Прощание с классовым подходом

Опубликовано 29.03.2009 автором Наталья Морозова в разделе Общество и его культура
Прощание с классовым подходом
Ну, сколько можно цепляться за классовый подход? Сегодня, когда по Планете, как вихрь, несется кризис, когда на наших глазах капитализм трещит по швам, разве не ясно, что кризис порожден вовсе не классовым противостоянием? Не считать же причиной кризиса те немногочисленные выступления трудящихся, которые обычно заканчиваются либо компромиссом с властями, либо разгоном протестующих полицией.

    А вот крупных классовых битв, таких, какие сотрясали прошлые два века, нет и пока не предвидится. А капитализм-то рушится. Почему? Где глубинные, сущностные причины?

        В моей предыдущей статье «Революция необходима. Но совершать ее некому» были поставлены вопросы: почему советский народ

в 90-х годах поддержал контрреволюцию? Почему социализму предпочел капитализм? Честно говоря, в той статье эти вопросы остались без ответа. Дело в том, что, по мере написания, мне стало ясно, что эти вопросы не решить, если предварительно не разобраться с другим вопросом: а что же на самом деле произошло в СССР в начале 90-х годов?

   В том, что это была контрреволюция, сегодня уже ни один нормальный человек не сомневается. Не сомневаются и те, кто величают ее «революцией», например, Ципко, Мау и др. Они же знают, что слово «контрреволюция» вызывает у советского народа ассоциации негативные, враждебные. Ну, представим себе, что Ципко сказал бы: да, я контрреволюционер. Да его бы камнями закидали - «У, контра недобитая!».

   Совсем другое дело - слово «революция». Это слово греет душу, напоминает о романтике и героике революционных битв. Однако, как бы квазидемократы ни рядились в героические революционные одежды, суть от этого не меняется. А суть такова: в начале 90-х годов власть захватили

противники советской власти и социализма. Были отвергнуты достижения советского народа, был предан анафеме Октябрь 17-го. Так что однозначно: это была контрреволюция.

   Впрочем, в этом моем утверждении ничего оригинального нет, я лишь сформулировала суть общего мнения. А вот на следующий вопрос я предложила действительно оригинальный ответ, предложила свою версию произошедшего в 90-е годы. Вот за эту версию мне уже изрядно попало от комментаторов моей статьи. А уважаемая мною Ирина Арзамасцева, так прямо обвинила меня в отступничестве от марксизма, в том, что я покушаюсь на самые что ни на есть краеугольные камни.

А имеет ли право марксист покушаться на краеугольные камни?

   Я считаю, что не только имеет право, но и обязан регулярно пересматривать свое отношение к этим самым камням. Иначе это уже не марксист-диалектик, а марксист-догматик. Даже под самым крепко построенным зданием фундамент со временем стареет, дает трещины, нуждается в капитальном ремонте, а то и вовсе в замене краеугольных камней. Что уж говорить об общественных науках, которые изучают такую противоречивую, такую непредсказуемую вещь - жизнь общества!

     Да, признаюсь: на один из краеугольных камней я действительно покусилась. И, во избежание кривотолков, повторю еще раз свое крамольное утверждение. Если вы не забыли, вопрос был поставлен так: а какова сущность контрреволюции начала 90-х годов? Марксистские ортодоксы говорят, что сущность чисто классовая. Мол, свергнутая в 1917 году буржуазия взяла реванш, свергла власть пролетариата и стала строить в стране капитализм. Так что классовый подход по-прежнему дает ответы на острые вопросы современности.

   Так вот, именно на этот краеугольный камень, то есть, на классовый подход я и осмелилась покуситься. Я утверждаю, что в СССР в начале 90-х годов контрреволюция произошла вовсе не на классовой основе. А на какой же? Отвечаю: на идеологической.

   Но разве идеология не связана с классами, разве можно идеологию оторвать от классов? Отвечаю: можно. Впрочем, идеология давно уже сама оторвалась от классов. Произошло это в Советском Союзе. Кстати, ведь и раньше, задолго до возникновения социалистической страны СССР, идеология не была так уж крепко спаяна с каким-то определенным классом.

   И среди эксплуатируемых было немало сторонников буржуазной идеологии. А уж социалистическая идеология и вообще вырабатывалась представителями образованных, то есть, в основном, эксплуататорских классов. Само собой, что и сторонников социалистической идеологии поначалу было больше в среде буржуазии, в среде дворянства. Да и сами Маркс с Энгельсом вышли из буржуазных семей.

   Ну, а уж в Советском Союзе, где было построено бесклассовое общество, идеология окончательно отделилась от классов. Да, классов в СССР не было, но идеологии были. Социалистическая идеология была основной, и не только государственной, но и принятой большинством населения. А вот буржуазная идеология была не в чести у власти, поэтому она пряталась по углам. Это была идеология антисоветская, антисоциалистическая, так сказать, диссидентская.

   Соответственно, классовой борьбы в СССР не было и быть не могло. А вот борьба идеологическая была. Но эта борьба никогда бы не привела к поражению социалистической идеологии, если бы буржуазная идеология не поддерживалась из-за рубежа. И ведь не только поддерживалась, но и активно насаждалась, причем при содействии наших диссидентов. В советское время мы посмеивались над словами «тлетворное влияние Запада», а ведь такое влияние действительно было.

   Еще и еще раз повторяю: в СССР классов не было!  А в начале 90-х годов в смертельной схватке столкнулись две идеологии: буржуазная и социалистическая. На этот раз одолела идеология буржуазная. Конечно, сама по себе идеология - это всего лишь комплекс идей. Должны быть какие-то материальные носители идеологии, то есть, люди. И они объявились.

   Вот, например, Егор Гайдар. Он что, потомок дворян или хотя бы белогвардейского офицера? Нет, его дедушка командовал красноармейским полком. А как романтично Аркадий Гайдар воспел в своих рассказах советскую страну! Страну, лучше которой нет на свете. А вот внучек героического дедушки, тот самый мальчиш Плохиш, продал прекрасную страну за банку варенья да ящик печенья.

  Какие же тут классы? Нет, контрреволюцию организовали такие вот плохиши, люди безнравственные, бессовестные, не способные за какими-то неурядицами, недостатками разглядеть сущность великой социалистической идеи. А никакие не классы, это очевидно. Но почему же, несмотря на очевидность, большинство коммунистов по-прежнему считает, что классовый подход и сегодня является незыблемым краеугольным камнем обществоведческих наук?

   А потому, что так написано в «Манифесте коммунистической партии»! А «Манифест» в глазах коммунистов - это уж такая священная корова, священнее которой не бывает. Мол, «Манифест» и сегодня  - наш главный документ, в котором нельзя заменить ни камушка, ни кирпичика. Это, кстати, доподлинные слова одного из авторитетных нынешних марксистов - Р.И.Косолапова.

   Наши коммунистические ортодоксы готовы согласиться с тем, что марксизм - не догма. Но ведь это - всего лишь общие слова. А как только дело доходит до конкретной догмы, тут они непробиваемы. Как только заговоришь с ними конкретно о «Манифесте»,  - тут они стоят насмерть. Нельзя трогать «Манифест»: он весь состоит из краеугольных камней. А я утверждаю: «Манифест» пересматривать не только можно, но и необходимо.

«Манифест коммунистической партии» - тоже не догма!

   Нет, я не отрицаю классовый подход. Я лишь утверждаю, что классовый подход не универсален, что он применим только для изучения проблем классового общества. А поскольку в СССР классов не было, во всяком случае в последние два десятилетия существования Советского Союза, значит, разобраться в причинах гибели нашей страны классовый подход не поможет. Значит, нужно искать другие пружины, действовавшие в то время в стране и приведшие к катастрофе. Или мы, коммунисты, эти пружины выявим, изучим и - создадим новую революционную теорию, или наша страна никогда уже не вернется на путь социалистического развития.

   И знаете, что заставило меня усомниться в универсальности классового подхода? Представьте себе: сам «Манифест коммунистической партии» и заставил! Раскроем же «Манифест». Первая глава его называется «Буржуа и пролетарии». А вот и первая фраза этой главы:

- История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.   

   Ну, вот видите, говорят мне, в «Манифесте» ясно сказано, что во ВСЕХ обществах всегда шла и сейчас идет классовая борьба. Но так ли это? Да и вообще, почему надо цитировать только первую фразу? Давайте все же процитируем следующий абзац.

   - Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу...

   Постойте-постойте, что же это получается?  Значит, первым человеческим обществом было рабовладельческое общество?  А как же быть с научными открытиями, которые устанавливают возраст человеческого общества в миллионы лет? А как же быть с тем самым «первобытным коммунизмом», который, по мнению ученых, продолжался примерно 5-6 тысяч лет?  Разложение первобытной общины произошло примерно 6 тысяч лет тому назад, вот только с того времени и началось расслоение общества на классы.

     Так что же, Маркс и Энгельс, авторы «Манифеста», этого не знали? Представьте себе: не знали. Да и неудивительно. Естественные науки к тому времени были слабо развиты, ибо были жестоко преследуемы церковью. К моменту создания «Манифеста» прошло всего лишь два с половиной века, как был казнен Джордано Бруно. За что инквизиция отправила его на костер? А за то, что он подверг сомнению неизменяемость Вселенной. За то, что он высказал мысль об эволюционном развитии Вселенной.

   Правда, вслед за Бруно в борьбу с религиозными мифами о творце вступили Коперник, Кеплер, Галилей, Лейбниц, Ньютон... Но все они тоже были преследуемы церковью, а потому и не могли развернуться в полную силу: издавали свои произведения под псевдонимами, прибегали к иносказаниям, шли на  компромиссы с религией.

   С особой жестокостью церковь боролась с биологическими науками. Вплоть до 18 века ни одно из крупных открытий не смогло пробиться сквозь стену «теории» сотворения мира. Однако, несмотря на давление церкви, исследовательская деятельность ученых продолжалась. В 18-м же веке произошло событие: шведский ученый Карл Линней систематизировал огромное множество животных и растений, создав, по сути, каталог для познания Природы. И познание сдвинулось с мертвой точки.

   Теории Бюффона, Кювье, Ламарка и других ученых уже во всю наступали на религиозные догмы. Но - История ждала Дарвина!  И он пришел. В 1859 году вышла книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Началась новая эпоха в истории естествознания. Дарвиновская теория не только двинула вперед естественные науки, но и сильно пошатнула религиозные верования.

   А как же церковь? О, теологи аж зубами скрипели. Они заявили, что естественный отбор несовместим со словом божьим, что теория Дарвина - это угроза самому существованию христианства. Однако, дарвинизм завоевывал все больше и больше сторонников и, в конце концов, церкви пришлось пойти на компромисс: теологи вынуждены были заявить, что эволюция вовсе и не противоречит священному писанию.

   Впрочем, о церкви - это я так, к слову. Главное, конечно же, было то, что с появлением дарвинизма естественные науки воспрянули. В геологии, палеонтологии, археологии, анатомии, зоологии и других областях естествознания открытия следовали за открытиями, теории за теориями. Этот всплеск активности естественных наук сильно пошатнул религиозные догмы.

А теперь внимание, самое интересное: этот же всплеск естественных наук пошатнул и некоторые краеугольные камни «Манифеста». И даже нашелся человек, который лично и покусился на самый же первый камень. Знаете, кто был этот человек?

Человека этого звали Фридрих Энгельс!

  Да-да, именно Энгельс первым и покусился на краеугольный камень под названием «классовый подход». А ведь Энгельс был не просто соавтором «Манифеста», это именно он и предложил Марксу изложить в форме манифеста программу коммунистической партии.

    Да и не только это. В самом тексте «Манифеста» весьма значительная часть принадлежит Энгельсу. Раскройте его работу «Принципы коммунизма», написанную всего за несколько месяцев до публикации «Манифеста», и вы не сможете не воскликнуть: да ведь это же  черновик «Манифеста»! И вот уже через сорок лет Энгельс решился на пересмотр своего детища.

    Но почему, спросите вы, на это решился Энгельс, а не Маркс? А потому, что Энгельса на такой шаг подвигнули успехи естественных наук. Маркс же в эти годы усиленно работал над «Капиталом». Вы обратили внимание на дату выхода в свет Великой книги Дарвина? Повторяю: 1859 год. То есть, 12 лет спустя после написания Марксом и Энгельсом «Манифеста». Маркс все эти годы тяжело болел, тем не менее, уже работал над «Капиталом» и в 1859 году (вот ведь какое совпадение!) издал свое произведение «К критике политической экономии», которое явилось частью и всего «Капитала». Так что Маркс весь был поглощен экономической теорией.

   А вот Энгельс очень внимательно следил за всеми новостями в области естественных наук. И он не мог не увидеть, что классовый подход, в свете новых открытий, вовсе не универсален, как о том заявлено в «Манифесте». Что классы были не всегда, а, стало быть, не всегда была и классовая борьба.

И вот в 1888 году, Энгельс делает примечание к первой фразе первой главы «Манифеста». Если кто подзабыл, приведу эту фразу еще раз:

   -История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

   Вот теперь я приведу и примечание Энгельса к этой фразе:

   - То есть, вся история, дошедшая до нас в письменных источниках.

В 1847 г. предыстория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России, Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени. С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы.

  Выделенные слова в цитате выделены самим Энгельсом. Я же хочу обратить ваше внимание на такие места цитаты. 1. Это формулировка о первобытном коммунистическом обществе, в котором, конечно же, классов еще не было. 2. Утверждение, что появление классов связано с разложением первобытной общины. Оба эти утверждения - это явное опровержение первой фразы первой главы «Манифеста».

   Приведенные выше слова написаны Энгельсом в 1888 году. Но свой «подкоп» под краеугольный камень он начал еще раньше. В середине 70-х годов вышла в свет книга американского ученого Моргана «Древнее общество», в которой автор первым сделал попытку систематизировать накопившиеся сведения разных наук о предыстории человечества.

   На эту книгу сразу же обратил внимание Маркс, но, как я уже сказала, он был поглощен написанием «Капитала», а потому к книге Моргана сделал лишь некоторые комментарии. После смерти Маркса (1883 г.) за работу взялся Энгельс. С присущей ему скромностью и привычкой всегда ставить себя позади Маркса, Энгельс написал:

   - Моя работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить моему покойному другу.

   Напомню, что работа эта называется «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вот такая работа и появилась, так сказать, «в слабой степени». Работу эту все читали, я же о ней завела речь в связи с темой настоящей статьи, то есть, с темой классового подхода.

   Так вот, в этой работе Энгельс неоднократно употребляет слова «писаная история», тем самым подчеркивая, что краеугольный камень о якобы вечной борьбе классов во всех существовавших до сих пор обществах нуждается в замене. Уже в предисловии к первому изданию своей работы (1884 г.) Энгельс пишет, что классовые противоречия и классовая борьба составляют содержание лишь «всей писаной истории».

   А сколько лет этой самой писаной истории? Да всего лишь шесть тысяч лет. Я не оговорилась, сказав о цифре 6 тысяч «всего лишь». Ведь все познается в сравнении. А в сравнении с временем существования человечества цифра 6 тысяч действительно ничтожно мала. Так сколько же лет человечеству?

    А человечеству несколько миллионов лет! Ученые расходятся лишь в количестве этих самых миллионов. Кто-то  называет цифру в 12 миллионов, кто-то в 5 миллионов. Но никто не назвал цифру меньше двух миллионов. Вот давайте эту цифру и примем. Итак. Человечеству 2 миллиона лет. Началу расслоения общества на классы 6 тысяч лет. Сравним. Подсчитаем. И обнаружим, что классовое общество в истории человеческих обществ занимает лишь третью часть одного процента.

    Но если классы в истории человечества  были не всегда, то почему надо считать, что они будут всегда, то есть, вечно?  Некоторые теоретики, настаивающие на универсальности классового подхода, почему-то игнорируют другой краеугольный камень «Манифеста», а именно мысль о том, что пролетариат, завоевав государственную власть, со временем уничтожит себя как класс и уничтожит вообще деление общества на классы.

   А ведь этот краеугольный камень оказался более прочным: в Советском Союзе всё так и произошло: классы были ликвидированы, возникла новая общность людей - советский народ. И снова, как заноза в сердце, мучает вопрос: ну, почему, почему советский народ, едва выбравшись из капиталистического болота, захотел вдруг снова в то болото плюхнуться? Почему на рубеже веков поддался на приманки буржуазной идеологии?   

Чем же сильна эта подлая идеология, которая ведет человечество к гибели?

Чем она привлекательна, какими своими свойствами сумела охмурить миллионы людей? Тут мне вспомнилась работа Ленина «Что делать?», в которой он не только ставит эти вопросы, но и отвечает на них. Работа эта написана в 1903 году, когда Россия, благодаря бездарной политике царя, уже двигалась к революции 1905 года.

   Для Ленина было важно, чтобы рабочие шли на революцию не с просьбами  о частичных улучшениях, а с требованием свержения царизма. Для этого надо было, по мнению Ленина, в стихийное рабочее движение вносить социалистическую идеологию. Именно вносить, ибо сами рабочие социалистическую идеологию выработать не могли, так как не обладали для этого ни свободным временем, ни знаниями.

   Но в чем же была трудность работы по соединению стихийного рабочего движения с социализмом? Почему рабочие то и дело скатывались к буржуазной идеологии, то есть в своих протестных акциях выдвигали лишь экономические требования? Ленин на эти вопросы отвечал так:

   - Но почему же - спросит читатель - стихийное движение, движение по линии наименьшего сопротивления идет именно к господству буржуазной идеологии? По той простой причине, что буржуазная идеология по происхождению своему гораздо старше, чем социалистическая, что она более всесторонне разработана, что она обладает неизмеримо большими средствами распространения (6 - 41).

  Прав был Ленин? Конечно, прав. НО... Да, тут есть большое «НО». Ленин писал работу «Что делать?» более ста лет тому назад. С тех пор многое изменилось. Давайте сравним.

  1. Буржуазная идеология по своему происхождению старше социалистической. Сравнивая две идеологии, Ленин все время имеет в виду эпоху, начавшуюся с развитием капитализма. К моменту написания «Что делать?» буржуазной идеологии было уже 450 лет, так как буржуазная идеология возникла сразу же с возникновением капитализма.

   А вот возникновение социалистической идеологии в ее внятно оформленном виде Ленин, конечно же, связывает с появлением работ Маркса и Энгельса, а этим работам тогда, то есть в 1903 году, еще и века не было. Так что разница действительно была большая. Соотношение один к девяти. Сегодня и к той, и к другой цифре прибавилось по сотне, так что разница уменьшилась. Теперь это уже соотношение один к четырем с половиной. Но все равно, разница пока большая, так это утверждение Ленина справедливо и сегодня.

   2. Буржуазная идеология более всесторонне разработана, чем социалистическая. А вот это утверждение явно не подходит к сегодняшнему дню. За прошедший век социалистическая идеология не только была всесторонне разработана, но уже и опиралась на реальный социализм, которого в начале прошлого века не было.

   Над социалистической идеологией работали марксисты не только  в СССР, но и почти во всех странах, ибо компартии стали возникать не только в развитых, но даже и отсталых странах. Далее. По сравнению с 1903 годом, мы сегодня имеем полное собрание сочинений Маркса и Энгельса, Плеханова и, наконец, самого Ленина. Так что тезис о большей разработанности буржуазной идеологии сегодня нам не подходит.

   3. Буржуазная идеология имела неизмеримо большие средства распространения. Этот тезис тоже устарел, ибо за прошлое столетие тиражи социалистической литературы многократно превысили тиражи литературы буржуазной. Во всяком случае, этот факт неоспорим в отношении Советского Союза. А мы ведь исследуем сущность события, произошедшего именно в нашей стране.

    Итак, рассуждения Ленина на тему всесильности буржуазной идеологии были верны в 1903 году. Но сегодня эти рассуждения не дают нам ответа на вопрос, почему в начале 90-х годов буржуазная идеология одолела социалистическую.

   Я думаю, за ответом на этот вопрос нам надо отправиться в далекую Историю. Не в ХУ век, когда возник капитализм, и не в четвертое тысячелетие до нашей эры, когда возникла частная собственность и началось расслоение общества на классы. А гораздо глубже. За сотни тысяч и даже миллионы лет. Думаете, зря я вас мучила сведениями о естественных науках, об открытиях Моргана и других естествоиспытателей?

   Лично я уверена, что корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории человечества. Именно те корни, казалось бы, выдернутые в 1917 году, дали новые всходы на рубеже ХХ и ХХI веков.  Но об этом в следующей статье. Так что - продолжение следует.



Всего комментариев к статье: 279
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Так ты и поговори о троцкизме
Tвeрдый 3нaк написал 30.03.2009 00:46
Троцкист
***
Tвeрдый 3нaк, после твоих слов: "сионизм, либерализм, социализм и коммунизм - это виды иудаизма", я понял что разговаривать с тобой бесполезно
***
ясно, что бесполезно. так как тебе просто нечего возразить.
Мракс был жидом, Троцкий жидом, ВИЛ Бланк, жидом, Товариш БЕСо -Жидощвили жидом, основатели сионизма жидами и кто мне посмеет возразить что я не прав?
Говорить бесполезно. Это надо признать. Факт вешь неопровержимая
Дни и ночи Сварога и творога
Троцкист написал 30.03.2009 00:36
Tвeрдый 3нaк, после твоих слов: "сионизм, либерализм, социализм и коммунизм - это виды иудаизма", я понял что разговаривать с тобой бесполезно. Что ты вообще делаешь в нашей с тов. Морозовой синагоге? При чем тут твои Веды? Или хочешь, чтобы мы и тебя записали в жидомасоны, и выдали твою долю за разграбление России? Не выйдет. Для этого много учиться надо. Знать все "о космических днях и Ночах Сварога", или как минимум ленинскую работу "Задачи Союзов молодежи". Тогда может мы тебя и запишем в масоны, так и быть. А сейчас извини - дай нам о марксизме нормально побеседовать.
Базис и надстройка
Троцкист написал 30.03.2009 00:27
Не надстройка и не национальный фактор разрушил СССР. В базисе, в социальных отношениях, постепенно зрело противоречие. Бюрократия, неподконтрольная народу, при Брежневе брала миллионные взятки, и сосредоточила в руках капитал. Она мечтала вложить его в заводы и фабрики, стать собственниками, оставить миллионы долларов в наследство детям. Для этого потребовалась "перестройка", реставрация капитализма. Чисто из экономических соображений - чтобы парт. бюрократ стал капиталистом. Но дележка общего имущества заставила партийные элиты союзных республик бороться за кусок пожирнее, а как таран использовать народы своих республик, для чего их и одурманили национализмом. Как и всегда, национализм был надстройкой, ширмой для экономических интересов, для наживы и прибылей элит Грузии, Армении, Азербайджана, Прибалтики, Туркмении, Таджикистана и т.п. Кстати, российская верхушка (Ельцин) в брорьбе против Горбачева тоже не гнушалась использовать лозунги "суверенитета-сколько -проглотите". Вся эта вакханалия национализма обслуживала базис, дележку прибылей, интересы рождающегося частного капитала. Для идиотов - национализм, чтобы они как таран шли в бой против "союзного центра", а для местных элит - деньги, прибыли,заводы, БАЗИС. В базисе корни. В дележке имущества. А национализм лишь предлог, пиар, пропагандистское оформление, таран, всего лишь НАДСТРОЙКА.
Что касается Китая - он сейчас не такой как при Мао Цзедуне. Там капитализм под красным флагом. И копятся острые противоречия, несмотря на рост экономики. Китай еще удивит нас катастрофическими сценариями, у меня такой прогноз.
ну и как не назвать мраксистов идиотами?
Tвeрдый 3нaк написал 30.03.2009 00:21
Троцкист
***
Экономика это базис, а остальное (нация, религия, культура, право)- надстройка
***
Жидяра, ты совсем больной на голову. Ты всерьез считаешь, что хвост управляет собакой?
Экономика это не базис а ПРОИЗВОДНОЕ от культуры, традиций, ралигий и тд.
Именно потому в Исламе она идет одним путем а среди христиан или индусов другим.
И определяется это НАЦИОНАЛЬНЫМИ и культурными особенностями народов.
Не Народ существует для экономики а экономика ДЛЯ НАРОДА. И она будет такой, какой ее сделает КОНКРЕТНЫЙ народ.
А ваше жидовское перворачивание с ног на голову нужно только жидам, которые нам рассказывают сказки о невидимой руке Рынка и обьективных законах экономики.
А рука ВИДИМАЯ! Волосатая жидовская в паразитических экономиках и Народная в национальных государствах.
И законы УСТАНАВЛИВАЮТСЯ именно НАРОДОМ!
В национальном государстве СВОИМ народом и тогда они работают на НАРОД
Или их устанавливают жиды в интернциональных государствах и тогда они работают ПРОТИВ Народа, как это было в СССР и как это в странах под жидовской властью.
Неужели ты идиот думаешь что пипл схавает этот бред?!
Хотя пипл наверно схавает а вот ЛЮДИ неикогда.
Re: интернационалисты,
Александр К... написал 30.03.2009 00:16
Если бы я был умным, то не стал бы тратить свое время на исследования в проблематике сравнений экономических укладов, поиску в ней места классовостям, назначению крайних и ответственных. Глупо. Все равно, что спорить о том, что лучше - горячее или холодное, длинное или короткое, черное или белое. И уж совсем бездарным занятиям посчитал бы потуги искать в неандертальском прошлом первопричины сегодняшних противоречий в людских сообществах. Заняться что ли больше нечем?
Абсолютно ясно, что корень всего - противоречие, заложенное самой природой, как единственно возможный способ воспроизводства всего живого, включая человека. И пока есть человеки, средь них всегда будут друзья и враги, попеременно меняющиеся в ролях сильного и слабого. По ходу своего существования они тебе и "капитализм с человеческим лицом" учинят и "единые людские общности" обозначат и т.д, а суть все одно будет сводиться к необходимой для выживания борьбе, историю не учи.
Потому, экономя время наших скоротечных жизней, господа(товарищи), поговорили бы вы о другом. О более значимом для себя и своих отпрысков на ближайщую перспективу, по современному выражаясь, о Новейшей истории. Уверен, куда практичнее была бы пользительность тутошней тусовки. Как то стремно скучно сдыхать под бесполезные перлюстрации каких то стародавних "учений", которые ну никак не могут быть практически приминимы в дне сегодняшнем и даже завтрашнем.
Вон, слышите, Олег о Глобализации сказал? Она и впрямь неизбежна, уж где и кто об этом не говорит. Пиндосы - понятно, но и россиское КПЕ уже несколько лет обосновывает такой же вывод. Впору задаться вопросом - а кто и как поляризует общественные силы (человеков) в современной борьбе за выживание? Между кем ныне оспаривается право на жизнь под солнцем (естественно по праву сильного)? Ведь понятно, что не промеж марксистов и капиталистов. Тогда - меж кем? - и каково соотношение между сильными и слабыми? Сразу скажу, что искать промеж национальностей - неправильно, тем паче что расовое смешение на планете велико и очевидно, что не является катаклизмообразующим. Ну разве лишь (и то отчасти) на одной из сторон одна преобладает. Не обвините в антисемитизме - факт общеизвестный, тем более что дань их умственным способностям надо отдать. Нельзя винить их за их чутье и принятие той стороны, которая по ходу мнит себя сильной.
А на карту положено многое (арифметически отнимите из популяции людей один миллиард). Млин, шапками закидали бы. Однако мы живем в век искусственно сдерживаемого технического прогресса, потому - не получиться. Остается заняться поиском и нейтрализацией того оружия, которое означенное меньшинство уже начало использовать для нашего умервщления. Красные тряпки не прокатят, они только для охоты на природных волков хороши. А про "эгрегоры", "пси управлении", "нейролингвистическом програмировании", увы, только знаем понасышке.
Твердому Знаку спасибо за высказанное мнение. Попробую посмотреть еще, возможно поспешил со своей оценкой, основанной на личном интуитивном восприятии. Правда, смущает объем информации, предлагаемый для освоения. Проблема в том, что постоянно испытываю дифицит времени. Но тем не менее.
Троцкисту.
КарасЬ написал 30.03.2009 00:14
Интересно, как это надстройка разрушила базис? Как это проклятые капиталисты смогли разрушить страну, способную несколько раз стереть своим ядерным оружием все живое на земле. Советские танки могли реально выйти за два часа к Парижу и Ла-Маншу, весь мир трясся от страха при виде советских танковых дивизий. СССР рухнул под напором национальных противоречий, надстройка раздавила базис? Кстати Китай решил национальный вопрос, там 98% китайцы (попробуй не быть китайцем), и процветает. Что-то ошибочное в марксистской теории, что-то порочное. А ведь марксизм-сталинизм (троцкизм) везде проиграл, рухнул под собственным весом. А вот марксизм-лененизм процветает и в Китае, и в скандинавских странах.
Нужно ли возрождать домарксовый "социализм"?
Троцкист написал 29.03.2009 23:42
Уважаемая Н. Морозова! Дело в том, что инструмент который именно Вы предлагаете, т.е. поиск идеологических корней вместо классовых, применялся уже давно. маркс критиковал его в "Манифесте", в главе "Немецкий, или истинный социализм". Этот фальшивый социализм, "Вытканный из умозрительной паутины, расшитый причудливыми цветами красноречия, пропитанный слезами слащавого умиления" - был, по словам Маркса,"убежден, что он поднялся выше односторонности, что он отстаивает, вместо истинных потребностей, потребность в истине, а вместо интересов пролетариата - интересы человеческой сущности, интересы ЧЕЛОВЕКА ВООБЩЕ, человека, который не принадлежит НИ К КАКОМУ КЛАССУ ВООБЩЕ и вообще существует не в действительности, а в туманных небесах философской фантазии." Это было написано в 1848 году. Неужели есть настоятельная необходимость возвращаться от научного социализма к такому вот варианту?
---------------
Реплика для польователя Французская Королева: Я вижу опасность не "гибели западной цивилизации и России", а новой мировой войны, которая всегда была последствием мировых кризисов и порождаемой ими борьбы за рынки сбыта.
---------------
Реплика для польователя КарасЬ: марксизм чужд "теории факторов". Для него национальное, религиозное, правовое, и т.п. явления надстройки - определяются базисом. Скажем, всплески национализма определяются не загадочными свойствами народного духа, а обострением экономической борьбы за мировые рынки. Именно потребности капитала в войне за рынки, за прибыли - ведут к пропаганде национализма в СМИ, к мобилизации людей против "чужаков" и иностранцев, к подчеркиванию "национальной идентичности и единства" перед лицом внешнего врага. За всем этим стоят лишь корыстные интересы капитала. Экономика это базис, а остальное (нация, религия, культура, право)- надстройка.
Автору, Всем
Атлант написал 29.03.2009 23:38
Из статьи: "в начале 90-х годов... однозначно: это была контрреволюция. И она произошла вовсе не на классовой основе, а на идеологической."
------------------------------------------------------------------------------
- Контрреволюцию совершил класс Разрушителей, сумевший оживить в сознании очень многих советских людей частнособственническую идеологию ПРИСВОЕНИЯ. Здесь нет ничего сверхестественного, ибо в каждом человеке, если и не живут, то уж наверняка гнездятся звериные корни примата. Человек-Созидатель способен не давать расти этим корням в себе. И будущую, настоящую революцию, Революцию Созидания, будут совершать Люди-Созидатели, при поддержке всех трудящихся к ним тяготеющих. При поддержке всего того, что есть в нашем народе честного, добросовестного, умного, порядочного и нравственного. Эта Революция предоставит КАЖДОМУ человеку ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ возможность производительно трудиться и получать на базе этого все необходимое и достаточное для нормального, разумного жизнеобеспечения. Кроме того созидательный труд людей будет постоянно обеспечивать РАЗВИТИЕ общества в БУДУЩЕЕ. О ТАКОЙ Революции см. в комментариях Атланта здесь:
http://www.forum.msk.ru/material/politic/6997.html?pf=6
Что сегодня делать для ее осуществления кратко можно изложить так:
ТРУДЯЩИЕСЯ-СОЗИДАТЕЛИ! ПОДЛИННЫЕ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА! ГОТОВЬТЕСЬ К УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ПРОИЗВОДСТВОМ (УЧРЕЖДЕНИЕМ), СОЗДАВАЙТЕ ЯЧЕЙКИ САМОУПРАВЛЕНИЯ И СОВЕТЫ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ПРИВЛЕКАЯ В НИХ НАИБОЛЕЕ ЧЕСТНЫХ, ДЕЛОВЫХ, АКТИВНЫХ И ДОБРОСОВЕСТНЫХ ТРУЖЕНИКОВ. УСТАНАВЛИВАЙТЕ СВЯЗИ С ТРУДЯЩИМИСЯ ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЙТЕ ВЗАИМНУЮ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКУ, БУДЬТЕ ГОТОВЫ ОДНОВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ! В ЭТОМ СПАСЕНИЕ ВСЕГО НАРОДА И РОССИИ.
СОЗИДАТЕЛИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ В БОРЬБЕ ЗА МИР, ЗА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ, ЗА ДОСТОЙНЫЕ ЧЕЛОВЕКА ОТНОШЕНИЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ!
ошибка
Tвeрдый 3нaк написал 29.03.2009 23:24
смотреть здесь
http://worldtv.com/rustv
И как далеки мраксисты от Народа!
Tвeрдый 3нaк написал 29.03.2009 23:24
почему? Да по одной простой причине. НЕВЕЖСТВО!
Люди, не знающие своих родных корней, воспитанные на писаниях жидов русофобов, не видевшие ничего кроме уродливых жидовских паразитических капитализмов и сосиализмов могут мыслить ТОЛЬКО тем что они знают. И мусолить трухлявые мрасистские писания.
Вот и морозова откровенно пишет о своем невежестве
***
Классовый анализ - это оружие ученого, как микроскоп. Если у нас нет лучшего - микроскоп следует беречь. Прощаться с ним надо лишь тогда, когда изобретен лучший, новый инструмент.
***
Не знает Морозова ничего иного кроме классового подхода! Так что если человек серьезно думает что кроме ее классового микроскопа ничего нет, то и будет корячиться, пытаясь рассмотреть звезды в микроскоп. Как вы думаете? Увидит? Вот и не видит в упор, хотя четко понимает, что явно что то не так в этом классовом микроскопе.
И не только она, вот вам еще один петушок прокукарекал
Александр К...
***
хотел бы узнать мнение "Ъ" о славяно-арийских Ведах. Лично у меня, при просмотре первого же видеоурока (по ссылкам "Ъ"ходил) возникло стойкое непринятие ряженного мужика с бородой с его косноязычным слогом. Фальшивка это
***
Когда утверждаешь что что фальшивка, изволь сказать ЧТО КОНКРЕТНО и ПОЧЕМУ. То есть ДОКАЖИ ФАКТАМИ из реальности неправоту.
Я могу доказать фактами практически все утверждения ВЕД, на нашем уровне знаний. Так что скажи что именно НЕПРАВДА с ствое точки зрения и я ДОКАЖУ ФАКТАМИ что это ПРАВДА!
Как известно критерий Истины, факты и практика.
у меня они есть. Есть ли у тебя ХОТЬ ЧТО ТО чтобы доказать что Веды фальшивка? НЕТ!
И раз мы вышли к Ведам, вернемся к тому а есть ли что то кроме классового подхода Мракса?
ЕСТЬ!
И называется это ВЕДИЧЕСТВО! То есть система жизни основанной на ЗНАНИЯХ!
На Знаниях переданных нашими Предками, испробованных ими в тысячах поколений, о нашем Мире, как он устроен, почему он устроен именно так а не иначе, какие есть виды существ на Земле, откуда они на Земле появились, о космических днях и Ночах Сварога, происходящих так же как ночи и дни на Земле, о нашей РАСЕ и почему мы должны ее хранить ка самих себя, о том как мы должны жить, что бы не было капитализмов, сосиализмов и дерьмократий и грабежа одних другими.
НЕТ НИЧЕГО НОВОГО ПОД ЛУНОЙ!
Все УЖЕ БЫЛО во Вселенной. Сотни и тысячи раз. Надо просто ЗНАТЬ СВОЕ ПРОШЛОЕ! И не повторять старых ошибок.
Вот вам и микроскоп и телескоп и Машина Будущего. Знающий Прошлое, создает свое Будущее.
А вы неграмотные невежественные, забывшие свои корни и Предков и неудивительно, что вас наебывает любой кто ЗНАЕТ больше вас.
А Жиды ЗНАЮТ БОЛЬШЕ ВАС! Они знают о эгрегорах, о пси управлении, о неро лингвистическом програмировании, о видах людей и том что они, Жиды НЕЛЮДИ, о чем открыто говорят в своих святых книгах тд.
Есть это у Мракса? НЕТ. Ну раз вы не знаете главного и оперируетет только что вам рассказали жиды, то и ваше поведение напоминает детишек, которые всерьез верят в Деда мороза.
Учиться учиться и еще раз учиться! Как завещал засушенный труп которого жиды используют как генератор негативных пси полей как и изображение другого трупа распятого на Кресте.
Потому что не зная как устроен мир, вы ведете себя как макаки в салоне самолета и удивляетесь, ну почему же самолет не летит а только разваливается?!
Читайте Веды, и в мозгах прояснится почему.
Вот вам их содержание переложенное на понятный язык
http://www.rasseniya.ru/liter.htm
Кому лень читать, смотрите
http://www.rasseniya.ru/liter.htm
там много о Ведах и разжевано для самых тупых.
Так что ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТ для ВЕРНОГО понятия мира. Хотя его прятали и даже за несколько строчек из Вед сажали надолго.
и известен он могие тысячи лет, а то что вы лично не знаете, так это ваша личная трагедия и трагедия Страны.
В тему.
КарасЬ написал 29.03.2009 23:14
Кстати, один никем не замеченный удивительный факт: что в коммунистическом, что в либеральном обществе произошло стирание граней между классами - народ превратился в одинакового, серого потребителя! Просто в коммунистическом обществе "элита" оказалась тупой и недалекой, а в капиталистическом энергичной, хищной и расчетливой. Партноменаклатура отдала на разграбление инородцам собственный народ, тем самым обрекла и себя на гибель (кто ее будет защищать, кому она нужна). А акулы капитализма обеспечили нормальные условия жизни своему народу, кто их сможет свергнуть? Но неоспоримый факт: мировоззрение фермера и пролетария, собственника и наемного рабочего одинаково - потребительство! Другой вопрос, к чему это приведет.
(без названия)
Атлант написал 29.03.2009 23:05
Из статьи: "Корни буржуазной идеологии надо искать там, в глубине предыстории
человечества."
------------------------------------------------------------------------------
Корни ЛЮБОЙ идеологии можно найти в глубине предыстории человечества. Но сначала, до зарождения сознания, были рефлексы, инстинкты, примитивные навыки. Последние, накапливаясь и тысячи лет передаваясь по наследству, в конце концов, пробудили СОЗНАНИЕ. Зверь стал человеком. Человек, осознавший необходимость ТРУДА для улучшения материальных условий своей жизни и начавший прилагать к этому УСИЛИЯ, постепенно СОЗДАВАЛ и совершенствовал орудия труда для добычи пищи, изготовления одежды, постройки жилища. Инстинкт продолжения рода заставлял его делиться излишками продукта своего труда с членами семьи и сородичами. У такого человека (у общности таких людей) не могла не возникнуть идеология СОЗИДАНИЯ и РАЗВИТИЯ. Но и звериное из него ушло не сразу и не все.
Ведь в первобытно-общинном обществе, если не было классов в их современном понимании, то определенная иерархия существовала. И без сомнения торжествовало звериное право СИЛЬНОГО потреблять в первую очередь и больше других. Со временем к нему добавилась возможность первенства в этом деле более ХИТРОГО. Сильный и хитрый мог потреблять больше, зачастую даже не участвуя в процессах созидания. Мог отобрать у более слабого и присвоить продукт его труда, орудия труда, изгнать с места обитания, пленить и заставить работать на себя. Такие люди (общность таких людей) не могли не породить частнособственническую идеологию ПРИСВОЕНИЯ, которая неизбежно связана с РАЗРУШЕНИЕМ того, что создавалось людьми созидающими. Таким образом ВСЕГДА существовали (в том числе и в СССР) и существуют до сих пор два прямо антагонистических класса: класс СОЗИДАТЕЛЕЙ и класс РАЗРУШИТЕЛЕЙ. Посему говорить о прощании с классовым подходом к явлениям общественной жизни в наши дни нереально.
В тему.
КарасЬ написал 29.03.2009 22:36
Ошибка марксистов в бесплодной попытке утвердить свое идеологическое господство. Да, Маркс идеально вывел формулу прибавочной стоимости, сформулировал понятие класса и т.д., но это всего лишь составная часть такой разной земной жизни. И как бы не пыжились марксисты, национыльный и религиозный фактор они не смогли победить, не смогли победить и эгоистический, человеческий фактор. Их противник - капитал, после революции 1917г начал трансформировать дикий капитализм в либеральный, то есть в капитализм с человеческим лицом. И победил! Проблема в том, что Сталин физически уничтожил историческо-философскую науку, сделал ее прислужницей, своим агитпромом, и она не смогла возродиться. Последний крупный теоретик - Сталин, все историческо-социальные процессы после его смерти не осмыслены и не поняты.
Н.Морозовой
Прохожий написал 29.03.2009 22:28
Разделение людей на классы произошло при переходе от первобытно-общинного к рабовладельческому строю для УПРАВЛЕНИЯ одной группой людей другими группами.
Сейчас это управление осуществляется не через жесткую принадлежность людей к тому или иному классу, а путем перемещения людей в ту или иную ДЕНЕЖНУЮ категории. Но это дорога в НИКУДА!!!
интернационалисты,
..олег,, написал 29.03.2009 22:20
озабоченные проблемой глобализации (отметим : НЕИЗБЕЖНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ,
которая (Глобализация) - пытается скрадывать нас - из за угла -
по жидовски -
озабочены не сохранением имеющего место быть жидовского подхода
к решению проблемы (читай - нацистского, иудейского) -
НО!!! НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО (читай - учитывающего интересы
ВСЕХ НАЦИЙ!)
А не только жидовские интересы банковского капитала жида
Ротшильда.
(ЧМО, сцука, возомнившее о себе.)
(без названия)
М.м. написал 29.03.2009 22:16
Пожалуйста! «Ликвидация Советского Союза привела к полному захвату евреями власти в России. 90 процентов состава правительства представлял «богом избранный народ» Остальные министры были либо полуевреями, либо имели еврейских жен. Аппарат президента был полностью еврейский.»
про институт «жен» у «богоизбранных» евреев пока еще мне долго рассказывать &61514; ; люди уже или сейчас или потом поймут!!!!!!
Кто граждане сионисты (претендующие на национальную исключительность) ответит перед нами; простыми людьми. По вашему «животными».- За развал промышленности, обнищание, вымирание . Кто ответит?
Нужны факты? Да сколько угодно! Только больно их приводить. Их лучше привести на суде!
Русские! Почему вы молчите!
Володе (№52)
Н.Морозова написал 29.03.2009 22:09
Уважаемый Володя. Жму Вашу руку. Вы в одном абзаце, коротко и даже отчасти художественно показали абсурдность искусственного выведения классов. Спасибо.Н.М.
(без названия)
Прохожий написал 29.03.2009 22:09
Сколько лет человеческой цивилизации? Сколько лет капиталистической идее?
Только МОЩНЕЙШИЙ РЫВОК в научно-техническом прогрессе человечества "почему-то" совпал с распространеним СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ идеи в мире!
В течении последних 20 лет (когда социалистическую идею отправили "на помойку истории") человечество опять остановилось в развитии и занялось ПЕРЕДЕЛОМ созданной собственности.
Троцкисту (№43)
Н.Морозова написал 29.03.2009 22:00
Уважаемый Троцкист. Я уже говорила, что в отношении Вашего анализа сегодняшней ситуации я с Вами во многом согласна. Но еще раз напоминаю: я хотела привлечь внимание к событиям контрреволюции в СССР. Вы пишете:
Классовый анализ - это оружие ученого, как микроскоп. Если у нас нет лучшего - микроскоп следует беречь. Прощаться с ним надо лишь тогда, когда изобретен лучший, новый инструмент. А я пока не вижу такой теории у нас. Желаю Вам удачи в теоретических поисках! (конец цитаты)
Все так, но уж больно пессимистически. Да ведь если ничего из уже имеющегося, привычного не подвергать сомнению, то и новое не появится. Ведь новый инструмент не пробьет себе дорогу, если защитники старого инструмента будут твердить, что он незаменим, неуязвим. Да они просто не пропустят новый инструмент к работе!
Так что, повторяю, я не совсем отрицаю классовый подход, а подвергаю сомнению его универсальность. Вы же понимаете, что слова "прощание с классовым подходом" носят отчасти эпатажный характер.
Кстати, несмотря на заостренность проблемы, может быть, даже излишнюю,
тема-то оказалась весьма востребованной. Посмотрите на комментарии. Если отбросить чисто оценочные отклики, типа "Морозова дура" или "Морозова молодец", большинство комментариев - по существу вопроса. Есть интересные мысли. Я люблю такие серьезные обсуждения.
Всего хорошего. Н.М.
Типа заметок на полях
Александр К... написал 29.03.2009 21:53
Вообще статью прочел через силу. Впечатление, что и автор изрядно тужилась для извлечения мыслеформ. Стало понятным, что подобный труд где то кем то еще оплачивается. Порадовало, что средства затрачиваются не на мины и фугасы, а для поддержки маразматирующих комревов. Случайно забредшему сюда читателю ничего не скажу, так как уверен, что подобную политэкономическую(научнокоммунистическую) муру не станут читать даже в политотделапз ЗЮ и подобных спецы по должности. Так сказать, это чтиво для своих, местных пожирателей всякого политхлама.
Честно прочитав посты собеседников, отмечаю, что лаконичнее всех высказался Белл. Ни прибавить, ни убавить. Однако ввиду того, что мадам не поняла замечания, не утерпел Твердый Знак, и высказался со свойственной только ему прямотой. Заодно ему помогли открыть шлюз кладезя его познаний о евреях, теперь терпите.
Пользуясь случаем, хотел бы узнать мнение "Ъ" о славяно-арийских Ведах. Лично у меня, при просмотре первого же видеоурока (по ссылкам "Ъ"ходил) возникло стойкое непринятие ряженного мужика с бородой с его косноязычным слогом. Фальшивка это, Ъ.
[В начало] << | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | >>
Новости Политический расклад Экономическая реальность Жизнь регионов Общество и его культура Силовые структуры Особенности внешней политики Компрометирующие материалы Московский листок