Итак, отзвенела, отмудозвонила очередная кампания по перезахоронению Ленина. Как обычно, на день рождения вождя или на 7 ноября, уже можно сказать, что традиционная. Хотя на этот раз дата не круглая, да и украинский ленинопад диссонансом - мы ж не фашисты? Нет, определенно. Ну разве чуть-чуть...
Но все же ритуальные заявления были сделаны, все, по списку: похоронить по-христиански, зиккурат на Красной площади, идолопоклонство, священные камни, излучает темную энергию и мешает восстановить курс национальной валюты.
Собственно, все ответы были давно даны, и какой смысл повторять, что захоронение Ленина не уникально, что полным-полно в Европе подобных именно христианских захоронений, что все происходило в соответствии и сейчас соответствует и так далее. Но доводы бессмысленны, потому что "аргументы" повторяются одни и те же из года в год. Как об стенку горох.
Но вот одно имеет смысл - ведь все разговоры о перезахоронении Ленина ведутся именно с христианских, православных позиций.
А есть ли за всем этим именно христианское что-то?
Вот не припоминаю, чтобы в христианском вероучении было что-то об "эманациях", "эггрегорах", темных излучениях и вообще магии - за это еще в середине 19 века именно с христианских позиций сжигали на костре. Не буду спорить, насколько сжигание ведьм и колдунов соответствовало учению Иисуса, но напомню именно факт - за магию именно христиане наказывали, и жестоко. Нам же предлагают совершить чисто магический акт - аналогичный протыканию трупа мнимого вурдалака колом или чего-то подобного. Вполне возможно в средневековой карпатской деревне, но в одной из мировых столиц 21 века, да еще кичащейся своим православием...
А вообще христиане ли те, кто стоит в рядах лениноборцев и мавзолейных вандалов (кстати, исторические вандалы были христианами)?
В самом христианском вероучении очень трудно обнаружить какие-то каноны, касающиеся правил погребения, и вообще обращения с покойниками. В Писании - только "предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов".
Да и как могло быть иначе?
Вот никейский Символ веры.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю Воскресения мертвых
12. И жизни Будущаго Века. Аминь.
Наверно понятно, что 11-12 пункты и есть резюме, если можно так выразиться, Символа веры, то есть того, что должен отвечать православный христианин на вопрос: «Во что, собственно ты веришь?»
Весь смысл в воскресении мертвых, причем всех - погребенных и непогребенных, включая даже тех святых мучеников христанства, которые были скормлены диким зверям на арене цирка. А в погребении как таковом христанство вообще не видит никакого смысла, о чем недвусмысленно заявил ученикам сам Иисус (Лк. 8:22).
Если мы обратимся к истории христанства, то обнаружим совершенно разные методики погребения у разных общин, причем явно связанные со сложившейся в данном социуме традицией, и не особо модернизированных христианами, повторюсь, из-за незначительности вопроса для них самих: если завтра воскресать, то какая разница?
Сам Иисус после смерти на кресте был погребен, что особо отмечается в Символе веры. Как он был погребен? Тело было обмыто, плотно спеленато будущей Туринской плащаницей, и уложено в каменный саркофаг в склепе, видимо, фамильном. Никакой земли, никаких деревянных гробов, трех гвоздей и тому подобного - то, что в Евангелии называется Гробом господним, было склепом. Что позволило ему, воскреснув (если мы будем в точности придерживаться Писания) выбраться сначала из саркофага, потом отвалить большой камень, закрывавший вход собственно в склеп, и удалиться в неизвестном направлении - его потом долго искали ученики, пока он сам не объявился. Представим себе, если бы он был погребен в земле, в деревянном гробу, заколоченном гвоздями - возможно, Священное писание выглядело бы совсем по-иному...
Захоронения одних из первых христиан, коптов, очень напоминали древнеегипетские, с процедурой бальзамирования.
Захоронения христан-иудеев, соответственно, почти полностью напоминали иудейские.
А вот так выглядели захоронения первых христиан в римских катакомбах.
Еще интересней захоронения христан в греко-римских поселениях, где в дохристианский период применяли кремацию. Вот это фото с захоронений христиан в часовне или домашнем храме первых веков новой эры в Херсонесе.
Как видим, за очень маленькими полусферами столь же небольшие емкости, куда не поместится никакой труп, даже детский. Потому что там находились... урны с пеплом. В более поздний период христиане Херсонеса стали хоронить "по-варварски", в земле, но в ранний, эллинистический период сохранялся погребальный обряд кремации.
Не правда ли, все это очень мало напоминает "православное" кладбище, как мы его знаем?
При этом из посланий апостолов мы видим, что христианские общины поздней античности находились в контакте друг с другом, обменивались вероучительной и богословской информацией. Но обряд захоронения был для них несущественной вещью, на обсуждение которой не стоило тратить площадь дорогого в те времена пергамента.
Это не значит, что древние религии не придавали значения процедуре погребения - но процедура эта в точности соответствовала "символу веры". Христианство как одна изнаиболее поздних, и очень развитых религиозных систем не предполагала буквальности, характерной для ранних религий: умер-воскрес, значит, воскресшему покойнику надо то или другое. В христианстве очень многое отводится на долю непознаваемого, всемогущий бог сделает так, как надо, и не следует вмешиваться в божественный промысел. Главное - вера, и по вере все непременно устроится самым наилучшим образом, что, в свою очередь, следует из постулата о всемогуществе бога и о его всеблагости.
Но религия, судя по всему, даже старше, чем человек - последние исследования зоологов показали, что в стадах высших приматов уже возникают ритуальные действия, позволяющие предполагать проторелигию или протоверования.
Естественно, человек с самого зарождения у него разума, то есть умения мыслить абстрактно, задавался вопросом, кто он, откуда пришел и куда уходит. И человек пытался ответить на этот вопрос в соответствии со своим уровнем знания и развитием абстрактного мышления.
Вероятно, очень ранним является и предположение, что "мы, отдав концы, не умираем насовсем". Предположение, ставшее основой веры, что все именно так и происходит. Это абсолютно естественно, что можно наблюдать хоть на примере Юрия Игнатьевича Мухина, который уже достаточно много времени пытается усилиями своего "инженерного" разума преодолеть непроницаемую границу между тем и этим миром. Точно также пытались пробить эту грань и все предыдущие поколения людей, и даже еще до-людей.
И все погребальные ритуалы - это как раз и есть отражение попыток перенести вместе с покойником в "тот мир" что-то из этого. Начиная с еды, которую оставляли для покойного в могиле, и кончая предметами, которые могли напомнить покойному о его существовании в этом мире.
Я полагаю, что человечество довольно рано осознало, что примитивное сопровождение покойного предметами из "этого мира" достаточно бессмысленно, но продолжали их класть в могилу. Значит все же видели в этом какой-то смысл?
Видимо, учение о перерождении души тоже возникло очень рано, и именно с ним связано первобытное искусство, возникшее куда как раньше, чем письменность, благодаря которой мы хоть что-то можем узнавать о духовном мире наших предков. Но надо понимать, что письменность тоже возникла очень недавно, где-то около 8 тысяч лет назад, когда у человечества уже были города и храмы - вероятно, письменность и возникла как часть ритуала, как искусство передавать самое важное, то есть "сокровенное знание". Если угодно - тоже как механизм возможного общения между тем и этим миром.
Я думаю, что погребение как таковое для более-менее развитых культур надо рассматривать именно как механизм для связи между мирами. Первое, то должен терять умерший (я встаю здесь на точку зрения древнего челвека, пытающегося объяснить мир) - это память. Все, кто возвращается в этот мир, возвращаются абсолютно лишенными памяти о прошлом (естественно, если предполагать, что оно у них было). И задача погребального ритуала - не дать забыть, а устройство погребальной камеры - дать возможность вспомнить. Египетская Книга мертвых и тибетская Книга мертвых дают нам достаточно обширный материал о ходе мысли тогдашних людей, касательно основного вопроса философии.
Ступенчатые пирамиды Междуречья и особенно пирамиды Древнего Египта дают нам понимание инженерной, высокотехнологичной (для того, надо сказать, уже достаточно развитого времени) попытки решить этот вопрос. И судя по тому, что с развитием технологий и философской мысли Египта, эти попытки постепенно сошли на нет, можно предположить, что уже тогда мысли относительно достаточно простого преодоления барьера между мирами оставили наиболее продвинутые умы человечества. Мысль осталась, но ее направление изменилось.
Если мы вернемся к христианству, то оно в принципе перекладывает ее решение на волю высшего существа. Христанин не пытается обмануть бога, как древний иудей, не пытается его переиграть, как египетский жрец, не пробует его победить, как эллинский философ. Христианин полностью вверяет свою судьбу в руки бога, резонно полагая, что никто лучше него ей не распорядится.
И вот при чем тут механизмы захоронения, правила обращения с трупом, погребальные молитвы-заклинания и прочая ересь из предыдущей эпохи? У христианина взгляд вообще должен быть обращен в другую сторону.
А что же тогда все эти поминальные молитвы, отпевания, походы на кладбища в определенные дни? А ничего! Это неотжитые переживания той эпохи, когда за каждой корягой сидела русалка, а в кустах за сараем прятался домовой. По существу - антихристанские переживания. Ведь тот, кто не вверяет свою судьбу в руки бога, тем самым сомневается в его всемогуществе и всеблагости, то есть отрицает бога - это те, кого Иисус назвал "маловерные".
А кто же тогда борется с "зиккуратом" на Красной площади? Кто требует похоронить Ленина по несуществующему "православному обряду"? Ну, видимо, те, кто верят в ходячие мумии и вместо "Отче наш" читают Египетскую книгу мертвых, именно в ней надеясь найти ответы на важнейшие вопросы, а никак не в православной вере.
Кстати, большевики тоже не могли не столкнуться с тем же самым вопросом - что там, дальше?
Естественно, никаких "тех миров" они не признавали, но вот о высшем предназначении человека очень сильно задумывались. И достаточно ранняя смерть вождя заставила их задуматься об этом сильней - у них в руках уже бла вся полнота власти, и они добросовестно намеревались использовать ее на благо всего человечества. Вопрос стоял лишь в верном понимании этого блага.
Не случайно в это время пояилось много работ, от научно-популярных и даже фантастических до вполне научных попытоек решить проблему физического бессмертия или, по крайней мере, значительного продления человеческой жизни. И сохранение тела Ленина было одним из символов этого стремления, кстати, вполне искреннего. Отсюда и создание лаборатории мозна Ленина, позже превратившейся в "Институт мозга" - там изучались и, что важно, хранились мозги многих изветных людей той эпохи. Восстановление функций мозга отдельно от тела в то время тоже не казалось нерешаемой задачей.
Позже этот вопрос, как и в древнем мире, перестал решаться так буквально - мыслители и гером умирали, а вопрос физического бессмертия "завис". Постепенно перешли к практике кремирования и захоронения в Кремлевской стене.
Но вопрос остался. Уже не в рамках христианства или наркомата здравоохранения. Как он будет решаться, кем и когда? Ну, попытки будут - вот сейчас некотоые продвинутые товарищи загорелись идеей компьтерного дублирования личности и упаковки ее в системный блок. Очень интересно, хотя навряд ли осуществимо. Но обычно побочным продуктом таких попыток становится прогресс.
Но причем тут мавзолей и захоронение Ленина? Это величественный памятник эпохи, никак не противоречащий христанскому (мусульманскому, иудейскому, буддистскому) пониманию мира.
Но вот непонимание т.н. "православными" основ собственной веры и собственной философии, выраженное в отношении к мавзолею, напрягает и сильно. Чем напрягает? А архаикой, попыткой вернуть общественное сознание к архетипам, пережитым и переваренным еще первыми христианами, то есть откатиться на 2 тысячи лет назад.
Напрягает... Не хочется возвращаться во времена, когда сосед говорил соседу: "Пойдем глазеть, как ведьму жгут!" А сам смотрит, пойдешь или нет, чтоб донести, если что...