесткий трехсторонний блок между Китаем, Индией и Россией крайне маловероятен в обозримой перспективе. Но дальнейшее сближение на принципах гибкости вполне возможно и даже необходимо.
Согласно докладу Всемирного банка «Перебалансировка экономики Китая и возобновление роста в Индии: в какую сторону качнётся маятник для России?» сейчас наблюдается бурный рост экономики Индии и смена экономической модели в Китае, которая заключается в переходе от производства к увеличению внутреннего потребления. Динамичные изменения в экономиках Китая и Индии открывают для России новые возможности, но и создают проблемы. Возможности возникают в результате перебалансировки спроса в Китае, а также в связи со становлением Индии как одной из самых быстрорастущих крупных экономик мира. Проблемы же главным образом обусловлены замедлением экономики Китая (что снижает спрос на товары российского экспорта), низкой интенсивностью торговли между Россией и Индией (по сравнению с торговыми потоками между Россией и Китаем), а также неоптимальными структурами двусторонних торговых потоков между Россией и Китаем и между Россией и Индией [12]. Сотрудничество в сфере инноваций, разработка новых технологий, студенческий и кадровый обмен, культурные связи – все это является следующей ступенью в развитии двусторонних отношений [11].
Чтобы изменения в экономиках Индии и Китая оказали позитивное влияние на экономику России, ей надо ускорить темпы структурных реформ, диверсифицировать экспорт и – особенно – уменьшить зависимость от природных ресурсов и повысить привлекательность экономики для инвесторов . Иначе Россия столкнётся с негативными последствиями изменений в экономике Индии и Китая, которые скажутся прежде всего на социальной сфере.
5
События последнего времени свидетельствуют об укреплении торговых отношений России как с Китаем, так и с Индией. Россия открыто заявила о своей поддержке инициативы Китая «Один пояс – один путь». На Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году прозвучали заявления о мерах, направленных на оживление двусторонней торговли между Россией и Индией c выходом за рамки традиционной торговли продукцией оборонного назначения и расширение торговли фармацевтической, сельскохозяйственной продукцией, автомобильными комплектующими, а также продукцией горнодобывающей и металлургической отраслей.
Стремясь использовать площадку БРИКС для повышения собственного авторитета в мире, продвижения своих подходов к решению многих стоящих перед международным сообществом глобальных проблем, Нью-Дели, тем не менее, последовательно подчеркивает предпочтительность развития диалога с партнерами по «пятерке» в рамках экономической повестки дня, считая приоритетной тематику реформирования мировой финансовой системы, обеспечения энергетической, климатической и продовольственной безопасности, борьбы с бедностью в развивающихся странах [4].Высоко оценивается потенциал многостороннего сотрудничества в рамках «пятерки» в ядерной энергетике, авиастроении, освоении и использовании космоса, в нанотехнологиях [7].
На основании изложенного можно выделить несколько основных направлений политического взаимодействия между Россией, Китаем и Индией:
- усиление взаимодействия в рамках региональных и глобальных организаций с целью соблюдения международного порядка и безопасности;
- становление многополярного мира и методов сетевой дипломатии, включая создание интеграционных инструментов в своих регионах;
- координация позиций по вопросам региональной и глобальной безопасности и стабильности, урегулирования региональных конфликтов;
- сотрудничество с партнерами по ШОС и БРИКС по различным направлениям, укрепление связей ШОС и БРИКС с ведущими и международными организациями и развивающимися странами;
- сотрудничество на основе взаимодополняемости, взаимовыгоды и равенства в научно-технической и экономической областях, с учетом ресурсной базы стран ШОС и БРИКС;
- построение новой идеологии современных международных отношений на принципах равенства и совместимости различных культур, идеологий и цивилизаций.
Литература:
- Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка. М., 2007. ч
- Ефремова К.А. Модели взаимодействия неравновесных участников международных отношений (на примере Китая, Индии и Мьянмы): Автореф.дис… канд.полит.наук. М., 2004 и др.
- Лебедева М.М. Мировая политика. – 2 изд. – М.: КНОРУС,2013. – С. 30
- Лунев С.И. Адаптация к процессам глобализации // Модернизация и демократизация в странах БРИКС: Сравнительный анализ / Под ред. И.М. Бусыгиной, И.Ю. Окунева. – М: Аспект Пресс, 2015. – С. 293-324.
- Лунев С.И. Российско-индийские отношения // Россия и страны Востока в постбиполярный период / под ред. Стрельцова Д.В. М.: Аспент-пресс, 2014, стр. 172-204
- Лунев С.И., Акимов А.В. Китай, Индия, Россия – состояние и перспективы сотрудничества // Восток. – 2001. – № 4.- С. 92-104.
- Рабочий план БРИКС в области науки, технологий и инноваций. file:///C:/Users/user/Downloads/Work_Plan_rus.pdf (дата обращения 01.04.2018)
- Савойский А.Г. Роль большой азиатской тройки (Россия - Индия - Китай) в создании современного миропорядка и новой системы международных отношений: Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы Тезисы докладов XXII Международной научной конференции. Российская академия наук; ФГБУН Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Научный совет РАН по проблемам комплексного изучения современного Китая. 2016. С. 83-85.
- Уянаев С.В. Трехстороннее взаимодействие "Россия-Индия-Китай": десять лет после Владивостока (к итогам 14-й академической конференции РИК) Проблемы дальнего востока. 2015. № 5. с. 12-18.
- Kingsley Angela. Multilateral diplomacy as an instrument of global governance: the case of the international bill of human rights 1946-1966: Master of diplomatic studies: Pretoria, 2009. – P. 26. – URL: http://upetd.up.ac.za/thesis/available/etd-09232010-180111/unrestricted/dissertation.pdf (дата обращения: 01.04.2018)
- Kishan S. Rana. Bilateral Diplomacy / Rana S. Kishan. – New Delhi: DiploFoundation, 2007. – p. 17.
- http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/ekonomika-rossiya-indiya-kitai/ (дата обращения: 15.06.2018).
- https://credinform.ru/ru-RU/herald/details/cb54745a0cf0 (дата обращения: 15.06.2018).
- http://www.ca-portal.ru/article:27208(дата обращения: 15.06.2018).
Ciao! Here is an amazing offering for you.
http://bit.ly/2qkgVki