Характерной чертой второй половины 1920-х – 1930-х гг. является военизация всей общественно-политической жизни СССР, в том числе и пионерской работы. Участившиеся вооруженные конфликты на границах страны требовали революционной бдительности, подготовки каждого человека к защите Родины. С 1927 г. в связи с обострением международной обстановки обучение военному делу всего населения и, в частности, детей и подростков становится одним из важных направлений работы. Руководящими органами ВЛКСМ в «Наказе юным пионерам в связи с опасностью войны» (1927), в «Обращении Центрального бюро юных пионеров при ЦК ВЛКСМ ко всем юным пионерам и детям рабочих и крестьян Советского Союза» (1928) намечены направления и формы военной подготовки пионеров и школьников: обучение санитарной работе, топографии, сигнализации, стрелковому делу, изучение истории героических побед Красной Армии, знакомство с жизнью, учебой, бытом Красной Армии, для чего в школах и пионеротрядах должны проводиться утренники, вечера и выставки в честь Красной Армии, создаваться военные уголки, стрелковые кружки, для старших пионеров – курсы по топографии, первой помощи, военно-химическому делу, сигнализации. Для старших учащихся было введено преподавание военного дела. Массовая военная работа с детьми, проводившаяся как в школе, так и вне школы. Военизация существенным образом коснулась досуга и игр детей. - Н.К. Крупская обращалась к представителям сельских учителей в 1927 г.: «Ориентировку, умение держать связь, умение держать язык за зубами – это можно развивать во время игры <…> можно создать целый ряд игр, которые помогут отдавать себе отчет в том, что если говоришь, то говори обдуманно и не скажи того, чего не хочешь сказать». - Были разработаны комнатные и настольные военные игры, загадки, шарады, ребусы, викторины по истории Красной Армии и флота, по связи и сигнализации, стрелковому делу, топографии, химделу, авиоделу (орфография тех лет). - К годовщинам вооруженного восстания в Петрограде проходили игры-инсценировки: «например, ленинградское восстание в октябре или октябрьское восстание в нашем городе». - В честь пятой годовщины Красной армии (февраль 1923 г.) на Воробьевых горах прошла военная игра «Взятие Перекопа» под руководством легендарного героя гражданской войны С.М. Буденного и с участием курсантов кавалерийской школы; курсанты помогали пионерам «в предоставлении пионерам телеграфа, палаток, военного снаряжения». - К пятилетию разгрома войск Юденича под Петроградом (1924 г.) журнал «Вожатый» предлагал пионерским отрядам провести массовую двухдневную игру «Бой за Ленинград» . - В августе 1927 г. в Москве на Воробьевых горах под руководством С.М. Буденного снова состоялась военная игра пионеров Краснопресненского района «Красные и синие». При подготовке к ней пионеры все лето изучали маскировку на местности, саперное дело, учились ходить по азимуту, читать карту, готовили игровое вооружение – деревянные винтовки, взрывные пакеты, дымовые шашки. <…> Для игры каждый участник получил в подарок от С.М. Буденного красноармейский шлем-буденовку. - В июне 1936 г. Ленинский РК ВЛКСМ провел на Ленинских горах массовую военную игру для учащихся 7-10 классов «Высадка десанта из Москвы-реки». - В летних выездных пионерских лагерях проводились игры «Красные и белые», «Буденовцы и махновцы», в которых победа красных и поражение белых были предопределены сюжетом. Решение непростого политического вопроса об эмоциональном восприятии детьми возможности победы «белых» в военной игре предложил в 1925 г. ленинградский инструктор-методист по физкультуре Г.А. Палепа в разработке новой настольной игры, напоминавшей шашки и шахматы. «Во время маневров приходится тем же красноармейцам изображать белых, и составитель с полной уверенностью может сказать, что в случае победы белых они будут гордиться лишь своими военными навыками, но не тем, что белые победили. <…> И дети, изображающие белых, в случае выигрыша, будут радоваться лишь своей физической ловкости, сообразительности, но не тому, что белые победили» «Прежде всего во всякой партийной игре, где имеются 2 стороны противников, шансы сторон должны быть равными, иначе игра является с заранее предрешенной победой и потеряет живой интерес. Во время маневров приходится тем же красноармейцам изображать белых, и составитель с полной уверенностью может сказать, что в случае победы белых они будут гордиться лишь своими военными навыками, но не тем, что белые победили. Детям в подвижных играх приходится изображать красных и белых. И дети, изображающие белых, в случае выигрыша, будут радоваться лишь своей физической ловкости, сообразительности, но не тому, что белые победили. Настоящая игра, являющаяся отражением «Истории революции и советского быта», должна соответствовать действительному процессу революции. Как известно, в процессе революции приходится иногда делать шаг назад, но этот шаг назад удесятеряет закал, сплоченность и силы революционеров для того, чтобы в следующий момент сделать два шага вперед. Если подойти к затронутому вопросу с полит-воспитательной точки зрения, то настоящая игра, отражая процесс революции – шаг назад – два шага вперед – безусловно будет порождать у молодежи революционное настроение и стремление дать реванш и во чтобы то ни стало победить корону.В данном случае на все поражения будут смотреть как на шаг назад в революционном смысле. Составитель считает, что в процессе игры победа черных именно и будет служить полит-воспитательном стимулом для создания настроения отпора. Молодое поколение революционеров должно знать, что революция еще не окончена, что на пути к мировому октябрю еще могут быть шаги назад, и что поэтому надо с удесятеренной силой и революционным настроением довести победу до конца» . - В процессе изучения военного дела практиковались игры, в ходе которых пионеры и школьники отрабатывали навыки маскировки, ориентирования, сигнализации, следопытства, умения ставить и читать «дорожные знаки», полученные на занятиях военных кружков или на сборах пионерских отрядов. - Отметим, что в этой области имело место широкое, хотя и негласное использование скаутских методик, и в их числе – игр на местности, направленных на развитие у детей внимания, наблюдательности, быстроты реакции и пр. (игры «Поиски пропавшей партии», «Открыть штаб неприятеля», «Пограничники», «Лисичка», «Разведчик», «Охраняй проход»). - Вот один из примеров военной игры-эстафеты второй половины 1930-х гг., рекомендованный к проведению по месту жительства (во дворах, парках, скверах, на детских площадках): надо надеть противогаз и затем вдеть нитку в иголку; двоим участникам игры дается задача одновременно надеть противогазы друг на друга на скорость (соревнуются несколько пар); «Туши бомбу» – прицельное кидание мешочков с песком в круг; броски в цель деревянной гранаты или мяча; «Проводка линии» – эстафетный бег с разматыванием шпагата и сматыванием его на обратном пути; «Не касайся земли» – задание перейти «зараженный» участок по кирпичам, перекладывая их; кто больше за 10 минут нарисует топографических знаков с подписями; кто быстрее расшифрует текст, написанный азбукой Морзе. - Из игры в «Летучую почту», пришедшую к детям из практики армейской связной работы, впоследствии вырос известный «сбор по пионерской цепочке». В «Летучей почте» при соревновании нескольких звеньев последний оповещенный пионер из каждого звена должен был позвонить вожатому отряда по телефону и доложить о получении почты. - В играх немалое место занимала подготовка, часто не уступающая по увлекательности самому действию. Например, юные авиостроители (орфография того времени) всем кружком строили воздушный шар-монгольфьер, в условиях выездного летнего лагеря или в ходе занятий в учебном году, а потом выходили в поле на запуск его и на игру «Поиск шара». До запуска шара каждое звено, используя полученные на занятиях кружка знания по метеорологии, определяло направление и скорость ветра, а через определенное время после запуска шара начинались его поиски. «Победившим считается звено, сумевшее поймать шар и доставить его на место пуска в целом аккуратно свернутом виде». - Интересна и увлекательна игра юных моряков «Дети капитана Гранта», разработанная во второй половине 1930-х гг. военруком-педагогом М.Н. Занегиным. По ее сюжету в тихой заводи реки участники кружка юных моряков (в походе или в выездном лагере) находят бутылку с запиской, где указано местонахождение капитана Гранта (это шалаш с запиской, адресованной победителям в этом игровом соревновании). Соревнующиеся между собой два звена отправляются на поиски на лодках, при этом имеют право высаживаться на берег не более трех раз, а поиски производить с воды, руководствуясь описанием места. «Эта игра при достаточной фантазии и изобретательности вожатого может превратиться в замечательную, захватывающую игру, в которой будет фигурировать и путешествие через прерии, и пойманная акула с письмом, нападения дикарей на Огненной Земле и т.д.» . Военные игры в совокупности с другими элементами военной работы пионерской организации, школы и Осоавиахима имели огромное значение для патриотического и гражданского воспитания детей и подростков, для боевой подготовки поколений, победивших в Великой Отечественной войне. Можно с большой степенью определенности сказать, что к 1941 г. подавляющее большинство населения СССР в возрасте до 30 лет прошло военную подготовку в годы пребывания в пионерской организации, а молодые люди младше 25 лет практически все принимали участие в военных играх в годы своего пионерского детства. Военные игры в совокупности с другими элементами военной работы пионерской организации, школы и Осоавиахима имели огромное значение для патриотического и гражданского воспитания детей и подростков, для боевой подготовки поколений, победивших в Великой Отечественной войне.
|