Кто владеет информацией,
владеет миром

Можно ли уважать веру?

Опубликовано 11.06.2013 автором Ярослав Бутаков в разделе комментариев 38

Можно ли уважать веру?

Почему вандализм в храме должен наказываться более строго, чем вандализм в театре или музее? На каком основании религиозные чувства объявлены предметом особой государственной важности и защиты?

Разные умные люди уже много писали про неправовой характер известного закона, вводящего сегрегацию российских граждан по признаку их мировоззрения. Я почти ничего не смогу добавить к их аргументации, которая, как известно, всё равно не повлияла на намерения законодателей. Коснусь лишь одного момента, лежащего в основе мотивации некоторых одобривших данную инициативу. Они, видимо, глубоко убеждены в том, что религиозные чувства части граждан должны являться предметом преимущественного уважения со стороны остальных. А если кто с этим не согласен – тех вразумит карающая длань недавно принятого закона.

Такую абстракцию, как «чувства», связанные с некими убеждениями, весьма трудно подвергнуть анализу. Тем не менее, можно и нужно попробовать это сделать, чтобы показать абсурдность претензий «чувств верующих» на особое почтение к ним. Понятно, что «оскорбление чувств» – понятие, лежащее совершенно вне сферы действия права. Можно (не в смысле «допустимо», а в смысле, что так иногда происходит) оскорбить человека. Может ли расцениваться как оскорбление человека упоминание его вероисповедания в уничижительном контексте?

На этот счёт, как известно, в законодательстве есть статья 282 УК, карающая за проявление и разжигание вражды по ряду признаков, в том числе по признаку религиозной принадлежности. И карает значительно строже, чем за оскорбление личности. Преследуется по УК также порча и уничтожение объектов культуры, в том числе и религиозных святынь. Собственно, на этом и строилось большинство аргументов против недавно принятого закона. Если уже есть статьи УК, наказывающие за религиозную ненависть и за вандализм в отношении почитаемых культурных объектов, то что остаётся на долю нового закона? Какие такие «оскорбления чувств верующих» не подпадают под эти статьи?

Поэтому невозможно отделаться от впечатления, что соответствующие поправки в законодательство были приняты с целью выделить верующих как привилегированную группу граждан, чьи убеждения представляют особую ценность для государства и служат предметом усиленной охраны с его стороны. Но насколько это государственное отношение отвечает общественным понятиям о справедливости?

В основе религиозных чувств лежит вера. Государство велит уважать веру других людей, даже если ты её не разделяешь. Не препятствовать их обрядам, не глумиться публично над их священными символами, не оскорблять их за их приверженность вере – это понятно любому культурному человеку. Всё это и раньше предусматривалось российскими законами. Значит, есть что-то ещё, раз кое-кому потребовался новый закон? Его противники обоснованно опасаются: предметом преследований теперь могут служить любые высказывания, не согласные с истинностью тех или иных религиозных убеждений.

Когда люди разных взглядов, убеждений и вкусов собираются вместе обсудить какую-то проблему, нередко бывает, что кто-то сначала предупреждает: «Мои взгляды на то-то и то-то могут казаться собравшимся экстравагантными. Поэтому я не хочу, чтобы здесь обсуждалось их основание, поскольку это не относится к заявленной теме беседы». Если такие табу не оговорены с самого начала, собеседники вправе высказывать самые критические суждения в отношении любых мнений.

Как известно, многие утверждения науки кажутся некоторым верующим людям несовместимыми с их религией. Новый закон открывает соблазн преследовать выражение таких научных знаний за «оскорбление чувств верующих». Согласимся, что в публичном собрании, где присутствуют подобные верующие, можно приличия ради (но не под страхом наказания за «богохульство»!) воздержаться (и то на взаимной основе) от оценки их религиозных убеждений. И то лишь – если вас предупредили о присутствии подобных персон! Впрочем, обычно столь различные люди не встречаются под одной крышей, а если встречаются, то там обсуждаются другие вопросы. Но навязывание подобных «приличий» для публичного информационного пространства как целого совершенно неприемлемо в современном цивилизованном обществе. Иначе придётся запретить публиковать всё, что не согласуется со взглядами отдельных фанатиков от религии.

У людей существует множество ценностных картин мира (принцип плюрализма, который пока ещё провозглашается российской Конституцией). Чтобы ничто в публичном пространстве не противоречило одной из этих картин, придётся запретить выражение всех остальных. Но ведь и различные религиозные картины мира тоже весьма мало согласуются одна с другой. Придётся запрещать их все, кроме какой-то одной. На этот путь Российское государство одной ногой уже вступило.

Впрочем, перспектива запретов подобного рода, по-видимому, не страшит российских законодателей. Поэтому подойдём к вопросу с другой стороны. До какой степени государство вправе требовать уважения к вере? И вообще: заслуживает ли сама вера уважения? Не религия как форма идеологии, не конкретное вероисповедание как общественный институт, не отправления религиозного культа, а личная вера? Именно вера как особое, присущее далеко не каждому, состояние личности.

Как иронично писал американский публицист Генри Луис Менкен, «мы должны уважать религию ближнего, но не более, чем мы уважаем его мнение о том, что его жена – красавица, а дети – вундеркинды». Это было сказано о религии, то есть общественно значимой, манифестируемой форме выражения веры. А что касается самого состояния веры, то допустимо сомневаться, заслуживает ли оно даже такого уважения.

Говорят, что о вкусах не спорят. Такой спор бессмыслен, ведь каждый останется при своём. Точно так же бессмысленно спорить о вере. Цивилизованное человечество давно старается избегать таких споров, от которых некогда проливалось больше всего крови. Но при этом все считают допустимым публично оценивать изысканность (или пошлость) тех или иных вкусов. Точно так же кажется допустимым публично судить о вере конкретных людей – о том, насколько эта вера ведёт к примитивным или же к возвышенным представлениям.

Говоря о своих вкусах, мы не навязываем их другим, хотя наши суждения всегда могут покоробить чьи-то эстетические чувства. За примерами далеко ходить не надо, поскольку российские религиозные деятели нередко говорят о своих вкусах не стесняясь чувств других людей. Когда протоиерей Всеволод Чаплин <a href="http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=44952">назвал Моцарта «Бритни Спирс своего времени»</a>, многие, наверное, сказали про себя словами персонажа из известного фильма Никиты Михалкова: «Нет, Моцарт – великий композитор!» Пусть В. Чаплин разделяет одинаковое к Моцарту отношение с грубым американским сержантом из того же фильма, но никто, понятное дело, не усмотрел в его словах какого-то уголовно или административно наказуемого деяния.

Ну, а на каком основании личные религиозные чувства, в основе которых лежит вера, должны пользоваться более высоким уважением, чем личные чувства эстетические или вытекающие из нерелигиозного (научного, философского) мировоззрения? Почему, когда православные активисты устраивают <a href="http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=50442">религиозные перформансы в музеях</a>, а то и вовсе <a href="http://lenta.ru/news/2013/01/10/vandals/">громят их в ночное время из-за угла</a>, это должно наказываться по закону менее строго, чем неканоническое поведение в храме?

Научные взгляды и философская этика покоятся на рациональных основаниях. Последние можно подвести и под эстетику искусства. Какие разумные доводы можно привести в оправдание веры? Вера, как известно, в них не нуждается. Они ей даже вредны. Но тогда за что мы должны её уважать? Кто хочет – пусть уважает веру именно за её слепоту и глухоту к доводам разума и логики. Но все не обязаны разделять такое отношение.

Бывает, что религия служит человеку отправным пунктом для формулирования высоких нравственных идеалов. Что служит безусловным предметом уважением в таком случае? Эти самые сформулированные идеалы, поскольку они действительно разумны, обоснованны и человечны, но ни в коем не случае не сама вера.

То же самое свойство личности – вера – приводит других людей к оправданию физического калечения (суннат – женское обрезание – во многих исламских странах), убийств (всякого рода экстремистские учения на почве религии), безрассудного повиновения навязанным авторитетам и невежества. Можно ли уважать веру как таковую? Очевидно для любого, на мой взгляд, нравственно неиспорченного человека, что нет, нельзя.

Уважать можно только те выводы, которые некоторые делают из своей веры, и только тогда, когда эти выводы действительно заслуживают такого уважения исходя из норм гуманной морали. Как бы ни пытались нас убедить в противоположном, но очевидно, что смягчение общественных нравов, рост терпимости и уважения к другим убеждениям за последнюю тысячу с лишним лет происходили не столько благодаря, сколько вопреки вере.

Ставя веру на первое место среди общественных феноменов, требующих к себе безусловного внешнего почтения, российская законодательная власть фарисействует, идёт против гуманной общественной морали и основ цивилизованного общежития. Принимая заведомо антиконституционный закон, она подрывает основы российской государственности. Ведь если власть нарушает данную ею Конституцию, то на какое соблюдение прочих законов со стороны общества она может дальше рассчитывать?



Рейтинг:   4.30,  Голосов: 23
Поделиться
Всего комментариев к статье: 38
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Чуждый для России атеизм - это симптом французской болезни.
Василь Дробаха написал 16.06.2013 16:52
Врачу - исцилися сам!
Попов расстреливали не за веру, а за антисоветскую деятельность.
В 1918 году под Царицыным против Красных воевал целый поповский полк.
В Красных конников стреляли пулеметными очередями с церковных колоколен. Церковь и попы стояли на стороне "Веры,Царя и отечества" против народных масс. Русский народ никогда не уважал поповское сословие. Лучшее тому доказательство сказка Пушкина "О попе и работнике его Балде".
Re: Чуждый для России атеизм - это симптом французской болезни.
Автор написал 16.06.2013 13:49
Нравственность никак не связана с религией, а точнее - зависимость обратно пропорциональна. Смягчение общественных нравов за последние столетия происходило не благодаря, а вопреки религии. Если, конечно, не считать сжигание людей заживо торжеством нравственности
(без названия)
Ходор написал 15.06.2013 22:44
Только безграмотные пеньки не знают, что настоящая православная церковь умерла в сталинских застенках! Но в годы войны надо было поднимать патриотизм ( на дебильных идеях зверского " коммунизма"далеко не уедешь, а враг у ворот). Вспомнили классово чуждых князей и графов(Невского, Суворова и др.), а также решили оживить распространенное еще в народе православие. Поэтому в 1943 г. Сталин приказал сделать под контролем органов лояльную режиму церковь. С тех пор РПЦ- была и осталась филиалом спецслужб, а все патриархи - прямые сотрудники, т.к.без этого сделать карьеру было нельзя. Так , что все закономерно: у власти криминал смешанный с РПЦ и спецслужбами!
Чуждый для России атеизм - это симптом французской болезни.
Дерматовенеролог написал 14.06.2013 06:55
Потому что уничтожение религий уничтожает взаимосвязанную с религией нравственность, а
это уничтожение страны, населения и молодежи - СПИДом, алкоголем, эросом, наркотиками,
развратом, вензаболеваниями, преступностью и насилиями. Вы знаете, что такое страна
победившего атеизма. Сначала комсорги и парторги водили в свои кабинеты девочек,
теперь это делают их потомки парторги-олигархи и частники-приватизаторы.
Почти 100 лет тоталитарного и развратного атеизма не прошли даром, а данная статья
тому подтверждение. Бактерия французского атеизма, это симптом "французской болезни" -
врожденного нейросифилиса от которого умер бесноватый сифилитик Линин. Как
искусственно уничтожали религии, так же искусственно теперь следует их реанимировать.
Re: Глас народа....
Опятьтожесамое написал 12.06.2013 10:52
".Для Православных Вера -это Цементирующая Основа жызни и Процветания..Почему с 1918 года Пришедшие к Власти Черти сразу стали Искоренять Православие-понималы Иуды что с Верой Народы России Свергнут Чертей с Престола и запакуют их в Ад...."
"Богу - богово, а православному Дикобразу - дикобразово!"
Будешь стоять на коленках перед капищем древнеиудейского родоплеменного божка и распевать "Госпади памелуй, госпади памелуй!"
Ну и поклонятся веревочке из верб-лядской шерсти!
С этой, неотделимой от них, "верой" - народы Вонючей Рашистании пойдут под командованием жирных пОпов - то таки да - най и к такой матери, где им и место Госдеп уже приготовил...
Глас народа....
Гонсалес написал 12.06.2013 08:37
К чему идет Юропа и фся Закулиса -видно по Законам во Франции-по указке Презика Холянда -жыда принимают Законы -противоестественные..Вот это -Безверие Ипуть Преисподнюю..Для Православных Вера -это Цементирующая Основа жызни и Процветания..Почему с 1918 года Пришедшие к Власти Черти сразу стали Искоренять Православие-понималы Иуды что с Верой Народы России Свергнут Чертей с Престола и запакуют их в Ад....
Re:
Опятьтожесамое написал 11.06.2013 23:45
"Опасения вызывает то, что это может вылиться в начало православной инквизиции, и впадение всей страны в мракобесие, ну не будут же эти бесноватые мракобесы что-то строить инженерить, для них главное песенки, бирюльки и ненависть, НЕНАВИСТЬ. "
Ну так пИсатели, инженеры душ человеческих в долбострой-КУ! камлали, чтов СССР все так жестоко и нужен социализм с человеческим ебл-цом, и будет это еб-цо - вот только нужно КПСС от власти убрать!
А вот приходят на смену религиозные дегенераты (они в Пид-арастической Римской Империи - были дегенератами - то таки да!) и приносят с собой шизика-Чаплина и других невменяемых скотов.
Это - будет новый виток деградации, который дебильное население СССР честно заработало, отказавшись от коммунистического первородства! Как эта св-олочь ломанула к корыту с жирным хмырем - это ж сказка была! Как побежало быд-ло искать "золото партии" - я даже не знал, сто в СССР может вырасти столько под-ецов и длебилов!
Кто не хочет быть человеком и ходить на двух ногах - будет стоять на коленях перед капищем древнеиудейского родоплеменного божка и камлать :"Госпади памелуй, госпади памелуй!" А Госдеп будет смотреть и радоваться!
Re: все мы немножко верующие.
знать правду написал 11.06.2013 22:55
Ключевой вопрос религии - вопрос о Вечной жизни.
Захотите жить вечно - рано или поздно, но поверите.
Правда, "в таком разрезе" Бог - бессмыслица...
Еще вариант
В.Н.Е. написал 11.06.2013 22:49
Заодно и проверить татупедов на покорность любой прихоти кодлы. Потребуют от них принять закон о том, что перед каждым заседанием тутапеды должны сплясать вприсядку - примут и его, и плясать станут. Как там в похождениях бравого солдата Швейка: вопрос лейтенанта денщику, съест ли тот ложку его начальственного кала. Ответ утвердительный, "только б в нем не попался волос, а то я очень брезглив и меня тут же стошнит". Эти - и с волосом дерьмо слопают. Ну, а насчет "чуйств" - спокойно, люди, это похоже на агонию верховной власти. Паранойя, так сказать, той самой отвязавшейся на палубе пушки.
насрать турецкая непобедила
я....только я написал 11.06.2013 22:17
Исчо раз о Вере дебилам от рождения - СтарпЁр (11.06.2013 13:13) +4
Верьте вы кого хотите, хоть в еврейского сектанта Христа, хоть в черта.
Лобызайте иконы, ручки бородатым мужичкам, стучите лбами в пол. Я не против! Мне до лампочки!
Только содержите себя сами, не лезьте в государственные закрома. Собирайте деньги с прихожан и кормите-поите своих попов, покупайте им "Мерседесы", дорогущие часики, квартирки и особняки.
И уберите свои руки от учебных заведений
+миллионы
по каким законам были пресечены пляски бЛЯдеЙ в ХХС
макробий написал 11.06.2013 22:11
Свежий пример: Евгений11, поклонник веры, не может сдержать эмоции по поводу плясок в храме. Я, бывший верующий, и сейчас не могу плохо относиться к заблудшим душам, понимая то, что они не понимают, не вижу уголовного преступления в их пляске. Девкам два десятка лет, по их словам они верующие, и решились на такой неординарный поступок. Для меня нет святости икон и церковных реликвий, но никогда не буду глумиться над предметами поклонения других, просто это не приемлемо. Сравнить могу, с плевком на фото друга, придя к нему в гости. В то же время, не давать же срок, за оплеванную фотографию.
Девки не получили должного воспитания, в этом виноваты они, их родители, школа, то есть общество в целом. И вот это общество, в их лице, выносит приговор СЕБЕ. Здесь, должно быть, чисто административное взыскание и правильное общественное воздействие. Вместо этого отправляем девок в места не столь отдаленные и вызываем в их душах злобу, подобную злобе Евгения11. А девки совершили дерзкий, я бы сказал, смелый поступок, на который не каждый способен. Людей , с этим редким даром, мы загоняем на обочину жизни, злорадствуя при этом. Вот вам и противостояние на основе религии.
тов. Бутаков, +5000!
Хонекер написал 11.06.2013 21:08
+ пять лемонов
Вопрос автору
Евгений11 написал 11.06.2013 20:23
Товарищ Ярослав, ты пишешь:
"Государство велит уважать веру других людей, даже если ты ее не разделяешь. Не препятствовать их обрядам, не глумиться публично над их священными символами, не оскорблять их за их приверженность вере... Все это и раньше предусматривалось российскими законами."
.
Ответь, по каким законам были пресечены пляски бЛЯдеЙ в ХХС?
Не здесь ли народ вопил, что "административное" нарушение сделали "уголовным"?
.
Зачем же спрашиваешь, для чего нужен этот закон?
Re: Влад мир
толерантному написал 11.06.2013 17:50
Да пошел ты на х.. педик! Мы к вам гомикам и не лезеи, но если ты мерзота к нам сунешься, башку тебе снесут. все понял тормоз?
все мы немножко верующие.
vanen написал 11.06.2013 17:13
Закон, конечно же, что дышло - как повернул-так и вышло. И этот закон в особенности! Я его, к сожалению, еще не читал, представляю пока только с чужих слов. Поэтому может кто просветит, что это за люди такие "верующие"? Это что - существующий юридический термин, не требующий дополнительного толкования? Некая абсолютная категория. Вот, к примеру некто свято верит в свободу воли и отсутствие всякого абсолюта, верит непогрешимо и последовательно. А кто-то убежденный дарвинист. У него даже есть священная книжица. "Происхождение видов" называется. Кстати тоже очень спорный документ. И если считать таких людей верующими (хотя бы в отсутствие кого-то) то это, господа хорошие, будет одна из самых массовых религий. Почему она должна кому-то позволять ставить защиту чьих-то чувств выше своих личных? Ведь любая религия - это не только утверждение но и (в не меньшей степени!) отрицание: нет бога кроме Аллаха - это самый ближний пример. И чем он лучше лозунга "нет бога."?
Но есть еще одно религиозное движение самое мирное и массовое - это агностики, то есть люди сомневающиеся! Вот от них-то господа религиозные мракобесы всем вам пламенный привет! Вы бы видели себя со стороны! Однозначно хочется сказать что с такими приверженцами как вы, не надо никаких противников - если надо дискредитировать само понятие веротерпимости, уважения, добрососедства - то достаточно выпустить вас на всеобщее обозрение! Не говоря уж от всепрощении и человеколюбии. Может потому вы и воете за этот закон, что как обычные люди вы совсем не заслуживаете уважения! Так может хоть, как верующих, вас придется уважать)))
(без названия)
Леший написал 11.06.2013 16:42
"Поэтому невозможно отделаться от впечатления, что соответствующие поправки в законодательство были приняты с целью выделить верующих как привилегированную группу граждан". Да сначала тоже так думал. Но думаю все проще. Недовольство и раздражение действиями ЗАО РПЦ и как следствие критика и сарказм стали настолько очевидными что их стало нельзя игнорировать, и РПЦ решила заняться физическим устранением недовольных(ну не отказываться же от сытной жизни), для чего и продавила этот закон. Опасения вызывает то, что это может вылиться в начало православной инквизиции, и впадение всей страны в мракобесие, ну не будут же эти бесноватые мракобесы что-то строить инженерить, для них главное песенки, бирюльки и ненависть, НЕНАВИСТЬ. А под понятие "оскорбления чувств верующих" скорее всего подпадает только оскорбление ЗАО РПЦ и ее бизнеса, а всяких там буддистов и др. да кто за них заступится.
(без названия)
влад мир написал 11.06.2013 15:47
Рабы божии... хотите быть рабами - будьте ими, но не лезьте со своими поучениями, лицемерными и ханжескими. Хотите
уважения вашей вере - самое большее, на что вы могли бы рассчитывать, это чтобы ваша рабская вера не вызывала у людей, считающих себя хотя бы внутренне свободными, отвращения и презрения.
Что касается "государственных защитников" религии, наперегонки принимающих абсурдные дикие охранительные законы , они были бы смешны( поскольку каждым словом выдают, насколько темны в этой самой религии), если бы не было так страшно то, что они творят со страной и людьми.
Да ответ
простой! написал 11.06.2013 15:31
Почему чечен, дагов, ингушей кормят "от пуза", а всяких черкес, карачаев, и балкарскую кабарду - по остаточному принципу?
Дураку Лешему
Признак написал 11.06.2013 14:47
Так это они тебя идиота держат. а верующие и не думают о вас придурках. Зайди в любую Церковь и убедишься - там гладь и спокойствие., а тебя чушака колбасит здесь. У тебя приступ? Лечись. А не выставляй себя истеричкой и дэбилом. Точка.
Re: Re: Исчо раз о Вере дебилам от рождения СтарПеры
Леший написал 11.06.2013 14:09
Да крепко тебя бесы держат)))))))))))))))))))))
1 | 2 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss