Вообще-то за время существования «Фитиля» смешных сюжетов Исаак Семёнович наснимал гораздо больше, но мне удалось отыскать только эти. Зато из последних. А вообще, Магитон был одним из наших самых любимых режиссеров, хотя я даже боюсь сравнивать, кто снимал лучше, потому что все работали на «Фитилях» с огромным удовольствием, а это сразу видно по результатам.
Но, скажем так - с особым удовольствием, если по съемочному графику был Мосфильм, мы приглашали Гайдая, а если Студия Горького – Изю Магитона. Про Гайдая я уже писал - https://youtu.be/Jf_DwzOpDXQ, сегодня очередь Исаак Семёновича, хотя, конечно, так официально у нас его никто не называл, да он бы и обиделся.
Его сюжеты узнаваемы сразу и безоговорочно, их не перепутаешь. Во-первых, Магитон был величайшим тружеником, и даже самый простой сюжет репетировал и шлифовал по нескольку дней. Вот сколько съёмочных дней было по смете, столько и шлифовал. В результате на съемках все артисты, включая групповку и массовку, играли безупречно, и можно было уложиться в один дубль, хотя проблем с пленкой у нас не было и снимали мы обычно по первой категории – девять к одному, то есть девять дублей на сцену. Остальным, если не Бондарчук, давали по четыре.
А главное, Изя терпеть не мог обычных унылых планов, вроде тех, где два человека просто беседуют за столом, пусть даже и с жутко смешным текстом. Он всегда старался до предела заполнить кадр какими-то гэгами, шутками, забавными второстепенными персонажами и т.п. Получалось объёмно и празднично, как теперь говорят, атмосферно. И кстати, половина сюжетов написана им самим как автором, Семин – это его псевдоним.
А еще Изя обладал одном очень ценным для сатирика качеством – он умел потрясающе рассказывать анекдоты. Хотя вообще-то таких рассказчиков у нас было два – Сева Ларионов, который приезжал к нам озвучивать документальные сюжеты (половину озвучивал он, вторую - Виктория Лепко из «Кабачка «13 стульев») и Изя Магитон. Сева рассказывал анекдоты по-актёрски, работая лицом и голосом, а Изя – тот по-режиссерски вскрывал самую суть истории, так что даже самый похабный анекдот звучал у него как шекспировский монолог в исполнении народного артиста Смоктуновского.
Анекдоты часто существуют в разных вариантах, так вот редакция Магитона всегда была наилучшей, я бы даже сказал – канонической. Возьмем, к примеру, анекдот про инопланетянина и Колю-лесника… Это где студент Вася косит траву, по радио предупреждают об инопланетянах, а в кустах сидит… Нет, не возьмем, дамы не поймут, а если и поймут, то администрации ФБ это точно не понравится. В общем, я просто хотел сказать, что таких рассказчиков больше нет, да и режиссёров тоже. Так что каждый раз проезжая мимо здоровенного нового здания ВГИКА, я гадаю - кого же они там теперь готовят, а?..
Краткая биография Исаак Семёновича звучит так - учился в МГУ на географическом факультете, в 1943 году был призван на фронт, служил офицером в танковой разведке, награжден медалью «За боевые заслуги», после войны поступил во ВГИК на режиссёрский факультет, одновременно работал на киностудии имени Горького вторым режиссёром на фильмах «Когда деревья были большими», «Фома Гордеев», «Леон Гаррос ищет друга», а затем, уже как режиссёр, снял «Фантазёров», «Свистать всех наверх!», «Центрового из поднебесья» и другие фильмы. И еще множество «Ералашей».
И актеры любили у него сниматься, потому что роли в его сюжетах всегда были попаданием в десятку и запоминались очень надолго. Смотрите, какой великолепный актерский состав представлен в предлагаемых тут сюжетах – Наталья Крачковская, Игорь Кашинцев, Юрий Чернов, Зиновий Гердт, Николай Парфенов, Михаил Пуговкин, Семен Фарада, Петр Щербаков, Татьяна Божок и многие-многие другие.
Приятного просмотра!