Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23457  | Официальные извинения    968   98137  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    236   79548 

Политизация феномена проституции в ЕС. Критика с точки зрения мир-системного анализа

В контексте международных и локальных межнациональных конфликтов, миграционных кризисов и их влияния на политические решения, в наблюдении за сменой миропорядка на второй план уходят вопросы, не решенные (или же – не решаемые?) со времен античности – вопрос права, свободы выбора человека и его человеческого достоинства.

Со второй половины ХХ столетия, после образования ООН, с усилением интенсивности в 1970-80 годы в поле международных отношений и имиджевой политики государств приходят гражданские нарративы «личное есть политическое» [23].

В 1950-е годы ООН приняты Конвенции о политических правах женщины (1952 год) и о гражданстве замужней женщины (1957). В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН приняты Пакты «Об экономических, социальных и культурных правах» и «О гражданских и политических правах». В 1979 году большинством государств подписана и ратифицирована предложенная СССР и подписанная с его стороны первой женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, оказавшая значительное влияние на гендерную политику в мире [25. С. 32].

Первое десятилетие нового тысячелетия ознаменовалось появлением новых документов и структур, продолжающих работу над обеспечением равных инструментов социального и профессионального развития для женщин наряду с мужчинами. В 2000 г. утверждена резолюция 1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности, закрепляющая стремление ратифицировавших ее стран-государств позволять женщинам занимать посты и должности на стратегических и военно-оборонительных предприятиях государства [15].

В 2010 году создана структура «ООН Женщины», приоритетными направлениями работы которой являются равное положение женщин и мужчин в вопросах лидерства и на уровне принятия решений, искоренение насилия в отношении женщин, миротворческий процесс и безопасность, расширение экономических прав женщин, принятие гендерного равенства в качестве центрального принципа в процессе планирования национального развития) [25. С. 36]. Основной метод работы данной структуры – мягкая сила (публикации, работа учебного центра, образовательная деятельность, привлечение активистов и лидеров общественного мнения к продвижению идей структуры в массы) [11. С. 124]. В 2011 Совет Европы принял Конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульская конвенция) [7].

Одной из задач по достижению гендерного равенства (Пятая цель устойчивого развития) в рамках программ ООН и «ООН Женщины» является профилактика и борьба против насилия по половому признаку. Можно заметить, что в рамках проектов и стратегий работы ООН по данной цели язык и контекст задач более ориентирован на женщин (программы направлены на достижения равенства для «женщин во всем их многообразии») [27. C. 5]. Зачастую ООН-программы по борьбе против насилия в отношении женщин проводятся в странах Африки, Латинской Америки, а также Восточной Европы [8; 12; 17].

Данные программы и их результативность активно анализируется. Тем не менее, в данной статье нас интересует модус достижения пятой ЦУР в разрезе борьбы против насилия над женщинами не в странах периферии и полупериферии, а в странах экономического центра, в частности, ЕС – на примере Германии.

Важный аспект имиджевой политики ЕС, характерный для стран с развитой экономикой, – расширение охвата вопросов биополитики и социологии, подверженных политизации. ЕС в рамках современной западной философии является одним из локомотивов мировой борьбы за права женщин («во всем их многообразии»), борьбы против насилия по признаку пола. Данное положение оспаривается в контексте дискуссий о мирополитических сдвигах мирового порядка и стремлений установить многополярность в управлении мировым капиталом, учитывая историко-культурные особенности каждой цивилизации, однако в данной статье мы рассматриваем убежденность и имидж именно ЕС в его покровительственном статусе.

Одно из обсуждаемых в рамках достижения Пятой ЦУР направлений, которое обозначено Еврокомиссией как «явление, порождающее и поддерживающее гендерно-обусловленное насилие» - это проституция. К насилию по признаку пола в ЕС относят и «добровольную» проституцию [28; 33; 34. С. 9].

Проституция и сексуальная эксплуатация женщин является инструментом манипуляции имиджем противоборствующей стороны (государства, идеологического лагеря, сообщества и т.д.). В историческом контексте она использовалась и как оправдание фашизма / антисемитизма («Евреи, нанятые Германией, подрывают мощь Британии при помощи проституции и венерических заболеваний» [16. С. 9]), и как способ подчеркнуть необходимость идеологии большевизма (сцены несправедливого отношения к кухаркам, которых насильно вовлекали в проституцию при буржуазном строе, в художественной книге «Как закалялась сталь» [13]), и как средство деконструкции образа солдат, командиров, Героев Советского Союза во время Великой Отечественной Войны [2; 29], и т.д..

В данной статье мы рассмотрим, как феномен проституции через официальную документацию включается в имиджевую и гендерную политику ЕС, какие философские воззрения могут считаться подспорьем, на котором базируются его задокументированные идеи, как данная линия может отразиться на политике Германии по урегулированию проституции внутри страны.

 

Новая резолюция

14 сентября 2023 года Европарламент принял 234 голосами против 175 при 122 воздержавшихся резолюцию о регулировании проституции в ЕС: ее трансграничные последствия и влияние на гендерное равенство и права женщин [31]. Главным автором отчета, который лег в основу резолюции, является Мария Нойхль (Германия, Бавария), член Комитета по правам женщин и гендерному равенству (FEMM) и социал-демократической фракции Европарламента.

Документ начинается с перечисления проблем и рисков, с которыми сталкивается человек (обычно женщина), занятый в проституции, что становится аргументом в пользу тезиса о том, что проституция – негативно-окрашенное, пагубное для общества и концепции гендерного равенства явление, а отнюдь не свобода выбора женщины: «проституция – это покупка полового акта, которую можно определить как домогательство», «секс должен быть основан на согласии, которое может быть дано только свободно и добровольно и не может быть заменено обменом денег», «сексуальная эксплуатация посредством проституции других лиц является грубым нарушением прав и достоинства женщин», «уличная проституция – это среда, лишенная гуманных условий для женщин» и так далее [28. P. 5-6].

Одной из важных идей отчета является дестигматизация проституции и женщин, занятых в ней: «и особенно женщины, занимающиеся проституцией, традиционно подвергались маргинализации и де-факто криминализировались», «они часто не знают о своих правах, поскольку их доступ к правосудию обычно ограничивается дискриминационными стереотипами и стигмой» [28. P. 6].

В качестве одной из проблем законодательного регулирования проституции в ЕС в отчете отмечается «асимметрия» законов его членов, что не только препятствует интеграции, но и «влияет на понимание обществом гендерного равенства, прав и достоинства женщин» и дезинтегрирует общественное сознание граждан ЕС [28. P. 11].

Вопрос проституции политизируется, переплетаясь с нарративами и темами, политизированными в прошлом как способом пропагандистской риторики против стран не-центра (например, ЕС против РФ):

1) Отдельное внимание к проблемам ЛГБТ+ сообщества[1] [28. P. 7, 16, 20]. Так, в СМИ Евросоюза и США Россия осуждается как гомофобная страна. Возможно, уровень бытовой гомофобии в некоторых регионах и сообществах России выше, чем в оных в США, Канаде, ЕС (который снижается изначально за счет мер внешнего воздействия (определенное законодательство, штрафы, цензура), а затем, с обновлением поколений, – через мироощущение) [30. P. 269], но такие законы (например, поправка к закону о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола [22]) можно рассматривать как часть оборонительной политики и демонстративного формирования стратегического направления РФ в миросистеме (появился в разгар противостояния Россия-Западный мир) [1] и направлены прежде всего на закрепление линии работы СМИ, финансируемых государством[2].

2) Военное столкновение России и Украины. В отчете отмечается: «в качестве крайнего примера подчеркивается высокий риск, с которым встречаются украинские женщины и девушки, которые сталкиваются с торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации из-за их уязвимого положения, когда они бежали… и переехали в другие страны» [28. P. 16].

Важно отметить, что в качестве примера негативных последствий миграционных процессов из-за вооруженных конфликтов для женщин приведен исключительно российско-украинский конфликт (другие конфликты– Афганистан, Судан, Сирия – для полноты картины не упоминаются). Насилие над женщиной и обман украинских беженок на границе для захвата оных с целью сексуальной эксплуатации в странах Европы – один их важных нарративов пропаганды и манипуляций СМИ стран ЕС против госаппарата РФ, что может потенциально повлиять и на личностный уровень «внутренней» русофобии (например, интернет-кампания после начала специальной военной операции «Мне стыдно, что я русский»).

Эта проблема активно используется в противостоянии политических имиджей противоборствующих сторон. Некоторые (Этносоциум) немецкие НКО, занимающиеся вопросами проституции и поддерживающие идеи либерального феминизма (легализация проституции для налогового контроля и контроля здоровья работников) характеризуют данный нарратив в СМИ и заявлениях политиков [35] как «истерию», «преувеличение» и отмечают грамотную работу НКО на приграничных территориях недалеко от зоны российско-украинского конфликта [если не выпустят статью, дать ссылку на сам сайт].

3) Женщины как жертвы военных конфликтов и несовершенства экономической системы других стран (миграционные процессы). В данном отчете указано, что не менее половины занятых в проституции – это люди (большей частью – женщины) с миграционным прошлым (из стран Восточной Европы, Дальнего Востока и Латинской Америки) [28. P. 10, 20].

Отдельно акцентируется внимание на проблематично функционирующем законе о легализации проституции в ФРГ. Тезис об этом проиллюстрирован статистикой (без указания источника) о количестве проституированных людей в стране, значительно превышающим число официально зарегистрированных секс-работников, а так же фактом нераспространения законодательства о защите проституции ФРГ на большую часть этих работников – со ссылкой на отчет ОБСЕ «Мнение о законах Германии о проституции и торговле людьми» [28. P. 12-13].

4) Диверсификация социологических, юридических и политологических подходов. Высказывается критика «бинарного подхода» и упрощения идеологических споров как риска упущения потенциально эффективных инструментов нивелирования проблемы проституции и сексуальной эксплуатации[3]. Данные нарративы в тексте сосуществуют с анализом экономического базиса ЕС: «нестабильность является устойчивой чертой рынка труда ЕС, которая благоприятствует накоплению прибыли крупными экономическими группами и в первую очередь затрагивает женщин, которые страдают от дискриминации в оплате труда, с большей вероятностью будут работать неполный рабочий день и, следовательно, получают более низкую зарплату, имеют меньше доступ к социальной защите и меньше возможностей для экономической независимости» [28. P. 8]. В качестве рекомендуемой методологической основы дальнейших исследований, направленных на искоренение проституции, предлагается комплексный подход, функционирующий через развитие и модификацию институтов мягкой силы (образовательная и социальная политика), трудовой и миграционной политики [28. P. 8].

5) Миссия ЕС во всем мире: «ЕС также необходимо поддерживать соседние страны и страны, не входящие в ЕС, чтобы дать им возможность увеличить финансирование социальной поддержки и доступа к услугам для потенциальных жертв торговли людьми и сексуальной эксплуатации» [28. P. 8]. Отмечается: «Проституция … имеет трансграничные последствия…, и поэтому ее необходимо решать коллективно на европейском уровне, чтобы гарантировать, что женщины повсюду пользуются одинаковыми правами и защитой» [28. P. 25]. Таким образом, через данный документ можно проследить долгосрочный план работы ЕС: политика по искоренению проституции и борьбы с сексуальной эксплуатацией женщин из разных стран на территории ЕС – приватизация данной позиции как ценности с претензией на покровительственную роль в решении данной проблемы во всем мире. В качестве универсального пути решения проблемы избрана шведская модель[4] [28. P. 19], хотя в том же отчете отмечается, что она не является панацеей [28. P. 11].

Итак, можно сделать вывод, что:

1)         Европарламент, работая в капиталистической системе, на уровне имиджа стремится побороть и осудить ее естественное порождение – проституцию, и при использовании комплексного и отказе от бинарного подхода намерен адаптировать инструменты и методы, характерные для не-капиталистических систем;

2)         Большинство членов Европарламента поддержали миссионерскую роль ЕС по принципам урегулирования и укоренения проституции в мире;

3)         Проституция приравнена к сексуальной эксплуатации женщин, однако с оговорками об уважении свободного выбора женщин и граждан ЕС и мира, считающих проституцию полноценной работой [28. P. 5]. Данная нетвердая позиция усложняет политическую и гражданскую борьбу против проституции и сексуальной эксплуатации. Данный текст отражает демократические и либеральные принципы имиджа ЕС.

 

Теоретики марксизма о природе неравенства полов

В отчете и резолюции подчеркивается, что парламентарии Евросоюза в изучении вопроса проституции поддерживают феминистские исследования и приписывают борьбу с патриархальным устройством мира (внимание – не с капиталистическим), включающим проституцию как приемлемое явление, судя по завершающему абзацу, исключительно феминистскому сообществу [31; 28. P. 26].

Тем не менее, политические и философские заявления против проституции делали противники ее истинной природы – капиталистической – отцы-основатели социализма, марксизма-ленинизма и идеологии чучхе. Главная критика в их сторону со стороны феминистских исследователей заключается в недостаточном освящении проблемы женщины в обществе и в политике (в контексте новых волн феминизма, появившихся значительно позже марксистов).

Рассмотрим важные для понимания сути проституции и неравенства полов социалистические труды через призму феминистской критики в статье «Торговля женщинами: заметки о политической экономии пола» (1975) доктора философии, доцента кафедры антропологии и женских исследований Мичиганского университета Гейл Рубин [32].

Рубин поверхностно утверждает, что марксистская теория является социальной теорией, не касающейся пола, и не объясняющей сути господствующего подчинения женского пола мужскому [32. P. 160]. Между тем теория Маркса концентрируется на идее классовой борьбы внутри капиталистической системы.

С одной стороны, ее критика предполагает равное отношение к людям рабочего класса, в которыйвходят и женщины, поскольку творчество Маркса было реакцией на европейское индустриальное общество, когда женщины активно присутствовали в рабочей среде. С другой стороны, можно использовать термин «класс» для объяснения сути угнетения женщин как внутри капиталистической системы, так и в контексте других систем управления ресурсами, использующих принцип «разделяй и властвуй». Различия полов могут использоваться как инструменты ради прибыли и контроля над ресурсами, удерживая умы людей в предрассудках относительно ролей, общих возможностей и производительности. Таким образом, мы можем интерпретировать бинарную систему пола (и гендерную теорию) как классовую систему, используемую в качестве инструмента социального управления.

Позиция Рубин заключается в том, что кратко упомянутый Марксом «исторический и моральный элемент» оставляет неисследованной обширную социальную и историческую сферы угнетения женщин [32. P. 164]. Однако Маркс не делит людей по признаку пола. Его основная цель - объяснение капиталистического управления обществом и трудом.

Маркс заостряет внимание на лицемерной природе капитализма и неравенства на примерах женского труда: капитал «разделяет и властвует», когда это выгодно, и не делает различий, когда это также выгодно: «До запрещения в рудниках труда женщин и малолетних (моложе 10 лет) капитал находил столь согласным со своим моральным кодексом, а особенно со своим гроссбухом, заставлять голых женщин и девушек, часто вместе с мужчинами, работать в угольных и других копях, что он лишь после этого запрещения обратился к машинам. Янки изобрели камнедробильные машины. Англичане их не применяют, потому что у «несчастных», выполняющих эту работу, оплачивается столь ничтожная часть их труда, что машины удорожили бы производство для капиталистов. В Англии для того, чтобы барку тянуть по каналу и т. д., иногда вместо лошадей всё ещё применяются женщины, потому что труд, необходимый для производства лошадей и машин, представляет собой математически определённую величину, труд же, необходимый для содержания женщин из избыточного населения, ниже всякого расчёта» [10. С. 405].

Маркс приводит и другой пример неравенства полов, порожденного капиталистическими отношениями, в недостаточной репрезентации которого упрекает его Рубин: «Г-н Э., фабрикант, сообщил мне, что на своих механических ткацких станках он даёт работу исключительно женщинам; он предпочитает замужних женщин, в особенности женщин с семьёй, которую они содержат; они много внимательнее и послушнее, чем незамужние, и вынуждены до крайности напрягать свои силы, чтобы добывать необходимые средства к жизни. Так, добродетели…, свойственные характеру женщин, обращаются во вред им, так нравственная и нежная сторона их природы превращается в средство их порабощения, в источник их страданий» [10. С. 113].

Эту цитату можно интерпретировать как пример систематического манипулятивного использования психологических и физиологических особенностей женщин в корыстных целях. Данный пример открывает возможности для дальнейших междисциплинарных исследований причин и взаимосвязей проблемы угнетения женщин, чем активно заняты ученые феминистского направления последние десятилетия. Аналогичный тезис критики несовершенств капиталистической системы мы могли наблюдать в отчете, который мы разбирали в предыдущей части.

Гейл Рубин рассматривает «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса и «Капитал» Маркса как отдельные произведения. Однако они взаимно дополняют друг друга, сосуществуют в одном контексте – социалистическом взгляде на мировой порядок и социальную структуру: Маркс дает всесторонний анализ экономического базиса, а Энгельс объясняет понятие социальной структуры в исторической перспективе. Поэтому некоторые ответы, не представленные в «Капитале», можно найти в творчестве Энгельса.

По Ф.Энгельсу проституция суть одно из естественных порождений капитализма, как и патриархальные отношения (результат формирования отдельных хозяйств и землевладений), и неравное распределение благ и прав между полами.

Критикуя подход Ф. Энгельса, Рубин утверждает, что отношения между полами культурно детерминированы, и что «потребности, которые удовлетворяются экономической деятельностью, …не исчерпывают фундаментальных человеческих потребностей» [32. P. 165]. Однако вопрос пола начинается в материальном мире и во многом определяется биологическими процессами. Понимание пола - результат работы человеческого мозга, адаптации к условиям жизни и т.п. Его формируют как удовлетворенные или неудовлетворенные материальные потребности, так и нематериальные, идеалистические вопросы (например, отражение половых отношений в культуре/политической линии правительства, текущие политические нужды и т. д.).

Яркий пример - недавно опубликованный Глобальный план ускорения достижения гендерного равенства на 2021-2025 годы, выпущенный ООН. Большинство целей имеют материалистический (например, легкий доступ к медицинскому обслуживанию, контрацепции, изучение влияния изменения климата на условия жизни женщин) или смешанный (например, борьба с гендерно-обусловленным насилием, вовлечение государственных учреждений и субъектов в формирование имиджа государства в интересах стратегии и т. д.) характер [27]. Это ставит под сомнение заявление Рубин о приоритетности культурной детерминированности понятия «пол».

Возвращаясь к теме проституции, можно предположить, что, легализуя проституцию, общественные организации и политические структуры ФРГ руководствовались материалистическим подходом (контроль здоровья работников и клиентов, контроль случаев насилия и сексуальной эксплуатации, защита прав трудящихся и улучшение качества условий их труда, получение налогов) в условиях капиталистического устройства экономики, и через материалистическое урегулирование предполагается и работа над решением трудностей социологического и морального типа.

Принимая в 2002 году закон о проституции, Германия отказалась интерпретировать данную деятельность с точки зрения морали. В 2023, как можно видеть в принятой резолюции, подобный материалистический подход подвергается сомнению и критике. Остается наблюдать за движениями политических сих ФРГ и представителей третьего сектора экономики (НКО) в адаптации материалистических законов к вновь утвержденной линии Европарламента.

 

Марксисты-практики о сексуальной эксплуатации женщин

Рассмотрим, как вопрос насилия по признаку пола, сексуальной эксплуатации и, в частности, проституции был отражен в трудах марксистов-практиков в ХХ веке.

Обратимся к собранию сочинений Ленина. Он фиксирует проблему в заметке о Пятом международном съезде по борьбе с проституцией в Лондоне. Ленин, критикуя нежелание участников съезда обсуждать источники появления проституции, критикует и защитников капитализма: «Когда австрийский делегат Гертнер попробовал поднять вопрос о социальных причинах проституции, о нужде и нищете рабочих семей, об эксплуатации детского труда, о невыносимых квартирных условиях и т. д., — оратора заставили замолчать враждебными возгласами!» [9. С. 332] Данный тезис был дополнительной причиной для призыва к переустройству экономической системы.

В собрании трудов И.В. Сталина проституция упоминается единожды как социальная проблема, приносящая вред обществу и унижающая человеческое достоинство, борьбу с которым необходимо вести системно, привлекая к ответственности в том числе и лиц, не достигших совершеннолетия с целью воспитания высокого уровня ответственности общества за свои действия (в интервью Ромэну Роллану И.В. Сталин комментирует закон о наказаниях для детей двенадцатилетнего возраста: «Были случаи, когда такие хулиганские группы [подростков, детей] заманивали девочек к взрослым, там их спаивали и затем делали из них проституток… Декрет издан…, чтобы устрашить и дезорганизовать взрослых бандитов и уберечь наших детей от хулиганов» [19. С. 105]).

Другим источником и поныне следующих марксистским идей является северокорейская философия «чучхе». Отношение к проституции в ней принципиально просто, поскольку действует по принципу contradictio in contrarium: проституция – это «полуфеодальный пережиток семейных отношений» [5. С. 183]. В 1949 году в КНДР был опубликован закон о равноправии женщин, обеспечивающий равенство женщины с мужчиной за счет ликвидации негативных буржуазных практик: отмены ранних браков, института наложничества, кисэн (многоженства, сожительства), проституции, продажи женщин и принуждения к браку.

Ныне проституция в КНДР рассматривается как не насилие над женщиной или сексуальная эксплуатация, а уголовное преступление как организаторов и потребителей (принуждающих к занятию проституцией), так и поставщиков сексуальных услуг [5. С. 183-184; 6. С. 92-93]. Ответственность перед законом как проституированных женщин, так и организаторов проституции (однако, не клиентов) закреплена и в России.

 

Неомарксизм: проституция в капиталистической мир-системе

  Неомарксистский миросистемный подход - важная исследовательская парадигма рассмотрения проблемы проституции в политическом контексте [14. С. 71].

Согласно теории И. Валлерстайна о мире как системе, мировые государства можно группировать на страны экономического центра, полупериферии и периферии. Приверженцы мир-системного подхода «постарались разрушить границы между экономическими, политологическими и социо-культурными исследовательскими методиками» [3. C. 83]. Первый аргумент в пользу мир-системного подхода к изучению проституции в Европе – возможность изучения ее не только с конвенциональных точек зрения – юридической и социальной, но и с политологической, что позволит наблюдать выход вопроса проституции на уровень политики и, возможно, части западно-европейской стратегии установления мирового порядка (см. тезис проекта резолюции о покровительственной роли ЕС в урегулировании вопроса проституции в странах, не входящих в ЕС [28. C. 8, 25]).

Другой тезис мир-системной теории И. Валлерстайна: «получить максимум свободы можно, только проанализировав несвободу» [3. C. 84]. Проституция - форма сексуальной эксплуатации и как противоположность концепции свободного выбора и самореализации. Такой же точки зрения придерживаются составители отчета к резолюции, утвержденной Европарламентом в сентябре 2023 года. Важно наблюдать отношение к данному феномену не только с позиции критики капитализма, что имело место еще более ста лет назад, но и с точки зрения государств центра миросистемы, для наблюдения за способами решения проблемы на базе капиталистической системы, побочным явлением коей же данная проблема и является.

Капиталистическая система ставит во главу угла бесконечное обогащение («накопление капитала»). «Если… система «ставит во главу угла» такое бесконечное накопление, это значит, что структура выстроена так, что люди с иной мотивировкой будут каким-то образом наказаны и удалены с социальной арены, а те, кто движется согласно системному курсу, будут вознаграждены, а особо удачливые — обогатятся» [3. C. 86]. В контексте данного тезиса мы можем рассуждать о споре аболиционистского и либерального течений феминистского движения [14. C. 71].

Классическое понимание либерального отношения к проституции предполагает ее легализацию и признание официальной трудовой деятельностью. В ФРГ с 2013 года действует закон о защите проституции, предполагающий обязательную регистрацию работников и регулярное прохождение медицинской комиссии. Таким образом, проституция выходит в легальное поле и пополняет доход государства в виде налогов.

Аболиционистский подход – официально утвержденный в сентябре 2023 года исследуемой в данной статье резолюцией Европарламента – стремление искоренить проституцию, прежде всего с помощью шведской модели. Этот подход, в теории, лишает государства официального дохода, однако в переходный период переустройства государственных законодательств на установленные Европарламентом рельсы и с развитием компьютерных технологий и новых каналов поддержания деятельности, базируемой на сексуальной эксплуатации женщин, проституция сохранится в секторе теневой экономики.

Перейдем ко второй части тезиса – об «удаленных с социальной арены». Это прежде всего, женщины-мигрантки. 70% занятых в проституции в ЕС – женщины-мигрантки из стран экономической полупериферии и периферии [28. С. 8]. Зарубежные исследователи критикуют законодательство, например, Германии (либеральный подход / легализация) или в Швеции (аболиционистский подход), которое лишь редко может учесть интересы мигранток данной группы. Следовательно, работая в странах экономического центра, граждане полупериферии «удалены с социальной арены» [14. С. 75].

Проституция существует и продолжит существовать вне зависимости от законодательства и ценностей ЕС, но при наличии капиталистических отношений в экономике. «Капиталистическая система не может существовать ни в каких других рамках, кроме мироэкономических» [3. C. 87] Проституция как форма сексуальной эксплуатации женщин, во-первых, базируется на неравенстве полов и экономических статусов, во-вторых, тесно переплетается с феноменом торговли людьми, в-третьих, обязательно основана на миграционных процессах в рамках свободного рынка.

 

Выводы

Общественные движения и ученое сообщество реагируют на желание использовать проституцию в контексте решения гуманитарных проблем в качестве одного из видов насилия над женщиной [4; 14]. Уважительное отношение к человеку, забота о его здоровье, поддержка важности человеческого достоинства и культурно-исторической, философской и трудовой красоты народа является одной из задач государства по умолчанию (особенность данного тренда поддерживается с развитием идей ООН во второй половине ХХ века).

В философской мысли проституция чаще всего считалась явлением, уничижающим человеческое достоинство (что мы можем наблюдать в трудах классиков, чьи идеи комплексного подхода перекочевали в социал-демократическую резолюцию 2023 года), а также явлением, наносящим вред социальному здоровью общества, марающим понятие равенства и справедливости, побочным эффектом капиталистических, колониальных и военизированных отношений.

Для чего важно упомянуть подобную резолюцию по «проблеме меньшинства» (как отмечается самими авторами отчета [28. Р. 27]) в контексте решения глобальных проблем? В публичных выступлениях последних лет президент Российской Федерации В.В. Путин озвучивает концепцию нового мироустройства – многополярности, которая подразумевает, что каждая цивилизация и/или страна вольна иметь право культурно-обусловленного развития экономики, законодательства, права с учетом уважительного отношения к человеку-гражданину и к человеку из соседнего государства / цивилизации [18; 20; 21].

В России проституция законодательно наказуема (как для людей, которые занимаются вовлечением в проституцию и способствуют ее функционированию, так и для самих проституированных женщин), иллюстрируя позицию государства, что ответственность на существовании данного феномена лежит не на потребителе (как в «шведской модели»), а на системе поставки услуги. Данный закон – индикатор системного подхода и намерений отечественного госаппарата решать проблемы комплексно.

Данная сфера в России, однако, со стороны государства не политизирована и не выходит на международную площадку. Тем не менее, часть отечественного Интернета (либеральные, феминистские сообщества) занята продвижением идеи «шведской модели» для урегулирования проституции в России, что может оказать влияние на определенную группу населения (например, приверженцев идеи феминизма). Однако, что политическая сила у данного направления сегодня отсутствует.

Совсем иначе дело обстоит с уровнем политизации и вывода темы урегулирования проституции в ЕС, широко использующем методы мягкой силы на территории РФ (прежде всего, в Рунете). Идея применения «шведской модели» как универсальной принята Европарламентом. Перед заседанием в публичном дискурсе, например, Германии, упомянутые в проекте НКО и общественные организации, как одна из важных политических сил, включенных в решение вопроса проституции в ЕС, активно поддерживали аболиционистский подход (ссылка на статью в Этносоциуме). Именно они к 1990-м годам стали той силой, которая повлияла на политическое решение Германии легализовать проституцию (так же этносоциум).

Важным элементом отчета, который может быть воспринят странами, поддерживающими идею многополярности, как неоколониальный, является стремление ЕС стать наставником не только для своих членов, но и для стран, не входящих в него.

 

Приведя данные примеры, считаем, что аналитику явлений, находящихся на ранней стадии политизации и имеющих потенциал общественной дискуссии, важно изучать для понимания философской и научной базы картины мира и методов построения международного имиджа политических оппонентов / коллег с целью выбора инструментов по достижению многополярности.

 

Литература

1.    Алексеева Е. С. Политика России в условиях современной информационной войны: от оборонительной стратегии к наступательной //Гуманитарный вестник. 2017. №. 4 (54). С. 3.
2.    Алексиевич С. У войны не женское лицо. Litres, 2009.
3.    Валлерстайн И., Тюкина Н. Миросистемный анализ: введение. М.: Территория Будущего, 2006.
4.    Данилов М. В. Явление "политизации" в современном обществе: постановка исследовательской проблемы //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2009. Т. 9. №. 1. С. 92-96.
5.    Ким Н. Н. Проблемы развития прав и возможностей женщин северной кореи в южнокорейской историографии // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2018. №. 2. С. 182-190.
6.    Ким Н. Н. Эволюция гендерной политики в КНДР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. №. 4. С. 90-101.
7.    Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Стамбул, 11.V.2011 – https://rm.coe.int/168046253f (дата обращения: 04.11.2023).
8.    Кудлай М. Д. Роль деятельности ООН-Женщины в арабском мире // The Newman in Foreign policy. 2017. №. 36 (80). С. 78-81.
9.    Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. М: Издательство политической литературы, 1973. С. 331-332
10.    Маркс К. Капитал. Том третий. Litres, 2022.
11.    Наумов А. О., Белоусова М. В., Рыжкова А. Г. Роль технологий «мягкой силы» в деятельности организации «ООН-Женщины» // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №. 91. С. 120-133.
12.    Новикова Е. А. «ООН-Женщины» решение вопроса гендерного неравенства в политическом лидерстве // Власть. 2012. №. 9. С. 125-127.
13.    Островский Н. Как закалялась сталь. Litres, 2014.
14.    Резвая Е.В. Политическая деятельность некоммерческих организаций европейского союза и Германии по вопросу проституции: противоречия, ресурсы, влияние на имидж // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5 (118). С. 69-76.
15.    Резолюция 1325 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4213-м заседании 31 октября 2000 года - https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/720/20/PDF/N0072020.pdf?OpenElement (дата обращения: 04.11.2023).
16.    Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма // От британской к австро-баварской «расе господ»: пер. с нем. М. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003.
17.    Свилас С. Ф., Слепцова В. М. О деятельности структуры «ООН-Женщины» (2010–2020 гг.). // Научные Труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. Вып. 21. Ч. 2. С. 260-267. 
18.    Соколов К. Путин назвал сторонников и противников многополярного мира. 24.08.2023 – https://www.rbc.ru/politics/24/08/2023/64e720cd9a7947f165377a24 (дата обращения: 04.11.2023).
19.    Сталин И. В. Cочинения. Т. 18. Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. С. 99–110.
20.    Стенограмма выступления В.В.Путина на конференции «Россия – Африка в многополярном мире». 20.03.2023 – http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-konferencii-rossija-afrika-v-mnogopoljarnom-mire-20-03-2023.html (дата обращения: 04.11.2023).
21.    Стенограмма заседания дискуссионного клуба «Валдай». 05.10.2023 – http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanija-diskussionnogo-kluba-valdai-05-10-2023.html (дата обращения: 04.11.2023).
22.    Федеральный закон от 05.12.2022 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050019?rangeSize=1&index=1 (дата обращения: 04.11.2023).
23.    Хэниш К. Личное есть политическое (февраль 1969 года) / К. Хэниш // Женщины в политике: новые подходы к политическому. Феминистский образовательный альманах / под ред. А. Ю. Першай и Е. М. Ивановой. Вып. 2. Прага : Адлiга, 2013. 152 с.
24.    Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек, ООН – https://www.un.org/sustainabledevelopment/gender-equality/ (дата обращения: 04.11.2023).
25.    Шведова Н. А. Международное сообщество о гендерном равенстве //Женщина в российском обществе. 2014. №. 4. С. 32-39.
26.    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (по Моргану). Санкт-Петербург: издание В. Врублевского, 1906.
27.    Action Coalitions Global Acceleration Plan 2021-2026. The Generation Equality Forum, 2022. – https://forum.generationequality.org/sites/default/files/2021-06/UNW%20-%20GAP%20Report%20-%20EN.pdf (дата обращения: 04.11.2023).
28.    Report on the regulation of prostitution in the EU: its cross-border implications and impact on gender equality and women’s rights, 30.8.2023 (2022/2139(INI)) – https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-9-2023-0240_EN.pdf (дата обращения: 04.11.2023).
29.    GEO Epoche Nr. 38. Stalin. 2009.
30.    Lamontagne E. et al. A Socioecological Measurement Of Homophobia For All Countries And Its Public Health Impact // European journal of public health. 2018. Т. 28. №. 5. Р. 967-972.
31.    Plenary session 2022/2139(INI) - 14/09/2023. Regulation of prostitution in the EU: its cross-border implications and impact on gender equality and women’s rights – https://oeil.secure.europarl.europa.eu/oeil/popups/summary.do?id=1757780&t=e&l=en (дата обращения: 04.11.2023).
32.    Rubin G. The traffic in women: Notes on the "political economy" of sex. // Toward an Anthropology of Women, 1975. P. 157-210.
33.    Sexual Exploitation and Prostitution and Its Impact on Gender Equality : European Parliament resolution of 26 February 2014 – https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-7-2014-0162_EN.html (дата обращения: 04.11.2023).
34.    The Differing EU Member States’ Regulations on Prostitution and Their Cross-Border Implications on Women’s Rights – https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2021/695394/IPOL_STU(2021)695394_EN.pdf (дата обращения: 04.11.2023).
35.    Women and girls are severely affected in Ukraine. 9 March 2022. Swedish Gender Equality Agency – https://swedishgenderequalityagency.se/news/women-and-girls-are-severely-affected-in-ukraine/ (дата обращения: 04.11.2023).

[1] Здесь под ЛГБТ+ сообществом мы подразумеваем политизированное сообщество, чьи действия вплетены в программы действий по модификации государственности или массового общественного мнения других стран, а отнюдь не сообщество людей, оказывающих поддержку представителям ЛГБТ на уровне психологической, общественной и прочей гражданской деятельности, основываясь на своих представлениях о человечности.

[2] Отметим, что вопросы пересечения понятий «пропаганда» и «свобода творчества» (без политизации), а также влияние закона на последнее достойно отдельного анализа.

[3] Чрезмерно упрощенная идеологическая борьба и бинарный подход, который поляризует дебаты на два лагеря, следует отвергнуть, поскольку это создает риск упустить из виду преимущества и недостатки определенных мер и стратегийs [28. P 11].

[4] Шведская (скандинавская) модель — политика противодействия проституции, предложенная и впервые принятая государством в Швеции в 1999 году, при котором наказание получает не проституированная женщина (секс-работник), а потребитель секс-услуг (клиент) (аболиционистский подход) [14. C. 72].

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha