Ранний опыт государственного строительства большевиков и Конституция РСФСР 1918 года    7   23833  | Официальные извинения    970   99053  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    238   80456 

Межпоколенческая эволюция политической элиты Китая в эпохц Си Цзиньпина

Исторические и практические факторы в формировании политической элиты в эпоху Си Цзиньпина

В 2019 году Четвертый пленум XIX Центрального комитета КПК постановил четко представить и всесторонне развернуть приверженность руководящей позиции марксизма в области идеологии как основополагающего института КПК. Это является как конкретным проявлением социалистической системы Китая в области идеологии (.е. показывает, что КПК достигла новой высоты в понимании законов идеологической работы, руководствуясь марксизмом), так и важным институциональным механизмом для выведения социалистической идеологии для руководства "политической элитой" в Китае.

Она имеет фундаментальное, общее и долгосрочное значение для укрепления идеологической основы политической элиты КНР и поддержания национальной идеологической безопасности в социалистическом Китае. В то же время это знаменует начало четвертой межпоколенной диффузии "политической элиты" КНР в эпоху Си Цзиньпина.

 Генеральный секретарь ЦК КПК товарищ Си Цзиньпин и ЦК КПК сделали идеологическую безопасность главной гарантией национальной безопасности, а решение проблем в идеологической сфере - главным вопросом, напрямую связанным с политическим будущим и судьбой КПК и социалистического Китая. Это уникальное социально-политическое явление в эволюции "политической элиты" в эпоху Си Цзиньпина - результат как исторических, так и практических факторов.

Провал политической элиты СССР стал историческим фактором возникновения политической элиты в Китае эпохи Си Цзиньпина.

Рассмотрение вопроса с точки зрения исторических факторов, правильность и продвинутость выведения политической элиты в социалистических странах отражается в способности поддерживать и развивать марксизм-ленинизм в социалистической революции и строительстве. В случае СССР и Китая, которые также были социалистическими странами, политическим инструментом политической элиты был ЦК Коммунистической партии как правящей партии. С точки зрения истории международного коммунистического движения пути социалистического развития в СССР и Китае имеют политическую и идеологическую однородность, и оба они являются продолжением пути великой Октябрьской социалистической революции.

По словам Си Цзиньпина, "орудийные залпы Октябрьской революции донесли до Китая марксизм-ленинизм. Наряду с великим пробуждением китайского народа и китайской нации, в процессе соединения марксизма-ленинизма с китайским рабочим движением родилась КПК. Рождение в Китае Коммунистической партии – это великое эпохальное событие, которое кардинально изменило направление и ход развития…, перспективы и судьбу китайского народа и китайской нации, существенно изменило тенденцию развития мира и мироустройство" [11].

Вот почему сегодня в Китае уроки КПСС оказывают важное влияние на процесс формирования политической элиты эпохи Си Цзиньпина. Си Цзиньпин на первом пленарном пленуме ЦК КПК после XVIII съезда КПК подчеркнул уроки провала социалистической практики СССР и краха КПСС. В определенном смысле КПСС была "дамокловым мечом", нависшим над головой КПК при Си Цзиньпине. Поэтому, чтобы определить политическую основу межпоколенческой эволюции китайской политической элиты во времена Си Цзиньпина, необходимо изучить причины и последствия политического вырождения КПСС и политической элиты СССР и то, как избежать того же политического явления в КПК.

В практике социализма в СССР РКП(б), возглавляемая В.И. Лениным, придавала большое значение направляющей роли марксизма. По словам В.И. Ленина, осознание того, что марксистская теория - "непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно……" [5, C.341]. В.И. Ленин также отметил, что правильность марксистской теории "доказал не только всемирный опыт всего XIX века, но и в особенности опыт блужданий и шатаний, ошибок и разочарований революционной мысли в России…" [6, C.7].

В.И. Ленин однажды подытожил причины победы Великой Октябрьской социалистической революции, заявив, что одним из основных условий успеха большевистской партии ("Если большевизм мог выработать и успешно осуществить в 1917-1920 годах, при невиданно тяжелых условиях, самую строгую централизацию и железную дисциплину……"[6, C.7]) было следование марксистской теории. М.А. Суслов, который долгое время после смерти А.А. Жданова руководил идеологической работой СССР, также отмечал, что "Победа Октября была великим историческим подтверждением революционного учения, основанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, продолженного и развитого В.И. Лениным" [13, C.7].

Марксизм считает, что рабочий класс в своей борьбе против объединенных врагов пролетариата может гарантировать победу социальной революции, только если он будет организован, чтобы действовать как независимая партия в оппозиции ко всем старым партиям, созданным имущими классами [9, C.427].

Во время русской революции возникли различные партии и организации. Буржуазия стремилась отодвинуть рабочие организации от марксистских партий и поставить их в политическую оппозицию к большевистской партии. В.И. Ленин придерживался марксистского понимания исторической роли пролетарских партий, т.е. марксистского принципа, по которому партия большевиков должна была обеспечить политическое и идеологическое руководство всеми остальными организациями рабочего класса. Эта мысль В.И. Ленина была доказана фактом победы Октябрьской социалистической революции.

История доказывает, что именно благодаря лидерам большевистской партии, включая В.И. Ленина и И.В. Сталина, которые поддерживали и развивали марксизм и вырастили политическую элиту, придерживающуюся марксистского руководства и умеющую вести политическую деятельность, РСФСР-СССР добилась Октябрьской революции, индустриализации и победе в Великой Отечественной войне советского народа. Но по мере роста социалистических достижений и международного престижа СССР в КПСС развивалась политическая культура гордости и высокомерия, недостатки высокоцентрализованной системы управления становились все более очевидными, а культура личного поклонения лидерам - все более выраженной. Это привело к идеологической жесткости внутри КПСС и вырождению всей советской политической элиты.

В то же время неспособность реализовать марксизм в контексте реальной ситуации не позволила советской политической элите добиться прорыва по таким важнейшим теоретическим вопросам, как общественное развитие, социалистическая товарная экономика и продвижение международного коммунистического движения. Это препятствовало нормальному воспроизводству советской политической элиты и привело к массовому самоотречению и сомнению в себе среди "детей XX съезда" в лице М.С. Горбачева, что привело к распаду СССР. "Непоследовательность действий, отказ от прежних обязательств… порождают в обществе недоверие к лидерам и политической власти в целом, препятствуют консолидации социума" [14].

Провалом межпоколенной деривации советской политической элиты стало введение в 1986 году третьей программы КПСС, принятие которой ознаменовало метаморфозу КПСС в социал-демократическую партию. М.С. Горбачев, тогда Генеральный секретарь ЦК КПСС, отметил: "Если раньше мы признавали марксизм-ленинизм только в качестве нашего собственного источника мысли", то теперь "мы должны сделать так, чтобы в нашем интеллектуальном арсенале было все богатство социалистической и демократической мысли, как отечественной, так и зарубежной" [2], и поэтому выражение "марксизм-ленинизм является руководящей идеологией партии" было исключено из программы "гуманного и демократического социализма". ЦК КПСС, аппарат советской политической элиты, потерял свой политический авангард и позиции во власти, когда была отменена статья 6 Конституции СССР (.

Именно предательство социалистического дела и отход от марксистско-ленинской идеологии политической элитой СССР, возглавляемой М.С. Горбачевым, привели к распаду СССР, КПСС, европейского социалистического лагеря и крупному поражению международного коммунистического движения.

Из-за политического вырождения советской "политической элиты в эпоху Ельцина к политической власти в России пришла некомпетентная, экономически коррумпированная и лично экстравагантная политическая элита, нанесшая России очень тяжелые потери.

"В.В. Путин стал президентом России в период, когда страна находилась на самом дне кризисной ямы – дальше падать было попросту некуда. Объем промышленности сократился на 54%, сельского хозяйства на 33%, строительства на 66%. Уровень производства в наукоемких секторах снизился в 6 раз. Такого спада не знала ни одна страна мира. Численность ученых сократилась вдвое, а … чиновников возросла в несколько раз. Национальное богатство страны за 1990-е годы уменьшилось в 3 раза, ВВП на душу населения упал на 40%, безработица выросла до 12%. Политический авторитет страны был умеренно высоким в годы брежневского «застоя», затем резко повысился в эпоху горбачевской перестройки и упал в период ельцинских реформ" [3].

КПК и ее Генеральный секретарь Си Цзиньпин придают большое значение опыту и урокам советской политической элиты. Как отметил Си Цзиньпин на коллективном заседании ЦК КПК 5 января 2013 года: "Почему распался СССР? Почему распалась КПСС? Одной из важных причин была ожесточенная борьба в идеологической сфере, которая привела к полному отрицанию истории СССР и КПСС, Ленина и Сталина и историческому нигилизму. В конце концов, КПСС была рассеяна, а СССР распался как социалистическое государство. Это урок из прошлого!" [12].

В целом китайская политическая элита эпохи Си Цзиньпина извлекла из истории политической элиты СССР четыре урока.

Во-первых, забота китайской политической элиты об интересах масс и политическая близость к ним - гарантией от ошибок, подобных ошибкам советской политической элиты.

История смены поколений политической элиты в СССР доказывает, что поддержание тесных политических связей с трудовым народом - гарантия политической победы и закрепления ее достижений. В.И. Ленин указывал: "Нам нужны такие партии, которые находились бы постоянно в действительной связи с массами и которые умели бы этими массами руководить" [6, C.237], обладающие " уменьем связаться, сблизиться, до известной степени, если хотите, слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую голову пролетарской, но также и с непролетарской трудящейся массой" [6, C.7].

Во-вторых, противостояние бюрократии и формирование собственного политического имиджа сохранения целостности и заботы о массах - важный способ избежать ошибок политической элиты СССР.

В первые дни пребывания партии большевиков у власти В.И. Ленин придавал огромное значение противостоянию бюрократизму и формализму, придавал исключительное значение преобразованию стиля работы партийных и государственных органов. В.И. Ленин указывал, что "наша страна - страна с бюрократическими пороками", и что "бюрократия у нас бывает не только в советских учреждениях, но и в партийных" [7, C.397].

По словам И.В. Сталина, "одним из жесточайших врагов нашего продвижения вперёд является бюрократизм. Он живёт во всех наших организациях — и в партийных, и в комсомольских, и в профессиональных, и в хозяйственных, ...наконец, дело в бюрократах из коммунистов. Коммунист-бюрократ — самый опасный тип бюрократа… Потому, что он маскирует свой бюрократизм званием члена партии. А таких коммунистических бюрократов у нас, к сожалению, немало" [10, C.70-71].

После смерти И.В. Сталина, политическая элита СССР начала развивать политическую культуру жадности, безразличия к прогрессу и нежелания много работать. Многие люди вступали в коммунистическую партию ради не дела социалистического строительства, а своих личных интересов и интересов малых групп.

В-третьих, группа политических лидеров внутри китайской политической элиты, поддерживает честность в своей политической деятельности и отвергает политическую и экономическую коррупцию, чтобы создать хороший имидж среди трудового народа.

История показала, что, если политическая элита социалистического государства идеологически вырождается, если она отклоняется от коммунистических целей, если она жесткая и консервативная, она не сможет возглавить и защитить социалистическое государство.Неспособность 434 000 низовых организаций КПСС и 10 миллионов членов КПСС выступить в 1991 году в защиту первого в мире социалистического государства, основанного самим В.И. Лениным, - тому пример.

Это исторический элемент четвертой межпоколенческой эволюции китайской "политической элиты", относящейся к эпохе Си Цзиньпина.

Он придает большое значение роли истории эволюции политической элиты СССР как вдохновения для социалистического Китая и развития китайской коммунистической партии. Как отмечает британский журнал «Экономист»: "...Г-н Си рассматривает распад СССР как кризис утраченной коммунистической веры. Несколько раз за свое первое десятилетие на посту лидера г-н Си осуждал советских партийных лидеров и чиновников за то, что они превратились в своекорыстную касту и потеряли политический контроль над армией" [15].

Мы должны осознавать этот исторический фактор, когда рассматриваем формирование политической элиты КНР в эпоху Си Цзиньпина.

В политическом докладе XIX съезда КПК говорится, что "эта новая эпоха" —"эпоха, в которой наша страна все больше приближается к центру мировой сцены и постоянно вносит все больший вклад в развитие человечества". Таковы общие политические условия, контекст времени. Улубление международного финансового кризиса и ухудшение международного геополитического ландшафта, подъем политической волны торгового протекционизма и кризис глобального управления в западном лагере во главе с США, а также гегемонистская доктрина, открыто выдвинута США, - общие факторы формирования политической элиты Китая.

Чтобы изучить реалии возникновения политической элиты в эпоху Си Цзиньпина, необходимо сначала прояснить характер ее возникновения в марксистском социологическом смысле.

Во-первых, важно иметь общее представление об эволюции политической элиты Китая в эпоху Си Цзиньпина. Спустя 45 лет реализации политики реформ и открытости социалистическое общество с китайской спецификой вступило в новый этап развития - "процесс построения социалистического общества с китайской спецификой в новую эпоху", переходя от начальной к продвинутой стадии социализма.

Это существенному изменило роль субъективных факторов и условий деятельности китайской политической элиты. Изменились фундаментальные противоречия в китайском обществе, вся социально-экономическая структура, а производственные отношения были адаптированы к уровню и характеру производительных сил.

"Возрастание руководящей роли Коммунистической партии является одной из важнейших закономерностей развития социалистического общества, строительства коммунизма" [13, C.18]. Поэтому возрастающая роль политической элиты Китая в эпоху Си Цзиньпина - проявление одного из самых важных политических социологических законов, появившихся после того, как XIX съезд КПК провозгласил новую эпоху для социалистического Китая.

Эта закономерность очевидна - потому что, стимулируемая этой реальностью, китайская политическая элита, политическим проводником которой является Центральный Комитет КПК, срочно нуждается в совершенствовании своих структуры, формы деятельности и методов работы. В то же время относительная зрелость материально-технической базы Китая и социалистических производственных отношений, а также быстро растущее культурное и социалистическое сознание трудового народа неизбежно усиливают  роль политической элиты во всех сферах общественной жизни.

Научный характер эволюции политической элиты в эпоху Си Цзиньпина означает, что она идет в соответствии с объективными законами общественного развития. Отличие по сравнению с предыдущими периодами заключается в росте роли субъективных факторов в этом процессе. Решающий фактор среди них - деятельность политической элиты, основанная на сознательном применении объективных законов, которые сыграли решающую роль в ускорении социальных преобразований.

На основе глубокого анализа реалистических ориентиров, политических, социально-экономических и идеологических процессов политическая элита раскрывает пути дальнейшего развития социалистического Китая, стимулирует силы масс, обеспечивает комплексное развитие общественной жизни в направлении укрепления и развития социализма, гарантирует успешное решение большого числа сложных общественных проблем.

Резолюции и документы КПК, в первую очередь как политического инструмента политической элиты, отражают эту диалектику китайской общественной жизни, то есть марксистско-ленинское единство теории и практики.

В нынешних политических условиях возрастает руководящая роль политической элиты КНР с еще одной важной особенностью - более комплексным подходом к решению задач. Именно эта особенность позволяет анализировать все аспекты экономических, социально-политических и идеологических отношений и внешней политики в чрезвычайно сложном историческом процессе перехода к развитой стадии социализма и на этой основе правильно и своевременно решать важные вопросы общественного развития.

Реальность политической жизни доказывает, что эволюция политической элиты КНР в эпоху Си Цзиньпина имеет научную основу.

С наступлением новой эпохи в строительстве социалистического Китая расширяется сфера созидательной деятельности, усложняются задачи, все большее число трудящихся участвует в сознательном историческом творчестве, что объективно требует усиления руководящей роли КПК как политической машины политической элиты.

В современную новую эпоху эти факторы приобретают новое, более богатое содержание, соответствующее степени зрелости социалистических общественных отношений. По мере того, как социалистическое общественное строительство с китайской спецификой вступает в новую эпоху, время ставит много новых задач - и практическая деятельность КПК, а также трудового народа Китая претерпевает глубокие изменения.

Таким образом, социалистическое общество с китайской спецификой в новую эпоху характеризуется неизбежным усилением роли субъективного фактора, что выражается в повышении роли сознательности и организованности трудового народа. Соответственно, усиливается и роль ЦК КПК как проводника политической элиты, направляющей и ведущей силы общественного развития.

В связи с развитием политической надстройки китайского общества и общим развитием социалистической демократии регулярное совершенствование лидерской деятельности политической элиты неизбежно. Ведь только благодаря активному руководству политической элиты можно реализовать превосходство социализма и его безграничные возможности.

Марксизм утверждает, что задача руководства политической элиты и ее лидеров в обществе, которое со временем перейдет к коммунизму, состоит в максимальном раскрытии возможности гармоничного и сбалансированного развития в рамках социалистического общества

Исторический материализм доказывает, что чрезвычайно важно уметь находить в реалиях каждого нового периода основу для дифференциации и новую форму политической деятельности политической элиты, максимально адаптированную к требованиям этого периода. В соответствии с новой эпохой социалистического строительства с китайской спецификой состав, направление и фокус политической элиты в эпоху Си Цзиньпина также вступили в новый период.

Выделение политической элиты и ее влияние на общественное развитие были резко усилены взаимосвязью исторических практик, которые ими управляли.

 

Межпоколенческая эволюция политической элиты Китая в эпоху Си Цзиньпина

Переход от одной социально-экономической формы к другой - самый важный период в истории человечества. Этот переходный процесс всегда влечет за собой изменения во всей структуре общества и политической жизни, приводя в действие каждый класс и социальную группу и затрагивая интересы самых широких народных масс.

В этом переходном процессе отсталые классы и социальные группы всегда сопротивляются новым, поднимающимся, революционным классам и социальным группам. И в период после вступления социалистического Китая в новую эру, - когда этот переходный процесс в самом разгаре, - эта борьба становится особенно ожесточенной. Ибо этот переходный процесс определяет направление исторического развития социалистического Китая и судьбу его трудового народа Китая. Направление этого переходного процесса -  не замена буржуазного правления рабочим классом, как это было в революционный период после основания Нового Китая в 1949 году, а достижение политико-социологического сближения всех классов и социальных групп китайского общества.

Решающая роль в этом переходном процессе остается за рабочим классом. Марксизм указывает на него как на великую силу, которая двигает историю вперед, решает назревшие проблемы общественного развития и является воплощением исторического прогресса. Его миссия заключается в свержении буржуазного режима, разрушении капиталистической социальной системы и построении на ее руинах нового общества - коммунистического, а также в гарантированном уничтожении всех классов.

Открыв законы общественного развития, марксизм-ленинизм сделал на их основе вывод, что пролетариат может успешно выполнить свою историческую задачу, только если у него есть боевой, организованный и сознательный вождь - революционная партия. Возникновение, укрепление и развитие пролетарской партии, ее руководящая роль и постоянный рост этой роли в процессе социалистического и коммунистического строительства - объективный исторический закон. И, более конкретно, эту руководящую роль берет на себя Центральный комитет как организатор политической элиты.

Его возрастающая роль как политического проводника политической элиты в преобразовании общества и усиление ее влияния на исторический процесс по мере продвижения общества к коммунизму определяется направленностью общественного развития в эпоху падения капитализма и торжества социализма, а также общими социально-экономическими отношениями коммунистической общественной формации.

Марксизм-ленинизм утверждает, что переход человечества от капитализма к коммунизму - историческая необходимость, вызванная объективными общественными законами. Пролетариат "…непосредственно вынужден к возмущению против этой бесчеловечности велением неотвратимой, не поддающейся уже никакому приукрашиванию, абсолютно властной нужды, этого практического выражения необходимости, - то ввиду всего этого пролетариат может и должен сам себя освободить"[8, C.40]. Но историческая необходимость не бывает автоматической. Смена общественной формы - результат революционной деятельности народа при переходе как от капитализма к социализму, так и от начальной стадии социализма к развитой.

Это означает, что рабочий класс является решающей силой, способной обеспечить неизбежность всего исторического процесса от гибели капитализма до триумфа коммунизма, в то время как центральный комитет пролетарской партии, как проводник политической элиты гарантирует успех революционных преобразований и созидательной деятельности рабочего класса. Поэтому можно сделать вывод, что политическая элита является субъективным фактором реализации этой исторической необходимости и ведущей силой общественного прогресса.

Для изучения эволюции политической элиты в эпоху Си Цзиньпина необходимо изучить материальную базу, социально-классовые отношения, политико-идеологические реалии и новые условия ее существования, а также стоящие перед ней исторические задачи.

После 1949 года сменяющие друг друга поколения политической элиты Китая накопили большой опыт политической практики. Политическая элита времен Си Цзиньпина проделала большую теоретическую работу по обобщению и научному анализу этого опыта в свете марксизма-ленинизма. Один из важнейших выводов состоит в том, что решающим условием победы в каждый период социалистической революции, социалистической реформы и социалистического строительства и даже перехода к более высокой стадии социализма является наличие массовой пролетарской партии и ее политического проводника - политической элиты, которая  ведет за собой китайский рабочий класс, а через него - весь трудовой народ.

В Китае эпохи Си Цзиньпина историческая задача политической элиты   - противостоять современным ревизионистам с точки зрения руководящей идеологии. Догматики, антитеза ревизионистов, потеряли всякое политическое влияние в Китае, так что борьба против ревизионистов сейчас является одной из самых важных задач.

В.И. Ленин указывал, что ревизионизм характеризуется эклектизмом, который игнорирует специфику диалектики. Ревизионизм не отрицает противоречий, но перечисляет их эклектически, стремясь затушевать определяющие основное направление развития. Ревизионисты предпочитают обсуждать противоречия между прогрессом и регрессом в целом, не выясняя их конкретного содержания.

В социалистических условиях способность ревизионизма поколебать социалистический режим обусловлена влиянием международного монополистического капитализма, внутренних капиталистических элементов и деятельностью отдельных идеологических и руководящих работников, оторванных от жизни и народа, а также их поверхностное понимание социалистической действительности.

По сути, современные ревизионисты всегда подтасовывали основные принципы марксизма под предлогом "изучения" и "обобщения" новейших явлений мировой политики и истории, по сути отрицая два основных принципа и вывода марксизма-ленинизма: закон возникновения и развития политического авангарда рабочего класса и неизбежность возрастания руководящей роли партии (политической элиты) в процессе социалистического строительства.

Социализм с китайской спецификой означает, что руководящая идеология партии — это все, и что защита чистоты руководящей идеологии КПК имеет решающее стратегическое значение. Одно из главных проявлений современных ревизионистов в Китае - попытка размыть и исказить связь между теоретической системой социализма с китайской спецификой и марксизмом-ленинизмом, чтобы оправдать свой отход от марксизма.

Великое знамя социализма с китайскими спецификой — это не совсем то же, что теоретическая система социализма с китайскими спецификой. Оно включает в себя марксизм-ленинизм, мысль Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, важную мысль «Трех представителей». Система социалистической теории с китайскими спецификой, с другой стороны, является продуктом сочетания универсальной истины марксизма с фактической ситуацией в Китае и особенностями настоящего времени и относится исключительно к собранию теории Дэн Сяопина, важной мысли «Трех представителей», научного взгляда на развитие и мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, но не включает в себя марксизм-ленинизм и мысль Мао Цзэдуна. Хотя теоретическая система социализма с китайской спецификой не включает марксизм-ленинизм и мысль Мао Цзэдуна, но марксизм-ленинизм и мысль Мао Цзэдуна -  основа теоретической системы социализма с китайскими спецификой, которая является наследием и развитием марксизма-ленинизма и мысли Мао Цзэдуна и не может быть отделена от них.

Поэтому после XVIII съезда КПК ее Центральный комитет, ядром которого является Си Цзиньпин, провел расследование и наказал большое количество политических перебежчиков, принадлежащих к политической элите - по сути, к группе ревизионистов, называемой группы "буржуазной  агентов". "Он также исправил хаотическую ситуацию, в которой руководящая роль марксизма в идеологической сфере Китая была ослаблена, и устранил принадлежность этой группы «буржуазных агентов» к интеллигентскому сообществу. Принимая марксизм как свое знамя и теоретическое руководство, китайские коммунисты всегда ставили Маркса и ленинизм вместе как полную идеологическую систему и как самое острое идеологическое оружие для руководства китайской практикой" [1].

КПК и ее ЦК путем массовых политических действий добились сильной политической коррекции в направлении деривации политической элиты, и тем предотвратили повторение исторической трагедии СССР 1990-х годов.

Изучение этой группы"буржуазных агентов", их теоретические документы и политическая деятельность показывают, что они полностью отошли от марксизма-ленинизма. Анализ программных документов и других материалов этой группы и ее интеллектуальных подчиненных, отделившихся и метаморфировавшихся от политической элиты, показывает, что они отказались от материалистического взгляда на историю:

  1. Они подменили марксистскую доктрину об объективном характере исторического процесса теорией спонтанности социализма.
  2. Они заменили марксистский принцип диалектической взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и позитивной роли субъективного фактора в истории вульгарным материалистическим представлением о спонтанной тенденции производительных сил к социализму.

Они утверждали, что социалистический фактор созреет автоматически, что пролетарской партии не нужно проявлять инициативу, чтобы способствовать этому, и что начальная стадия социализма автоматически перейдет в продвинутую стадию социализма и коммунизма. Таким образом они пришли к выводу об устаревании тезиса о решающей роли пролетарской партии в борьбе за социализм и в процессе строительства и реформирования социализма.

Они утверждали, что поскольку китайское общество спонтанно стремится к продвинутой стадии социализма, и поскольку элементы социализма развиваются спонтанно в каждой конкретной области и не требуют действия субъективных факторов для достижения успеха, то можно отменить руководящую роль пролетарской партии в целом.

Хотя эта группа "буржуазных агентов" разгромлена в целом и идеологически, она все еще существует в политической элите. Поэтому борьба с ревизионизмом по-прежнему является важной исторической задачей политической элиты КНР в эпоху Си Цзиньпина.

Поведение находящейся у власти политической элиты в решительной борьбе с ревизионизмом и активном устранении широко распространенной оторванности от практической жизни в своей собственной группе и среди возглавляемых ею кадров является важнейшим условием того, что вся КПК сможет успешно руководить строительством социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Иными словами, объективное правило укрепления пролетарской партии в целом и роли политической элиты в основе этой партии до достижения коммунизма исходит из сущности экономических, политических и идеологических отношений всего социализма.

Интересы социализма с китайской спецификой, коренные интересы всего человечества требуют от КПК как правящей партии дальнейшего исправления многих проблем в политической жизни Китая, несовместимых с социалистической идеологией, и усиления направляющей роли всех теоретических концепций марксизма-ленинизма, - прежде всего, необходимости прояснить научный и реальный характер ее политической необходимости и исторической закономерности в революционной партии рабочего класса и ее основной политической элите. Такова реальная роль политической элиты в Китае в эпоху Си Цзиньпина.

Чтобы всесторонне изучить и аргументировать объективные причины и основания политической неизбежности и исторической закономерности появления политической элиты КНР в эпоху Си Цзиньпина, необходимо выяснить причины ее решающего значения в борьбе за успех в строительстве социалистического общества с китайской спецификой в новую эпоху.

Во-первых, это связано с наличием материальных и экономических факторов, которые обусловливают неизбежность появления пролетарской политической элиты и одновременно ведущую роль марксистско-ленинской партии в классовой борьбе пролетариата, в подготовке и осуществлении социалистической революции, в строительстве и реформировании социализма и в период перехода к более высокой стадии социализма. Эти материально-экономические факторы возникают в результате развития международного капитализма, в результате конфликта между производительными силами и капиталистическими отношениями производства, в результате всех противоречий капиталистического способа производства.

Анализ социализма с китайской спецификой показывает, что до наступления эры Си Цзиньпина политика Китая практически исчерпала свой политический потенциал и подготовила все необходимые объективные материальные условия для перехода к новой эре социалистического общества с китайской спецификой. Поскольку производительные силы социалистического государства находились в острой борьбе с эксплуатируемыми в них капиталистическими элементами, т.е. частными производственными отношениями, относительные условия жизни простых китайских рабочих в частном сектореросли темпами, значительно отстающими от роста китайской экономики. Поэтому переход к более высокой стадии социализма является исторической необходимостью. Производительность, коренные интересы трудового народа Китая и интересы социального прогресса требуют такого перехода.

В настоящее время возрождение мирового социалистического движения после 1991 года можно почувствовать в каждом крупном международном событии. Как отметил Г.А. Зюганов, "не случайно наибольшие успехи в противостоянии эпидемии и мировому кризису демонстрируют Китай и другие страны, положившие в основу своей политики социалистические принципы" [4].

Но в Китае переход к более высокой стадии социализма не может произойти автоматически. Это качественная трансформация, революционный скачок, и поэтому только политическая власть, только субъективный фактор может решить эту задачу.

В то же время существует преемственность и наследование между эволюцией и развитием политической элиты эпохи Си Цзиньпина и предыдущего периода, когда она также играла огромную роль в продвижении и руководстве делом социалистического строительства в Китае, но лишь выполняла лишь некоторые неполные экономические и социальные задачи. В эпоху Си Цзиньпина политическая элита должна решить все фундаментальные и зрелые социально-экономические проблемы.

Это означает, что ее формирование во времена Си Цзиньпина, с одной стороны, определялось социально-экономическими отношениями, созданными политической элитой предыдущего периода, а, с другой стороны, это был результат требований исторического прогресса - политическая элита, ядро пролетарской партии, была той политической силой, которая выполнила эту историческую необходимость. Другими словами, эволюция политической элиты во времена Си Цзиньпина определялись всеми историческими процессами, и исторический закон заключался в том, что она определялась материальными потребностями общества. Поэтому теоретическое объяснение законов возникновения и развития политической элиты во времена Си Цзиньпина следует искать в диалектике экономики и политики, учитывая решающую роль политических факторов в решении назревших экономических проблем.

Без развития, начатого политической элитой эпохи Си Цзиньпина, КПК как правящая партия не смогла бы сформулировать правильную политику, адаптированную к историческим условиям новой эпохи, без которой требования исторической необходимости всего социалистического движения не были бы реализованы, и возрождение международного коммунистического движения и окончательная победа коммунизма не могли бы произойти. История международного коммунистического движения изобилует противоположным опытом в этом вопросе.

История доказывает, что эволюция от капитализма к социализму, от начальной стадии социализма к продвинутой стадии социализма подразумевает скачок из царства необходимости в царство свободы, завершение периода спонтанного социального развития, длившегося тысячи лет, и начало эры, в которой пролетарская партия и ее политическая машина, политическая элита, сознательно руководят всеми аспектами общественной жизни. Этот переход от стихийности к планированию требовал не только изменения экономических отношений, но и создания теоретических предпосылок для обеспечения сознательного руководства общественным развитием.

Чтобы целенаправленно влиять на ход истории, надо признать законы общественного развития и овладеть ими на благо трудового народа. Единственная организация, которая может гарантировать подлинно научное понимание сути исторических событий и имеет необходимые условия для эффективного использования этих законов - это пролетарская партия и ее политические представители в лице Центрального Комитета партии -  политическая элита, и марксизм-ленинизм как ее руководящая идеология.

В конкретном случае сегодняшнего социалистического Китая Си Цзиньпина социальная и классовая природа политической элиты такова, что ее познавательная и преобразующая деятельность не подвержена никаким ограничениям - будь то классовые, этнические или религиозные.

Существование китайской политической элиты во времена Си Цзиньпина - решающая предпосылка, объективная материальная причина и историческое условие для успешного выполнения исторической задачи борьбы против современных ревизионистов и их интеллектуальных придатков, для успешного дальнейшего продвижения экономического развития Китая, улучшения материальной и духовной жизни народа, а также для возрождения международного коммунистического движения.

История доказывает, что тезисы В.И. Ленина о роли политического авангарда в борьбе против буржуазии, в становлении и развитии социализма так же живы, как и сто лет назад. Как говорил Владимир Ильич, невозможно успешно осуществить революцию, строительство и развитие социализма без закаленной в борьбе Коммунистической партии, без политической элиты, которой доверяют все верные рабочие класса, без группы политических лидеров, которые хорошо изучают настроение масс и влияют на них.

Этот исторический закон подтверждается и тем, что современное мировое социалистическое движение восстанавливается и крепнет: коммунистические и рабочие партии во всей своей совокупности являются решающей силой социального прогресса, лидерами и организаторами масс в борьбе за лучшее будущее.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Ван Вэйгуан. Чтобы поддерживать и развивать марксизм, мы должны неуклонно отстаивать и развивать ленинизм. URL: https://msk.kprf.ru/2021/08/06/165297/?
2.    Горбачев М.С. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. К ГУМАННОМУ, ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ. https://kpss.su/mp2721.html
3.    Добреньков В.И. Социология на перепутьях трудного пути. Социология. № 1. 2019. С.17-32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-na-pereputyah-trudnogo-puti?
4.    Зюганов Г.А. Политический отчёт Центрального Комитета КПРФ XVIII съезду партии. URL :https://kprf.ru/party-live/cknews/201822.html?
5.    Ленин В. И. Полное Собрание Сочинений. Том 1. М.: Издательство Политической Литературы,1967. 
6.    Ленин В. И. Полное Собрание Сочинений. Том 41. М.: Издательство Политической Литературы,1981. 
7.    Ленин В. И. Полное Собрание Сочинений. Том 45. М.: Издательство Политической Литературы, 1970.
8.    Маркс К. и Энгельс Ф. Том 2. М.: Издательство Политической Литературы,1955. 
9.    Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Том 17. М.: Издательство Политической Литературы, 1960. 
10.    Сталин И.В. Сочинения. Том 11. М.: Издательство Политической Литературы, 1949. 
11.    Си Цзиньпин. Полный текст речи Си Цзиньпина на торжественном собрании по случаю 100-летия со дня основания КПК. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2021/0701/c31521-9867521.html
12.    Си Цзиньпин. URL: https://www.dswxyjy.org.cn/n1/2017/1219/c398751-29716651.html
13.    Суслов М.А. Марксизм- Ленинизм современная эпоха. М.: Издательство Политической Литературы,1980.
14.    Самсонова Т.Н., Шпуга Е.С. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ СОВРЕМЕННОСТИ. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016;22(4):142-163. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2016-22-4-142-163
15.    The Economist. Don’t underestimate Xi Jinping’s bond with Vladimir Putin. URL: https://www.economist.com/china/2022/04/09/

комментарии - 0

Мой комментарий
captcha