Электронная западня
14
15593
Реальные риски виртуального мираИнтернет — интеллектуальное достояние всего человечества, под-линные масштабы влияния которого на всемирную историю и напсихику людей трудно переоценить. Диалектическая взаимосвязьвиртуальной реальности и реальной виртуальности объясняет нередкое,подчас даже патологическое смещение реального и виртуального мировв сознании человека, попавшего в сетевую зависимость. Психиатры всегомира осознают эту поистине глобальную незримую опасность «мягкой»умственной и социальной деградации сотен миллионов людей, по своимпоследствиям, связанным с разрушением мозга, сравнимую с наркологи-ческой зависимостью, и направляют усилия на разработку эффективныхсредств избавления несчастных пленников Всемирной паутины от ковар-ной потери своего автобиографического Я.Алфавит, книга, компьютерПоявление Интернета вызвало глобальный психосоциальный стресс.Впрочем, каждый фундаментальный сдвиг истории человечества имел всвоих истоках интеллектуально-информационный взрыв и нарастающийотрыв отражаемого в новых средствах коммуникации «образа» от материн-ской платы — реальных жизненных процессов и отношений. Легенда гла-сит, что, когда фараону представили создателя алфавита, он разгневался исо словами «Это же испортит людям память!» повелел его казнить. Изобре-тение печатного станка стало материальной предпосылкой массовой гра-мотности и дистанционного бумажно-письменного общения. Это событие,АНДРЕЕВ Игорь Леонидович — главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор,доктор философских наук.НАЗАРОВА Лионелла Николаевна — преподаватель кафедры социальной и судебной медицины Пер-вого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, кандидат меди-цинских наук.Ключевые слова: Интернет, виртуальный мир, мобильная связь, виртуальные игры, психика че-ловека, физиология человека, урбанизационная травма, симулятор, виртуальная реальность.— Куда ты мчишься, Русь,Дай ответ?— В Интернет!..Андрей Вознесенский122ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАвкупе с Реформацией Лютера и протестантской этикой Кальвина, а такжеблагодаря паровой машине и электричеству, позволило сотканной из ос-колков Римской империи Западной Европе стать фундаментом промыш-ленной цивилизации.Бурное развитие автоматизации, вычислительной техники, киберне-тики и создание компактного энергоемкого персонального компьютеравывели человечество из эволюционного тупика индустриализма и откры-ли ему перспективу планетарного информационного общества. В недрахего, на фундаменте вещества и энергии, на первый план общественной иличной жизни все более явно выдвигается информация. Сегодня на сменупятисотлетнему господству гутенберговой Галактики как доминанты ин-формационных потоков и коммуникативных отношений индустриальногообщества пришла поглотившая (а в некоторых сферах жизни — буквально«проглотившая») ее Всемирная паутина, радикально изменившая архитек-тонику, основные закономерности и регуляторы социальной жизни пре-жних эпох. Первым тенденцию методологического дистанцирования другот друга носителя и сообщения, информации как совокупности сведенийи коммуникации как средства общения выявил Маршалл Макклюэн. Онрассматривал только формировавшуюся тогда электронную Вселенную поаналогии с центральной нервной системой человека1.Компьютер впервые объединил вещественно-энергетические аспектыбытия с интеллектуальными и эмоциональными сторонами человеческойпсихики. То, что раньше выступало как абстрактная противоположностьматерии и сознания, теперь представляется продуктивным синтезом «желе-за и кремния» с когнитивными наработками и программным обеспечениемфункционирования Сети. Интернет нередко называют интеллектуальнымсредством, с помощью которого человек добывает информацию и обеспе-чивает общение с окружающим миром в планетарном масштабе. Когда-тоспециализированный инструмент дал толчок неолитической революции,на фундаменте которой сложились древневосточные, античные и средне-вековые цивилизации. Затем он стал рабочим органом машины, придавшейему управляемый человеком источник энергии. Инструмент был продолже-нием физического тела человека. Компьютер и Интернет становятся тех-нологическим и информационным дополнением, а в некоторых случаях —функциональной «заменой» его мозга и интеллекта.Обозначенная экспертами-футурологами перспектива вступления че-ловечества в 2040—2050-х годах в новую технологическую цивилизациюуже сегодня ставит человека перед необходимостью практически беспре-рывного выбора моделей и актов поведения в условиях высокой степенинеопределенности калейдоскопически меняющихся порой ситуаций, кото-рые создают практическую невозможность просчитать хотя бы основныеварианты последствий принятого решения. Человек все чаще оказываетсяв ситуации Буриданова осла, в роли так называемых цвишенеров (от нем.zwischen — «между»). Он беспомощно зависает между полюсами дилеммывыбора и потому в итоге нередко из двух зол выбирает оба либо погибает —как шекспировский Гамлет или как бедное животное французского крестья-нина-экспериментатора.1 См. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Киев: Ника-Центр, 2001.123ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯПри этом технологическая возможность произвольного и бесцельногокочевания по необозримым просторам интернет-пространства отнюдьне является синонимом абсолютной свободы, хотя бы в силу зависимостиот специфического различия условий тех «регионов», куда заводит интер-нет-номада его компьютерный верблюд. Кукловод волею судеб, сам тогоне замечая, может оказаться игрушкой ведомой им куклы. Подобная инвер-сия ролей и статусов Интернета и пользователя отнюдь не всегда остает-ся без обидным курьезом. Ведь соединения компьютера и его лоцманскиефункции навигации в Сети выполняют отнюдь не руки, лежащие на клавиа-туре, а руководящий ими мозг человека. Нагрузка на мозг в результате неиз-бежного для принятия адекватного решения виртуального проигрываниясценариев его следствий нередко оказывается чрезмерной, и психика даетсрывы различной этиологии2.Этому способствует и этическое безвременье переходных эпох. Еще со-всем недавно достаточно надежным компасом поведения личности в соци-уме служили моральные ориентиры общечеловеческих норм, определен-ные идеологиями и религиями. Теперь они во многом модифицированы иболее того — нередко буквально искорежены невидимой силой денег, а тои вообще свергнуты с пьедестала добропорядочного поведения. Нарастаю-щему психическому кризису переходной эпохи способствуют информаци-онно-компьютерные новации.Мобильное рабствоЛюди старшего поколения помнят, как в их жизнь входили гражданскаяавиация и телевидение, сразу раздвинувшие горизонты личной жизни иобщественного сознания. Тогда тоже были опасения, что голубой экранвытеснит книги. 22 процента населения России и сегодня прочно при-вязаны к телевизору. Относительно многих из них правомерно ставитьвопрос о специфическом синдроме телемании, также далеко не всегдаидущем на пользу психическому здоровью обычно чересчур доверчивыхпожилых людей. Шведские философы А. Бард и Я. Зодерквист добавляютв ряды телеманов косумптариат — своего рода потребительский ква-зипролетариат, паразитический слой люмпенов-маргиналов, живущихна социальные пособия и именуемых в западном сленге «диваннымикартофелинами»3.Новые способы коммуникации, подаренные человечеству компьютером,помогают эффективно работать, лучше учиться, разнообразно отдыхать,получать доступ к новой информации и развлечениям, которые преждебыли недоступны или вообще не известны. Однако они связали многих лю-дей новой зависимостью от электронных устройств. Интернет и многофун-кциональные мобильные телефоны, практически никогда не покидающиесвоих пользователей, порой приносят им не только новые возможностиобогащения сознания, но и неизвестные прежде психические расстройства2 Подробнее см. Андреев И., Назарова Л. Психическое здоровье человека. От Гиппократа доИнтернета // Свободная Мысль. 2013. №5.3 См. Бард А., Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма.СПб., 2004.124ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАи болезни, которые современная психиатрия долгое время не была готовапризнавать за серьезную патологию.Между тем, примерно две трети населения целого ряда стран сегодняподвержены или находятся в опасной близости от эпидемии новой «бо-лезни цивилизации», носящей название номофобии (от англ. No — mobil— phone — phobia). Это страх отсутствия мобильного телефона илинарушения его функционирования — например в результате разрядкиаккумулятора. Человек, подверженный такой зависимости, боится рас-статься с телефоном как главным средством связи с внешним миром.Он берет его с собой даже в туалет и ванную комнату. На наш взгляд, этоспецифический вид электронного аутизма, внешне выступающего какмаксимальная открытость миру. Все свободное время пользователь про-слушивает музыку, меняет настройки на телефоне, скачивает различныемелодии, картинки и программы. Так человек пытается компенсироватьнеумение вступать в непосредственный контакт с другими людьми илистрах одиночества.Номофобия далеко не так безобидна, как это может показаться на первыйвзгляд. Для нее характерны панические атаки, головокружение, удушье, уча-щенное сердцебиение, тремор, боли в груди, стационарно возбужденноесостояние психики. Подверженные ей люди превращаются в рабов неоду-шевленных мобильных устройств. В ходе одного британского исследова-ния студентам было предложено провести сутки без мобильного телефона.Не все выдержали такой тест. Некоторые впали в состояние настоящей лом-ки по типу наркологической, дополненной отказом общаться с окружаю-щими, то есть уходом в психологический аутизм.Интересную зарисовку сделал в аэропорту Хитроу живущий в Велико-британии уникальный психиатр индийского происхождения В. Рамачад-рал. В зал входит человек. Видит, что вокруг почти все прильнули к мо-бильным телефонам (а что еще делать в зале ожидания, когда документыоформлены?). Вновь прибывший поначалу чувствует заметную неловкостьи психический дискомфорт. Впрочем, они легко исчезают, как только онприсоединяется к окружающим, даже если в этом нет никакой необходи-мости4. С номофобией связан синдром фантомного звонка. Психику чело-века буквально терзают слуховые галлюцинации, моторные и тактильныеассоциации, связанные с ожиданием телефонного сигнала. Любое акусти-ческое событие, покалывание или легкий зуд мозг ассоциирует со звонком.Развитие и обострение данного заболевания обычно происходит на фонестресса, который может снять долгожданный звонок.Вместе с тем в структуре человеческого фактора выявился новый синд-ром не только психического, но и физиологического отторжения элект-ронных устройств. Этот феномен можно назвать цифровой морской болез-нью, или киберболезнью. Для него характерен страх (иногда панический)взаимодействия не только с компьютером, но и с мобильным телефоном, идаже пребывания в помещении, где ими пользуются. Самым явным симпто-мом такой реакции выступают головокружение и тошнота при виде любыхэлектронных аппаратов. Возможно, это связано с повышенной психиче-ской и физиологической чувствительностью индивида к возрастающему и4 См. Вилейанур Р. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера-пресс, 2012.125ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯвыходящему из сферы гигиенического контроля электронному загрязне-нию среды обитания или с нежеланием перегружать мозг освоением ново-го вида коммуникации.Коварные иллюзии геймеризмаПомимо других своих свойств и качеств, Интернет стал доступной всемвозрастам, континентам и языкам «глобальной игрушкой». На сегодняшнийдень самым психически опасным интернет-заболеванием является патоло-гическая зависимость от экранных игр, или геймеризм. Она реально съедаетне только время и жизненные перспективы человека, но и уродует его орга-низм, прежде всего головной мозг, ведет к мощным генетическим сдвигам,в том числе через передачу будущим поколениям нервозности женщин впериод беремен-ности и кормле-ния, вызваннойигровым стрес-сом5. В частно-сти, снижаетсявес важнейшейрасположеннойв головном моз-ге миниатюрнойэндокринной же-лезы — эпифиза.Между про-чим, продуктомэпифиза явля-ется мелатонин,имеющий седа-тивный эффект,позволяющий естественно регулировать и при необходимости тормозитьфункционирование гормонов стресса6. На этом фоне жизненный путь мно-гих людей с неустойчивой психикой может приводить их через игровую за-висимость к связанным с ней психическим заболеваниям и расстрой ствамличности. Психиатры отмечают многочисленные примеры того, как играв буквальном смысле слова затягивает человека в виртуальный мир, в ре-зультате чего он теряет семью, работу, а порой и саму жизнь. Игроманиявызывает тяжелые депрессии, может привести к физическому истощениючеловека, вплоть до анорексии, и даже к самоубийству.Игра сопровождает всю историю человечества как универсальное сред-ство подготовки к жизни подрастающих поколений, как форма развития ин-теллекта и тренировки моральных качеств, как виртуальное проигрываниесложных социальных ситуаций типа мозговой атаки, диспутов, дискуссийи т. п. Голландский культуролог Й. Хейзинга в ставшей мировым бестселле-На сегодняшний день самымпсихически опасным интернет-заболеванием является патологи-ческая зависимость от экранныхигр, или геймеризм. Она реальносъедает не только время и жиз-ненные перспективы человека,но и уродует его организм, пре-жде всего головной мозг, ведет кмощным генетическим сдвигам.5 Нехимические аддикции: патологическая игровая зависимость, интернет-зависимость, зависи-мость от компьютерных игр / Цыганков Б. Д. [и др.] // Вопросы наркологии. 2007. № 4.6 См. Хелемский А. М. Эпифиз. М.: Медицина,1969.126ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАром книге «Homo ludens» (1938) талантливо и убедительно трансформиро-вал абстрактное, чисто философское понятие кантовской «свободной игрывоображения и рассудка» в практический феномен универсального вида че-ловеческой деятельности7. Так феномен игры мигрировал из области изыс-канных эстетических теорий в сферу делового общения людей, приняв видпрагматичной играизации8.Затем Интернет перенес игры, прямо или косвенно имитирующие ре-альные жизненные проблемы и ситуации, в виртуальную плоскость, резкоувеличив их разнообразие, темп и нагрузку на психику игроков. Большепохожая на безбрежную анархию, «демократия», присутствующая в Сети,тем не менее, дает человеку, особенно психологически неуверенному всебе, вожделенную свободу, которой в обычных условиях он, как правило,лишен. Интернет являет собой (в отличие от прежде доминантных: кар-точных и спортивных игр, требующих немалых средств, оборудованногоместа проведения, наличия какого-либо инвентаря и группы или командыучастников) изобилие компьютерных игровых сюжетов, находящихся всвободном доступе пользователя и не зависящих ни от места, ни от вре-мени игры.Геймерство — весьма распространенная форма интернет-зависимо-сти. В экономически развитых странах Запада и Гонконге игроманиейстрадают порядка 2 процентов населения. В России, по данным Институ-та социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Министерстваздравоохранения РФ, число людей, втянутых в сеть игровой зависимости,уже давно превысило 3,12 процента населения (порядка 5 миллионов че-ловек) с явной тенденцией роста, энергично догоняя по цифровым пара-метрам алкоголизм и растительно-химическую наркоманию, а зачастуюсочетаясь с ними. Тем более что, хотя и «предпринимаются попытки раз-работать оптимальные методы лечения и меры профилактики данногозаболевания, но, несмотря на это, до сих пор нет однозначного ответа нацелый ряд вопросов»9.Исследования, проведенные в Астраханском наркологическом диспан-сере, выявили биогенетические и социально-психологические предпо-сылки зависимости от азартных игр, связанной с суицидальными мыс-лями и попытками их реализации. К сфере физиологии авторы относятнаследственную отягощенность игровой зависимостью и аффективнымповедением, психопатией и алкоголизмом, родовые и черепно-мозговыетравмы в клиническом анамнезе. В рамках социума на первый план во-влечения в азартные игры психически неустойчивых лиц выступает син-дром «бегства от проблем». Он в свою очередь связан с «эмоциональнойотверженностью», с внутрисемейными драмами, личной и социальнойнеустроенностью, высоким уровнем конфликтности, включающим эле-менты агрессии, девиантным (отклоняющимся от нормы) и деликвент-ным (правонарушающим) поведением, материальным неблагополучием,7 См. Хейзинга Й. Homo ludens: статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.8 См. Кравченко С. А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теориисложности. М.: МГИМО(У), 2012.9 Кекелидзе З. И., Шемчук Н. В. Особенности формирования влечения к азартным играм //Российский психиатрический журнал. 2008. № 3. С. 24–25.127ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯнеумеренным употреблением спиртных напитков, токсических веществ инаркотических препаратов10.В фантомном мире игр нет ни морали, ни правовых норм, нет и другихлюдей. Здесь допустимо то, что недопустимо в реальной действительности.Потому так велика роль игровой зависимости в мотивации противоправ-ных действий, в частности в целях финансирования дальнейшего участия вигровой деятельности.Какая же неведомая и не подчиняющаяся рассудку сила влечет людей, не-зависимо от их образования и общественного статуса, в патологическуюпропасть крушения личности, социальной дезадаптации, утраты тонкойдифференцировки эмоциональных реакций, разрушения деликатных моз-говых структур, нарастающей психической неполноценности и приступацелого сонма соматических болезней? И можно ли преодолеть такое мощ-ное подкорковое влечение? Ответа на этот «вечный» вопрос так и не нашелдаже великий Ф. М. Достоевский, который сумел одолеть этот подспудныйподкорковый соблазн.Однако сейчас ситуация намного усложнилась. Людей привлекают без-брежное разнообразие игр, их динамичность, постоянно пополняемыйрепертуар, а также агрессивная игровая бизнес-индустрия. Причем распро-странению игровой зависимости способствуют отсутствие необходимостив оборудованном помещении, в специальных навыках работы с компьюте-ром и предоставляемая возможность самоидентификации с самыми раз-личными героями.Именно здесь таится реальная опасность некритического переноса под-ростками и людьми с пограничными психическими состояниями виртуаль-ных игровых сюжетов в реальную жизнь. Учитывая данное обстоятельство,Международный комитет Красного Креста в сентябре 2013 года обратился ккомпаниям—создателям и производителям компьютерных игр, посвящен-ных военным конфликтам, с предложением вписать в их правила положе-ния Женевской конвенции о нормах ведения боевых действий. Дело в том,что сюжеты многих шутеров поощряют чрезмерное применение насилиявплоть до совершения военных преступлений — убийства мирных жителейи применения пыток. Поэтому вполне резонно, если геймер, играющий засолдата и идентифицирующий на время игры себя с ним, за совершение та-ких действий должен быть наказан. Например, его по сюжету могут вывес-ти из строя солдаты собственной армии. По мнению экспертов КрасногоКреста, подобный сценарий должен стать частью таких популярных игр,как «Medal of Honour» или «Call of Duty». Со слов представителя компании«Bohemia Interactiv Studio», это предложение будет реализовано в самоеближайшее время.Однако наказаниями на дисплее стремление общества минимизироватьнегативный эффект азартных игр и оградить себя от «подсевших» на нихне только граждан, но и высоких должностных лиц, не ограничивается. Вотнекоторые примеры из самых экономически и технологически развитыхстран мира. Японского чиновника оштрафовали на 7,6 тысячи долларов заигры в карты на офисном компьютере в служебное время. Сенатор Маккейн10 См. Бисалиев Р. В., Куц О. А., Мухтарова В. Р. Предикторы суицидального поведения у боль-ных с зависимостью от азартных игр // Наркология. 2011. № 7.128ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАотделался едкими шутками в свой адрес за игру в покер во время слушанийна Капитолийском холме. А заместитель командующего ядерными силамиСША Тим Гиардин в сентябре 2013 года был отстранен от исполнения слу-жебных обязанностей из-за подозрения в пристрастии к азартным играм.Далеко зашедшая игромания толкнула вице-адмирала на попытку обнали-чить в казино поддельные игровые фишки.Добралась игровая зараза и до Союзного государства. Белорусские влас-ти недавно ввели в действие административные меры по противодействиюигромании в части зависимости слабовольных людей от искуса азартныхразвлечений. С 27 января 2013 года каждый гражданин Беларуси может об-ратиться в Министерство по налогам с личной просьбой запретить ему наопределенный срок посещение казино. Причем столь оригинальный само-запрет неукоснительно действует (с Батькой не забалуешь!) в течение все-го запрошенного индивидом времени, даже если он передумает и захочетдезавуировать свое заявление. Однако данная новация касается лишь игруходящей эпохи.Только за период с января по апрель 2013 года в Государственную Думупоступило 47 законодательных инициатив по регулированию Интерне-та, в том числе связанных с блокировкой нелегального и вредоносногодля психики пользователей контента в Сети, включая поправки в закон«О защите детей от информации, представляющей вред их здоровью иразвитию». Прежний главный государственный санитарный врач РФ,а ныне — помощник премьер-министра, академик РАМН Г. Г. Онищенкос присущим ему упорством закрыл порядка 3 тысяч сайтов с играми, нату-рально живописующими садистские сцены насилия и изощренные видылишения жизни.В то же время МВД РФ подготовило поправки в Уголовный кодекс, ужес-точающие ответственность за незаконную организацию и проведениеазартных игр. Для привлечения к уголовной ответственности теперь до-статочно будет самого факта такой организации, а не как сейчас — извле-чения дохода в крупном размере. Кроме того, МВД предлагает бороться сазартными играми в Сети, блокируя сайты онлайн-казино. Сотрудникиправоохранительных органов представили руководству страны статисти-ку повсеместной практики организации подпольных игровых клубов подвывеской букмекерских контор и получили поручение подготовить пред-ложения о необходимости «закручивания гаек» в отношении таких дельцов.Однако жесткими силовыми методами проблему игровой зависимости, ко-нечно, не решить. Их должна непременно дополнять «мягкая» психиатриятипа той, которую разрабатывает в России школа профессора И. Я. Гурови-ча в Московском НИИ психиатрии. Но эта деликатная и многообещающаятема требует специального рассмотрения.На обочине социумаВо времена античности аутизм понимался как отстраненность от жиз-ни полиса. Такое поведение рассматривалось эллинами как социальнаяпатология, но не как психическая болезнь. К этим людям относилось сло-во «идиот» (от древнегреч. — «частное лицо»). Так греки называличеловека, живущего в отрыве от общественной жизни, не участвующего129ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯв общем собрании граждан полиса и иных формах демократического уп-равления. Фактически такое понимание замкнутости в себе и отстранен-ности от общества по умолчанию продолжалось вплоть до открытия в1943 году Гансом Аспергером и Лео Каннером феномена клинического ау-тизма, в новой терминологии — «расстройства аутического спектра». В та-кой диагноз вписываются латентные трудности общения и социальноговзаимодействия индивида с окружающими людьми при сохранении ин-теллекта в виде его «погружения» в сугубо индивидуальный виртуальныймир, минимально связанный с реальным социумом.Эпоха Интернета сделала Всемирную паутину глобальным дублером, си-мулякром, виртуальным двойником, параллельно существующим и подчасзамещающим посюстороннюю повседневную жизнь. Особенно остро этопроявляется в периоды глобальных переломов, на стыке кардинально раз-личающихся исторических эпох. Симптоматично, что настроению массо-вого дистанцирования от социума в автономный внутренний мир лично-сти, характерному для России 1990-х и нулевых годов, было очень созвучнопоявление и лавинообразное распространение Интернета с его бесчислен-ными виртуальными мирами общения, игр, фантазий, независимых от того,что происходит за окном. Можно сказать, что массовый социальный аутизмвкупе с политическим пессимизмом, сразу и вдруг сменивший «новую исто-рическую общность — советский народ»11, и информационно-компьютер-ная революция, захлестнувшая Россию, в буквальном смысле нашли другдруга.Эффект Google: информация вместо знанийИнтернет для многих пользователей превращается из царства знанийв царство информации, иными словами, во «вторую реальность», котораясплошь и рядом оттесняет и постепенно вытесняет из сознания конкрет-ную человеческую жизнь, превращаясь в некое подобие fast-food — fastthinking— готовую «пищу» для размышлений12. При этом информация какковарно-обманчивый виртуальный «двойник» знания зачастую не стано-вится, в отличие от реальной матрицы когнитивного процесса, стимуломк действию13. Более того, ее циркуляция все чаще становится фантомом, са-моцелью, оторванной от критерия пользы и тем более от совершенствова-ния внутреннего мира человека.Психиатры и психологи называют этот чрезвычайно распространенныйи более того — набирающий силу в планетарном масштабе фантом «эффек-том Google». Человек с таким недугом уверен, что системные знания, полу-чение и использование которых требуют значительных интеллектуальныхусилий, времени и средств, ему не нужны по определению, ибо эту функ-цию мозга гораздо успешнее выполняет «за него» Интернет. Ведь любаяинформация, абстрагируясь от ее качества и мотивации создателей, нахо-дится всего в паре кликов от пользователя. В перенасыщенном проблемами11 См. Кара-Мурза С. Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013.12 См. Ашкеров А. Экспертократия: управление знаниями. М., 2009. С. 64.13 См. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа. Информационное общество. М., 2004. С. 457.130ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАи острым дефицитом индивидуального времени мире такая позиция кажет-ся весьма привлекательной, а ее пагубность и опасность для ориентациикогнитивного функционирования мозга лежат достаточно далеко за преде-лами сиюминутных проблем и потребностей индивида. Поэтому иммуни-тета от «эффекта Google» пока не выработано.Мозг как физиологическая субстанция, обладающая определенной авто-номностью, гораздо самостоятельнее в своих намерениях, чем считалосьдо недавнего времени и закреплено в популярном тезисе о свободе воли.Например, выяснилось, что зеркальные нейроны коры головного мозга«принимают решение» в ситуации выбора примерно на 20—30 миллисе-кунд раньше, чем об этом узнает его хозяин. Психический механизм реали-зации «эффекта Google» заключается в том, что мозг просто отказываетсязапоминать информацию, независимо от нашей воли, полагая, что гораздопроще будет найти интересующие его хозяина данные, нежели хранить ихв нейроструктурах своей памяти.Следствием весьма распространенного некритического подхода к оцен-ке информации, выложенной в Сеть или на мобильный телефон, являетсяфактическое превращение бытового Интернета в своего рода планетарныйлохотрон для чересчур доверчивых граждан. Этому есть научное объясне-ние. В работе «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов прозорливо писалоб относительной адекватности реакции мозга на реально наблюдаемые инепосредственно чувственно не воспринимаемые события и ситуации. Уче-ный считал, что нет принципиальной разницы в процессах, обеспечиваю-щих в мозгу реальные события, их последствия или воспоминания о них.Это предвидение великого русского физиолога блестяще оправдалось винформационно-компьютерную эпоху. Действительно, видимое и слыши-мое вызывают в мозгу человека ассоциации с реальным участием индивидав этих процессах. В названном феномене заключена сила и одновремен-но коварство экранных технологий постижения и проектирования дей-ствительности. Социальные сети могут служить источником полновесногопсихического стресса для пользователя, особенно не искушенного в планеосмысленного жизненного опыта. Например, игнор в Facebook восприни-мается психикой — особенно неокрепшей, ослабленной или генетическинеустойчивой — так же, как в факте житейского невнимания и избеганиядругими людьми этого человека.Оторванная от действительности «вторая реальность» социальных се-тей не просто обманывает зрение, но часто полностью сбивает моральныеориентиры и в целом — реальную картину мира в сознании неадекватногопользователя. Многие авторы констатируют, что, чем больше времени мо-лодые люди проводили в социальных сетях, тем хуже было их настроение иотношение к своей жизни, закономерно приводящие к депрессии и тревогеза свое «незавидное» будущее. Обычно они не учитывают того, что люди вы-кладывают в Сеть только те фотографии и новости о себе, которые выстав-ляют их в выгодном свете, включая частые случаи обмана и сознательно-го или бессознательного введения киберпублики в заблуждение. Зависть иобида на себе, такого обыкновенного и незадачливого в сравнении с обра-зами «героев» виртуального мира, пагубно действуют на психику зрителейтакого рода интернет-сериалов.131ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯОдним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети, от-мечают озабоченные психиатры, психологи, педагоги и криминалисты,является широкое распространение различной информации сомнитель-ного содержания. Следует отметить, что существуют информационныевоздействия, прямо угрожающие психическому или физическому здоро-вью человека. Довольно часто они формируют морально-психологиче-скую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способству-ют росту и обострению психических заболеваний. Самыми уязвимымии незащищенными оказываются дети и подростки, так как они не видятугрозы, которую таит в себе Всемирная паутина. По опубликованным дан-ным, 9 из 10 пользователей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались в Сетис порнографией; около 17 процентов регулярно заглядывают на запрет-ные ресурсы; 5,5 процента готовы претворить в реальной жизни то, чтоувидели там. Это чревато опасностью попадания в криминогенную средуили в изуверские секты. Ребенок или подросток может случайно зайти насайт, где ему в красках распишут, насколько приятны наркотики, какие чу-деса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из под-ручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Таким образом, игрыс Интернетом и в Интернете не так безобидны, как это может показатьсянеискушенному сознанию14.Золотая рыбка в прозрачном аквариумеС появлением Интернета в наиболее благополучных странах Запада былотмечен феномен своего рода «бегства от будущего», навязчивое стремле-ние части интеллектуалов спрятать голову в песок привычного прошлого.Цель была простая: сохранить, даже ценой социальной мумификации, своюиндивидуальность и роскошь непосредственного человеческого общения.Делалось это в пику во многом деперсонифицированному компьютерному«раю» и лавине искусственных контактов по Интернету, угрожающей смес-ти реальную неповторимость личности. Рядом с фантастикой, компьютер-ной графикой и сюжетами звездных войн вновь обретают популярностьисторические хроники и мемуары, сохраняется и идеализируется память обылом. Становятся модными туристические экскурсии в прошлое. Неожи-данно выявилось скромное обаяние палеолита. Распространенной психо-логической отдушиной становятся «санатории», имитирующие естествен-ную жизнь первобытной общины без денег и налогов, без нескончаемойгонки за прибылью, без комфорта и информационно-интернетовского на-тиска современной цивилизации.И действительно, «независимый» Интернет открывает властным струк-турам и банкам возможность, изощренно манипулируя психологическитонко подобранной и красочно оформленной информацией, мощно вли-ять на сознание людей и тем самым на эволюцию общества в заданномнаправлении, вплоть до массового нейролингвистического программи-рования населения. Человек ощущает себя социально беззащитным перед14 См. Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Детская психика: издержки адаптации и иллюзорные иску-шения // Психическое здоровье. 2013. № 8.132ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАвластными структурами и криминалитетом, своего рода золотой рыбкойв прозрачном аквариуме личной жизни, которая перестает быть тайной.Поэтому он охотно уходит в сферу иллюзорно-виртуальной, заманчивой,притягательной псевдожизни, где он сам себе хозяин. Так что чрезмернаятяга к компьютеру не просто вредит зрению и шейным позвонкам, но се-рьезно влияет на психику, провоцируя акцент на виртуальное общение вущерб реальному, опасную игровую зависимость, свободную от моралиагрессивность.Вместе с тем не следует недооценивать и противоположную тенденцию —сетевые технологии как новейшую форму социальной мобилизации, кото-рая способна почти мгновенно и в планетарных масштабах инициироватьпротестные настроения и мероприятия. «Рыбки» могут сбиваться в большиекосяки и создавать реальные угрозы «акулам» бизнеса и «китам» политиче-ской власти.Виртуальная реальность и реальная виртуальностьЕще совсем недавно речь обычно шла о тенденции виртуализации жизниинформационно-компьютерного социума как о процессе, во многом обус-ловленном коммерческой стихией целенаправленного воздействия на со-знание и поведение человека. Однако сейчас, после осеннего кризиса 2008года, отчетливо выявилась глобальная виртуализация системы мировогопроизводства. Ее источником стало разрушительное для ключевых эколо-гических систем планеты и опасное для здоровья людей разбухание развле-кательного и финансового секторов экономики услуг, заполонивших жиз-ненное пространство человечества симулякрами шоу и шопинга. У Платонатермин «симулякр» означал нечто искусственное, создающее видимость,виртуальное подобие реальному источнику, что-то не совсем настоящее,вроде слова «эрзац» в немецком языке.Впрочем, разрыв явления и сущности, виртуального и реального былизвестен задолго до появления самих этих понятий — подобно тому, какодин из персонажей Мольера говорил прозой, не зная, что это такое. Вовсяком случае, героиня восточных сказок красавица Шехерезада нашлаоригинальный по тем временам способ селекции досаждавших ей по-клонников путем их ненавязчивого тестирования на интеллект. Потеряв-шие от любви голову молодые люди обычно лишались ее реально, ныряяв опасный омут за золотым кувшином, спрятанным в ветвях прибрежногодерева.В близком смысле изощренную подмену реальной сущности предметаискусно навязанным представлением о нем филигранно использовал в сво-их финансовых аферах Дж. Сорос. Сейчас это стало общим местом агрес-сивной вездесущей рекламы, заполонившей все средства массовой инфор-мации и уличные перфомансы. Ведь каждая вещь, услуга, интеллектуальныйлибо эмоциональный продукт имеет две ипостаси: полезную потребитель-скую сущность и сформировавшееся в сознании, не всегда адекватное пред-ставление о ней (виртуальный образ)15.15 Подробнее см. Андреев И. Л. Перегнать не догоняя // Свободная Мысль. 2013. № 1. С. 131.133ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАПАДНЯОтносительно развлекательного сегмента мировой экономики право-мерно «говорить о как бы удовлетворении духовных потребностей и обудовлетворении как бы духовных потребностей» общества16. Обожест-вляемый либералами рынок, который якобы все устроит сам, же стокотравмирует сознание доверчивых людей уродствами коммерче скогошоу-бизнеса как симулякра культуры и фрагментами клипового мышле-ния, заменяющего системные знания хаотичной информацией. Картинупсихической травматизации человечества дополняют финансовые си-мулякры. Они всячески превозносят престижное потребление в качествеэталона жизненного успеха, что выражается в насаждении с помощьюэлектронных средств манипуляции сознанием населения гипертрофи-рованного шопинга. Однако, пополняя кошельки и банковские счетасильных мира сего, эти симулякры не только не способствуют разви-тию личности, но, напротив, корежат и разрушают психику. Причем какжертв навязанного потребления, так и тех, кто строит на их иллюзиях инадеждах пирамиды своих миллиардов. Немалую роль в зомбированиесознания масс вносит и Интернет — институт, до сих пор находящийсявне сферы международного контроля в лице Организации Объединен-ных Наций.Впрочем, было бы несправедливо все психические проблемы нашихдней адресовать информационно-компьютерным технологиям и неадек-ватному обращению с ними. Среди модных сегодня концепций «болез-ней цивилизации» и специфики адаптации к бурно меняющейся средеобитания особое место занимает теория урбанизационной травмы. Онаобъясняет изменение «психического скелета» современного человека(Нобелевский лауреат Конрад Лоренц употреблял понятие «этологиче-ский скелет» применительно к животному миру) влиянием на организмсамих условий жизни в мегаполисе, которые характеризуют ускоренныйритм жизни, мощные информационные потоки, атмосферное, элект-ронное и шумовое загрязнение среды обитания, сочетающееся с хро-нической гиподинамией. Плюс поголовное использование монитороввсех типов: от телевизоров и различных электронных табло до экрановкомпьютеров, от электронных читалок до панелей мобильных телефо-нов. Все это — вместе с электрическим освещением, противоестественнопродлевающим светлое время суток, — искусственно увеличивает психи-ческую нагрузку и не предвиденную эволюцией длительную активностьголовного мозга.Интернет является искусственной средой избирательного функци-онирования сознания человека. В этом контексте он непосред-ственно воздействует на личность и ее эволюцию в новых условияхкоммуникации, познания и общения. Бурно развиваясь и принимая массо-вый характер, этот психический недуг создает реальную угрозу обострения16 См. Данилов-Данильян В. И. Природно-ресурсный сектор в структуре мирового хозяйстваи причины глобального экономического кризиса // Вестник Российской академии наук. 2013. № 4.С. 296.134ИГОРЬ АНДРЕЕВ, ЛИОНЕЛЛА НАЗАРОВАдемографической, криминальной и социально-экономической ситуации встране, вплоть до снижения уровня национальной безопасности государ-ства. В эпоху глобального перехода к новой цивилизации очень важно нерастерять интеллектуальный и психический потенциал, накопленный мил-лионами лет биологической эволюции и тысячелетиями истории челове-чества. Он очень понадобится в условиях масштабности и слабой предска-зуемости грядущих перемен в современном социально противоречивом ипсихически турбулентном мире.
комментарии - 14
|
Интернет - это инструмент, дающий возможность саморазвития. Всё зависит от того, как относиться к инструменту. Топор - тоже инструмент. Но им можно не только строить дома, рубить скульптуры, но можно им и играть, развлекаться, а можно и убить...