Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   24025  | Официальные извинения    971   99558  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    239   80838 

Единоборства и политическая стабильность

На фоне современного развития смешанных единоборств представляется разумной постановка вопроса о влиянии роста секций MMA[1] на уровень политической стабильности. В частности, отмечается, что в подпольных клубах смешанных единоборств формируется силовое крыло исламистов [11]. В Германии ультраправые группы организуют мероприятия, связанные со смешанными единоборствами, для продвижения неонацистских идей [14].

Хотя корнем проблемы можно назвать подъём радикальных движений (как религиозных, так и националистических), нельзя отрицать, что секции единоборств выступают серьёзными организациями с точки зрения потенциала физической и идеологической подготовки бойцов.

Единоборства как феномен социокультурной жизни набирают популярность среди молодёжи, а вместе с этим и оказывают влияние на умы. В связи с этим важно охарактеризовать влияние боевых искусств на политику.

* * *

Влияние боевых искусств на политику слабо освещается политологами. Наиболее актуальные аспекты рассматриваемой проблематики описываются в медиа, - в частности, распространение радикализма (как исламизма [11], так и неонацизма [14]) в среде занимающихся смешанными единоборствами.

В военно-исторических исследованиях рукопашный бой затрагивался прежде всего в контексте эволюции соотношения роли холодного и метательного оружия в войнах [3, С. 17]. О влиянии развития огнестрельного оружия на трансформацию военного дела писал А. Н. Кирпичников [6]; исследовался вопрос проникновения рыцарских турниров в русскую культуру [1].

Можно отметить политологические и исторические исследования, авторы которых изучали превращение боевых искусств в фактор политической дестабилизации в России [9], Китае [5] и Восточном Тиморе [18]. Примечательны исследовательские работы о роли восточных единоборств в борьбе с дискриминацией в США [13, 15]. Отдельно можно отметить труд Дж. Ная-мл. о «мягкой силе», в котором политолог анализировал боевые искусства как часть «мягкой силы» Японии [17]. Также учитывались труды, посвящённые Древнему Риму [2], Бразилии [12] и Кот-д’Ивуару [16].

* * *

Бои без правил и в целом боевые искусства стали целым пластом современной популярной культуры. Гладиаторские бои можно было бы назвать тривиальным сравнением с современным форматом соревнований по правилам[2] UFC, однако именно они представляют собой ключевой аналог смешанных единоборств как социокультурного феномена. UFC[3] — это новая «мягкая сила» США, и этой же «мягкой силой» обладал Древний Рим. Как отмечает В. А. Горончаровский, «…во времена Римской империи гладиаторские бои появлялись везде, куда распространялись её власть или хотя бы влияние» [3, С. 216].

Хотя смешанные единоборства — индустрия интернациональная, организация UFC базируется в США, и потому сама индустрия во многом ассоциируется с ними и приносит дивиденды именно американской экономике. Популярнее становятся американская культура и американский образ жизни. Восточные единоборства получили популярность именно в рамках американской массовой культуры и в условиях американской либеральной экономики, позволявшей создавать бизнес вне контекста традиционных устоев.

Рукопашный бой во многом представляет собой проявление человеческой агрессии и умения её применять. На протяжении всей истории физическое противоборство представляло инвариант человеческого бытия. В течение практически всей военной истории рукопашная схватка не переставала присутствовать на поле брани, несмотря на технологический прогресс в сфере вооружений, в том числе во время Великой Отечественной войны [7, С. 3]. Хотя рукопашный бой на войне предполагал прежде всего применение холодного оружия, в нём присутствует ключевая категория, характерная и для безоружной борьбы, и для владения мечом, и для штыковой атаки, — использование грубой физической силы.

В стратегическом контексте рукопашный бой вряд ли мог рассматриваться как значимый фактор. Развитие огнестрельного оружия и других средств ведения вооружённой борьбы ограничило пространство применимости его навыков. Однако изобретение лука не снизило значимость рукопашной схватки (на что указывал Ганс Дельбрюк [3, С. 17]]), а прогресс в сфере дальнобойного вооружения не смог полностью нивелировать её присутствие на войне [7, С. 3].

Развитие культуры единоборств наравне с инвариантной ролью рукопашной схватки в развитии воинского искусства свидетельствует о глубокой включённости феномена боевых искусств в пространство общественно-политических процессов. Истории известны случаи, когда школы боевых искусств влияли на политическую стабильность.

Кейс №1. Восточный Тимор

Политическая нестабильность в Восточном Тиморе в XXI в. серьёзно провоцировалась вовлечённостью групп адептов боевых искусств в политику, а также их преступной деятельностью. Члены таких сообществ практикуют различные виды единоборств: каратэ, пенчак силат, дзюдо или таэквондо [18, P. 123-125]. Их отличает высокий уровень политической активности, что крайне негативно сказывалось на состоянии институтов в Восточном Тиморе. В частности, членов этих организаций использовали для «политического запугивания, нападения на врагов и обеспечения безопасности политических партий» [18, P. 122].

Группы адептов боевых искусств сыграли значимую роль в кризисе 2006 г., который привёл к тотальной дисфункции государства и привлечению миротворческого контингента для стабилизации ситуации [18, P. 121–122]. Впоследствии правительство Восточного Тимора стало регулировать сферу боевых искусств, а затем и вовсе запретило деятельность трёх групп, занимающихся единоборствами [18, P. 124–125].

Кейс №2. Китай

На фоне проникновения иностранного капитала в Китай, которое обеспечивало интересы прежде всего иностранцев [5, С. 31], двух опиумных войн [5, С. 16], целью которых было распространение наркомании в Китае, а также активной и не вполне благовидной протестантской и католической миссионерской деятельности [5, С. 16–19] возникало недовольство китайцев своим угнетённым положением и засильем иностранцев. Это недопольство выражалось в нападениях на иностранных поданных и граждан, христианские общины, а также на китайцев, принявших христианство.

В таких условиях активизировалось «множество стихийно сформировавшихся отрядов», отличительной чертой которых были религиозно-мистические практики и занятия боевыми искусствами [5, С. 57]. Данные организации стали устраивать массовые убийства иностранцев, а также китайцев. Эти нападения совершались во многом по религиозному признаку: ихэтуани атаковали христиан.

В результате за этими погромами последовал ввод иностранного контингента из 8 стран.

Кейс №3. Россия

Долгое время рукопашная форма борьбы доминировала в арсенале воинов Руси. Использование различных видов метательного оружия составляло важную часть тактики и воинского искусства, но даже появление огнестрельного оружия лишь несколько снизило ее значение [6, С. 76].

Владение холодным оружием было ключевым элементом военной подготовки. Кроме того, активно развивались кулачные бои, т. к. подобные развлечения рассматривались на Руси как важный способ тренировки воинов, проверки бойцовских умений и силы воли мужчин [9, С. 330]. Практически заимствовались даже рыцарские турниры — т. н. «игры» или «игрушки». Это были «воинские турнирные игры», которые представляли собой форму развлечения и проявления удали воинов [2, С. 106-110].

Постепенно огнестрельное оружие стало уменьшать необходимость рукопашной схватки. Хотя штыковая атака времён Суворова была мощным элементом воинского искусства русских, технологический прогресс постепенно уменьшал границы применения рукопашного боя.

Сначала кулачные бои не поощрялись только церковью [9, С. 330]. Однако на фоне уменьшения рамок значимости для войны навыков рукопашной схватки российское государство как минимум с XVII в. и до начала XX в. стремилось регулировать и запрещать кулачные бои, которые часто приводили к нарушению закона и дестабилизации обстановки [9, С. 330–333].

 В XX в. кулачные бои во многом растворяются в среде активного наращивания в Советском Союзе спортивной деятельности [9, С. 334]. При этом нельзя не вспомнить о запрете занятий каратэ в СССР, что было не лишено логики: секции восточных единоборств — во многом идейные течения, которые в государстве с единственной идеологией и единственным одобренным философским подходом были в определённой степени неуместны и вызывали вопросы с точки зрения обеспечения политической стабильности.

Отдельно можно отметить субкультуру т. н. «люберов», которые в последнее десятилетие существования СССР, хотя и не являлись фактором политической жизни, относясь прежде всего к категории правонарушителей и преступников, вызывали волнения, провоцируя массовые драки и беспорядки [8].

Таким образом, нельзя игнорировать риски политической нестабильности из-за увеличения популярности смешанных единоборств. Однако это не означает, что нужно запрещать какой-либо вид спорта или активной деятельности. Известны примеры позитивной роли боевых искусств в общественно-политической жизни. В частности, развитие боевых искусств может сопрягаться с трендами демократизации.

Кейс №4. Соединённые Штаты Америки

Восточные единоборства как культурный феномен в США были связаны с борьбой c дискриминацией [13, P. 10] [15, P. 7]. Обучение самообороне было популярно среди афроамериканцев и способствовало физическому и социокультурному раскрепощению лиц, подвергавшихся дискриминации. Боевые искусства (в т. ч. как культурный феномен) способствовали борьбе афроамериканцев за свои права, «ментальной и культурной деколонизации» [13, P. 10, 117].

Единоборства давали чувство уверенности белым жителям южных штатов, исторически опасавшимся насилия со стороны американского правительства [15, P. 7]. Жизнь Элвиса Пресли показывает, что белые южане, чья идентичность отчасти строилась на страхе перед угнетением со стороны более могущественных социальных сил, воспринимали боевые искусства как способ защиты своих прав [15, P. 2]. Впоследствии Э. Пресли инкорпорировал элементы боевых искусств в свои выступления и фильмы [15, P. 4–7]. Таким образом, культура единоборств в США конструировала идентичность, связанную с защитой прав, воздействуя на культурное восприятие предпочтительного поведения в рамках продвижения инклюзивных ценностей в массовой культуре.

В это же время в рамках развития своей концепции «мягкой силы» США Дж. Най-мл. говорит о боевых искусствах Японии. Описывая их в терминах «мягкой силы», он замечает, что самозамкнутость японской культуры и её исторический опыт не позволяют ей раскрыть потенциал своей культурной и политической привлекательности [17].

Популяризация восточных единоборств в американской массовой культуре имела сильный либеральный посыл, который поднял вопросы потребности дискриминируемых групп в защите своих прав. Образ воинственности важен с точки зрения американской либеральной идентичности, и единоборства — один из инструментов продвижения этого способа самоидентификации.

Безусловно, клубы единоборств могут быть источниками нестабильности и в США. Однако описываемый американский кейс представляет интерес именно с точки зрения свидетельства о том, что единоборства могут быть крайне полезны для развития инклюзивных, антирасистских ценностей, а не исламистских или неонацистских идей.

Можно отметить, что генеральный директор и президент UFC Дана Уайт, будучи союзником Д. Трампа, активно способствовала выдвижению его кандидатуры на пост президента [19].

* * *

Таким образом, боевые искусства как социокультурный феномен могут оказывать воздействие на политические процессы и прежде всего на политическую стабильность. Более того, адепты боевых искусств вносили свой вклад в политическую борьбу, будь она негативной - ориентированной на дестабилизацию, или позитивной - направленной на защиту прав и свобод.

Известны по крайней мере три случая, когда секции единоборств активно участвовали в подрыве устойчивости общества. Группы адептов боевых искусств в Восточном Тиморе в XXI в., тайные общества «боксёров» в Китае в конце XIX – начале XX в. и участники кулачных боёв в России в период с XVII в. до XX в. становились зачинщиками беспорядков, совершали насильственные преступления, провоцировали социальную напряжённость и способствовали эскалации насилия до уровня угрозы национальной и даже международной безопасности. При этом США дают пример позитивного влияния развития восточных единоборств на борьбу с расовой дискриминацией.

Разумеется, приведенные примеры не единственные эпизоды влияния сферы боевых искусств на политику и политическую стабильность. Так, в Бразилии капоэйристы в конце XIX в. использовались партиями для запугивания избирателей [12, P. 4], а в Кот-д’Ивуаре в конце 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. в условиях социально-экономического и политического кризиса активизировались молодёжные банды, на субкультуру которых сильное воздействие оказали фильмы про кунг-фу [16, P. 8–10]. Не стоит забывать и то, что восстанию рабов под предводительством Спартака начало положили именно гладиаторы [2, С. 167].

В целом единоборства, хотя и относятся к спортивному измерению жизни человека, как социально-культурный феномен всё же включены и в пространство политических процессов, равно как и в актуальную повестку дня политической жизни. В своём толковании понятия политического Карл Шмитт придавал первостепенное значение именно категории «борьба» как онтологической первопричине политической сферы [10, С. 307–308]. Борьба требует «борцов» — тех, чьё противопоставление друг другу будет рождать саму борьбу. Она требует «друга» и «врага», «себя» и «иного». Арена смешанных единоборств так же, как и футбольное поле, может отражать столкновение «себя» и «иного», а значит, и политическую борьбу, которая может как выйти на уровень улиц, так и достичь масштаба международных конфликтов (доказательством чему является «футбольная война» между Сальвадором и Гондурасом).

Государству следует обратить внимание на возможные риски, которые могут быть связаны с ростом и развитием «бойцовских клубов». Это особенно актуально на фоне проникновения исламистов в секции единоборств [11]. Рассматриваемая проблема требует решения в рамках борьбы с нелегальной миграцией и радикализмом, которые обостряют межэтнические противоречия и создают почву для роста националистических течений.

При этом не следует принимать каких-либо запретительных мер в отношении развития единоборств. Боевые искусства или другая физическая активность, равно как и соответствующие организации, нельзя характеризовать как нечто неизбежно и априорно негативное. Это инструмент, который может использоваться как для самосовершенствования человека, - а значит, и для общественного блага, так и во зло интересам общества и правам человека.

Можно рекомендовать реализацию мер контроля и мониторинга в отношении функционирования данных клубов. Действия по контролю и обеспечению транспарентности в сфере деятельности секций смешанных единоборств уже озвучивались и предлагались в медийном пространстве [1], что свидетельствует о восприятии российским обществом данных мер как необходимых. Спорт должен развивать ценности (например, уважение и самоконтроль [14]), но они должны быть в разумной мере дистанцированы от политики и идеологии.

Литература

1. Васин П. Игрушки русских рыцарей // Родина. 2003. № 11. 
2. Горончаровский В. А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. (Серия «Militaria Antiqua», XIII).
3. Дельбрюк Г. Всеобщая история воинского искусства /пер. с нем. В. А. Авдиева, А. К. Рачинського. М.: Эксмо, 2008. 
4. «Запрещённый приём»: Кого винить в смерти участника СВО? // Телеканал Царьград. VK Видео. URL: https://vk.com/video-75679763_456302101 (дата обращения: 01.06.2024).
5. Калюжная Н. М. Восстание ихэтуаней (1898-1901) / Отв. ред. В.Н. Никифоров. М.: Наука, 1978. 
6. Кирпичников А. Н. Военное дело средневековой Руси и появление огнестрельного оружия // Советская археология. № 3. 1957. 
7. Климов Т. И., Шатров П. Т. Рукопашный бой. Сталинград: Областное книгоиздательство, 1942. 
8. Купина А. “Он отделает любого теоретика кунг-фу”: как быть советским любером // Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 2022. № 22.
9. Сапунков А. А., Фоменко А. А. История запретов и регулирования кулачного боя в законодательстве России XVII – начала XX вв. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). 
10. Шмитт К. Понятие политического. Пер. с нем. / Под ред. А.Ф. Филиппова. СПб.: Наука, 2016. 
11. Эксперт: Силовое крыло ваххабитов прорастает в сетях подпольных поп-ММА клубов // Взгляд. Деловая газета. - https://vz.ru/news/2024/7/1/1275712.html?ysclid=ly4rn2hzjx502766374 (дата обращения: 02.07.2024).
12. Assunção M. R. Capoeira: From Slave Combat Game to Global Martial Art. Oxford Research Encyclopedia of Latin American History. History of Brazil, 1824–c. 1880, Afro-Latin History, Cultural History, Social History, Urban History. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2019.
13. Aziz M. K. Built with Empty Fists: The Rise and Circulation of Black Power Martial Artistry During the Cold War, Ph.D. diss., Ann Arbor (MI): University of Michigan, 2003. 
14. Edmondson C. How Germany’s Extreme Right Seized on the Martial Arts Scene // The New York Times. - https://www.nytimes.com/2023/09/17/world/europe/germany-far-right-mma.html?ysclid=lykikmhp1p74342638 (дата обращения: 13.07.2024).
15. Hagood T. Elvis and Karate in Southern Poor White Performance // Studies in Popular Culture. 2004. Vol. 26. No. 3. 
16. Jedlowski A. The Ziguéhi Movement and the Afterlives of Kung fu Films in Abidjan* // Ethnos. - https://doi.org/10.1080/00141844.2021.1907432
17. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2005.
18. Pawelz J. Security, Violence, and Outlawed Martial Arts Groups in Timor-Leste // Asian Journal of Peacebuilding. 2015. Vol. 3 No. 1. 
19. Regalbuto G. Who is Dana White? UFC president to speak, introduce Donald Trump at Republican National Convention // Fox News. 2024. 18.07. - https://www.foxnews.com/sports/who-dana-white-ufc-president (дата обращения: 22.07.2024). 

 

[1] Mixed Martial Arts (MMA) – смешанные боевые искусства (англ.), известны как «бои без правил», так как участникам разрешено применять все приемы, кроме запрещенных (прим.ред.).

[2] Unified Rules of Mixed Martial Arts – единые правила смешанных боевых искусств (прим. ред.).

[3] The Ultimate Fighting Company (UFC) – американская компания по продвижению смешанных боевых искусств (прим. ред.)

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha