Выход в свет книги белорусского политического философа Алексея Дзерманта «Беларусь – Евразия. Пограничье России и Европы» [2] – значимое событие в научно-гуманитарной сфере. Системный социально-политический, политико-экономический и социокультурный регресс, длящийся четвертое десятилетие на пространстве большой Евразии, настойчиво сигнализирует о необходимости скорейшей реинтеграции некогда единого геополитического и цивилизационного материка. В то же время созданные с указанной целью межгосударственные структуры справляются с указанной задачей недостаточно удовлетворительно.
Одна из причин этого – идейно-смысловой вакуум как элемент структуры евразийского интеграционного механизма. Сегодня политико-идеологические и социумно-информационные миры отдельных постсоветских государств далеки друг от друга настолько, что погружают их жителей в принципиально различную информационную реальность. В связи с вышесказанным настоящая книга решает важнейшую задачу, создавая идейно-смысловые основы евразийского интеграционного контента и одновременно приглашая читателей к разговору о его дальнейшем углублении и детализации.
Один из бесспорных плюсов книги – масштаб геополитической и геостратегической авторской мысли. Фундаментальный дискурс, выкованный на основе глубокого синтеза гуманитарной науки, политической и исторической философии, основанный на систематизированной совокупности социально-значимых фактов, освещает глубины постсоветского бытия, транслируя одновременно миропроектно-стратегический характер.
Книга была подписана в печать в августе 2020 года, за неделю до начала острой фазы белорусского кризиса. В ней не только обозначены мины, заложенные под республиканский общественно-политический порядок, но также предложена совокупность рецептов, способных в обозримом будущем смягчить, а в стратегической перспективе - и справиться с последствиями социально-политической турбулентности, несущей опасность не только для белорусской государственности, но и для всего евразийского цивилизационного организма.
Учитывая концептуальный, идейно-смысловой дискурс авторского исследования, целесообразно отразить содержащиеся в нем основополагающие стратегические концепты.
- Тезис о «трех русских народах» и евразийских постсоветских нациях как социально-политических и историко-политических сущностных субстанциях. Вопрос о развитии отношений между тремя славянскими народностями — русскими, украинцами и белорусами — является чрезвычайно острым. Он активно обсуждается не одно десятилетие.
В современной России на него наиболее распространены два взаимоисключающих ответа. Первый из них, «бело-консервативный», сводится к необходимости восстановления «единой и неделимой России», с желательностью включения в нее на унитарных основаниях территорий современных Украины и Белоруссии. Вторая позиция, «оранжево-либеральная», предлагает избавиться от «постсоветских реликтов прошлого» как от «ненужной обузы» с пожеланием каждому из государств самостоятельно идти «магистральной дорогой евроинтеграции».
Заслугой автора является обозначение и разработка «третьего пути». Анализируя мейнстрим гуманитарного контента современных постсоветских государств, А.В.Дзермант твердо указывает на практическую невозможность сегодняшнего слияния постсоветского пространства в единое государственное поле. Помимо имеющегося в каждой из постсоветских республик более или менее многочисленного антироссийского и антиевразийского социально-политического актива (как правило, радикально этно-националистического либо фундаменталистски-религиозного), требуется осознание того факта, что постсоветский государственный суверенитет превратился в сознании большинства их жителей из «вынужденной необходимости 90-х» в «реальную государственную ценность» нулевых и, в особенности, десятых годов XXI века.
Наиболее перспективна российская внешняя политика как предполагаемого «евразийского центра». Слишком долго постсоветское пространство рассматривалось российским политикумом в жестком, конъюнктурно-утилитарном, сиюминутном контексте. Сегодня реставрация ни Советского Союза, ни Российской империи уже невозможна. В то же время теснейшая системная и всесторонняя интеграция постсоветских национальных государств — экономическая, военно-политическая, идейно-гуманитарная — одна из первостепенных и актуальных задач, затрагивающих интересы десятков миллионов людей.
Автор предупреждает, что в XXI веке происходит образование крупнейших глобальных геополитических «полюсов силы» с населением более 250—300 млн. человек. Реализация российских интересов немыслима без восстановления миллиона социально-значимых нитей с нынешними национально-оформленными постсоветскими рубежами. Постсоветская интеграция, однако, по мнению автора, жизненно необходима не только России как ее ядру, но и всей ее цивилизационной периферии.
К примеру, для многонационального Казахстана евразийская интеграция – единственный источник мирного развития, в противовес радикальному исламскому фундаментализму и пантюркизму. Для Белоруссии – и это не раз подчеркивается автором – евразийская интеграция является основой функционирования ее многовековой самобытности. Для Армении и Таджикистана усиление евразийского фактора – единственный шанс на выживание и развитие в бурных водах XXI столетия, позволяющий не погибнуть в урагане наступающего пантюркизма (для Армении) и исламского фундаментализма (для Таджикистана).
Автор констатирует, что за постсоветские десятилетия импульс евразийского интегративного потенциала оказался в значительной степени утрачен, в связи с чем многое придется восстанавливать с «чистого листа». В частности, с Украиной потребуется «играть вдолгую». Возможность фундаментального и результативного евразийского воздействия на элиту, социально-экономическую и идейно-гуманитарную сферы Украины имеются, но решающая победа на указанном фронте может быть достигнута лишь всесторонней и последовательной многолетней работой.
Автор показывает необходимость переосмысления каждой постсоветской республикой своего исторического пути для определения своих социокультурных кодов и социообразующих факторов. Этот анализ невозможно провести без учета советского периода их государственности. В отношении белорусской государственности эта задача блестяще решена авторам. Благодаря его работе появились основания говорить об устойчивой белорусской идентичности и ее неотъемлемых свойствах, равно как и об обусловленности ее исторической судьбы необходимостью евразийской интеграции. Аналог подобной работы, по нашему мнению, будет исключительно полезен украинскому, молдавскому, казахстанскому и иным постсоветским государственно-организованным обществам с целью дальнейшего определения их пути.
- Союз России и Белоруссии – «дуальность интеграции». Всестороннее союзничество России и Белоруссии в постсоветскую эпоху — важнейший и неотъемлемый элемент геополитической судьбы обоих государств. Несмотря на периодическую проблемность российско-белорусских отношений за последние два десятилетия, их внешнеполитическая независимость нередко приносила позитивные политические плоды. В качестве примера можно привести белорусское посредничество в российско-украинских делах, а также взаимные меры по облегчению европейских санкционных режимов. Сегодня интеграционные процессы между двумя братскими народами должны быть запущены с новой силой. Одним из концептов подобного запуска, по мнению автора, должна стать цивилизационная ось «Минск–Москва–Петербург» с ее всесторонним технико-инфраструктурным, экономическим и гуманитарно-идеологическим наполнением.
- Будущее евразийской интеграции – триада «Евразийство –социализм – космизм». На основе фундаментальных трудов ученых-евразийцев ХХ века в синтезе с современными культуролого-лингвистическими исследованиями евразийских обществ автор осуществляет комплексный ментально-культурный анализ основ сегодняшнего евразийского социума. Его результатом становится введение в научный оборот концепта «Северная Евразия» (см. также [1]), под которым понимается постсоветский государственно-территориальный геополитический ареал. Этот концепт противопоставляется Южной Евразии – подлинному и последовательному Востока, а с другой стороны – объединенной Европе. Северная Евразия имеет уникальную цивилизационную идентичность, в основе которой находится синтез трех непреходящих ценностей: социальной, исторической и общечеловеческой справедливости, коллективной безопасности народов и индивидов, а также стремления к постоянному и всестороннему развитию.
Подчеркивая важность геополитического тренда евразийской интеграции, автор указывает, что западные элиты не мыслят принятие России как целостной государственно-правовой субстанции в качестве части европейской цивилизации. Автором исследования делаются многочисленные ссылки на выступления президента Франции Э. Макрона, а также на работы известного члена «трампистской» команды С. Бэннона, которые опровергают ряд постулатов, свойственных сегодняшнему либерально-европеизированному российскому элитному сектору, относительно подлинного отношения западных элит к России. Это, безусловно, дает современным евразийцам еще один весомый козырь.
- Белоруссия – «фронтир Евразии». Под фронтиром автор понимает территорию, на которой социокультурные коды определенной цивилизации входят в приграничное взаимодействие с носителями соседних социально- и геополитически значимых концептов. Автор подчеркивает, что Белоруссия – важнейший западный фронтир евразийской цивилизации. В его рамках заметно проявлены как собственные ментально-культурные особенности, так и «трансграничность» современного белорусского бытия.
К социокультурным кодам белорусского народа – ментальным чертам, без которых невозможно представить ту или иную социокультурную общность, - автор относит белорусский «партизанский дух», космизм (стремление постичь суть человеческого бытия, став частью вселенского проекта, базирующегося на вселенских морально-нравственных устоях), евразийскую континентальную общинность, а также природную трудовую дисциплину. Ни один из перечисленных выше социокультурных кодов не смог бы сложиться вне советского социокультурного пространства и порождаемого им особого жизненного опыта. «Беларусь – нация тружеников» – литературный оборот, вне которого невозможно представить матрицу исторически сформировавшейся белорусской общности, исторический путь формирования белорусской нации, равно как и ее современное ментальное состояние.
Евразийский социокультурный код белорусской общности проиллюстрирован автором наиболее подробно и рельефно. Автор исследования выдвигает тезис о том, что любое государство, в котором исторический белорусский элемент был объёмно представлен (Великое княжество Литовское, Российская Империя, СССР), имело ярко выраженные евразийские черты, определяющие его конечную идейно-смысловую суть.
Автор подробно анализирует вековую угрозу белорусской государственности со стороны Польши [3]. Указанный исторический вызов ни в коей мере нельзя недооценивать, ежеминутно оценивая польский эспансионизм предельно трезво и хладнокровно, адекватно отвечая на него в соответствии с текущими социально-значимыми обстоятельствами.
Актуальный для современной Белоруссии историософский вопрос – отношение к литовскому наследству. Учитывая изначальный, литовско-русский характер Великого княжества Литовского, автор предлагает на определенных территориях Белоруссии создать образ «белорусской Литвы» – части страны, где наиболее полно будет воспроизведена память об ушедших эпохах в синтезе с их высокотехнологическим развитием. Указанный комплекс мероприятий позволит произвести окончательный синтез прошлых эпох, не противопоставляя одну другой, а создавая гармоничную мозаику, «цепь времен», с целью дальнейшего обеспечения для Белоруссии стабильного евразийского будущего.
Основной заслугой автора следует считать актуализацию евразийской геополитической проблематики вкупе с созданием теоретических основ перспектив постсоветской реинтеграции. Автор по-новому осмыслил генезис белорусской государственности и перспективы ее полноценного вхождения в единое евразийское идейно-смысловое поле. Выразим надежду, что многочисленные авторские рекомендации будут использованы не только в рамках строительства собственно белорусского ментально-культурного и государственно-правового поля, но и в процессе дальнейшего системного построения многочисленной и разнообразной евразийской общности.
Литература
1. Герасимов И., ред. Новая имперская история Северной Евразии. В 2-х томах. Казань: Ab imperio, 2017.
2. Дзермант А. Беларусь – Евразия. Пограничье России и Европы. М.: Родина, 2020.
3. Польша-Беларусь (1921-1953). Сборник документов и материалов. Мн.: Беларуская наука, 2012.
Очень важная и нужная работа. Особенно в такое сложное для Белоруссии и России время