Уважаемые читатели, поднимите руку, кто не знает Жерара Депардье? Правильно, нет таких, все знают. А видели последний рекламный РОССИЙСКИЙ ролик с его участием? Сколько французу заплатили можно только догадываться, а вот идея ролика, состоит в следующем. Депардье произносит стандартную формулу спорщика «Если я проиграю, съем свою шляпу» И... таки проигрывает.
Шляпа это не галстук, ее просто так не прожевать, вот тут Депардье поливает шляпу кетчупом и с аппетитом съедает.
Вспомнил я этот ролик не случайно недавно довелось мне прочитать очередное произведение Виктора Пелевина - «Священная книга оборотня» и неожиданно открылась мне глубинная родственная связь между знаменитым актером, известным писателем, чудным кетчупом «Балтимор» и великим делом социалистической революции .
Скажем прямо не претендую на роль литературно критика в силу ряда причин, в том числе и по известному обстоятельству, проиллюстрированному великим русским писателем Виктором Астафьевым фразой «местные еврейчата толковали о творчестве М.Ю.Лермонтова..» - досталось тогда мастеру, ох и досталось .
Так вот, книга интересная и заслуживает прочтения сама по себе, но прежде всего поразила она меня совершенно неприкрытым духом «литературного рабства» и совершенно «рыночным» (в самом ругательном смысле этого слова) подходом к великому делу российской словесности. О чем идет речь?
Я не присутствовал на заседании бригады «литературных рабов», которые писали эту книгу, но я точно знаю, что перед ними лежал в том или ином виде рецепт «рыночного успеха» очередного опуса господина Пелевина. Вот он. Секс, секс и еще раз секс. Но не просто так, а интеллигентно, в исполнении проститутки в виде оборотня-лисы китайского происхождения, с совершенно дивными анатомическими особенностями и длинными экскурсами в китайскую историю, философию и прочий восточный антураж. Очень познавательный раздел.
А кто же у нас мальчик? Мальчик у нас тоже оборотень, но только европейского происхождения, точнее скандинавского и северо-германского. С полным набором философских прибамбасов и прочих этнических штучек. Вообще-то он был волк, просто волк. В начале, а потом стал собакой. Тоже крайне познавательный раздел. Т.е. кому нравится восток, вот вам восток. Любите запад вот вам запад.
А где же самобытный русский народ, спросите вы? И то правда, куда же сейчас на рынок без русской идеи. Есть и русская идея. Хотя тут попроще получилось. Сюжет из сказки про Крошечку-хаврошечку использовали, зато для серьезных дел - добыча нефти с помощью коровьего черепа. Это вам не банальная проституция. Россия - великая страна и дела у нее должны быть великие. Да, и как можно догадаться, волк был не просто волк, а генерал ФСБ, со всеми вытекающими последствиями и антуражем.
Так, еще широко используются матерные выражения тоже, видишь ли, обязательный элемент рыночного успеха в наши смутные времена. Настолько широко, что даже невозможно процитировать наиболее интересные с политической точки зрения места романа, так что придется прочитать самим. Философия весь текст пронизан сложными философическими экзерсисами, причем в самом классическом, можно сказать махровом, идеалистическом духе. Прямо иллюстрация к разделу учебника по философии советских времен «критика современных буржуазных философских концепций».
Подведем промежуточный итог: мистика, секс, романтическая любовь, спецслужбы, кое-что из жизни проституток, философия, элементы «ню», политика и все это пишется кусками, разными людьми и вот он, новый рыночный продукт под общим брэндом «Виктор Пелевин». Вот это и есть тот самый кетчуп, с которым съедаются шляпы и покупаются книги. Цена, кстати, вполне достойная несколько сотен рубликов за один экз.
Теперь о самом главном. Почему этот «кетчуп» красный.
Книга написана с «левых» позиций. Она красная по мироощущению. В конце концов, местами текст вызывает отчетливые прохановские аллюзии.
Кто-то может возразить, нет, это не «левизна», это всего лишь трезвый и критический взгляд, к тому же выраженный в форме «стёба». Наиболее интересные места цитировать нельзя они матерные. Можно даже утверждать, что это наигранное «левачество», сделано на потребу рынку, входит в рецепт коммерческого успеха. Может быть, спорить не буду. Но в этом то вся фишка и состоит.
Если левая идея или хотя бы риторика востребована как обязательный или желательный элемент интеллектуального продукта так это и есть самое главное и замечательное. Торгаши, они отлично умеют держать нос по ветру! Что ж делать, что нас уровняли с байками из жизни проституток в конце концов, это тоже один из основополагающих инстинктов, движущих развитием человечества.
И еще одно. От книги явственно веет духом 1985 года, ранней перестройкой, духом неприятия действительности, духом невысказанной интеллигентской тоски и неудовлетворенности. Там нет призывов к революции, но я отчетливо помню, что именно такой стеб, в стиле «Чонкина» Войновича, пускай маленькой горстью земли, но уже стучал в несуществующую крышку будущего гроба великой страны. Могила еще копалась, а звук уже был.
Сам Пелевин это написал или нет, я не знаю, скорее всего - его литературные рабы им по их классовому положению положено быть левыми, да это и не важно. Главное нам без интеллигенции никуда, не будет победы революции, пока эта «соль земли русской» не начнет испытывать томления духа и не начнет свою разрушительную, кротовую работу по расшатыванию моральных основ родного нашего государства, не начнет сеять в неявной форме в души читателей сомнения в праве на само существование капиталистического строя
Что, кто-то кричал до 1991 года долой Советскую власть? Нет, гадили потихоньку, смуту в сознание вносили, кстати, вполне и не за страх, а за совесть. Пример тому - Алексей Герман, получивший за свой фильм «Мой друг, Иван Лапшин» Государственную премию СССР и сам же признавший в автобиографическом фильме «Герман, сын Германа», что показал в нем людей, жизнь свою положивших ради ложной, недостижимой цели и трагедия их в том, что они все-таки знали об этом
Кто это тогда понял? Единицы Герасимов, например, понял, один из великих Сталинских режиссеров, ближайший друг и сподвижник Юрия Германа, отца режиссера, автора литературной основы фильма. И что, Алексей Герман теперь счастлив?
Будем надеяться, что все больше и больше властителей душ и умов россиян начнут понимать, точнее, ЧУВСТВОВАТЬ, что «надежда на то, что обступившее со всех сторон коричневое море состоит из шоколада, тает даже у самых закаленных оптимистов. Причем, как остроумно замечает реклама, тает не в руках, а во рту» - это, как вы понимаете, цитата из романа. Так что, побольше бы нам таких книг. Советую прочитать, не пожалеете.
|
|