Официальные извинения    78   12624  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    144   27433  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    735   75371 

Теневые потоки всемирной истории: Социокультурные основания, структурные уровни, процессуальная формула

На исторических переломах у многих стран и народов возникает проблема изыскания новых ресурсов, необходимых для защиты своих позиций и своей модели будущего развития. Уходящий гегемон крайне неохотно расстаётся с иллюзией своего вечного превосходства и явно опережают своих противников в долгосрочном планировании. В условиях роста глобальной неопределённости резко возрастает потребность в собственных стратегиях преодоления наведённого мирового хаоса. Теневая составляющая истории и её формы - очень важный ресурс, богатый возможностями, хотя и неоднозначный и весьма опасный. И к нему ещё надо уметь найти доступ.

Некоторые теневые формы можно уподобить аэробным бактериям, вызывающим сибирскую язву и могущим длительное время сохраняться во внешней среде. Вместе с тем теневые потоки способны сыграть роль своего рода резервной системы питания, выступающей источником живой (культурной) энергии на фоне омертвевших социально-исторических фасадов. В жизнь вторгаются «призраки прошлого» и/или будущего, которых, согласно расхожему мнению, не может и не должно быть, способы восприятия которых, как и методы противостояния которым, давно утеряны или были сочтены отжившими.

Наша современность внезапно столкнулась с резкой дестабилизацией чрезвычайно мощных великодержавных систем (советской, англосаксонской, европейской) и появлением никогда ранее не существовавших государств, заявляющих о своей «тысячелетней» истории (постсоветские страны), с реабилитированным на Украине (ретро)нацизмом, с «великим переселением народов» и мощным рабовладением на Большом Ближнем Востоке и в развитых странах, с резким разложением исторических систем ценностей, агрессивным язычеством и «новыми варварами», крушащими исламскую, христианскую и любую иную культуру, их память и памятники. Современность столетней (и более) давности переживала неожиданные крушения одних многовековых империй и государств, находившихся в зонах межкультурных и цивилизационных разломов, и возвышения других. Поэтому надо понять, где, кем, каким образом такого рода явления и установки воспроизводились в последние столетия.

С отсечёнными от истории социокультурными формами шутки плохи. Особенно с их носителями, которые не чувствуют ответственности за происходившее без их воли и участия и способны к внезапному силовому возвращению в историю. К встрече с ними (и к «собиранию» стоящих за ними ценностных систем) надо быть готовыми, нужна теоретическая модель, прогнозирующая их поведение в моменты ухода в сокрытие и на выходе из него. Следует разобраться, встречались ли такие (похожие на них) социокультурные явления ранее, или же они всякий раз конструировались заново, «с нуля», и можно ли установить путь, которым они двигались к определённой исторической эпохе. Нужна научная категория, способная придать теневым формам онтологический статус.

 

Характер и структурные уровни теневой истории

В плане своего институционального устроения история может быть рассмотрена в виде лицевых, статусных фасадных систем, упорядочивающих подвластное им социокультурное пространство и способных удерживать на периферии и «в тени» все прочие, «нефасадные» формы, явным статусом не обладающие и по-особому влиятельные [8. С. 13-27]. Между ними находятся неустойчивые, изменчивые, несистемные явления и формы, сосредоточенные на повседневной жизни и обычно не вмешивающиеся в «большую» историю. Во времена структурных кризисов «срединный» элемент способен переливаться и на лицевую, и на скрытную стороны. Тем не менее, разделённая – в теории – на фасад, тень и «обыденность» история едина. Одни и те же социальные формы, комплексы, элементы и образования могут существовать на всех уровнях, свободно, волею обстоятельств или делом случая перемещаясь между ними.

Теневые составляющие истории должны быть отнесены к процессам, хотя и достаточно скрытым, но не тайным и вполне доступным для наблюдения, анализа и обобщения. Скрытое социальное, как потенциально теневая форма, обладает огромным числом характеристик: иллюзорностью, размытостью, потаённостью; обманчивостью, кажимостью, призрачностью; глубинностью; окраинностью; ложностью, лживостью; несамодостаточностью, привязанностью к реальным процессам и способностью неотступного за ними следования; способностью пребывать в отдалении; внезапностью проявления; способностью воздействовать на память и удерживаться в ней; открытостью прошлому и свободным переносом в будущее; умением укрывать, покрывать, возводить завесу, укрываться, накладывать покровы; мрачностью, привязанностью к тьме; трагичностью, опасностью; быстротечностью, ускользанием, умением внезапно исчезать; сбивать с толку и дезориентировать, возводить морок и напраслину [39. С. 1096; 40. С. 1039]. Ныне данное понятие приобрело (и совершенно безосновательно) исключительно криминальный оттенок [38. С. 778]. Специфика звучания темы состоит в том, что современный человек знает о существовании теневой экономики и теневой политики, но его надо готовить к восприятию теневой истории, привязанной к исторической культуре и социальному мировосприятию (в значительной мере до- и/или «сверхисторическому»).

Теневая сторона истории (теневая история, тень) – не до конца явленная, размытая, скрытая часть исторической сферы, оставшаяся вне официально принятой картины развития социума. Данная категория служит для обозначения всей известной нам неустойчивой (гранично-критичной) теневой совокупности ущемлённых (ограниченных в правах, возможностях, действиях) социальных, культурных, этнических процессов и форм, независимо от уровня, способа и продолжительности их сокрытия.

Устойчивые теневые формы обычно не обнаруживаются в Древнем мире, для которого было характерно не подавление культур, а их присоединение к доминантам [41. С. 433–448, 545–547]. Раннеисторические образования сталкивались с поверхностными теневыми формами (заговорщиками, цареубийцами, «геростратами», самозванцами, предводителями восстаний) и при этом покоились на мировоззренческих основаниях доисторического типа (с их верованиями в «золотой век»), неподвижных, вездесущих, незримо сопровождавших историю (с её государственной организацией, социальной структурой, семьёй, собственностью, письменностью и гражданскими воззрениями) и находившихся в оппозиции к ней как таковой.

Теневая сторона не образует отдельной сферы. Любой социальный, культурный, этнический элемент или блок способен при определённых условиях стать теневым, обрести скрытую грань или может восприниматься таковым. Теневые формы могут быть недоступны разумению лицевой социальной силы и длительное время укрываться от её взоров, - при условии адекватного их восприятия она сама решает, признавать их наличие или нет.

Теневую сторону истории следует отличать от маргинальной обочины общественной жизни, хотя у них могут быть общие элементы. Маргинальная среда вбирает в себя тех, кто был вытеснен или вышел за рамки социальной структуры, утратил прежние культурные начала и не обрёл новых. Тогда как теневая сторона с социальной структурой не разрывает и выстраивается вокруг исторической культуры, хотя и в опасной близости к культурно-мировоззренческим архетипам, имеющим доисторические корни и могущим внезапно и без всякой подготовки вторгнуться в любую историческую эпоху.

Теневые формы действуют на трёх основных уровнях (состояниях): 1) теневые элементы и явления; 2) теневые потоки истории; 3) теневые зоны, как особые, в целом антиисторические, версии теневых форм [7. С. 113-126]. Теневые формы не образуют строгой иерархии, не нуждаются друг в друге, не стремятся к переходу на более высокий (низкий) уровень, хотя и могут выступить как единый теневой «пучок». Далеко не все теневые составляющие доступны наблюдению, их развёртывание может быть сильно растянуто во времени. Обычно они выводятся аналитически (от общего к частному и в масштабах исторической эпохи, ряда эпох, длительного периода) и становятся доступными непосредственному восприятию лишь на выходе из сокрытия.

Теневые потоки истории – это скрытые гранично-критичные формы процессуального развития истории, разворачивающиеся внутри и в обход её доминирующих линий, следующие за ними и/или противостоящие им. Теневые потоки выстраиваются в ходе длительного взаимодействия теневых, полутеневых и нетеневых социальных форм, увязываются воедино посредством теневой культуры, воспроизводящей сходные духовные установки и ценности, и разворачиваются в присутствии периферийных (в т.ч. архетипных) форм социального мировосприятия. Теневые потоки не обязательно находятся в состоянии полного и непрерывного сокрытия. Скрытыми могут быть лишь их начало, конец и/или середина пути.

Как отмечает Фархад Дафтари из лондонского Института исследований исмаилизма, в рамках исмаилитской ветви шиитского ислама, одной из самых закрытых форм, был задействован принцип такийа - «благоразумного сокрытия своей истинной веры в силу неблагоприятных обстоятельств». Он был принят в 20-х гг. VIII в. первым имамом линии Алидов, стал краеугольным камнем последующих модификаций системы и никогда не пересматривался, будучи ориентирован на «комплексное вживание в местную среду и верность принципам синкретизма». Имам исмаилитов ушел в сокрытие в 766, положив начало «периоду сокрытия». В конце IX в. движение крайних исмаилитов вновь вышло на историческую арену и, опираясь на учение о «скрытом имаме», создало ряд независимых государств (государство карматов в Бахрейне, 899-1077; шиитский халифат Фатимидов в Северной Африке, 909-1171), формально отказавшихся от сокрытия, но не от его практики. Новый, аламутский, период развития исмаилизма был связан с государством низаритов (1090-1256) и охватывал ряд регионов Персии и Сирии. Он изменил некоторые из культурных оснований движения, однако подтвердил преемственность исходному вероучению и вернулся к скрытой практике его воплощения [10. С. 15-19, 42-72, 78-91, 189].

Достаточно организованные и сознательно скрывающие свои установки и верования теневые явления вполне доступны для фиксации на обыденном уровне. Они представляют собой среднее звено между устойчивыми теневыми потоками и мимолётными теневыми элементами. Теневые явления относительно быстротечны, не слишком основательны, нередко поверхностны. Исходный импульс к сокрытию может проистекать из чувства социальной несправедливости, обиды за вынужденный периферийный статус, из желания расквитаться с обидчиками. Так, на уровне теневого явления действовали немецкие подпольщики времён Гитлера (например, «пираты Эдельвейса»), которые сотрудничали с прокоммунистической «Красной капеллой» и держались в стороне от нацистской политики, стараясь не выдавать себя [27]. Этим они отличались от тех «скрытых» элементов, что лишь на словах порицали господствующее устройство, а в глубине радовались его успехам и работали на нацистов [19. С. 388].

Теневые явления, близкие к доминирующим социальным институциям, наиболее неустойчивы, трудноуловимы и не ориентированы на длительное сокрытие. Они тяготеют к скорейшей реализации, стремятся вернуться к прежнему - открытому - формату развития и могут возникнуть при наличии одних лишь волевых установок, вне привязки к каким бы то ни было условиям или вовсе случайно. Так, командир охранного батальона полка «Великая Германия» сначала был в числе заговорщиков, а затем перешел на сторону Гитлера (после неудачного покушения Штауфенберга 20 июля 1944) [21. С. 206-211, 263-269]. Вместе с тем, среди теневых элементов случаются чрезвычайно стойкие - и один в тени воин [35].

Теневой «пучок» истории представляет собой ситуативное множество самобытных социокультурных потоков, явлений и элементов, не всегда изначально теневых, пришедших из разных временных пластов, социумов и культур. Теневым «пучком» было восстание тайпинов в Китае (1850-1868) - против маньчжурской династии Цин и иностранных колонизаторов, за создание «христианского» Небесного Государства Великого Благоденствия, за возврат к древним порядкам, уравнительное распределение земли и снижение налогов. Возникшее «из ниоткуда», из небольшой христианской секты, тайпинское государство охватило огромную территорию, перемешало массу самого разного люда и, потерпев поражение, ушло «в никуда», «не оставив после себя ни подпольной секты, ни еретической ветви, ни тайных приверженцев во втором поколении» [22. С. 435].

 

Процессуальная формула теневой истории

История и теневая история соотносятся не как система и элемент, но, скорее, как целое и часть, как целое и его сторона, грань, качество. Внимание исследователя должно быть привязано не к «особым теневым сущностям», а к способам культурно-мировоззренческого «архивирования» изначально нетеневых социальных форм, условиям их передачи во времени и последующей «распаковки» за рамками исходной ситуации.

В тени можно пребывать в плане социально-классовом, политическом, этническом, экономическом, культурном, духовном, религиозном, цивилизационном и т.д.. Межвоенная Германия, придавленная Версальской системой, окунулась в водоворот внутренних и внешних кризисов, призванных вывести страну из изоляции, восстановить её экономическую и военную мощь, вернуть её в разряд мировых лидеров. По мнению английского историка Стивена Озмента, Версальский мирный договор «стал призывным кличем, призывающим к сопротивлению, перевооружению и уходу в отставку нового [германского] правительства», ибо «отбросил тень на 1920-е годы – тень, дошедшую до 1933-го». Кроме того, «на протяжении 1920-х годов над Германией собралось три фронта» (экономический, с небывалой инфляцией и безработицей, политический, с катастрофическим обвалом социального порядка и безопасности и, наконец, социокультурный, ознаменовавшийся разрушением германской истории и «беспрецедентной интеллектуальной и духовной атакой на основную мораль и религию»), «каждый из которых строился с конца девятнадцатого столетия и являлся потенциально фатальным сам по себе»  [26. С. 352, 363]. Однако далеко не каждое условие, найденное в основании устойчивой теневой формы, может выступить в качестве общего условия возникновения  теневых потоков.

Теневые формы воспроизводятся под воздействием стойких идей и/или мировоззренческих установок, которые поначалу не ориентированы на сокрытие и становятся таковыми из-за стечения обстоятельств. Российский путь догоняющего и подстраивающегося развития, как правило, уводит какую-то часть социума «в тень». Теневой поток «святорусской» культуры со времён Великой Смуты XVII века находился под жестким давлением модернизирующегося социально-державного фасада. Он вобрал в себя староверов, «бунташный» «чёрный» и «гулящий» люд, широкие крестьянские массы и действовал вплоть до революции 1917-1922. Теневой поток революционно-радикального («интеллигентского») типа обособился сам и развивался по ходу реализации модернизационного процесса в середине XIX – первой трети XX вв. Теневые потоки времён СССР были крайне разнонаправленными, строились на вполне социалистических началах и лишь частью были внедрены извне. Отложенные теневые потоки постсоветского периода строились самочинно - вокруг тотально попранной социальной справедливости и брошенного на произвол и растерзание русского населения  бывших советских окраин [9. С. 137-152].

Теневые потоки прочно связаны с менталитетом исторических общностей. В феодальном Китае II в. до н.э. – нач. XX в. н.э. были особенно сильны традиции сокрытия, ибо он обладал огромным числом образованных людей, способных сохранять ущемлённые национальные начала. Теневые линии растягивались на целые эпохи, как это было при монгольской династии Юань (1271-1368) и при маньчжурской - Поздняя Цзинь/Цин (1644-1911). В качестве связующего звена часто выступала тайная секта «Белый лотос», существовавшая с V по XX в. [37].

Сходные действия дают разные всходы в разных цивилизационных системах. Так, Муссолини без явных успехов пытался встроить в фашистское государство древние культурные формы и даже провозгласил в 1936 «восстановление» Римской империи [5. С. 56-57]. Зато преуспели японцы, восстановившие в 1868 древний законодательный кодекс Тайхорё рицурё (обнародован в 702), сильно ограниченный при сёгунах периода Камакура (1185/92-1333) и Эдо (1603-1867). Социальные реформаторы не просто вернули императору власть, а стране (в его лице) - важнейший национальный символ [14. С. 139], но и обеспечили успешность углублённой модернизации.

Проявления теневых потоков, временный их возврат к открытому режиму не обязательно означают завершение их существования. Это может обернуться новыми «витками» или этапами их скрытого развития. В Перу открытая борьба против испанцев затихла в 1572 после казни последнего правителя Тупак Амару (Первого). Противостояние перешло в скрытую фазу, его носителями стали хорошо вписавшиеся в колониальный фасад потомки инкских правителей, индейской «знати», к которым присоединялись широкие массы индейцев, метисов и мулатов. В 1742 поднял восстание индеец Хуан Сантос, выступивший под именем казнённого в 1533 инки Атауальпы. В 1780-1783 Перу потрясло самое крупное за триста лет испанского владычества выступление коренных народов под предводительством Хосе Кондорканки, дальнего потомка инки Тупак Амару, вошедшего в историю под именем Тупак Амару II [36. С. 15, 51, 59].

Наиболее общие (необходимые) внешние условия возникновения теневых потоков привязаны к периодам замещения и/или активного взаимодействия цивилизационных систем и к смене внутренних этапов их развития. Западная Европа пребывала на исторических переломах в VII - IX вв., во времена становления тех народов, что ныне относятся к её культурному «ядру»; в XV - XVII вв., во времена Возрождения и Реформации; во второй половине XIX – первой половине XX, в период расширенной модернизации, а также в ходе глобализации. Восточная Европа пережила сходного рода потрясения в IX - XI и XIV - XVI вв., сер. XVII – нач. XVIII вв., в конце XIX – перв. пол. XX, в конце XX – нач. XXI вв.. Византия – в VI - IX и XIII - XIV вв.. Исламские страны Ближнего Востока и Северной Африки – в VII – IX и XIII - XIV вв. и в конце XX в.. Китай – в III в. до н.э. - II в. н.э., в VII - VIII вв., XIV - XVII вв., во втор. пол. XIX и в XX вв. Теневые потоки могут быть обнаружены у основания всех здесь обозначенных линий развития.

Вероятность зарождения полноценных теневых потоков довольно низка во времена, когда влияние доминирующих культур резко ослабевает, а новые культуры открыто не проявляются. Нередко это сопровождается вторжением антиисторических форм, обвальными утратами в общественных сферах и маргинализацией фасадных систем. Хотя здесь можно найти теневые потоки, пришедшие из других периодов или же внедрённые извне [7. С. 113-126].

Социальные, этнические и культурные формы выходят из длительного сокрытия не такими, какими в него ушли. Они меняются и выносят наружу много такого, что к теневому корпусу прямо не относится и лишь пребывает вместе с ним на обочине общественной жизни. Западноевропейское «третье сословие», рано заявившее о себе и вытесненное в тень абсолютистско-феодальным фасадом, триста лет боролось за свои имущественные права и гражданские свободы. Оно стало главной движущей силой целого ряда социальных революций (Нидерландской 1555-1585 и 1621-1648, Английской 1642-1660 и 1688, Великой Французской 1789-1799, революций 1830 и 1848 гг. и проч.) и окончательно утратило свой антифеодальный порыв лишь во второй половине XIX в..

Между тем характер грядущей перемены очень редко находит адекватное понимание современников. То, что потом видится неизбежным, на момент проявления таковой очевидностью не обладает. Прорыва теневых потоков никто не ждёт, включая активных участников событий. Так, генерал А.И. Деникин отмечал: «Неизбежный исторический процесс, завершившийся Февральской революцией, привёл к крушению русской государственности. Но, если философы, историки, социологи, изучая течение русской жизни, могли предвидеть грядущие потрясения, никто не ожидал, что народная стихия с такой лёгкостью и быстротой сметёт все те устои, на которых покоилась жизнь: верховную власть и правящие классы – без всякой борьбы ушедшие в сторону; интеллигенцию…, покорно подставившую шею под нож победителей; наконец, сильную, с огромным историческим прошлым десятимиллионную армию, развалившуюся в течение трёх-четырёх месяцев» [11. С. 22].

Теневые потоки действуют не просто через идеи, установки и ценности, но, прежде всего, через человека как единственного их носителя. Носители теневого начала опираются на живую историческую память, встраиваются в культурные эстафеты (иранские маздакиты и хуррамиты, малоазийские павликиане, мусульманские исмаилиты, болгарские и византийские богомилы, итальянские патарены и «апостольские братья», французские альбигойцы, английские лолларды, чешские табориты, германские анабаптисты, последователи тайных китайских сект, русские «стригольники» и «жидовствущие» так или иначе восходили к манихейскому вероучению) [15. С. 76-92, 212-231; 20. С. 143-226; 25. С. 94-206, 528-678], связаны родственными узами или находятся в связке «учитель – ученик». Внутренняя мотивация закладывается у основания теневого потока и ориентирует как на уход в сокрытие, так и на выход из него. Число носителей может быть ограниченным, даже предельно малым (тяготея, как у исмаилитов, к единице, к одному единственному хранителю тайных символов и знаний [10. С. 179]).

 

Глобальная обочина и теневые всплески нашего времени

Глобальный мир переживает структурный кризис (анти)исторического мировосприятия. Он достиг «всего», отягощён переразвитием, жаждет тотальной «общности, одинаковости и стабильности» (в духе Олдоса Хаксли) и лишен перспектив - ему «некуда выступить» (согласно И-цзин), потому что наступил «конец истории» (по Ф. Фукуяме). Он может существовать лишь за счёт безудержного потребления («сжигания») чужого ресурса, отобранного у подчинившихся стран, социумов и народов [49]. И хотя это не самое лучшее время для полноценной реализации теневых потоков, именно они открывают возможность обретения утраченных ранее ресурсов, необходимых для нового модернизационного рывка.

Глобальная обочина, в отличие от локальных периферий прошлого, закрыта на выход и являет собой кладбище исторических трансформаций. Тотальная маргинализация, привязанная к мифологемам «цивилизационного выбора», универсальных ценностей и т.п. или же действующая, как ныне, под прикрытием «коронабесия», глобальной кампании по раздуванию массового психоза вокруг фальшивой «пандемии» [24; 31], предполагает направленное отсечение основной массы населения от исторической культуры и полное ущемление его гражданских и имущественных прав и свобод. Между тем собственность, работу, среду обитания, здоровье, семью, детей, медицину, пенсии, личность, права, образование, память, имя, веру, научное мировосприятие, перспективы, государственность и т.д. отбирают не с целью решения глобальной проблемы, а для зачистки «лишнего» населения, которое господствующие элиты считают частью проблемы [17; 34]. «Оптимизация» коснётся тех, кто слишком «много ест», кто заводит «детей низкого качества», кто хочет иметь равный доступ к информации и не желает стать объектом цифровизации [28; 30]. Стремительный рост навязанных цифровых услуг, цифровая экономика, «государство в смартфоне», «единый цифровой реестр», «цифровая школа» и проч. «бесплатные» приманки - это признак бедности и тотальный цифровой концлагерь, тогда как человеческий контакт становится элитным продуктом, а богатые предпочитают оставаться в тени [42. С. 59-72; 43].

США оказались едва ли не самой маргинализированной страной мира. В 2017 году их трудоспособное население насчитывало 254 млн. чел., из них 94,6 млн. нигде не работали (в т.ч. лишь 40 млн. считались безработными), но, по словам Д. Трампа, реальная доля безработных приблизилась к 42%. В 2018 продуктовые талоны получали 40,3 млн.чел., а здравоохранение и образование стали привилегией богатых [6; 16; 50]. США не имеют позитивного инструментария для сшивания расползающегося глобального мира, им нечем приманивать чужие ресурсы, кроме грубой силы и обмана [53].

Пока Россия и Китай идут путём догоняющего развития, дрейфуя в сторону Запада, они будут практиковать как маргинализацию, так и тенизацию. Правда, китайцы от маргинализации постепенно уходят (с 1980-х гг. Китай вывел из состояния бедности более 800 млн. чел. - 76% всего бедного населения мира) [33], хотя и не отказался от идеи глобализации. Россия активно теряет ресурс, не будучи способной преодолеть культ потребительства, вгоняя население в нищету [12], отсекая вполне жизнеспособные теневые формы (например, коллективистские, мобилизационные, патриотические установки советского периода), способные противостоять маргинализации и либерал-нацизму.

Маргинализация остаётся в глобальном тренде, хотя её возможности небеспредельны. В этом плане курс на «оптимизацию» образования не в последнюю очередь продиктован тем, что постмодернистские «элиты» сильно деградировали, топ-менеджеры «нового дивного мира» плохо образованы, кичатся своим невежеством, исповедуют антисоциальные идеи и не соответствуют уровню и характеру текущих задач [46; 52]. Английский историк Норман Дэвис отметил, что в США в 80-х гг. ХХ в. были изменены требования к образованию: мультикультурализм требовал заменять курсы по истории западной цивилизации курсами по всемирной истории, а чувства тех, чьи этнокультурные корни далеки от Европы и христианской культуры, заставили пересматривать академические планы - исключать представителей Европы и вводить представителей Латинской Америки и Африки (главное, чтобы никто из них не значился как «умерший белый европеоид мужского пола»). Однако «у человечества не было тибетского Тацита, африканского Фомы Аквинского, мексиканского Милля» [13. С. 22].

В глобальном мире уже заявил о себе целый ряд мощных отпорных теневых всплесков, хотя и не свободных от влияния маргинальной сферы. Новейшие теневые формы, как правило, более быстротечны и слабее связаны с культурой, чем их предшественники. Движение «Occupy Wall-Street!» (2011) было направлено против политики властей, мировых финансовых институтов и крупнейших банков, «против жадности и коррумпированности 1% самых богатых людей». Оно не имело лидера и было организовано через социальные сети, однако охватило 951 город в 82 странах мира [54]. Движение обнищавшего «среднего класса» угасло столь же быстро, сколь и проявилось, продемонстрировав наличие глобального теневого напряжения и отсутствие чётких направлений его преодоления.

Готовность к отпору глобальным формам обозначили белые («нецветные») избиратели американской глубинки и жители некогда индустриальных пригородов больших городов, выступившие в поддержку Д. Трампа, обещавшего вернуть Америку американцам, а также «коренные французы», часть «желтых жилетов» и участники т.н. «тайного французского сопротивления» (вроде «Диссидентов Франции») [2; 44]. Однако Западная Европа в целом молча сползает в маргинализацию, придавленная диктатурой политкорректности, «культурой гостеприимства» и «программами перевоспитания» для недовольных [4; 32].

Зато периодически возбуждаются к активности «старые» теневые движения цветного населения, прочно привязанные к маргинальной обочине [1; 47; 48]. Прокатившаяся по миру «революция цветного достоинства» (2020) была неоднородной в социально-расовом плане и вращалась вокруг больших либеральных денег, хунвейбинствующей профессуры, халявного роя потомственных люмпенов и идейных маргиналов. Она имела (анти)расистское облачение и была сориентирована на погром «устаревших» общественных устоев, снос пятисотлетней национальной и исторической памяти и тотальную дискриминацию их носителей [23; 29; 51; 45].

«Русская весна» в Донбассе (2014) имела мощное культурное основание, была обусловлена острым неприятием постсоветского периода в целом и спровоцирована вооруженным переворотом и нацистским постмайданным безвременьем. Она была искусственно обесточена и локализована глобальными структурами и их российскими компрадорскими филиалами [3; 18]. Это – первая «цветная революция наоборот», массовое отпорное движение против «святых 90-х» и бандеровщины, показатель того, что не все советские граждане и их потомки ужились с насильственной маргинализацией.

 

*          *          *

Теневые потоки способны существенно скорректировать ход развития истории, привнося дополнительный социокультурный ресурс или, напротив, избавляя её от «излишнего» ресурса. В теневых формах накапливается весомый потенциал грядущих социальных трансформаций. Влияние теневых течений становится устойчивым, нередко крайне неожиданным, зачастую решающим и всегда неоднозначным фактором всемирной истории.

Между историческими и теневыми явлениями в плане бытийном качественных различий нет. Сложность фиксации теневых форм на социальном или этническом уровне не означает отсутствия преемственности в плане культурном, и наоборот. Теневые потоки невозможны без участия жизнеспособной, расколотой на ряд противоборствующих направлений и изначально далёкой от сокрытия культуры.

Исчерпание отдельной теневой формы не означает пресечение всего теневого потока и/или «пучка». На месте угасшего теневого потока могут проявиться иные, ориентированные на решение сходных задач. Теневые потоки способны восстанавливать утраченные механизмы преемственности – посредством культурных эстафет и/или реанимации (актуализации) «архивированных» в текстах идей и ценностей.

Далеко не все теневые потоки способны когда-нибудь выйти из сокрытия, что не снижает силы их влияния на прочие исторические процессы и формы.

Социокультурные формы, которые Запад безвозвратно вытесняет на глобальную обочину, мы изгоняем в основном в тень. И пока способны, в отличие от Запада, до отвергнутых достучаться. В современном мире теневые выбросы, независимо от их локализации, будут направлены против глобального фасада. Россия должна уйти с бесплодной обочины глобального мира и перестать загонять себя в тень. Беда в том, что правящим элитам теневой культурный ресурс не доступен и/или не нужен, а его носители едва ли отзовутся даже на открытый «призыв» партии «воров и выжиг».

 

Литература

1. Американский сенат извинился перед афроамериканцами за рабство // Известия. 19.06.2009.

2. Асламова Д. Французы вооружаются, чтобы противостоять мигрантам // Комсомольская правда. 06.12.2016.

3. Бондаренко О. Украина внутри нас: Сдача Донбасса - в интересах пармезанов на госслужбе // Московский комсомолец. 29.05.2020.

4. Бордачёв Т. Коронавирус и распад либерального порядка: судьба Европы под вопросом // Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». 19.03.2020. - https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/koronavirus-i-raspad-liberalnogo-poryadka/ (дата обращения: 18.07.2020).

5. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика; Вступит. ст. Эрнста Генри. М.: Прогресс, 1983.

6. В США рекордными темпами сокращается «трудоспособное население» // Кто в курсе. 03.02.2017. - https://ktovkurse.com/mirovaya-ekonomika/v-ssha-rekordnymi-tempami-sokrashhaetsya-trudosposobnoe-naselenie (дата обращения: 18.07.2020).

7. Вусатюк О.А. Постмайданная Украина. Антиисторическая аномалия во всемирной истории // Свободная Мысль. 2018. №3.

8. Вусатюк О.А. Социально-исторические фасады: Переразвитие великого и мнящего себя великим // Альтернативы. 2019. №3.

9. Вусатюк О.А. Теневые потоки российской истории XVII - начала XXI века // Свободная Мысль. 2017. № 2.

10. Дафтари Ф. Краткая история исма’илизма: Традиции мусульманской общины. М.: АСТ: Ладомир, 2004.

11. Деникин А.И. Очерки русской смуты / Предисл. Н.Ф. Бугая. М.: Мысль, 1991.

12. Доля россиян с доходами меньше 15 тыс. рублей выросла до 45% // Известия. 07.07.2020.

13. Дэвис Н. История Европы. М.: АСТ, Транзиткнига, 2004.

14. Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

15. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М.: Мысль, 1982.

16. Иноземцев В. Будем жить как в США, или Даёшь продуктовые талоны! // Время и Деньги. 27.02.2019. - https://www.e-vid.ru/ekonomika/270219/budem-zhit-kak-v-ssha-ili-dayosh-produktovye-talony (дата обращения: 18.07.2020).

17. Кёниг П. Сценарий конца света: Это все больше похоже на зачистку Земли от лишних ртов // Свободная пресса. 09.04.2020. - https://svpressa.ru/world/article/262151/ (дата обращения: 18.07.2020).

18. Климов С. Почему Россия не зовет? // ИАП «Альтернатива». 19.05.2020. http://alternatio.org/articles/articles/item/80563-pochemu-rossiya-ne-zovet (дата обращения: 18.07.2020).

19. Краткая история Германии / У. Дирльмайер, А. Гестрих, У. Херманн и др. СПб.: Евразия, 2008.

20. Ли Г.Ч. История инквизиции. Происхождение и устройство. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2013.

21. Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлере; Науч. ред. и вступит статья В.С. Галла. М.: Мол. Гвардия, 2003. С. 206-211, 263-269.

22. Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин. XVII - начало XX века. М.: Вост. лит., 2005.

23. Никифорова В. Интеллигенция Запада разжигает ненависть против белых // Взгляд. 05.07.2020. - https://vz.ru/world/2020/7/5/1048364.html (дата обращения: 18.07.2020).

24. Нобелевский лауреат Майкл Левитт: Карантин — пустая трата времени, он убил больше людей, чем спас // Комсомольская правда. 29.05.2020.

25. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. М.: АСТ, 2003.

26. Озмент С. Могучая крепость: Новая история германского народа. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

27. Пещерский В. «Красная капелла»: Советская разведка против абвера и гестапо. М.: Центрполиграф, 2000.

28. Полунина Д. Нардеп Галина Третьякова попала в скандал с высказыванием о «детях низкого качества» // The Page. 24.06.2020. https://thepage.ua/news/nardep-galina-tretyakova-popala-v-skandal-s-vyskazyvaniem-o-detyah-nizkogo-kachestva (дата обращения: 18.07.2020).

29. Прихватилов В. Бунтующая Америка – страх, насилие, ненависть… // Фонд стратегической культуры. 04.06.2020. - ttps://www.fondsk.ru/news/2020/06/04/buntujuschaja-amerika-strah-nasilie-nenavist-51049.html (дата обращения: 18.07.2020).

30. Просто они много едят. Соцсети подорвало объяснение Ревы, почему украинцы тратят 50% зарплаты на еду // Українські Новини. 12.08.2017. - https://nv.ua/ukraine/events/prosto-oni-mnogo-edjat-sotsseti-podorvalo-objasnenie-revy-pochemu-ukraintsy-tratjat-50-zarplaty-na-edu-1654156.html (дата обращения: 18.07.2020).

31. Родионов Д. Коронавирус: Поздно дошло, что пережить эпидемию и не убить экономику было можно // Свободная пресса. 29.05.2020. - https://svpressa.ru/society/article/266617/ (дата обращения: 18.07.2020).

32. Ройтер В. Диктатура политкорректности // Совершенно секретно. 2018. №.1/402.

33. Рыбачук С. Почему у Путина не получается победить нищету, как это удалось в Китае // Свободная пресса. 21.05.2020. - https://svpressa.ru/society/article/265901/vdimnewritm/ (дата обращения: 18.07.2020).

34. Савин Л. Билл Гейтс и династии новых мальтузианцев // Фонд стратегической культуры. 23.05.2020. - https://www.fondsk.ru/news/2020/05/23/bill-gejts-i-dinastii-novyh-maltuziancev-50939.html (дата обращения: 18.07.2020).

35. Сидорчик А. Долг самурая. Последний диверсант Второй мировой сдался только в 1974 году // Аргументы и факты. 17.01.2014.

36. Созина С.А. Тупак Амару - великий индейский повстанец. 1738-1781. М.: Наука, 1979.

37. Тайные общества в старом Китае / АН СССР. Ин-т востоковедения / под ред. В.П. Илюшечкина. М.: Наука, 1970.

38. Теневой / Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.

39. Тень / Большой толковый словарь русского языка.: Ок. 60000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: АСТ: Астрель, 2004.

40. Тень / Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов. / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и образование, 2008.

41. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Мн.: Харвест, 2002.

42. Четверикова О.Н. Диверсия под видом модернизации: от форсайт-проекта 2030 - к «цифровой школе». Заказчики и лоббисты // Свободная мысль. 2018. № 4.

43. Bowles N. Human Contact Is Now a Luxury Good // The New York Times. March 23, 2019. - https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday-review/human-contact-luxury-screens.html (дата обращения: 18.07.2020).

44. Brendan M. Were Trump voters motivated by racism or economic anxiety? France offers a clue // The Week. Febr. 23, 2017. - http://theweek.com/articles/681642/trump-voters-motivated-by-racism-economic-anxiety-france-offers-clue (дата обращения: 18.07.2020).

45. Devine M. Nationwide George Floyd riots are the price of liberalism // The New York Post. May 31, 2020. - https://nypost.com/2020/05/31/george-floyd-riots-are-the-price-of-liberalism-devine/ (дата обращения: 18.07.2020).

46. Dreher R. Weimar America’s Journalistic Elites // The American Conservative. June 4, 2020. -  https://www.theamericanconservative.com/dreher/weimar-america-journalistic-elites-new-york-times/ (дата обращения: 18.07.2020).

47. Fears D. House Issues An Apology For Slavery // Washington Post. July 30, 2008. - http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/07/29/AR2008072902279_pf.html (дата обращения: 18.07.2020).

48. Flaherty C. Crime Is the New Black Entitlement // The American Thinker. Apr. 4, 2017. - - http://www.americanthinker.com/articles/2017/04/crime_is_the_new_black_entitlement.html (дата обращения: 18.07.2020).

49. Fukuyama F. Against Identity Politics. The New Tribalism and the Crisis of Democracy // Foreign Affairs. September/October 2018. - https://www.foreignaffairs.com/articles/americas/2018-08-14/against-identity-politics-tribalism-francis-fukuyama?cid=int-nbb&pgtype=hpg (дата обращения: 18.07.2020).

50. Gillespie P. 95 million are still out of the workforce, and it's still a misleading number // CNN Money. Jan. 10, 2018. - https://money.cnn.com/2018/01/10/news/economy/95-million-out-of-workforce/index.html. (дата обращения: 18.07.2020).

51. Gray F. America’s immune system is failing // The Spectator. 30 May 2020. - https://www.spectator.co.uk/article/america-s-immune-system-is-failing (дата обращения: 18.07.2020).

52. Jacoby S. The Dumbing Of America // The Washington Post. 17.02.2008. - http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/02/15/AR2008021502901_pf.html (дата обращения: 18.07.2020).

53. Kissinger H. A. The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order // The Wall Street Journal. April 3, 2020. https://www.wsj.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order-11585953005 (дата обращения: 18.07.2020).

54. Rapoza K. The Brains Behind 'Occupy Wall Street' // Forbes. Oct. 14. 2011. - http://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2011/10/14/the-brains-behind-occupy-wall-street-and-where-its-heading/ (дата обращения: 18.07.2020).

 

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha