Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23491  | Официальные извинения    968   98257  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    236   79643 

Британская колониальная экспансия в Северной Америке: либеральная империя и геноцид индейцев

Англичане истребили или ассимилировали

кельтов Британии, и они в значительной степени

повторили этот процесс с индейцами Америки.

Теодор Рузвельт, 26-й президент США

 

Британская империя являлась самой большой колониальной империей в мировой истории, и одновременно с 1688 года она была конституционной парламентской монархией. Британия в зените своей имперской славы включала в свой состав территории почти по всему земному шару, в том числе в Северной Америке.

Драматический парадокс британского колониализма в Северной Америке заключался в том, что, хотя англичане вводили рабство и осуществляли колониальный геноцид по отношению к североамериканским индейцам, когда создавали там переселенческие колонии, именно в Англии была разработана концепция современного либерального государства [12], и метрополия, вопреки жестокости колониальных завоеваний, имела привлекательный либеральный имидж.

Колонизация Северной Америки, осуществлённая либеральной империей, привела к трагическим последствиям для коренного населения. Британские колонисты и их потомки, стремясь к экспансии и установлению контроля над новыми территориями, вступали в конфликт с местными индейскими племенами. Это приводило к войнам, массовым убийствам, а также к передаче смертельных болезней, к которым местные жители не имели иммунитета. Фактически Британская империя осуществляла политику колониального геноцида североамериканских индейцев, завуалированную либеральным имиджем метрополии.

Вопрос о колониальном геноциде коренных американцев до сих пор вызывает научные дискуссии.

Ряд исследователей (Н. Блэкхок, Б. Кирнан, М. Манн, Э. Мозес, Б. Мэдли, Дж. Остлер, Д. Стэннард, Р. Торнтон и другие) считают, что североамериканские индейцы стали жертвой колониального геноцида, осуществлённого евро-американскими колонизаторами. Однако многие американские историки (Дж. Экстелл, О. Воган, С. Кац, Г. Леви, У. Макнил, С. Пул и другие) пытаются оспорить массовое истребление североамериканских индейцев и критикуют понятие «колониального геноцида индейцев».

Соответственно, проблема колониального геноцида коренных жителей Северной Америки нуждается в дальнейшем историко-социологическом исследовании.

 

Либеральная империя

Великобритания имеет долгую историю парламентской демократии, и её демократической имидж трансформировался в историческую традицию. Разумеется, в ходе развития демократических институтов возникали противоречия и конфликты.

Так, ещё в результате восстания баронов английский король Иоанн Безземельный в 1215 году подписал «Великую хартию вольностей» (Magna Carta), в которой зафиксированы его уступки феодальной аристократии. Она не только осуждала использование Иоанном феодальных, судебных и других правительственных полномочий, но и ограничивала королевские права. В соответствии с ней никто не может быть посажен в тюрьму без судебного разбирательства; никто не вправе проигнорировать или купить правосудие.

Иоанн признал, что король, как и его подданные, должен подчиняться закону. Хотя он сделал все, чтобы выйти из этого соглашения, в 1225 году следующий король Генрих III (1216–1272) тоже поставил свою подпись под «Великой хартией вольностей», подтвердив ее основополагающее значение. Так в Англии был создан правовой прецедент, обязывающий короля соблюдать закон [23. P. 68].

Уже со времён средневековья король правил в сотрудничестве с парламентом. Первый парламент Англии был созван в 1265 году сэром Симоном де Монфортом во время борьбы за власть между королём Генрихом III и его оппонентами и представлял собой смешанное собрание, включавшее представителей знати, духовенства и городов. Созыв парламента отражал стремление английской знати к ограничению королевской власти. Парламент являл собой демократический механизм, который предусматривал включение представителей различных слоёв феодального общества в процесс принятия политических решений. Хотя первоначально он не был постоянным или регулярным органом, его созыв и деятельность стали важным шагом к установлению парламентской системы. Первый парламент был ограничен в своих полномочиях, но со временем приобретал все большее значение, и это постепенное развитие позволило парламентской демократии укорениться в Англии.

В В 1628 году Карл I подписал «Петицию о правах», принятую парламентом. Петиция была парламентским ответом на произвол короля, который нарушал древние английские законы и обычаи и пытался править страной без парламента. Он взимал налоги без согласия парламента, заключал людей в тюрьму без предъявления обвинения, вводил военное положение в мирное время и размещал солдат в частных домах без согласия владельцев. Парламент Англии был недоволен самовластным правлением короля и отказался предоставить ему субсидии. В 1628 году Карл I был вынужден созвать парламент, чтобы получить деньги на войну с Францией. Парламент согласился предоставить королю субсидии, но только при условии подписания «Петиции о правах», - и королю пришлось это сделать, чтобы получить деньги. Подписание «Петиции о правах» стало важным шагом в развитии английского конституционного права, поскольку её нормы ограничили власть короля и гарантировали некоторые права и свободы для английских граждан.

«Петиция о правах» предусматривала установление новых налогов и сборов лишь с согласия короля и парламента; гарантии личной неприкосновенности английских подданных; ликвидацию чрезвычайных судов. Она ограничивала произвол королевской власти и защищала старинные права нации. Несмотря на широкую дискуссию о прерогативах королевской власти, становилось очевидным, что парламент имел право устанавливать закон, который король должен был соблюдать [10. С. 213].

Во время правления Карла II Стюарта (1660–1685) благодаря усилиям парламента в 1679 году был издан знаменитый Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), направленный на защиту личной неприкосновенности английских граждан. Этот закон формально гарантировал процессуальные права граждан и устанавливал точные, конкретные правила ареста и привлечения обвиняемого к суду. Согласно ему любой подданный английской короны не мог быть арестован без письменного приказа властей, а после ареста он имел право требовать или немедленного разбирательства в суде, или освобождения под залог либо поручительство (чем могли воспользоваться в основном богатые). При этом были сделаны исключения для обвинения в государственной измене или тяжком уголовном преступлении [34. P. 172].

Яков II Стюарт, наследовавший Карлу II, был полон решимости осуществить реставрацию абсолютной монархии и католицизма, но его трон оказался под угрозой. Несомненно, он был противоречивой фигурой ещё до того, как стал королём Англии. Так, в зрелом возрасте он перешёл в католицизм и заключил брак с ревностной католичкой Марией Моденской, что усугубило религиозную и политическую ситуацию в протестантской стране.

Король не питал иллюзий относительно своей популярности среди англикан, но верил в божественное происхождение королевской власти. Его попытки формировать нацию по своей деспотической воле и диктовать ей религиозные убеждения вызвали острое политическое противостояние, поставившее страну на грань новой гражданской войны. Королевская «Декларация о веротерпимости» (1687), сообразная интересам католиков, вызвала возмущение, а рождение сына (правопреемника) спровоцировало панику среди протестантского большинства.

В 1688 году несколько влиятельных политических деятелей попросили протестанта Вильгельма Оранского, правителя Нидерландов, прислать армию для защиты протестантской веры и восстановления порядка. 5 ноября 1688 года Вильгельм высадился в Торбее с голландской армией и выступил оттуда, чтобы взять Лондон, где король Яков II оказался в полном политическом одиночестве. Многие государственные деятели и королевское войско начали переходить на сторону нового претендента на английский трон. Вильгельм Оранский и его жена Мария (дочь Якова II) стали королём и королевой Англии [3. С. 233].

Таким образом, революционная борьба между монархом и парламентом завершилась политической победой парламента. Новые монархи согласились со всеми политическими и юридическими условиями, которые были закреплены в конституционном «Билле о правах», принятом парламентом в декабре 1689 года. «Билль о правах» установил основные права и привилегии английского парламента, существенно ограничив королевскую власть.

Так, монарх лишался права приостанавливать или отменять законы, назначать и собирать налоги, иметь постоянную армию в мирное время без согласия парламента. Монарх был обязан регулярно созывать парламент и не вмешиваться в выборы, но сохранял право на созыв и роспуск парламента, на выбор и смещении министров и судей, а также редко используемое право вето в законотворческом процессе.

 «Билль о правах» гарантировал право на суд присяжных для всех обвиняемых и запрет чрезмерных штрафов и жестоких наказаний. Народ получил ряд личных прав: свободу вероисповедания, свободу слова и прений в парламенте, право на ношение оружия протестантами для самообороны, право личной неприкосновенности и подачи прошений королю. «Билль о правах» закрепил главные завоевания буржуазной революции в Англии и тем заложил основы конституционной парламентской монархии, отвечавшей интересам протестантского большинства, прежде всего крупной буржуазии. Приход Вильгельма Оранского к власти и окончательное упразднение абсолютизма в Англии прошли мирно и быстро, и поэтому этот период был назван «Славной революцией» [30. P. 28–29].

Либеральный имидж Великобритании был связан с конституционной парламентской монархией, где монарх выступал символом единства и стабильности, но не обладал реальной властью. Конституционная монархия означала ограничение власти короля конституцией и законами. Монарх исполнял ряд формальных обязанностей, но политическая власть принадлежала парламенту и правительству. Главой правительства являлся премьер-министр, который формально назначался монархом, но реально был лидером партии, имевшей большинство мест в палате общин. Премьер-министр формировал кабинет министров и руководил его политическими решениями.

В период империи английское правительство стремилось поддерживать либеральный имидж страны, демонстрируя определённую приверженность принципам свободы, демократии и законности. В стране была развита парламентская система, но право голоса до реформы 1832 года имело только около 2 % мужского населения. В парламентской Англии сохранялось неравномерное расп ределение количества депутатских мест по графствамВ сельской местности существовали захолустные «гнилые местечки», где проживало всего несколько человек, обладавших правом избирать депутатов в парламент, причём выборы проходили, как правило, под контролем местных лендлордов. Между тем некоторые крупные промышленные города вообще не имели своих представителей в парламенте. Реформы 1832, 1867 и 1884 годов расширили избирательные права и увеличили участие граждан в политической жизни, но по-прежнему все женщины и 40 % мужчин были лишены избирательного права [32].

Таким образом, в условиях Британской империи институты парламентской монархии обеспечивали определённый гражданский контроль над правительством, разделение власти, защиту прав и свобод граждан и стабильность политической системы. Однако колониальная экспансия Великобритании, несмотря на её демократические институты и либеральную риторику, была крайне жестокой и бесчеловечной.

Основой формирования Британской империи стало быстрое развитие капиталистических отношений в Англии. В сельском хозяйстве развернулась аграрная революция, составной частью которой явился процесс «огораживания», в ходе которого «овцы съели людей». Насильственная ликвидация общинных земель вела к обнищанию сельского населения и его выселению в города, а также к запустению селхозугодий. Поскольку аграрная революция сопровождалась обнищанием значительной части населения, нищие и безработные стали движущей силой колониальной экспансии Англии в XVII веке. По мнению Дж. Хоуса, «англоязычная империя возникла потому, что жизнь английского простонародья была безысходна» [21. С. 157].

Победа буржуазной революции в середине XVII века открыла новые возможности капиталистического развития. Компромисс между земледельческой знатью и крупной торговой и финансовой буржуазией, установленный после «Славной революции», способствовал успеху правительственной политики, ориентированной на развитие мануфактур, рост внешней торговли, огораживание общинных земель и расширение колониальных завоеваний.

На политической сцене доминировали тори и виги. Тори поддерживали королевскую власть, тогда как виги – парламент, но обе партии выражали интересы крупной буржуазии, связанной с ограблением колоний и развитием капитализма. И те и другие традиционно использовали взятки, покупку парламентских мест и подкуп делегатов. В стране процветала коррупция, и правящие круги не скрывали, что взяточничество служит элементом политической жизни. Тори и виги были сторонниками рыночной экономики и свободной торговли, и поэтому парламентом были приняты законы, которые упрощали торговлю и стимулировали экономический рост. Наиболее важной и активной областью предпринимательской деятельности оставалась внешняя торговля, приносившая значительные прибыли. В век Просвещения Англия занимала первое место в мировой работорговле.

Уже в середине XV века началась бесчеловечная европейская торговля африканскими рабами. Ее инициаторами стали Португалия и Испания, а затем к этому ужасному бизнесу подключились Британия, Нидерланды, Франция, Швеция и Дания. Африканские вожди совершали набеги или вели войны для захвата пленников, а затем продавали их европейским работорговцам. По оценке С. Ю. Абрамовой, за 4 века из Африки в Новый Свет было вывезено 10–12 млн рабов [1. С. 3]. По современным данным, всего в Северную и Южную Америку в 1501–1875 гг. было доставлено около 12,5 млн рабов из Африки, из них выжило около 10,5 млн [20]. По мнению Т. Пикетти, «…основополагающую роль в обогащении Запада сыграли рабство и колониализм…» [16. С. 79].

В 1562 году работорговлей начала заниматься Британия [2. С. 23]. Весь XVIII век ее благополучие зависело от налогового дохода из колоний, большая часть которого создавалась трудом рабов. Богатейшая природа Барбадоса и Ямайки делала здесь плантационное хозяйство необычайно прибыльным занятием. Рабы выращивали табак, хлопок, кофе, сахар. Хлопок с выгодой продавался прядильным фабрикам в промышленной Англии. Британцы также закупали дешёвый табак с южных плантаций Северной Америки, поскольку курение стало модой в Европе. В 1700–1760 гг. Британия ввезла на американские плантации 1,286 млн африканских рабов [26. P. 9], получив огромные прибыли. «Четыре столетия продолжалась работорговля. Четыре долгих века, год за годом сотни невольничьих кораблей отплывали от берегов Африки. Миллионы своих детей, самых сильных, здоровых, отдала Африка Америке и Вест-Индии. Отдала – не получив взамен ничего, кроме хаоса войн, разрухи, обезлюдения» [2. С. 3].

Внешняя торговля, особенно колониальная, обеспечивала накопление богатств, которые вкладывались в промышленность. Их аккумуляции благоприятствовала стабильная финансовая система и доступность кредита. Фунт стерлингов был стабилизирован ещё Елизаветой I в 1560–1561 годах и сохранил свою стоимость вплоть до 1931 года. По мнению Ф. Броделя, «устойчивость фунта была решающим элементом английского величия. Без устойчивости денежной меры не бывает лёгкого кредита, не бывает безопасности для того, кто ссужает свои деньги государю, не бывает контрактов, которым можно было бы довериться. А без кредита нет величия, нет финансового превосходства» [7. С. 364]. Новым средством концентрации денежных богатств стал основанный в 1694 году Английский банк, а также частные провинциальные банки: в 1750 году их было не более 12, в 1775 – почти 100, в 1800 – 370 [15. С. 348].

Таким образом, важнейшей чертой английского буржуазного общества стал быстрый капиталистический рост аграрной экономики, мануфактурного производства, внешней торговли и банковской системы. Успехи капиталистической модернизации сопровождались стремительной колониальной экспансией, основанной на военно-технологическом превосходстве Британии, которая была хищнически нацелена на работорговлю и ограбление колоний.

 

Колониальная экспансия Англии в Северной Америке

Примерно в 1000 году викинги предприняли первую попытку европейской колонизации Северной Америки. Как рассказывают скандинавские саги, отряд, возглавляемый Лейфом Эрикссоном, сыном Эрика Рыжего, высадился где-то западнее Ньюфаундленда. Викинги назвали открытую ими загадочную страну Винланд – Страна винограда, поскольку там рос дикий виноград. По современным археологическим раскопкам, основанное викингами поселение на острове Ньюфаундленд просуществовало примерно до 1020 года. Викингам не удалось основать постоянные поселения в Новом Свете. Западной Европе потребовалось ещё несколько столетий до освоения Нового Света [31. P. 4–5].

В 1492 году генуэзец на испанской службе Х. Колумб открыл Америку, и это событие приобрело всемирно-историческое значение, изменив ход мировой истории и оказав существенное влияние на социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию того времени. Расширение торговых путей и морских коммуникаций между Старым и Новым Светом способствовало ускорению упадка феодализма и возникновения капиталистической системы в Западной Европе. Открытие Нового Света дало толчок развитию светских знаний и культурного обмена между народами [33. P. 412].

В 1497 году итальянский мореплаватель Джон Кабот, находясь на службе у английского короля Генриха VII, искал северо-западный путь в Азию вокруг Северной Америки. Он впервые исследовал восточное побережье Канады, открыв остров Ньюфаундленд, и это обеспечило Англии права на значительную часть того, что позже стало Канадой и США [31. P. 9]. 

Первоначально колонии в Северной Америке организовали Испания, Франция и Нидерланды. Затем на путь колониальной экспансии на этом континенте вступила Англия. Восточное побережье, когда английские переселенцы впервые прибыли туда, было заселено коренными жителями Северо-Американского континента, или индейцами. В 1600 году число индейцев, проживавших в районах, оккупированных потом колонистами, составляло около 500 тыс. человек. Контакт с европейцами и болезнями (оспа, корь, тиф, чума, холера и другие), которые они принесли с собой, ускорил демографическую катастрофу в XVII веке, сократившую их численность примерно до 250 тыс. человек к 1700 году [27. P. 38].

В 1607 году первая партия английских переселенцев, отправленная Лондонской торговой компанией, высадилась в области, которую стали называть Виргинией, и основала посёлок Джеймстаун. Среди английских колонистов было много искателей приключений, которых привлекала в первую очередь погоня за золотом и серебром. Место, выбранное в основном по соображениям безопасности, было болотистым, малярийным и имело мало пахотных земель. Колонисты умирали от дизентерии, тифа и голода, а отношения с индейским племенем поухатанов были напряжёнными, хотя вначале индейцы относились к ним доброжелательно. Английские иммигранты больше интересовались поиском золота, чем сельским хозяйством, от которого зависело их физическое существование, и в течение первых нескольких лет находились на грани жизни и смерти.

Они не были готовы к тяжёлой борьбе за выживание в дикой природе, и начало колонии было попросту катастрофическим. Как указывает Р. Райт, «за пятнадцать лет, между 1607 и 1622 годами, на берег высадилось до десяти тысяч колонистов, из которых до восьми тысяч умерли от голода, болезней и насилия, усугублённых плохим руководством, растратами и притеснениями. Уровень смертности в поселении считался шокирующим даже в то время, когда жизнь была тяжёлой и короткой» [35. P. 65]. Перспективы колонии улучшились только после того, как колонисты и реорганизованная Виргинская компания договорились о новом направлении своей деятельности – выращивании табака. Это было своевременное решение, потому что в Англии и Европе распространялась мода на курение. В 1612 году колонисты экспортировали первый урожай табака, и у Джеймстауна появились шансы на выживание. Высокий спрос на табак в Англии превратил его в прибыльную культуру. Несмотря на кошмарное начало, колонисты в конце концов закрепились на новой земле [28. P. 130].

В 1620 году корабль «Мейфлауэр» доставил на побережье Массачусетса пуритан-кальвинистов, противников англиканской и католической церкви. Власти в Англии сурово преследовали пуритан и различных сектантов, и пуритане пришли к идее отправиться за океан и там по заветам Библии создать «землю обетованную». Согласно американской идеологии этот ординарный эпизод стал наиболее важным историческим событием, поскольку положил начало США. Члены общины пуритан основали в Северной Америке поселение Новый Плимут.

Существенно, что колонисты ещё на корабле заключили между собой письменное Мейфлауэрское соглашение о пуританских принципах общественной жизни колонии, закрепив в ней свои морально-религиозные взгляды на основы, на которых будет строиться их будущее общество. В этом соглашении воплотились их представления о демократическом общественном устройстве и гражданских свободах в контексте английского права, что потом трансформировалось в американскую политическую традицию. Мейфлауэрское соглашение – это не только первый документ о гражданском самоуправлении, подписанный отцами-пилигримами, но и общественный договор, провозгласивший принципы, которые будут положены в основу политических институтов 13 британских североамериканских колоний [17. С. 90, 104].

Легендарный корабль «Мейфлауэр» с отцами-пилигримами прибыл в Северную Америку 11 ноября 1620 года, и колонисты не успели построить дома до наступления зимы. За 2-3 месяца половина прибывших погибла из-за сильного холода, стресса, цинги и других болезней, вызванных длительным и тяжёлым морским путешествием (корабль часто попадал в бури и штормы), а также отсутствием элементарных бытовых удобств.

Тем не менее нормальная жизнь в Новом Плимуте стала постепенно налаживаться. Благодаря помощи двух индейцев, говоривших по-английски, колонисты заключили мирное соглашение с местными племенами. Индейцы научили их выращивать кукурузу, показали места для ловли рыбы и охоты. Переселенцы придерживались терпеливого подхода по отношению к аборигенам. Контакты с ними были мирными и дружескими, тем более что индейцев было сравнительно мало, а вождь вампаноагов Массасойт был ориентирован на сотрудничество с английскими колонистами.

В 1621 году он заключил с ними мирный договор и позволил им заселить земли, освободившиеся в результате вымирания индейского населения от инфекционных болезней, завезённых из Европы. Через несколько лет после высадки пилигримов в Новую Англию начали массово прибывать английские пуритане. Постепенно вдоль восточного побережья Северной Америки было основано 13 колоний, последней из которых была Джорджия [28. P. 162]. К 1640 г. в Виргинии и Новой Англии проживало 26 тыс. англичан [3. С. 203]. В 1650 году число английских колонистов с их потомством составляло в Северной Америке около 50 тыс. [4. С. 41], а в 1700 году – 331 711 чел. [11. С. 68].

Важнейшей особенностью развития североамериканских колоний Англии было активное развитие частного предпринимательства, поскольку там отсутствовали долговременные феодальные структуры. Большинство рядовых американцев были протестантами и, следуя протестантской этике [8], занимались упорным трудом, стремясь улучшить свою жизнь.

 

Геноцид североамериканских индейцев

Поначалу между поселенцами и коренными американцами часто складывались дружественные отношения, но вскоре сотрудничество сменилось конфликтами и войнами. Протестантские и католические поселенцы пытались обратить аборигенов в христианство и приобщить к европейскому образу жизни. Индейцы сопротивлялись, и британские поселенцы использовали это для оправдания их истребления. В результате иммиграции и демографического роста населения британские колонисты хотели все больше сельскохозяйственных угодий. В британских североамериканских колониях сформировалась колонизационная структура перманентной территориальной экспансии: иммиграция из европейских стран, прежде всего из Англии – демографический рост переселенцев и их потомков – объективная потребность в новых жизненных ресурсах, главным образом в земельных участках – территориальное расширение английских поселений – конфликты и войны с аборигенами.

За XVII век 120 тыс. мужчин и женщин покинули Британские острова и поселились в районе Чесапикского залива [28. P. 124]. Коренные американцы предоставляли поселенцам землю по договорам, поскольку для них земля не могла быть собственностью. «Земля, с точки зрения индейцев, была наследием предков, находилась под ответственностью вождя племени и сохранялась для будущих поколений. Таким образом, она не могла быть продана. Получая ежегодную дань, вождь разрешал народу делить землю и давал ему право на пользование ею. Именно в соответствии …с этими традициями поселенцы могли получить право на пользование землёй» [4. С. 42].

Соответственно, коренные американцы давали лишь право на пользование землёй, но поселенцы считали её своей собственностью. Поэтому английские колонисты ограждали полученную по договору землю, изгоняя с неё индейские племена или физически уничтожая их. Поскольку основным занятием английских поселенцев было сельское хозяйство, это неизбежно влекло за собой территориальное расширение колоний на запад и захват индейской земли. Британские колонии в Северной Америки систематически вытесняли с земли коренное население, бесчеловечно истребляя его, и индейцы были вынуждены вести вооружённую борьбу с захватчиками. Колонизаторы не смогли превратить свободолюбивых индейцев в рабов, потому что те предпочитали рабству смерть. Войны с индейцами отличались небывалой жестокостью: английские поселенцы местами уничтожали всё коренное население, пытали, скальпировали и сжигали пленных. Колонизаторы натравливали индейские племена друг на друга, чтобы разжечь межплеменные войны.

Несмотря на привлекательность новых земель, в английских колониях постоянно не хватало рабочих рук. Поэтому в XVII веке сюда стали ввозить африканских рабов. В 1619 году в Виргинию прибыл голландский корабль, впервые доставивший в Америку черных африканцев, и колонисты тотчас купили часть из них. Так началось рабовладение, самое отвратительное и позорное явление в истории евро-американского народа.

В 1660 году в Виргинии было 950 негров, а во всех английских колониях Северной Америки – всего 2 920 при населении 75 058 человек. В 1780 году в британских североамериканских колониях жило 2 780 369 человек, из них 575 420 афроамериканских рабов [11. С. 68]. По мнению М. Манна, «двойной кошмар индейского геноцида и африканского рабовладения оставался центральным для североамериканского общества… Его воздействие на европейцев было глубоким, он способствовал проникновению насилия во властные отношения – очевидное в случае с расправой над индейцами, едва скрываемое в институтах рабства и рутинизированное в практике ношения оружия белыми» [13. С. 186].

Когда руководители колонии Джеймстаун укрепили свои военные силы, они перестали считаться с правами и нуждами индейцев. Колонисты насильственным путём сгоняли их с земли и убивали при всякой попытке сопротивления. 22 марта 1622 года началась англо-поухатанская война. Вождь поухатанов Опечанкано организовал скоординированное внезапное нападение на белые поселения вокруг Джеймстауна, считая это последним шансом спасения от господства белых. Он видел результаты восьмилетнего мира: всё больше англичан прибывало, чтобы продвигать и укреплять колонизацию Нового Света. Всё больше земель английские колонизаторы отбирали под табак, требуя от индейцев всё новых и новых уступок.

В начале восстания индейские воины приблизились к белым деревням, демонстрируя желание торговать, а затем внезапно атаковали. В результате погибло 347 поселенцев, включая женщин и детей; 22 английских поселения были разрушены, 7 из них заброшены навсегда [24. P. 119]. Однако колонисты мобилизовали свои военные ресурсы, включая артиллерию, и нанесли индейцам жестокое поражение, истребив целые племена и деревни. После резни численность поухатанов сократилась с 8 тыс. до 1 тыс. человек [19. С. 8]. Восстание поухатанов вызвало немедленные и радикальные изменения во взглядах колонизаторов на политику в отношении индейцев. Если ранее в инструкциях из Лондона подчёркивалась важность сосуществования английских поселенцев и индейцев, то теперь колонистам предписывалось вести неограниченную войну против поухатанов и захватывать все их земли [24. P. 119–120].

Британская колониальная экспансия захлёстывала племя за племенем. Колонисты уничтожали индейцев или заставляли их мигрировать на запад. 18 апреля 1644 года началась новая англо-поухатанская война. Остатки союза поухатанских племён под командованием Опечанкано опять попытались изгнать английских поселенцев, но потерпели поражение, хотя и убили сотни колонистов, составлявших примерно одну двенадцатую часть белого населения. Вождь Опечанкано был взят в плен, а затем убит в тюрьме. Когда в 1669 году виргинцы провели перепись населения, только 11 из 28 племён, известных в 1608 году, и только около 2 900 из 20 000 индейцев, присутствовавших при прибытии англичан, остались в колонии. Хотя колонизаторы признавали, что причиной индейского нападения на английских колонистов было вероломное обращение последних с индейцами, все согласились с тем, что отныне колонисты будут проводить новую, безжалостную политику в отношении коренных американцев [29. P. 60].

Пуританские колонии в Новой Англии призывали к более терпимому отношению к индейскому народу, но в действительности также провоцировали ожесточённые земельные конфликты. Несмотря на пуританскую мораль, колонизаторы часто интриговали, занимались происками и натравливали индейские племена друг на друга. В Новой Англии были установлены изуверские нормы общения с коренными американцами, в частности денежные награды за скальпы с индейцев, включая мужчин, женщин и детей. Между тем английские купцы торговали с индейцами, выменивая у них буквально за бесценок дорогие меха, спаивали их водкой и подло обманывали. Кровавыми сражениями сопровождался конфликт между пуританами Коннектикута и племенем пекотов.

С 1620 года пекоты и английские поселенцы жили достаточно мирно, занимаясь взаимовыгодной торговлейНо по мере вторжения на территорию племени все большего числа колонистов недовольство пекотов росло, а колония требовала все новых земельных участков. К лету 1636 года между пекотами и английскими колонизаторами произошло несколько столкновений и, когда был убит бостонский торговец, англичане сразу обвинили в этом пекотов. Карательная экспедиция, посланная властями Массачусетса для уничтожения индейских деревень и посевов, побудила пекотов решительно защищаться. Пуританские священнослужители поощряли насилие против пекотов, которых они считали «дикими», «неверными», и английские колонисты взялись за оружие.

Поворотным моментом в жестокой Пекотской войне (1636–1637) стала резня в деревне Мистик 26 мая 1637 года. Отряд английских солдат, который был поддержан индейскими племенами, такими как наррагансеты и мохеганы, атаковал главную укреплённую деревню пекотов глубокой ночью после праздника. Пекоты были застигнуты врасплох, но быстро организовали оборону. Тогда англичане подожгли их вигвамы. Около 400 мужчин, женщин и детей были сожжены заживо или зарезаны при попытке к бегству [27. P. 42]. Как заметил Уильям Брэдфорд, губернатор колонии Плимут, «это было ужасное зрелище – видеть, как они жарились в огне, и потоки крови гасили пламя, и ужасным было их зловоние и запах, но победа казалась сладкой жертвой, и наши люди воздали хвалу Богу» [27. P. 42]. После поражения в следующей битве большинство пекотов предпочло покинуть свою страну. Многие беженцы были убиты или захвачены в плен другими племенами или англичанами, а другие были проданы в рабство в Новой Англии или Вест-Индии. Пуританские власти решили уничтожить пекотов как политического и социального актора. Выжившим пекотам было запрещено возвращаться в свои деревни и использовать своё племенное название [25. P. 161].

Пекоты были буквально стёрты с лица земли. Трагические следствия Пекотской войны свидетельствуют, что английские колонизаторы проводили политику колониального геноцида коренных американцев. Ужасные события 1637 года легитимизировали геноцид североамериканских индейцев, предоставив политико-религиозное оправдание геноцидной политики англо-американских колонизаторов.

По мере дальнейшего продвижения белых поселенцев, захватывавших всё большую территорию, стали возникать крупные оборонительные союзы индейских племён. Когда в 1662 году умер вождь племени вампаноагов Массасойт, великодушно предложивший помощь и поддержку первым английским поселенцам в Плимуте, его народ уже был оттеснён на необжитые земли. Его сын Метаком, новый вождь вампаноагов, понимал, что колонизаторы угрожают самому существованию индейцев, и предупреждал соплеменников: «У нас на глазах убивают наших братьев, и души их взывают к нам, требуя отмщения. Братья, эти люди из неведомого мира отнимут у нас леса, прогонят нас и детей наших от могил предков, от костров, вокруг которых мы держали совет, и отдадут в рабство наших женщин и детей» [9. С. 33]. Метаком получил поддержку многих индейских племён (вампаноагов, наррагансетов, ирокезов и др.), обитавших в Новой Англии, и разработал тщательно продуманный план освобождения своей земли от жестоких белых пришельцев.

В 1675 году индейцы под руководством Метакома начали освободительную войну против английских колонизаторов и разорили много колониальных поселений. Белые поселенцы назвали эту войну «войной короля Филиппа» (так они нарекли Метакома). Убийство 600 наррагансетов [27. P. 82], включая мужчин, женщин и детей, вынудило их вступить в союз с вампаноагами, с которыми они ранее были враждебны. После года жестоких боев стало не хватать продовольствия, и альянс индейцев начал распадаться. Колонистам удалось склонить на свою сторону племя ирокезов и перейти в контрнаступление. В августе 1676 года они разгромили войско Метакома. В ходе войны погибли около 600 белых поселенцев, 1200 их домов были разрушены; около 3000 индейцев были убиты, а сотни отправлены в качестве рабов в Вест-Индию, включая жену и сына Метакома [27. P. 82]. После поражения его подло предали и убили, но даже мёртвый он внушал страх. Колонизаторы отрубили ему голову и выставили её на шесте в Плимуте, чтобы устрашить возможных бунтовщиков среди индейцев [9. С. 34].

Под давлением соперничества европейских держав в Северной Америке и перманентной колониальной экспансии Британии индийские племена были принуждены к военной самообороне. И Британия, и Франция стремились использовать индейцев, что прямо затрагивало их жизненные интересы. Индийские племена были невольно втянуты в военные действия против европейских захватчиков, которые использовали стратегию «разделяй и властвуй». Британцы и французы постоянно стравливали индейские племена. Разумеется, случались периоды мира, поскольку европейцы и индейцы жили рядом друг с другом и торговали продуктами питания, шкурами животных и другими материальными благами [22. P. 7–8].

В 1763 году индейцы под руководством Понтиака, протестовавшие против размещения английских гарнизонов на индейских территориях, опять начали освободительную войну. Понтиак был военным вождём индейского племени оттава и возглавил борьбу коренных американцев против британской оккупации. Понтиак понимал, что под британским правлением его люди больше не будут желанными в фортах и что они в итоге будут лишены своих охотничьих угодий из-за агрессивных британских поселенцев.

Военный конфликт начался с требований мира и переговоров с английскими офицерами. Понтиак призывал к сопротивлению и захвату английских фортов в районе Великих озёр, который Франция передавала Британии по Парижскому договору 1763 года (Британия получила от Франции Канаду и все земли к востоку от реки Миссисипи; Франция утратила почти все владения на Северо-Американском континенте, а Британия стала доминирующей колониальной империей).

Освободительная война началась 7 мая 1763 года, когда индейские воины под командованием Понтиака попытались взять форт Детройт. Военные действия распространились на Пенсильванию и Висконсин. Индейцы захватили и сожгли ряд военных фортов, перебили около 2000 английских солдат и поселенцев, взяв сотни их в плен [19. С. 9]. Британские власти недооценили серьёзность положения. Хотя Понтиак был лидером индейцев, под его непосредственным командованием было лишь около 870 воинов. Почти шесть месяцев Понтиак и его последователи осаждали форт Детройт, но не смогли захватить его. Группы индейцев, собравшиеся вокруг Детройта, начали постепенно распадаться. К октябрю того же года осада была снята, Понтиак и его последователи ушли в Иллинойс.

Конфронтация индейцев с английскими переселенцами носила трагический характер, порождённый особенностями эгалитарного и классового обществ. Желание получить землю было основной причиной войн колонистов с индейцами, которые усугублялись расизмом белых колонизаторов. «Большинство белых колонистов воспринимали индейцев – “краснокожих” – как неполноценную расу. Самый распространённый стереотип восприятия индейцев гласил, что они находятся в “естественном состоянии” дикости и варварства» [18. С. 155]. Несмотря на освободительные войны коренных американцев, британская колониальная экспансия в Северной Америке продолжалась, как и геноцид индейских племён.

Численность индейцев на территории Северной Америки на момент начала английской колонизации неизвестна, но составляла не менее 2 млн.чел [6. С.54, 28.Р.36. К концу колониального периода в североамериканских колониях осталось около 100 тыс. индейцев [18. С. 155]. Как считает М. Манн, в доколумбову эпоху на территории нынешних США проживали 4–9 млн индейцев. По переписи 1900 г. их осталось лишь 237 тыс. Следовательно, потери коренного населения составили минимум 95% [14. С. 54].

Вождь индейского племени шауни Текумсе, который в 1810–1813 гг. возглавлял Конфедерацию индейцев в освободительной войне против США, справедливо вопрошал: «Где ныне пекоты? Где наррагансеты, могикане, поканокеты и множество других могучих племён нашего народа? Их поглотили алчность и гнёт белого человека, как поглощают снег лучи летнего солнца» [5. С. 29].

Таким образом, исторические, антропологические, демографические и статистические данные доказывают: Британская империя осуществляла колониальный геноцид североамериканских индейцев, замаскированный либеральной идеологией и прогрессистской риторикой.

 

Литература

1. Абрамова С. Ю. Африка: четыре столетия работорговли / 2-¬e изд., испр., доп.¬ М.: Наука, 1992.
2. Абрамова С. Ю. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье (вторая половина XV – начало XIX в.). М.: Наука, 1966.
3. Блэк Дж. История Британских островов / пер. с англ. СПб.: Евразия, 2008. 
4. Брассер Т. Дж. К. Прибрежные алгонкины – народ первых рубежей // Североамериканские индейцы / пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. 
5. Браун Ди. Схороните моё сердце у Вундед-Ни: История американского Запада, рассказанная индейцами. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1988.
6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / пер. с фр. М.: Прогресс, 1986.
7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. Том 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992.
8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем. М.: АСТ, 2020.
9. Дайте мне стать свободным человеком. Документальная история индейского сопротивления / пер. с англ.; сост. Джейн Б. Катц. М.: Прогресс, 1984.
10. Дэниел К. Англия. История страны / пер. с англ. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 
11. История США. В 4 т. Т. 1. 1607–1877 / Н. Н. Болховитинов (отв. ред.). М.: Наука, 1983.
12. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.
13. Манн М. Источники социальной власти: в 4 т. Т. 2. Становление классов и наций-государств, 1760–1914 годы (книга первая) / пер. с англ. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2018.
14. Манн М. Тёмная сторона демократии: Объяснение этнических чисток / пер. с англ. М.: Пятый Рим, 2016.
15. Мокир Дж. Просвещённая экономика. Великобритания и промышленная революция 1700–1850 гг. / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.
16. Пикетти Т. Краткая история равенства / пер. с фр. М.: АСТ, 2023.
17. Слёзкин Л. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М.: Наука, 1981.
18. Согрин В. В. Американская цивилизация. М.: Весь мир, 2020.
19. Стельмах В. Г., Тишков В. А., Четко С. В. Тропою слез и надежд: Книга о современных индейцах США и Канады. М.: Мысль, 1990.
20. Трансатлантическая работорговля. URL: https://www.slavevoyages.org/ assessment/estimates (дата обращения: 20.03.2024).
21. Хоус Дж. Наикратчайшая истории Англии / пер. с англ. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2008.
22. Bowes John P. The Trail of Tears: Removal in the South. Chelsea House Publications, 2007.
23. Burns William E. A Brief History of Great Britain. Facts On File, 2010.
24. Cave Alfred A. Lethal encounters : Englishmen and Indians in colonial Virginia. Praeger, 2011. 
25. Cave Alfred A. The Pequot War. University of Massachusetts Press, 1996.
26. Eltis D. The Rise of African Slavery in the Americas. Cambridge University Press, 2000.
27. Geiter Mary K., Speck W. A. Colonial America: From Jamestown to Yorktown. PALGRAVE MACMILLAN, 2002.
28. Hoffer P. C. The Brave New World. A History of Early America. Second Edition. The Johns Hopkins University Press, 2006.
29. Nash Gary B. Red, White, and Black the Peoples of Early North America. Pearson, 2014.
30. Patrick John J. The Bill of Rights. A History in Documents. Oxford University Press, 2003.
31. Remini Robert V. A short History of the United States. HarperCollins Publishers, 2008.
32. Representation of the People Act 1884. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Representation_of_the_People_Act_1884 (дата обращения: 15.03.2024).
33. Spielvogel Jackson J. Glencoe World History. Glencoe/McGraw-Hill, 2004. 
34. White R. J. A short history of England. Cambridge University Press, 1967. 
35. Wright R. What is America? A short History of the New World Order. Da Capo Press, 2008.

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha