Об основных вопросах китаизации марксизма    0   478  | Мировоззренческий универсум Дэн Сяопина    1   561  | Марксистская философия в современном Китае. Состояние и тенденции исследований    0   1078 

Марксистская философия в современном Китае. Состояние и тенденции исследований

К.Маркс считал философию «экстрактом духа эпохи», «живой душой цивилизации». Но, когда в практике общественной жизни человечества произошли крупные изменения, возникшая более 150 лет назад марксистская философия не выдвинула новых теоретических обобщений и выводов; в особенности ортодоксальная марксистская философия сложилась в Китае. Находясь под серьезным влиянием советской «сталинской философской системы», которая исказила подлинный облик марксистской философии, она далеко отклонилась от духовной сущности философии Маркса, сильно разошлась с «духовным экстрактом эпохи». Поэтому утверждение современной эпохи, утверждение китайских культурных традиций и практики реальной жизни, глубокое изучение особенностей и духовной сущности марксистской философии, исследование ее новых форм - миссия, от которой нельзя отказаться.

С 1978 г. теоретические исследования и практические поиски идут в условиях социализма с китайской спецификой. Основываясь на критике «сталинской» системы философии, китайские философы-марксисты стали размышлять над тем, что такое философия вообще и марксистская философия в частности. Стремясь заново разобраться в учении Маркса, они обогащали марксистскую философию учетом крупных вопросов современности. В ходе изучения возможности создания новых форм марксистской философии XXI века уже появились ростки новых форм марксистской философии. Их анализ с точки зрения изучения конкурентоспособности марксистской философии и ее новых инновационных путей показывает состояние и тенденции развития современной китайской марксистской философии.

 

1. Марксистская философия как «диалектический материализм»

Этот проект отстаивает традиционную «систему учебников», когда за образец берется курс диалектического и исторического материализма, созданный в 30-х годах ХХ века в СССР, по которому понимание марксистской философии сводится к единству материализма, отражающему существование материального мира, и диалектики, отражающей закономерности движения материального мира. Представители этого проекта считают предметом философии безграничный материальный мир; поскольку же марксистская философия является научным мировоззрением, она может быть лишь мировоззрением диалектического материализма. История общества является в нем лишь ограниченной областью движения мироздания, её крайне непродолжительным этапом, поэтому взгляд на историю может быть лишь распространением диалектического материализма, а теория практики - лишь небольшая часть взгляда на историю и поэтому является составной частью диалектического материализма.

Хотя этот проект и готов воспринять результаты новых исследований, в основном он отстаивает взгляды традиционных учебников. В силу консервативности и еще больше в силу присущих ему внутренних противоречий он подвергается очень серьезной и резкой критике. Его оппоненты указывают, что этот проект представляет философию как «знание», аналогичное научной теории, причем разделяет «взгляд на природу» и «взгляд на общество и историю», в нем отсутствует практический подход, гуманизм. В этом проекте присутствует лишь «человек с большой буквы», но не отыщешь «человека», живущего в конкретной исторической обстановке.

Подобную философию называют «бессодержательным  местом для учения о человеке», ибо, хотя она и говорит о нем, часто игнорирует целый ряд субъективных факторов, связанных с ним, в особенности иррациональные и психологические. Эта философия игнорирует субъективность человека и его роль, делает чрезмерное ударение на определяющей, ограничивающей роли материального мира по отношению к человеку, игнорирует роль выбора, созидания и творчества в жизни человека, определяет все ценности человека, его свободу и  создание идеального мира теорией законов, детерминизмом.

Эта философия пропагандирует необходимость, но игнорирует случайность, делает упор на определенности, но оставляет без внимания неопределенность, пропагандирует точность, но игнорирует неточность… Критики указывают, что эта философия – не одного порядка с философскими текстами Маркса: так, проблемы человека, общественно-исторические проблемы, а также проблемы общественной практики не являются в марксистской философии классовыми, частными вопросами. В философии Маркса они носят всеобщий принципиальный характер, пронизывают ее всю.

Теория относительности, квантовая механика, теория сложных систем, выдвинув на авансцену науки проблемы субъективности, релятивизма, случайности, сделали недостатки этого проекта намного очевиднее. Не учитывая человека и его практическую деятельность, не рассматривая проблемы под углом зрения субъективности, не придерживаясь этого принципа в философии, не принимая во внимание релятивизм и случайность, нельзя создать целостную картину мира и предоставить для его преобразования эффективное теоретическое оружие.

 

2. Марксистская философия как учение о человеке.

Учитывая принципиальный недостаток «системы традиционных учебников», которая игнорирует человека и практику его общественной жизни, некоторые ученые стараются разъяснить отношения между марксистской философией и учением о человеке. По их мнению, исходным пунктом марксистской философии является «человек, осуществляющий практическую деятельность», деятельность реального человека является основой практики, а «человек является наивысшей сущностью». Учение о человеке имеет внутреннюю, сущностную связь с марксистской философией и поэтому надо заново осмыслить идеи Маркса о человеке. Некоторые прямо заявляют, что учение о человеке и есть марксистская философия, что человек является ее исходным пунктом, сердцевиной, итогом и единственным объектом изучения марксистской философии, что она не имеет иного содержания, кроме изучения человека и не исследует ничего, кроме человека.

Сторонники этой точки зрения указывают, что «учение о человеке» – это голос и зов эпохи. По их мнению, современная философия должна стремиться обращать внимание на жизненный мир людей, делать упор на понимание человека, уважение к нему, его преобразование. Более того, проблема человека является центральной во всей современной философской теории и поэтому необходимо, исходя из конкретного, исторического, живого «человека», заново разобраться в марксистской философии и заново сформулировать марксистское учение о человеке, отражающее дух эпохи.

Рассмотрение марксистской философии как учения о человеке позитивно. В конце концов, теоретическое учение, в котором человек выступает как высокая духовная абстракция, должно понимать его как основу и как цель. Оно должно стать учением, где «все делает человек» и «все делается для человека». Если философия «теряет» человека, отклоняется от его природы и целей или же не касается его интересов, потребностей и желаний, она лишается своей основы, и ее намерения вызывают большие вопросы. Крайне левая практика коммунистического движения, по которой «голодный желудок делает революцию» и «лучше социалистическая сухая трава, чем капиталистические молодые побеги» является доказательством от противного.

Конечно, знак равенства между марксистской философией с учением о человеке создает очевидные трудности. Научная критика этой позиции идет с двух сторон: считающие философию обобщением наук о природе, обществе и человеческом мышлении полагают, что ее нельзя отождествлять с учением о человеке, так как оно находится внутри нее: это отношение целого и части, их нельзя ставить на одну доску. Другие ученые считают, что рамки учения о человеке слишком широки, так как включают философию, различные разделы естественных наук, общественные и гуманитарные науки. Кроме того, сторонники традиционного проекта считают, что «подобная точка зрения выводит мировоззрение (онтологию) и взгляд на природу за рамки марксистской философии, когда полностью отождествляет учение о человеке и философию, в результате уничтожает и философию и учение о человеке» [8].

 

3. Марксистская философия как «практический материализм».

В современном Китае наиболее влиятельный проект в области философии - использование для замены «сталинской» системы, т.е. системы учебников «диалектического и исторического материализма», системы «практического материализма».

Ее сторонники на основе нового прочтения классических текстов Маркса (особенно «Тезисов о Фейербахе» и «Немецкой идеологии») указывают, что в последнем он выдвинул термин «практический материализм», а в «Тезисах о Фейербахе» ясно указал на «человека» и практику «человека». Используя этот довод, они критикуют разделение марксистской философии на диалектический и исторический материализм, поскольку в них используются  взгляды домарксового старого материализма, который выхолащивает практику, которую Маркс подчеркивал, избегают и проявляют безразличие к «проблеме человека» и «субъективности человека» и т.д.

Они считают, что сущностью нового мировоззрения марксистской философии является основанное на субъекте (человеке) и его практике понимание,  познание и изменение мира. Согласно этому взгляду, практика - принципиальная форма существования человека, сущность общественной жизни. Данный подход не только рассматривает практику как объект, но и превращает формы практики человечества в формы собственного сознательного мышления; подчеркивает, что марксистская философия не только «научно объясняет мир, но и революционно изменяет мир»[1]. Сторонники «практического материализма» также считают, что практический материализм не отбрасывает диалектический материализм, утверждают, что его система включает «всестороннюю теорию отражения», «научный взгляд на историю» и «ценностный взгляд нового типа».

Есть ученые, которые делают практический материализм философской основой теории Дэн Сяопина о социализме с китайской спецификой[2] [7]. Конечно,  различия  в  понимании   сути  практического материализма значительны. Так, некоторые ученые, - например, Ян Гэн, полагающий, что «практика формирует основу существования и развития человеческого общества, его подлинную сущность» [10], - говорят об онтологии практики, теории основы посреднической практики (практика – посредник и мост, связывающей мышление и бытие, субъективное и объективное), теории материальной основы практики (сущность революции Маркса в философии заключается в понимании практики как реальной материальной основы сознания, когда, основываясь на практике, объясняют сознание и все философские проблемы), монистической теории практики, теории практики как сердцевины и т.д..

Возрождение  «практического  материализма»  восстановило необходимое место категории «практика» в марксистской философии, подчеркнуло значение принципа единства теории и практики, нанесло сильный удар по «догматизму» и «начетничеству» и привело к появлению большого количества ценных мыслей. Но инновационный проект «практического материализма» встретил немало возражений.

Некоторые ученые выступили против замены «диалектического и исторического материализма» «практическим материализмом», полагая, что основополагающими взглядами марксистской философии являются материализм и диалектика, а практика - лишь один из её базовых принципов. Другие подчеркивают, что практика и материализм являются основными идеями марксистской философии, не существующими в отрыве друг от друга; практика и материализм находятся в органическом единстве, что является концентрированным выражением сущности марксистской философии. Есть ученые, считающие «практический материализм» ранней идеей Маркса, не способной поэтому передать весь облик марксистской философии,. Более того, некоторые ученые отмечают: практический материализм изменяет требованиям антропологического учения, на которые обращает внимание Маркс... В «практическом материализме» существует тенденция к солипсизму, в результате легко может произойти смешение с прагматизмом, и «практический материализм» может утратить традиции материализма и превратиться в идеализм.

 

4. Марксистская философия как «практический антропологизм».

 

Проект «практического антропологизма» близок к «практическому материализму», но его инициаторы не удовлетворены термином «практический материализм». Они полагают, что теория практики – это теория ценностей человека, и настаивают на необходимости исходить из субъекта практики – человека, чтобы наглядно представить антропологические идеи Маркса.

Логика «практического антропологизма» состоит в следующем: «материализм» есть теория, где детерминантом выступает материя, это не антропологическая философия, а марксистская философия является философией реального человека и его исторического развития, поэтому ее следует называть «практическим антропологизмом» или же «практическим гуманизмом».

Проект предлагает взять за основу выдвинутый Марксом взгляд на «практику» и признает человека подлинным субъектом философии. Обращая внимание на отношение мышления и бытия, он выделяет четыре раздела этих отношений: «раздел о противоречиях», «раздел об объекте», «раздел о субъекте», «раздел о единстве субъекта и объекта». Приоритет отдается идее о том, что только при непрерывном развитии человеком как субъектом творческих сил и при осуществлении им практической деятельности по преобразованию объекта возможно разрешение противоречий между мышлением и бытием[3] [1].

Точно так же, как при анализе проектов «учения о человеке» и «практическом материализме», надо признать внимание «практического антропологизма» к человеку и его практике разумной и ценной идеей. Но этот проект вызывает острую критику; так, отмечается противопоставление им «материализма» и практики людей, что лишает его силы убеждения. Формы построения системы этого проекта (от «раздела о противоречиях», «раздела об объекте», «раздела о субъекте» и до «раздела о единстве субъекта и объекта») соответствуют поворотам западной философии нового и новейшего времени, что не позволяет говорить, что он воплощает инновационность марксистской философии. Подчеркивается, что он игнорирует место исторического материализма в марксистской философии.

 

5. Марксистская философия как исторический материализм.

Некоторые ученые считают, что в историческом материализме лежат причины создания Марксом эпохальной философии, что, кроме него, Маркс не создал никакой другой философии. Другими словами, именно исторический материализм является марксистской философией.

Сторонники этого подхода утверждают, что Маркс конкретизировал «практику» в практику производственного труда и на этой основе - в практику человечества и благодаря этому создал исторический материализм. По их мнению, только современная практика, в основе которой лежит материальное развитие конкретного исторического и реального общества, является подлинным началом нового мировоззрения Маркса. Материализм Маркса раскрывает движение истории человечества через движение экономики; смысл «нового прочтения Маркса», «возвращения к Марксу» – не простое комментирование его текстов Маркса, а новое выяснение ценности его идей в соответствии с движением истории современного общества.

Вслед за прогрессом науки и техники, развитием общественной практики, из-за того, что промышленная цивилизация Запада вызвала широкое противостояние человека и человека, человека и вещей, человека и природы, «отчуждение человека», «месть природы», «конфликт цивилизаций», «тяжелое положение с культурой», появились проблемы всеобщего характера. Как овладеть общими закономерностями развития истории и выбрать путь развития Китая, отвечающий его условиям? Как разрешать общественные противоречия, творчески реформировать существующую структуру, осуществить свободное всестороннее развитие человека и общества? Эти проблемы становятся очевидными при обсуждении взглядов на историю, и марксистская философия обращает на них внимание, выступая в качестве «исторического материализма».

Проект «исторического материализма» критикуют за предпочтение одной стороны в ущерб целому. Так, если марксистская философия есть исторический материализм, то куда помещать ее взгляд на природу, диалектику, гносеологию, теорию ценностей? Как их поместить в систему? Столкнувшись с подобной критикой, сторонники проекта выдвинули понятие «исторического материализма» в широком смысле, чтобы им объяснять философские системы, связанные с существованием Вселенной, природы и общества. Но можно ли создать «исторический материализм в широком смысле»? Если в самом его содержании произошел выход за пределы общественно-исторического подхода, то какой смысл придерживаться категории «исторический материализм»?

 

6. Марксистская философия – это философия существования.

Некоторые ученые считают, что «философия существования», когда «учатся существовать, учатся быть человеком», есть «одно из удачных выражений современной философии», а Маркс - один из главных инициаторов поворота к ней в современной западной философии. Содержащиеся в его теории существования практики диалектические идеи и критическая позиция имеют важное значение для нашего понимания проблем существования современного человечества и их разрешения.

«Теория существования указывает на деятельность человека в его собственной жизни и на осознание ее, а также на проявление жизни человека, в философии, собственно говоря, существование человека относится к философии и занимает в философии принципиальное место» [9]. С нового времени способы существования человечества приобретают все более абсурдный характер, и оно сталкивается с угрозами своему существованию. На основе метафизического самоанализа произошедших изменений в современной философии произошел поворот к теории существования. Это означает необходимость нового возрождения в философии идейной природы самого сознательного и свободного понимания и критики.

Философия существования стремится добиться, чтобы существование человека было полным и светлым. Оно не должно определяться лишь материальными инстинктами и состоять только из элементарных знаний и простого житейского опыта, тем более без присутствия в его жизни разума и разгула иррационального. Напротив, необходимо занимать осмысленную и критическую позицию по отношению к явлениям вещизма и отчуждению человека, частым в повседневной жизни, чтобы главной темой стали философские идеи «существования». Возможность достижения подобной цели зависит от постоянного отрицания достигнутых результатов жизненной деятельности человечества и их преодоления, т.е. людям следует непрерывно вторгаться в жизнь и заниматься инновациями. Миссия философии и ее эффективность, говоря словами Маркса, состоит в том, чтобы «мир познал самого себя и «в критике старого мира обнаружить новый мир».

Философия существования пытается создать новые, исторические рациональные принципы развития, т.е. отбросить такие идеи развития, где речь идет только о беспредельном увеличении материальных желаний, заимствовании вещей извне, и утвердить другой взгляд на развитие, который рационально соответствует природе и мыслям человека, благоприятен для его творческих возможностей, обогащения его природы, усовершенствования личности и обогащения смысла жизни.

По мнению критиков, вопросы существования важны, но философия является «живой душой человеческой цивилизации», «экстрактом духа эпохи», поэтому, кроме интереса к проблемам существования, необходимо больше внимания обращать на развитие, духовную свободу, улучшение человека как личности. Другие считают, что философия находится в неразрывной связи с чувственным существованием человека и потому растворяется в прикладных науках и обычном опыте и переживаниях масс. В силу того, что философия существования имеет некоторое сходство с «философией жизни», по отношению к ней выдвигают те же критические замечания.

 

7.  Марксистская философия как «философия жизни».

«Философия жизни» выдвинута на основе философского разъяснения понятия «жизнь» (т.е. процесса самопроизводства человека) и претендует на роль наиболее подходящей формой современной философии. Она возникает благодаря «разрыву» отношений между философией и жизнью и определению нового понимания понятия «жизнь» в качестве логической отправной точки этой философии и отношениям между философией и жизнью в качестве ее основного содержания» [2].

Согласно «философии жизни», жизнь - всеобъемлющее понятие, вмещающее всю деятельность человека: материальную и духовную, повседневную и не повседневную, частную и общественную и т.д. Содержание жизни указывает на процесс самопроизводства человека, ибо вся его деятельность направлена на свое (вос)производство и обогащение, т.е. на обогащение индивидуальности человека и его всестороннее развитие.

«Философия жизни» делит отношения между философией и жизнью на две стороны: во-первых, на отношения между философией и жизнью философа, то есть между философом и способом его бытия. Другими словами, философия есть именно жизнь философа, его судьба, способ бытия или способ реализации ценностей. Такой философский взгляд отличается от тенденции обожествления философии как всемогущего наставника и тенденции вульгаризации философии (ее политизации и утилитаризации). Поскольку философия является жизнью философа, философская деятельность не может выходить за рамки мира жизни; поскольку философия является судьбой и способом существования философа, она не только средство (проявление отчуждения), но и сама цель.

Во-вторых, отношение философии и рода жизни, или мира жизни. Философия занимается не отдельными, несущественными проблемами мира жизни, а теми, которые имеют всеобщий или принципиальный характер, или, как обычно говорят, связанные с духом эпохи. Бытие философии в принципе имеет не познавательный, а деятельностный (результативный) характер, это не бытие знания, а бытие деятельности, бытие функциональности. Философия – не только знание, но прежде всего деятельность; когда философия изучает деятельность, это не только размышления о конкретных науках, а участие в жизни, жизненный опыт и жизненные переживания. Философ не должен быть только «сторонним наблюдателем» жизни, а должен участвовать в жизни [3].

«Философия жизни» следует тенденциям, которые с 80-х гг. присутствуют в исследованиях, связанных с учением о человеке, практическим материализмом, историческим подходом, теорией ценностей, и использует достигнутые ими результаты. Она пытается проводить их в жизнь и разъяснять то, что философия есть способ бытия человека и одновременно существует в мире реальной жизни, она – одна из сфер общественного разделения труда.

Конечно, многие вопросы требуют изучения и доказательств. К примеру, «жизнь» – это повседневное обычное понятие, оно присутствует повсюду, и в то же время для него характерно множество различных интерпретаций, поэтому как выявить философскую сущность и смысл этого понятия? Как раскрыть его отношения с другими философскими понятиями? И еще: почти все теоретические и практические науки говорят о «жизни». Какой же способ разговора о «жизни» может считаться «философией жизни»? И, поскольку такой разговор неизбежно касается практики, то как решать проблему отношения между жизнью и практикой? Если они тождественны, то зачем тогда отбрасывать «философию практики» и выдвигать «философию жизни»? Если же они нетождественны, то в чем различие между ними?

 

8. Марксистская философия – это «философия ценностей».

Некоторые ученые, включая автора данной статьи, считают, что система, излагаемая в традиционных учебниках по марксистской философии, интересуется поиском истины, но игнорирует человека, субъекта, ценности, практику. Духовная сущность марксистской философии состоит в отрицании и критике, объяснении и излечении реального мира. В связи с выдвижением на передний план проблемы ценностей, в особенности из-за широкого и глубокого кризиса ценностей, мы считаем, что марксистская философия является главным образом философией ценностей, или же критичная по отношению к жизни человека в обществе философия ценностей есть квинтэссенция марксистской философии [5]. Эта тенденция очевидна при раскрытии Марксом своих главных тем (например, отчуждения и гуманизма, теории прибавочной стоимости при капитализме и критике его),.

Марксистская философия, выступая как философия ценностей, тем самым согласна с сущностью философского учения о человеке. Это отзвук идей «человек – это цель», «человек как основа», требование возвращения к жизни, практике человека. Такая интерпретация марксистской философии не только означает поворот в проблематике философии, но и отражает более высокие стремления к пониманию человеком самого себя и мира. Построение философии в соответствии с платформой и методами изучения философии ценностей стимулирует крупные, революционные изменения в философии, открывает новые пути в ее реформировании и развитии.

Прежде всего, философия – это не «как бы наука» или же «научное мировоззрение, в основе которого научные модели», и не только «мировоззрение» в узком смысле: ее основное содержание – это взгляд на жизнь и ценности, имеющий отношение к вере, убеждениям, идеалам людей.

 Основываясь на идеях «человек как основа», «человек как цель», размышляя об отношениях между человеком и обществом, телом и разумом, построение учения, где они представляют внутреннее единство – это основная миссия философии, являющейся экстрактом духа эпохи. Подобная задача требует от философии, особенно марксистской, заново объединить разделенные взгляды на природу, общество, жизнь человека, ценности и построить комплексную, единую «стройную цельную философию».

Кроме того, в ней основные структурные элементы теории марксистской философии станут объектом новых размышлений. Старая композиция разделенных взглядов на природу, общество и историю, онтология, гносеология и теория ценностей будут разрушены, и появится новое единство. Конечно, это будет не более чем возвращением к подлинному облику философии.

В истории философии философия - не только «естественная мудрость», стремящаяся лишь разгадать загадки мира, внутренне она является «практической мудростью», «жизненной мудростью», которые указывают на преобразование мира и обращают внимание на заблуждения в человеческой жизни. В конечном счете она занимает сердцевинное, контролирующее место. Поэтому при существовании этой интегрированной философской мудрости в марксистской философии не должно появляться разделение на взгляды на природу и на историю, на «основы философии» и различные дисциплины (например, этика, эстетика, социология науки и техники и т.п.).

Утверждение марксистской философии в качестве учения о человеке, явное место, занимаемое в ней теорией практики и теорией ценностей, приводят к изменению присущих ей роли и методов мышления. Происходит поворот от мышления на основе объекта, непосредственного восприятия, бытия сущности к мышлению, основанному на практике, субъекте, отношениях. Главные особенности этого нового метода мышления - в требовании такого мышления, какое существует в жизни человека, где его мышление, логика не являются игрой в понятия, оторванные от жизни и практики, «свободным творением» чистого разума, а выражают и отражают формы, конструкты, способы, методы, принциы жизни и практики субъекта. Такое мышление развивается вместе с жизнью и практикой. Это мышление – процесс, который един с историческим процессом объекта мышления.

Этот новый философский метод мышления подчеркивает, что объектом мышления должна быть «жизнь», «практика», что необходимо опираться на субъект, т.е. отражать и изменять объект, учитывая всесторонние связи человека и общества, субъекта и объекта, порожденные жизнью и практикой человека. Однако в этом процессе отражения и изменения человека и мир, субъект, и объект нельзя ставить рядом, а необходимо начинать мышление с человека, с субъекта, с точки зрения субъекта (человека) и его ценностных критериев разъяснять объект, диалектически отражать и изменять мир в процессе противоречивых отношений субъекта и объекта.

Наконец, если в рамках «всеобщего философского взгляда» отстаивать сущность учения о человеке и ценностные критерии, присущие материалистической философии, и использовать методы практического мышления, это приведет к пониманию исходных пунктов теоретических размышлений марксистской философии, ее основополагающих принципов и миссии, а также к крупным важным изменениям духа философии. Исходным пунктом и основополагающим принципом марксистской философии является человек в его практической деятельности, а также жизнь человека и мир его деятельности; его миссия и дух заключаются не в описании, объяснении и интерпретации мира, не в попытках объективного знания, не в стремлении получить доказательство рациональности мира, но в утверждении духа эпохи и через размышление, критику, разъяснение и излечение строительстве нового мира, где «все делается для человека». Этот прекрасный, соответствующий природе человека и его предназначению идеальный мир, способствующий свободному и всестороннему развитию человека и общества, - коммунизм [5].

Раз марксистская философия является философией ценностей, это означает, что человек, его ценностные жизнь и практика должны занимать центральное место в философских размышлениях, и следует исходить из интересов субъекта философии или же критериев ценностей, чтобы создавать марксистскую философию.

В этом проекте также существуют свои проблемы. Так, не ясно, какой облик примет в этом проекте марксистская философия и какие перспективы развития для нее он предоставит. Опять-таки, если теория ценностей станет центром марксистской философии, то как быть с другими ее основными областями, такими, как теория бытия (онтология), теория познания, методология и т.д.?

Наконец, если можно построить марксистскую философию на основе теории ценностей, то почему этого нельзя сделать на основе теории бытия, теории познания и т.д.?

Если мы подвергнем дальнейшему анализу рассмотренные проекты, то, вероятно, сможем найти в них еще инновационные моменты. Так, ряд ученых считает, что «философия культуры», которая внутренне присутствует во множестве течений современной философии, является подлинной марксистской философией новой эпохи, ибо только она возвращает подлинный духовный мир, представляет внутренний критический дух культуры человеческого общества и новую философскую модель самосознания.

В дальнейшем ряд ученых стал настаивать, что философия и культурные традиции связаны между собой. Поскольку китайская традиционная философия богата традициями материалистической диалектики, а философские идеи Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина обладают «китайской формой», эти ученые пытаются марксистскую философию соединить с китайской культурой, китайской традиционной философией, особенно с конфуцианством, и, используя понятия, термины, формы мышления китайской традиционной философии, «преобразовать» марксистскую философию, чтобы теория ценностей китайской традиционной культуры «вошла» в нее, создав ее новую, «китаизированную» форму. Для этого надо решить много трудных вопросов. Так, марксистская философия принадлежит к западной философии, которая отличается от китайской традиционной: они различны в терминах и понятиях, начиная от форм и кончая содержанием, они сильно расходятся в способах мышления и ценностных представлениях. Поэтому их интеграция трудна. Однако марксистская философия - теоретическая основа китайской революции и модернизации Китая, необходимая часть теории социализма с китайской спецификой. Поэтому она должна быть соединена с китайскими культурными традициями, применена к практике китайского общества, должна приобрести «местный колорит». Этот проект обладает большой притягательной силой и привлекает все больше ученых.

Хотя ведущиеся в различных сферах философского знания поиски еще не привели к окончательным результатам, и между представителями разных точек зрения идет полемика, в ходе нее просматривается появление новой формы марксистской философии. Описанные «философские подходы» отвергают «как бы философский» гносеологический взгляд на философию, стремятся выйти за пределы модели советских учебников 30-х годов ХХ столетия и уже преодолели их недостаток, заключающийся в разделении знания природы и общества, игнорировании человека (субъекта) и практики человека.

В сфере конкретных исследований был достигнут немалый прогресс: так, научное мировоззрение было вновь признано главной характеристикой марксистской философии. Первостепенное значение приобрел принцип субъективности в изучении и структуре марксистской философии, с помощью новых достижений научно-технической революции была разработана проблема истины; началось исследование теории ценностей – новейшей сферы, которая ранее оставалась белым пятном... Произошло невиданное ранее оживление в изучении множества проблем марксистской философии. В практике общественной жизни Китая созревают основанные на научном практическом подходе и проникнутые глубоким гуманитарным характером новые идеи марксистской философии, являющейся составной частью теории социализма с китайской спецификой. Конечно, это будет длительный процесс, требующий мучительных размышлений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гао Цинхай. Философские сочинения. Т. I-VI. Изд. Цзилинь жэньминь чубаньшэ. 1996.

2. Ли Вэньгэ. «Утраченная философия». //  «Хэбэй сюэкань», 2004, № 2 (на кит.яз.).

73. Ли Вэньгэ. «Является ли философия профессией? // «Чжэсюэ яньцзю», 2002, № 8; «Философия жизни: философский взгляд XXI века». // «Тяньцзинь шэхуэй кэсюэ», 2003, № 2  (на кит.яз.)

4. Ли Дэшунь. "Запись О создании теории". Изд. Хэйлунцзян жэньминь чубаньшэ, 1998.

5. Сунь Вэйпин. «Как теория ценностей изменяет мир». // «Чжэсюэ дунтай», 2003, № 9  (на кит.яз.).

6. Сунь Вэйпин. «Поворот к теории ценностей в современной философии» // «Тяньцзинь шэхуэй кэсюэ», 2002, № 5  (на кит.яз.).

7. Сяо Цянь. «Изучение практического материализма». // Изд. Чжунго Жэньминь дасюэ чубаньшэ. 1996 г. (на кит.яз.). 

8. Хуан Нансэнь. «Марксизм и гуманизм». // «Гуанминжибао» 19.08.2003 (на кит.яз.).

9. Чжан Шугуан. «Наглядность философской теории существования и ее значение». // «Гуанмин жибао» 21.11.2001 (на кит.яз.).

10. Ян Гэн. «Новое прочтение Маркса». //  «Чжэсюэ дунтай» (Философская трибуна). 1998, № 5 (на кит.яз.).

 

 

Перевод  В.Г.Бурова

 

 



[1] По авторитетному мнению пожизненного профессора Китайского университета политологии и права Ли Дэшуня, содержание теории "практического материализма" можно свести к трем взаимосвязанным сторонам: во-первых, последовательно материалистический, научный взгляд на практику. Это научная теория, где общественная практика человечества является главным собственным объектом. Благодаря ей понимание марксизмом сущности, места и значения практики приобретает невиданные глубину и широту. Во-вторых, метод мышления, связанный с практикой. Это означает, что практика не только становится объектом, но ее формы превращаются в формы мышления собственного  сознания, при которой вещи и явления, реальность, чувства рассматриваются как исторические логика и система методов «практической деятельности». Это особый, созданный самим Марксом метод нового мировоззрения. В-третьих, критический революционный дух практики: ее теоретические цели и ценности направлены не только на научное объяснение мира, но на революционное "изменение мира". Практические материалисты - это коммунисты. В этом заключен практический смысл "практического материализма" [4] – прим. перев.

 

[2] Среди них следует выделить Сяо Цяня – известного китайского философа, автора многих публикаций, в том числе учебников по марксистской философии. – прим. перев.

 

[3] Среди сторонников этого проекта следует выделить Гао Циньхая – известного философа-марксиста, еще в 80-е годы предложившего оригинальную систему марксистской философии, отличавшуюся от традиционной, излагавшейся тогда в учебниках по философии. – прим. перев.

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha