доктор философских наук, главный научный сотрудник, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук
Ильенков понимал природу и основные тенденции развития общества "реального социализма" лучше, чем кто-либо другой из советских философов. Трагедия Ильенкова была тройственной. Во-первых, он как настоящий марксист искал истину и нашел ее, а потому был популярен среди советских философов, чего официальные марксисты не могли ему простить. Во-вторых, он не мог писать и говорить о проблемах и противоречиях "реального социализма" открыто и вынужден был делать это иносказательно. В-третьих, он не мог перейти от своей революционной философии к такой же революционной практике. Его вклад в понимание советского социализма актуален.
Показано, что в СССР и других социалистических странах шла борьба двух способов производства: прежнего капиталистического и зарождающегося, становящегося коммунистическим. Эта борьба продолжается в настоящем и будет продолжаться в будущем до тех пор, пока коммунизм не установится окончательно в глобальном масштабе. В СССР было и будет необходимо в будущем сознательное, настойчивое, планомерное, поэтапное всеобщее формирование коммунистического способа производства во всех трех подразделениях человеческого производства: в производстве средств производства, в производстве потребительских товаров и воспроизводства человека.
Показано, что началом демонтажа СССР был XX съезд КПСС, который не стал исходной точкой восстановления ленинского характера партии и ленинской политики, ленинского отношения к рабочему классу, к «массам» и «маленькому человеку». На съезде не был дан марксистский анализ проделанного партией и обществом пути, тех результатов, с которыми партия и советское общество оказались в 1956 г, в т.ч. т.н. «сталинских репрессий» и их последствий. Прежняя политика была не только продолжена, но и развита. Советы оставались декорацией, верхушка партии вне контроля партии, а партия вне контроля трудящихся, включая беспартийных. Демонтаж СССР как государства закончился в 1991 г. Демонтаж СССР как идеи и первой, несовершенной модели справедливого общества продолжается до сих пор и не может быть завершен в принципе. Как мечта СССР жив, и когда эта мечта снова станет мечтой «масс», он возродится.
№ 4/2024
Декабрь / 2024
Архив
выпуск журнала
Подписаться на нас прямо сейчас
Все записи
Разные маршруты «третьего пути»: дистрибутизм и гуманистическая экономика Вильгельма Рёпке
Концепция «третьего» – срединного – пути между капитализмом и социализмом …
Операция «Валькирия»: от «заговора мятежных генералов» к «восстанию совести»
Показана эволюция основных научных интерпретаций роли заговора немецких военных против …
Церковь как политическая партия: Украинская автокефальная православная церковь и националистическое движение в УССР в 1920-е гг.
Проанализированы связи религиозного автокефального движения в Украинской православной церкви с …
Образ Болгарии в российском консервативном общественно-политическом дискурсе в годы Первой миро-вой войны
Рассмотрены формирование и эволюция образа Болгарии в российском консервативном дискурсе …
От Верхней Вольты к Буркина-Фасо: опыт социально-экономической модернизации страны правительством Тома Санкары (1983-1987)
В статье проанализированы внутренний политический курс революционного правительства Тома Санкары …