Михаил Делягин: Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса

Опубликовано 28.07.2010 автором Анна Иванова в разделе Экономическая реальность
Михаил Делягин: Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса

Глобальный кризис как трансформация более глубокая, чем просто периодически повторяющийся в капиталистическом обществе кризис перепроизводства - тема нашей беседы с директором Института проблем глобализации, доктором экономических наук Михаилом Делягиным.

- Михаил Геннадьевич, чем нынешний кризис отличается от "обычного"?..

- На этот раз кризисные явления, охватившие все сферы общественной жизни, сливаются в общую картину комплексной трансформации человечества, его перехода в качественно новое и еще не понятное нам состояние. Поскольку неизвестность пугает сильнее любой определенной угрозы, будущее обсуждается в основном в категориях проблем, а не возможностей. Это не значит, что будущее обязательно ужасно: это значит лишь, что таково свойство человеческой психики. Из собственной головы не выпрыгнешь, но нам следует помнить, что будущее имеет и светлую сторону: просто мы ее, как обратную сторону Луны, пока не видим.

- Сейчас говорят о смене отношений человека и природы. Это красивая формула или реальный процесс?

- Смена модели отношений человека и природы происходит, если можно так выразиться, «с обеих сторон». Со стороны природы модель меняется через закон сохранения рисков, по которому массовое снижение рисков элементов большой системы ведет к росту общесистемных рисков вплоть до ее разрушения.

Ярче всего этот закон выразил ипотечный кризис в США: пресловутые деривативы были инструментом в первую очередь не спекуляций, а снижения рисков инвестора. В результате риск покупателя первоклассной корпоративной облигации был на порядок ниже риска выпустившей ее корпорации. Массовая минимизация индивидуальных рисков привела к возгонке риска на общесистемный уровень и распаду системы.

Другое проявление этого закона - порча генофонда человечества из-за успехов медицины, обеспечивающей долгую и счастливую жизнь людям с ослабленной наследственностью. Из этой проблемы нет выхода: мы останемся людьми и будем спасать друг друга, но риск будет накапливаться на общесистемном уровне и неминуемо реализуется - стихийно и разрушительно.

- Но на это, как вы справедливо заметили, мы повлиять не можем.

- Да, но помимо накапливания общесистемных рисков, модель взаимодействия человека с природой меняется и самим человечеством. Те же самые технологии, которые обеспечили упрощение коммуникаций, обычно называемое глобализацией, сделали наиболее выгодным из общедоступных видов бизнеса, - а значит, и наиболее распространенным видом деятельности - формирование человеческого сознания. В результате, если на протяжении всей своей истории человечество меняло окружающий мир, то теперь вектор развития разворачивается: человечество начинает заниматься изменением себя самого. На поверхности эти фундаментальные изменения проявляются через стихийное повсеместное приспособление социальных отношений, соответствующих индустриальным технологиям, к идущим им на смену качественно новым постиндустриальным технологиям. Пока это в основном информационные технологии, но основной их особенностью, вероятно, будет нацеленность на преобразование человека - как сознания, так и тела, а главное - на расширение психоэнергетических возможностей.

- Но это должно сопровождаться прогрессом общественных отношений?

- Увы, пока это изменение выглядит как варваризация, возвращение средневекового общественного устройства, которому не мешают современные технологии. Более всего бросаются в глаза изменения в сфере образования. Во всем мире система, призванная воспитанием молодежи формировать нацию, вырождается в вульгарный инструмент социального контроля. Соответственно, и наука, являющаяся естественным продолжением системы образования, вырождается в набор все более сложных ритуалов и элемент культурной политики. Конечно, это можно объяснить тривиальной борьбой элит за ограждение своих детей от необходимости вынужденного соперничества с талантливыми представителями социальных низов. Недобросовестной конкуренции никто не отменял, - но, пока общества нуждались в профессионалах, понятный элитный эгоизм был обречен на общественное порицание и политическое поражение.

- Что же переломило ситуацию?

- То, что даже передовые общества начинают отсекать бедных от высшего образования и извращать его смысл, - признак ненужности для них технологического прогресса. Это возможно лишь при резком ослаблении глобальной конкуренции. И оно налицо.

- Но подобным глобальным переменам должны соответствовать какие-то новые глобальные игроки?

- Важнейшим результаом качественного упрощения коммуникаций, знаменовавшего собой начало глобализации, и стало формирование нового всемирно-исторического субъекта, глобального управляющего класса, названного Ж.Аттали «новыми кочевниками». Упрощение коммуникаций сплачивает представителей крупных управляющих систем (как государственных, так и корпоративных) на основе общности личных интересов и образа жизни. В то же время освобождение топ-менеджеров корпораций от контроля собственников (означающее и уничтожение частной собственности) делает управленцев самостоятельными. Глобальный класс управленцев противостоит разделенным обществам не только в качестве нерасчлененного «хозяина» сталинской эпохи (что тоже является приметой архаизации), но и в качестве всеобъемлющей структуры.

- А почему "кочевники"?

- Этот господствующий класс не привязан ни к одной стране и не имеет внешних для себя обязательств. Попадая в его смысловое и силовое поле, государственные управляющие системы подчиняются и начинают служить ему, а не своим народам, превращаемым в «дойных коров». Таким образом, конкуренция - больше, правда, напоминающая прямое владение, контроль и насилие - изменилась и ведется теперь между глобальным управляющим классом и территориально обособленными, существующими в прежней реальности обществами. Привычная же конкуренция между странами резко ослабляется: наличие глобального класса делает ее борьбой между частями одного целого.

Ослабляется конкуренция и потому, что фундаментом глобального управляющего класса являются глобальные монополии. Именно их загнивание, проявляющееся как кризис перепроизводства продукции информационных технологий (с другой стороны, как нехватка спроса), - содержание современной глобальной экономической депрессии.

-  В чем же состоит порочность монополий?

- Глобальные монополии не имеют внешних по отношению к себе рынков, откуда могла бы прийти останавливающая их загнивание конкуренция. Поэтому выход один: технологический рывок, при котором новые технологии, меняя лицо не общества, резко ограничивают масштабы и глубину монополизации. Глобальные монополии противодействуют ему из инстинкта самосохранения, в первую очередь через превратившуюся в инструмент злоупотребления монопольным положением защиту интеллектуальной собственности.

Другим, объективным фактором торможения технологического прогресса стало завершение «холодной войны». Ведь ядро прогресса - открытие новых технологических принципов (а не их воплощение в имеющих коммерческую ценность технологиях) - принципиально антирыночно! Инвестор не понимает смысла того, на что ученые просят у него деньги, но знает, что никакого результата может и не быть, а если он все же будет, никто не знает, каким он будет и когда будет достигнут. Заниматься этим можно лишь под страхом смерти, - который и исчез с завершением «холодной войны». В результате в последние 20 лет интенсивность открытия новых технологических принципов резко снизилась.

- То есть девальвации подверглись в первую очередь образование, квалификация, знание?

- Да, и главную роль в снижении социальной значимости знания играет изменение характера человеческого развития. Пока человечек менял окружающий мир, он нуждался в максимально точном знании о нем. Хотя бы чтобы вместо чужого монастыря не зайти «со своим уставом» в трансформаторную будку. Когда же главным делом становится изменение своего сознания, сфера приоритетов сжимается с науки, изучающей все сущее, до узкого круга людей, изучающих методы воздействия на сознание.

То, что объектом изучения стал сам инструмент этого изучения - сознание человека - порождает огромное количество «обратных связей», резко снижающее познаваемость объекта. В результате работа с сознанием переориентируется с поиска истины на достижение конкретного результата, с изучения реальности на изучение возможностей манипулирования. Научный подход становится ненужным, - а с ним ненужной становятся наука и обеспечивающее ее образование в их классическом виде эпохи научно-технической революции. Снижение познаваемости мира меняет и самоощущение общества, которое ощущает свою ничтожность перед мирозданием. Это также способствует архаизации.

- Но мы ведь живем в эпоху технологизации самого процесса человеческого мышления. Какая же тут архаизация?

- Функция компьютера - формализация логического мышления. Знаменитая эпитафия гласит: «Господь создал людей, а полковник Кольт сделал их равными». При помощи Интернета компьютер, как когда-то кольт, тоже уравнивает людей - теперь по доступу к недостоверной информации. Вскоре он уравняет их и по логическим способностям. Это вытеснит человеческую активность в недоступную компьютеру сферу внелогического мышления - в первую очередь творческого. Мы уже застанем конкуренцию на основе не логического, а творческого мышления. Но большинство людей не умеет пользоваться творческими способностями, а управляющие системы не умеют обращаться с творцами и потому, скорее всего, будут подавлять их. Поэтому активность большинства людей будет вытеснена в сферу внелогического, но не творческого мышления: в сферу мистики (из-за снижения познаваемости мира рост мистических настроений нагляден уже сегодня).

- То есть архаизация сознания потребует и архаичных социальных институтов?

- Потребность в лидере мистического типа налицо сегодня не только в истерзанной либеральными вивисекторами России - триумфальное избрание Обамы отражает ее и в передовом сегодня американском обществе. Такой лидер действует по наитию, ничего не объясняет, требует слепой веры - и непонятным, чудесным образом решает проблемы. Распространение мистического типа сознания отбрасывает человека на уровень до эпохи Просвещения. Ее главная заслуга - выделение индивидуальности из прежнего, слитно-роевого самовосприятия; распространение мистического сознания возвращает личность в прежнее состояние, пока еще кажущееся животным.

- Какое пугающее будущее... Так еще и съедят чего доброго...

- В рамках индустриальных технологий каждый человек - потенциальный источник прибыли и потому является ценностью. Осознание этого породило общество массового потребления, «благосостояния для всех» и средний класс. Однако постиндустриальные технологии сверхпроизводительны - и использующее их общество для производства прежнего количества находящих спрос благ нуждается в качественно меньшем числе работников. Ему нужна элита, обеспечивающая управление, исследования и культурную среду, а также относительно немного людей, непосредственно занятых производством. Остальные оказываются лишними, подобно большинству россиян в парадигме «экономики трубы». Производить им нечего: любой произведенный ими продукт будет лишним. Соответственно, они не производят, но лишь потребляют, а точнее - претендуют на потребление. С точки зрения коммерческой эффективности, это недопустимо, и объективная задача общества заключается в максимальном ограничении масштабов их потребления, которое по определению непроизводительно. Разрыв между низкой производительностью и высоким потреблением максимален у среднего класса развитых стран. Сохранение прежней, коммерческой парадигмы развития ставит перед человечеством людоедскую по сути задачу сокращения его потребления - и мы видим обнищание среднего класса в США и даже в Евросоюзе.

Социальная утилизация среднего класса уничтожит демократию в ее современном понимании, ибо она лишится своей цели, опоры и оправдания. Экономика будет сброшена в жесточайшую депрессию, ибо именно средний класс генерирует основную часть спроса. Чтобы избежать этого, государствам придется либо искусственно поддерживать спрос, что в рамках коммерческой парадигмы развития возможно лишь в течение ограниченного времени, либо поддерживать производства без учета сжимающегося денежного спроса, что вообще несовместимо с указанной парадигмой. Таким образом, сохранение производств, - а значит, и благосостояния - потребует отказа от ориентации на прибыль как главную цель человечества. Если этот переход не будет осуществлен сознательно (что невозможно по идеологическим и управленческим причинам), он произойдет неосознанно, стихийно, через социальную катастрофу, связанную с социальной утилизацией среднего класса. Это приведет к резкой дегуманизации как управляющих систем, так и обществ в целом.

- Ну так и получается - человек не только звучит гордо, но также вкусно и питательно...

- Развитие технологий (в виде технологий формирования сознания и современных компьютерных систем) ведет к архаизации лишь в рамках коммерческой парадигмы человеческого развития. Единственный способ разрубить гордиев узел современных глобальных проблем - форсирование технологического прогресса, достичь которого можно лишь на пути отказа от корысти как основной движущей силы человечества. Технологии как стимул и мотив не отрицают прежнего стимула - корысти и прибыли, но включают его в себя, как капитал, развиваясь, отнюдь не отрицал роль золота, но гармонично и непротиворечиво включил его в себя, - отобрав у него при этом не только исключительность, но и самостоятельность его общественной роли. Мы видим, что деньги неуклонно теряют значение, уступая свою роль символа и инструмента достижения успеха технологиям. Они менее отчуждаемы, чем деньги, и потому основанное на них господство прочнее основанного на деньгах. С другой стороны, технологии все чаще используются на нерыночных условиях, закрепляющих господство их владельцев.

- Что-то не верится, что люди откажутся от денег и начнут интересоваться только технологиями.

- Стратегические решения, принимаемые самыми разными обществами, уже сейчас становятся некоммерческими. Евросоюз принял программу развития альтернативных источников энергии к 2020 году, - но почти все они дотируются государствами и потому нерыночны. Надежд на их рентабельность в 2020 году нет. Нерыночен и совершаемый Китаем технологический рывок. Замена старых технологий новыми в китайской структуре цен часто коммерчески не оправдана, но угроза нехватки воды, почвы и энергии заставляют огромную страну идти на рыночные риски ради внерыночного выигрыша. Наконец, страны Прибалтики, экономически всецело зависящие от России, сознательно разорвали эти хозяйственных связей ради формирования собственной идентичности. Самоубийственное с рыночной точки зрения, это решение направлено на достижение некоммерческой цели - формирования новых народов, пусть даже и ценой их социальной деградации. Это не гуманизм, не совершенствование человека (а в случае Прибалтики и его прямая архаизация), - но это уже отход от коммерционализации, которая, становясь всеобщей и всеобъемлющей, становится тем самым и самоубийственной.

- Так хорошо это или плохо?

- Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к восстановлению технологического прогресса, надеясь на возвращение его гуманизирующей роли, надеясь, что технологии обеспечат «благосостояние для всех» и остановят сползание в варварство. Упование на технологии против всесилия рынка, при всей наивности (как и любой надежды на лучшее будущее), перспективно. Это современная форма социалистической идеи, превращающейся из традиционной социал-демократической, свойственной индустриальной эпохе, в идею технологического социализма.

- Социализм с совершенно нечеловеческим, но гарантированно оптимизированным лицом?

- Сегодняшняя форма общественной борьбы - это борьба стремления к прибыли и стремления к технологиям, борьба глобального монополизма и ломающего его технологического прогресса, борьба глубинной тяги к архаизации и жажды возобновления комплексного, всеобъемлющего развития человечества. Она вновь, как в годы великих войн, превращает науку в передовой край борьбы человечества за свое будущее. Только если раньше речь шла о судьбе лишь отдельных народов и их групп, то теперь - всего человечества без какого бы то ни было исключения.




Всего комментариев к статье: 71
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Ничего лишнего, только марксизм...
фантомас написал 28.07.2010 09:29
" Подменяя этические ценности придуманными "экономистами" экономической "эффективностью" он попадает в логический тупик, который вынужден камуфлировать потоком наукообразной лексики, не приближающей нас к пониманию сути общественных явлений."====
Это вы о чем? Где конкретно тупик?
"лишив себя научной марксистско-ленинской мировоззренческой основы"===
Вы считаете, что м.-л. философия монополизировала право на истину?
(без названия)
фантомас написал 28.07.2010 09:14
Спасибо, интервью - просто именины сердца. Добавил бы еще, что нынешний кризис - это не кризис капиталистической экономической системы. По-видимому, на определенной ступени развития производства, такой кризис должны испытать все экономические системы. Здесь, на мой взгляд, для правильного понимания надо содержание понятий "монополия", "рынок", "прибыль" и т.п. расширить, не ограничивать только экономической областью. Например, "монополия" - отсутствие конкурентных точек зрения. "Рынок" -ситуация, когда в некоторой сфере человеческой деятельности присутствуют разные точки зрения на цели и результаты этой деятельности.
Тогда в гармоничном обществе единственным монополистом может быть Природа.
Или вообще перейти к понятиям "цель", "средства", "издержки", "результат", "качество" и т.п.
Иными словами, все эти термины должны характеризовать информационные потоки.
Re: Re: Все верно!
Анархист-делягинец написал 28.07.2010 09:03
Ув. товарищи М.Г. Делягин и Анна Иванова!
Неожиданно и приятно удивлен появлением этой статьи. Спасибище!
Однако смею присоединиться к мнению и вопросу тов. Кочевника.
Ничего лишнего, только марксизм...
Sergo написал 28.07.2010 08:39
Задача "сохранения прежней, коммерческой парадигмы развития" стоит не перед человечеством, а перед капиталом. Поддержка "среднего класса" (Делягин пользуется привычным для него либеральным сленгом) есть чисто политическая задача удержания власти над своими народами ничтожным меньшинством финансовой олигархии и крупного капитала. Для той же цели используется оскотинивание людей, примитивизация, варваризация общественного сознания средствами "науки", "культуры", "образования", религии, что мы сейчас и можем наблюдать в эрэфии во всей красе. Ведь как иначе, в условиях доступности информации, убедить человека в необходимости покорности и рабского послушания? В "справедливости" небожительства кучки отморозков, номенклатурной шпаны, "назначенных" в "олигархи"? Смириться с тем, что твоя единственная и неповторимая жизнь пройдет в нужде и постоянной "борьбе за выживание"? Только либералы и попы. Только "экономисты" и "ученые". ЛГАТЬ! ЛГАТЬ! ЛГАТЬ! Лгать профессионально, куражливо, с азартом, с убежденность, внушать человеку, что неравенство - естественно, что равенство есть казарма. Что это уже проходили. Привести в пример Северную Корею. Сравнить с Южной. Напомнить о Гулаге и "благих пожеланиях". О "миллионах жертв". Показать голую задницу в телевизоре, чтобы дать "достойные" "жизненные установки". Согнать толпы на стадионы, чтобы социальная агрессия находила свой выход в разборках "фанатов". Внушить человеку идеи об "индивидуальности" и "свободе", разумеется, понимая под индивидуальностью наклонности одних вступать в однополые браки, а других - колоться героином. А полная "свобода" ограничена лишь "священностью" и "неприкосновенностью" украденной у народа "частной собственности" и капиталов. Таким образом яркая "индивидуальность" в буржуазном обществе может самовыражаться, как ей угодно, красить волосы зеленым, ходить на руках, сосать пиво в компании других "индивидуальностей", но не покушаться на "чужой" банковский счет, на "чужую" виллу, на "чужую" фабрику, на "чужую" собственность. Раб должен быть непонимающим рабочим скотом, ощущающим свою полную "свободу" и "индивидуальность".
Делягинские фантазии представляют интерес лишь как забавная иллюстрация эволюции взглядов либерала-"рыночника", столкнувшегося с очевидным крахом своих верований, в сторону поиска неких технологических решений социальных проблем. Не позиционируя никак себя в этических координатах, сознательно лишив себя научной марксистско-ленинской мировоззренческой основы, Делягин пытается новыми словесами оправдать старые "ценности", типа "конкуренции", "демократии", "частной собственности", "свободы" и прочие, модные пару столетий тому назад химеры. Подменяя этические ценности придуманными "экономистами" экономической "эффективностью" он попадает в логический тупик, который вынужден камуфлировать потоком наукообразной лексики, не приближающей нас к пониманию сути общественных явлений. Впрочем, это и не его задача, проникаться сутью вещей. Образованный экономист хуже кухарки, та хоть осознает свое невежество. Это проблема философии, этики, аксиологии открывать истинные ценности. "Экономисты" не у дел. А истина в том, что человек есть высшая ценность, которой нет меры в мире вещей, (а не уровень инфляции, не "удвоении ВВП", и не нанотехнологии). Это аксиома становиться очевидной, если вы зададите человеку простой вопрос. За сколько миллиардов (триллионов) долларов он готов расстаться со своей жизнью? Задайте такой вопрос каждому человеку на планете. Будут их ответы сильно отличаться? Не пошлют ли они вас на три буквы, безо всяких "экономик"?
Таким образом, то, что человек есть высшая ценность, не будет оспаривать НИ ОДИН вменяемый человек. Что из этого следует? Только РАВЕНСТВО. Сначала равенство, потом - свобода. Свобода не должна противоречить равенству людей. Равенство несовместимо с собственностью, с капиталом, с обезличенными деньгами, с рынком, с "конкуренцией" и прочими "демократическими ценностями", явным сторонником которых Делягин является. Вот так, "отсечением ненужного" каждый добросовестный ученый и становится марксистом...
Re: Все верно!
Пасюк написал 28.07.2010 07:56
Человечество ищет пути освобождения от кратоманов, использующих фальшивые деньги для неструктурного управления.
Re: Рынок и приватизация это всегда кризисы и катастрофа и для всех стран
Andre написал 28.07.2010 06:59
University education in Canada is not for free. For example, one year course of physics costs $4000-6000. Status of the fundamental science, say physics, chemistry and so on, is very low and it continuously goes down. Education, particularly in high school, becomes more and more primitive. Author of paper is absolutely right.
Professor of Physics, York University, Toronto, Canada.
Все верно!
Кочевник написал 28.07.2010 06:51
НО!
Как быть с противоречием "От духовного и материального благосостояния и свободного творчества человека - через цивилизованное общество - к МОЩНОМУ ПРОЦВЕТАЮЩЕМУ ГОСУДАРСТВУ" (из Программы партии Здравого Смысла, выделено мною).
У современного социума нет другого пути, как преобразоваться из государственно-национальной иерархической структуры в структуру ГОРИЗОНТАЛЬНО интегрированную.
Огромное спасибо за статью!
Рынок и приватизация это всегда кризисы и катастрофа и для всех стран
Экономист-аналитик написал 28.07.2010 05:36
В Канаде почти советский госкапитализм,
основаный на социализме и госпредприятиях,
а кризисов нет, медицина и обучение бесплатные.
(без названия)
Советский написал 28.07.2010 03:48
Сегодня у людей есть надежда,что появятся такие технологии,которые позволят обойтись на 80% зависимости от человеческого социума.
Например,приусадебная автоматизированная био-фабрика,т.е. комплекс по разведению например,кур.Или куропаток.
Такие агрегаты можно было бы брать в лизинг-с рассрочкой на 25 лет.И это очень актуальная для России вещь-при той продуктовой зависимости от Запада.
Либерасты из кремля недавно договорились с Обамой о поставке "ножек Буша" снова-в Россию.
Между тем,мудрое правительство не стало бы делать это-развивая собственное проз-во в России.
uiouiooo
uiouiouio написал 28.07.2010 02:27
Раскрыть комментарий
uiouioo
гшuioiuo написал 28.07.2010 02:26
Раскрыть комментарий
<< | 1 | 2 | 3 | 4
Новости Политический расклад Экономическая реальность Жизнь регионов Общество и его культура Силовые структуры Особенности внешней политики Компрометирующие материалы Московский листок