Чудеса еще случаются.
Я получаю сообщения от галереи Леонида Шишкина, видимо, крупнейшей и старейшей в Москве частной галереи, о разных тамошних новостях - в том числе вот приходит сообщение о ликвидации коллекции. Понятно, кризис, продажи надо как-то поддерживать, отдают, что называется, "собачку в хорошие руки".
Просматриваю, так, вполглаза - пляжные рисунки Налбандяна (да, того самого, Брежнев в орденах), любопытные этюды и эскизы великих мастеров в периоды, когда они еще не были ни великими, ни даже известными - и попадаю на карандашный рисунок, на порванной пожелтевшей бумаге, с волевым молодым лицом... из 1942 года.
Тем же карандашом и той же рукой поперек листа надпись: "Секретарь Севастопольского горкома ВКПБ Б.А.Борисов".
Так! В 1942-м году блокированный Севастополь переживал последние дни обороны. Рисунок с натуры явно - легкая небритость, усталые глаза, намек на мундир старого образца, "до погон"...
В общем, передо мной прижизненный портрет легендарного руководителя Городского комитета обороны Севастополя в самый трагический момент - момент конца.
***
Сам Борис Алексеевич Борисов, почетный гражданин Севастополя, личность примечательная - флотский офицер, капитан второго ранга, был в 30-е переведен на партийную работу, и перед войной, по ходатайству городского и флотского актива в начале 1940 года занял должность первого секретаря городского комитета партии.
На протяжении 250-дневной обороны Севастополя (12 сентября 1941 — 9 июля 1942) находился в городе и руководил им, возглавлял Городской комитет обороны. Организовывал спецкомбинат, работу Севморзавода по ремонту повреждённых кораблей, строительство оборонительных сооружений, госпиталей, производство боеприпасов и оружия, создание местной противовоздушной обороны и многое другое. Покинул город на одной из последних подводных лодок.
На картине ему 38 лет.
Он прошел войну, остался жив и прожил долгую, насыщенную жизнь: в аппарате ЦК занимался подбором кадров для Крыма и некоторых областей Украины, работал в Полтаве, Харькове, Днепропетровске, Кировограде, Запорожье, Павлограде и других городах Украины. Затем во Владивостоке, Владимире и других городах Советского Союза. Но Севастополь остался с ним навсегда.
После войны написал целый ряд книг, посвящённых обороне Севастополя: «Записки секретаря горкома», «Подвиг Севастополя», «Севастопольская быль», «Севастопольцы не сдаются», «Дети Севастопаля», «Я всё вынесу», «Школа жизни», «За родной Севастополь». В 70 лет защитил кандидатскую диссертацию и получил учёную степень кандидата исторических наук.
Кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, медалей «За оборону Севастополя», «За победу над Германией» и др. С 25 октября 1967 года почётный гражданин Севастополя. Похоронен в Севастополе — на кладбище Коммунаров.
Не менее интересна и значительна фигура художника.
Николай Георгиевич Котов-Памирский— русский и советский живописец, график, мастер панорамной живописи. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Действительный член Академии художеств СССР.
Первоначальное художественное образование получил в Томских рисовальных классах, продолжил учёбу в МУЖВЗ у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, С. Д. Милорадовича. С 1917 года снова жил в Томске, выступил одним из организаторов Томской секции Изобразительного искусства. С 1918 по 1920 год принимал участие в борьбе против колчаковщины, затем был на руководящей работе в органах народного просвещения и изоискусства, одновременно работая как художник по агитплакату и агиттеатру.
Один из учредителей Ассоциации художников революционной России. Исполнительный секретарь и один из организаторов Союза художников СССР.
Работал как жанрист, пейзажист, занимался плакатом. В 1920—1930-х годах неоднократно выезжал в экспедиции на Алтай, Памир, в Сибирь, выполнил циклы живописных и графических работ. Создал эскизы к панорамам «Штурм Перекопа», «Оборона Царицына — Оборона Сталинграда».
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Российской государственной библиотеке, в Таганрогской картинной галерее, Томском областном краеведческом музее и других собраниях.
Участвовал в воссоздании панорам Ф. А. Рубо «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя».
Котов-Памирский - ключевая фигура в истории отечественного панорамно-диорамного искусства. Поразительно, но факт: мастер высокого класса, написавший первую советскую художественную панораму, создавший в общей сложности около 400 (!) панорамно-диорамных произведений и посвятивший этому искусству 37 лет жизни, оказался по сути выпавшим из поля зрения исследователей.
С 1942 по 1944 год Николай Котов в качестве военного художника совершает поездки на фронт. В 1942 году самостоятельно выехал в Севастополь для отправки в тыл панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя». В Новороссийске участвует в спасении этой знаменитого произведения искусства. Руководил консервацией и отправкой спасенных от пожара фрагментов панорамы. В следующие поездки к местам боевых действий Н. Г. Котов совершает в качестве штатного художника Военно-медицинского музея. Собственно, в начале этого периода он и пишет портрет секретаря горкома Борисова, прямо на заседании городского комитета обороны...
***
Замечательно, и что с этой неожиданно ожившей историей делать?
Кому это интересно в отчаянно буржуазной Москве, старательно забывающей и даже целенаправленно уничтожающей свою историю? А уж что за дело тут кому до Севастополя и его давних героев?
Тем более странно будет выглядеть этот портрет на стене моей московской квартиры, как и любой другой. Таким вещам в музее место.
Так что решил я подарить эту работу музею в Севастополе. Только там ему висеть, тем более, навряд ли существует еще портрет Б.А.Борисова - в то время среди партийных секретарей еще не принято было заказывать парадные портреты. Фотографий, думаю, много, а вот чтоб живопись... Навряд ли.
В принципе, существует музей Обороны Севастополя, в создании которого есть великая доля худодника Котова-Памирского. Если они согласятся вывесить его где-то на обозрение, а не уберут куда-то в запасник, где он будет валяться до тех пор, пока не истлеет, то там ему самое место.
Есть школьный краеведческий музей, который вообще весь собран из подарков граждан, но он временно не работает. В принципе, музеев в Севастополе хватает. Кому-то, да пригодится портрет руководителя комитета обороны в самый драматический период истории города, да и автор портрета - художник значительный, и тоже не чужой для Севастополя.