Широкое мышление
Президент Турецкой Республики Р.Т. Эрдоган заявлял: «Турция - страна, которая из-за ее географических, человеческих, экономических и исторических связей, не может быть ограничена одним блоком». Самоощущение и мышление Анкары намного шире географии. В этом проявляется ее имперское мышление, ущемленность существующим миропорядком. Она и дальше будет бороться за место в клубе мировых держав и за расширение сфер влияния [2].
В связи с тем, что Турция считает себя надрегиональной державой, она стремится быть везде: во всех регионах, конфликтах, переговорах [1]. Она пытается сохранить связки и с Западом, и с Востоком, но это лавирование не может продолжаться вечно. Наступит момент, и придется ограничить свой выбор, решить: оставаться в мире прошлого или настоящего.
Запад, понимая, что Турция подняла голову в поисках чего-то более выгодного, чем жизнь по заокеанскому замыслу, пытается подорвать ее расширяющееся влияние (здесь и попытки столкнуть Россию и Турцию, и разные подходы Вашингтона и Анкары относительно Ближневосточного конфликта, и т.д.). Американцам важно сохранить свое былое влияние, а сделать это можно, только создав дугу нестабильности, хаос в регионе. Они категорически не заинтересованы в мирных процессах.
Турция – Запад
С одной стороны, критика Запада становится все более смелой. С другой, Анкара постоянно поддерживает контакты на высшем уровне с англо-саксонскими лидерами. А с избранием Д. Трампа Турция будто почувствовала «глоток свежего воздуха» в контексте своего посредничества. Анкара вновь стала заявлять о способности, например, придать импульс переговорному процессу по Украине и надежде получить поддержку со стороны новой администрации. Это не мешает ей заявлять, что «Запад сделал все чтобы помешать этому [мирному] соглашению! Сегодня они несут полную ответственность за ту беду, которая бушует на Украине!»
Р.Т. Эрдоган даже обвиняет «коллективный Запад», включая НАТО, в том, что без его поддержки и поставок Киеву оружия все завершилось бы гораздо раньше. Ведь Турция имеет теплые отношения с Москвой. Желая перетянуть Анкару на свою сторону, Запад периодически идет на уступки Турции (конечно, не бесплатно). Так, новый генсек НАТО М. Рютте заявлял, что Турция «вносит неоценимый вклад в Альянс на фоне растущей неопределенности в мире».
Контакты с Британией в этом году также активные. Учащение контактов с Западом с приходом на пост главы МИД Турции бывшего разведчика Х. Фидана отмечалось уже не раз. Так, Р.Т. Эрдоган проводил закрытые совещания с премьер-министром Великобритании К. Стармером. Х. Фидан, в свою очередь, проводил переговоры с коллегой Д. Лэмми. В рамках переговоров от турецкой стороны были слышны громкие заявления: «Турция и Соединенное Королевство имеют глубоко укоренившиеся стратегические отношения»; «Великобритания и Турция имеют незаменимые отношения как союзники по НАТО на противоположных концах Европы. Вместе мы отстаиваем одинаковые взгляды по многим вопросам».
Обмен приторной лестью – особенность взаимоотношений Турции и Запада. А острые углы «сглаживаются» дипломатической лексикой: «Европа время от времени игнорирует ценность Турции для НАТО, хотя Анкара осознает свои обязательства и ответственность в рамках альянса» (Р.Т. Эрдоган). Президента Турции порой произносит то, о чем все обычно молчат, - но не соотносит слова с действиями. Узы с НАТО и Западом не так просто разорвать. Хотя осознание эфемерности этого союза к Турции постепенно приходит.
Турция – Ближний Восток
Турция боится большой войны в регионе, поэтому выстраивает «положительные связки». Так, в прошлом году спустя 10 лет Турция восстановила дипотношения с Египтом. Два года назад договоренность о возвращении отношений на рельсы сотрудничества и открытии посольств было достигнуто с Израилем (все уже иначе, но попытка была). Затем в очереди на нормализацию оказалась Сирия, но попытка нормализации привела к свержению Б.Асада.
При этом риторика официальных лиц становится только жестче [4]. Р.Т. Эрдоган давно не называет Израиль государством, только организацией, причем в этом году - «сионистской террористической организацией». Полемика вокруг событий между Израилем, Ираном и Ливаном набирает обороты [7].
Сначала президент Турции Р.Т. Эрдоган завил, что «следующей целью Израиля может стать Турция» или, например, «после Палестины и Ливана израильское руководство, действующее с бредовой идеей «земли обетованной», нацелится на наши родные земли. Оккупация, террор и агрессия уже у нашего порога. Перед нами не государство, связанное законом, а банда убийц, питающаяся кровью и разжиревшая от оккупации». В свою очередь, лидер Народно-республиканской партии Турции О. Озель отметил: «Силы Израиля недостаточно для Турции». Вопрос этот спорный как с точки зрения ядерного потенциала и военных технологий, так и союзнических сил.
Пока что интересы Турции, как никогда в истории, скорее ближе к Ирану. С Израилем она, несмотря на все попытки примирения и общего друга в лице Вашингтона, близка никогда не была. В этом контексте интересно, чью сторону заняли бы США, развернись конфронтация между Тель-Авивом и Анкарой. Турецкое руководство постепенно начинает рассуждать на эту тему и делать верные выводы.
Р.Т. Эрдоган – прекрасный оратор. Не всегда его пламенные речи совпадают с действиями, но эффект они имеют. Так, в связи с палестино-израильскими событиями Р.Т. Эрдоган призвал ООН разрешить Генассамблее использовать право применять силу без соответствующего консенсуса Совета Безопасности [15]. Одна из его ярких речей в данном контексте: «Точно так же, как 70 лет назад альянс человечества остановил Гитлера, сейчас такими же общими усилиями он должен остановить Нетаньяху и его банду убийц. Мы считаем, что в нынешних условиях нужно рекомендовать и вопрос о применении силы [в отношении Израиля]». Понятно, что Турция хочет выглядеть главной защитницей палестинцев, но не понятно, кто бы принял эту инициативу. А может цель не в том, чтобы сделать, а именно сказать? И еще: осознает ли Р.Т. Эрдоган, что подобные заявления спровоцируют ответные меры англосаксонского мира?
Под конец 2024 года произошло еще большее расширение конфликтной зоны [6]. После объявления президентом Турции планов создать вдоль турецко-сирийской границы буферную зону, оттеснив курдские силы, начался новый виток эскалации [14]. Исламистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана в России террористической организацией и запрещена), поддерживаемая Турцией, взяла под контроль Алеппо и всю провинцию Идлиб. Военные операции в Сирии для Анкары – обычное дело. Турция, как в годы Второй Мировой войны, заняла формально выжидательную позицию, хотя реально помогает вооруженной оппозиции. Провозглашаемая цель Турции – не дать радиусу конфликта расшириться. В общем-то такая цель у всех, кроме США. Однако у всех разное видение постконфликтного урегулирования и понятия мира в целом.
Турция – ШОС и БРИКС
О своем «развороте» на Восток Турция говорит открыто. Например, о желании стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил прямо на полях саммита НАТО. Еще в 2012 году Турция стала партнером по диалогу этой организации. Вопрос реального вступления Анкары в организацию вызывает множество сомнений как у российской стороны, так и в государствах Средней Азии, однако при должном желании и готовности это возможно, - конечно, при определении разграничительных линий.
Взаимодействие с БРИКС – другое дело, оно крайне беспокоит англосаксонский мир (Турция - единственная страна НАТО, которая, не спрашивая у американского гегемона, приезжает в Казань на форум 22-24 октября 2024 г.). Главное, к чему пришел турецкий лидер: БРИКС - уникальная крупная площадка, которая собрала ключевые экономики, за которыми будущее, и Турция «намерена развивать отношения с БРИКС». К слову, наряду с 12 другими незападными государствами она получила на прошедшем саммите статус страны-партнера площадки [11], а, значит, начало сотрудничества положено. Если для НАТО альтернатива еще не найдена, то для ЕС – уже да. Р.Т. Эрдоган даже предлагал переименовать объединение в БРИКСТ, особо подчеркивая свои намерения.
Турция десятилетиями рубила свое окно в Европу, желая стать частью ЕС, но ее желаниям не суждено было сбыться. Сегодня Анкара стала сильнее и умнее, теперь «она может сделать сильнее любой блок, к которому присоединится». Ждать она уже не может и формировать невыгодные связки – тоже. И правда: что в действительности Турция может получить от Запада? Ни членства в интеграционных союзах - вместо этого многолетние отказы; ни ресурсов. В БРИКС страной-партнером Турция стала после первого же саммита, и процесс продолжится, если она того захочет.
Значит, пришло время обратить внимание на страны Незапада. Они уже формируют взаимодействие и сотрудничество по новым принципам и в рамках другой системы, они уже смогли перешагнуть в новый миропорядок. Сегодня они формируют собственную архитектуру безопасности, финансовых расчетов, межкультурного и даже межцивилизационного взаимодействия, и главное – оно действительно работает, самостоятельно и независимо от западной «указки» и ООНовских мандатов. Все это привлекает Турцию, но сделать решительный шаг она еще не может. Не хватает ресурсов и политической воли разорвать «дружбу» с Западом.
Турция – Россия
Турция остается страной НАТО, у которой самые теплые отношения с Россией. На то есть масса причин. Ей, конечно, выгодно ослабить Россию, но укрепление США как мирового гегемона в её планы не входит.
В этом году состоялись встречи между российским и турецким президентами, а также между В.В. Путиным и главой МИД Турции Х. Фиданом. Главная риторика на прошедших встречах состояла в следующем:
- российско-турецкие отношения, несмотря на все сложности, «последовательно развиваются»;
- «Россия благодарна Турции за стремление внести вклад в урегулирование украинского кризиса», а также «высоко ценит вклад Турции в сирийское урегулирование»;
- прослеживается взаимное стремление расширять торгово-экономическое сотрудничество: довести двусторонний товарооборот до 100 млрд долларов, совместно построить еще одну АЭС в районе Синопа.
Между Россией и Турцией установились теплые межпарламентские контакты, а, значит, визиты в Москву председателя ВНСТ Н. Куртулмуша и российской делегации в Турцию были не зря [9]. Так, председатель Совета Федерации В. Матвиенко по случаю Дня Республики, ежегодно отмечаемого в Турции 29 октября, направила послание, в котором отметила, что Турция «избрала путь строительства сильного государства», с чем невозможно не согласиться. К 101-му году своего существования из государства-обломка великой империи Турция превращается в важного игрока региона и стремится выйти на надрегиональный уровень.
Немаловажную роль в этом процессе, безусловно, играют те самые мировые акторы, которые поддерживают начинания малых игроков. В случае с Турцией таким является Россия, которая, даже несмотря на «удары в спину», продолжает «воспитывать» Турцию. Председатель Совета Федерации, к слову, отметила, что российская сторона настроена на активную совместную работу и расширение российско-турецких экономических и культурных связей. Отношения между Россией и Турцией долго были преимущественно выстроены на фундаменте теплого межличностного общения между лидерами государств, что хорошо, но недостаточно для полноформатного взаимовыгодного сотрудничества. Чтобы двусторонние отношения получили реальный импульс к развитию, необходимо больше уровней и сфер взаимодействия.
Конечно, в российско-турецких отношениях все далеко не гладко [10]. Позиции стран по ряду вопросов кардинально различны. Так, Р.Т. Эрдоган представил свой план заморозки конфликта на Украине. В прессе пишут, что он предполагает отказ от вступления Киева в НАТО лет на 10, создание демилитаризованной зоны с развертыванием турецких войск миротворцев, сохранение поставок турецкого оружия и финансовой помощи. Интересы Москвы в таком «мирном урегулировании» не учитываются вовсе.
Кроме того, место России в турецкой торговле не отвлечет ее от торговли с Украиной, тем более за европейский счёе. Турецкое «многостулье» постоянно. Особенность российско-турецких отношений именно в том, что, осознавая, что Анкара в любой момент может принять участие в антироссийских сделках, мы, в отличие от Вашингтона, ничего не запрещаем коллегам и всегда даем право выбора.
Турция – тюркские государства
В этом году Организация тюркских государств (ОТГ) отмечает свой юбилей. Вот уже 15 лет Турция строит свою туркоцентричную «империю», которой нет на карте мира и которую она так упорно старается туда внести [8]. К юбилею инициативы Турции все более настойчивые и необратимые. Какие новости у организации в новом году? Кроме бесконечного создания новых органов ОТГ, у стран-участниц появился не только общий алфавит [16], но и будет свой гимн. Р. Т. Эрдоган на саммите ОТГ потребовал от коллег активнее переходить на латиницу и начать реальную интеграцию в языковой области. «Общий алфавит тюркских государств выведет нас и нашу судьбу на шаг вперед». Таким образом будет, по его словам, «посеяно историческое семя тюркского мира». Семя тюркского мира посеяно задолго до появления Турции. Турция хочет пересеять, подменив понятия. И семя это турецкого мира, а не тюркского.
Расширяется не только идейно-ценностное поле взаимодействия. Турция «точечно» влияет и в рамках двусторонних контактов со странами-участницами Организации. Так, она списала Бишкеку внешний долг в 62,3 млн.долл. [12]. Но списала не просто так, а в обмен на проекты «зеленой экономики». И это при том, что цены в самой Турции растут, а экономическая ситуация продолжает оставаться далеко не идеальной. Но что только не сделаешь ради освоения геополитико-плодородных стратегических земель. С. Жапаров оценил такой вклад в укрепление дружественных связей и вручил турецкому лидеру орден «Манас» первой степени за вклад в развитие отношений между Турцией и Киргизией.
Примеры можно приводить бесконечно: с начала 2024 года в Республике Узбекистан открылось 300 новых турецких фирм (сейчас общее их число – 1903) [13]. Или, например, «Казахстан готов оказывать максимально комфортные условия для турецких инвесторов», сейчас реализуется «10 инвестпроектов на 553 млн.долл.» [5].
Интеграция только ускоряется. Турция проникла на все уровни в этих странах: от политики и бизнеса – до науки и культуры, инструменты влияния здесь – крайне четкие и последовательные. Именно поэтому американцы до сих пор готовы терпеть все «хабовые» инициативы Эрдогана. Всё, что происходит на постсоветском пространстве, - часть плана Запада по его дестабилизации и разрыву с Россией.
Заключение
В 2024 году Турция продолжила свой внешнеполитический курс по отходу от западоцентризма, принимая участие в саммитах БРИКС и ШОС, выступая по разные стороны баррикад в рамках ближневосточного кризиса, выступая в ООН (и не только) с жесткой критикой западной системы, вернее ее отсутствия. Анкара пока еще не осознает полноценно, что членство в НАТО и самостоятельность – несовместимые понятия. Поэтому за каждый турецкий «пиар-ход» приходится чем-то платить. А ресурсов – не хватает, поэтому Турция вновь попадает под западный контроль.
Усидеть на всех стульях, даже если они будут турецкими, в новом мире невозможно. В то время, когда уже идет разделение сфер влияния, транзит власти, переформатирование всей системы права и взаимоотношений, есть риск не успеть занять свое место под солнцем и снова не реализовать свои имперские амбиции. Поэтому придется самой для себя решить: остается она в старом мире, но с «дружбой» с Западом, или шагнуть в новый мир (конечно, несущий в себе риски) [3], но стать самостоятельной державой. И пока Анкара мечется, пояс вокруг нее будет находиться в хаосе.
Турции успешно удается поддерживать статус «хабовой» державы, причем как в экономическом и политическом плане, так и в идейно-ценностном. Сюда относится все: и то, что транспортные коридоры должны пролегать через Турцию (ну например, Срединный коридор в обход России), и то, что Анкара – главный «медиатор» всех региональных конфликтов и создатель планов по мирным урегулированиям кризисов, даже то, что Турция – лидер всех тюрок, и не важно, что в действительности она имеет к ним весьма отдаленное отношение.
Россия открыта к взаимовыгодному сотрудничеству с Турцией. Между сторонами расширяются экономические, политические связи, но этого мало. Необходимы многоплановые и многоуровневые инструменты сотрудничества и соответствующие кадры. Сейчас Москва дает Анкаре карт-бланш, она не выступает против каких-либо действий или риторики Турции, она просто наблюдает и делает выводы. Главное, держать руку на пульсе, поскольку место Анкары у наших южных границ все более значимо. На Постсоветском Востоке она оккупировала уже все идейно-ценностное поле. Общетюркская империя, с главой в лице Турции, может оказаться для России серьезной угрозой.
Литература
1. Аватков В. А. Турецкая Республика накануне своего столетия // Свободная мысль. 2023. №1.
2. Аватков В. А., Гузаеров Р. И. «Мир больше пяти», или справедливость по-турецки // Современная Европа. 2023. №1.
3. Базавлук С. В., Курылев К. П., Савин Л. В. Евразийство, ЕАЭС и многополярность: оценки зарубежных экспертов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. № 1.
4. Григорян Д. К. Роль мировых элит в урегулировании палестино-израильского конфликта: современный период // Власть. 2020. Т. 28. № 5.
5. Документы на $2 млрд в области инвестиций и торговли подписаны по итогам поездки министра сельского хозяйства РК в Турцию. // https://www.gov.kz/memleket/entities/moa/press/news/details/825630?lang=ru (дата обращения: 22.11.2024).
6. Евстафьев Д. Г. Ближний и Средний Восток: от новой геополитики к новой конфигурации региона // Ближний и Постсоветский Восток. 2024. № 4.
7. Крылов Д. С. Влияние формирующегося глобального мирового порядка на безопасность на Ближнем Востоке // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. № 3.
8. Малышева Д. Б. Центральноазиатское направление политики Турции // Россия и новые государства Евразии. 2024. № 2.
9. На 575-м заседании Совета Федерации выступил Председатель Великого национального собрания Турции Нуман Куртулмуш. // http://council.gov.ru/events/news/160626/ (дата обращения: 02.12.2024).
10. Сбитнева А. И. Россия и Турция: долгий путь к сотрудничеству. Интервью Генерального консула России в Стамбуле // Россия и современный мир. 2023. №2 (119). URL: http://rossovmir.ru/article.php?id=4349 (дата обращения: 14.11.2023).
11. Турция получила предложение стать партнером БРИКС. // https://ria.ru/20241113/briks-1983457375.html (дата обращения: 03.12.2024).
12. Турция списала многомиллионные долги Киргизии. // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6729fa439a7947efc9756bc3 (дата обращения: 23.11.2024).
13. Узбекистан представлен на бизнес-форуме тюркских стран в Астане. // https://chamber.uz/ru/news/517 (дата обращения: 22.11.2024).
14. AP сообщило о риске втягивания Турции в конфликт с Россией в Сирии. // https://www.rbc.ru/politics/02/12/2024/674d454f9a7947558a1579f1 (дата обращения: 02.12.2024).
15. Cumhurbaşkanı Erdoğan: İsrail mezalimine dünyada en güçlü tepkiyi veren, en somut adımı atan ülke Türkiye'dir. // https://www.aa.com.tr/tr/gundem/cumhurbaskani-erdogan-israil-mezalimine-dunyada-en-guclu-tepkiyi-veren-en-somut-adimi-atan-ulke-turkiyedir/3392747 (дата обращения: 04.12.2024).
16. Türk Dünyası Ortak Alfabe Komisyonu, 34 harften oluşan Ortak Türk Alfabesi önerisi üzerinde uzlaştı. // https://www.aa.com.tr/tr/dunya/turk-dunyasi-ortak-alfabe-komisyonu-34-harften-olusan-ortak-turk-alfabesi-onerisi-uzerinde-uzlasti/3327364 (дата обращения: 01.12.2024).