Кто владеет информацией,
владеет миром

Сталин и Шостакович – братья по оружию

Опубликовано 25.06.2013 автором Александр Росляков в разделе комментариев 41

Сталин и Шостакович – братья по оружию

В нашей стране, все менее обременяющей себе образованием, бытовые исторические споры идут все более в таком ключе: «Сталин – кровавый ублюдок и урод!» – «Врешь, падаль! Сам урод!»

Немало этому способствует какая-то уже запредельная ложь штатных историков – и я хочу разбить одну такую: что Сталин де затиранил великого советского композитора Шостаковича. На самом деле было все наоборот: выпестовал его своей чуткой рукой!

В основу лживой байки легла статья 1936 года в «Правде» «Сумбур вместо музыки» с критикой оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»). Статья вышла без подписи, иные называли ее автором Сталина, но ее текст, далекий от предельно узнаваемой сталинской катехизисной манеры изложения, ему, очевидно, не принадлежит. Хотя история доносит, что именно он выдал слово «сумбур» – и мне сдается, что сотрудник редакции просто изложил своими словами его тезисы, почему и не возникло подписи. Подписывать Сталиным, весьма щепетильным к своим статьям, сочли неловким, ставить другое имя под пересказом его мыслей – тоже.

Теперь о самом тексте. Либеральные критики, привыкшие, что наша публика уже не смотрит никогда в первоисточник, назвали его «чудовищным политическим разносом». Но он, при всей критичности, ничуть не нарушает рамок жанра, о политике – ни слова вообще:

«Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают… Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись, бросается в дебри музыкального сумбура. Выразительность заменена бешеным ритмом…»

Смею сказать, что это абсолютно совпадает с тем, что я испытал при слушании этой впрямь вывихнутой оперы, чьей сверхзадачей словно было воплотить шекспировское «век вывихнут». Но у Шекспира за теми словами Гамлета идет: «O cursed spite, that ever I was born to set it right!» (примерно: «И я обязан выправить его!»). Удел высокого искусства – выправлять своей гармонией этот вывих, лечить его духовно, а не только отражать. Но такой задачи Шостакович и не ставил – в отличие от Мусоргского или Верди, про чьи жестокие сюжетно оперы можно сказать словами Баратынского: «Болящий дух врачует песнопенье».

Но дальше в той статье еще более важное: «Это все не от бездарности композитора, не от неумения выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная «шиворот навыворот», – так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную. Это музыка, которая построена по тому же принципу, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре реализм, понятность образа, естественное звучание слова… Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничанья. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо…»

И тут рядом с советской риторикой тех лет проходит в сжатом виде глубокая мысль еще не написанного тогда романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». Его герой Адриан Леверкюн, одаренный композитор, чем-то весьма близкий Шостаковичу, путем того же сумбура и полного отрыва от нужды «захватывать массы» приходит к полному краху. Губит и себя, и свой дар – и подружившегося с ним младенца Непомука, как бы олицетворившего наивный германский народ, ставший жертвой фашизма. Один из смыслов этого романа – что заносчивый отрыв духа от плоти, высокого творца от «низкого» народа влечет неизбежную обоюдную погибель.

У Манна эта истина является уже задним числом, когда советские пушки бьют по Берлину, в котором вымышленный биограф дописывает историю покойного Леверкюна. Но Сталин словно предугадал этот сюжет, сделав все, чтобы Шостакович не выпал в леверкюновский осадок, а стал великим композитором страны!

В 36-м ему 30 лет. Он уже бойкий сочинитель, автор музыки к «Клопу» Маяковского, четырех «пробных» симфоний, «всесоюзной» «Песни о встречном» – и этой заумной «Катерины Измайловой». Но еще далеко не первая величина на фоне таких корифеев как Прокофьев, Глиэр, Мясковский.

И вот Сталин, завсегдатай оперы и театра, выхватывает его своим зорким взглядом из прочих «молодых да ранних», видя в нем такой дар, еще замусоренный модным «левачеством», что упустить нельзя. Делает на него свою, едва ли еще понятную кому-то рядом ставку – и в виде той статьи выдает ему очень серьезный творческий аванс. Не важно, что статья со знаком минус: то, что властная печать озаботилась юным талантом, заносит его в некий стратегический резерв. Никакой «битвой тирана с композитором», о которой сейчас врется, и не пахнет: какой смысл, среди моря дел в стране, биться с этим птенцом? Напротив, Сталин в духе его лозунга «Кадры решают все!» хочет сделать из него жар-птицу – как сделал Туполева, Королева, Лавочкина и многих других, чем нынешняя власть уже не занимается нисколько.

И до заносчивого, но еще с тонкой, как у молодой картошки, кожей композитора, наверняка и огорченного, и польщенного той статьей, доходит ее внятный смысл. И он, не с легкостью хлыща, но путем добровольной ломки своего еще молочного хребта, меняется к тому, чего от него ждет вождь. И в новом для себя ключе пишет свою 5-ю симфонию, первую из его уже классических, где вложенная суть восходит до той ясности, что свойственна великим мастерам. В ней так и плещет жизнь страны, и на ее премьере наше простонародье, посещавшее тогда концерты, аплодирует 40 минут, что куда больше жидких хлопков эстетов на «Катерине Измайловой»!

Наши либеральные, вконец ополоумевшие критики пишут: «Шостаковича додавили до сочинения 5-й симфонии!» Да любой тогдашний композитор на планете сдох бы от счастья, если бы его кто-то додавил до такой музыки!

В ответ на этот уже бесспорный и оригинальный советский шедевр, сразу признанный в мире лучшим образцом тех лет, уже сам Сталин пишет в «Правде»: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику…» И дальше уже каждый опус Шостаковича, «додавленного» Сталиным до мирового эталона, становится событием культурной жизни мира. В 1940 году, когда он тем не менее еще не написал своих самых великих вещей, его награждают орденом Трудового Красного Знамени, чуть позже – Сталинской премией.

Однако как могла какая-то газетная статейка так глубоко подействовать на одаренного от Бога композитора? Но вот смогла ж – такова была цена слова, за которое тогда подчас платили головой, и вера в вождя, который, как сам Бог, не грешил многословием.

Но Сталину, отнюдь не чистому эстету, погруженному в 30-е в смертельную гонку с Германией, искусство Шостаковича явно было нужно не само по себе, а для каких-то высших целей. И тут высвечивается его опять-таки провидческий, иначе не могу назвать, гений. В блокадном Ленинграде Шостакович, уже классический реалист, пишет свою самую великую 7-ю симфонию, послужившую нашей победе над фашистами не меньше Сталинградской битвы.

Из задушенного города он подает всему миру весть, что не только наш победоносный дух не умер – но это еще и дух великой музыки, утраченной напрочь фашизмом. И для всего мира уже не остается выбора, еще мелькавшего в начале войны: кому помочь, Германии или СССР? Только стране с таким творцом как Шостакович, с такой рвущейся из блокады музыкой, какой не имел и близко Гитлер, велел Бог помогать! И гитлеровская пропаганда, что русские – дикари и враги цивилизации, достойные только рабского ярма, лопается в огромной мере с помощью Шостаковича.

В Ленинграде премьеру 7-й симфонии 9 августа 1942 года передают по радио и уличным громкоговорителям – что было слышно и противнику. И есть воспоминания воевавших там немцев: в тот день они почувствовали, что войну проиграют… Партитура симфонии, как стратегический груз, улетела в США военным самолетом, ее триумфальное первое исполнение в Нью-Йорке транслировали все радиостанции Северной и Латинской Америки.

И она стала нашим хлестким козырем в самой жестокой от сотворения мира схватке, исход которой, со слов и наших, и враждебных полководцев, решался на духовном уровне. В то же время эта самая победоносная на свете музыка не просто, по типу «Катерины Измайловой», отобразила ужасы фашистского нашествия. Звуча по всей нашей стране, она своей неисповедимой силой помогала одолевать тяжелые военные и послевоенные невзгоды. Вот куда Сталин, как действительный пророк, метил той якобы разносной статьей в «Правде» еще за пять лет до войны!

Его благодарность оправдавшему все ожидания творцу, настоящему брату по оружию, помогшему отбить фашизм, была щедрейшей. При Сталине Шостакович каждый год получал высокие награды, куда вошли орден Ленина, пять Сталинских премий и так далее. По отношению к нему жесткий, но полностью созвучный жестокости эпохи вождь, умевший достигать всего своим кнутом и пряником, применял только пряник. И Шостакович с его широчайшим диапазоном, от народной музыки к кино до утонченных фуг, ставший музыкальным лицом страны, не подвел ни на йоту. При всех тогдашних заварухах, доносах и грызне, не меньших, чем сейчас, отвечал Родине, поставившей его на высший пьедестал, чистейшей творческой монетой. После 5-й «классической» и 7-й «блокадной» уже все его симфонии, до последней 15-й, вся его музыка воистину помогали нашему народу жить и строить, поднимая нашу духовную марку над всем миром.

Почему все это рухнуло потом – уже другая песня и загадка. Почему рушились и прочие великие державы с их не менее великими творцами? Вот что нам сейчас бы разгадать – и найти, как возродиться на памятной еще основе, победить в теперешней войне миров, как мы смогли со Сталиным и Шостаковичем победить фашизм. Но при нынешней вошедшей во все поры лжи, при том отрицательном отборе, с которым новым Шостаковичам, Туполевым, Королевым у нас нет больше места, дойти до той разгадки жуть как нелегко.

Сталин свободу Шостаковича, ставшего близким ему на духовном, высшем даже, чем партийный, уровне, не ограничивал никак. И первое формальное ограничение пришло к нему уже при культе более мелкого и немузыкального божка Хрущева. Тот, более «идейно близкий» нашей нынешней истории, существующей на западные гранты, и принудил Шостаковича в 1960 году вступить в КПСС: де это нужно для «общего дела». Но на самом деле Хрущев, не обладая широтой предтечи, старался подтянуть под себя партию, которая при культе Сталина еще служила всей стране, а под нее – и всю нашу культуру.

Для «беспартийного коммуниста» Шостаковича, верно служившего стране и без такой узды, эта формальная узда стала огорчительным знаком недоверия. Впрочем давно уйдя от формализма к сути, он как-то снес эту волю того, кто, оскверняя мстительно культ Сталина, не удержался, чтобы не осквернить такой подтяжкой под себя любимца предыдущего титана.

Еще более скверным путем пошли наши нынешние музыковеды во главе с эмигрантом Соломоном Волковым, написавшим такую чушь, что «никто не пострадал за свою музыку больше Шостаковича». Причем даже западные музыканты назвали книгу Волкова «Свидетельство», ставшую хрестоматией по Шостаковичу для нашей музыкальной плесени, лживой и бездарной. И эта плесень, засевшая у нас во всех культурных СМИ, хочет сделать из нашего великого композитора не победителя, расцветшего со Сталинской подачи, а какого-то унылого изгоя с кукишем в кармане.

Но не был он таким, был абсолютно современным той нашей эпохе оптимистом, у кого хватило духу пронести сквозь все ее драмы и трагедии его врачующее раны песнопенье. Был нашей звуковой дорожкой в будущее, в которое мы, изменив своим предтечам и пав в яму нефтяной халявы, не пошли. И в оправдание позорного падения давай теперь крошить и облыгать почем зря родную историю и ее творцов!



Рейтинг:   4.91,  Голосов: 54
Поделиться
Всего комментариев к статье: 41
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Блестящая статья!!!
Михайлов д-р написал 25.06.2013 16:59
Спасибо Александр, очень хороший материал. Чистый, душевный! Спасибо, Анатолий Юрьевич, что разместил эту статью. С уважением. Жалко, что некоторые уроды испоганят святые слова.
(без названия)
ГКЧП написал 25.06.2013 16:49
Админ!
Отсекайте комменты уродов и вшей типа Vivendi
Re: Маршал Шостакович?.. - Вирмалайсет
Вирмалайсет написал 25.06.2013 14:19
А говорящие "наше простонародье" вряд ли понимают действительно главное в СССР его героического периода...
Маршал Шостакович?..
Вирмалайсет написал 25.06.2013 13:19
"В блокадном Ленинграде Шостакович, уже классический реалист, пишет свою самую великую 7-ю симфонию, послужившую нашей победе над фашистами не меньше Сталинградской битвы".
Надо знать меру в таких "не меньше". Вообще не сравнивать несравнимое. Чем такое заявление лучше "спасения Москвы в 41-м чудотворной иконой" С добавлением: "как известно"??
Кроме того, из значения 7-й симфонии Шостаковича не следует автоматически, что "Леди Макбет..." плоха. Просто у каждого времени неизбежны свои издержки в отношениях художников, общества и власти. Менее всего это нужно канонизировать в порядке того, что называют "ретроспективным бешенством лояльности".
Да и "реалист" применительно к инструментальной музыке - не слишком умно, даже если в какие-то времена практически неизбежно. Кстати, именно из-а специфики музыки как искусства невозможно доказать что в 7-й симфонии Шостакович больше, или меньше реалист, чем в "Леди Макбет..."
(без названия)
Завид0нов Ник0дим написал 25.06.2013 12:47
Зря вот тут все обгаживают Сралина! Сралин был не причастен к злым делам большевиков! Он был хороший! Беленький, такой пушистый, тепленький, этакий - утю-тю, пушистик!
Он был безобидный, когда его любимую дочурку по очереди дoлбили евреи (Каплер, Морозов и т.п.) он ничего не мог сделать и только плакал по ночам в подушку от отчаяния.
А какой у него сын был умничка! В 25 лет уже хенерал!
Стыдно вам должно быть всем!
Re:
николай написал 25.06.2013 11:16
неужели в твоем присутствии?или сказок типа солженицына начитался.
(без названия)
ВГ написал 25.06.2013 10:35
У Т.Манна ничего задним числом не является. Он понял, кто такой Гитлер и иммигрировал уже в 1933, в те времена, когда Сталин целовался с любимым Адольфом взасос.
все правильно. но...
ehnaton написал 25.06.2013 09:47
Шостакович помогал решать злободневные проблемы. Но в музыкальном плане он совсем не классик. Кто его в последний раз слушал по собственной воле? Признайтесь. Его 7-я симфония сейчас звучит предельно надоедливо.
Все повторяется. Дутые кумиры. Сейчас на эстраде примерно так же.
А на счет Сталина все верно. Умел Вождь вдохновить так что понос прошибал.
(без названия)
Ытак написал 25.06.2013 09:31
Богоизбранного критиковать нельзя, любая критика воспринимается его соплеменниками как гонение и антисемитизм. Тем более когда критикует человек от власти. И сказанное плохое слово в адрес богоизбранного будет занесено в анналы гонений, а потом веками будет храниться и при каждом удобном случае вытаскиваться для затыкания рта гоям.
И еще. Шостакович свою партитуру 7-й симфонии еще до премьеры тайно переправил за бугор. Что это? Дружба дружбой а табачек-то врозь?
Re:
wok написал 25.06.2013 07:49
Надо же моzгоеbнутая Vivendi 007 первый раз что-то не мерзковонючее написала
Сталин - эталон жестокого политика.
MucmepX написал 25.06.2013 06:19
Какое было время, такое было и руководство. Сейчас бы Путину, хотя бы 5% сталинской строгости и чиновники бы перестали уничтожать собственную страну. Нельзя управлять страной как теперь, что сказал Президент, для чиновников трын-трава. Так и страну прос...ть можно.
Лидер Российской Абсолютной Партии Левинский Николай.
Вывихленди
Великопут написал 25.06.2013 04:23
" советским смрадом, гнетом социализма, этим смрадным дыханием везевула"-пока на этой странице один источник вони.
(без названия)
Марина написал 25.06.2013 01:49
Кстати,о миллионах...Как выясняется,Солженицин в свое время принес в американское посольство в России кучу смятых листов,и это был всего лишь эскиз "Архипелага Гулага".Все остальное для него проделали заинтересованные специалисты на Западе,оформив наброски Солженицына в полновесную антисоветсткую ложь о "десятках миллионов замученных".
Архивные данные говорят,что через систему лагерей в сталинское время прошло 4 млн. чел ,в.т.ч.по преступлениям всех видов.Надо сказать,что за последние 22 года через зону прошло народу намного больше,хотя населения стало существенно меньше .Доля труда осужденных в сталинское время в валовом продукте страны была намного меньше,чем при нынешней либерально-криминальной власти.
Просто сравнивают сталинское время с царским периодом,когда православная мораль делала людей намного более совестливыми,законопослушными...И что-то никогда и никто не слушал вздохов наших либералов о зверствах Троцкого,Урицкого,Свердлова в ранне-совесткий период,принесший стране действительно колоссальные потери...Интересно,почему молчаи либералы об этом периоде,все вину сваливая на другой период,куда более созидательный?
Ольга
Vivendi 007 написал 25.06.2013 01:33
Жаль, дегенератка, что твою хрень не могут прочитать миллионы погибших от сралинских репрессий.
(без названия)
Ольга написал 25.06.2013 01:30
Приятно читать правдивый,совестливый и вдумчивый материал человека,дрожащего красотой и гармонией классического искусства,попираемого,уничтожаемого ныне либералами - истинными дикарями.
Сталин - это знакомство широких народных масс с лучшими образцами мировой и русской классики,это то всеобщее просвещение народа,о котором мечтали великие русские писатели 19-го века.
Сталин отложил на 60 лет (1929-1989г.) торжество расчеловечивания,идущее к нам с Запада.Девиз советской эпохи :"Твори,выдумывай пробуй!",а только в творчестве человек чувствует себя человеком.
Девиз "хозяев" нынешнего тоталитарно-либерального дискурса : "Потребляй,тварь,и сдохни!"Это призыв сроителей "мирового хлева" к откармливаемым свиньям перед их закланием...
(без названия)
Vivendi 007 написал 25.06.2013 01:30
Хрущев - прежде всего, коммунист.
Зухов
Vivendi 007 написал 25.06.2013 01:28
Вонь немытого сралина тут ни при чем. Ведь мы победили в Войне вопреки этому кровавому чернож.опому ублюдку, угробившему всю регулярную армию и 18000 танков за три месяца.
Россия была порабощена советским смрадом, гнетом социализма, этим смрадным дыханием везевула.
Зухов, кстати, а ты - не чюрка, случайно?
Хрущев - божок?
снова опять написал 25.06.2013 01:27
Хрущев не божок, а бомжок, комик высокого класса.
(без названия)
Vivendi 007 написал 25.06.2013 01:22
Долой "вывихнутые оперы"!
Нет "ошарашивающим нестройный потокам звуков"!
Не допустим "Способности хорошей музыки захватывать массы, если это приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам"!
Слава великому сралину! Шостаковича - к ответу!
Дайте нам адрес этого Шестовича, мы с мужиками подъедем!
/Коллектив Уралвагонзавода.
о статье
Зухов написал 25.06.2013 01:18
Сталин для любого здравомыслящего человека, тем более русского по духу, это безусловно гений, вождь и воин, спасший Россию и мир от темных сил. И каждый талантливый, честный человек, в котором живет дух великого Рода,находясь рядом со Сталиным, старается подняться до его высот.Шостокович не был бы Шостаковичем не будь рядом духа великого Сталина, который он сумел почувствовать. Поэтому и смог создать гениальное произведение 7 симфонию, равной которой в мире ничего до сих пор не создано.
<< | 1 | 2 | 3 | >>
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss