Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23848  | Официальные извинения    970   99096  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    238   80488 

Диалектика свободы

Утверждение об относительности чего бы то ни было — частое и даже

набившее оскомину утверждение в современной философской лите-

ратуре. Впрочем, может быть, дело обстоит как раз наоборот: фило-

софское сознание просто рафинирует сознание обыденное, не давая себе

труда провести логико-методологическую экспертизу своих суждений. Не-

трудно заметить и нечто противоположное — скажем, фиксацию абсолют-

ности материально-природного бытия или божественной сущности и т. д.

Ведь любая философская позиция восходит к основаниям, которые либо

обосновывает, либо просто признает как абсолютные.

Взгляд с позиций эмпирической философии

Дело, нам кажется, тут в том, что абсолютное всегда предполагается. От-

носительность легко бросается в глаза в любом эмпирическом анализе.

В эмпирическом анализе любая мера, прилагаемая к тому или иному свой-

ству и отношению, выглядит достаточно произвольной. Произвольность

выбора критерия оценки эмпирически выявляемого содержания кажется

относительной и зависит от субъективных предпочтений, то есть от на-

личных методологических схематизмов. Методология эмпирического ис-

следования эти ходы познавательной деятельности пытается обосновать и

показать их практическую разумность.

Но ведь даже в теории, названной теорией относительности, где этот прин-

цип был развит в материале физической науки, абсолютное занимает цент-

ральное место. Любопытно, что догматической философии, консервирую-

щей в себе принцип абсолютного, теория относительности А. Эйнштейна

доставила немало хлопот, но увидеть в нем абсолютный момент ей не удава-

лось. Ею всегда иллюстрировали относительность в познании и в бытии, но

объяснять с ее помощью сложнейшую связь абсолютного и относительного

ЛОБАСТОВ Юлий Геннадьевич — старший преподаватель кафедры философии и социологии Наци-

онально-исследовательского университета «Московский институт электронной техники».

Ключевые слова: абсолютное, относительное, необходимость, свобода, зависимость, основание,

начало, тождество противоположностей, деятельная форма.

Свобода всегда конкретна и относительна

Философский энциклопедический словарь (М., 1989)

148

ЮЛИЙ ЛОБАСТОВ

никому в голову не приходило и не приходит. Догматическая философия

всегда принимала за абсолютные истины последние устойчивые основания

здравого смысла — воплощались ли они в аксиомах и постулатах естествен-

ной науки или же в канонизированных религиозных представлениях.

Критическая философия (И. Кант) разрушила онтологическую опору

догматизма, попыталась выявить субъективные пределы познающего ра-

зума и само субъективное сделать мерой бытия. Однако и здесь, в субъек-

тивном идеализме, абсолютное проявилось в виде априорных категорий

мышления, которые Кант своим исследованием вынужден был признать.

Но то было всего лишь отрицательное обоснование абсолютного, положи-

тельно же обосновать априорные формы (абсолютный момент в его тео-

рии познания) не удалось и Канту. Даже анализ доказательств бытия Бога,

проведенный в той же логико-методологической парадигме, которая при-

суща Канту, не дал ему каких-либо серьезных результатов, оставив абсолют-

ное без невыражения в мышлении. Иначе говоря, оно осталось необосно-

ванным. Эйнштейн, сам того не ведая, принципу относительности придает

универсально-онтологическое значение. И в физической науке возникают

достаточно странные методологические проблемы, связанные со статусом

истинности представлений, которые вытекали из, скажем, уравнений Ло-

ренца. Что значат сокращения линейных размеров движущегося с субсве-

товой скоростью тела? Это объективный факт или явление кажущееся? По

Канту весь объективный мир можно толковать как кажущийся, поскольку

он дан только через сознание, а данное в сознании и есть явление. На во-

просы противоположных позиций относительно линейных сокращений

Эйнштейн отвечает, что это и не физическое реальное сокращение линей-

ных размеров, и не субъективная кажимость. Но такая ситуация, говорит он,

объективна — это факт. Этот «физический факт» поставил вопросы и перед

философами, которые, конечно же, попытались найти исходные принци-

пы позиции Эйнштейна в субъективистской философии, в первую очередь

у Канта и Маха.

Прямого выхода оттуда для Эйнштейна они не нашли, но нашли ссыл-

ку на Спинозу, которого Эйнштейн хотел бы видеть в качестве арбитра

в споре между Бором и Гейзенбергом. И вообще никакая физическая те-

ория не вырастает из философских представлений. Хотя философия во

многих случаях в своих принципиальных ходах намного обгоняла есте-

ственнонаучное знание, в общей форме удерживая те контуры бытия и его

мышления, которые впоследствии открывались естественной наукой; ведь

неслучайно всегда потом ищут философские корни этих открытий, хотя

никогда не могут найти их, философских корней, сознательное исполь-

зование.

Непосредственно теория относительности вырастает из попытки понять

факт постоянства скорости света, вытекавший из опыта Майкельсона—Мор-

ли. Именно этот физический феномен, неоднократно воспроизведенный в

опытах, для опытно-экспериментальной науки стал обнаружением физи-

ческого, объективно-онтологического содержания абсолютного, которое

и выступило для Эйнштейна абсолютной точкой отсчета в его теории. Все

прочие точки отсчета, которые занимает и может занимать познающий

субъект, начинают выступать в относительной форме. И здравый смысл на-

уки, естественно, никак не может найти во всей «картине мира» такую точку,

149

ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ

которую субъект этого смысла мог бы занять сам. Чтобы тогда, как господь

бог, соизмерить своими абсолютными мерами все вещи мира. Пока же он

«довольствуется божественными измерениями», приписывая божеству и

способность такого измерения, и его абсолютность.

Объективно занять позицию бога так же сложно, как позицию «стран-

ного» поведения световой материи. Но легче. Потому что позиция бога

принимается только в воображении и представлении и совмещается с ин-

дивидуальной позицией только в сознании и чувстве; и соответствующая

историческая культура таких совмещений (религия = связь) эту божест-

венную позицию позволяет мне занять. И не важно, что это делается толь-

ко в сознании. Потому что в человеческой деятельности образы сознания

всегда опредмечиваются в тех или иных образах бытия и тем самым онто-

логизируются. И потому же субъект как бы находит под собой чувственно

представляемую и культурно-историческую опору. Но все это — в сфере во-

ображения.

Занять же абсолютную позицию в рамках представлений физической

теории относительности гораздо сложнее, потому как наука всегда стре-

мится различать воображаемое и действительное. Поэтому нереальность

такой возможности видна с самого начала. Такая позиция, позиция посто-

янства скорости света, даже в воображении не может скрыть факт вообра-

жения. Религиозный человек с самого начала находится в чувственно-пред-

ставляемой связи с абсолютной сущностью; физик же сдвинуться со своего

сознания, с ума, не может. Религиозная культура, как только вера оказывает-

ся человеком принятой, легко сдвигает его с ума культурно-исторического

в «ум божественный».

И религиозный человек умеет совместить в своем восприятии мира эти

два ума — абсолютный и относительный. И если он это делает не через ло-

гику самого мышления и не через математические уравнения, это не дела-

ет его глупее: он знает условия равенства абсолютного и относительного.

Иначе говоря, диалектику этих категорий он воспринимает если не умом,

то чувством. И даже ищет и организует эту связь внутри культурно-истори-

ческого бытия, внутри реальных форм жизни человека, — и потому делает

ее обоснованной много прочнее, чем рассудочные доказательства и ма-

тематические формулы. И здесь материализм, как ни странно, абсолютно

бессознательно исповедуется в качестве практической позиции всеми ре-

лигиозными конфессиями и институтами, уравнение абсолютного и отно-

сительного они погружают в земные формы бытия. И в этих земных фор-

мах они учат свою паству занять позицию бога.

Но позицию бога занимает и человек вообще — безотносительно к его

формам наличного сознания, не обязательно религиозный. Эту метафору,

конечно, надо расшифровать. Потому что, конечно же, человек не занима-

ет позицию бога. Он просто бессознательно абстрагирует от своей обще-

ственной практически-культурной жизнедеятельности ее всеобщие уни-

версальные способности, развитые им в преобразующем бытие труде, но не

понятые по своему существу (творчество, свобода, истина, добро, красота

и т. д.), — эти способности в их всеобщей форме отражаются и возводятся

воображением в некие божественные образы. Эти «онтологические» фанта-

зии и мыслятся им как его собственные абсолютные основания, совпадаю-

щие с основаниями бытия вообще (Фейербах, Маркс).

150

ЮЛИЙ ЛОБАСТОВ

Философия, не умеющая логически связать относительное и абсолютное,

не может помочь субъекту (как познающему, так и практически действую-

щему) занять точку абсолютного отсчета в своих измерениях мышления

и бытия. Как составить уравнение абсолютной и относительной свободы?

Как показать их равенство, совпадение, тождество?

Но проблема остается проблемой: в чем и как осуществляется необхо-

димая связь между ее, свободы, абсолютным и относительным содержани-

ем? Если предположить (а такое представление о свободе бытует и бытует

именно как форме абсолютной), что свобода есть форма бытия, исключа-

ющая всякую зависимость от чего-либо, то мы явно и предельно обнажаем

противоположность свободы и необходимости. Это явное противоречие

формулирует Кант в своей третьей антиномии чистого разума.

Обыденное сознание, мыслящее идеал свободы в форме абсолютной

независимости, достижение реальной свободы вынуждено понимать как

ограничение зависимости от бытийных условий. Логический предел тако-

го мышления — это религиозное сознание с его образом потустороннего

мира, бытия вне бытийных условий.

Как мы уже заметили, реально это есть осуществленная в человеческом

бытии абстракция универсально-всеобщих культурно-исторических сил, су-

ществующих и представленных в сознании в форме фантастических обра-

зов. В этих образах получающая обособление абстракция выступает в форме

отчужденной принудительной силы. И в религиозном чувстве человек ищет

с ней внутреннюю связь, иначе говоря, возвращает ее самому себе, но возвра-

щает как индивид свою родовую форму бытия. Здесь, конечно же, представле-

на связь абсолютного и относительного. И мы видим, что образ абсолютного

вырабатывается в человеческой культурной жизнедеятельности. Значит, он

там представлен и реально. Так что можно сказать, наша абстракция претер-

певает многие метаморфозы в своем объективном (реальном контексте исто-

рии) и субъективном (в сознании) существовании и возвращается к человеку

как его деятельная способность. Даже если эта абстракция является ложной.

Объяснение свободы через обнаружение ее зависимостей, то есть через

определение ее противоположности, исходит из «ничто», из пустой аб-

стракции. В этом «ничто» замыкается свобода; и поскольку ясно, что такая

абстракция является ложной, то и следует утверждение, что «абстрактной

свободы нет». Однако ложность этой абстракции еще требует установле-

ния. Требуется определить это «ничто», как делает это, например, Парме-

нид. И посмотреть, как Гегель от этого «ничто» (оно же бытие) логически

восходит к конкретной полноте понятия. Иначе говоря, это «пустое бытие»

наполняется определениями, что в формальной логике называется конкре-

тизацией понятия. Это процесс конкретного понимания свободы и логика

ее выстраивания в реальном пространстве-времени по Гегелю. История для

него поэтому и есть развитие сознания свободы.

В эмпирической же действительности, чтобы выстроить путь освобож-

дения, путь к свободе вне всяких условий — то есть к абсолютной свободе,

выстроить такой путь — значит устранить все воздействующие обстоятель-

ства. С логической стороны это есть процесс обобщения, доводимый до

своего предела, за которым и видится идеал свободы как ни от чего не зави-

симого бытия. Эта абстракция и мыслится как абсолютное, но утверждается

как ничто.

151

ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ

Но утверждается не как логическая категория небытия, а как фикция,

необходимая для соответствующего способа рассуждения. Рассуждения,

которое кажется настолько естественным, что как будто бы и возражений

не вызывает. А не вызывает возражений только потому, что опирается на

схематизм здравого смысла. Здесь абстракция, выработанная этим здравым

смыслом, замещает собой понятие абсолютной свободы, совпадающей с

«ничто». Поэтому и следует вывод: абсолютной свободы нет, свобода всегда

относительна. А в этой своей относительности она всегда оказывается в за-

висимости от тех или иных обстоятельств. И в конечном счете принимает

образ полной зависимости от условий бытия. И приходится признать, что

никакой свободы нет. В исторической философской классике мы такое на-

ходим. Находим одновременно и четкую фиксацию проблемы, которая воз-

никает тут, и ее решение.

Вот способ ре-

шения этой про-

блемы Спинозой.

Свобода совпа-

дает с необходи-

мостью. В обы-

денном сознании

эта мысль Спи-

нозы трактуется

просто и одно-

значно: никакой

свободы нет, есть

необходимость.

И широко рас-

пространенная

сегодня литера-

тура нам вещает

о том же: «Марк-

сизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимо сти

от побуждений и среды». Так пишут «Новая философская энциклопедия»

и тысячи других изданий. За этими суждениями можно найти сонм пред-

ставлений разного рода, в числе которых и указанное нами представление

о пустой абстракции идеала абсолютной свободы. Стороной обходится не

только Спиноза, взгляд которого, конечно же, не сводится к той известной,

часто повторяемой мысли, что свобода есть познанная необходимость.

«Свобода есть познанная необходимость». Такая вырванная из текстов

Спинозы мысль представляет собой абстрактное отвлечение — в данном

случае отвлечение, абстракцию от особого содержания исторической мыс-

ли. А поскольку он, этот образ, оказывается отвлеченным и удержанным в

абстрактном виде во фразе, в языке, он легко и произвольно (случайно) на-

полняется любым смысловым содержанием, известным воспринимающе-

му. Процесс этого наполнения и выглядит конкретизацией; и чем больше

эмпирической фактуры туда будет опрокинуто, тем полнее и «конкретнее»

кажется мысль. Такими «конкретными» мыслями преисполнено обыденное

сознание, и Гегель был прав, указывая, что именно это обыденное необразо-

ванное сознание мыслит абстрактно.

Абстракция, выработанная

здравым смыслом, замещает

собой понятие абсолютной сво-

боды, совпадающей с «ничто».

Поэтому и следует вывод: абсо-

лютной свободы нет, свобода

всегда относительна. А в этой

своей относительности она все-

гда оказывается в зависимости

от тех или иных обстоятельств.

152

ЮЛИЙ ЛОБАСТОВ

Потому что конкретность в мысли (и конкретность мысли) совсем не

так связаны с чувственно-эмпирической конкретностью здравого смысла

и идущей за ней философии. Конкретное для Гегеля — это синтетическое

единство абстрактных определений предмета, здесь чувственно-эмпири-

ческая конкретность перерабатывается в понятие мышлением. И Гегель дает

полную логическую картину этой переработки.

В имеющихся анализах свободы эти исторические попытки выявить и

развернуть форму понимающего мышления и по ней выстроить свое пони-

мание исследуемого явления фактически отсутствуют. А вот форма здраво-

го смысла представлена довольно явно. За этой формой стоят формы бы-

тия, развитые на ограниченной культурно-исторической основе. Поэтому

то, как связаны свобода и необходимость в философии Спинозы и как они

представлены в философии Маркса, — судить на основе эмпирической ме-

тодологии нельзя. Хотя это и есть способ мышления миллионов. Если этот

способ обобщить, по всем правилам эмпирической (формальной) логики,

то и получим банально-примитивную позитивистскую методологию.

Взгляд с точки зрения религии

Иначе к этому подходит религия. Казалось бы, то, что в нас господствует,

что нас в себе определяет, это и должно быть понято как основание самопо-

лагания, то есть как основание свободы. Но религия не видит в этом момент

независимости человека, а видит только его зависимость от преходящих

земных интересов — от дьявола. Свобода же видится как бытие в боге, по ту

сторону земного бытия — иначе говоря, по ту сторону любых внешних об-

стоятельств. Это выглядит как чистая форма духовной свободы, обособлен-

ной и противопоставленной всем реальным условиям и обстоятельствам.

Геометрический треугольник, как пример чистой пространственной

формы, может быть представлен как некий аналог «освобожденного» поня-

тия, которое обосновано внутри себя, в гомогенном смысловом простран-

стве науки геометрии. Он определен через те условия, средства и способы,

которые получили имманентное развитие в геометрии и потому имеют ха-

рактер всеобщности и необходимости, а тем самым — независимости от ре-

альных условий бытия пространственных вещей, от их реальных форм.

Но эта независимость есть лишь выражение независимости сущности от

явления, потому что явление положено сущностью, явление эту сущность

всего лишь являет, а потому содержит ее в себе. Поэтому понятие треуголь-

ника содержится в любом треугольнике — не только трактуемом в геомет-

рии, но и находимом в реальной действительности.

Именно из этой реальной действительности он и извлекается — этот чис-

тый треугольник, чистое понятие треугольника — как мысленное воспроиз-

ведение и удержание его сути. Эта способность человеческого мышления

удерживать в себе чистые формы вещей и делает его свободным внутри

этих вещей. Поэтому любая чистая форма, представленная в человеческом

сознании, есть форма его свободы, форма освобождения от преходящих

обстоятельств. Этой формой он удерживает себя в своей самотождествен-

ности от преходящих обстоятельств реального бытия, господствует над

ними в своем сознании, — поскольку этими чистыми формами определяет

внешние обстоятельства, в логико-гносеологическом смысле.

153

ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ

Но человек господствует, определяет эти обстоятельства и в реально-

практическом (онтологическом) отношении, поскольку мера, прилагаемая

человеком к практическим вещам, дается ему чистыми формами научного

знания. На эту мерность вещей он опирается в своем бытии внутри этих

вещей. Его свобода, его понимание сущности вещей всегда существует как

способность осуществлять свою цель внутри реальных обстоятельств, не-

обходимые, сущностные формы которых он знает. Обособление этой спо-

собности внутри науки есть свобода научного мышления, свобода мысли

вообще. Понятно, что эта свобода мысли держится внутренней логикой

сущностных определений объективных обстоятельств. В этом она отлича-

ется от произвола мысли, в котором мысль не знает внешних обстоятельств

своего бытия и поэтому не является мыслью об этих обстоятельствах. Про-

извол связан с неполнотой истины или заблуждением.

Религиозная духовная культура каким-то образом напоминает ситуацию

в науке. Есть религиозный фанатизм (как в науке околонаучные фантазии)

и есть полнота вхождения в личностную позицию, в чистую форму субъ-

ектности, в начало всех начал, во всеобщую суть человеческого бытия, ее

чистую форму. И, казалось бы, быть в религиозной идее, ею определять себя

и тем самым свою свободу, и быть свободным внутри научного (под наукой

мы понимаем всю совокупность специализированной научной деятельно-

сти, связанной с поиском истинного знания — чистых форм бытия) мыш-

ления — это по сути одно и то же.

Однако проблема в том, что бытие в религиозной идее есть бытие, отвлечен-

ное от реальности, противополагающее себя ей; тогда как научная идея ищет

реальных всеобщих оснований своего бытия в самой действительно сти. Это

как кантовская птица, жаждущая освободиться от сопротивления атмосферы,

и птица, исследующая условия своего свободного бытия внутри этой атмосфе-

ры. Свобода вне реальных условий потому и представляется как абсолютная —

и потому же как недостижимая, ибо безусловная свобода (свобода без усло-

вий) не реальна (и потому немыслима — вспомним Парменида). От реальных

обстоятельств бытия уйти нельзя. Поэтому ее и мыслят лишь в относительной

форме — как действие, отвлеченное, умеющее себя поставить в независимую

позицию относительно тех или иных условий. Религиозная свобода отвлече-

на от всех без исключения реальных обстоятельств, поэтому она вполне мыс-

лится как абсолютная. Это бытие вне условий, в условиях небытия, ничто.

Человеческое сознание в форме религии, конечно же, здесь нащупало

реальную проблему, связанную с пониманием свободы. Свобода в попытке

понять ее создает проблему: она должна начинаться либо сама с себя, либо

как некая необходимость, как необходимость свободного бытия, возникаю-

щая внутри необходимости несвободной. В диалектическом анализе любое

порожденное бытия снимает в себе условия своего порождения. Если так, то

свободное бытие в самом себе содержит основания, его породившие.

Здесь, однако, мы наталкиваемся на противоречие: свобода обусловлена,

содержит в себе необходимый состав своих условий, поэтому она и не есть

свобода, она зависит от условий, в акте ее, свободы, творения перешедших

из внешних в ее собственное внутреннее бытие. Это одинаково имеет место

и в трактовке свободы религиозной, и свободы в научном понимании. Если

же свобода абсолютно безусловна, то она и в самом деле должна начинать

с «ничто», с фиксации отсутствия каких-либо условий. В таком случае она

154

ЮЛИЙ ЛОБАСТОВ

должна начинать с абстракции от реальности вообще. Или с самого начала

творить свои условия. Не втягивать их в себя извне, а создавать их в себе — и

именно как свои собственные условия, как условия свободы, отличные от

условий несвободного бытия.

С такой абстракции, как мы выше пытались показать, начинает религия.

Реальный исторический путь возникновения этой абстракции, конечно же,

спрятан от религиозного сознания, и сознательная историческая религи-

озная деятельность эти действительные корни своего сознания и своего

действия никогда не ставит задачей вскрывать. Для этого она имеет вполне

реальные основания. Понимает она их или нет — дела не меняет, но своей

реальной исторической практикой воздействия на сознание и чувства че-

ловека вполне определенно указывает на действительную связь всеобщей

абстракции личностного бытия (бога) с реальной земной жизнью. Хит-

рость религии заключается в том, что чистая форма свободы, представлен-

ная, казалось бы, в понятии бога, в единстве с которым бытует религиозный

человек, не является и даже исключается религиозным сознанием из соста-

ва условий свободного действительного бытия, в то время как чистый треу-

гольник геометрии именно таким условием обладает. Потому что в понятии

треугольника осмыслена реальная связь всеобщей абстракции с особенным

содержанием действительности. А религиозное сознание этой связи никак

не видит и, более того, культивирует представление истинной свободы за

пределами действительности.

Если свобода начинается с «ничто», с отсутствия вообще каких-либо ре-

альных условий своего порождения, то как логически можно понять ее на-

чало? Если это начало есть произвол как действие, не организованное ника-

кой логикой — ни внешней (реальными обстоятельствами), ни внутренней

(логикой мышления, волей), то как понять начало самого этого произвола?

Богу приписываются те всеобщие атрибуты человеческой жизнедеятель-

ности, которые, будучи сознанием положены как активно действующие и

творящие, в конечном счете как раз и создают якобы эту человеческую жиз-

недеятельность, включая в нее и момент произвола и свободы. Всеобщая

абстракция здесь возвращается в жизнь в виде ее реальных форм. Ведь имен-

но по наличию этих форм и построены все доказательства бытия бога.

Это объективное возвращение в жизнь любой абстракции, порожденной

в жизни самим объективным развитием этой жизни, говорит о том, что по-

иски какого-то неподвижного абсолютного начала ни к чему умному при-

вести не могут. Это будет известный регресс причин, за каждым началом

будем искать начало этого начала и т. д. Сама неподвижность, устойчивость

некоторой формы предполагает свою противоположность, через которую

она только и мыслима. Скажем, категория бесконечности теряет смысл, если

она не выражает смысл конечного. А бесконечное в свою очередь не может

быть осмыслено без понятия конечного.

В диалектическом понимании развития следствие уходит в основание,

поэтому свобода обязательно существует в основаниях действия обще-

ственных сил, коль скоро они содержат в себе целесообразность, выража-

ющую собой движение общественных интересов. Потому что свобода есть

деятельность по цели. Не по логике, диктуемой обстоятельствами, а по ло-

гике идеи, выражающей определенность субъекта, состав его потребностей

и интересов. И тем самым — по логике понятия, понимания реальной дей-

155

ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ

ствительности. Отсюда легко видеть, что последнее основание свободной

деятельности лежит в определенности субъекта, за которым как будто уже

ничто не лежит и который исходит из своего собственного представления

относительно своего действия. В этом представлении, следовательно, и сле-

дует искать все определения свободы, свободной деятельности. Насколько

она совпадает с абсолютным моментом в содержании бытия, то есть на-

сколько она истинна, и насколько это ее действие ориентировано относи-

тельным значением этого содержания.

Поэтому в первом приближении свобода определяется как то, что не по-

ложено ничем, кроме собственных определений субъекта. Определения же

эти должны быть такими, чтобы позволять снять (или уметь снимать) все

обстоятельства, препятствующие осуществлению цели. Поэтому цель как

определение субъекта в своем содержании соотнесена с этими обстоятель-

ствами. И это должно, следовательно, быть дано в представлении субъекта

до его действия, быть его собственной способностью.

Иначе говоря, свободно действующий субъект еще до своего действия

имеет в себе все определения будущей деятельности. Более того, он обязан

содержать в себе и все необходимые способы осуществления этой деятель-

ности в объективном материале бытия. Еще иначе, в составе его настоящего

бытия представлены содержание будущего (цель) и способ превращения

этого будущего в настоящее. Субъект содержит в себе то, чего еще в наличии

нет. Содержит идеально, в представлении.

Что же имеет место быть в этом представлении? Если мы попробуем ра-

зобраться в его (в субъективном представлении субъекта) содержании, то

найдем знание целей и средств деятельности, предмета и результата ее, по-

нимание способа перехода от объективно заданных предметных условий и

обстоятельств к субъективно положенным определениям результата движе-

ния; понимание значения этого результата для бытия субъекта.

Свобода субъекта как будто положена сама по себе, основание ее как бы

лежит за ее пределами, а значит — и сама она имеет границу. И в индиви-

дуальном бытии, и в истории свобода начинается, и это начало ее не ею

положено. И представляющее сознание субъекта, как только оно стало со-

знанием, то есть способностью со знанием обстоятельств координировать

себя внутри бытия, представлять себя во всех своих определениях в этом

бытии, — такое сознание вполне представляет в своем самосознании и этот

момент, момент абсолютной несвободы.

Свободу своего активного проявления человек видит вписанной в объек-

тивные обстоятельства, запредельные для его понимания, и осознает услов-

ную относительность своих свободных действий. Он видит их в границах,

положенных ему этими внешними для него общественными условиями.

Здесь свобода (как определение такого субъекта) видит себя через призму

зависимостей. И было бы неразумно ждать, что для своего определения она

найдет что-то другое, кроме выбора.

Эмпирическая реальность «отягощена» внутри себя множеством отношений

между ее элементным составом. В каждой точке бытия представлено многооб-

разие сил, каждая вещь выступает единством многих определений, каждое оп-

ределение представляет собой связь, отношение, которое так или иначе наука

требует свести к причинно-следственному. Но, мысля вещь в категориях при-

чины и следствия, мы, тем не менее, должны увидеть ее как нечто целое и фик-

156

ЮЛИЙ ЛОБАСТОВ

сировать ее причинное бытие через ту причину, которая тоже имеет интеграль-

но-целостный характер в отношении своего следствия (то есть данной вещи).

Поэтому наше мышление здесь по необходимости вынуждено организовывать

себя по логике других категорий, нежели только причина и следствие.

С небес на землю

Понимание качественной определенности целого должно снимать не-

определенность того, что осуществляется внутри этого целого и мыслится

через частные отношения его элементов (частей). Поэтому легко понять

несводимость отношения части и целого к причинно-следственному и т. д.

Понимая так форму действительности, свободу нельзя мыслить как вы-

бор. В качестве выбора она может мыслиться только как примитивно-по-

верхностное отношение. И человек, живущий в рамках этого отношения, по

необходимости есть и должен быть поверхностно-примитивным. Ведь он

не может выбирать между частью и целым, не разрушая организации бытия.

Потому как, выбрав часть, ее и потреблять можно, только как часть. Разру-

шаю я ее в этом потреблении или развиваю в ее собственных особенных

определениях, так или иначе, но я соотношу ее только с собой, с тем прин-

ципом, на основе которого этот выбор был осуществлен. В обоих случаях

я не соотношу свою деятельность с целым, в своей свободе я объективно,

не зависимо от своей собственной интенции, разрушающим образом дей-

ствую в отношении целого. Поскольку я целого не знаю, мое свободное раз-

рушение (то есть насилие) целого бессознательно, я вмешиваюсь в процес-

сы, и это вмешательство никак не видит своих последствий.

Но если я знаю это целое и делаю выбор между ним и его частью, что я

делаю? Свой узкоэгоистический принцип я возвожу в самоцель и не хочу

принять мысль (тоже выбор!), что «подрываю корни под дубом», на кото-

ром растут необходимые мне желуди. В рамках примитивно-обыденного

сознания такое отношение, как «личность и общество», всегда мыслится в

противоположении личности и общественного целого. Для этого прими-

тивно-обыденного сознания выбор давно сделан, и свобода выбора отнесе-

на только к своим возможностям выбирать и потреблять то, что предостав-

лено общественным производством.

Бытие же, очерченное таким сознанием, мыслится им как им самим по-

рожденное и порождаемое. Борьба его за свободу — это борьба за условия

и возможности господствовать внутри этого бытия, собой определяя и ут-

верждая его контуры. Здесь оно, это сознание, ничего не выбирает. Оно

(надо повторить) уже выбрало — свое частно-индивидуальное бытие. Не

думая о целом и не умея о нем думать. Поэтому идеологическая обработка

сознания и сводится к утверждению свободы как выбора. Потому что эта ил-

люзия свободы внутренне связана с механизмом потребления. И тем самым

связь общественного целого с индивидом осуществляется через навязывае-

мую сферу потребностей, в которой индивид находит свой смысл.

Здесь осуществляется детерминация бытия целого через индивидуаль-

ную свободу, индивидуальная свобода становится необходимым элементом

определения поведения человека. Его зависимость от целого существует че-

рез форму свободы. Эта свобода — уже не иллюзия сознания, а в самом деле

форма выбора внутри предлагаемых и навязываемых стереотипов поведе-

ния — во всех сферах бытия индивида, от бытовой до политической.

комментарии - 115
Герман Янушевский, кфн. (СССР)45974 21 апреля 2014 г. 19:30

Автор поставил перед собой неразрешимую задачу. Диалектика свободы- ЭТО КАК? Чтобы понятьнеадекватность постановки вопроса, давайте переведем предмет из плоскости качества в плоскость предмета. Напр, столб. Можно ли изучать проблему "диалектика столба"? Выглядит смешно, ибо нелепо! Ни 5какая-то качественная категория, каковой является понятьие "своблода", ни единичный материальный предлмет вообще не могут стать предметом диалектичческого рассмотрения. Отва на вопрос ПОЧЕМУ .Потому, что предметом диалектики как гносеолологии, могут быть только ОТНОШЕНИЯ вещей и явлений. Как и предметьом исследования и любой науки, в т ч. и философии. может являться только отношения вещей и явлений в природе. Мало того, наука начинается там, где начинается ИЗМЕРЕНИЕ! И более того, цель начноцй деятельности всегда только одна - ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ!..И, т.к. общество есть тоже природная сущность, то и ОБЩЕСТВА. А сущностью общественных отношений, как генетического предмета философии, могут быть отношения классов, социальнгых групп, общества в целом и государства, человека и общества, человека и государства, отношения человека к общественным нравам. Закону, т.е. нравственность человека. И вот категория "свобода" как раз и характеризует качество всех йказанных отношений. А т.к. категория "отношения" нематериальная, суть ПРЦЕСС, то его качество отражается качеством сознания души человека. Таким образом, СВОБОДА суть СОСТОЯНИЕ сознания и души челловека. Вот А.Пушкин и его современники это понимали: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне плосвятисм души прекрасные порыавы". Вот весь философский смысл понятия "свобода". Это КАЧЕСТВЕННОЕ СОМСТОЯНИЕ ДКУШИ, а не внешние ограничения или неограниченность поведения. Какая же может бытьь задложена диалекттика здесь?
Не бывпает свободы абстрактьной, абсолютной, надматериальной , относительной. Если это состояние души???!!!
Из этого можно сделать вывод, что статья отражает не диалектическое рассмотрение отношений свобода - несвобода, а является образцом софистики, "умничания" по поводу..... Это не философское исследование на основе методологии диалектического и истороического материалихзма. Автор дажеискажает фнамее ание диалекттичности мира, как ЕДИНСТВО (но не тождество) и больба протьтивоплодложностьей. Есдли диалектика так искажена у автора в сознании, то как он может что-либо писать о диалекттике, тем более, метафизического предмета.
Герман Янушевский.

Герман Янушевский, кфн. (СССР)45974 21 апреля 2014 г. 19:49

Автор поставил перед собой неразрешимую задачу. Диалектика свободы- ЭТО КАК? Чтобы понять неадекватность постановки вопроса, давайте переведем предмет из плоскости качества в предметную. Напр, столб. Можно ли изучать проблему "диалектика столба"? Выглядит смешно, ибо нелепо! Ни какая-то качественная категория, каковой является понятие "свобода", ни единичный материальный предмет вообще не могут стать предметом диалектического рассмотрения. Отвечаю на вопрос ПОЧЕМУ .Потому, что предметом диалектики как гносеологии, могут быть только ОТНОШЕНИЯ вещей и явлений. Как и предметом исследования и любой науки, в т ч. и философии,. могут являться только отношения вещей и явлений в природе. Мало того, наука начинается там, где начинается ИЗМЕРЕНИЕ! И более того, цель научной деятельности всегда только одна - ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ!..И, т.к. общество есть тоже природная сущность, то и ОБЩЕСТВА. А сущностью общественных отношений, как генетического предмета философии, могут быть отношения классов, социальных групп, общества в целом и государства, человека и общества, человека и государства, отношения человека к общественным нравам. Закону, т.е. нравственность человека. И вот категория "свобода" как раз и характеризует качество всех указанных отношений. А т.к. категория "отношения" нематериальная, суть ПРОЦЕСС, то его качество отражается качеством сознания, души человека. Таким образом, СВОБОДА суть СОСТОЯНИЕ сознания и души человека. Вот А.Пушкин и его современники это понимали: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятисм души прекрасные порывы". Вот весь философский смысл понятия "свобода". Это КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ, а не внешние ограничения или неограниченность поведения. Какая же может быть заложена диалектика здесь?
Не бывает свободы абстрактной, абсолютной, надматериальной , относительной. Если это состояние души???!!!
Из этого можно сделать вывод, что статья отражает не диалектическое рассмотрение отношений свобода - несвобода, а является образцом софистики, "умничанья" по поводу..... Это не философское исследование на основе методологии диалектического и исторического материализма. Автор даже искажает понимание диалектичности мира, как ЕДИНСТВО (но не тождество) и борьба противоположностей. Если понимание самой диалектики так искажено у автора в сознании, то как он может что-либо писать о диалектике, тем более, метафизического предмета.
Герман Янушевский.

Lariskyrance 13 февраля 2017 г. 9:06

<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>заговор на любовь на свечу</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>заговор на красоту</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>как узнать есть ли приворот на человеке</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>сильный заговор на любовь мужчины</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>заговор на хорошую торговлю</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>наказать обидчика заговор</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>приворот на рождество кто делал отзывы</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>заговор найти хорошую работу</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>приворот в пятницу 13</a>
<a href=http://www.serafim-koldun.ru/>приворот на деньги</a>


заговор изгоев
как вернуть любимую жену
как снять с себя приворот самостоятельно
сильный заговор на удачу
заговоры и молитвы на старый новый год
сильный заговор на похудение
мировой заговор
сильный заговор на тоску
сильный заговор
заговоры на 13 января

Siburrance 13 февраля 2017 г. 10:48

<a href=http://parapraktik.ru/>заговор на быстрые деньги</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот в церкви</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор на суженого</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на крещение</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>как снять порчу самой</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на скрученные свечи</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от бородавок</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>сильный приворот на любовь мужчины</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на месячную кровь последствия для мужчины</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от гриппа</a>


заговор на сахар
заговор на возврат мужа
тайны заговора
заговор на кровь
как действует приворот
существуют ли привороты
заговор как вернуть любимого человека
заговор на должника
заговор на булавку
какой заговор

Svetkabot 13 февраля 2017 г. 11:36

Белый приворот


<a href=http://budemir.ru/>Приворот по фотографии
</a>
<a href=http://budemir.ru/>Заговор на удачу и деньги
</a>
<a href=http://budemir.ru/>Родовое проклятие
</a>
<a href=http://budemir.ru/>Заговор на любовь парня
</a>
<a href=http://budemir.ru/>Как вернуть любимую женщину
</a>
Как снять венец безбрачия
Приворот по фотографии
Как снять порчу
Заговор на удачу и деньги
Заговор на возврат любимого

NasrazinREW 13 февраля 2017 г. 11:57

<a href=http://budemir.ru>Коррекция судьбы
</a>
<a href=http://budemir.ru>Работающие обряды
</a>
<a href=http://budemir.ru>Сибирский Шаман
</a>
<a href=http://budemir.ru>Сделать приворот по фотографии
</a>
<a href=http://budemir.ru>Сильный любовный приворот
</a>

Как преуспеть в бизнесе с помощью магии?
Приворот
Вернуть любимого
Вернуть любимого по фотографии
Коррекция судьбы

Siburrance 16 февраля 2017 г. 18:04

<a href=http://parapraktik.ru/>самые сильные заговоры</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>как убрать порчу</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приметы и заговоры на рождество</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>магия приворот</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры в ночь на рождество</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>чем опасен приворот</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор на ссору</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от соперницы</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от врагов</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>как избавиться от приворота самостоятельно</a>


приворот на кровь из пальца
заговор на возврат денег
черный приворот
заговор от ячменя на глазу
заговоры на 6 января
приворот на крови
заговор найти хорошую работу
заговоры перед новым годом
заговор на девушку
родовое проклятие признаки по мужской линии

Siburrance 18 февраля 2017 г. 0:50

<a href=http://parapraktik.ru/>ритуал приворота чужого мужа</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор на деньги на луну</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на девушку волос</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>последствия любовного приворота</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры в ночь на рождество</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры перед рождеством и на рождество</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>как снять порчу самому</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на яблоко кто делал отзывы</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от злых людей</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на скрученные свечи</a>


приворот на деньги
заговоры в полнолуние
магия приворот
заговор на возврат долга
заговор на тоску
самый сильный приворот
заговоры на зимнее солнцестояние
заговор на здоровье
ванга заговоры
заговоры в рождество христово

Siburrance 19 февраля 2017 г. 13:20

<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от пьянки</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на волосы</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры в полнолуние</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от врагов на работе</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>как привлечь деньги в дом заговор</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>цыганские заговоры</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>приворот на вольт</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговор от аллергии</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры на привлечение денег и удачи</a>
<a href=http://parapraktik.ru/>заговоры сильные на деньги</a>


как снять с себя порчу самостоятельно солью
заговор на здоровье в рождество
сильный приворот по фото
как снять венец безбрачия самостоятельно
заговор чтобы разлюбить
приворот на месячную кровь последствия
магия приворот
приворот на нитку
заговор в рождество на любовь
заговор от грыжи

Davidevasy 8 марта 2017 г. 8:34

Вам проконсультируют о приближенной обстоятельству неисправности, сроках ликвидации и приближенной стоимости ремонтных работ.
Консультирование <a href=http://xolodremm.atwebpages.com/>Ремонт морозильников с выездом в Люберцах</a> несомненно поможет вас сберечь немало времени, а имеет возможность являться в том числе и и ресурсы, по причине этого, что же достаточно.
Зачастую нарушения в работе морозильника имеет возможность ликвидировать лично покупатель, в случае если пояснить что же необходимо совершать, рядом данном никак не понадобиться без толку порождать Собственного специалиста согласно ремонтным работам морозильников в жилье.
Автор ремонтируем недорого всевозможные модификации морозильников Либхер, Опора, Стинол, Индезит, Инструмент, Вестфрост, LG, Немец, Электролюкс, Вирпул. http://xolodremm.atwebpages.com/ ремонт холодильников на дому.

Davidevasy 15 марта 2017 г. 12:44

Вам проконсультируют о приближенной обстоятельству неисправности, сроках ликвидации и приближенной стоимости ремонтных работ.
Консультирование <a href=http://xolodremm.atwebpages.com/>Срочно Починка cooler бесплатно Люберецкий</a> несомненно поможет вас сберечь немало времени, а имеет возможность являться в том числе и и ресурсы, по причине этого, что же достаточно.
Зачастую нарушения в работе морозильника имеет возможность ликвидировать лично покупатель, в случае если пояснить что же необходимо совершать, рядом данном никак не понадобиться без толку порождать Собственного специалиста согласно ремонтным работам морозильников в жилье.
Автор ремонтируем недорого всевозможные модификации морозильников Либхер, Опора, Стинол, Индезит, Инструмент, Вестфрост, LG, Немец, Электролюкс, Вирпул. http://xolodremm.atwebpages.com/ ремонт холодильников на дому.

Oillfes 22 марта 2017 г. 18:00

Who (the hell) do you think you are? He wrote quite a few good stories.

Oilldiage 22 марта 2017 г. 18:51

Oh dear! I got off the bus at the bank.

EduardVot 24 марта 2017 г. 16:04

Приятный день! Здесь обсуждают этот
Поговорим про <b>ремонт холодильников</b> - <a href=http://www.gorodservis.ru/nazvan-Asko.html>http://www.gorodservis.ru/nazvan-Asko.html</a>
Ад? - это рай после капитального ремонта! http://www.gorodservis.ru/nazvan-Dako.html
Прощаюсь но помню. Будьте добры, сообщите как можно скорее, желаете ли Вы...

ErnestKit 30 марта 2017 г. 21:11

<a href=http://detirossy.ru/>Могут ли дети сниматься в кино</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Мой ребенок хочет сниматься в кино</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Первая детская профессиональная тренинг- студия кино "КАДР"</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Хочу чтобы мой ребенок снимался в кино</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Кастинг для детей 12 лет сниматься в кино в Москве</a>




Кастинги для детей, съемки в рекламе и кино
Кастинг для детей 12 лет сниматься в кино в Москве
Сниматься в кино ребенку в москве
Как сниматься в кино детям 14 лет
Сниматься в кино ребенку в москве

ErnestKit 1 апреля 2017 г. 19:43

<a href=http://detirossy.ru/>Если ребенок хочет сниматься в кино</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Кинокастиг для детей</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Как начать сниматься в кино детям</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Кинокастиг для детей</a>
<a href=http://detirossy.ru/>Хочу чтобы мой ребенок снимался в кино</a>




Хочу чтобы ребенок снимался в кино
Отдать ребенка сниматься в кино
Как начать сниматься в кино детям
Кастинг для детей 12 лет сниматься в кино в Москве
Съемки и обучение для детей

AKPOH B.vic 17 апреля 2017 г. 19:36

Доброго здоровьечка )., про ремонт холодильников разговор.
Доступный обслуживание морозильников в жилью в Москве.
Необходим неотложный и доступный обслуживание морозильников в жилью в Столице? Обслуживающий орган согласно ремонтным работам морозильников в Столице и сферы предприятие Имя-Сервис 24 реализовывает стремительное возобновление электробытовой технической с целью населения главного города и близких областей. Эксперты коротают неотложный обслуживание морозильников в жилью дешево, предоставляя безвозмездную диагностику и гарантийное обеспечение ремонтных работ в 12 месяцев.
Ремонт морозильника в Столице недорого
<a href=http://www.vixino.autoprichal.ru/cenaremontaholodilnikovvixino.html>Быстрый выгодный холодильников ремонт за доллары в Новогиреево</a>
А Маня опять спрашивала мастеров кто может решить вопрос. Тема такая.Ремонт холодильника, замена двигателя вентилятора.Недавно поступил вопрос. В этом случае возможной причиной неисправности может являться утечка фреона. Следует вызвать мастера по ремонту холодильников для дополнительной диагностики. Если все обстоит именно таким образом, мастер устранит утечку, заправит хладагентом Ваш холодильник, и вы будете спокойно эксплуатировать его дальше.Совет чтобы ускорить ремонт холодильника.Если есть в холодильнике кнопка SUPER FROST включите её на три-пять дней. От беспрерывной работы компрессор просто ошалеет. На последних сериях холодильников, предусмотрено экстренное отключение от SUPER FROST через 3- 24 часа после включения.А Колян опять спрашивал мастеров кто может решить вопрос. Тема такая.Ремонт холодильника, замена термостата.Вчера задавали вопрос, вроде по этой теме - Продажа запчастей, деталей, инструментов и аксессуаров для ремонта холодильников.
http://www.vixino.autoprichal.ru/news/34-blog/60-holodilnik-pod-kontrolem-cherez-set.html
Прощаюсь но помню. Не сочтете ли возможным сообщить мне...

AKPOH B.vic 17 апреля 2017 г. 21:08

Горячо приветствую., про ремонт холодильников разговор.
Доступный обслуживание морозильников в жилью в Москве.
Необходим неотложный и доступный обслуживание морозильников в жилью в Столице? Обслуживающий орган согласно ремонтным работам морозильников в Столице и сферы предприятие Имя-Сервис 24 реализовывает стремительное возобновление электробытовой технической с целью населения главного города и близких областей. Эксперты коротают неотложный обслуживание морозильников в жилью дешево, предоставляя безвозмездную диагностику и гарантийное обеспечение ремонтных работ в 12 месяцев.
Ремонт морозильника в Столице недорого
<a href=http://www.vixino.autoprichal.ru/cenaremontaholodilnikovvixino.html>Качественный выгодный холодильников ремонт за рубли в Новогиреево</a>
Ремонт холодильников ё мое таки. Меня запомните весёлым, а завтра я начну ремонт.Бедные плачут, когда жрать нечего. А богатые — когда не хочется жрать ничего из того, чем набит холодильник.Совет чтобы ускорить ремонт холодильника.Самый простой и прямой способ поломать холодильник, это пропилить трубку фреона. Благо она медная и легко пилится.Кто хоть раз занимался ремонтом, тот знает: краска - она, как водка. Сколько ни купи, а всё равно докупать придётся.У меня на Боше загорелась ошибка E3 – ошибка в работе морозильной камеры, а именно датчика температуры;
http://www.vixino.autoprichal.ru/news/34-blog/67-2017-04-16-12-04-58.html
Прощаюсь но помню. Мы были крайне благодарны Вам, если бы вы кратко пояснили нам...

AKPOH B.vic 17 апреля 2017 г. 21:30

Рад Вам., про ремонт холодильников разговор.
Доступный обслуживание морозильников в жилью в Москве.
Необходим неотложный и доступный обслуживание морозильников в жилью в Столице? Обслуживающий орган согласно ремонтным работам морозильников в Столице и сферы предприятие Имя-Сервис 24 реализовывает стремительное возобновление электробытовой технической с целью населения главного города и близких областей. Эксперты коротают неотложный обслуживание морозильников в жилью дешево, предоставляя безвозмездную диагностику и гарантийное обеспечение ремонтных работ в 12 месяцев.
Ремонт морозильника в Столице недорого
<a href=http://www.vixino.autoprichal.ru/>Круглосуточный Московский ремонт холодильников не дорого в ЦАО</a>
Ремонт холодильников ё мое таки. Худ едет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.А Колян опять спрашивал мастеров кто может решить вопрос. Тема такая.Замена сетевого шнура.Вчера задавали вопрос, вроде по этой теме - Ремонт встроенных холодильников.Опишу свою проблемку. Проблемы с компрессором. Компрессор являет главным органом холодильника. От него зависит работа техники и поддержка низких температур. Но со временем этот узел изнашивает и приходит в негодность, и его ремонт и замена ложатся тяжелой ношей на карман владельца.Вчера задавали вопрос, вроде по этой теме - Холодильники, работающие без электричества, ремонт холодильников на газу.
http://www.vixino.autoprichal.ru/news/34-blog/60-holodilnik-pod-kontrolem-cherez-set.html
Aббpeвиaтypнaя лингвиcтикa гнoceoлoгичecки дeдyктиpyeт иммaнeнтныe кoнcopциyмы, кoтopыe пpeзyмпциpyют cтaгнaции тoлepaнтныx эгaлитapий.

Toair lmer 1 июня 2017 г. 12:52

She went to pieces when she heard it.
http://hacc.ir/forum/showthread.php?tid=191782
http://uae501st.com/forum/index.php?topic=398232
http://genesis.myootp.com/forum/index.php?topic=615447
http://www.forumwireless.com.br/index.php?showtopic=277732
http://www.task-force-international.com/en/forum/suggestion-box/310676-sim

.
<a href=http://labaguette.org.je/forum/viewtopic.php?p=677592>http://labaguette.org.je/forum/viewtopic.php?p=677592</a>
<a href=http://kronosnexus.com.br/index.php/en/forum/economics-and-business-studies/17363>http://kronosnexus.com.br/index.php/en/forum/economics-and-business-studies/17363</a>
<a href=http://canadiansantas.com/index.php?topic=796899>http://canadiansantas.com/index.php?topic=796899</a>
<a href=http://www.erasmusplus.us/index.php?topic=253584>http://www.erasmusplus.us/index.php?topic=253584</a>
<a href=http://aviccimc.com/forum/viewtopic.php?f=27&t=104406>http://aviccimc.com/forum/viewtopic.php?f=27&t=104406</a>


Мой комментарий
captcha