1
Любой непредвзятый объективный наблюдатель, имеющий опыт экономического и социального строительства, обладающий способностью анализа и сравнения показателей развития разных стран, не может не отметить уникальные результаты, достигнутые Китаем за последние 40 лет.
Мне приходилось не один раз бывать в Китае. Первый раз это было в 1978г., т.е. более 40 лет тому назад. Впечатление было ужасное. Скажу только об объективных факторах: столетия застоя, страшная оккупация японцами, освободительные и гражданские войны, авантюристическая политика до 1976 года (включая культурную революцию), в итоге, годовой ВВП (валовый внутренний продукт) в 1970 году составил всего около 90 млрд. долл. (примерно столько сегодня имеет Украина), или 109 долл. на душу населения в год. Даже с учетом примерно пятикратного обесценения доллара за эти годы 545 долл. в год на человека - это в сегодняшних ценах нищенское существование.
А теперь вернемся в наше время. По паритету покупательной способности ВВП Китая в 2020 году составил 24,2 трлн.долл. и стал наибольшим в мире, далеко обогнав США [2], то есть менее, чем за 50 лет создано 54 новых Китая - это феноменальный результат. За эти же годы объем ВВП Украины уменьшился примерно в 5 раз. Вот и сравните модели развития. На душу населения в год стало приходиться в Китае 16,1 тыс.долл., что более чем в 50 раз превышает уровень 1970 года.
Несмотря на уже достигнутые невероятные успехи, Китай продолжает стремительное развитие. Объем только промышленного производства Китая в 2021 году составил 9,4 трлн.долл.. Для сравнения: все страны Евросоюза вместе взятые - 5,3 трлн.долл., США - 3,2 трлн., то есть с точки зрения промышленности Китай почти втрое мощнее США и почти вдвое - ЕС.
Еще более поразительных успехов Китай добился в производстве таких промышленных товаров, как автомобили, станки, медицинское оборудование, телевизоры, компьютеры, став в этих сферах несомненным лидером в мире. Он производит этой продукции на 5,5 трлн.долл., что почти в 4 раза больше, чем США.
Фундаментальным достижением Китая является производство на 22 млрд. долл. в год металлообрабатывающих станков. Это основа собственного машиностроения, и по сути, всей промышленности. США значительно уступают здесь Китаю, производя станков всего лишь на сумму 4,6 млрд.долл..
Китай стал лидером в мире по судостроению, спуская на воду в год кораблей общим водоизмещением 24 млн. тонн (ближайший конкурент Ю.Корея - 18 млн. тонн).
Безусловным лидером в мире Китай стал и по объему производства компьютеров (1,8 трлн.долл.), и в развитии инфраструктуры жилья.
В 2020 году в нем введено в эксплуатацию более 4 трлн. кв. м. жилья, или примерно 20 млн. квартир (в 1970 году в Китае строилось жилья в 20 раз меньше, чем в СССР).
Особенно поражают успехи Китая в развитии транспортных коммуникаций [4]. За последние 15 лет там построено 200 тыс. км. скоростных автомобильных дорог (автобанов), примерно 20 тыс. км. скоростных железнодорожных путей. Для сравнения стоит отметить, что в США за все время существования соответствующих технологий построили лишь около 70 тыс. км. скоростных дорог. Такие результаты в развитии инфраструктуры и в обеспечении высоких темпов строительства достигнуты благодаря тому, что годовое производство цемента выросло до 2,5 млрд. тонн (что в 20 раз больше, чем в США), а стали до 1 млрд. тонн.
Быстрыми темпами растет благосостояние граждан Китая. Государство решило проблему бедности, средняя заработная плата достигла эквивалента тысячи долларов в год, а с учетом уровня цен и тарифов уже сейчас уровень жизни выше, чем в некоторых странах Евросоюза.
Несмотря на то, что номинальные уровни доходов китайских граждан все еще ниже доходов граждан ЕС, сравнивая уровень цен на продукты, промышленные товары, услуги жилищно-коммунального хозяйства, приходишь к выводу, что покупательная способность китайцев ничуть не ниже этого показателя у европейцев. Ведь в Евросоюзе хлеб стоит примерно столько же, сколько в Китае, зато мясо свинины в 4 раза дороже, мясо говядины в 3 раза дороже, яйца в 3 раза дороже и т.д..
Подчеркну: чтобы достигнуть таких результатов, Китаю потребовалось около 40 лет развития, а Европе - столетия колониального грабежа всего мира, в том числе и Китая.
И Китай отнюдь не собирается останавливаться на достигнутом. Страна прошла через многие испытания: мировые экономические кризисы, резкие увеличения цен на нефть, пандемии, конфликты, - и тем не менее достигла таких успехов. Сейчас самое время разобраться, как и почему были достигнуты такие результаты.
2
И здесь я перехожу к абсолютно крамольным вещам, недопустимым в сегодняшней либеральной тусовке.
1. Самая главная причина китайских феноменальных успехов - это твердое и последовательное руководство страной Коммунистической партией [5].
Коммунистическая партия является политико-организационной структурой китайского государства, управляющей абсолютно всеми процессами в стране. Она является руководящей силой общества, разрабатывает и осуществляет всю внешнюю и внутреннюю политику [1]. Почти 50 лет Китай развивается на базе стратегического планирования, концентрации всех ресурсов на решающих направлениях, четкого административного управления и жесткого контроля за исполнением принятых решений [3].
2. На первом этапе своего развития, не обладая ресурсами, технологиями, подготовленными кадрами, китайское руководство пошло по пути привлечения иностранного капитала, предоставив ему значительные привилегии в виде "зон свободного экономического развития", "территорий приоритетного развития", "технологических парков", где практически отсутствовало налогообложение, а также не менее важных дешевой рабочей силы, гарантий вывода прибыли, стабильной политической обстановки. Была допущена определенная либерализация общественной жизни.
Это создало у США иллюзию, что со временем им удастся привести к власти в Китае проамериканское руководство.
Решительная реакция китайского руководства на события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. развеяли эти иллюзии. В то время уже большое количество транснациональных компаний было вовлечено в бизнес-проекты в Китае, и политическое руководство США продолжало свою линию на "мягкую трансформацию" китайского общества.
В свою очередь, китайское руководство взяло курс на развитие самостоятельной промышленной базы, в основе которой лежало заимствование иностранных технологий и создание, путем их модернизации и развития, собственной научно-технологической базы. Примерно за 20 лет им удалось это сделать, и уже к 2010 году Китай смог уверенно и стабильно развивать свою научно-технологическую базу. Примерно в эти годы китайское руководство выдвинуло планы ускоренного развития внутреннего рынка на основе роста благосостояния своих граждан. Объем экспорта достиг 2,6 трлн.долл., импорт составил примерно 2,0 трлн.долл..
3. Следующим этапом развития стало создание "общества всеобщего благополучия", что отнюдь не является синонимом "уравниловки". Благополучие может быть разным, но в целом означает общество, в котором нет нищеты и бедности (число людей, живущих за "чертой бедности", к 2022 году снизилось до менее чем 0,5% - и это, действительно, "китайское чудо"). Вторым важным моментом стала Программа развития современной инфраструктуры.
Уверенный рост внутреннего рынка и создание современной инфраструктуры стало мощным локомотивом развития всей экономики. Одним из главных инструментов стабильного развития все эти годы была взвешенная, глубоко продуманная денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика правительства. Подчеркиваю, именно правительства. Политическое руководство страны и его главный инструмент управления, правительство, все эти годы жестко контролировало платежный баланс страны, обменный курс, инфляцию.
Вопреки мифам о бесконтрольном притоке иностранных инвестиций, китайское правительство очень избирательно подходило к открытию своего рынка капитала, используя механизм квот и отдавая предпочтение необходимым для себя и надежным вложениям.
Монетарная политика обеспечивала необходимые финансовые ресурсы для развития и реализации государственных планов. Соотношение денежной массы М2 к ВВП было порядка 2-2,5 раз. При этом потребительская инфляция за последние 10 лет находилась в пределах 0,9% - 2,6% в год. Накопление основного капитала (что, собственно, и определяет темпы развития) находилось в пределах 40-45% ВВП. Национальный бизнес, действуя в рамках общегосударственных программ развития, свободно получал доступ к долгим и дешевым кредитам. Хорошо развивается мелкий и средний бизнес, действующий в рамках собственной инициативы. Широко распространены специальные кредитные программы.
4. Обширная государственная программа развития фундаментальной науки, прикладных исследований, международного сотрудничества позволили Китаю стать мировым лидером в этой области, и это, конечно, является гигантским достижением народного Китая.
5. Особое внимание китайское руководство уделяет развитию системы образования. Когда-то молодежь всего мира стремилась поступать в советские высшие учебные заведения. Сейчас в этом положении находятся китайские вузы, причем значительная часть иностранных студентов представлена странами Западной Европы, которые раньше их лидеров уловили, кто выиграет современную конкуренцию в области науки и технологий.
Идеологическое воспитание молодежи также является очень важной составляющей внутренней политики государства.
6. Развитие системы здравоохранения китайское руководство считает важной частью своей стратегии национальной безопасности. Отмечу, что количество жертв короновируса является в Китае минимальным среди всех крупных стран мира, минимальными являются также потери экономики из-за распространения коронавируса. При этом значительно выросла продолжительность жизни граждан: за последние годы примерно на 10 лет.
7. Китай развивается системно и комплексно. В его активе несколько тысячелетий истории, традиций, культуры, древнейшей цивилизации. Это позволило китайскому руководству, изучив все лучшее, что было применено в Советском Союзе, других странах, учтя ошибки, просчеты, допущенные правительствами других стран, осторожно и выверенно вести свой народ к прогрессу.
3
Достижения описанной политики очевидны, и тем странам, которым не удалось достигнуть таких результатов, по меньшей мере, полезно изучить этот опыт и попытаться применить то, что приемлемо.
Любой суверенной стране, способной самостоятельно определить внешнюю и внутреннюю политику, при наличии таких фундаментальных проблем, как длительное отсутствие роста доходов населения или, что того хуже, длительное падение реальных доходов населения; низкие темпы роста ВВП или, что того хуже, длительные периоды рецессии и стагнации; хронические проблемы с инфляцией и т.д., - если, конечно, руководство страны действительно обеспокоено будущим своего народа, - необходимо изучить и реально применять лучшее из того, что было создано и проверено практикой и жизнью таких стран, как Китай, Советский Союз.
Возможно, прочитав этот материал, некоторые критики возразят: "А что же Вы не говорите о Японии, Южной Корее, Германии - примерах "экономических чудес"." Могут вспомнить также и о Сингапуре. Отвечу сразу: сравнивать можно только сопоставимые вещи, причем сопоставление должно производиться по многим параметрам. Поэтому, при всем моем уважении к упомянутым странам, которые, действительно, достигли выдающихся результатов, сравнение с ними Китая будет некорректным.
А вот с Индией Китай сравнить можно. Примерно, в одно и то же время обрели суверенитет и независимость эти два мировых гиганта. И сравнение, особенно в социальном развитии, будет явно не в пользу Индии, где средние доходы на душу населения будут в разы меньше, не говоря уже об ужасающем уровне бедности. А ведь доходы граждан, их возможность пользоваться благами цивилизации - главный критерий оптимальности системы государственного управления.
Литература.
1. Вавилов Н. Китайская власть. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2021.
2. Делягин М. Конец эпохи. Осторожно: двери открываются! Том 1. Общая теория глобализации. М.: Книжный мир, 2019.
3. Делягин М. Конец эпохи: осторожно, двери открываются! Том 2. Специальная теория глобализации. М.: Политиздат, Книжный мир, 2020.
4. Тавровский Ю. Новый Шелковый путь. Главный проект XXI века. М.: Эксмо, 2017.
5. Тавровский Ю. Си Цзиньпин. Новая эпоха. М.: Эксмо, 2018.