Введение
На смену прежним идеологическим представлениям о социально-политическом устройстве, базировавшимся на социалистических идеях, пришла модель государства, построенного на либеральных капиталистических ценностно-мировоззренческих основах, которые подвергаются сегодня критического переосмыслению. Идет процесс конструирования новых идеологем, социокультурных и политических оснований государства.
Содержание мировоззрения современной молодежи многомерно. Один из его аспектов - образ советского прошлого, существующий в социальной памяти. Определение представлений молодых людей о советском историческом наследии, выявление значения советского пласта исторической памяти позволяет установить роль советских ценностей в сознании молодого поколения.
Актуальность исследования советского ценностного наследия обусловлена задачей сохранения исторической памяти. Формирование современной России разворачивалось на фоне деконструкции прежней советской идентичности, отрицания советского исторического наследия. В 1990-е гг. превалировало стремление отторгнуть советское прошлое, исказить историю данного периода. В результате произошел ценностно-идеологический разрыв, во многом имеющий межпоколенческий характер.
Стремление сформировать ценностно-символические ориентиры новой российской идентичности были противоречивы и непоследовательны. Основными из них являлись либеральные ценности, имело место и стремление к соединению зачастую противоречивых ценностей имперского и советского исторического прошлого. Сегодня в научном и политическом сообществе формируется мнение о необходимости конструирования общего образа прошлого и обеспечения преемственности социальной памяти как основ российского патриотизма и самосознания. «Патриотизм – это важный компонент национальной идентичности, и сам процесс нациестроительства (в его гражданско-политическом смысле) есть утверждение общего представления о собственном народе как нации и связи с ней на личностном и коллективном уровнях» [6, с. 7].
Несмотря на усилия по сохранению исторической памяти, восстановлению связи времен и поколений, представления молодежи о советском историческом наследии характеризуются фрагментарностью и противоречивостью. Молодежь, погруженная в современную инфокоммуникационную среду, зачастую неспособна к рефлексии и критическому восприятию информации. Ценности советской эпохи имманентно присутствуют в общественном сознании россиян, проявляются и в молодежной среде. Они могут сыграть существенную роль в укреплении межнационального согласия, стать одной из основ социальных отношений и проекта привлекательного образа будущего.
Содержание социальной памяти и публичная репрезентация истории особенно актуальны для полиэтничных регионов. Северный Кавказ - пример проявления как конфликтных, так и консолидирующих репрезентаций советской истории. Память о репрессиях и депортациях, территориальных и межэтнических конфликтах переплетается с гордостью за подвиги представителей кавказских народов в Великой Отечественной войне, достижения коллективных форм народного хозяйства, дружбу и совместное строительство великого государства.
Формирование ценностных основ мировоззрения молодежи — сложный процесс, предполагающий взаимодействие государства и общества. Важное значение имеют представления молодых людей о советском историческом наследии. Основные ценности советского периода истории - значимое основание ценностно-смыслового наполнения идентичности молодых людей независимо от национальной принадлежности. Их роль возрастает в связи с изменяющейся геополитической реальностью, эскалацией военно-политических угроз, обращением к истории как инструменту информационной войны, приводящим к потоку фальсификаций, искажающих общечеловеческое значение советского наследия и расшатывающим основы российского самосознания.
Советская ностальгия в современном российском обществе
Советская ностальгия — системное социальное явление, отражающее присущие общественному сознанию позитивные воспоминания о событиях, связанных с советским периодом истории. Общественная рефлексия вокруг советской модели социального устройства актуализируется в связи с возрастающей дискурсивной критикой капитализма, связанной с усилением глобальных рисков и угроз, которые приводят к антропологическому кризису и являются одной из мировых проблем [3; 7]. О том, что капитализм ведет человечество в тупик, открыто говорится на масштабных глобальных интеллектуальных площадках [2]. В российском экспертном сообществе развивается дискуссия, связанная с исчерпанием ресурсов капиталистического пути и поиском альтернативных моделей будущего, что возвращает нас к переосмыслению советской модели, десятилетия являвшейся жизнеспособной и конкурентной альтернативой.
Ностальгия по советскому периоду - одна из доминант российского общества. Сейчас растет ценностный раскол между большинством народа и либеральной частью правящей элиты. Процесс формирования элит, механизмы отбора, подготовки и воспитания руководителей во власти, бизнеса, образования и культуры шел на основе западных либеральных моделей, что противоречило ценностям и интересам большинства. Произошел социокультурный раскол между элитами и российским народом, возникли два параллельно существующих общества с различными ценностями, мировоззренческими установками и нормами поведения [1; 5].
Властная либеральная элита полагала, что ностальгия по советскому прошлому будет стираться в общественном сознании в связи со сменой поколений, пока не исчезнет. Но социальные процессы нелинейны. Кроме того, по-прежнему отсутствуют внятные и привлекательные модели будущего.
Очевиден запрос на советские образы, ценности и идеи, в том числе и среди молодых людей, многие из которых не видят для себя позитивных перспектив. Постепенно меняется отношение к советскому историческому наследию и во властном дискурсе, системе образования и культуре. Советские ценности патриотизма, уважения к человеку труда, справедливости, уверенности в завтрашнем дне и социального прогресса находят широкий отклик не только среди населения, но и внутри элиты. Творческой интеллигенцией начался поиск новых социокультурных нарративов, в том числе и путем переосмысления образов советского прошлого. Особенно это характерно для российского кинематографа [4].
Можно говорить о происходящем повороте, проявляющемся в культуре и массовом сознании, который начал поддерживаться государством, о старте процесса частичной ресоветизации. Так, в 2021 г. ВЦИОМ выделял широкий спектр различных ассоциаций, характеризующий образ советской реальности. Наиболее значимые: «вера в светлое будущее» (21%), «положительные эмоции» (13%), «детство, юность, молодость» (11%), «многонациональная страна» (10%). Положительное отношение доминировало, из негативных оценок главную позицию занимал «дефицит, очереди в магазинах, талоны» (5%), даже репрессии отмечали только 2%.
Устойчивые положительные образы советской эпохи, живущие в сознании россиян, говорят о том, что многие по-прежнему считают советский период лучшим в многовековой истории России. Имперские образы стерлись из социальной памяти и не вызывают положительных эмоций, постсоветский период ассоциируется прежде всего с крахом экономики, распадом страны 1990-х гг. и болезненным периодом последующего восстановления.
В сознании молодежи, не имеющей собственных представлений об СССР, советское прошлое конструируется через взаимодействие со старшими поколениями, в процессе общения и образования. Советское социокультурное наследие, по-прежнему занимает очень большое место в российской культуре, оказывая влияние на формирование мировоззрения молодых поколений. Стремление молодых людей к изучению советского наследия, соприкосновение их с ценностно-мировоззренческими основами общественного сознания этого периода становится одним из факторов формирования идентичности.
Роль ценностей советского наследия особенно актуальна для полиэтничных регионов со сложной историей. Советская эпоха на Северном Кавказе связана с масштабными социально-политическими изменениями, трагедией депортации ряда народов, территориальными переделами и всплесками межэтнической напряженности. Нарративы о советском прошлом могут быть поданы как в рамках гражданского единства, преемственности и солидарности, так и с акцентом на негативные страницы истории.
Сейчас в инфокоммуникационной среде сформировался запрос на освещение и интерпретацию советской истории, у молодежи сформировался интерес к прошлому страны и региона. Возрастание стремления молодых людей погрузиться в осмысление грандиозных исторических свершений советского периода может стать одной из основ формирования национально-государственной идентичности и надэтнических солидарностей. Представления молодых людей носят мифологизированный характер.
Советские и российские ценности в представлениях молодежи Северного Кавказа.
В основу изучения социально-политических советских и российских ценностей в полиэтничных молодежных сообществах Северного Кавказа были положены методы количественного сбора информации и сравнительного анализа. Основанием для их использования выступила необходимость выявления установок целевой группы, сегментированной по признаку этнической и конфессиональной идентичности. Метод сбора данных — анкетирование. Опрос был проведен в феврале-марте 2023 г. среди студентов ведущих вузов Северного Кавказа, аккумулирующих в себе молодых людей, представителей всех субъектов СКФО: в Северо-Кавказском федеральном университете, Ставропольском государственном аграрном университете, Ставропольском государственном медицинском университете (г. Ставрополь) и Пятигорском государственном университете (г. Пятигорск).
Выбор в качестве объекта наблюдений студентов обусловлен значительной долей этой группы в когорте молодежи 18-24 г. и ее социальной активностью. Выборочную совокупность составили 1400 респондентов в возрасте 18-24 года, 52% девушки, 48% юноши. Студенты сами определяли свою этническую и религиозную идентичность. Выявились следующие группы: 45% русских, 45% относящих себя к народам Северного Кавказа, 10% представителей других народам; 43% православные, 33% мусульмане и 20% не относящие себя ни к какому вероисповеданию, отнесенные нами к категории агностиков и атеистов. Опрос проводился на платформе Яндекс.Формы.
Авторами анализируется значимость таких советских социально-политических ценностей, как дружба народов, социальное и имущественное равенство, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, приоритет общественного над личным, величие и могущество СССР, уважение к человеку труда. Респондентам также было предложено дать оценку актуальным российским ценностям, основы которых заложены в советский период: гордость за Россию, чувство принадлежности к великой державе, готовность защищать свою страну, сохранение историческое правды и российской культуры, демократические выборы, защита прав и свобод граждан, социальная активность и стремление изменить жизнь людей к лучшему. В исследовании использовалась 5-частная шкала Ликерта. Ответы были переведены в баллы. Максимальная оценка (5 баллов) свидетельствует о наибольшем значении для респондентов советских и российских ценностей.
Исследование показало, что советские ценности имеют большое значение для молодых людей северокавказского региона. Наиболее значимой советской ценностью для молодых людей является дружба народов (4,57 балла), ставшая одним из великих достижений советской эпохи. Эта ценность сплотила многонациональный советский народ, сделав его не декларативной, а реальной социально-политической общностью. Память о былом социально-политическом единстве сохранится и передается в сознании как русского, так и северокавказских народов, православных и мусульман, о чем свидетельствуют оценки молодых людей.
Не меньшее значение для современной молодежи имеет и, во многом утраченная современным российским обществом, уважение к человеку труда (4,42 балла). Оно имеет практически равное значение не зависимо от национальности и вероисповедания.
Наиболее характерно ностальгию об утраченных достоинствах советской эпохи передают оценки молодежи такой советской ценности, как стабильность и уверенность в завтрашнем дне (4,34 балла). Современной молодежи остро не хватает привлекательного образа будущего, стабильности как условия развития и реализации поставленных личностных целей, имеющих социальное значение, таких, как карьерный рост, создание семьи и рождение детей.
Менее привлекательной ценностью является социальное и имущественное равенство, декларировавшееся и частично реализованное в советском обществе (3,9 балла). Величие и могущество СССР не является столь значимым (3,57 балла). Величие СССР во многом было сопряжено не только со значимостью страны в мире, но и с пафосом и общечеловеческим значением советской идеологии, а также со значимостью созидательного труда человека, масштабностью задач и свершений. При отсутствии существенных различий по национальности и вероисповеданию молодежь, не относящая себя ни какому вероисповеданию (агностики и атеисты), эту ценность не разделяет (1,88 балла).
Наименьшее значение для молодых людей имеет приоритет общественного над личным, который является и традиционной, и советской ценностью (3,2 балла). Это подтверждается большей ролью этой ценности для более традиционных северокавказских народов, православных и мусульман. Непривлекательность советских ценностей, имеющих ярко выраженный традиционалистский и коллективистский характер, для агностиков и атеистов в большей степени связано с отсутствием в их сознании религиозно-мировоззренческих основ, а также со снижением для них роли традиционных государственно-патриотических оснований, положенных наряду с социалистической идеологией в основу советского патриотизма (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценка молодежь советских социально-политических ценностей
(СКФО, февраль-март 2023. N=1400, ответы «Полностью разделяю» (5 баллов), «Скорее разделяю» (4 балла), «Затрудняюсь ответить» (3 балла), «Скорее не разделяю» (2 балла), «Полностью не разделяю» (1 балл), средний балл)
Разделяете ли Вы такие ценности советской эпохи, как…? | Национальность | Вероисповедание | Всего, n=1400 |
Русские | Народы Северного Кавказа | Православие | Ислам | Агностики и атеисты |
Дружба народов | 4,56 | 4,66 | 4,63 | 4,5 | 4,55 | 4,57 |
Уважение к человеку труда | 4,41 | 4,52 | 4,4 | 4,46 | 4,44 | 4,42 |
Стабильность и уверенность в завтрашнем дне | 4,42 | 4,33 | 4,46 | 4,25 | 4,28 | 4,34 |
Социальное и имущественное равенство | 3,85 | 4 | 4,02 | 3,93 | 3,65 | 3,9 |
Величие и могущество СССР | 3,55 | 3,66 | 3,73 | 3,71 | 1,88 | 3,57 |
Приоритет общественного над личным | 2,9 | 3,32 | 3,32 | 3,28 | 2,88 | 3,2 |
Отвечая на открытый вопрос «Почему советские ценности важны для Вас?», молодые люди подчеркивали важность для себя и социальное значение дружбы народов, успехов страны в экономике, социальной сфере и внешней политике, ценностей взаимопомощи и товарищества.
В качестве примера могут быть приведены некоторые ответы: «Во времена СССР государство опиралось на свой народ, а сейчас в России не учитывает мнение всех граждан»; «Мне нравятся люди того времени, они были сплочены, мне нравится их дружба, их преданность и любовь»; «Отношения между людьми были по-настоящему товарищескими, мыслили не только о себе, но и о своих товарищах. Люди видели социальную перспективу, люди понимали, что у их детей есть обеспеченное будущее — образование, работа, жилье, социальные гарантии»; «В то время люди были добрее и дружнее, и было хорошо всем, так как условия для жизни были практически одинаковые для каждого гражданина»; «Потому что именно эти ценности создали крепкое и могущественное государство»; «СССР был одной из великих держав, мы обязаны уважать свою историю»; «Хотя я не люблю советскую власть, в этот период было и много хорошего, чего не хватает сейчас»; «В советский период люди больше помогали друг другу. Существенную роль в деле укрепления страны и воспитания подрастающего поколения сыграл советский патриотизм».
Наряду с определением отношения молодежи к историческим ценностям советского наследия одной из задач исследования было выявление степени значимости современных социально-политических ценностей. Наиболее значимы в оценках респондентов защита прав и свобод граждан (4,7 балла), социальная активность и стремление изменить жизнь людей к лучшему (4,6 балла). Приоритет прав и свобод граждан в оценках молодежи свидетельствует, что она не в полной мере может их реализовать. Стремление к свободе для молодых людей значимо и в силу их возраста и социально-политической активности. Это подтверждается и тем, что социальная активность и стремление изменить жизнь людей к лучшему является второй по значимости ценностью (4,6 балла). Потенциал молодежи по реализации стремления к социальной активности, осуществлению прав и свобод очень высок. Существующие механизмы его реализации со стороны государства, партий и общественных организаций недостаточно эффективны, страдают формализмом.
В современном политическом пространстве обострилась фальсификация истории, в первую очередь советского периода. История используется в качестве инструмента информационной войны и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с дискредитацией советской истории на Западе активизировалась война против российской культуры. Исследование показало, что молодежь постоянно сталкивается с ней, и эти проблемы ее волнуют. Третьей по значимости ценностью молодые люди считают сохранение историческое правды и российской культуры (4,43 балла). Также значимой социально-политической ценностью являются свободные, конкурентные демократические выборы (4,38 балла). Значимых различий в оценках молодежи по критерию национальности и вероисповедания не выявлено.
Традиционная державно-патриотическая составляющая социально-политических ценностей также получила высокие оценки. Гордость за Россию - важная ценностная составляющая мировоззрения молодых людей (4,32 балла). Значимость величия современной России для молодежи выше, чем величия СССР (3,57 балла). По ценностно-смысловому наполнению мировоззрения молодежь отличается от старших поколений, для которых чувство принадлежности к сверхдержаве было частью жизненного опыта. У молодежи оно во многом мифологизировано, т.к. не опирается на социальную практику.
Но чувство сопричастности великой державе разделяют и многие современные молодые люди (4,16 балла). Высока и готовность защищать свою страну (4,15 балла). Значимые различия в оценках ценностей советской эпохи между русской и северокавказской молодежью, православными и мусульманами отсутствуют. Наименьшие оценки державно-патриотическим ценностям дали агностики и атеисты. Это подтверждает снижение для них роли традиционных государственно-патриотических основ (см. табл. 2).
Таблица 2
Оценка молодежь российских социально-политических ценностей
(СКФО, февраль-март 2023. N=1400, ответы «Очень важно» (5 баллов), «Скорее важно» (4 балла), «Затрудняюсь ответить» (3 балла), «Скорее не важно» (2 балла), «Совсем не важно» (1 балл), средний балл)
Важны ли для Вас такие социально-политические ценности, как…? | Национальность | Вероисповедание | Всего, n=1400 |
Русские | Народы Северного Кавказа | Православие | Ислам | Агностики и атеисты |
Защита прав и свобод граждан | 4,72 | 4,71 | 4,7 | 4,7 | 4,72 | 4,7 |
Социальная активность и стремлением изменить жизнь людей к лучшему | 4,6 | 4,67 | 4,58 | 4,63 | 4,62 | 4,6 |
Сохранение историческое правды и российской культуры | 4,48 | 4,45 | 4,57 | 4,42 | 4,21 | 4,43 |
Свободные, конкурентные демократические выборы | 4,4 | 4,38 | 4,39 | 4,34 | 4,41 | 4,38 |
Гордость за Россию | 4,36 | 4,37 | 4,5 | 4,37 | 3,89 | 4,32 |
Чувство принадлежности к великой державе | 4,16 | 4,25 | 4,37 | 4,25 | 3,6 | 4,16 |
Готовность защищать свою страну | 4,11 | 4,24 | 4,3 | 4,36 | 3,57 | 4,15 |
Для молодежи региона значимы советские социально-политические ценности, многие из которых имеют традиционный характер и исторически выступали ценностно-мировоззренческой основой и советского, и российского государства. Наряду с ними важны и современные социально-политические ценности. При этом налицо значительная группа (агностики и атеисты), ценности которой индивидуалистичны. Для нее советские и современные российские государственно-патриотические ценности теряют значимость и привлекательность.
Выводы.
Для современной молодежи Северного Кавказа актуальны ценности советской эпохи, значимость советского исторического наследия. У нее растет потребность в дальнейшем осмыслении наиболее приоритетных советских социально-политических ценностей, таких как дружба народов, уважение к человеку труда, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, социальное и имущественное равенство.
Советский опыт их реализации и воплощения в социальной практике и культуре, несмотря на множество недостатков и перегибов, привел к построению нового общества, созданию великой державы, интегрировавшей различные народы в единую общность — советский народ. Его каркасом выступали ценности, разрушение которых привело к дискредитации советской идеологии и распаду государства.
Отсутствие равнозначных ценностно-смысловых ориентиров, привлекательного образа будущего, больших дел и масштабных свершений, способных сплотить и увлечь за собой народ, делает советское наследие привлекательным для молодежи.
Социологическое исследование подтверждает предположение, что основные ценности советского периода истории являются значимым основанием ценностно-смыслового наполнения идентичности молодых людей независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Роль базовых ценностей возрастает в связи с изменяющейся геополитической реальностью, эскалацией военно-политических угроз, обращением к истории как инструменту информационной войны, приводящей к потоку фальсификаций, искажающих общечеловеческое значение советского наследия и расшатывающих основы российского самосознания.
Литература
- Бондар А. В. Социокультурный раскол и развитие российской государственности // Власть. 2009. № 3. С. 9–12.
- Гигаури Е. Н. Юбилейный доклад Римского клуба: «Старый мир обречен. Новый мир неизбежен!» // Вопросы культурологии. 2018. № 2. С. 18–26.
- Гэмбл Э. Кризис без конца?: крах западного процветания. М.: Высшая школа экономики, 2018. 301 с.
- Дупак А. А. Образ советского человека в российском кино: социологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 4. С. 385–402.
- Жуковский Д. А. Социокультурный раскол в российском обществе с позиций цивилизационного подхода // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 93–96.
- Тишков В.А. Великая Победа и советский народ: антропологический анализ // Вопросы философии. 2020. № 8. С. 5‒19.
- Харари Ю. Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018. 496 с.