Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23486  | Официальные извинения    968   98248  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    236   79631 

Размышления о задачах обеспечения политической безопасности Китая

Политическая безопасность общества — барометр чувства безопасности народа и флюгер социальной стабильности. На нынешнем историческом этапе китайское общество в целом сохраняло долгосрочную стабильность, но с 2022 года глубокие изменения в геополитическом ландшафте поставили Китай перед беспрецедентно сложным комплексом противоречий, которые надо разрешить как можно скорее.

В частности, дисбаланс, несогласованность и неустойчивость, с которыми сталкиваются экономические и политические реформы Китая, становятся все более заметными, в то время как ситуация политического и экономического подавления и сдерживания, с которой сталкивается Китай со стороны западных стран во главе с США, постепенно обостряется. Поэтому важно прояснить факторы, влияющие на политическую безопасность китайского общества.

Главное - ускорить построение новой модели высококачественного социально-экономического развития. В то же время политическая безопасность должна быть поднята как важнейший вопрос на уровне ЦК КПК и всекитайского государства. Только так можно будет способствовать укреплению политической безопасности в Китае и обеспечить построение новой модели развития государства. И это важный ориентир для политической безопасности в российском обществе.

 

  1. Современное состояние политической безопасности в китайском обществе является позитивным

 

Политическая безопасность - основа государственной безопасности и влияет на общую ситуацию с общественной безопасностью и стабильностью. Это объясняется тем, что общественное сознание является отражением общественного бытия людей. Общественное сознание людей порождается социальным существованием, ограничивается им и в то же время отражает общественное бытие. Поэтому в области государственной безопасности на первое место выходит важность политической безопасности.

Обеспокоенная успехами дела мира, испытывая страх перед ростом идейного влияния социализма, мировая реакция активизирует идеологические диверсии и клеветнические кампании против мирового социализма. Мировая экономика и политика вступили в период турбулентности и перемен, и внешняя среда политической безопасности Китая еще долго будет подвергаться испытаниям, а риски и вызовы, с которыми она сталкивается, становятся все более сложными. Это проникновение враждебных сил как внутри, так и за пределами Китая, подрывная и разрушительная деятельность, риски политической безопасности в Интернете (как онлайн, так и офлайн), .

В 2022 году гражданская милиция и органы государственной безопасности Китая стали уделять больше внимания рискам, влияющим на политическую безопасность. На XX Всекитайском съезде КПК тогдашний министр государственной безопасности Китая Чэнь Вэньцин впервые в XXI веке возглавил органы государственной безопасности Китая и стал секретарем ЦК КПК, а затем занял пост секретаря политико-правового комитета ЦК КПК - должность, которая ранее долгое время занималась путем отбора из числа министров общественной безопасности.

Китайские гражданские милицейские органы и органы государственной безопасности внимательно следили и жестко боролись с проникновением, подрывной и диверсионной деятельностью враждебных сил как внутри, так и за пределами Китая, а также решительно защищали давние правящие позиции КПК, государственную власть при диктатуре пролетариата, социалистическую систему с китайской спецификой, авторитет и достоинство Конституции Китая. Они раскрыли большое количество крупных дел, затрагивающих национальную безопасность, завершили запрет незаконных организаций, таких: как Институт Лайф Дзен, и усилила борьбу с такими культами, как Фалуньгун и "Всемогущий Бог".

Китай признан одной из самых безопасных стран в мире. По данным Государственного статистического бюро Китая в 2021 году чувство безопасности у жителей всего Китая составило 98,62%, что на 0,2% больше, чем в 2020. Среди них 20 провинций (автономных районов и муниципалитетов) имеют чувство безопасности у населения более 98,5% [26].

В то же времяКПК ведет китайский народ к постоянному совершенствованию механизмов разрешения неконфронтационных, в полной мере отдавая должное "народным омбудсменам" и "народным посредникам" как ключу и "первой линии обороны" в обеспечении политической безопасности общества. По состоянию на март 2022 года в Китае насчитывалось 690 тыс. комитетов народного посредничества, в которых работали более 3,16 млн. народных посредников, включая более 370 тыс. штатных народных посредников; в масштабах страны организации народного посредничества ежегодно урегулируют более 9 млн. случаев различных видов социальных противоречий и споров, при этом процент успешного урегулирования составляет более 95%; количество споров, урегулированных комитетами народного посредничества в волостях, деревнях и общинах, составляет почти 80% от общего количества урегулированных споров [13].  Данные Государственного бюро статистики Китая показывают, что после XVIII съезда КПК количество конфликтов и споров, урегулированных с помощью посредников, постоянно колеблется на высоком уровне, а эффективность системы народного посредничества как механизма разрешения споров подтверждается.

Количество уголовных дел, расследуемых гражданскими милицейскими органами Китая, неуклонно снижается при условии эффективного разрешения социальных конфликтов и споров. По даннымМинистерства общественной безопасности Китая, после 2015 года общее количество уголовных дел в Китае пошло на спад и с января по август 2022 года снизилось на 13,1% в годовом исчислении [17]. Раскрываемость дел об убийствах достигла 99,9%[7].

Так, во время специальной летней операции по обеспечению безопасности, проводимой гражданскими милицейскими властями с 25 июня по конец июля 2022 года гражданские милицейские власти по всему Китаю раскрыли 269,8 тыс. уголовных дел, арестовали 465,8 тыс. подозреваемых в различных преступлениях, запретили и подавили 14 организаций триад, 176 групп зла и 159 банд зла и сосредоточились на аресте 34 скрывающихся от правосудия лиц, причастных к организациям триад и группировкам сил зла [2].

С апреля по сентябрь 2022 года было возбуждено и расследовано 41 090 дел, связанных с пенсионными проблемами пожилых людей, раскрыто 39 294 дела, пресечена деятельность 4 735 преступных группировок, арестовано более 66 тыс. подозреваемых, возвращено 30,8 млрд. юаней грязных денег, что позволило эффективно защитить законные права и интересы пожилых людей [27].

Что касается борьбы с экономическими преступлениями, гражданские милицейские Китая в ходе специальной операции по поддержанию правопорядка летом 2022 года задержали 112 подозреваемых, скрывавшихся за границей, и изъяли более 1 млрд. юаней грязных денег; расследовали и рассмотрели 218 ключевых дел о коммерческом подкупе на сумму более 5 млрд. юаней; ликвидировали 75 притонов для преступлений, связанных с изготовлением фальшивой валюты.

Вывод таков: все крупные и очень крупные дела с широким социальным воздействием по всему Китаю были своевременно раскрыты, количество тяжких и насильственных преступлений снижается год от года, и Китай уже давно входит в число стран с самым низким уровнем преступности в мире [1].

Однако, как сказал товарищ Си Цзиньпин, "эта борьба включает в себя как борьбу за жесткую силу, так и борьбу за мягкую силу" [21, c.120]. "В настоящее время различные враждебные силы пытаются устроить "цветную революцию" в нашей стране, чтобы подмять под себя руководство КПК и нашу социалистическую систему. Это реальная опасность... Один из прорывов, который они избрали, лежит в области идеологии..." [18, c.242].

Это фундаментальная причина, по которой до сих пор существуют серьезные проблемы с идеологической безопасностью китайского общества. В классовом обществе все формы общественного сознания всегда носят классовый характер. Социальные настроения, эмоции, привычки, идеи и мнения каждого класса порождаются условиями жизни этого класса и соответствуют его классовым интересам. В.И. Ленин подчеркивал необходимость видеть и разоблачать классовые интересы: стоящие за любыми моральными, религиозными, политическими или социальными заявлениями, декларациями и обещаниями.

С 1949 года перед лицом стратегических попыток западного империализма и антикитайских сил "мирно эволюционировать" путем "вестернизации", "дифференциации", "смягчения" и "развращения" Китая, дело социалистической революции, строительства и реформ, дело построения социализма с китайской спецификой в новую эпоху и процесс осуществления китайской модернизации подверглись испытанию противодействием мирной эволюции.

Так называемая "мирная эволюция" означает, что империалистические страны, потерпев неудачу в вооруженной интервенции, военном окружении и политической изоляции социалистических стран, обратились к экономической, политической, идеологической и культурной инфильтрации как основной форме своих попыток "эволюционировать" социалистические режимы изнутри, тем самым достигая цели подрыва социалистической системы и государственной власти. Сегодня ситуация с безопасностью в идеологической сфере Китая такова, что коннотация и расширение идеологической безопасности стали более богатыми, пространственные и временные области стали шире, а различные факторы, влияющие на идеологическую безопасность, стали более запутанными и сложными.

Современная общественная реальность в Китае такова, что, по словам Г. Маркузе, "Если рабочий и его босс наслаждаются одной и той же телепрограммой и посещают одни и те же курорты, если макияж секретарши не менее эффектен, чем у дочери ее начальника, если негр водит "кадиллак" и все они читают одни и те же газеты, то это уподобление указывает не на исчезновение классов, а на степень усвоения основным населением тех потребностей и способов их удовлетворения, которые служат сохранению Истеблишмента" [12, c.11].  Хотя современный новорожденный класс, в руках которого находятся средства производства, является реакционной силой, противостоящей трудовому народу, он по-прежнему выставляет свои эгоистичные классовые интересы как интересы всего народа и пытается представить свои политические устремления и систему мышления как правильное направление политического развития и развития системы мышления в социалистическом Китае.

Советский философ Э.В. Ильенков глубоко проанализировал это явление, утверждая: "…В действительности это была чистейшей воды ревизия ленинизма и даже, пожалуй, наиболее опасная ее форма, ибо она рассчитана на обман (путем спекуляций на авторитете революционной теории) именно тех социальных слоев общества, которые всей логикой современной эпохи подведены к марксизму; рассматривая его как единственно соответствующую своим коренным интересам теорию общественного развития, они, однако, еще не обладают достаточным политическим опытом, чтобы уверенно отличить подлинный марксизм от фальшивки, от суррогата." [6, c.185].

Ключевым фактором нынешнего политического безразличия рабочего класса, ведущего класса социалистического Китая является то, что большинство из них не обладают классовым сознанием принадлежности к рабочему классу, а считают себя подчиненными так называемому "среднему классу" и "потребителям". Другими словами, их сознание отстает от их существования, и рабочий класс в современном Китае все еще в значительной степени находится под влиянием буржуазной системы мышления.

Из-за этого большинство из них больше всего озабочены не политической борьбой за интересы своего класса и будущее социалистического режима, а экономической борьбой за лучшую материальную жизнь. Процесс свержения буржуазной политической и экономической системы рабочим классом во всем мире отложен на неопределенный срок, и рабочий класс сам стал защитником существующего строя. Немецкий ученый Джеро Дженнер отметил в этой связи, что "когда потребление и гедонизм бросают вызов пределам возможностей каждого человека, потребность в настоящей свободе, праве голоса и ответственности уменьшается" [3, c.242].

Это также требует дальнейшего повышения уровня идеологической работы партии. Руководящие кадры КПК должны уметь разбираться во всех сложностях международной политики, верно оценивать происходящие в мире события. А это возможно только при условии глубокого усвоения марксистско-ленинской науки. Мы должны во всеоружии передовой революционной теории неустанно бороться против всех классовых противников в идеологической области, завоевывать умы и сердца миллионов и миллионов людей силой вдохновляющего примера нового общественного строя и страстностью пропаганды преимуществ нашего строя, величия ленинских идей и целей.

 

  1. Основное влияние на политическую безопасность Китая оказывает борьба в идеологической сфере

 

В новую эпоху политическая безопасность является основополагающей для государственной и основой для других видов безопасности. Если политическая безопасность не гарантирована, нет возможности для других видов безопасности. Товарищ Си Цзиньпин однажды заметил по этому поводу, что "история и реальность предупреждают нас, что, как только идеологические позиции и позиции общественного мнения будут нарушены, другим линиям обороны будет трудно противостоять этому" [18, c.242].

                    В нынешнюю эпоху вопрос "кто кого" [8, c.76] между социализмом и капитализмом еще далек от разрешения. Все еще существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, и все еще идет борьба между двумя путями - социализмом и капитализмом. Так, товарищ Дэн Сяопин четко указал в связи с политическими волнениями в Китае в июне 1989 года (инцидент на Тяньаньмэнь): "Весь империалистический западный мир стремится к тому, чтобы заставить все социалистические страны отказаться от социалистического пути и в конечном итоге оказаться под господством международного монополистического капитала и в орбите капитализма... Волнения и контрреволюционные беспорядки…, были в первую очередь спровоцированы международными антикоммунистическими и антисоциалистическими идеями" [5, c.311, 331].

После XX съезда КПК Китай столкнулся с глубокими изменениями в мире, а также с нестабильной и неопределенной международной ситуацией со значительным увеличением всевозможных прогнозируемых и непредвиденных факторов риска, которые напрямую угрожают политической безопасности Китая. Борьбу между социализмом и капитализмом можно разделить на три основные формы: экономическая, политическая и идеологическая. Это означает, что основные факторы, влияющие на политическую безопасность Китая, относятся к следующим категориям:

Во-первых, фактор экономической борьбы. Глобальная политическая поляризация, ускоренное усиление социальной напряженности и поляризация занятости и доходов населения усиливают глобальные политические и социальные риски. В таких условиях важно обращать внимание на передачу рисков извне страны внутрь страны, а также на мутацию и эскалацию рисков внутри страны в результате влияния извне;

Во-вторых, существует фактор политической борьбы. Реальная угроза со стороны враждебных сил внутри и за пределами страны, пытающихся устроить "цветные революции" и "мирную эволюцию" в нашей стране, возросла. Частота их маневров и использования сетей растет и усиливается. Внезапность и скрытность глобальной террористической деятельности значительно возросли. Существует реальный риск того, что угроза бунтарского терроризма будет расширяться и приобретать все более отчужденный характер.

В-третьих, фактор идеологической борьбы. Идеологическая борьба в Китае стала еще более сложной и острой. Литературные и публицистические произведения, стремящиеся к "западному признанию", "очерняющие" себя, привлекли широкое внимание, а враждебные силы пытаются разорвать внутренний консенсус Китая с помощью спекуляций, разжигания социального недовольства и одновременного давления.

Особое внимание следует уделить влиянию текущей ситуации идеологической борьбы в китайском обществе в условиях социалистической рыночной экономики на общую ситуацию с политической безопасностью в Китае. В классовом обществе идеологическая система - совокупность социальных взглядов, которые представляют позицию и интересы определенного класса. Советский теоретик М.А. Суслов отмечал: "…буржуазная пропаганда становится все более изощренной п коварной. Она спекулирует па трудностях и недостатках, которые встречаются в жизни нашего общества, стремится привить людям частнособственническую, потребительскую психологию, подорвать их социалистическое, интернационалистское сознание" [24, c.365-366]

Рыночная экономика — обоюдоострый меч. Освобождая и развивая производительные силы общества, укрепляя в людях чувство конкуренции, эффективности, демократии и верховенства закона, она порождает ряд побочных эффектов. Слабые и негативные стороны рынка, а также такие понятия, как принцип рыночного обмена, проникли в духовную жизнь людей и даже в жизнь партии.

Социалистическая система базовых ценностей, основанная на коллективизме и патриотизме, была поставлена под сомнение, в определенной степени расцвели и распространились стяжательство, гедонизм и крайний индивидуализм, а моральные расстройства, эгоизм, стремление к наживе, пошлость и китч время от времени прорывали нижнюю границу общественного порядка и нравственности. Рынок наживы привел к отсутствию ценностей у некоторых людей. Такие концепции и модели поведения, как "отказ от ценностей", "обесценивание" и "де-морализация" подвергли основные социалистические ценности и идеологическую и моральную систему чрезвычайно суровому практическому испытанию.

КПК и китайскому правительству необходимо срочно обратить внимание на кризис политической безопасности, вызванный размыванием дискурса марксизма, занимающего позицию доминирующей идеологии в китайском обществе, консьюмеризмом, который представляет интересы международного монополистического капитала и является одной из идеологий капитализма. Мы знаем, что для мобилизации трудящихся на широкую борьбу за модернизацию по китайскому образцу, надо просветить его и помочь ему осознать свои классовые интересы.

Марксистская теория научного социализма играет эту роль:  не может быть революционного движения без революционной теории. С другой стороны, консьюмеризм и материалистическое сознание - главные препятствия на пути формирования классового сознания рабочего класса как ведущего класса в социалистическом Китае. Консьюмеризм - это, по сути, капиталистическая постмодернистская культура и неявная капиталистическая идеология.

Она находится в серьезной оппозиции к марксизму с точки зрения своего идеологического ядра: консьюмеризм воплощает мировоззрение буржуазии, тогда как марксизм - мировоззрение пролетариата; консьюмеризм пропагандирует либеральные и эгоистические ценности, тогда как марксизм - коллективистские; консьюмеризм пропагандирует гедонистический и прагматический подход к жизни, тогда как марксизм - коммунистические идеалы и убеждения; потребительство основывает свое существование на капитале, в то время как марксизм - на труде и людях. Иными словами, консьюмеризм и марксизм принадлежат к двум разным системам мышления, капитализму и социализму, соответственно, и неизбежно образуют между собой антагонистические и противоречивые конкурентные отношения.

Кконсьюмеризм добивается подрыва и уничтожения марксистской идеологии следующими способами:

Во-первых, консьюмеризм ослабляет веру людей в марксизм, узурпируя их пространство для культурной самодеятельности. Консьюмеризм - крайняя эксплуатация человеческого чувственного восприятия, превращающая в товар как материальные, так и духовные вещи. И эта логика заставляет, с одной стороны, принижать духовную ценность человека, а с другой - повышать стоимость капитала. Потребительство приняло на себя функцию идеологии и стало самым убедительным сентиментальным инструментом западных капиталистических стран для проведения мирной эволюции против социалистических стран. Во время эволюции СССР и других европейских соцстран в 1985-1991 годах образные вещи капиталистической идеологии (такие, как Макдональдс, КФС, кока-кола, Микки Маус и Дональд Дак) привлекали молодежь гораздо больше, чем коммунистическая идеология. Потребительство служит капиталу, побуждая людей потакать всем видам материальных желаний: пока массы преследуют чудовищные материальные желания, они неизбежно отворачиваются от серьезных духовных поисков.

Во-вторых, консьюмеризм использует идеологию капитализма, чтобы атаковать дискурс марксизма в социалистическом Китае. Как говорилось выше, консьюмеризм —разновидность капиталистической идеологии, современное проявление товарного фетишизма, ядром которого является концепция материализма и гедонизма. Марксизм выступает за справедливость и равенство во всех аспектах общественной жизни, таких как экономика, политика и культура, в которых равенство в потреблении является высшей справедливостью. "…Обеспечение на этой основе социального равенства, социальной справедливости, а также условий для всестороннего раз- вития личности…" [14], - отметила профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Н.Г. Осипова, подводя итог характеристикам социализма. Но консьюмеризм выступает за чрезмерное, деформированное потребление, которое неизбежно посягает на ограниченные средства жизни и средства производства всего общества. В то же время отходы, вызванные консьюмеризмом, будут нарушать природную среду и экологический баланс, что вызовет напряжение между человеком и природой и формирование угнетения и эксплуатации природного мира, что также противоречит марксистскому принципу экологической гармонии между человеком и природой. Более того, в экономической жизни консьюмеризм — это провозглашение того, что только пролетарии с огромной покупательной способностью являются ключевой силой в экономическом развитии страны, в то время как весь рабочий класс находится в подчиненном положении. Это существенно ослабляет и расшатывает основную позицию рабочего как творца истории и искусственно возвышает позицию капитала. Это противоречит политическим и экономическим идеалам, отстаиваемым марксизмом, а именно: народный субъект, главенство труда и ликвидация эксплуатации капитала.

В-третьих, культура потребления подорвала культурный носитель марксизма в его распространении. Консьюмеризм как культурная идеология отражает ценностные стандарты и интересы капитала и выступает в качестве проводника капиталистической культуры в процессе экономической глобализации. В этом процессе он создал социальный и культурный дискурс капиталистического характера посредством коммерциализации культурных продуктов. В этих условиях революционный культурный дискурс, отстаиваемый марксизмом, был классифицирован как "устаревший" и лишен своего социального влияния. Британский ученый Джон Томлинсон отмечает: "Распространение капиталистической культуры - это… продвижение культуры потребления, … которая вовлекает весь культурный опыт в вихрь коммодификации" [25, c.6]. Как только производство и потребление культуры попадают в трясину коммодификации и маркетизации, в условиях рыночной экономики это означает, что культура теряет свою относительную независимость и свою социально критическую общественную функцию. Таким образом, глобальное распространение консьюмеризма означает, что интересы капитала реализуются глобально - консьюмеризм обеспечивает пролиферацию капитала, и, что особенно важно, стабильность капиталистического общества, а принятие массами консьюмеризма означает принятие логики капитализма и одобрение господства капитала над ними. Мы все еще находимся в середине большого исторического периода борьбы между двумя системами - социализмом и капитализмом - и перехода от капитализма к коммунизму. Как известно, "Марксизм отличается от других социально-политических учений научным подходом к общественным явлениям. Это значит, что процесс развития общества рассматривается, в первую очередь, как детерминированный определенными, поддающимися точному учету объективными обстоятельствами - уровнем производительных сил, характером производственных отношений, тем или иным соотношением различных укладов в экономике страны…" [9, c.15].

Новый исторический период характеризуется углублением финансиализации капиталистической экономики и ростом спекуляций, виртуализацией и пузырями; относительным снижением уровня доверия во всех странах мира; углублением кризиса веры; после развала Союза ССР международное коммунистическое движение находится на низком уровне, в результате чего международный монополистический капитал продолжает господствовать в мировых делах. Глубокое понимание взаимосвязи современного политического и экономического ландшафта в международном масштабе и законов его функционирования обязательно для всех, кого волнует историческая судьба человечества.

Историческая судьба капитализма зависит от развития внутренних противоречий системы и, что еще важнее, от развития ее антагониста - международного коммунистического движения. Социалистический Китай и его ведущий класс, рабочий класс являются флагом и основной силой международного коммунистического движения в XXI веке.

Чтобы лучше разрешить все виды конфронтационных и неконфронтационных противоречий в Китае и укрепить политическую безопасность социалистического Китая, необходимо точно оценить и понять особенности времени и научно определить признаки противоречий при условии тесной опоры на рабочий класс, а затем проанализировать компоненты основной движущей силы социалистической революции социалистического Китая как социалистической страны в новый исторический период, и в конечном итоге способствовать социалистическому развитию рабочего класса и трудового народа под его руководством, чтобы сформировать классовое сознание атрибутов социализма.

Рабочий класс и его авангард, Коммунистическая партия, - единственные силы, обеспечивающие политическую безопасность социалистического режима и его долгосрочное существование и развитие. Ф. Энгельс отмечал: "Главное — добиться того, чтобы рабочий класс вступил в движение как класс; а раз это будет достигнуто, он скоро найдет вернее направление" [10, c.497]. Рабочие осознают, что они являются членами класса и что на них лежит историческая миссия по освобождению своего класса и всего человечества, и по этой причине они формируют политический блок со своими братьями по классу для осуществления революционного движения - это и есть классовое сознание рабочего класса.

В этом процессе следует остерегаться потребительского образа жизни, побуждающего рабочий класс ставить во главу угла материальные желания. Ведь если у рабочего класса как класса нет коллективного сознания, это приведет к потере способности критиковать старый мир и желания создать новое общество. А "рабочее движение основано на острейшей критике существующего общества; критика является его жизненной стихией" [11, c.277].

Товарищ Си Цзиньпин также отметил в этой связи: "Мы не должны потерять дух революции на фоне всех аплодисментов и похвал и постепенно войти в состояние самодовольства, бездействия, страха перед борьбой и жадности к удовольствиям. Если это произойдет, это будет большой опасностью для нашей партии" [22, c.173]. И в такой ситуации позиция политической безопасности Китая потеряет свой стабильный фундамент.

 

  1. Политика китайского правительства направлена на предотвращение "цветных революций" и "мирную эволюцию".

 

В политическом отчете XX съезда КПК говорится: "Национальная безопасность – основа возрождения нации, а социальная стабильность – предпосылка могущества страны" [16].В ходе китайской модернизации китайское правительство должно в полной мере осознать новые стратегические возможности, стоящие перед Китаем, оценить реальные вызовы, потенциальные риски и будущие тенденции в области социального обеспечения, создать взаимосвязанную, трехмерную и высокоэффективную систему защиты соцобеспечения, а также продолжать продвигать строительство безопасного Китая на более высоком уровне, чтобы обеспечить новое развитие с новой моделью безопасности. Новая модель безопасности обеспечит новое развитие.

Противоречия не всегда проявляются резко и сразу. Различия - первые формы противоречий. В процессе развития различия превращаются в противоположности, т.е. в более развитые противоречия, и только тода две стороны противоречия образуют резкое отрицание. Товарищ Си Цзиньпин отметил: "Предвидение того, где кроются риски, является предпосылкой для их предотвращения, а понимание того, куда они направляются, - это ключ к поиску стратегической инициативы" [18, c.249].

Иными словами, мы должны быть бдительны к крупным чрезвычайным ситуациям и зарождающимся проблемам, которые могут вызвать риски политической безопасности, и такие проблемы нельзя ни игнорировать и не принимать во внимание, ни просто лечить. Мы должны решительно предотвратить перерастание неполитических рисков в политические, неуклонно следовать общей концепции государственной безопасности и настойчиво продвигать модернизацию системы и возможностей государственной безопасности.

В частности, количество социальных конфликтов и споров в Китае уже давно находится на высоком уровне. Всестороннее изучение количества медиаций, проведенных Народным комитетом по медиации, и количества гражданских дел, поданных в народные суды в течение года, позволяет предположить, что в 2024 году риск возникновения конфликтов и споров в китайском обществе еще больше возрастет. В частности, следует обратить внимание на рост числа гражданских дел, переходящих в уголовные, и уголовных дел, переходящих в дела со смертельным исходом, из-за споров о семье, отношениях, соседях, долгах и так далее.

Это связано, во-первых, с тем, что в условиях международных факторов, таких, как локальные конфликты, и внутренних факторов, таких, как замедление внутреннего экономического роста Китая, появляется больше чувствительных точек социальных проблем, а отдельные члены общества находятся под влиянием окружающей среды и стимулируются внешними факторами, что может привести к возникновению мелких противоречий и споров. –

С другой стороны, социальный менталитет и социальные эмоции резонируют и сталкиваются друг с другом - напряженность, гнев и другие негативные чувства могут распространяться и приводить к нестабильности, непредсказуемым рискам и вызывать крупные порочные случаи. Кроме того, на фоне снижения темпов экономического роста, переплетения проблем занятости и безработицы, а также все более сложной экологии общественного мнения в Интернете различные споры об интересах с большей вероятностью приведут к социальным конфликтам и спорам, которые потенциально могут повлиять на общественную стабильность.

Исторический материализм указывает, что социальные идеи, порожденные экономическим развитием, могут также оказывать значительное влияние на экономическое развитие, политическую борьбу и общественную жизнь в целом. По этой причине мы должны уделять больше внимания социальным конфликтам и спорам, вызванным сочетанием таких факторов, как изменения во внутренней и международной среде Китая, корректировка структуры интересов и идеологических концепций, резонанс социальных и индивидуальных умонастроений и эмоций, как в Интернете, так и в реальной жизни, а также межсекторной, межрегиональной и межгосударственной передаче и эскалации социальных конфликтов и споров.

Политическая безопасность - первый и главный аспект государственной безопасности, а основной вопрос политической безопасности - идеологическая безопасность. Предотвращение "мирной эволюции" и "цветных революций" - самая насущная необходимость. Самое важное в нынешнем китайском управлении политической безопасностью в идеологической сфере - это необходимость полностью осознать важность экономического развития, чтобы не повлиять на фундаментальный принцип политического образования. "Когда человек ясен в теории, он может быть тверд в политике и иметь нижнюю линию в борьбе" [22, c.284].

Например, повышение уровня потребления в качестве основного критерия оценки политических заслуг, широко распространенное в нынешней партии КПК и среди китайских народных правительств всех уровней, в значительной степени является подчинением идеологии почитания потребительства. Это интуитивное проявление недооценки эрозийного воздействия идеологического ядра потребительства на социалистическую идеологию, эклектичная политическая практика, которая игнорирует непримиримое и антагонистическое противоречие между основной частью политического действия в рамках социалистического государственного аппарата, руководствующегося марксизмом-ленинизмом, и капиталистической системой ценностей.

Совокупность свойств вещей не проявляется в одно и то же время. То, какое из множества свойств вещи проявится первым, зависит от связей между этой вещью и другими вещами. Иными словами, нельзя игнорировать политические недостатки консьюмеризма только потому, что он может поднять экономику за короткий период времени.

Ф. Энгельс писал: "Так называемое «социалистическое общество» не является… какой-то раз и навсегда данной вещью; как и всякий другой общественный строй, его следует рассматривать как подверженный постоянным изменениям и преобразованиям" [11, c.380]. Китайская система профилактики и контроля социального обеспечения все еще нуждается в совершенствовании. Риски и вызовы, с которыми сталкивается социальное обеспечение, продолжают возникать, новые угрозы общественной безопасности продолжают расти, а различные виды рисков переплетаются между собой.

Это объясняется, во-первых, тем, что во всех сферах социального обеспечения в Китае все еще существует множество точек риска. Политика и практика построения трехмерной, основанной на информации системы профилактики и контроля общественной безопасностью с полным и пространственным контролем, опирающейся на такие современные технологии, как большие данные, искусственный интеллект, Интернет вещей и облачные вычисления, все еще нуждается в совершенствовании.

Во-вторых, в процессе модернизации китайского типа центральные города и городские агломерации с высокой концентрацией различных социальных факторов сделали производственное и жилое пространство взаимосвязанными, и различные виды рисков переплетаются и накладываются друг на друга, что усложняет предотвращение и контроль рисков общественной безопасности, а в случае катастроф и аварий легко приводит к цепному эффекту и усилению последствий на социальной поверхности.

В-третьих, увеличились скрытые риски в области продовольствия, медицины и охраны окружающей среды. Ситуация с безопасностью продуктов питания в Китае остается сложной и тяжелой, способы нарушения закона о лекарствах совершенствуются, существуют очевидные недостатки в медицинских приборах высокого класса, а также в фармацевтических научно-технических инновациях, и все еще существуют межтерриториальные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды.

В-четвертых, такие источники риска для общественной безопасности, как черные силы, бандиты, порнография, игорный бизнес и наркобизнес, а также те, что связаны с профилактикой эпидемий, все еще существуют, и преступления в вышеперечисленных областях при помощи Интернета все чаще становятся трансграничными. Это делает еще более важным понимание скрытого, профессионального и сетевого характера традиционных преступлений.

Угрозы и риски в киберпространстве становятся все более заметными и проникают в сферу общественной безопасности, а ситуация с кибервзломами, мошенничеством в телекоммуникационных сетях, нарушением личной жизни граждан, кибертерроризмом, кибернаркоторговлей, отмыванием киберденег, кибергемблингом и другими преступлениями стала сложной проблемой социального управления. Хотя киберпреступность в определенной степени удалось обуздать, новые виды киберпреступлений будут демонстрировать высокую распространенность и тенденцию к росту.

С одной стороны, новые виды киберпреступлений, опирающиеся на сеть черной и серой индустрии, имеют трансграничный характер, и их подавление будет затруднено в случае отказа соответствующих стран от сотрудничествас органами по борьбе с киберпреступностью. С другой стороны, в "метавселенной", сетевой иммерсивной среде, использование глубокой подделки, дополненной и виртуальной реальности и многих других технологий будет не только способствовать итеративной модернизации традиционной преступности и киберпреступности, но и может стать новой "питательной средой" для преступной деятельности, Интерпол предупредил, что "метавселенная" может стать причиной возникновения новых киберпреступлений.

С развитием информационных технологий Интернета, сосуществованием виртуального мира и реального мира новые киберпреступления могут стать причинами крупных событий, наносящих вред обществу. В связи с этим мы должны быть очень бдительны к зарождающимся движениям в открытом, глубоком и темном сетевом пространстве, бороться с реальными опасностями и предотвращать потенциальные угрозы.

Но, как отметил профессор МГУ имени М.В. Ломоносова В.И. Добреньков, "управление не есть силовое воздействие на реальность с целью ее кардинального изменения" [4].

Пятый пленум  XIX съезда ЦК КПК включил фразу "твердое обеспечение безопасности государственной власти, институциональной безопасности и идеологической безопасности" в фразу "укрепление системы государственной безопасности и наращивание потенциала", которая служит основным руководством для построения системы государственной политической безопасности в новую эпоху. Поддержание последней требует многостороннего и долгосрочного подхода, при котором создание системы государственной политической безопасности является фундаментальной и стратегической задачей. В частности, необходимо подчеркнуть следующие моменты:

Во-первых, мы должны придерживаться диктатуры пролетариата, твердо установить логику мышления, ориентированную на идеологическую безопасность, и совершенствовать систему предотвращения и контроля рисков политической безопасности. В новую эпоху ситуация с политической безопасностью сложна и нестабильна, поэтому необходимо придерживаться логики мышления, в основе которой лежит идеологическая безопасность, усилить чувство тревоги и быть готовым к опасности в мирное время. Что касается поддержания и формирования политической безопасности, то, чем сложнее ситуация и труднее задача, тем важнее бескомпромиссно совершенствовать систему предотвращения и контроля рисков политической безопасности.

В частности, первое — это укрепление абсолютного лидерства КПК в области государственной безопасности. "Партия - ведущее ядро наших начинаний... Руководство КПК - самая существенная черта социализма с китайской спецификой" [20, c.189, 191]. Поэтому совершенствование централизованной, единой, эффективной и авторитетной системы руководства государственной безопасностью под руководством КПК, укрепление механизма координации работы по обеспечению государственной безопасности и прочный захват общей инициативы в поддержании и формировании государственной безопасности стало не только требованием времени, но и потребностью общества. КПК - ведущая сила китайского общества и ядро его политической системы.

 Второе - всегда придерживаться мышления "снизу", в основе которого лежит идеология, готовить контрмеры от худших возможностей для социалистического режима, таких как начало "мирной эволюции" или "цветной революции", брать на себя инициативу по осознанию и преобразованию противоречий, совершенствовать систему предотвращения и контроля рисков, включая механизм изучения и оценки рисков политической безопасности, координацию предотвращения и контроля, предотвращение и разрешение, чтобы постоянно повышать способность воспринимать ситуацию политической безопасности. Одновременно совершенствуется система предупреждения и контроля рисков, включая механизмы изучения и оценки рисков политической безопасности, координации предупреждения и контроля, предупреждения и решения, чтобы постоянно повышать свою способность воспринимать ситуацию в области политической безопасности.

В-третьих, с точки зрения поддержания политической безопасности члены КПК и ведущие кадры политической системы должны быть очень бдительны по отношению ко всем видам тенденций и зарождающихся движений, и внимательно следить за всеми видами рисков и вызовов во всех областях, которые связаны как внутри, так и снаружи, кумулятивно накладываются, перекрестно инфицируются, распространяются и обостряются, чтобы избежать любого "паралича мира" или трансакционизма. "Успех любого дела, как известно, в конечном счете решают кадры" [24, c.343]. Особое внимание необходимо уделить фундаментальному принципу, согласно которому экономическое строительство и развитие не должны подрывать идеологическую безопасность.

В-четвертых, следует решительно пресекать попытки враждебных сил внутри страны и за рубежом осуществлять инфильтрацию и подрывную деятельность против Китая, используя различные горячие точки в китайском обществе, а также деструктивные средства в Интернете и в реальной жизни. Необходимо вести углубленную борьбу с терроризмом и государственным сепаратизмом.

В-пятых, следует осуществлять эффективный государственный контроль над социально-экономическим развитием, ограничивая развитие капитала контролируемой экономической сферой и не позволяя ему переходить в политическую сферу и тем самым угрожать самому социалистическому режиму своим влиянием на экономику.

Во-вторых, новейшие информационные и технологические технологии должны активно использоваться для предотвращения и разрешения социальных конфликтов и рисков. Понимание развития и изменения основных противоречий в обществе, а также предотвращение и разрешение рисков социальных противоречий в различных секторах и областях - это вопрос мира и процветания, социальной стабильности и порядка, чувства благополучия и удовлетворенности людей. "Увеличивающийся поток информации и новые формы ее подачи позволяют ей как бы пересекать пространство и время, что ведет к “несвязности” ощущений: даже время и пространство становятся относительными," [15], - отметила Н.Г. Осипова, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.

Политика Китая в этом отношении направлена на нейтрализацию социальных противоречий и рисков на поверхности общества, разрешении их на низовом уровне и пресечении в зародыше, ускоряя при этом модернизацию социального управления в условиях урбанизации.

В-третьих, мы должны всесторонне укреплять наш потенциал обеспечения общественной безопасности. Чтобы стабильно справляться со всеми видами рисков и инцидентов, правительству Китая надо последовательно отстаивать главенство народа, защищать жизнь и имущество людей, начиная с тех вопросов, которые наиболее сильно отражены в сознании народа. Для этого надо:

1) Оптимизировать построение системы управления чрезвычайными ситуациями. Срочно укрепить механизм координации и связи чрезвычайных ситуаций, связанных с инцидентами в сфере общественной безопасности, в различных регионах, областях и отраслях.

 2) Предотвращать и устранять риски общественной безопасности, осуществлять долгосрочное, целенаправленное и динамично развивающееся отслеживание и исследования во всех областях общественной безопасности и прилагать большие усилия, опираясь на современные научно-технические возможности, для направления ключевых ресурсов на укрепление прогнозирования и раннего предупреждения рисков общественной безопасности.

3) На основе анализа рисков общественной безопасности улучшать и совершенствовать систему заблаговременного предупреждения и превентивного мониторинга и устранения на основе мониторинга полного цикла процессов, связанных со случаями и зонами повышенной опасности.

4) Нельзя игнорировать риски общественной безопасности, связанные с трансграничными потоками. Надо укреплять механизм синхронной связи и одновременной работы по устранению рисков безопасности за пределами страны и мониторингу рисков безопасности внутри страны. Следует усилить весь процесс мониторинга, оценки и реагирования на выявление, предотвращение, обработку и ликвидацию последствий рисков общественной безопасности за пределами страны.

В-четвертых, следует усилить ситуационную осведомленность о киберпространстве и укрепить сеть киберзащиты. Киберпространство вышло за рамки традиционной информационной безопасности и перешло в более широкий смысл индивидуальной, социальной и международной безопасности. Поэтому в условиях все более суровой и сложной ситуации глобального научно-технического развития надо усилить автономию и инициативу кибербезопасности, укрепить способность к ситуационной осведомленности, сплести плотную сеть защиты сети и пресекать новые виды киберпреступлений в соответствии с законом.

Для этого надо усилить автономность и управляемость ключевых технологий в пограничных областях киберпространства, таких, как ситуационная осведомленность, многогранное управление рисками киберпространства, дополненная и виртуальная реальность, интерфейсы "мозг-компьютер" и взаимодействие человека и компьютера. И на этой основе прочно овладеть технологиями, лежащими в основе новых киберпреступлений, действующих в метавселенной, даркнете и других пространствах, и возглавить разработку стандартов передовых кибертехнологий.

Конечно, главное - осознать, что  ключ к пресечению новых киберпреступлений лежит в людях. Это означает, что мы должны не только постоянно повышать уровень умения справляться с различными видами киберпреступлений, но и постоянно повышать сознание защиты, правовую осведомленность и моральную сдержанность широкой общественности.

В-пятых, мы должны настаивать на реализации политики КПК в области политической безопасности и мобилизовать трудовой народ на участие в укреплении политической безопасности. Любая работа партии должна быть тесно связана с массами и опираться на них; то же можно сказать и о работе по обеспечению государственной безопасности. Трудящиеся, как участники, организаторы и бенефициары управления государственной политической безопасностью, являются главной мишенью для повышения осведомленности о верховенстве закона в сфере государственной политической безопасности. Товарищ Мао Цзэдун подчеркивал: "Мы должны доверять массам и полагаться на них" [19, c.52].

Важное проявление нынешней системы политической безопасности в Китае - ослабление контроля над низовыми организациями власти в рамках старой системы плановой экономики "комитетов сельских жителей и комитетов горожан", в которой массы подчинены системе и не могут активно участвовать в ее поддержании. Народ, будучи подчиненным системе на практике, не может принимать активное участие в защите политической безопасности страны. Поэтому надо расширять каналы, по которым политические права народа могут быть реализованы на практике, испособствовать выражению требований трудящихся в работе по обеспечению политической безопасности государства более широкими способами.

Конкуренция идентичностей - основной способ современной идеологической борьбы. Угрозы безопасности часто начинаются с отсутствия идентичности, и возникновение многих проблем безопасности часто связано с кризисами идентичности. Так называемая идеологическая безопасность — это, прежде всего, состояние, при котором доминирующая в стране идеология не подвергается угрозе и опасности. Такое состояние безопасности основано на высокой степени идентификации большинства населения с доминирующей идеологией.

Если идеология страны не принимается большинством населения, она оказывается в опасности, что ставит под угрозу политическую и институциональную безопасность. В условиях сосуществования различных идеологий и разнообразных социальных тенденций, чем выше уровень принятия и признания обществом идеологии мейнстрима, тем безопаснее идеология мейнстрима, и наоборот. Одним словом, кризис идентичности —самая большая угроза национальной безопасности и идеологической безопасности. Идентичность - основной фактор идеологической безопасности, а ее кризис - самая большая угроза идеологической безопасности.

В результате конкуренция между различными идеологиями неизбежно проявляется как "конкуренция идентичностей". Основная идеология должна влиять на людей и стремиться к этому, направлять и формировать их идентификацию с собой различными способами, в то время как неосновная идеология препятствует этому. Суть нынешней борьбы в области идеологии в Китае — это "конкуренция идентичностей", то, что мы часто называем "конкуренцией за сердца и умы людей".

История доказала, что в социалистических странах только при наличии синергии между высшим руководством и низовыми слоями населения посредством хорошего двустороннего взаимодействия политика может быть действительно реализованаи достичь желаемых результатов, а не затруднена бюрократией. Так, академик РАН В.С. Степин высоко оценил важность этой взаимодействия в здоровом развитии организаций, отметив: "В сложных системах особую роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Для открытых, самоорганизующихся систем такие взаимодействия выступают конституирующим фактором. Именно благодаря им система способна переходить от одного состояния самоорганизации к другому, порождая новые структуры в процессе своей эволюции" [23, c.499].  

Если дело социалистического развития не пользуется поддержкой и участием масс, реформы и развитие в любой области потерпят неудачу, потому что у них нет корней. Это также является важным уроком подрыва и развала СССР и соцстран Восточной Европы в конце XX века.

 

Литература

1.    Брифинг о пяти годах углубленного изучения и внедрения органами общественной безопасности по всей стране общих требований верности партии, служения народу, справедливости в обеспечении правопорядка и строгости дисциплины, а также о стремлении создать новую ситуацию в работе органов общественной безопасности и добиться значительных результатов в работе коллектива. Министерство общественной безопасности Китая: https://www.mps.gov.cn/n2254536/n2254544/n2254552/ n8497122/index.html
2.    Брифинг о ходе и эффективности летней операции по подавлению и исправлению ситуации в области безопасности "100-дневная операция", проведенной органами общественной безопасности по всей стране, и обнародование результатов первой волны кластерных боев. Министерство общественной безопасности Китая:  URL: https://www.mps.gov.cn/n2254536/n2254544/n2254552/n8648973/n8649090/c8650124/content.html
3.    Дженнер Дж. Конец капитализма: триумф или крах экономической системы?, перевод Сонг Вэй и другие, Пекин: Издательство литературы по общественным наукам, 2004.
4.    Добреньков В. Синергетическая парадигма глобального мира. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023;23(3):433-450. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-433-450.
5.    Дэн Сяопин. Избранные труды Дэн Сяопина, том 3, -Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1993.
6.    Ильенков Э. Диалектическая логика: собр. соч. Т. 4. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2020. 
7.    7. Количество уголовных дел по всей стране снижается уже пять лет подряд, и население испытывает высокое чувство безопасности. Политико-правовая комиссия ЦК КПК: http://www.chinapeace.gov.cn/chinapeace/c100007/2022-05/28/content_12631429.shtml.
8.    Ленин В. Полное собрание сочинений. Том 42. М: Издательство политической литературы. 1970. 
9.    Ленинизм и диалектика общественного развития / [Ред. коллегия: В.Ж. Келле и др.] М.: Наука, 1970.
10.    Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Том 36. М: издательство политической литературы. 1964.
11.     Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Том 37. М: издательство политической литературы. 1965.
12.     Маркузе Г. Одномерный человек [Пер. с англ. А. А. Юдина]. - Москва: АСТ: Ермак, 2003. 
13.     Народные посреднические организации внедряют инновационные механизмы, эффективно используют платформы и ускоряют строительство посреднических центров - с более широким охватом и более эффективным посредничеством. Жэньминь жибао, 23 марта 2022 г.
14.     Осипова Н. Идеологическое воздействие на социальное поведение: теоретико-методологические аспекты. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2023;29(1):7-35. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2023-29-1-7-35.
15.    15. Осипова Н., Челищев В. Социальные механизмы и технологии манипулятивного управления личностью. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016;22(4):3-21. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-3-21
16.     Полный текст доклада ХХ Всекитайскому съезду КПК. ЦК КПК: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html .
17.     После 2015 года общее количество уголовных дел в Китае пошло на спад. Синьхуа: http://www.news.cn/politics/2022-09/27/c_1129035538.htm.
18.     Рассуждения Си Цзиньпина о модернизации в китайском стиле. Научно-исследовательский институт истории партии и партийной литературы при ЦК КПК. Пекин: Центральное издательство литературы, 2023.
19.     Рукописи Мао Цзэдуна с момента основания государства, т. 19. Научно-исследовательский институт истории партии и партийной литературы при ЦК КПК. Пекин: Центральное издательство литературы, 2023.
20.     Си Цзиньпин. Избранные труды, том I, Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2023.
21.     Си Цзиньпин. О пропаганде и идеологической работе партии, Пекин: Центральное издательство литературы, 2020.
22.     Си Цзиньпин. О самореволюции партии. Пекин: Центральное издательство литературы, Издательство книг по партийному строительству, Издательство основателей Китая, 2023.
23.     Степин В. Философия и методология науки. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2015.
24.     Суслов М. Марксизм-ленинизм и современная эпоха: Избранные речи и статьи. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1982. 
25.    Томлинсон Дж. Культурный империализм. перевод Фэн Цзянь-саня, - Шанхай: Шанхайское -Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1996 
26.     Чувство безопасности населения страны продолжает улучшаться, а строительство мирного Китая продолжает творить чудеса. Министерство общественной безопасности Китая. https://www.mps.gov.cn/n2253534/n2253535/c8386432/content.html.
27.     Чэнь Исинь подчеркнул на итоговом совещании государственной специальной акции по борьбе и устранению мошенничества в отношении пожилых людей: всесторонне обобщите эффективность специальной акции и опыт, а также продвигайте работу по борьбе и устранению мошенничества на регулярной основе, чтобы лучше защитить законные права и интересы пожилых людей. Министерство общественной безопасности Китая: https://www.mps.gov.cn/n2253534/n2253535/c8706272/content. .html

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha