Кто владеет информацией,
владеет миром

Про ЗАКов и РАКов

Опубликовано 01.08.2012 в разделе комментариев 19

Про ЗАКов и РАКов

Источник: Марк Солонин

В ходе бурной дискуссии, развернувшейся недавно вокруг таких тем, как история чилийской революции, Альенде, Пиночет, фашизм, марксизм, я несколько раз употребил термин "зоологический антикоммунизм". Употребляя это, вполне устойчивое для русского языка выражение, я и не подозревал, что оно может вызвать активное неприятие. Оказалось, что для некоторых (многих?) "зоологический антикоммунизм" (сокращенно ЗАК) - это не термин, а ругательство. Публика была огорчена (удивлена, возмущена) тем, что "М.С. позволяет себе такие грубые выражения". Этот мелкий казус заслуживает, на мой взгляд, серьезного обсуждения, так как за непониманием смысла термина ЗАК кроется глубокий конфликт мировоззрений. Для удобства разговора я предлагаю также ввести в оборот новый, ранее - насколько мне известно - не применявшийся термин "разумный антикоммунизм" (сокращенно РАК).

Итак, что же такое ЗАК? Чем он отличается от РАКа? Сразу же спешу отмести одно глубоко ошибочное толкование: ЗАК и РАК - это вовсе не разные оттенки одного цвета; разница между ними принципиальная, а в некоторых аспектах ЗАКи и РАКи являются прямыми антагонистами.

Прежде, чем мы приступим к формулированию абстрактных категорий, я предлагаю послушать живого ЗАКа, благо сейчас в Сети их хоть отбавляй. Вот, например:
"Как бы они себя не называли (эсдеки, "красные кхмеры", маоцзэдуновцы, демократы, освободители африканского, палестинского, вьетнамского народа, социалисты и т.д.), вся эта шпана - коммунисты.... Коммунисты - это зверьё, что в СССР, что в Китае, в Камбодже, ГДР, Румынии, Зимбабве и т.д. Они уничтожили миллионы своих граждан, а остальных лишили куска хлеба и риса... Солонин пытается спорить с Латыниной, он требует от неё цифр, приводит свои и этим козыряет. Да не нужны мне никакие цифры! Если Советский Союз напрямую и через Кубу помогал Альенде, если в советских газетах, на радио трубили, что генерал Пиночет - фашист и диктатор, то зачем мне какие-то цифры?"

Картинка очень наглядная. В одном абзаце спрессовано сразу несколько характерных признаков ЗАКа. В том числе - самый главный: ЗАК не нуждается в рациональных аргументах, ему "не нужны никакие цифры", он принципиально не желает изучать и обсуждать обличаемое им явление. Именно это (категорический отказ от использования мозгов) и является основанием для вполне оправданного применения прилагательного "зоологический" - животные не рассуждают. При этом важно отметить, что ЗАКи отнюдь не дураки (хотя пассаж про граждан ГДР, лишенных "куска хлеба и риса", конечно же, впечатляет...). Во всех остальных проявлениях ЗАК может быть разумным, остроумным, хорошо образованным человеком. Проблема не в том, что ЗАК не умеет думать - он категорически запрещает себе (а если повезет, то и окружающим) использовать голову для оценки явлений, предположительно похожих на коммунизм.

Для ЗАКа задуматься в такой ситуации - значит поддаться дьявольскому соблазну, "сдать позиции", "лить воду на мельницу врага" и пр. "Коммунисты - это зверье". Точка. Аргументы излишни, они лишь ослабляют волю и способны затуманить горящий злобой взор. "Ведьмы и колдуны несомненно существуют. Всякий, кто позволяет себе публично усомниться в этом, есть пособник сатаны, заслуживающий сожжения". "Нейтралитет с коммунизмом есть соучастие в самых страшных преступлениях в истории человечества". Последняя фраза - прямая цитата с блога А.Н. Илларионова. А вот цитата из высказываний человека действия, главы аргентинской военной хунты генерала Х.Видела: "Мы покончим с подрывными элементами, с их друзьями, с их родственниками и, если это будет необходимо, покончим также с безразличными".

Безрассудная злоба является главным видовым признаком ЗАКа. Можно проследить, как эта основополагающая черта проявляется в различных аспектах:

а)  Идентификация "коммунизма"

РАК, будучи подвидом человека разумного, понимает, что за словом "коммунизм" кроется уйма самых разнообразных теорий и практик. Если брать за основу конкретный смысл самого термина, то коммунисты - это сторонники общности имущества. Выводя за рамки обсуждения империю инков или кровавую средневековую экзотику вроде "Мюнстерской коммуны", мы обнаруживаем, что в цивилизованном ("западном", "европейском") мире ничего подобного даже не пытались реализовать.

Единственным приближением к "коммунизму" было лишь раннее сионистское движение, когда статистически значимое меньшинство "ишува" (сообщества еврейских поселенцев в подмандатной Палестине) вполне добровольно жило в киббуцах (Голда Меир в своих мемуарах пишет, что у них в киббуце горячо дискутировался вопрос: можно ли разрешить супружеским парам иметь личный чайник и пить чай у себя в комнате?). Но что интересно - в этом обществе, максимально "коммунистическом" из всех реально существовавших, не возникло ни ГУЛАГа, ни Госплана, не было ни массовых репрессий, ни раскулачивания, а спецслужбы даже близко не приближались к негласному статусу "высшей власти". Последнее и вовсе удивительно, учитывая, что "ишув", а затем и государство Израиль, десятки лет жило в ситуации "осажденной крепости".

Если брать за основу ленинский подход, то "признание диктатуры пролетариата есть тот оселок, на котором проверяется подлинная приверженность марксизму". Отлично. В таком случае никаких марксистских партий (организаций, движений) - не считая совсем уже маргинальные микрогруппы - в цивилизованном мире давно нет. Как минимум - последние полвека. А коммунистические и социалистические (по своим названиям) партии - есть. И они (социалисты) долгие годы стояли у руля власти процветающих европейских стран (Австрия, Германия, Финляндия, Швеция). И они же вывели из тяжелого наследия фашистских диктатур Испанию и Португалию. А в насквозь буржуазной Англии у власти десятки лет находилась лейбористская партия ("партия труда"). Да и партия Голды Меир называлась ничуть не лучше ("Авода", что на иврите означает "работа"). И все они - "зверье, лишившее сограждан куска риса"?

ЗАКи твердо знают ответ на этот вопрос, да для них и вопроса-то никакого нет: "Дружки и соратники Альенде - сплош терористы и другие гады: комунисты, сациалисты, РАДИКАЛЫ" (цитирую с сохранением орфографии оригинала). Разницу между Альенде, Брежневым, Геварой, Дубчеком, Пол Потом они не видят и видеть не хотят. Всякий социалист, марксист, коммунист в глазах ЗАКов является скрытым Пол Потом, будущим Пол Потом, потенциальным Пол Потом, защитником Пол Потов.


б)  Оценка достижений "реального социализма"

Для ЗАКа словосочетание "достижения социализма" звучит жутким богохульством. Какие там могут быть "достижения"? ЗАК без тени сомнения верит в то, что социализм - это кошмар. И не просто кошмар, а "кошмар, кошмар, кошмар..." И никакие цифры для этой веры ему не нужны.

Отношение РАКа к практике "реального социализма" гораздо более сложное. Во-первых, РАК видит и помнит широкую многовариантность того, что называлось "реальным социализмом". Совсем по-разному жили люди в Югославии при Тито, на Кубе с Фиделем, в Северной Корее при товарище Ким Ир Сене и его верных последователях. Даже в одной и той же России социализм обр. 1927, обр. 1937 и обр. 1967 годов разительно отличался. Настолько разительно, что впору задать вопрос: а не произошла ли в эти годы "ползучая" смена общественного строя? И можно ли считать однотипным, единым в своих главных чертах, общественно-политическое устройство СССР и СФРЮ образца 1967 года?

Во-вторых, РАК отчетливо понимает, что отставание (обнищание) стран "реального социализма" было относительным: ГДР безнадежно отстала от ФРГ, Венгрия - от Австрии, советская Карелия - от Финляндии и.т.д. Все это - бесспорные факты, но и в "отсталой" социалистической Венгрии без куска риса народ не сидел; после 1956 года, когда сталинская модель социализма была тем или иным образом демонтирована, жизнь рядового труженика в странах Восточной Европы ничего общего с "кошмар, кошмар, кошмаром" не имела. До такой степени "не имела", что регулярно проводимые в современной Германии опросы общественного мнения фиксируют невозможный (с точки зрения ЗАКов) факт: статистически значимое (десятки процентов) число жителей бывшей ГДР "хотят назад" - и это тоже люди, и они также наделены Создателем неотъемлемым правом на стремление к счастью, как они его понимают...

В-третьих, в ряде аспектов за "реальным социализмом" числятся вполне реальные достижения. Безо всяких кавычек. В ряде полу-азиатских (а также вполне азиатских) стран в эпоху социализма и по социалистическим "лекалам" была осуществлена модернизация - переход общества от традиционного к индустриальному этапу развития. А модернизация - это не только производство огромных карьерных экскаваторов для добычи руды для выплавки стали для экскаваторов; это еще и ликвидация голода и нищеты, прививки от оспы, обвальное снижение детской смертности, электричество и водопровод в жилищах, всеобщее бесплатное образование, бесплатные библиотеки и доступные для каждого театры. Да, социалистическая модернизация России или Китая имела свою (чудовищно высокую) цену, но честное обсуждение этой проблемы требует, по меньшей мере, постановки вопроса о том, возможно ли было модернизировать эти азиатские деспотии меньшей ценой? А если возможно, то почему же этого не произошло? Кто виноват - неужели засевший в Лондоне бородатый Карл Маркс?

Для ЗАКа все эти "сложности" ни к чему. Захлебываясь в крике, он начнет рассказывать про то, что "в советских школах готовили тупых исполнителей, в бесплатных больницах лечили одним только йодом, бесплатные квартиры были убогими "хрущобами", в школьной библиотеке даже Генри Миллера нельзя было почитать, и бесконечный "Ревизор" на сцене провинциальных театров надоел до тошноты..." Это очень полезные - для коммунистов зюгановского разлива - крики. Послушает их иной человек, почешет в затылке, вспомнит о том, чему и как "учат" в современной российской школе, как и кто "лечит" в платной поликлинике, что (вместо "Ревизора") смотрят по телевизору его дети, сколько миллионов надо заплатить сегодня за "хрущевку" с 50-летним износом - да и побежит бегом голосовать за КПРФ...

в)  Отношение к частной собственности и капитализму

Отношение РАКов к капиталистическому способу производства можно исчерпывающе охарактеризовать формулой: "Капитализм обладает уймой недостатков, и лишь одним достоинством - всё остальное гораздо хуже". Гораздо хуже. Перхоть не лечат гильотиной, и отказ от "анархии" рыночного саморегулирования в пользу тотальной госмонополии приведет к упадку экономики и неизбежному превращению общества в казарму для государственных рабов. РАК не испытывает на этот счет никаких сомнений.

Но и никаких иллюзий на тему "рынок сам все расставит по нужным местам" у РАКа также нет. Действия системы, в которой единственным критерием оптимальности является получение максимальной прибыли на вложенный доллар, далеко не всегда будут соответствовать долгосрочным интересам общества. Для РАКа бесспорной является необходимость внеэкономического, административного регулирования таких специфических рынков, как рынок рабочей силы, рынок медицинских услуг, рынок жилья. РАК вполне осведомлен о том, что в цивилизованных странах таковое регулирование было начато задолго до появления первой ячейки РСДРП, вне связи с Карлом Марксом или даже в противовес паразитирующему на "язвах капитализма" марксизму.  

Для РАКа принцип неприкосновенности частной собственности является всего лишь инструментом - одним из многих инструментов построения благоустроенного общества. Никакого священного трепета при произнесении слова "собственность" РАК не испытывает. С точки зрения РАКа обожествлять инструмент - значит деградировать до уровня первобытного дикаря, молившегося на деревянный чурбан. Если что-то и способно вызвать волнение в душе РАКа, так это слова из Декларации Независимости США: "Все люди созданы равными и наделены их Создателем определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью".

РАК считает, что система взаимоотношений людей по вопросам владения и распоряжения материальными и нематериальными активами (сокращенно называемая "частная собственность") вторична по отношению к главным, фундаментальным ценностям: свободе и жизни. И когда в интересах борьбы за свободу и жизнь нужно было нарушить имущественные права отдельных граждан, то самые наибуржуазнейшие страны проводили реквизицию лошадей и автомобилей для нужд армии, вводили талоны на бензин, сносили частные строения (с компенсацией бумажными деньгами, не слишком надежными во время войны), вводили монополию внешней торговли и прочими разнообразными способами топтали "священный принцип" частной собственности.

РАК убежден в том, что священным и нерушимым является право всякого родившегося человеческого ребенка на кусок хлеба с маслом и школьный учебник. И если в силу какого-то сбоя в функционировании экономических механизмов (каковой сбой необходимо выявить и в кратчайший срок устранить) работающие родители не могут накормить своих детей, то государство обязано вмешаться и методами государственного принуждения заставить богатых поделиться с бедными. В благоустроенном обществе хозяин болонки имеет бесспорное право возить свою болонку к парикмахеру на "Линкольне" с персональным водителем и собачьей гувернанткой - но не мимо голодающих детей.

Отношение ЗАКов к идее частной собственности весьма противоречиво. Нет, на словах они, конечно же, за неприкосновенность собственности и горячо против "шариковых". При более пристальном изучении выясняется, что ЗАКам не нравится только вторая часть максимы Шарикова: "и поделить". Вот делить на всех ЗАКи категорически не желают. А насчет того, чтобы "отобрать", ЗАКи всегда согласные. Причем свеже-уворованное немедленно превращается у них "в свое кровное". Те, кто сомневается в такой оценке ЗАКов, могут - при наличии смелости и полного армейского комплекта химзащиты - проверить мою гипотезу экспериментом. Подойдите к ЗАКу и негромко произнесите три слова: "Пересмотр итогов приватизации". И вам всё станет ясно.

г)  О работе и безработных

Рабочих ЗАК с трудом терпит. Именно "терпит", и лишь до той поры, пока они работают молча и благодарят хозяина за разрешение стоять у станка. Дай ЗАКу полную волю, он бы лишил рабочих всяких политических прав, но формальные основания для этого найти трудно, и ЗАК вынужден утешаться угрюмым ворчанием про "самую необразованную, тупую и отсталую часть общества, на которых строят свои козни коммунисты". С безработными проще - тут есть формальная причина ("бездельники и тунеядцы, паразитирующие на налогах, взятых с энергичных и умных") для открыто выражаемой ненависти. Идея о том, что безработных надо лишать избирательных прав (да и пособия-то пора перестать платить!), становится уже общим местом у современных ЗАКов.

РАКу определиться в данном вопросе труднее - мешают мозги, заставляющие видеть чуть дальше собственного носа. РАК понимает, что давно уже канули в Лету те времена, когда 90% взрослого населения выращивали безусловно полезные пшеницу, рожь и овес, а еще 5% делали необходимые плуги, косы и мельницы. Сегодня для обеспечения основных материальных потребностей (еда, одежда, жилище) всего общества достаточно труда меньшинства, причем удельная численность этого меньшинства неуклонно сокращается. И это создает величайшую проблему: чем и как занять остальных? Цивилизованная часть человечества уже вошла в ситуацию, когда производительный труд из юридической и моральной обязанности ("в поте лица будешь добывать хлеб свой") превращается в дефицитное право, которое может быть предоставлено далеко не всем, и должно быть предоставлено лишь лучшим - тем, кто умеет работать эффективнее других. Как реализовать этот принцип на деле - не знает никто.

И в результате мы имеем ситуацию, когда каждое утро миллионы "специалистов" по оптимизации рекламы франчайзинга в маркетинге девелопмента устремляются "на работу", забивая своими машинами все дороги больших городов. Что общественно-полезного создают эти люди? Кому нужна реклама 100 сортов зубной пасты? Кто читает 99 из 100 отчетов "аналитических центров по исследованию и прогнозированию проблем и вызовов"? Не лучше ли было бы для всех, если бы эти  "работники" тихо сидели на лавочке в сквере, не жгли бензин, не отравляли среду обитания людей и птиц, не занимали своими офисами отнюдь не резиновую площадь городов? Капиталистическая экономика, ориентированная на получение прибыли на рынке, способна лишь непрерывно воспроизводить и усугублять данную проблему.
 
И если бы дело ограничивалось одной только бесполезной работой! А сколько миллиардов долларов, сотен миллионов человеко-часов расходуется на работу вредную? Так, по данным из открытых источников, в США было произведено порядка 500-800 тонн высокообогащенного "оружейного" урана, а в СССР и того больше. Зачем? Зачем столько, если 20 тонн с лихвой хватает на снаряжение 1000 бомб "хиросимской мощности". Где, в каком подземном бункере собирались отсидеться "победители" после взрыва тысячи ядерных зарядов? Куда они собирались деть оставшиеся в заначке сотни тонн оружейного урана? И ради такого безумия расходовалась энергия, гудели центрифуги, сотни тысяч людей ходили "на работу", в безжизненную ядовитую пустыни обращались тысячи квадратных километров ядерных полигонов...   
 
Проблема ограничения бессмысленной "деловой активности" - сложнейшая. Решения не видно даже на уровне общественно-приемлемой теории. В любом случае, в 21-м веке пора уже понять, что явные безработные обходятся обществу много дешевле, чем добрая половина так называемых "работников".

д)  Отношение к идеям равенства и социальной справедливости

На типового ЗАКа слова "социальная справедливость" действуют, как красная тряпка на быка. Взрыв мозга и снос крыши происходит немедленно. "Социальная справедливость" - это маркер коммунизма, это термин ленинцев. Он означает захват власти и всей собственности в пораженной ими стране, или этап частичного ограбления буржуазного общества на пути к готовящемуся ленинцами геноциду". Вот так вот! Даже если ЗАК согласится вас слушать, он все равно не поверит в то, что на планете Земля решением ООН установлен День социальной справедливости (20 февраля), что Международная организация труда приняла в 2008 г. "Декларацию о социальной справедливости", что идеи, соответствующие современным принципам социальной справедливости, были записаны еще в Торе, Евангелии и Коране. Ослепляющая рассудок злоба мешает ЗАКам понять, что общество, отвергнувшее принципы солидарности, взаимопомощи и сострадания, перестает быть таковым и превращается в стадо обезьян.

Примечательно, что в данном вопросе ЗАКи практически дословно воспроизводят демагогию самых бесстыжих коммунистов. Последние всегда говорили, что только при власти ЦК и ЧК возможно такое "чудо", как бесплатное образование и пенсии по старости. ЗАКи утверждают, что только "зверские коммунисты" могли додуматься до такой "глупости" как бесплатное высшее образование для кухаркиных детей и государственные пенсии для престарелых кухарок.

Подход РАКов к проблеме совершенно иной. Здесь я прерву собственный монолог и предоставлю слово Юрию Нестеренко. Ю.Н. - личность известная и неординарная; для характеристики его политических взглядов впору ввести еще один термин: ЛАК (лютейший антикоммунист). И при этом в статье "Мои координаты" он формулирует свою позицию следующим образом:
"Я решительно против идеи, что всякий человек, получивший свои деньги без нарушения закона (в его нынешнем несовершенном виде), их заслужил. Хотя я, безусловно, против уравниловки и считаю, что работающий лучше должен зарабатывать больше (и при этом труд менеджера высшего звена, да и вообще интеллектуальный труд, должен оплачиваться выше труда рабочего у станка), я исхожу из того, что доходы любого человека должны быть пропорциональны приносимой им реальной общественной пользе, и что никакой человек не приносит пользу столь большую, чтобы она заслуживала миллиардные вознаграждения... Я также против получения огромных состояний по наследству и иными незаслуженными способами. Сверхдоходы должны облагаться сверхналогами... Я за бесплатную медицину (но лишь для ведущих здоровый образ жизни) и за бесплатное образование, включая высшее (но лишь для тех, кто хорошо учится)..."

Для ЗАКа всё, что хотя бы отдаленно напоминает призыв к смягчению разрыва между богатством и бедностью, есть злостные козни ненавистных "коммуняк". Самые образованные ЗАКи еще и добавят к этому, что как в термодинамике выравнивание температур между отдельными элементами системы приводит к остановке любых процессов (т.н. феномен "тепловой смерти"), так и в обществе выравнивание доходов приведет ко всеобщей праздности и упадку экономики.

В отличие от ЗАКов, РАКи понимают, что всему есть своя мера. Если цветы не поливать, то они засохнут, но если заливать их водой с рассвета до заката, то клумба превратится в болото с лягушками. Чрезмерная разница в доходах приводит к нарастанию социальной и трудовой апатии на "нижних этажах" общества ("чего ради упираться, если на квартиру все равно не заработаешь, а самогонку я и так нагоню") и формирует чувство развращающей вседозволенности "наверху". Но дело не только в морально-политической ущербности стратегии неограниченного углубления пропасти между бедными и богатыми. Ситуация, когда директору платят в сто раз больше уборщицы есть симптом серьезного поражения хозяйственного механизма, явный признак того, что свободная конкуренция задавлена какой-то дрянью - то ли феодального, то ли социалистического происхождения.

При настоящем, полноценном капитализме - твердым приверженцев которого является РАК - не бывает бесхозных заводов и бесхозных банков; у каждого актива есть реальный хозяин, и этот хозяин не станет платить 120 тысяч там, где за 20 тысяч долларов в месяц можно нанять квалифицированного специалиста. Скандально-высокие зарплаты топ-менеджеров являются ничем иным, как слегка завуалированной формой разграбления предприятия, происходящего, как минимум, при попустительстве (а если говорить серьезно - то по обоюдному корыстному сговору) со стороны номинального собственника. С другой стороны, в благоустроенном обществе (там, где есть бесплатное профессиональное образование и нет нелегальных гастарбайтеров) невозможно найти уборщицу, которая согласится за копейки мыть чужие унитазы. В конечном итоге в ситуации свободного рынка, честной конкуренции и государственно-принудительного подавления монополий (идеал, которого нельзя достигнуть, но к которому надо настойчиво приближаться) большой разрыв в доходах населения не может возникнуть по причинам сугубо экономическим. Ни мораль, ни политика, ни Маркс с Энгельсом тут вовсе не при чем.

Подведем итоги.

Комплекс взглядов и представлений, присущих ЗАКам, отнюдь не случаен. Это именно комплекс, имеющий и свою внутреннюю логику, и свою социальную предысторию. Зоологический антикоммунизм есть очередная реинкарнация того типа мировоззрения, который в 19-м веке называли "ницшеанством", а в 20-м веке - "фашизмом". ЗАК - это идеология "сильной личности", успешно освободившей себя от "химеры, называемой совестью" и открыто провозглашающей лозунг: "Слабого - толкни!"

Вторым "источником вдохновения" для ЗАКов служит многовековая консервативная, "охранительная", анти-революционная традиция. Нисколько не сомневаюсь, что в разряд "террористов и других гадов - коммунистов, социалистов, радикалов" правильный ЗАК запишет и авторов Декларации Независимости, имевших неосторожность заявить: "Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение  такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа". Впрочем, правильный ЗАК начинает звереть и от одного только произнесения слова "народ" в уважительном смысле...  

В свете всего выше сказанного, вряд ли надо подробно объяснять - почему в современной России зоологический антикоммунизм начинает пользоваться все большим и большим спросом, кому он нужен и для решения каких политических задач будет использован. И в этом смысле совершенно неважно, что движет пером очередного апологета "правильных правых диктатур" - зов сердца, неизбывная глупость или оплаченный заказ.



Рейтинг:   4.32,  Голосов: 31
Поделиться
Всего комментариев к статье: 19
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: немного не по теме
vir написал 02.08.2012 20:56
Для Политинформ(См.:Re: немного не по теме - Vir'у (02.08.2012 12:44)
***
Не вижу поводов для дискуссии,уважаемый Политинформ,т.к. использование личной собственности в качестве капитала есть основание для появления эксплуатации-эту мысль вы подчеркнули,ее же подчеркнул и я.
***
Учитывая,что оппортунизм как таковой есть идеологическое течение, отрицающее основные принципы марксизма,соглашусь с вами,что искажение вопросов имущественных отношений приводит к вульгаризации в их понимании.
Re: Re: немного не по теме
vir написал 02.08.2012 20:46
Для Политинформ(См.:Re: немного не по теме - Vir'у (02.08.2012 12:44)
***
Не вижу поводов для дискуссии,уважаемый Политинформ,т.к. использование личной собственности в качестве капитала есть основание для появления эксплуатации-эту мысль вы подчеркнули,ее же подчеркнул и я.
***
Учитывая,что оппортунизм как таковой есть идеологическое течение,практически отрицающее основные принципы марксизма,соглашусь с вами,что искажение вопросов собственности в их интерпретации Марксом способствует их вульгаризации,т.е. ненаучному подходу в понимании сущности таковых.
Спасибо за науку.
михаил написал 02.08.2012 17:03
Благодарю политинформ и Vir за содержательные дополнения. Времени после окончания гуманитарного,но не политического,ВУЗа прошло очень много. Многое просто стерлось из памяти,но убеждения в правоте не сотрешь.
Еще немного не по теме
политинформ написал 02.08.2012 13:39
В свое время Ленин сделал тончайший ход гения, когда назвал ВЛАДЕЮЩИХ каким-то имуществом российских "беднейших крестьян" не "мелкой буржуазией", а ПОЛУпролетариатом. Тем самым Октябрьская революция 1917 года получила полное оправдание как ПРОЛЕТАРСКАЯ революция в "крестьянской" стране, поскольку ГИПЕРКЛАСС пролетариев, состоящий из собственно, люмпен- и полупролетариев, стал АБСОЛЮТНЫМ большинством народа тогдашней России. Как раз за счет ПОЛУпролетариата.
-
А назови Ленин "крестьян" не полупролетариатом, а "мелкой буржуазией" - все, ПРОЛЕТАРСКАЯ революция в России выглядит абсолютно преждевременной... Ведь СОБСТВЕННО пролетариат в тогдашней России (наемные рабочие) составлял едва ли 5% от всего населения...
-
А Плеханов запутал все дело, подняв вопрос среди марксистов НЕ О ПРОЛЕТАРСКОЙ, а о "социалистической" революции в России... Плеханов был неправ, даже если под выражением "социалистическая революция" иметь в виду "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ революция". Ибо социализм (в данном случае ПРОЛЕТАРСКИЙ социализм) вполне возможен как СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ пролетарского государства, а коммунистическая революция начинается как раз ПОСЛЕ ПРОЛЕТАРСКОЙ революции, с организации внутри пролетарского государства бесклассового и безгосударственного социума - КОММУНЫ.
Re: немного не по теме
Vir'у написал 02.08.2012 12:44
@В "Капитале" трактуется,к примеру,что и личная собственность,применяемая в качестве капитала,становится источником эксплуатации и присвоения неоплаченного труда.@
******************
Немного неточно! Вот так правильно: личная собственность - к примеру, автомобиль, квартира, "дачка" - ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЧАСТНУЮ собственность, ЕСЛИ применяется владельцем не как ПРЕДМЕТ ЛИЧНОСТНОГО (ИНДИВИДУАЛЬНОГО) потребления, а как капитал. Источником эксплуатации и присвоения неоплаченного труда может стать ТОЛЬКО частная собственность, в т.ч., разумеется, ПРЕВРАЩЕННАЯ в частную личная собственность.
-
Сегодня ОППОРТУНИЗМ спекулирует на том, что вот, мол, пролетарии (определенные люди наемного труда) владеют машинами, домами и пр. При этом ОППОРТУНИСТЫ тщательно замалчивают отличие личной собственности от частной, у них получается, что пролетарий, владеющий домом, НО НЕ ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ДОМ КАК КАПИТАЛ... тоже буржуа!!! Мелкий противник пролетариата...
-
Отчасти такой трюк оппортунистам позволяют делать некритически воспринимающие и извратители марксизма, в соответствии с которыми когда-то и пошло называние МЕЛКОЙ БУРЖУАЗИЕЙ владельцев домов, машин и т.п. Мне представляется более правильным называть тех, кто владеет, но НЕ превращает личную собственность в частную, ПОЛУпролетариями, а превращающих личную собственность в капитал - ПОЛУбуржуазией.
Все - хоть РАКи, хоть ЗАКи, хоть ЛАКи, хоть ПРОКи...делают вид, что ....
wolodja написал 02.08.2012 08:03
частная собственность - не есть БУРЖУАЗНОЕ ПРАВО... и не базируется на МЕХАНИЗМАХ НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ...и что "капитализм и есть ГУЛАГ", который уничтожает народы, превращая их в нации (национальный и сверхнациональный сброд)...
немного не по теме
Vir написал 02.08.2012 02:33
Рад встрече с уважаемым Володей(сайт Иволга),здесь же на сайте вижу и Вивенди.
Школа =Советской России=,очевидно,перетекает плавно на Форум.мск...
Ознакомился со статьей М.Солонина. С теоретической стороны статья не очень насыщена,однако в ней перечислены достаточно интересные факты,могущие быть поводом для вполне серьезной и основательной дискуссии.
С позицией Политинформ можно было бы согласиться,если бы он более четко проследил увязку имущественных вопросов у Маркса,скажем,со средствами производства. В "Капитале" трактуется,к примеру,что и личная собственность,применяемая в качестве капитала,становится источником эксплуатации и присвоения неоплаченного труда.
И,далее,там же говорится,что часть общественного продукта идет в личное потребление рабочих(в случае общественного труда,производства),но она не находится в общественной собственности(М., Э., Т.23,С. 88-89).
То есть мы как раз и видим здесь ЛИЧНУЮ собственность.
Возможно,Солонин просто не успел проанализировать данные тонкости?!
Re: я не согласен (1/2)
политинформ написал 01.08.2012 15:05
"По существу. Я не согласен с примером об обобществлении "чайников в кибуцах" и отсутствии при этом репрессивных органов и репрессий.
Господин Солонин! Коммунизм - это "не все - общее", а отсутствие частной собственности на средства производства и неприятие эксплуатации человека человеком".
=============
Автор (Солонин) - БУРЖУАЗНЫЙ социалист. А этот тип социалистов отличается от социалистов ПРОЛЕТАРСКИХ тем (практически всегда), что вносят в свои умные и чрезвычайно правдоподобные рассуждения ТЩАТЕЛЬНО ЗАМАСКИРОВАННУЮ долю ОППОРТУНИЗМА. Который, как известно, призван развращать сознание пролетариата, склонять его на сторону СОХРАНЕНИЯ ГОСПОДСТВА БУРЖУАЗИИ.
Re: Не совсем согласен. (2/2)
политинформ написал 01.08.2012 15:03
В данном случае оппортунизм Солонина заключается как раз в утверждении, что коммунизм есть общность ИМУЩЕСТВА ВООБЩЕ. Призвано это оппортунистическое утверждение вызвать некое возмущение у обывателя, живущего, в основном, не знаниями (знания у Солонина), а сплетнями: как, эти коммунисты хотят обобществить и МОИ ЛЮБИМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРУСЫ С ГОЛУБЕНЬКИМИ ЦВЕТОЧКАМИ???!!! Они хотят, чтобы мои любимые трусы носил еще и Шариков???!! Нет, этих "зоологических коммунистов" (ЗК), делает нужный вывод обыватель под МУДРЫМ руководством РАКов, ни в коем случае нельзя допускать до власти!!! И нет, конечно, дела обывателю, что в "Манифесте" Маркс с Энгельсом писали ему, обывателю:
1."Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму".
2. "Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности".
3. "В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.
Нас, коммунистов, упрекали в том, что мы хотим уничтожить собственность, ЛИЧНО (не ЧАСТНО! - ред.) приобретенную, добытую своим трудом, собственность, образующую ОСНОВУ ВСЯКОЙ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ (выделено мной. - ред.), деятельности и самодеятельности.
Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность! Говорите ли вы о мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, которая предшествовала собственности буржуазной? Нам нечего ее уничтожать..."
4. "Итак, капитал - не личная, а общественная сила.
Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность (заметим: Маркс ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАЛ здесь понятие "КЛАССОВАЯ диктатура пролетариата"; речь ТОЛЬКО о демократии пролетариата, готового ВСЕМ ОБЩЕСТВОМ руководить работой капитала... - ред.), то это НЕ БУДЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕМ ЛИЧНОЙ (выделено мной. - ред.) собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер" (см. т.4, сс.438 - 439).
-
Последнее у Маркса с Энгельсом не совсем верно: с победой КЛАССА пролетариев общественная собственность НЕ МОЖЕТ потерять классовый характер; такое случится ЛИШЬ ПОСЛЕ победы пролетариата, в процессе постепенной КОММУНИСТИЧЕСКОЙ, А НЕ ПРОЛЕТАРСКОЙ революции, в процессе КОММУНИЗАЦИИ государственной собственности, в процессе разрастания внутри КЛАССОВОГО ПРОЛЕТАРСКОГО общества "ростка коммунизма", КОММУНЫ. В данном случае, однако, это не особенно важно. Здесь важно сейчас то, что коммунисты-МАРКСИСТЫ не ставят перед собой цели а) уничтожения собственности вообще и б) уничтожения ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ЛИЧНОЙ собственности, отличие которой от собственности ЧАСТНОЙ в том, что с помощью первой НЕ производится экономическая эксплуатация людей, в данном случае пролетариев, а с помощью частной собственности она осуществляется вполне успешно.
-
Впрочем, необходимо добавить: коммунисты-МАРКСИСТЫ не ставят перед собой цель уничтожить частную собственность СРАЗУ, т.е. в масштабе всего общества и человечества (см. "Принципы коммунизма" Энгельса); те, кто не готов работать, т.е. практиковать, коммунистические отношения (в т.ч. и под влиянием ОППОРТУНИЗМА не готов) УМСТВЕННО, тот должен иметь полное право быть эксплуатируемым как частными лицами, ЧАСТНО владеющими средствами производства, так и ПРОЛЕТАРСКИМ государством, ЧАСТНО ЖЕ владеющим соответствующей частью средств производства в народном хозяйстве.
Re: Re: Очередной провал!
Луноход написал 01.08.2012 14:33
Олимпиада! да! Были олимпиады, когда участвовал СССР! Вот это были победы! А места всегда первые!
А нынче? Режим выставляет не спортсменов , а товар.А товар то недоброкачественный! СМИ получили указания-хвалить в три горла! И хвалят! А что хвалят? Очередной провал!Все говорит, что этот режим способен только воровать и разрушать! Только Советская Власть может нам вернуть СИЛУ ДУХА И ПОБЕДЫ!
Re: Интересно!
михаил написал 01.08.2012 10:58
Его Мухин уже отнес. К чижам. Но,в принципе, статья реально отражает деление антикоммунистов на стаи.
Не совсем согласен.
михаил написал 01.08.2012 10:49
Реакция вивенди на статью - точно зоологическая. Автор еле успел поставить точку,как челюсти - хлоп! "Мракс,Ленин(бланк)!" Торопилась, о Сталине забыла.
По существу. Я не согласен с примером об обобществлении "чайников в кибуцах" и отсутствии при этом репрессивных органов и репрессий.
Господин Солонин! Коммунизм - это "не все - общее", а отсутствие частной собственности на средства производства и неприятие эксплуатации человека человеком.
Не обижайте "колхозников", дайте каждому богоизбранному "по чайнику".
КГБ в кибуце создавать не нужно, там автоматически - все становятся сотрудниками...
насчет Германии 1938 года - http://iwolga.narod.ru/docs/ukaz.htm
wolodja написал 01.08.2012 10:21
Фашизм - одна из форм открытой буржуазной диктатуры. Установление фашистского строя в ряде европейских стран являлось, с одной стороны, признаком слабости рабочего класса, расколотого предательской политикой социал-демократии; с другой стороны, это был "признак слабости буржуазии... признак того, что буржуазия уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии..." (Сталин).
Фашистские партии в своей борьбе за власть широко использовали мелкую городскую буржуазию (ремесленников, мелких торговцев), страдавших от последствий первой мировой войны и экономического кризиса 1929-1933 гг. Стремясь привлечь на свою сторону мелкобуржуазные массы, фашистские партии заявляли, что они "устранят классовую борьбу" и "уничтожат марксизм". Натравливая одну национальность на другую, фашистские партии проповедуют так называемую "расовую теорию". С началом второй империалистической войны в Европе во всех капиталистических государствах, в том числе и в так называемых буржуазно-демократических, буржуазная реакция развернула поход против рабочего класса и трудящихся масс, установила режим военной диктатуры.
Таким образом стирается различие между так называемыми буржуазно-демократическими и фашистскими государствами. Империалистическая реакция во всех капиталистических странах усиливает эксплуатацию трудящихся, уничтожает демократические свободы и парламентские учреждения, загоняет в подполье коммунистическое движение и рабочие организации, упраздняет социальное законодательство. /Политический словарь. Гос. изд. полит. лит. 1940 г. Москва./
Интересно!
Сочувствующий автор написал 01.08.2012 10:17
А к кому себя относит автор? К РАК?
Надеюсь, что это 1-ая глава многотомного сочинения, концовку которого прочтет мое "седьмое колено"!
Дубина написал 01.08.2012 09:33
+++
Re:США Германия Россия
Параллели написал 01.08.2012 09:20
На Селигере в выступлении перед молодежью путин на вопрос о новом законе правящего режима для оппонетов под народным названием о легализации иностранных агентов с горечью обронил, что в 1938г в США ввели аналогичный закон, а мы (правящий нелегитимный режим), что не можем? Тем самым он дал понять всем неразумным каков вектор его политического диктата. А мне сдается , что политика нынешнего режима больше схожа с политикой в Германии 1933-38 гг. Слишком много сходства,г.путин! Но у этой политики был и 1945г!
Социал-демократия в России
Hong Lang написал 01.08.2012 09:10
Автор стоит на социал-демократической платформе. Да, она хороша и во многих отношениях привлекательна. Вопрос заключается в том, что социал-демократический проект в России нереализуем. И не только в России. Этот проект оказался успешным в двух-трех десятках стран Европы, прошедших школу классовой борьбы. Тамошние буржуи поняли, что лучше уступить рабочему классу, принять некоторые его требования,поступившись частью прибыли, чем дожидаться бунтов и революций. Теоретическое обоснование таких уступок - заслуга некоторых дальновидных буржуазных идеологов, в первую очередь неокантианцев. В реальности дело обстоит так, что капиталист уступает не часть прибыли, а часть сверхприбыли, которая им извлекается благодаря эксплуатации капиталистической периферии. В России (и не только в ней) соответствующих условий нет. Во-первых, наши буржуи имеют возможность смыться на Запад, когда запахнет жареным. (Или думают, что имеют; в данном случае это неважно.) Во-вторых, не было в России ни Канта, ни сколько-нибудь авторитетных неокантианцев. И, наконец, в третьих, Россия - периферийная стран в системе мирового капитализма. Из нее выкачивают сверхприбыли, сами же российские буржуи (взятые как класс, а не на индивидуальном уровне) сверхприбылей не имеют. Делиться с трудящимися массами им просто нечем. И потому для трудящихся России никакого иного пути освобождения от язв капитализма, кроме как революционным путем свергнуть власть капитала, не остается.
Ницше отвечает за ЗАКов не больше чем Христос за костры инквизици.
Утки не в родстве с лебедями. написал 01.08.2012 03:22
Поп Римский присваивал себе все имущество сожженных и потому еретики и колдуны не кончались столетиями. Римский поп не собирался ждать Страшного суда и геенны огненной, ему нужна была добыча и он не стеснял себя в способах.
Также и ЗАКи. Если они пойдут по пути разумной дискуссии то максимум на втором или третьем ходу такой партии они должны будут признать что их единственное настоящее желание это ЖЕЛАНИЕ ПРИСВАИВАТЬ ТРУД ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Никакого иного способа, сделать свою жизнь более легкой и приятной чем у большинства, в человеческом обществе не существует.
Однако разумное обоснование ограбления как принципа общественного устройства невозможно. Каждый адвокат такого ограбления должен будет публично признать что и он сам может быть подвергнут ограблению без права на обжалование. Адептам грабежа это не подходит. Наоборот, видим как бандит ходорковский весьма обижается на ограбивших его бандитов-чекистов. Каким бы ловким и удачливым не был отдельный грабитель, рано или поздно он ошибется, ослабеет или состарится. И тогда, в полном соответсвии с принципом "сильной личности", он сам становится пищей. В этом месте ходорковские и хотят послать Ницше подальше. Потому что ницшеанский человек не знает страха смерти и поражения, а березовские желают жить на чужой счет вечно.
Вот и все. Если нет возможности разумно защитить свою точку зрения, то остается только одна возможность: ПРЕПЯТСТВОВАТЬ РАЗУМНОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ИНЫХ точек зрения. Если допустить к обсуждению принцип что КАЖДЫЙ ПОЛУЧАЕТ ПО СВОЕМУ ТРУДУ, то возражением может быть только принцип МЫ ОТНИМЕМ У ТЕБЯ ТВОЙ ТРУД, НО ОТНИМАТЬ У НАС НЕЛЬЗЯ НИКОМУ И НИКОГДА, а с этим лозунгом очков не соберешь. В итоге разуму предлагают посторониться.
Не в теориях нужно искать причины, а в пошлом желании безнаказанно воровать.
(без названия)
Vivendi 14.0 написал 01.08.2012 01:20
Учение мракса всесильно, потому, что оно - верно! ))))))))))))) (с) ульянов-бланк. И точка ))))))))))))
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss