1
Молодёжь во все времена считалась группой населения, способной подстраиваться под динамично изменяющуюся среду. Сегодня государство решает задачу по интеграции молодежи в социально-политическую повестку. Им декларируется задача по воспитанию эрудированной, гармоничной личности с высоким адаптивным потенциалом.
Долгое время вопросы молодёжной политики находились на периферии государственных интересов. С 2012 года ситуация стала стремительно меняться, что повлекло за собой начало активной работы по разработке Основ государственной молодежной политики. В 2013 году был представлен проект Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года. Он послужил отправной точкой для дальнейшего нормативно-правового регулирования этой сферы. В 2014 году Стратегия трансформировалась в Основы государственной политики Российской Федерации до 2025 года. Спустя 6 лет, в 2020 году, по результатам всеобщего референдума в Конституции РФ было закреплено понятие молодежной политики [1], а 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации».
Результатом таких фундаментальных изменений в области нормативно-правового регулирования молодежной политики стало более активное проникновение государственного регулирования в эту сферу. Сегодня в экспертном сообществе отсутствует однозначное мнение об эффективности регулирования молодежной политики. Выделяют четыре наиболее распространенных точки зрения: 1) молодёжная политика играет важную роль в общественном развитии; 2) молодёжная политика важна, но большая её часть сводится к имитационной деятельности, особенно в регионах; 3) молодежная политическая повестка искусственно навязывается государством, и для большинства представителей молодежи не играет важной роли; 4) молодёжная политика вредит самой молодёжи, поскольку культивирует иждивенческие настроения и патерналистскую политическую культуру.
В Федеральном законе «О молодёжной политике в Российской Федерации» молодёжь определяется как социально-демографическая группа лиц в возрасте от 18 до 35 лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации. Стоит отметить, что в Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года к молодёжи относились лица в возрасте от 14 до 30.
Подобное увеличение возрастных границ можно объяснить демографической ямой 90- х гг. XX в. Расширение возрастных границ увеличило численность молодёжи на 12, 7 млн. чел. - до 41 млн. Кроме этого, увеличение предельного возраста позволяет относить к молодежи граждан, состоящих в браке, активно участвующих в деятельности общественных организаций. Однако расширение возрастных рамок накладывает на регулирующие органы дополнительную ответственность за дифференциацию работы с молодежью, поскольку запросы 18-летнего и 35-летнего представителя молодёжи существенно различаются.
Помимо этого, внешнеполитическая напряженность, присоединение новых территорий заставляют государство обращать дополнительное внимание на представителей молодёжи, поскольку от их общественно-политической позиции во многом зависит внутриполитическая стабильность государства.
Вышеописанные обстоятельства вызвали дополнительный всплеск интереса к молодежной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях. Органами исполнительной власти проводится мониторинг социальных настроений среди молодёжи. Ведётся активная работа по изменению структуры органов исполнительной власти в субъектах РФ, отвечающих за молодёжную политику. Предполагается, что в течение двух лет в регионах будут созданы самостоятельные министерства или ведомства по делам молодежи с высоким уровнем субъектности. Подтверждением тому служит выделение отдельного комитета молодежной политики из состава Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области. Новое ведомство будет отдельно заниматься вопросами поддержки волонтерских и добровольческих организаций, Российского движения детей и молодежи «Движение первых» [5].
2
Анализ ценностных приоритетов современной молодёжи в нашей работе основан на результатах опроса «О ценностях и приоритетах в молодёжной среде» ВЦИОМ и бюллетеня Научного центра социального-экономического мониторинга Республики Мордовия «Молодёжь Мордовии: проблемного поле и ценностные приоритеты».
Сегодня многие общественно-политические деятели отмечают, что молодежь не разделяет те семейные ценности, которые пытаются внедрить в их сознании различные институты социализации. Однако по результатам опроса ВЦИОМ 91%
российской молодежи отмечают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди лиц 30-35 лет (95%) и жителей небольших поселков городского типа и сел (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников) [1].
Положительный момент - отношение молодых людей к законам и правилам. По мнению 78% 14-35-летних граждан, необходимо соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми и устаревшими. 26% опрошенных среди 14-17-летних отмечают важность соблюдения религиозных норм, в то время как каждый второй среди 18-24-летних (53%) не считает необходимым для себя соблюдать данные нормы [1].
Отвечая на вопрос об основных ценностных ориентациях, здоровье и безопасность семьи 97% респондентов поставили на первое место, 96% - отношения в семье, 95% - материальное положение семьи. Таким образом, круг вопросов, связанных с семейным благополучием, волнует молодежь больше всего. При создании своей семьи, в статусе родителей они продолжат транслировать эти ценности на уже на своих детей.
Помимо ценностей семейного благополучия, молодые респонденты отмечали важность качества инфраструктуры в месте проживания (94%), возможности для достижения поставленных целей (94%) и экологическую ситуацию (90%).
Среди аутсайдеров списка ценностных ориентиров находятся участие в общественной и политической жизни (52%), в волонтерской и добровольческой деятельности (49%). Это свидетельствует о том, что российская молодежь готова к созиданию в вопросах семейного благополучия, однако, когда речь заходит о взаимодействии с гражданами, находящимися за пределами узкого круга общения, интенсивность социальных импульсов снижается [1].
Главные жизненные ориентиры молодёжи: высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%).
3
В Республике Мордовия на первое место респонденты в возрасте 18-35 лет поставили здоровье (70%), на второе – семью (64%), на третье – материальный достаток (45%). По сравнению с представителями среднего возраста (35-54 года) молодежь чаще апеллирует к таким ценностям, как любовь и демократия, а проблеме социальной справедливости уделяет меньшее внимание [6].
Здоровье, семья, любовь и чистота природной среды (витальные ценности) в совокупности объединяют практических всю молодежь (88%). Значимость постматериалистических идеалов – образование, любимая работа, свобода мыслей, демократия, социальная справедливость, спокойная жизнь, уважение окружающих, гражданская активность – отметили 78%. Достаточно тревожным является то, что среди постматериалистических ценностей у молодежи гражданская активность стоит на последнем месте (8%). Такой же процент в отношении гражданской активности зафиксирован у респондентов среднего возраста (36-54 года).
Каждый второй молодой человек заявил о приверженности духовно-нравственным ценностями (52%) и почти столько же материальным (49%). При этом среди респондентов среднего возраста (36-54 года) выражают приверженность сугубо материальным ценностям (54%). Это ставит под вопрос тезис о излишней меркантильности молодых людей в нашем обществе [6].
Среди ценностных ориентиров рабочей молодежи также отмечается доминирование витальных ценностей. Молодые люди планируют создать счастливую семью (58%), заниматься любимым делом (56%), сохранить здоровье (56%), иметь интересную работу (42%) и посетить разные страны мира (41%). При всем доминировании витальных ценностей важно понимать, что успешность жизни представителей молодежи по большей мере зависит от материальных ресурсов. Для достижения успеха респондентам не хватает денег для достижения поставленных целей (55%). Кроме этого, у опрошенных существует потребность в обретении новых связей и знакомств (26%), необходимой квалификации (22%) и более активной поддержки со стороны государства (18%) [6].
4
В целом молодёжь старается декларировать социально одобряемые ценности, но при этом отмечает важность материальных ценностей. Эта тенденция актуальна как всероссийском, так и на региональном уровнях. На наш взгляд, это объясняется ухудшением социально-экономической ситуации в стране, которая находится под сильнейшим внешним давлением.
Государство старается минимизировать в информационном пространстве количество негативных оценок по отношению как социально-экономическим, так и социально-политическим вопросам. Так, в обществе становится популярной точка зрения о нарастающем эгоцентризме молодежи, о необходимости воспитания любви к Родине на основе «правильного» искусства и снижении безудержного потребления [4]. Однако, опираясь на данные проанализированных нами опросов общественного мнения, подобные тенденции присуще и людям среднего возраста (36-54 года). В результате этого многие эксперты отмечают, что для молодежи сужается поле для смысложизненных целей, их искусственно загоняют в рамках воспроизводства только духовно-нравственных ценностей. Это может привести к потери креативности, а также к росту тревожности из-за потери веры в то, что они могут на что-то повлиять [3].
Можно ли говорить о принципиальном отличии молодежи от других групп населения? В рамках общего аксиологического портрета, скорее нет. Подавляющее большинство молодежи отдают приоритет витальным ценностям – здоровье, семья. Только затем расположились материальные ценности, любовь, свобода слова и демократия. В среде молодежи низок запрос на социальную справедливость и гражданскую активность. Это является косвенным индикатором разочарования в политических и гражданских институтах. Несмотря на возросший процент молодёжи, включенной в деятельность различных молодежных организаций, подавляющее большинство из них рассматривают подобные организации как инструмент для построения своей карьеры, а не преобразования нашего общества.
У представителей молодежи существенно снизились ожидания в отношении государства, поэтому они стараются компенсировать это повышенным вниманием к своей семье, физическому и ментальному здоровью, а также материальным ценностям.
Ответственным за государственную молодежную политику сегодня необходимо понять, что в современном мире достижение постматериалистических и духовных ценностей возможно только после того, как будут достигнуты ценности материалистические. Это серьезный вызов для современного российского государства.
Одним из приоритетов государственной молодежной политики в Российской Федерации должно стать обеспечение высокой степени жизненной защищенности молодежи и удовлетворения базовых потребностей, а не создание разного рода активностей. Только осознав, что их базовые потребности удовлетворены, молодежь будет готова реализовать свой креативных и интеллектуальный потенциал.
Особо актуальной эта проблема является для регионов, где возможностей удовлетворить свои базовые потребностей, значительно меньше, чем в столичных регионах.
Литература
1. ВЦИОМ. Ценности молодежи. Аналитический обзор // URL. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения 10.05.2023).
2. Конституция РФ // URL. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 10.05.2023).
3. Люди будущего: ценности и ориентиры современной российской молодежи // URL. Режим доступа: https://wciom.ru/ expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi (дата обращения 11.05.2023).
4. Молодежь воспринимает государство как машину для комфорта // URL. Режим доступа: Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/5887758 (дата обращения 11.05.2023).
5. Саратовское Правительство разделило спорт и молодежь // URL. Режим доступа: https://www.vzsar.ru/news/2023/07/14/saratovskoe-pravitelstvo-razdelilo-sport-i-molodej.html (дата обращения 10.05.2023).
6. Ушкин С.Г. Молодежь Мордовии: Проблемное поле и ценностные приоритеты // Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга. Том 4 (16). С. 22.