Об основах идей Си Цзиньпина о социализме
0
54
(Статья публикуется в сокращении). От редакцииВ октябре 2022 г. в Пекине состоялся XX съезд Коммунистической партии, который подвел итоги работы партии за предыдущие пять лет и наметил задачи на ближайшее десятилетие. В китайских средствах массовой информации, научных журналах до сих пор продолжают появляться статьи, посвященные итогам съезда и его значению для будущего развития Китая. Редакция журнала «Свободная мысль» публикует статью известного китайского ученого, профессора Чжао Цзяньина. В ней, в отличие от многих других статей китайских авторов, теоретические положения, содержащиеся в докладе Генерального секретаря партии Си Цзиньпина, рассматриваются с философской точки зрения, дается глубокий анализ выдвинутых в докладе шести установок или принципов. Он позволяет понять сущность основных аспектов внутренней и внешней политики Китайской Народной Республики, в том числе перспектив развития её экономики, культуры, идеологии. Статья дает современные китайские трактовки таких понятий, как забота о Поднебесной, единая судьба и общие ценности человечества, глобализация, человеколюбие, великий путь государства и др.
В докладе на XX съезде КПК Си Цзиньпин заявил: «Только путем сочетания основных положений марксизма с конкретными реалиями Китая и лучшими достижениями традиционной китайской культуры постоянное применение диалектического и исторического материализма позволяет нам дать правильные ответы на важные вопросы, поставленные эпохой и практикой, всегда сохранять могучую и неиссякаемую жизненную энергию марксизма» [19. C. 17]. Из этого следует необходимость продолжать продвижение вперед теоретических инноваций, основанных на практике, изучать и внедрять новейшие теоретические разработки партии.
1. Принцип «ставить интересы народа превыше всего» обогатил и развил взгляды марксизма на историю, теорию познания и систему ценностей. По словам Си Цзиньпина, надо придерживаться принципа «народ превыше всего». Народность - сущностный атрибут марксизма. «Теория партии происходит из народа, служит народу и приносит ему благо, созидательная практика народа является неиссякаемым источником теоретических инноваций. Все оторванные от народа теории являются пустыми и бессмысленными, все теории, которые не нацелены на благо народа, не имеют жизненной силы. Мы должны твердо стоять на позиции народа, понимать его стремления, с уважением относиться к его созидательной деятельности, обобщать его мудрость и создавать теорию, которая его воодушевляет» [19. C. 19]. Марксистский взгляд на историю исходит из того, что материальная производственная практика народных масс является основой существования и развития человеческого общества, что массы являются творцами истории и решающей силой социальных изменений и прогресса. Си Цзиньпин подчеркивает, что «страна – это народ, а народ – это страна. База Коммунистической партии Китая – в народе, она связана с ним кровными узами, черпает у него свои силы» [18. C. 11]. Народ является высшим и окончательным судьей деятельности партии. Мы должны придерживаться в оценке работы партии следующих основных критериев: люди поддерживают нас или нет, одобряют нас или нет, радуются вместе с нами или нет, соглашаются с нами или нет. Чтобы отстоять господствующее положение народа, мы должны доверять народным массам, опираться на них, уважать их инициативу и творчество; глубоко осознавать, что именно они являются главной силой исторического развития и общественного прогресса. Приверженность принципу приоритета интересов народа обогатила и развила марксистскую теорию. Теория исходит из практики, а общественная жизнь постоянно меняется, практическая деятельность людей динамично развивается. Поэтому познание должно развиваться вместе с развитием практики и в то же время возвращаться к практике, чтобы направлять ее, истина проверяется в делах, а основной субъект практики и теории – народные массы. Теория партии исходит из практики народа, а творческая практика народа является источником теоретических инноваций партии. Теория партии, оторванная от практики народа, бледна и слаба. В то же время теория партии должна направлять практику народа и стать мощным идеологическим оружием народа для понимания и преобразования мира. К. Маркс указывал: «Оружие критики не может, конечно, заменить критику оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой… Но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [1. C 422]. Приверженность принципу приоритета интересов народа обогатила и развила марксистский взгляд на ценности. Создавая теорию научного социализма, К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули на первый план ценности пролетариата, провозгласив, что цель коммунизма –свободное и всестороннее развитие человека. Си Цзиньпин обладает систематическим и глубоким пониманием теоретической системы и основных особенностей марксизма. Он подчеркивал, что «марксизм исходит из необходимости освобождения народа и защиты интересов народа, чтобы реализовать свободное и всестороннее развитие человека и освобождение всего человечества, он отразил прекрасное видение идеального общества» [14. C. 8–9]. «Марксизм глубок и многогранен, но в конечном счете его можно выразить одной фразой – освобождение человечества» [15. C. 8]. Беззаветное служение народу - основная цель КПК. Си Цзиньпин с глубоким чувством говорит: «Мое видение управления государством вкратце сводится к следующему: служить народу, выполнять те обязанности, которые на тебя возложены [7. C. 143]. В докладе на XX съезде партии он отмечал: «Как гласит древняя китайская мудрость: государственное управление осуществляется в соответствии с установленными правилами, а самое коренное из них – принесение народу пользы и создание благ для народа. Это требование отражает самую суть принципа приоритета интересов народа, и партия создана на общее благо и находится у власти в интересах народа. В процессе развития необходимо настойчиво добиваться улучшения жизни народа, совместной борьбой поощрять создание условий для счастливой жизни, прилагать неустанные усилия для осуществления мечты народа о ней» [19. C. 46].
2. Принцип «уверенность в себе, самостоятельность и свой собственный путь» раскрывает духовную сущность развития Китая. В докладе на XX съезде партии Си Цзиньпин призывал: «Необходимо твердо стоять на позиции уверенности в себе и самостоятельности, у китайского народа и китайской нации никогда не было учебника, тем более не было готового ответа, как в период новой истории преодолеть невзгоды и лишения и начать продвижение к светлому будущему, великому возрождению. Путь столетней борьбы КПК был успешно открыт в результате самостоятельных и независимых поисков китайского народа. Китайские главы в книге марксизма под руководством партии написаны китайскими коммунистами благодаря их собственным усилиям и практической деятельности. Один из содержащихся в них фундаментальных принципов сводится к тому, что проблемы Китая должны решать сами китайцы, исходя из основных реалий страны» [19. C. 19]. Материалистическая диалектика считает, что всеобщность и специфичность противоречия едины. Развитие человеческого общества имеет не только всеобщую закономерность, т. е. общность, но существует и многообразие, т. е. различны конкретная действительность и историко-культурные традиции каждой страны и народа, различны также конкретные формы и конкретные пути их развития. Поэтому в мире нет единых пути и модели развития, каждая страна должна прокладывать свой путь развития в соответствии со своими национальными условиями. Си Цзиньпин подчеркивает, что мы должны настаивать на том, чтобы развитие страны и нации основывалось на собственных силах, чтобы дела Китая определялись и решались самим китайским народом, чтобы судьбу развития и прогресса Китая тот прочно держал в своих руках. Твердо следовать своим путем, исходя из национальных условий Китая, - в этом и заключается принцип уверенности в себе и самостоятельности. Во время новодемократической революции руководство партии первоначально копировало опыт русских коммунистов, по которому начинать путь к освобождению нужно с центральных городов. Поскольку в наших исторических условиях силы противника и наши в городах были неравными, мы терпели неудачи. Во время Великого похода в 1935 г. было созвано совещание в Цзуньи, на котором утверждена решающая роль ЦК КПК. Китайские коммунисты, возглавляемые товарищем Мао Цзэдуном, смогли выработать правильную революционную стратегию. В сельской местности, где крестьяне составляли большинство, были созданы собственные вооруженные силы. Они находились вдали от центральных городов, где господствовал Гоминьдан. В период социалистического строительства китайские коммунисты, главным образом в лице товарища Мао Цзэдуна, искали путь социалистического строительства в Китае, пытались «идти своим путем», выдвинули ряд оригинальных теоретических положений. К сожалению, правильная линия, сформированная VIII съездом партии, не была в полной мере сохранена, произошло копирование высокоцентрализованной плановой экономической системы СССР, что поставило под угрозу социалистическое строительство. В период модернизации страны китайские коммунисты в лице товарища Дэн Сяопина приняли историческое решение о переводе центра партийной и государственной работы на экономическое строительство, о проведении политики реформ и открытости. Была раскрыта сущность социализма, определена основная линия партии на начальном этапе социализма, четко предложено «идти своим путем и строить социализм с китайской спецификой». В докладе на XX съезде партии Си Цзиньпин подчеркивал: «Мы должны хранить непоколебимую веру в марксизм и твердую уверенность в приверженности социализму с китайской спецификой, укреплять приверженность идее собственного пути, теории, строю и культуре, активно брать на себя историческую ответственность и развивать творческий дух, чтобы вносить новый вклад в развитие марксизма. Мы ни в коем случае не должны действовать по мертвому шаблону и изолировать себя от всего мира, тем более слепо копировать и заимствовать зарубежный опыт в отрыве от конкретных реалий Китая» [19. C. 19]. Уверенность КПК и народа исходит из исторической убежденности в верности того пути, которым они следовали более чем столетие, как и в незыблемости своих достижений. Си Цзиньпин отмечает, что «за последние сто лет наша партия посвятила себя поиску счастья для китайского народа, возрождению китайской нации. Наша партия руководит китайским народом в великой борьбе, полностью избавив его от угнетения со стороны западных капиталистических держав. Сделав народ хозяином своей судьбы, она добилась редчайшего в мире чуда быстрого экономического развития и длительной социальной стабильности, разрешила проблему абсолютной бедности, перехода населения в 1,4 млрд человек к уровню средней зажиточности, при этом постоянно претворяя в жизнь стремление народа к лучшей жизни. Китайская нация совершила большой скачок, встала на ноги и стала сильной. Мы успешно провели модернизацию в китайском стиле, создали новую форму человеческой цивилизации» [17. C. 9]. Уверенность китайских коммунистов в себе наиболее полно воплощается в вере в свою культуру. Это проявляется и в твердой вере в истинность марксизма. Вековая борьба партии продемонстрировала мощную жизненную силу марксистской теории, способность к переосмыслению в ней принципов, китаизации и осовременивания в интересах спасения и развития Китая. Орудийные залпы Октябрьской революции принесли в Китай марксизм-ленинизм и осветили путь блуждавшему во тьме китайскому народу. На протяжении более 100 лет наша партия настойчиво боролась за то, чтобы запечатлеть марксизм на собственном знамени, соединяя основные его принципы с конкретной реальностью Китая, с великой традиционной китайской культурой. Как отметил Си Цзиньпин, цитируя слова Мао Цзэдуна, «научный и истинный характер марксизма был всесторонне проверен в Китае, народный и практический характер марксизма был всесторонне реализован в Китае, открытый и современный характер марксизма был полностью продемонстрирован в Китае» [8. C. 63]. История и практика доказали, что марксизм не подвел Китай, как и Китай не подвел марксизм. Китаизация и осовременивание марксизма в Китае добиваются всё новых успехов, благодаря чему изменился и сам образ марксизма. Он все полнее раскрывает законы развития человеческого общества, является научной истиной и могучим идеологическим оружием пролетариата в познании и преобразовании мира. В то же время развитие марксизма и переход от теории к практике требуют чрезвычайных усилий марксистов всего мира. Твердая вера КПК и китайского народа в марксизм – это не только вера в истину, но и вера в его великую силу и привлекательность. Китайская цивилизация имеет долгую историю и является единственной цивилизацией в мире, которая никогда не прерывалась и продолжает развиваться по сей день. В истории развития китайской цивилизации на протяжении более 5000 лет китайский народ настойчиво создавал богатую, глубокую и великолепную традиционную китайскую культуру. В результате возникла не только уникальная материальная культура – одежда, пища и архитектура, но и удивительная духовная культура. В ней расцветают «сто цветов», в том числе литература и искусство, идущие в ногу со временем от конфуцианских классиков до неоконфуцианцев. В бурной истории человечества китайская культура не только придерживается своих корней, но и постоянно общается с другими культурами и многое черпает у них. Внутренние и внешние проблемы не смогли поколебать китайскую культуру, она продемонстрировала устойчивость и жизнеспособность к инклюзивности, инновации и самообогащению. Исторически, начиная с распространения буддизма на Восток и «трансляции западных учений на Восток», уникальная китайская культура создавалась посредством обменов и взаимной учебы. В то же время китайская цивилизация оказала глубокое влияние на соседние страны и народы, в частности, через конфуцианство, и тем самым внесла неизгладимый и выдающийся вклад в прогресс общемировой человеческой цивилизации. В течение длительной исторической борьбы китайский народ сформировал многие великие мировоззренческие, социальные, нравственные ценности. Среди них такие: Поднебесная принадлежит всем; народ - основа всего; правление посредством добродетели; отмена устаревшего и установление нового; назначение на должность по способностям; единство человека и природы; постоянное самосовершенствование; достижение материального с помощью добродетели; соблюдение принципов честности; дружелюбное поддержание добрых отношений с соседями. Эти концептуальные взгляды на мир, общество, нравственность уходят своими корнями в глубины истории китайцев, стали их ценностями, которые они используют каждодневно, порой сами того не сознавая. Это не только духовный столп, который постоянно поддерживает жизнь китайской нации, но и та прочная основа, благодаря которой мы стали частью мировой культуры. Одновременно это представляет могучую силу китайской нации, идеологический ресурс китаизации марксизма. К. Маркс указывал: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» [2. C. 118]. Уверенность в своей культуре, наконец, выражается в уверенности в духе той великой борьбы, которую вели китайские коммунисты. Ни одна нация и ни одна страна не могут добиться процветания и возрождения, полагаясь на внешние силы, копируя иностранные модели и следуя за другими. Никакие указания извне не могут служить основой для развития Китая. Поэтому мы должны сохранять самостоятельность при выборе пути развития, поддерживать свою субъектность в культуре и сохранять самостоятельность во всех важных вопросах, касающихся национальной экономики и таких сфер существования людей, как продовольствие, энергетика и ключевые технологии. В то же время мы должны понимать, что независимость – не замкнутость, самообеспеченность, не слепая изоляция, мы не можем, закрыв двери, закостенев, заниматься модернизацией самостоятельно. В новом движении в новую эпоху мы должны объединить независимость и самостоятельность с открытостью для внешнего мира, добиваться сочетания самообучения с изучением жизни других, научиться видеть сильные стороны или передовой опыт других стран и народов, постоянно впитывать все выдающиеся достижения человеческой цивилизации, чтобы обогащать и укреплять себя. Великое возрождение китайской нации не может быть легко достигнуто с гонгами и барабанами, мы должны настаивать на развитии духа борьбы. За последние сто лет значительные исторические достижения, которых добился китайский народ под руководством партии, изменили судьбу Китая и оказали глубокое влияние на весь мир, что значительно укрепило целеустремленность, силу духа и уверенность китайского народа. Мощные духовные силы, накопленные в ходе исторического процесса, раскрылись в полной мере, наполнившись беспрецедентной исторической инициативой, духом великой борьбы и творчества. Сегодня китайский народ стал еще более уверенным, независимым и сильным.
3. Принцип «Твердо придерживаясь курса на осовременивание» раскрывает основополагающую логику теоретических инноваций. Процесс развития социализма с китайской спецификой олицетворяет собой в новую эпоху единство исторического наследия и творческой инициативы, проявляющихся в практике народных масс. История Китая и развитие китайской цивилизации вплоть до сегодняшнего дня является результатом того, что китайские коммунисты не только наследуют и развивают превосходные традиции китайской культуры. Овладев логикой развития Китая в новое время, они соединяют основные принципы марксизма с конкретными реалиями Китая, с великой китайской традиционной культурой. В докладе на XX съезде Си Цзиньпин подчеркивал, что мы должны применять научный подход к науке, стремиться к истине, с непоколебимой твердостью отстаивать основные положения марксизма, всестороннее партийное руководство и социализм с китайской спецификой. «Мы должны неотступно идти в ногу со временем, следовать тенденциям развития практики, с энтузиазмом воспринимать все новое, постоянно расширять и углублять свои знания, смело говорить и делать то, что не говорили и не делали наши предшественники, направлять новую практику с помощью новой теории» [19. C. 20]. Это высказывание Си Цзиньпина является проявлением его научного марксистского курса на инновации. Си Цзиньпин придает большое значение изучению марксистской теории. Со времени XVIII съезда Коммунистической партии Китая он организует коллективную учебу[1] членов Политбюро ЦК партии по изучению проблем исторического и диалектического материализма, марксистской политической экономии, современных течений марксистской мысли и их влияния мире, “Манифеста Коммунистической партии”[2]. Кроме того, на совещании работников философских и общественных наук и заседании, посвященном 200-летию со дня рождения Маркса, он системно и глубоко разъяснил главные темы, основные принципы марксистской теории. Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал, что «марксистская теория обширна и глубока, и чем больше её изучаешь, тем больше получаешь новых знаний. В новую эпоху китайские коммунисты должны обязательно изучать труды К. Маркса, применять на практике марксизм, постоянно черпать из него научную мудрость и теоретическую силу» [9. C. 428]. История Китая в период нового времени показывает, что именно КПК, руководствуясь марксизмом, привела китайский народ к великой победе в строительстве новой демократической социалистической революции, претворила в жизнь политику реформ и открытости и открыла путь социализму с китайской спецификой. Передовой характер КПК не дается раз и навсегда. Быть передовой в прошлом не означает оставаться передовой в настоящее время, а передовой характер в настоящее время не означает сохранение вечно передового характера. Соблюдение традиций не означает делать всё, следуя мёртвому шаблону, без учета изменившейся ситуации, окостеневать, бездумно копировать. Инновации являются основой сохранения жизнеспособности научной теории. Развитие марксистских теоретических инноваций – это содействие китаизации и осовременению марксистской теории, соединению основных принципов марксизма с конкретной реальностью Китая и великой традицией китайской культуры. Все это является практическим осуществлением Си Цзиньпином логического и методологического обобщения теоретических принципов марксистской теории. С момента своего создания КПК постоянно добивалась теоретических и практических инноваций. В процессе осуществления политики реформ и открытости была создана теоретическая система социализма с китайской спецификой. В последние годы был предпринят новый скачок в китаизации марксизма. Китайские коммунисты во главе с товарищем Си Цзиньпином в соответствии с особенностями эпохи, с меняющимися условиями времени системно ответили на целый ряд важных вопросов. Среди них: какой социализм с китайской спецификой следует отстаивать и развивать в новую эпоху; как отстаивать и развивать социализм с китайской спецификой; как созидать современную социалистическую державу; какую марксистскую партию, длительное время находящуюся у власти, строить и как этого добиваться. Под совершенно новым углом зрения углубилось понимание законов деятельности коммунистической партии, социалистического строительства, развития человеческого общества. Была создана открытая теоретическая система Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, совершен новый скачок в китаизации марксизма. Марксизм – это не неизменная догма, а обращенная к практике открытая теоретическая система. Эпохи постоянно меняются, поэтому в процессе изменений и развития непрерывно происходит соединение основных принципов марксизма с конкретной практикой Китая, что постоянно обеспечивает прогрессивный характер и доминирующее положение марксизма. Начиная с XVIII съезда КПК, Си Цзиньпин придает большое значение развитию выдающейся традиционной китайской культуры, особо подчеркивая важность её сочетания с основными принципами марксизма. «Она является духовной жизненной силой китайской нации, важным источником сохранения основных ценностей социализма, а также прочным фундаментом, на котором мы закрепляемся в мировой культуре» [10, C 25]. Содействовать творческой трансформации и инновационному развитию великой традиционной китайской культуры означает содействовать её адаптации к социалистическому обществу, демонстрировать уникальную духовную идентичность китайской нации и развивать китайский дух, китайские ценности и китайскую силу. Сегодня Китай переживает серьезные и глубокие социальные изменения, а также осуществляет великие практические инновации для поддержания и развития социализма с китайской спецификой. Практические инновации должны основываться на законах исторического развития и проводиться в правильном направлении истории. Си Цзиньпин во время осмотра парка Чжу Си в горах Уишань провинции Фуцзянь отметил: «Мы идем по пути социализма с китайской спецификой и должны развивать китаизацию марксизма. Если бы не существовала пятитысячелетняя китайская цивилизация, откуда могла бы взяться китайская специфика? Если бы не было китайской специфики, откуда появился бы такой успешный сегодня путь социализма с китайской спецификой? Мы должны уделять особое внимание раскрытию сущности пятитысячелетней китайской цивилизации, сочетать развитие прекрасной традиционной культуры с марксистскими взглядами и методами и неуклонно идти по пути социализма с китайской спецификой» [20, C. 315].
4. Принцип «ориентация на решение проблем» раскрывает основной путь теоретических инноваций Как подчеркивает Си Цзиньпин, «проблемы представляют собой голос эпохи. Дать ответ на существующие проблемы и играть руководящую роль в их решении – это основная задача теории» [19. C. 20]. Придерживаться ориентации на решение проблем является характерной особенностью и фундаментальным требованием марксистской теории. К. Маркс указывал: вопрос – девиз времени, его в высшей степени практический клич, выражающий его собственное душевное состояние[3] [3. С.238]. Именно исходя из проблем, существовавших в эпоху экономического кризиса капитализма, К. Маркс творчески выдвинул теорию стоимости труда и теорию прибавочной стоимости, раскрыл закон развития капитализма и создал теорию научного социализма. Одновременно на протяжении своей истории все крупные теоретические инновации КПК проистекают из решения кардинальных проблем эпохи достижений в области развития, включая научно-технические инновации. Все они были достигнуты в процессе решения проблем. Выявление проблем, их изучение и решение всегда были важной движущей силой для продвижения вперед страны, нации и даже человечества. Придерживаясь ориентации на решение проблем, мы должны прежде всего уяснить суть различных противоречий, существующих в вещах и явлениях. Противоречия носят универсальный характер, они существуют во всех вещах и явлениях, и, в конечном счете, пронизывают все их. Противоречия объективны и не зависят от воли человека. Марксистская теория призвана не только раскрывать противоречия в развитии вещей и явлений, объяснять мир, но и демонстрировать свою огромную материальную силу в изменении мира, чтобы она овладела широкими народными массами. Cи Цзиньпин отмечает: «Мы, китайские коммунисты, осуществляя революцию, занимаясь строительством и проводя реформы, всегда ставили своей целью урегулирование насущных проблем Китая» [7. C. 103]. Социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху, и сложность проблем, с которыми сталкивается Китай, как и сложность их решения, значительно возросли, выдвигая совершенно новые требования к теоретическим инновациям. С этой целью мы должны более глубоко изучать ситуацию в нашей стране и в мире. Что касается ситуации в мире, то мировой ландшафт переживает исторический процесс ускоренной эволюции, порождая большое число практических проблем, выдвигая большое количество теоретических вопросов, которые требуют ответа. С одной стороны, это проблемы мира, развития сотрудничества, взаимной выгоды, а с другой - такие проблемы как психологической террор, гегемония сильных над слабыми. Возрастает дефицит мира, развития, безопасности, управления. Что касается ситуации в нашей стране, то при проведении в течение нескольких десятилетий политики реформ и открытости произошли изменения в характере противоречий, существующих в нашем социалистическом обществе. В ходе строительства социализма с китайской спецификой были достигнуты громадные успехи, но в то же время накопилось много проблем, прежде всего, несбалансированность и неравномерность развития. Есть много узких мест в качественном развитии, потенциал научно-технических инноваций недостаточно силен, безопасность цепочек поставок в финансовой, продовольственной, энергетической и промышленной областях по-прежнему сталкивается с угрозами, есть проблемы и в области идеологии. Занятость, образование, здравоохранение, уход за детьми, пенсионное обеспечение, жилищные проблеиы и другие аспекты жизни и счастья народных масс по-прежнему сталкиваются со многими проблемами. Что касается партии, то очевидно, что некоторые её члены и кадровые работники лишены духа ответственности, не обладают навыками борьбы и достаточным трудолюбием, в их работе по-прежнему дают о себе знать элементы формализма и бюрократизма. Остается важной задачей искоренение почвы, порождающей коррупцию. Все эти проблемы требуют их углубленного изучения и решения. В процессе дальнейшего всестороннего строительства современного социалистического государства стоящие перед нами проблемы будут становиться только сложнее. Поэтому необходимо обладать духом ответственности и духом борьбы. По словам Си Цзиньпина, «сталкиваясь с новыми вызовами, новыми ситуациями и новыми проблемами, непрерывно возникающими в настоящее время в ходе реформ и развития, все товарищи члены партии должны добиваться успеха» [1. C. 11–12].
5. Принцип придерживаться системного подхода, осваивать методы научного мышления и работы, соответствующих новой эпохе Выступая на XX съезде партии, Си Цзиньпин указывал: «Все вещи и явления взаимосвязаны и взаимозависимы. Мы сможем овладеть закономерностями развития тех или иных вещей и явлений только рассматривая их под углом зрения общей взаимосвязи, всесторонности и системности, развития и изменений». (19. C. 20). Связь между вещами носит всеобщий и объективный характер. Каждая вещь или явление в мире связаны с другими вещами или явлениями. Связь присуща самой вещи и не зависит от сознания человека. Ф. Энгельс писал :«Мир не состоит из готовых, законченных предметов», а представляет собой совокупность процессов [4. C. 302]. Связи между вещами многообразны. Их всеобщая связь может быть как пространственной, так и временной, может как уходить в историю, так и обладать способностью существовать лишь в данный момент. Си Цзиньпин подчеркивает: «Мы должны уметь познавать современность сквозь призму истории, а сущность – через явления, надлежащим образом понимать взаимосвязь между целым и частями, текущим и перспективным, макроскопическим и микроскопическим, между главным противоречием и второстепенными противоречиями, специфическим и общим» [19. C. 21]. Китай является большой развивающейся страной, он по-прежнему находится на начальной стадии социализма, переживает широкие и глубокие социальные преобразования. Мы должны также учитывать исторические связи, избегать слепого оптимизма, не хвататься за все сразу, расставлять приоритеты, принимать во внимание мнения других. Соблюдение системного подхода – это не только требование принципа о том, что все вещи являются взаимосвязанными и взаимодействующими. Оно определяется условиями современной эпохи и особенностями развития общественной практики. Со времени XVIII съезда КПК перед лицом редких в мире и в истории опасных вызовов, ЦК партии во главе с товарищем Си Цзиньпином системно рассматривает различные сложные отношения и содействует развитию социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Так, в «Записке о предложениях ЦК КПК по разработке 14-го пятилетнего плана национального экономического и социального развития и перспективных целей 2035 года» Си Цзиньпин отмечает: «Экономическое и социальное развитие в 14-й пятилетке должно основываться на принципах системного подхода. Со времени XVIII-го съезда ЦК КПК придерживался системного планирования и всестороннего развития различных дел партии и государства в соответствии с новыми практическими потребностями, он разработал ряд новых концепций (планов) и стратегий, привел всю партию и весь народ к историческим достижениям. Системный подход а рамках развивающегося сейчас процесса является фундаментальной идеей и современным методом работы» [9. C. 785]. Ф. Энгельс замечал, что «нация, желающая стоять на высоте науки, не может обойтись без теоретического мышления» [4. C. 368]. Материалистическая диалектика дала КПК научный образ мышления и научные методы работы. Си Цзиньпин творчески применяет материалистическую диалектику, призывает руководящие кадры осваивать стратегическое, историческое, диалектическое, системное, инновационное, правовое мышление, а также предусматривать возможность худших сценариев. И перспективно мыслить, используя тем самым методы научного мышления и работы для всестороннего развития различных дел партии и государства. Подчеркивание и применение таких методов мышления – это не только приверженность материалистической диалектике, но и инновационный подход к ней.
6. Придерживаться принципа «забота о Поднебесной» является «мировоззрением», соединяющим основополагающие принципы марксизма с великой традиционной китайской культурой. «Коммунистическая партия Китая является партией, которая не только борется за счастье китайского народа и возрождение китайской нации, но и стремится к прогрессу человечества и великому единению мира. Мы должны обладать все более широким глобальным кругозором, чтобы глубоко осваивать тенденции развития и прогресса человечества, активно реагировать на общие заботы народов всех стран мира, вносить свой вклад в решение общих проблем всего человечества. Мы должны с широкой душой, подобной необъятному морю, принимающему в себя тысячи рек, заимствовать и усваивать все выдающиеся достижения человеческой цивилизации, способствовать созданию еще более прекрасного мира» [19. C. 21]. Это высказывание Си Цзиньпина воплощает в себе соединение основных принципов марксизма с его великой традиционной китайской культурой и разъясняет, как смотреть на мир и способствовать его развитию. «Забота о Поднебесной» — это не только стремление к познанию существующего мира, но и отношение к нему, выраженное в думах о построении прекрасного мира, достижении прогресса человечества и всеобщего единения во всем мире. Марксизм считает, что мир – это органическое целое всеобщих связей, и ни одна страна и ни одна нация не могут существовать изолировано. В Новое время, с развитием капиталистических производительных сил, углублением общественного разделения труда и общим развитием обмена, односторонность и ограниченность развития наций становятся все более невозможными, в результате чего история человечества становится мировой историей. Со второй половины XX в. происходит непрерывный научно-технический прогресс и масштабное развитие производительных сил, история человечества вступает в новый период, отмеченный глобализацией, экономические, политические, культурные и экологические обмены и сотрудничество между странами мира становятся все более тесными. Проблемы глобального потепления климата, терроризма, ядерной угрозы, серьезных инфекционных заболеваний требуют для своего решения совместных усилий всех стран мира. Хотя сейчас мир сталкивается с проблемой «обратной глобализации», отхода от нее, глобализация остается непреодолимой исторической тенденцией. «Забота о Поднебесной» означает, что Китай уделяет внимание проблемам, представляющим общий интерес для всех народов мира, и надеется внести еще больший вклад в дальнейший прогресс человечества. К. Маркс полагал, что тенденция развития мировой истории – это движение от капитализма к коммунистическому обществу. Мировая история от низшего, несовершенного этапа развития – капитализма, непременно пойдет к высшему, совершенному этапу, т. е. к «объединению свободных людей». Это потому, что мировая история, с одной стороны, создает условия для крупномасштабного мирового производства, а с другой – способствует формированию мирового пролетариата, то есть появлению могильщиков капитализма и создателей коммунизма. Марксистская партия и осуществляет историческую миссию освобождения пролетариата и всего человечества. Принцип «Забота о Поднебесной» также воплощает в себе такие положения традиционной китайской культуры, как «долг и права», «культура соглашений», «гармония и согласие», «великое единение Поднебесной», «добрые отношения с соседями». Они представляют собой современный инновационный подход китайцев к Поднебесной, воплощенный в их чувствах и образах мышления. Си Цзиньпин подчеркивает, что «китайская нация всегда стремилась к тому, чтобы все живущие в Поднебесной были одной семьей, стремилась к построению прекрасного мира, где все населяющие его народы – одна семья, где все люди находятся в родстве друг с другом, относятся с любовью ко всему и вся, когда в Поднебесной существует великое единение, осуществляется Великий путь и Поднебесная принадлежит всем» [9. C. 1009]. Первое появление слова «Поднебесная» фиксируется в литературе доциньской эпохи (период до 221 г. до н. э.), например, в 22-й гексаграмме «Ицзина» Туань-чжуань. В этом классическом памятнике сказано: «Наблюдать за человеческой цивилизацией, чтобы воспитывать Поднебесную». В «Шицзин. («Книге песен»), в разделе «Малоди», сказано: «Нет земли под небом (в Поднебесной), которая не принадлежала бы царю. Все подданные в четырех морях – слуги царей». В главе «Всем сердцем», в части второй трактата “Мэн-цзы” говорится: «В самом деле, нелицеприятные правители владеют государством, но они не владеют Поднебесной». В главе «Верные суждения» трактата «Сюнь-цзы» говорится: [князья Чэн Тан и У-ван] «сознают общие интересы людей мира и избавляют от общего бедствия людей мира, поэтому все люди мира возвращаются к ним». Ученые даже подсчитали, что в таких работах, как «Шицзи» («Исторические записки», (автор Сым Цянь), «Ханьшу» («Историческая хроника династии Хань» с 260 г. до н. э. по 20 г. н. э.), «Хоу Ханьшу» («История династии Поздняя Хань») – продолжение исторической хроники «Ханьшу», охватывающее период с 25 по 200 гг. н. э., слово «Поднебесная» использовано более 3300 раз. В период от династии Хань и династии Тан до династий Мин и Цин слово «Поднебесная» также неоднократно встречается в различных источниках. Хотя разные ученые в древнем Китае и говорили о «Поднебесной» по-разному, посредством этого понятия китайцы выражали свое понимание мирового порядка. Это слово имело не только географическое, но и политическое и культурное значение. В древности китайцы считали, что мир должен быть объединен цивилизацией, культурой и нравственностью. Ученые прошлого часто «брали на себя ответственность за судьбу своей страны», занимались самосовершенствованием, упорядочивали семьи, управляли страной, умиротворяли Поднебесную. Такое отношение к «Поднебесной» уже издавна превратилось в ген китайской культуры, и оно передается из поколения в поколение на протяжении пяти тысяч лет. В культурологическом смысле во взгляде на Поднебесную содержалось понимание того, что она принадлежит всем, т. е. что необходимо по отношению к людям проявлять любовь, совместно управлять миром как общим достоянием. В главе «Лиюнь» древнекитайского трактата «Лацзы» сказано: «Когда осуществляется Великий путь (дао), тогда Поднебесная принадлежит всем: необходимо избирать мудрых людей, чтобы они руководили, им будут верить и воцарится гармония. Люди будут дорожить своими родителями и детьми, старики будут жить в достатке, достойно доживать свой век, взрослые будут находить себе применение, молодые могут спокойно расти, одинокие и инвалиды будут обеспечены. У мужчин будет свое занятие, у женщин – семья. Товаров будет достаточно, у людей не будет плохих мыслей, не будет воровства и грабежей, ворота домов будут открыты, это и есть общество великого единения». Человеколюбие является краеугольным камнем, отправной точкой поведения по отношению к людям, государству, Поднебесной, человечеству. В трактате «Луньюй» Конфуция есть такая фраза: «Фань Чи спросил о человеколюбии. Учитель ответил: “Это означает любить людей”». В первой главе «Лянский Ван Хуэй» трактата «Мэн цзи» сказано следующее: «При содержании своих стариков не следует забывать о чужих стариках, которые не имеют родственных связей с тобой; воспитывая своих детей, не следует забывать и о детях других людей, в этом случае Поднебесная будет управляема. “Если отношения между странами будут находиться в гармонии, все люди между четырьмя морями будут братьями, будет осуществляться Великий путь Государства, люди должны сотрудничать друг с другом, говорить о доверии и гармонии, стремиться к установлению такого мирового порядка, при котором в Поднебесной будет великое единение и взаимное сотрудничество”». Наследуя концепцию «Заботы о Поднебесной», Си Цзиньпин тем самым продвигает вперед прекрасную традиционную культуру Китая, обеспечивает нашей стране высокое место в историческом процессе развития человечества, отвечает на вопрос эпохи: «Куда идет человечество?» Он глубоко размышляет о том, «какой мир необходимо созидать и как построить такой мир», ставит другие важные вопросы, касающиеся будущей судьбы человечества. Он выдвинул концепцию о построении сообщества единой судьбы человечества, разъяснил, в чем состоят его общие ценности. Всеобщие ценности человечества превосходят так называемые универсальные ценности Запада. Дело в том, что эти ценности есть модель западной капиталистической идеологии и системы, они распространяются по всему миру в качестве образцов идей и стандартов морали с тем, чтобы специфическое сделать универсальным. Выдвигаемые Си Цзиньпином всеобщие ценности человечества наряду с предлагаемыми идеями о развитии и судьбе человечества, соответствуют всеобщим ценностям, содержащимся в законах исторического развития человечества. Концепция построения «сообщества единой судьбы человечества» вносит вклад в виде китайской мудрости и китайской идеи в создание нового типа международных отношений и систему глобального управления. Концепция «сообщества единой судьбы человечества» требует придерживаться идеи совместного строительства и совместного пользования; защищать всеобщую безопасность мирового сообщества; проводить политику взаимовыгодного сотрудничества, стремиться к общему процветанию в мире; осуществлять политику взаимовыгодного обмена и взаимной учебы, выступать за открытость и инклюзивность; придерживаться зеленого низкоуглеродного производства, чтобы совместно строить чистый и красивый мир. Концепция «судьбы человечества» – это мировоззрение, согласно которому мир представляет собой единое целое, где все связано друг с другом, и где «в вас существую я, а во мне существуете вы», что превосходит идеологию гегемонизма, которая предполагает антагонизм «где есть только я и нет тебя». Концепция «сообщества единой судьбы человечества» содержит также идею о том, что жизнь всех людей взаимосвязана. Си Цзиньпин подробно остановился на таких важных вопросах, как исторические предпосылки, значимость, содержание и практический путь реализации концепции «сообщества единой судьбы человечества». По существу, он выдвинул новую концепцию глобализации, отличную от тех, которые пронизаны гегемонизмом, и предоставил международному сообществу новую глобальную концепцию управления для совместного строительства и совместного использования.
ЗаключениеФ. Энгельс отмечал: «Все миропонимание Маркса – это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования» [6. C. 352]. В ходе одного из заседаний XX съезда Си Цзиньпин выдвинул шесть принципов или шесть установок. Они представляют собой органическое целое, взаимосвязанное и внутренне единое. Мы должны глубоко изучать, глубоко понимать, в полной мере применять их в великой практике социализма с китайской спецификой в новую эпоху и постоянно вносить новые главы в китаизацию марксизма.
[1] Коллективная учеба членов Политбюро ЦК КПК – это регулярное заслушивание ими докладов экспертов по различным актуальным проблемам (прим. ред). [2] «Манифесту Коммунистической партии» была посвящена специальная коллективная учеба членов Политбюро. Доклад на ней сделал сам Си Цзиньпин (прим. ред.). [3] В китайском языке слова «проблема» и «вопрос» передаются одними и теми же иероглифами (прим. пер.).
Литература Перевод с китайского В. Г. Бурова и С. Д. Павловой. Общая редакция В. Г. Бурова комментарии - 0
Мой комментарий
|