"О, не язви, постмодернист,
наследник пошловатой книжицы:
дороже, чем паршивый твист
мне то, что на плакате пишется!"
Странная строфа, не правда ли? Кто бы мог быть ее автором? Вряд ли вы сразу распознаете за перефразом оригинал. А чтобы вы ещё подольше погадали, я вам и такие строки подброшу, благо оказались на даче под рукой:
На танцплощадке станции Клязьма,
Именуемой "пятачком",
Танцует девочка высокого класса
С подобающим пиджачком.
Что мне делать с этим парнишкой,
С его модной прической парижской,
С его лбом без присутствия лба,
С его песенкой "Али-баба"?
Что мне делать с этой девчонкой,
С ее узкой,
приклеенной челкой?
Что скажу?
Назову их "стилягами"
Или просто сравню их с телятами?
Или,
полный презренья усталого,
Поясню:
"Пережитки старого..."
А парень ходит
и в ус не дует,
И ногами
о времени думает,
Не пойму,
не пойму я многого,
И смотрю я в щемящей тоске,
Как танцуют пережитки нового
Возле Клязьмы на "пятачке".
На станции Клязьма, как раз по моему направлению, о котором недавно писал, - чтоб вы сразу поняли контекст, - был дом отдыха литераторов, причем был аж с тридцатых годов, как Союз писателей появился. Евтушенко там поэтому и оказался. И это гневное, вполне политическое стихотворение написал не только "половой истекая истомою" по девочке-стиляжке, но и отдавая долг советской морали. Стих - в сборнике "День поэзии" за 1962-й год.
Ну, Евтушенко, в отличие от идеологически мной отретушированного современника его, вам было проще узнать, верно? Есть такое ключевое для понимания Евтуха слово - коньюнктура. И вот где начинается политика - там возникает маяковская лесенка у него. Он и личное под общественное так положит, что невостребованная эрекция покажется жестом руки оратора на трибуне. Уж извини, товарищ мой Развозжаев, но я своего отношения к Евтуху не только в тюрьме, но и под пытками не изменю. Ибо вот таким он был "стойким" - а потом сам "задрав штаны" побежал, но не за комсомолом, а за этими самыми стилягами, в такие цветастые стал пиджаки рядиться в немолодые свои лета, что тотчас заслужил прозвище "попугай". Тут ещё и генетическое: приспособленство по папиной линии досталось, от прибалтийского выселенца, а гнали тогда кулачьё и белячьё, прижившееся за пределами СССР, в конце 1930-х и уже в начале войны, в 1941-м - сюда, в Сибирь, ускоренно, чтоб у вермахта не оказалось там никакой озлобленной на Советы опоры. Впрочем, эту месть Сталин и НКВД смогли лишь отсрочить - Евтух им после смерти воздал. А при жизни - конечно, воспевал, на том и вылез...
Впрочем, именно в этом тексте и хронотопе - он нам чертовски дорог. Потому что работает как советский, эйзенштейновский из "Генеральной линии" сепаратор, и пишет-то вещи верные даже теперь - для ретроспекции без ревизии верные. И с работами Барыкина надо - так же. Чтобы уж дополнить, довести его собственный кич до апогея, устроим ему худсовет тут.
Во-первых - конечно мило. Ну, все мы уже вполне отзывчивы стали на бихевиоральные стимулы в рекламе, и сисечги, чулочги и прочие прелести - дэтэктэд... Но в чём тут мастерство? А примерно в том же, на что покушался Тодоровский-младший под патронажем Ярмольника в "Стилягах", выдавая вышепокритикованный Евтухом досуг танц-меньшинств едва ли не за бунт против серости, как бы эстетическую прелюдию к ельцинской контрреволюции... Вот и театральный художник метит туда же. Это - врисовывание сэкса в совокъ. При позитивном, модном отношении к СССР - не просто ревизия, а явная ретушь. Домохозяйка из рекламы супа "Кэмпбеллс", врисованная в соцсоревнование - впрочем, художник не скрывает своего метода-миксера...
Полюбуйтесь, нам не жалко, плюрализьм же, но задумайтесь - много ли тут исторической правды и эстетической точности? И так ли было всё серо, что понадобилось американских (я и черты лиц имею в виду) тёлочег перетаскивать в советскую действительность? Как-то слишком буквально понял Барыкин неудачную шутку с телешоу про небывалый в СССР секс. Напомню - тот урезанный вариант родился из длинной фразы женщины на телемосте Познера и Донахью (где Познер, как и Евтушенко, - все они одним предательским мирром мазаны, - отстаивал советский строй) о том, что в советском кино секса нет. Впрочем, были и сцены топлесс, и вполне даже экранная любовь, конечно, без подробностей - но народу понравилась сокращённая версия фразы. Что вообще секса не было. Очень уж мило ложилось в перечисление: колбасы нет, секса нет... И прямо к Воланду, под ликование оставившего роман-наследие контре Булгакову: "Что ж, у вас чего ни хватишься - ничего нет?"
Кстати, уж если и так - верно, не было секса. Как абстракции и обобщения (хотя в специальной, медицинской, психологической литературе слово было давно и часто употребляемо) - не было. Не было отдельного секса, от любви отдельного. И это завоевание деятилетий той самой, много раз проклятой либералами, советской пропаганды. И советской культуры. Потому что и проституции не было - правда, покойный папа режиссёра "Стиляг" тут преуспел в "разрушении мифов" и пропаганде проституции как образа жизни. Ведь "Интердевочку" не все досматривали до конца!..
А что такое абстрактный секс, кстати? Это услуга, и потому, как основа обобщения он неминуемо пристёгивает к себе и режим оказания этой услуги в обмен на деньги. Просто, быстро: капитализм, отчуждение. И потом уже рождается идиотское словосочетание "секс по любви". Как много слов об одном, о ясном. И ещё более маразматическое "заниматься любовью"... Чуете, как конра изломала ваш язык, а вместе с ним и обществнное сознание? Что первичнее - любовь или секс? Не стыдно? Назад в СССР не тянет?
Тянет - но в подредактированный СССР. В такой, буржуазненький, где миниюбки носят уже в 1960-х... Они были, кстати, но не такие тонкие и прозрачные - тут нарисованы даже не 1980-е а уже 90-е. И тёлочги - ну совсем не советские. Оборотная сторона такого показного и вроде бы доступного соблазна - цинизм. Этих тёлочег не было в СССР, но сегодня они ходят по улицам. Попробуйте, шлёпните их с пролетарским задором по попам - они вас или по судам затаскают или тут же отдадут на растерзание секьюритинам. Ибо всё имеет свою цену, а сексуальность, как регулируемый обществом побудитель репродуктивного поведения - это штука весьма политическая. И она тоже исторична, вытекает из быта, из рабочей атмосферы...
Да, в СССР был шершавый язык плаката, обсуждение семейного поведения на комсомольских собраниях, но было и то, что на плакат не пишется, о чём и писатели не смели писать, лишь намекали... Потому так раскупали, привозили, перепечатывали под копирку весьма целомудренную в сравнении с "Верностью и ревностью" моею, например, "Лолиту" Набокова - что это было сокровенное, но уже по-буржуазному проданное там, в США, домохозяйке из рекламы супа "Кэпмбеллс". А теперь - лишь расширенная до экс-СССР зона продаж всего этого, рынок. Выяснилось на практике, что даже малейший элемент буржуйского несправедливого мира в виде сексуальной тёлочги - встраиваясь в социализм ломает всю тонко настроенную работу общественного организма, и вчерашние доярки, малярки, студентки и прочие молодые специалистки в рушащихся республиках и коровниках - бегут от неофеодализма к роскапитализму, идут на Тверскую. Хорошо это, нарисуем это - а, Бастрыкин?.. То есть, пардон, Барыкин?
Вот поэтому-то я, "красный порнограф" (как меня окрестили некоторые критики помещая "Поэму столицы" в лонглист Нацбеста-2008, а "Верность и ревность" в "Большую книгу" 2012-го уже и на порог не пуская поэтому же) говорю вам - да, это забавно, но не более того. Ибо с помощью таких картинок не разгадать того, почему "без секса" в СССР этих, нарисованных тут 1960-1980-х был бэби-бум, и нас к концу перестройки было 275 миллионов, а сейчас, когда эти тёлочги с американских реклам свободно шагают к нам даже на самые сокровенные территории плакатов - репродуктивное поведение хромает, народ убывает, его меньше чем было в 1939-м после всех пресловутых рэпрэссий...
А специфика тут вот в чём: даже формы грудилий на этих плкатах не наши, не советские. Они ведь тоже подчёркиваются бюстсгальтерами, нарядами, тоже являются общественным продуктом, а не только природным. Наши женщины-маляры с соцреалистических полотен - были с иными формами! Что, отрицать теперь и их существовние? А заодно и уникальный советский унисекс - стиль, возникший как раз из равенства мужчин и женщин в трудовой занятости. Да-да, комбинезоны - и никакого под ними гламурного бельеца, но пряный трудовой женский пот, который вдохнув можно и виагру не кушать.
И вот возникает выбор - в какую дверь коммуналки войти, где американская тёлочга в халатике из современного отеля или пойти в реально советские комнаты? Да, там несексуально... Где и выросли мы, наши родители, и немало навоевали, но вот этой повторяющейся в разных окрасах буржуазной тёлочге - проиграли усилиями, в том числе, и богемы 1980-х, и, скажем так, вполне крёстного такого Барыкина - Вагрича Бахчаняна... Опять, поди, комплимент.
Конечно, при таком обхвате животика женского никакой работы не получится - а это план, это плакат, это производительность труда...Что, господин Барыкин - хихикнете? Мол, что за архаика - работают же нынче на постройке элитных квартир для таких вот тёлочег (точнее - их папиков) гастарбайтеры, и не надо им никакого секаса на производстве... Вот именно: эти бабы не из СССР. А наши советские женщины потому нас так много народили и хорошо воспитали, что... Это не пропагандировалось, а было сокровенным, дерзновенным и потому куда более желанным, чем услуги проститутки... Да, в девяностых мы стали первооткрывателями секса на крышах - но то были уже мы, и это моя книга, к которой иллюстрации не требуются, разве что экранизация, но точно не Тодоровского-младшего с его вездесучьей Акиньшиной.
В СССР потому были возможны трудовые подвиги, стройки-гиганты, новые города и новые, товарищеские отношения (которые теоретически предсказывала Коллонтай в постнэповском манифесте "Дорогу крылатому эпосу"), не оставляющие возможности торговать собой (мужской вариант - покупать как товар соблазняющее) - что действительно секса не было. И уж конечно не на плакатах. Некогда отвлекаться! А была многажды выраженная в фильмах, картинах, романах, сложная, глубокая, какую нынче и не выдумаешь - Любовь. И Любовь весьма конфликтует с Сексом - что доказали девяностые и в частности моё романическое, прозаическое осмысление девяностых. Любовь там уже не помещалась, а секс - да, случался, его честно и описал... Но это - Посэпоха, а Эпоха... Была гигантская многодетная семья, в которой условности и буржуазные финтифлюшки с порога выметали как несущие сюда капитализм. Но сор этот всё-таки попал в избу и пророс тут сорняками. Вот - на "плакатах" как раз. Это ни хорошо и не плохо, банальный постмодерн, но и повод всё-таки увидеть и на советском плакате истинное, искреннее, советское. Нетоварное - товарищеское...
Антисоветчина под видом ностальгии по СССР. Вот вердикт худсовета - впрочем, для буржуазных-куртуазных галеристов это лучшие похвалы. Прибылей вам и тёлочег побольше, Барыкинг.
А строфа Леонида Губанова из эпиграфа в оригинале звучит так:
Ах, не язвите, футурист,
наследник краснокожей книжицы!
Дороже мне бурлацкий свист
и то, что на плакат не пишется...
Это Маяковскому адресовано в защиту Есенина. Входит и что советские плакаты были куда сильнее в плане мотивации и труда и деторождения - посмотрите Дейнеку, его морские, московские и спортивные серии, это ли не соблазн? Но в нём ни капли буржуазности, а только сила здоровых тел, цель которых не снять клиента (за гладкой кожей ляжек - язвы капитализма, социальное неравенство - и тут кроется), а заняться физкультурой с братьями по рабочему классу, вместе укрепить оборону СССР и народить много крепких умных детей, которые достроят коммунизм (это мы, кстати, рождённые в 1970-х). У Барыкина же - ревизия и регресс, низкопоклонство перед хищным Западом, затаённые в улыбке ностальгирующего по социализму.
Об авторе:
Валерий Барыкин родился 2 мая 1966 года в городе Иваново. Учился в Нижегородском политехническом университете, закончил Нижегородское театральное училище по специальности «театральный художник».
С середины 90-х годов прошлого века пробует себя в различных видах творчества, занимается живописью, графикой, перформансами, полиграфическим дизайном, состоит в объединении художников «Галерея нетипичного искусства», участвует в совместных художественных выставках. С 2000-х годов активно разрабатывает стилистику «Советский Пин-ап» в своей творческой деятельности.
«Работаю при помощи заготовок. Нахожу фотографии из ретровских галерей. Коллажирую их по теме и смыслу, который хочу вложить. Иногда приходится перерисовывать заново, если не подходит освещение или другие моменты», - пишет сам Барыкин.
И как постскриптум - непревзойдённый и куда более откровенный классик этого направления Вагрич Бахчанян, ныне покойный. Всё та же американская тёлочга и советская газета:
|
|