Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23851  | Официальные извинения    970   99121  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    238   80492 

Идеи, живущие во времени.

 0  9265

Социальная революция — это глубинные изменения в той или иной формации, постепенные объективные сдвиги в ее базисе — не только в экономических отношениях, но и в других сферах общественной жизни — социальных, правовых, а также культурных ценностях и институтах. Например, появление протестантизма в Европе имело не меньшее значение для складывания буржуазной формации, чем

развитие мануфактур или бирж. 

«Избранные тру-

ды» — жанр рискован-

ный, своего рода тест

на прочность. В наших

гуманитарных науках

идеи не живут дол-

го, если, конечно, ты

не Лотман, Лосев или

Бахтин. Сколько было

юбилейных изданий

«маститых» и «заслу-

женных», которые ока-

зывались лишь данью

прошлому и напрочь

не были востребованы

последующим поколе-

нием. Думается, однако,

что книга Н. А. Симо-

ния — не этот случай.

Ее идеи способны вы-

звать и до сих пор вы-

зывают интерес.

В книгу включен

ряд трудов автора за

четыре десятилетия

его академической де-

ятельности — некоторые из них теорети-

ческого (или историко-теоретического)

характера, другие по священы современ-

ным проблемам (часть из которых, кстати,

печаталась в журнале «Свободная Мысль»).

Вместе с тем книге присуща цельность;

другое дело, что сегодня концептуальные

построения автора кому-то могут пока-

заться не вполне понятными или несвое-

временными; но лишь время способно

расставить здесь все точки над i.

Начать с того, что

в книге Н. А. Симония

последовательно про-

водятся взгляды, раз-

вивающиеся в русле

марксистской теорети-

ческой традиции. Это,

наверное, непривычно

для нынешнего читате-

ля, на глазах которого в

последние двадцать лет

десятки авторов (начи-

ная с Ципко) соревно-

вались в обличении или

уничтожении марксиз-

ма, хотя прежде, в со-

ветские годы, исправно

уснащали свои штудии

цитатами из К. Маркса

или В. И. Ленина. Симо-

ния же воспринимает

марксизм не в качестве

некоего «священного

писания», но как дей-

ствительно научную те-

орию. И такой подход

представляется не только нормальным, но

и единственно правильным.

Следуя марксистской теоретической

традиции, Н. А. Симония соотносит реа-

лии стран Востока (и не только Востока) с

формационной теорией. Опять-таки не в

виде пресловутой «пятичленки», которую

«обязаны» проходить все народы и во все

времена. Речь идет о формационном пере-

ходе: от феодализма, добуржуазного обще-

ства, к капитализму, а затем от капитализма

Идеи, живущие во времени

ВЛАДИМИР ХОРОС

ХОРОС Владимир Георгиевич — руководитель Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН,

доктор исторических наук.

Ключевые слова: востоковедение, марксизм, политическая наука, политическая революция, бюрократиче-

ский капитализм, Индонезия, постсоветская Россия, Китай, азиатские «тигры», неоколониализм.

Н. А. Симония. Избранное.

М., Изд-во «МГИМО-Университет»,

2012. 762 с.

EX LIBRIS

210

к социализму (или к тому, что идентифи-

цировалось с социализмом). При этом уче-

ный придает большое значение категории

социальной и политиче ской революции

и, уходя от сиюминутных, поверхностных

трактовок, возвращает категории ее нор-

мативный научный смысл.

Социальная революция — это глубин-

ные изменения в той или иной формации,

постепенные объективные сдвиги в ее ба-

зисе — не только в экономических отно-

шениях, но и в других сферах обществен-

ной жизни — социальных, правовых,

а также культурных ценностях и институ-

тах. Например, появление протестантизма

в Европе имело не меньшее значение для

складывания буржуазной формации, чем

развитие мануфактур или бирж. Полити-

ческая же революция есть попытка приве-

дения в соответствие надстройки, прежде

всего структур власти, с накопившимися

изменениями базисного характера.

И здесь Н. А. Симония обосновывает важ-

ную идею о том, как устанавливается (или

не устанавливается) это соответ ствие, —

концепцию о волнообразном характере

политической революции. А именно: ре-

волюция сначала совершает своеобразное

«забегание вперед», превышающее объек-

тивные границы достигнутых базисных

изменений. В силу этого ей приходится

совершать «откат», также, как правило,

заходящий «далеко назад» от начальной

точки революции, но все же не заканчи-

вающейся реставрацией. Наконец, третий

«такт» революции: установление «нового

центра тяжести», в котором политическая

надстройка более или менее соответствует

базисным сдвигам (см. С. 96—166).

Этот механизм просматривается авто-

ром как в европейских, так и в российских

революциях1. Применительно же к Ок-

тябрьской революции (попытке перехода

от буржуазной к социалистической форма-

ции) наблюдается более сложная схема: за-

бегание вперед («военный коммунизм») —

попытка контролируемого отката через

госкапитализм (нэп) — новое забегание

(сталинизм) — новый откат в «реальный

социализм» — наконец дальнейший от-

кат, «срыв» в «дикий» капитализм с конца

1980-х — начала 1990-х годов. «Нового

центра тяжести» пока не видно…

Тема волнообразности политической

революции была впервые развернута авто-

ром в книге «Страны Востока: пути разви-

тия» (1975), за которую ему пришлось не-

мало претерпеть от тогдашних ревнителей

идеологической чистоты. Тем не менее тео-

ретические поиски в русле формационно-

го подхода были продолжены в коллектив-

ном труде «Эволюция восточных обществ:

синтез традиционного и современного»

(1984), в котором вклад Н. А. Симония был

самым крупным. Эта книга оказала значи-

тельное влияние на отечественное восто-

коведение (и не только востоковедение).

Я остановлюсь лишь на двух идеях авто-

ра, обоснованных в данной работе. Первая,

как это явствует из заголовка самой кни-

ги, — проблема синтеза традиционного и

современного в формационном развитии.

Новая формация возникает из прежней,

она не только ликвидирует отжившие ин-

ституты старого общества, но и использует

некоторые из них, «обволакивает» тради-

ционные формы новым содержанием. Так

происходит синтез в становлении новой

формации — сначала формальный, час-

тичный, а затем и сущностный, когда но-

вая формация достигает зрелости.

Н. А. Симония рассматривает главным

образом становление форм государст-

венности при переходе от феодальной

формации к буржуазной или шире — от

традиционного, доиндустриального об-

щества к капиталистическому. При этом

он выделяет варианты осуществления

синтеза в политической сфере, соответ-

ствующие различным типам и стадиям ста-

новления и распространения капитализма

в мире. Это, прежде всего, «первичная мо-

дель» — страны, которые не только рань-

ше других осуществляли строительство

буржуазной формации (Англия, Франция),

но и в полной мере прошли все фазы ста-

новления буржуазной государственности:

политические революции, государствен-

ность бонопартистского типа, буржуаз-

ную демократию в контексте зрелого част-

1 Представляется, что конструкция «забегания—отката» отражает не только зигзаги политических революций, но

имеет и более универсальное, в том числе психологическое, обоснование. Я называю это «законом повышения планки»:

совершение какой-либо крупной инициативы, «прорыва» в общественной жизни предполагает повышенную мотивацию

и ожидания, значительно превосходящие достигнутый результат. Например, первый капиталистический банк долгосроч-

ного кредита (что имело большое значение для промышленных инвестиций) – «Credit Lionnais» — был основан в 1863

году учеником А. Сен-Симона А. Жерменом и создавался в расчете на социалистическую перспективу.

EX LIBRIS

211

нохозяйственного капитализма, наконец,

монополистическую государственность.

«Вторичную модель» представляют

страны (Германия, Италия, Россия), где,

во-первых, исторически позже стран

«первичной модели» началось становле-

ние буржуазной формации и возникла

необходимость «догоняющего развития».

Во-вторых, в силу этого, а также того об-

стоятельства, что формационные предпо-

сылки капитализма были выражены здесь

слабее, чем в странах «первичной» моде-

ли, полноценный синтез оказывался бо-

лее затрудненным, развитие приобретало

убыстренный и неравномерный харак-

тер, а все фазы становления буржуазной

формации были как бы неполными, пе-

реходными: незавершенность политиче-

ской революции, сосуществование в той

или иной мере элементов бонопартизма,

демократии и монополизма и пр. Стано-

вилась необходимой

повышенная роль госу-

дарства, насаждавшего

капитализм «сверху»

(см. С. 201—246).

Наконец, «третичная

модель», к которой автор

относит страны Востока.

Здесь синтез традици-

онного и современного

обладает значительны-

ми особенностями даже

по сравнению со «вто-

ричной» моделью. На

Востоке предпосылки

перехода к модерниза-

ции буржуазного типа выражены еще сла-

бее, тем более в странах, принадлежащих

к иным, незападным цивилизациям. На

начальном этапе этот переход совершался

через «колониальный синтез», когда роль

внешнего фактора была фактически опре-

деляющей. Но и после завоевания незави-

симости в результате национально-осво-

бодительных революций роль государства

как демиурга модернизации оставалась ве-

дущей, исключительно важной, ибо власть

должна была не только организовывать

и «пришпоривать» процессы социально-

экономического развития, но и обеспечи-

вать национально-государственную ин-

теграцию в многоукладных и этнически

фрагментированных обществах.

Читатель имеет возможность ознако-

миться с подробным, детальным и нетри-

виальным анализом «третичной модели»,

предпринятым Н. А. Симония (см. С. 247—

397). Акцентирую внимание лишь на одном

моменте, связанном именно с проблемой

синтеза традиционного и современного.

После политического освобождения коло-

ниальных и зависимых стран в середине

XX века были созданы многочисленные те-

ории их развития, модернизации мировой

Периферии, объединяемые общим поняти-

ем «догоняющего развития». Модернизация

в этих странах во многих работах (особен-

но западных авторов) отождествлялась с

«вестернизацией». Но сегодня, как справед-

ливо констатирует Н. А. Симония, вестер-

низация как теория и практика «потерпела

полное поражение» (см. С. 708).

Отчасти этому способствовал сам За-

пад, вернее, недальновидная политика за-

падных стран, в частности и в особенно сти

США, по отношению к так называемому

третьему миру, которые навязывали не-

западному миру те или иные модели вес-

тернизации, под которые предоставлялась

помощь (Official Development Assistance).

Однако эта помощь была незначительной

и, кроме того, не предполагала подлинно

взаимовыгодного сотрудничества. «Рас-

чет… был на то, что повторение капиталис-

тического развития по западному варианту

потребует огромного времени, в течение

которого развитые индустриальные стра-

ны, пользуясь своим существующим эко-

номическим превосходством и продолжа-

ющейся научно-технической революцией,

будут доминировать над третьим миром и

экономически эксплуатировать его. Такая

стратегия справедливо была названа… нео-

колониализмом» (С. 758). И хотя эта линия

на «принуждение к вестернизации» в це-

Модернизация в бывших коло-

ниальных и зависимых странах

во многих работах (особенно

западных авторов) отождест-

влялась с «вестернизацией». Но

сегодня, как справедливо конста-

тирует Н. А. Симония, вестерни-

зация как теория и практика

«потерпела полное поражение».

EX LIBRIS

212

лом может считаться скомпрометирован-

ной, до сих пор не прекращаются попытки

стран Запада внедрить на Востоке и в дру-

гих регионах «соблюдение прав человека»,

«демократии» и т. п. — в том числе насиль-

ственными, военными средствами.

Но дело не только в неадекватной поли-

тике стран Центра по отношению к стра-

нам Периферии. В принципе успешная мо-

дернизация в странах «третичной» модели

(так же, как, впрочем, и «вторичной» и даже

«первичной» модели) предполагает именно

синтез — не формальный, а сущностный —

традиционных (добуржуазных) и совре-

менных форм. В странах так называемого

исторически запоздалого развития (Азия,

Латинская Америка, Африка) модерниза-

ция — при всем заимствовании технико-

организационного и иного опыта более

развитых стран — должна быть «посажена»

на собственную социокультурную почву, на-

циональные и цивилизационные традиции.

«Экономическое чудо» в Японии (начиная

с эпохи Мэйдзи и особенно во второй по-

ловине XX века) совершалось по принципу

«вакон есай» — «японская этика + западная

техника». Примерно так же происходило

развитие восточноазиатских «тигров» (Юж-

ная Корея, Тайвань, Сингапур и др.), а сего дня

по этому пути идет Китай. Напротив, имита-

ционные псевдореформы постсоветского

периода под лозунгом «стать Европой» дали

очевидные деструктивные результаты.

Плодотворности теоретических поис-

ков Н. А. Симония как профессионального

востоковеда, возможно, способствовало то

обстоятельство, что в последние десятиле-

тия советского периода в востоковедческой

отрасли все же было относительно меньше

идеологической жесткости, нежели, к при-

меру, в изучении отечественной истории

или истории КПСС. Не случайно некоторые

его идеи начинались с изучения восточ-

ных реалий. Таково, в частно сти, понятие

«бюрократического капитализма», которое

первоначально возникло на материале Ин-

донезии времен Сукарно, а далее Сухарто.

Затем это понятие вошло в качестве элемен-

та его трактовки формационной теории.

Бюрократический капитализм — это

«специфическая форма генезиса капита-

лизма в условиях “догоняющего развития”»,

«особый вариант “первоначального на-

копления”, осуществляемый при активном

участии и по инициативе государственной

бюрократии» (С. 586). Симония указывает

на наиболее заметные проявления этого

феномена в современную эпоху — гоминь-

дановский Китай, а затем Тайвань, Южная

Корея (с середины 1960-х), Индонезия (с се-

редины 1950-х), постсоветская Россия (хотя

зачатки «бюрократического капитализма»

стали складываться еще в конце «перестрой-

ки»). Добавлю от себя: некоторые элементы

данного феномена, похоже, появляются и

в континентальном Китае. Симония спра-

ведливо замечает, что указанный вид капи-

тализма особенно характерен для стран

с богатыми историческими традициями

бюрократического правления (см. там же).

Вместе с тем «бюрократический капи-

тализм» может приводить к различным ре-

зультатам. На Тайване и в Южной Корее он

в конечном счете способствовал успешной

экономической, а затем и политической

модернизации. Даже в Индонезии, в кото-

рой имели место некоторые достаточно

одиозные формы сращивания военной

верхушки и местного китайского бизнеса,

общая оценка не может быть однозначной,

ибо значительный сектор индонезийского

бюрократического капитала все же работал

на экономическое развитие страны. Наибо-

лее очевидны деструктивные черты «бю-

рократического капитализма» в постсовет-

ской России, хотя и здесь, наверное, было

бы чрезмерным ограничиваться лишь кон-

статацией одних негативных последствий.

История складывания и утверждения

«бюрократического капитализма» в Рос-

сийской Федерации еще не написана, и

суммарная его оценка впереди. Но две

статьи Н. А. Симония, помещенные в ре-

цензируемой книге («Становление бю-

рократического капитализма в России»

и «Особенности национальной корруп-

ции» — те, что как раз были впервые опуб-

ликованы в журнале «Свободная Мысль»),

вполне могут быть использованы буду-

щими историками для понимания «лихих

девяностых». Автор, в частности, отмечает

значение «гайдаровской либерализации»

для формирования российского бюро-

кратического капитала — ибо «в условиях

фактического отсутствия сколько-нибудь

значительной предпринимательской про-

слойки возможностями, предоставленны-

ми политикой безграничного либерализ-

ма… на практике могли воспользоваться

только две социальные группировки. Глав-

ная из них — это хозяйственная номен-

клатура, экипированная необходимыми

EX LIBRIS

213

связями и соответствующим ноу-хау. Вспо-

могательная — представители нелегально-

го бизнеса, то есть “теневой экономики”,

обильно взращивающейся еще в период

брежнев ского правления» (С. 587).

Н. А. Симония выявляет структуру рос-

сийского варианта «бюрократического ка-

питализма» (экспортно-сырьевая, финан-

сово-торговая, промышленная и военная

фракции), а также этапы развертывания

данной системы, которые в основном со-

стояли в «перетягивании каната» между эк-

спортно-сырьевой и финансово-торговой

фракциями. Подробно рассматриваются

события 1990-х, включая дефолт 1998 года,

всплывают названия различных организа-

ций и фирм, а также фамилии фигурантов,

поглощенных в то время разделом обще-

ственного пирога. Многое из этого уже

подзабыто или вспоминается весьма редко.

Поэтому анализ исследователя представ-

ляет несомненный интерес. Можно отме-

тить также его обоснованный вывод, что

коррупция в современной России «служит

главным механизмом генерирования бю-

рократического капитала» (С. 634).

В работах последних лет, опублико-

ванных в настоящей книге, мы находим

размышления о современной мировой

экономике и международных отношени-

ях. Н. А. Симония указывает на серьезные

изменения в характере капитализма — на

примере США, где растет социальная поля-

ризация общества и создается «государство

сверхбогачей». Об этом свидетельствуют

такие тенденции, как «изменение приро-

ды акционерных обществ» (доминиро-

вание менеджеров над акционерами), а

также эрозия института биржи, которая

из полезного механизма оптовой торгов-

ли превращается в непрозрачную систему

сделок преимущественно по виртуальным

товарам, где «главные фигуранты, обладая

инсайдерской информацией (которую

они сами же корректируют, если не фор-

мируют), превращают биржу в эффектив-

ный механизм собственного обогащения»

(С. 752—754). Он констатирует откровенно

«двойные стандарты» в политике Запада по

отношению к развивающимся странам и

неадекватность неолиберальных рекомен-

даций для стран Азии, Африки и Латинской

Америки. Что же касается России, то для

нее в этой ситуации чрезвычайно важно

выстроить самостоятельный внешнеполи-

тический и экономический курс. Так, в ста-

тье «Россия между Европой и Китаем» автор

приходит к выводу, что «Россия просто об-

речена превратиться в самостоятельный

полюс формирующегося многополюсного

мира, так как альтернативой этому будет ее

фрагментация и превращение в сырьевой

придаток и ЕС, и Китая» (С. 704—705).

В коротком отзыве невозможно (да и

не нужно) коснуться всех идей, выдвину-

тых в разные годы Н. А. Симония и в це-

лом выдержавших испытание временем.

Как результаты научной мысли они могут

обсуждаться, а в чем-то и оспариваться.

И в книге ученого такие сюжеты для дис-

куссии, разумеется, есть. Остановлюсь

лишь на одном. Рассматривая вопрос,

была ли реальная альтернатива сталин-

ской модели в конце 1920-х — начале

1930-х годов, он утверждает, что реальная

альтернатива была, и она состояла в про-

должении нэпа как регулируемого гос-

капитализма, но Сталин «сознательно не

захотел, да и вследствие своего слабого

интеллектуального потенциала не смог

бы следовать сложным, трудным путем

госкапитализма, предпочитая “прямой”

путь “кавалерийского” натиска…» (С. 731).

Думается, что дело здесь не только в том,

что «не захотел», и не только в уровне ин-

теллекта Сталина. В конце 1920-х — начале

1930-х годов страна стояла перед объектив-

ной необходимостью мобилизационной

модели в силу нараставшей угрозы внешней

опасности, о чем советское руководство не-

однократно предупреждало, — достаточно

заглянуть в стенограммы тогдашних пар-

тийных съездов. Отсюда императивы фор-

сированной индустриализации, с которой

была связана и коллективизация, — это

ведь звенья одной цепи. Можно допустить,

в качестве альтернативы, что методы мо-

билизационной политики могли быть не

столь жесткими, насильственных действий

и репрессий могло быть меньше и т. п. Но

опять-таки репрессивный характер режима

был связан, как представляется, не только с

личностью Сталина, но и с инерцией того

раскола общества, который столь очевидно

проявился в годы революций и Граждан-

ской войны, а последующие эксцессы были

своеобразным продолжением этого раско-

ла, социальной «смуты», которая стимули-

ровалась не только «сверху», но и «снизу».

Полагаю, что эта тема еще будет обсуждать-

ся в научной литературе — как отечествен-

ной, так и зарубежной.


комментарии - 0

Мой комментарий
captcha