Кто владеет информацией,
владеет миром

Выползающий из клетки Зверь

Опубликовано 23.03.2006 автором Метик Сергей в разделе комментариев 91

Выползающий из клетки Зверь

Многие, наверное, помнят замечательный фильм режиссера Сергея Герасимова «Люди и звери». Вышедший на экраны страны в 60-е годы, он привлек внимание общественности своей глубиной, попыткой философского осмысления сущности человека.

Главный герой фильма, в силу обстоятельств оказывается в плену. После войны, оставшись на Западе, познает все «прелести» буржуазного общества и, в конечном итоге, возвращается на родину. На протяжении двух серий, ненавязчиво, автор показывает, как капитализм, провоцируя борьбу за выживание, обнажает звериное естество в человеке, превращает его либо в хищника, либо в его жертву. И можно не согласиться со слишком уж безоблачным отображением социалистической действительности, но в принципе, автор, безусловно, прав.

Общество, основанное на частной собственности, на эксплуатации человека человеком, не может не быть звериным. Нельзя сказать, что мысль эта слишком оригинальна. Даже такой далекий от марксизма философ, как Е. Н. Трубецкой весьма нелицеприятно высказывался о сути животного начала в человеке. «Не одни только ужасы войны, всякое проявление рабства человеческого духа, всякое подчинение его низшей, подчеловеческой стихии приводит к обнажению зверя в человеке. Иногда мы имеем здесь простое угасание духа; тогда человек становится разжиревшим скотом; об этом превращении свидетельствуют потухшие свинообразные лица. Но бывает и другое. Когда сквозь человеческие черты явно проглядывает волчья морда, когда человек глядит на нас острыми, злыми глазами хищной птицы, когда мы воочию видим искаженный нечеловеческим сладострастием лик сатира с масляными щеками и сладкими смеющимися глазками, заставляющими подозревать о существовании хвоста, душа впадает в трепет, ибо она как бы осязательно воспринимает переход дурной бесконечности биологического круга в огненный круг черной магии.»

На заре перестройки и «гласности», когда к нам в Россию хлынула масса голливудских фильмов, показываемых в видеосалонах по всей стране, меня неприятно поразило поведение действующих в них персоналий. Солидные, взрослые люди весь фильм бегают, стреляют из автоматов, пистолетов, убивают друг друга, попадают в ловушки и сами строят интриги, т. е. действуют в полном соответствии с законами животного мира, преследуя свой частный интерес. Если же цели персонажа отличны от примитива личной выгоды, то, как правило, это карикатурно изображаемые «революционеры», заговорщики, «красные», террористы и т. п.

Неприятность того открытия заключалась в том, что после многолетнего «застоя», маразма геронтократической верхушки КПСС, пустых магазинных прилавков, фальши ритуальных собраний, всем хотелось перемен в лучшую сторону. И, как само собой разумеющееся, предлагалась модель «цивилизованного общества», на деле доказавшего свою «эффективность». И хотя я понимал, что кино есть лишь искаженное, игровое отображение действительности, становиться одним из зверьков дерущихся за кость с барского стола, как-то не хотелось.

Разумеется, кино было разным и, наряду с подобными поделками, иногда являло собой и настоящее, человеческое искусство, но которое, почти всегда, было замкнуто на собственном «я» героя, на его чувствах, страданиях, переживаниях. На высокохудожественном уровне живописалось броуновское движение маленького человека в поисках счастья и благополучия для себя родного в жестоком и несправедливом окружающем мире. На таком фоне, даже заметно полинявшие, и во многом декларативные ценности «развитого социализма» стали смотреться весьма выгодно.

И еще одно обстоятельство вызывало неосознанный протест. Показывая даже весьма отдаленное будущее, создатели фильмов, проявляя чудеса фантазии в технологических деталях, населяли их теми же ковбойского типа героями, беспощадно разящими направо и налево инопланетных злодеев.

В культовой книге шестидесятых годов «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, также описывалось будущее, но с иных, коммунистических позиций. Автор исследовал природу личности человека будущего, его внутренний мир, нравственные ценности, мотивы поступков. И, признаюсь, его точка зрения была намного убедительнее. Я подумал: переносить в далекое будущее нынешних суперменов с их бластерами и лазерными пушками столь же нелепо, как и древним египтянам, при наличии у них технической возможности, изображать современную нам действительность в виде бесконечной череды всемогущих фараонов и всесильных жрецов.

В моей статье «В коммунизм я не верю, я про него знаю» показано, что наличие животной составляющей в человеке, как биосоциальном виде, обусловлено переходным характером «переключения» социального бытия. И до тех пор, пока общество не придет к устойчивому, коммунистическому будущему, противоречие между рудиментарной, животной и нравственной сторонами его личности будет сохраняться.

Животное начало в человеке находит свое выражение в таких его качествах как эгоизм, тщеславие, равнодушие, беспринципность, в ограниченном лишь страхом стремлении к личному успеху, жажде удовольствий и наслаждений. Набор средств, для их достижения, также из арсенала наших четвероногих предков - сила, коварство, хитрость, ложь. Ведь что такое мимикрия в природе, как не обман в целях выживания? Неудивительно, что многие впадают в пессимизм и провозглашают все вышеперечисленные качества вечными спутниками человеческой личности, чуть ли не общебиологического характера.

Подобная точка зрения нашла отражение в буржуазной философии социал-дарвинизма, распространяющего природные механизмы естественного отбора на общественные отношения. Кто-то возразит, аналогия весьма условна, ведь в животном мире нет собственности, денег, компьютеров, других атрибутов современной цивилизации. Отношения между особями выясняются только с позиции силы, а в человеческом они ограничены общественной моралью и правом. Это действительно так, но только в том, что касается технических средств достижения целей. Сами же цели весьма близки, и ориентированы на себя, на удовлетворение своих эгоистичных потребностей.

Общество является не целью, а лишь средством их достижения. И то, что в дикой природе нет зверья, увешанного спутниковыми GPS-навигаторами и оружием с лазерными прицелами, боюсь, довод не в нашу пользу. Тем не менее, человек уже и не животное, в нем присутствует новое, неизвестное ранее в природе качество, нравственность, или нравственное начало. Природа не могла позволить себе такой «роскоши», быть нравственной и гуманной. Единственное правило, неукоснительно действующее в животном мире – выживает сильнейший. Любой ценой!

Выражение «победителей не судят» - именно оттуда, хотя донес его до нас кто-то, уже владеющий письмом. Нравственное начало же есть суть человека. Общеизвестны слова И. Канта: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

Нравственность - это внутренняя потребность человека творить добро, приносить максимальную пользу обществу. Основа нравственного начала составляют гуманизм и знание. Можно выразиться и так – просвещенный гуманизм есть основа человека. Но, почему, непременно, основанный на знании, просвещенный? А как человек, не обладающий знаниями, разберется, что есть общественная польза?

Даже пассионарная личность искренне желающая добра людям, при отсутствии соответствующего знания, легко может быть направлена по ложному пути или использована в прямо противоположных целях. Что, зачастую, вполне расчетливо и делается. Особую значимость имеют знания мировоззренческие, формирующие систему ценностей человека. Это, прежде всего, знание закономерностей общественного развития, диалектики исторического процесса, понимание своей роли в жизни общества.

Когда Ленин говорил о том, что коммунистом можно стать, лишь обогатившись всеми знаниями, накопленными человечеством, полагаю, он именно это имел в виду. Всю свою жизнь человек накапливает знания. Но далеко не все то, что он считает знанием, таковым является. Часто, в категорию знания возводится ложная, некритично воспринятая информация, не отражающая истинного положения дел. Так происходит либо в результате добросовестного заблуждения, либо путем внешнего манипулирования сознанием. Поэтому систему знаний современного человека следует рассматривать как две подсистемы, одну с истинным знанием, а другую с ложным. Особняком стоят знания недостоверные, т. е., в справедливости которых у человека нет уверенности, и на которые он особо не полагается.

Преломляясь через сознание человека, знания приобретают некую индивидуальность, субъективность, эмоциональную окраску в соответствии со сложившимся, устоявшимся мировоззрением. Особую опасность представляют, естественно, ложные знания. Опираясь на них, человек способен совершать поступки, противоречащие не только интересам общества, но, зачастую, и своим собственным. Но само по себе наличие знания еще не гарантирует принятия правильного решения. Очень важно умение делать анализ и выводы исходя из них. Иначе, это просто набор сведений, полезных лишь для разгадывания кроссвордов. Конечно, это очень упрощенная схема, призванная показать двойственный, переходный характер личности современного человека имеющего в своей основе два начала – одно темное, животное, унаследованное от наших далеких предков и другое, как светлый лучик из грядущих веков, все более утверждающееся нравственное.

Следует признать, зверь в человеке еще весьма силен. Даже когда он дремлет, его очень легко пробудить. Вспомним недавние события в Новом Орлеане после урагана Катрин. Разгул мародерства, насилия, низменных страстей во вполне благополучном американском городе достиг такого размаха, что полиция получила право стрелять на поражение. Буржуазное общество в экстремальной ситуации убедительно продемонстрировало свою звериную сущность. Особенное омерзение вызывает фашизм, как философия сбесившегося мелкого буржуа, лавочника, «теоретически» обосновывающая право зверя, «бестии», по Ницше, действовать по звериным законам, не сообразуясь ни с какими человеческими нормами.

Когда-то эстрадные юмористы прельщали советских простаков: «Да, Запад загнивает. Но какой аромат!». Теперь насчет аромата стало ясно. И не только гнильем пахнет капитализм. Все отчетливее исходит от него запах смерти, тротиловой гари, наркотиков и насилия. Все труднее маскировать его животное естество витринным благополучием, крикливыми шоу и телебалаганами. Все очевиднее тотальное рабство духа, царящее в буржуазном обществе. И поневоле, задаешься вопросом, как могло случиться, что вроде бы нормальные люди, выросшие в советской стране, получившие советское образование, могли купиться на ЭТО?

Когда «процесс пошел»? Только лишь с приходом Горбачева или намного раньше? Советская власть, имеющая в своей основе новые социалистические производственные отношения, была попыткой создать общество на иных, человеческих, нравственных принципах. Общество, где главным стимулом к труду был бы не страх, а человеческая сознательность, где каждая личность имела бы возможность свободного развития и максимальной самореализации на благо всего общества. Видели ли большевики своего главного противника? Понимали ли они, что им противостоят не только Деникин, Врангель и прочие колчаки, не только сильный и беспощадный классовый враг, но и само хищное, животное начало в человеке? Что линия фронта проходит внутри человека, внутри них самих? Что только с политической, военной победой, борьба не прекращается, а всего лишь переходит в иную форму?

Полагаю, общее понимание проблемы было. Не было адекватной оценки масштабности задачи. Смена элиты, произошедшая после Октябрьской революции, была радикальной и всеобъемлющей. Сменились не только формы общественного устройства, но и само их содержание. Во власть пришли новые люди, делом доказавшие свою преданность народу. Заряда их пассионарности хватило на то, чтобы за 70 лет из разрушенной, разоренной страны создать могучую, процветающую ядерную сверхдержаву.

Впервые в истории человечества, народ получил реальную власть. Впервые, сам ход истории оказался подконтрольным Разуму. Впервые, гражданин огромной страны получил ничем не ограниченную СВОБОДУ быть ЧЕЛОВЕКОМ. За счет тотального подавления свободы ЗВЕРЯ. Миллионы людей из бесправных рабов стали гражданами новой человеческой цивилизации. Получили возможность учиться, творить, созидать новое общество. То было время, когда вся просвещенная элита планеты с восхищением и надеждой смотрела на Россию. Но управленческих кадров нового типа на огромную страну явно не хватало.

Почувствовав, что советская власть утверждается всерьез и надолго, в нее устремились массы неофитов, усвоивших новую риторику и правила номенклатурных игр. Людей малообразованных, с незрелым нравственным началом. У них были правильные анкеты, правильное, рабоче-крестьянское происхождение, безупречные биографии. Но в этих анкетах не было графы об удельном весе животного в его натуре, в биографиях же излагались лишь факты, а не истинные мотивы поступков. Как разобраться в душе человека, идет ли он во власть, имея в виду служение обществу, или власть нужна ему для достижения своих личных целей, отличных от интересов общества?

Сложность заключается еще и в том, что частный интерес не обязательно материален, не обязательно выражается денежным эквивалентом. Это может быть и просто удовлетворение личных амбиций, непомерное тщеславие, и уж совсем патологическое - сладкое чувство безграничной власти над людьми. Формальная принадлежность к партии также не служила гарантией от проникновения во власть случайных людей. Правда, если выяснялось, что руководитель, которому доверена власть над людьми, использует ее в каких-то своих целях, расплата могла быть весьма суровой.

Хождение во власть из корыстных побуждений стало делом смертельно опасным. Тем не менее, латентное присутствие во власти, если и не врагов, то людей случайных, нравственно не готовых к бескорыстному служению обществу, было всегда. Они умело пользовались лозунговой лексикой, неукоснительно выполняли все инструкции, осуждали и восхваляли, кого и когда требовалось, ничем не проявляя своей сути. Лишь страх ответственности мешал им полностью наслаждаться вкусом власти. При первой же возможности, партбюрократия освободилась из-под его гнета. Но власть как поле, которое если не пропалывать, очень быстро зарастает сорняком. Обособление власти от народа, превращение ее в касту «избранных», на фоне все более очевидного лицемерия, пустословия не могло не отразиться на всем обществе. Начиная с самых верхов и донизу, стала происходить его деградация, вырождение, распространялось неверие, цинизм и равнодушие.

Недавно я прослушал запись известной песни чилийского сопротивления 73-го года El Pueblo Unido. Музыка сопровождалась дикторским текстом, в котором были следующие слова: «Песня была прервана автоматными очередями пособников хунты, ворвавшимися на радиостанцию Магальянос». Меня поразили не слова, а тональность, в которой они были произнесены. Таким бравурным, казенно-оптимистическим тоном выражались комсомольские карьерные активисты на мероприятиях по открытию или пуску, юбилейной дате или торжеству, провозглашались здравицы в честь «дорогого» и «горячо любимого», во славу «мудрой» и «направляющей», «славной» и «непобедимой». Я не услышал в голосе негодования и ненависти к фашистской мрази, расстреливающей людей. Ничего, кроме мертвящего равнодушия. Удивительно, что при таком, казалось, полном идеологическом контроле, никто из утверждающих эту запись работников не заметил ничего аномального. Фальшь и ложь настолько уже стали органической частью жизни общества, что перестали резать слух. Но ведь ложь это отличительная черта, оружие животного, а не человека!

Выползающий из клетки Зверь, приобретая свободу, забирал ее у Человека. Именно свободы для Человека перестало хватать в деградирующем советском обществе. Вся она сосредотачивалась в цепких лапах управленческой «элиты». И именно под лозунгами – больше свободы! - был выпущен из многолетнего заточения полузаморенный Зверь, лишив Человека последних ее остатков.

Была ли эта трагическая ошибка совершена по незнанию, из благих побуждений, коими, как известно, выстлана дорога в ад, либо из корыстных побуждений мне не интересно. Совершенно ясно, что интеллектуальный, мировоззренческий уровень советской партийной «элиты», несмотря и на академические звания, был чрезвычайно низок. Вполне допускаю, что она искренне уверовала в байки про «общечеловеческие ценности», «плюрализм» и «демократию», а реальный буржуазный мир вокруг представляла себе как братское сообщество «цивилизованных» народов из которого Россия была злонамеренно исключена происками большевиков, да германского Генштаба.

Очень распространено заблуждение, что именно свобода звериной части человеческой личности и продвигает вперед науку, технологии, служит делу развития общества. Это неверно. Ничего, кроме экскрементов зверь, не производит, и производить не может. Он является фактором, тормозящим развитие общества, культуры. Все блага современной цивилизации произведены ЧЕЛОВЕКОМ, не благодаря, а ВОПРЕКИ его звериному началу! Освобождение от его тормозящего влияния, ликвидация паразитизма вызовет ускорение развития общества, потому что свободу получит Человек-творец, Созидатель, Мыслитель.

Единственная польза от перестройки могла быть лишь в случае полной, тотальной санации всей управленческой «элиты» страны, ее исключение из всей управленческой вертикали сверху донизу. Единожды солгавший, обнаруживший в себе зверя, должен переквалифицироваться в штукатуры, какой бы пост не занимал ранее. Никогда он не должен быть более допущен к руководству людьми.

Произошло же обратное. Было уничтожено государство. А воры, карьеристы, приспособленцы, как были, так стройными рядами и влились в ряды новой демократической номенклатуры. Назначили себе придворных олигархов, что бы не думать о низменном - о добыче средств на беззаботную старость, создали режим «управляемой демократии», обустроили своих дочек, сынков. И теперь подкармливают «группы скандирования», то есть создают благоприятную социальную среду трогательного «одобрямса», единения партии и народа. Потому как ощущать себя вором и государственным преступником достаточно дискомфортно, а когда ощущаешь себя видным политиком, не хуже чем в европах, обласканным экзальтированной толпой с воздушными шариками цветов триколора, то мысли о просроченных платежах членских взносов в партбилете, лежащем в сейфе, уже не тревожат голову.

Животное существо нынешней власти выдает ее всемерное упование на всемогущество денег. Когда встает вопрос о поощрении или компенсации, размер суммы должен впечатлять обывателя, производить вид отеческой заботы «партии» о народе.

Но так ли уж важны деньги для Человека? Насколько лучше бы работал конструктор Королев, если бы получал не пятьсот рублей, а миллион долларов в месяц? А может быть, Менделееву приснилась таблица периодических элементов, потому, что он просто хотел хорошо заработать? И бас Шаляпина был бы гуще и богаче пропорционально размеру гонорара? Настоящему творцу, человеку одержимому своим делом, деньги неинтересны. Их должно быть столько, чтобы создать нормальные условия для работы и не более того. Его больше раздражает отсутствие нужного прибора под рукой, чем размер зарплаты.

Именно такие люди нуждались в большей свободе, снятии мелочной регламентации, ненужной опеки. Это и есть настоящая элита общества, в отличие от мельтешащих на телеэкране «VIP-персон», глядя на которых, понимаешь, почему слово «российский» приобрело столь негативный окрас в мире. Я убежденный марксист и материалист. Естественно, атеист. Но, иногда, испытываю неодолимое желание наделить Природу субъектностью. Увидеть в ней не только слепую неодолимую силу физических законов, безмерность пространства, времени, таинство материи, но и некий смысл, определенную логику. В самом деле, почему Природа не ограничилась созданием бесчисленных звездных миров, галактик, туманностей, иных форм материи, а запустила, быть может, свой главный «проект» под названием «Жизнь»? Это закономерность или просто счастливый случай?

Почему Природа включила механизм эволюции, естественного отбора, причем имея в виду не только вопрос выживания, но и все более и более совершенную организацию живой материи? Например, насекомые значительно лучше приспособлены к выживанию при самых катастрофических обстоятельствах, но они ведь не стали конечной целью эволюции. Вопрос выживания с «точки зрения» Природы недостаточен? Ей нужен Разум? Или ей нужен не просто Разум, а солидарное, совершенное коммунистическое общество, единое человечество? Зачем? Почему ее не устраивает нынешнее состояние, раздираемого противоречиями буржуазного общества, борьбы всех со всеми? Что она «ждет» от нас?

Эти вопросы риторические и не предполагают обязательного ответа. Они из области догадок и предположений, где простительно отсутствие строгой научной аргументации. Я думаю, коммунизм не только теоретический предел совершенствования человека и общества, но и конечная цель эволюции живой органической материи.

Фундаментальное свойство живой материи – экспансия, заполнения собой всех доступных экологических ниш. Естественный ограничитель такой экспансии – наша Земля. При всем своем всемогуществе, Природа не способна создать даже простейшую микросхему, не говоря уж о компьютерах и космических кораблях. Но эти инструменты она может получить опосредованно, благодаря разуму и рукам человека. Для чего? Думаю, что бы продолжить экспансию во внешние миры. У Природы, похоже, нет других средств, решить эту задачу. А нынешнее общество ее не устраивает по очень простой причине – в силу своей очевидной технологической и нравственной незрелости. Действительно, какой бизнес-план возможен в наши дни? На 5, 10, 20 лет? Кто возьмется осуществлять бизнес-проект продолжительностью хотя бы в 100 тысяч лет? Дерипаска? Ведомство Грефа? Кто профинансирует проект в 10 млн. лет? А именно таковы временные масштабы Природы. Она не терпит суеты и сиюминутности.

Подобные задачи по силам лишь консолидированному человечеству, людям, осознающим свою нравственную ответственность не только перед обществом, но и перед самой Жизнью, занимающиеся делом, результаты которого увидят только их далекие потомки. А зачем распространять жизнь? Возможно, она и так возникает везде, где только для того имеются подходящие условия? Возможно, да, возможно, нет. Во всяком случае, многолетние поиски внеземного разума по программе SETI ничего не дали. И пока не доказано обратное, человечество должно вести себя так, как будто мы одни во Вселенной, со всей подобающей ответственностью.

Зачем же Природе стремиться к заполнению разумной жизнью всего доступного пространства? Может потому, что появление жизни это и есть столь редкая удача, что по теории вероятностей ожидать ее появления еще где-либо не приходится? И для такого события нужны сотни миллиардов звездных систем и миллиарды лет времени? Не знаю. А может быть Природе просто, как особе женского пола, требуется просветленные разумом глаза, любующиеся и восторгающиеся ее красотой? Как в том высказывании Канта? Будет ли она удовлетворена размерами аудитории, когда вся Вселенная наполнится Разумом?

Читатель может усомниться, имеет ли все это какое-либо отношение к сегодняшним политическим страстям. Нужно ли вообще пытаться заглянуть в будущее, спрогнозировать ход истории? Да и возможно ли это? Движется человечество к коммунизму или не движется, какая нам разница. Нас там все равно не будет. Это, конечно, так. При коммунизме будут жить наши далекие потомки. И все, что мы можем для них сделать это минимизировать потери перехода к этому будущему, сохранить среду обитания, культуру, избежать самоуничтожительных войн и всячески приумножать Знание, которое есть отражение картины Реального мира, а не мозаика из мифов, поверий, хохмочек Жванецкого, формируемой в интересах господствующих классов, для консервации существующего порядка вещей. Которое дает вам понимание того, что в вас сидит зверь. Он есть часть вашей сути. Вы снисходительно ласкаете, балуете его, бросаете ему лакомые кусочки, но НИКОГДА не позволяйте ему командовать вами, подняться над вашим нравственным началом.

Вы никогда не станете свободным, если будете его рабом. Не ставьте кормежку этого зверя единственным смыслом вашего бытия, ибо аппетит его немереный. Потому, даже находясь в кресле совета директоров процветающей компании, вы можете оказаться не более свободным, чем кочегар, всю жизнь непрерывно бросающий уголь в бездонную топку паровоза…



Рейтинг:   5.00,  Голосов: 1
Поделиться
Всего комментариев к статье: 91
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Автору Бедный Йорик
Ыртшзук написал 26.03.2006 16:36
Вот так необдуманно накропав статейку с невнятным содержанием, приходиться всячески, извиняясь, объяснять, что же я имел ввиду.
Re: Автору
Автор написал 26.03.2006 16:00
К сожалению, развернуто ответить, это значит перепечатать всю свою предыдущую статью. Даю лучше ссылку.
http://www.cprf.ru/news/analytics/socializm/38997.html
Она также есть и в архиве форума и на других ресурсах.
Re: Автору
Автор написал 26.03.2006 14:58
Теорема Пифагора прежде всего истина. Наступление равновесия после возмущающего воздействия тоже истина, а не цель. Целью может быть только минимизация потерь на пути в это будущее. Достижение обществом равновесия объективно неизбежно. Что явилось возмущающим воздействием? Появление в процессе эволюции разума. После появления разума, общества, которые нарушили сложившееся в природе равновесие, система (общественное бытие) перешла в процесс лавинообразного перехода под влиянием положительной обратной связи (я называю этот процесс «переключением») к равновесию на качественно ином уровне. Как в триггере, который имеет два устойчивых состояния. До и после переключения. Правда, в триггере процесс завершается за считанные наносекунды, а в обществе, процесс переключения бытия растянут на тысячелетия. Можно сравнить и со взрывом. Накапливание природой в себе за миллиарды лет критической массы взрывчатого потенциала, которое и обусловило начало цепной реакции. Взрыв ведь это тоже явление с положительной обратной связью. Мы сейчас находимся в самой активной фазе процесса переключения. Наше сознание никаких иных форм развития материи не может себе представить. Нам представляется процесс изменений вечным и сущностным. Но это просто ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ между двумя устойчивыми состояниями – до и после. Какие доказательства требует ограниченность сырьевых ресурсов? Возьмите цифры добычи нефти, газа, угля, рудных ископаемых и сравните с имеющимися запасами. Максимум несколько столетий можно еще на них прожить. Насчет конечности познания. Имеется в виду КАЧЕСТВЕННЫЕ знания, те, на которых возможно развитие нужных обществу технологий. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ познание мира практически не ограничено.
Каменный топор, конечно, не предел. Но современный топор практически не отличается от топора столетней давности. И вряд ли у него есть большие пределы дальнейшего совершенствования. С электромотором пример нормальный. Дополнительные возможности совершенствования скрыты в открытиях вторичных технологий, т. е. новых материалов феррохромов с высокой магнитной проницаемостью и малыми потерями, смазок, подшипников, изоляторов и т. п. Но их ресурсы тоже конечны и имеют принципиальное ограничение в виде кпд, который не может превысить 100%. Достигнете 99% и как бы дальше не ухищрялись большого смысла в этом не будет.
Вот насчет «устоявшегося болота» ваш вопрос справедлив! Я об этом часто размышляю. Когда-то люди мечтали, появятся машины, автоматы, всю работу возьмут на себя… Но вот, что показывает жизнь. Появились средства транспорта, люди стали меньше тратить время на перемещение. Стали ли они в освободившееся время предаваться праздности? Нет, они нашли более ЭФФЕКТИВНОЕ использование временным ресурсам. Появились стиральные машины, компьютеры, современная связь, освободилось еще время, которое также было направлено в ДЕЛО, а не на битье баклуш. Мне кажется, любые средства автоматизации работ и экономии времени, просто переводят человека на более высокую ступень производительности труда, а не в тупик безделья. Может, нам не стоит опасаться, что нравственный человек через тысячи лет не будет знать, чем заняться? Впадать же сейчас в конкретные детали просто нелепо! Представьте, в средние века, где-нибудь в 13 веке, вы подойдете и скажите крестьянину, что через семьсот лет люди будут летать, посетят Луну, научатся передавать изображение на расстояние, обрабатывать информацию на компьютерах и т. п. Получится ли у Вас предметный разговор? Сомневаюсь. А если он спросит, а зачем вы все это делаете, что ответите?
А причина двигаться во внешние миры у человека будет. Даже сейчас, не смотря на чудовищную затратность, человек посылает космические корабли на Марс, к Юпитеру, к Плутону(!), без какой-либо очевидной сиюминутной выгоды. Как Вы это объясните? Что им движет? А когда будет техническая возможность продвигаться вширь, думаете, человечество ей не воспользуется?
Re: Автору
Автор написал 26.03.2006 18:32
Sorry, мне неинтересна полемика на таком уровне. Похоже мне уже следует доказывать этические нормы. Они не доказываются! Доказывать, что рабство это плохо, что лгать нехорошо, что присваивать себе труд людей неэтично, что жизнь это благо, а ее подавление есть зло? Вы хотите, чтобы я этим занялся? Делать мне больше нечего...
spectator
Дятел написал 26.03.2006 16:02
Я так понимаю, ты - еще один эмигрант, которого тоска по Родине грызет, и который собирается русских учить правильно жить? Вам уже профсоюз пора организовывать. Например, "Профсоюз эмигрантов - страдальцев по России".
Ну, приступай, учи. Тут таких море, так что пипл схавает и еще одного.
spectator
Дятел написал 26.03.2006 15:59
Скучно - займись чем-нибудь. Буковки русские научись печатать. Или еще там какую злободневную проблему порешай.
А братьев нет у меня, расслабься.
Ыртшзук
Дятел написал 26.03.2006 12:19
Могу Вам ответить на вопрос вместо 03. Я ушел из промышленности в 1985м. Работал простым рабочим (правда, довольно высокой квалификации). Получал больше инженера. На нашем предприятии (более 2 тыс человек) инженеры (кроме главного, конечно) получали максимум 170 руб. У меня, с учетом сменной работы, всяких переработок и др. выходило до 220. В среднем 180. До 1985-го еще меньше. Про 1987 не скажу - уже свалил оттель.
Машины в те времена у моих знакомых были у 2 или 3 человек - они их зарабатвали на севере, точнее не знаю. Я купить не мог, и не пытался. Ни денег не было, ни ходов во все эти парткомы-профкомы. В те времена машины в маганине не продавались. Они распределялись по заслугам :) За деньги, конечно, но имея деньги и не имея заслуг, купить машину было невозможно. Я как сейчас помню алчущих грузинов с пачками денег, которые приезжали купить машины.
Re: Автору
Автор написал 26.03.2006 12:51
Конечно, на таком уровне разговор намного продуктивнее. Но опять, суть затронутых Вами вопросов столь глубока, что коротко никак не получится ответить.
Нравится мне или нет, что система приходит в состояние равновесия и покоя? Но это истина, как может она вызывать эмоции? Как может нравиться теорема Пифагора? Какие факторы вызовут замедление и прекращение дальнейшего развития общества? Два внешних и один внутренний. Внешние – ограниченность невосполнимых ресурсов планеты и конечность качественного познания природы, т. е. законов материального мира на которых можно создавать новые технологии. Про все это я писал в упомянутой статье. Когда через столетия, может тысячелетия, человечество достигнет максимального уровня технологического совершенства, возможного в данной физической среде. Любое дальнейшее изменение уже не будет улучшать систему. Вот было открыто электричество. Тут же был изобретен электромотор. И начался процесс его совершенствования, в том числе и в результате рыночной среды. За столетия, если не появится никаких новых технологических решений, его конструкция будет доведена до совершенства. (То есть, лишится противоречий настолько, насколько возможно). Дальнейшее улучшение, если и возможное, например, применить серебро как материал для обмоток, будет нецелесообразно. Такие рассуждения можно распространить и на всю остальную техногенную среду. Я имею в виду сущностные характеристики. С природными ресурсами еще яснее, тут и объяснять ничего не нужно. Понятно, что скоро все кончится. Общество будет ВЫНУЖДЕНО перейти на возобновляемые источники энергии, которые обеспечат неограниченное существование человечества во времени. Изменение бытия за тысячу лет, например с 10000 года по 11000 год будет намного меньшим, чем за 100 нынешних лет. Сложнее дело обстоит с внутренним фактором, о чем я писал в статье, с противоречием, заложенным в личности человека. С преодолением его алчности, эгоизма, тщеславия, лени и иных унаследованных им от дикой природы качеств. Со становлением его нравственного начала. Это возможно лишь с изменением общественных отношений. Но если технологии доведены до совершенства, то зачем нужна конкурентная среда? То есть, что касается достаточно отдаленного будущего, общество, как система все равно придет к равновесию и новому человеку, как бы не хоронили коммунизм умники, вроде Черномырдина и Ельцина. Будет ли устранение сущностных противоречий препятствовать дальнейшему развитию? Конечно! Но куда его еще надо будет развивать? Оно и так будет находиться в полной гармонией с природой и человеком. Развиваться общество сможет лишь количественно, «вширь», что я и имел в виду, когда писал про экспансию во внешние миры.
Вот допустим, полностью побеждена преступность. Дети могут играть на улицах без охраны, одинокая девушка, ничего не опасаясь, спокойно может гулять по ночному городу, исчезла необходимость в железных дверях и охранниках. Высвободились огромные ресурсы, которое человечество направит в производственную сферу. Вы думаете, лишение общества такого противоречия, как преступность есть повод говорить об опасности «застоя» и деградации? Речь идет ведь не о лишении общества созидательной энергии, а о тормозящих факторах. Или пример, с нефтяной компанией, которую Вы, по случаю, приобрели. Ведь, если разобраться, система полностью работает без Вас. Нанятые люди на Вас работают, менеджеры управляют, государство Вам обеспечивает охрану, платные пропагандисты создают атмосферу «свободы» в обществе, воспитывая на самом деле раба для Вас, и все это за счет труда порабощенного человека, который в режиме самоокупаемости обеспечивает содержание всех своих хозяев и надсмотрщиков. Как заключенные в Гулаге оплачивали свою охраны, так и в буржуазном обществе незначительная прослойка паразитов присваивают себе человеческий труд, даже не утруждая себя непосредственно управлением производством. Все как бы само собой крутится-вертится. Что может ухудшить устранение этой прослойки с их «праздника жизни»? Что может пойти во вред обществу, если огромные ресурсы, уплывающие в сферу личного потребления «за бугор» будут направлены на совершенствование технологий, повышение уровня жизни людей, образование, медицину, оборону, науку? А вообще, мне кажется, если глубоко разобраться, все мы хотим для свой страны достойного места в этом мире, мощной, динамично развивающейся экономики, стимуляцию ТРУДА, СВОБОДУ для Человека работать, создавать новое, стремиться в будущее, быть уверенным в будущем детей, внуков. Потому, что если это не так, о чем спорить?
К 03 Давно хотел узнать про 120 рэ в месяц
Ыртшзук написал 26.03.2006 11:11
03 вы мне кажетесь человеком бывалым. Объясните как с зарплатой в 120 рэ вся страна стояла в очереди на авто, строила кооперативное жилье, ездила в Сочи, и поехала бы дальше -только б пустили, у всех были личные загородные дома (дачи), пассажировоток на ЖД и авиатранспорте был весьма высок. Примеров можно еще привести охапку.
ЗЫ мой отец будучи инженером ТЭЦ рядового комбината получал от 700 до 1400 руб, в 1987 году. Цифры взялись из книжечки партвзносов.
Плюс вся социалка и квартиры для семьи.
Автору
Дятел написал 26.03.2006 10:42
Так. С системой определились. Под противоречием, как я понял из примера, Вы имеете ввиду внутреннюю энергию системы. Далее я не очень понял - Вам нравится система с ликвидированными внутренними противоречиями (без энергии, в состоянии покоя, без движения)? Это по Вашему же определению мертвяк (маятник истории застыл навсегда и не сдвинется без внешнего вмешательства). Не разумнее ли определиться с ближайшими и отдаленными целями и, используя внутреннюю энергию системы, направлять ее движение по оптимальной в некотором смысле траектории к цели? Только цель и критерии оптимальности должны быть понятны и в любой точке траектории внутренняя энергия должна обеспечивать дальнейшее развитие. Например, цель типа "всем по потребности" мало того, что невыполнима (потребности безграничны), она еще и лишает систему внутренней энергии, то есть приводит ее в состояние покоя. Или существует при этом какой-то источник движения? Какой? Только не надо про "нового человека" - есть он или нет - это еще надо посмотреть. У меня, кстати, большие сомнения, что, имея все, человек захочет шевелить копытцами.
Только давайте сразу - если Вы что-то приводите в посте, то без самоцензуры. А то Вы говорите "В позднезастойном советском обществе действительно были накоплены серьезные противоречия" - то есть до этого таких противоречий не было и общество находилось в состоянии покоя. Так?
P.S. Кстати, даже в таком виде обсуждение становится более осмысленным, нежели с применением Зверя, SETI, Вселенского разума и др. галиматьи
Автору
Дятел написал 26.03.2006 15:52
Теорема Пифагора является следствиемы аксиом Евклидовой геометрии и правил вывода. Никакой сакральной истины в этой теореме нет. Как и в других теоремах.
"Наступление равновесия после возмущающего воздействия тоже истина" - а вот это уже надо доказывать. Более того, это так только для систем, устойчивых в некотором смысле. Существуют неустойчивые системы, которые, будучи выведены из состояния равновесия, в состояние равновесия не стремятся. Так что для каждого конкретного класса систем устойчивость требуется доказывать. Ваше утверждение ни из чего не следует.
"Достижение обществом равновесия объективно неизбежно" - надо доказывать.
"Но это просто ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ между двумя устойчивыми состояниями – до и после" - ни из чего не следует.
"Что явилось возмущающим воздействием? Появление в процессе эволюции разума" - ни из чего не следует. Что такое разум? Было ли общество до появления разума? Почему так называемый разум является возмущающим воздействием, да еще и во вселенских масштабах? Вообщем, неочевидные термины надо определять. Неочевидные вещи - доказывать.
О ресурсах - исчерпаемость ныне используемых ресурсов отнюдь не влечет за собой исчерпаемость ресурсов вовсе. Доказать исчерпаемость ресурсов значит доказать
- невозможность использовать другие виды ресурсов
- доказать непременную необходимость превышения ресурса над его возобновлением
"Насчет конечности познания. Имеется в виду КАЧЕСТВЕННЫЕ знания, те, на которых возможно развитие нужных обществу технологий" - три века назад у людей и в мыслях не было использовать микроэлектронику. Век назад мы ничего не знали о возможности использования нехимических форм энергии. Полвека назад мы открыли структуру ДНК. Лет тридцать назад ранее элементарные частицы перестали быть элементарными. Пять лет назад мы получили более-менее представление о геноме человека, нихрена не понимая на сегодня роли интронов, механизмов изменения активности генов и др. Вы по прежнему утверждаете, что это вершина познания?
А по-моему, мы нихрена не знаем, какие технологии (и технологии ли) будут потребны через 200 (а тем более через 20000) лет, и что человек сможет расковырять в тайнах мироздания, если не прикончит себя например при помощи исследований в молекулярной биологии и генетике.
Про электродвигатель - сейчас кпд близок к 99% И что? Увеличение удельной мощности все еще актуально. Кончатся резервы у электродвигателя - появится новый способ преобразования энергии. Электродвигатель будет где-то на уровне топора. Если вообще не уйдет со сцены. Как например почти ушли в прошлое корабли с такими прикольными колесиками и паровой двигатель.
Про стимулы нынешней деятельности мы все знаем. Вы же планируете их устранить. Найдите другие стимулы, или скажите честно - хрен его знает, как это будет все работать, когда "каждому по потребности".
Подведем итоги. Можно (и нужно) разговаривать о будущем, способах оптимального движения по траектории, поисках движущих сил и правильном направлении этих сил. Но не надо приплетать всякую мистическую дребедень и политизированные измышления Марксаи др. более чем столетней давности. Изобретите более новые, изящные и математически более продвинутые способы рассуждения. А то как-то уже подзадолбало это покрытое пылью вечно живое учение, которое ничему не учит и нифига не объясняет.
spectator
Дятел написал 27.03.2006 02:26
Уговорил, черт языкастый :) Уеду от вас недельки на две. Недо же заработанные на этом форуме бабки потратить, а то мировая закулиса уже банковский счет переполнила, управляющий жалуется... Развлекайтесь.
P.S. Вы, кстати, совсем забыли телеинез, шаманство и летающие тарелки на службу КПРФ поставить. Обдумайте, пока я буду отдыхать...
к 03
Сергей написал 26.03.2006 10:35
03му
п.1 Какой-то аппарат сверху-вниз,повсеместно и глубоко – про что это? Расходы на власть всегда значительны-сравните Касьянова с Черномырдиным и иже с ними, это не халява? А при советской власти все расходы партаппарата – я не про Москву/Ленинград – в какой-нить области Узбекистана или Иркутской не больше 2х танков стоили. Хороших танков, лучших в мире. Наслушались Жванецкого… трам-тарарам… И какой-нить секретарь райкома просто мечтал махнуть в командировку в Москву, за колбасой-не простой, за 2.10 кг, а салями там, или еще что. Так же, как и многие производственники- все оригинальное в столице выставлялось. А дома я что-то не помню никакого времени, когда бы жили впроголодь.. а, вспомнил!! При НСХ почти год проблема с хлебом была! Эт точно! Вот московских разносолов не было, даа. Но мы-кроме вас, «творческой» интеллигенции- и не рвались, и не завидовали. Бедновато жили, но постепенно богатели. Спокойно жили без женского белья из Франции, не исходили слюной от «меню партийного буфета». Если бы не лучший немец Горби-Господи, как нормально было до него; но человек ищет лучшего… вот и доискались; через Жванецкого. Ели все свое, разбавляясь венгерским токаем,вермутом, великолепным лечо, шпиком по 2.50 за кг, кубинскими сигарами в киосках,ромом за 5 р, пивом (с теперяшним не сравнить; но чешское-отл!) рижским,жигулевским и др. Рыбы было стока, что власть устроила «рыбный день»- насильственно приучала есть эту самую рыбу в разных формах. Пайки, березовый сок, распределители, морская капуста начали преобладать ПОСЛЕ 85г. Очередь-очень некрасивое зрелище, но по сути означающее, что много людей имеют средства приобрести нужную им вещь (колбасу,книгу,путевку на море,квартиру и т.д.). Щас очередей почти (!) нет, так что-все все имеют? Да ты подумай, мы подождем. For example в Омске в магазине продаются сотовые тел по 83 руб 47 коп почти новейшей марки. Догадайся, какой длины будет очередь?
п.2 «Рашка» сама себя позиционировала, когда на верхней одежде население стало носить импортное словцо (то-то перестала считаться ведущей в спорте; где-то она будет на Олимпиаде в Пекине? Ура! В шестерке... или в десятке?) Про североамериканские соединенные штаты. Вот уж уроды ! Сильные, пока им по зубам не дали. Как они лихо строчат из пулеметов по папуасам с копьями! Да еще перед этим подкупают вождем! И воюют на территории противника! Единожды что-то у них случилось-потери боевые 3000 чел, без евреев- ну все! Всех порвем как тузик грелку, никто не помешает! И не мешают.
п.3 Отвечаю: из переселенцев доезжали почти все (спрашивал их самих). А далее-у каждого своя судьба: кто на поля, кто на фабрику, кто в науку. В Ташкентской области был (увы) колхоз-миллионер из корейцев. Работали-жили! Всем бы так работать и жить. Свою футбольную команду держали, в те-то старые времена в каждой семье по машине. Кстати, что-то я не помню каких-то затруднений с характеристиками в ВУЗы. А заграницу так и не попал…жаль, конечно, но в стране Советов эти заграницы помещалисть сотнями. Вот только теплого моря было мало. Надо было Каспийское обустроить, да денег вечно не хватало- война,однако! Танки-ракеты-лодки подводки. Оборонка сильно съедала наши денежки. Жаль, мало и примитивно нас воспитывали. Разболтались мы, раззявили рот на несвой каравай. Вот и нету народа, так-электоральное –нехорошее слово на букву «Б». А ты-03й- все же или врешь про свой возраст, или скурвился, на рестораны тебя потянуло. И про прессу ты врешь (или может, ты кроме льстивых статей в Правде и не читал ничего?), и про «мощнейший» (ха!) пропагандистский аппарат, и про «сталинский привет от крымских татар (ну не было!! до 1982 года и намека!! на национальную рознь!) Слушай, да просто ельцынист! О чем с тобой далее-то? Дави Зверя-это про тебя.
А по существу: жили мы бедно, много пришлось воевать/восстанавливать, но жили свободнее, веселее, с прицелом на будущее. Ельцынизм многими способами извлек Зверя из человека, и указал на него, как на будущее. Надо сопротивляться, чтож, иначе хана всей планете… без России, без нормальных ее людей, ни Белоруссия, ни Куба – никто не продержится. ША боится только ракет с ядерным зарядом. И никак по-другому! Или кто-то мечтает о «золотом миллиарде» за счет соотечественников? А вдруг до границы не успеете добежать? И все, давай пока прощаться.
Всем несогласным, но думающим
Автор написал 26.03.2006 08:41
Чтобы ответить на все эти, соглашусь, справедливые вопросы, нужно написать книгу, а не пост. И таких книг написано немало. Все же, поскольку мне кажется, ваше желание разобраться искренне, попробую. Под системой можно понимать что угодно, любую совокупность объектов связанных между собой определенными закономерностями, составляющих единство. Скажем, компьютер, автомобиль, река, семья, общество и т. д. Противоречие в системе есть внутренний источник, вызывающий ее изменение, развитие. Отведенный в сторону маятник будет в таком состоянии лишь до тех пор, пока его удерживают. Система маятник-подвеска-гравитация в противоречии. После того, как его отпустят, через несколько колебаний, он займет единственно возможное непротиворечивое положение равновесия. Оно может сохраняться неограниченно долго. Если в обществе есть несправедливость (противоречие), она вызывает стремление исправить ее, добиться устойчивого состояния общества в течении неограниченного времени. Я об этом подробно написал в своей статье «В коммунизм я не верю, я про него знаю». Она в архиве этого сайта. Советую прочитать. Давайте на конкретном примере про «корысть». Предположим, руководствуясь корыстными мотивами, вам удалось завладеть нефтяной компанией. Неважно как. За близость «к телу», политическую услугу, биржевые спекуляции, или получили в наследство. На вас работают десятки тысяч людей, также из корыстных побуждений, получая средства на жизнь. Вы получаете прибыль, покупаете себе яхты, стадионы, роскошных любовниц и всем довольны. Жизнь удалась! Вы даже лично уже давно не занимаетесь управлением. За вас работают высокооплачиваемые менеджеры. У вас проблема только одна – успевать тратить льющиеся рекой деньги. Но ваше состояние неустойчиво. Работающие на вас люди зарабатывают в тысячи раз меньше. Но это не значит, что вы в тысячи раз лучше и достойнее их! И они это понимают. Они тоже хотят жить лучше и требуют от вас повышения зарплаты. Но повысить ее можно, лишь уменьшив свою прибыль! Недополучить пару яиц Фаберже! На это вы пойти не можете. Поэтому вам нужна безработица, нужно поселить в души людей страх потерять работу, страх перед голодом, нищетой, страх перед будущим своей семьи, детей. Вы говорите им – недовольны? Увольняйтесь! У нас свободное общество! Никто никому ничего не должен. Проваливайте, я найму других. Но вы один и они вас сомнут, если на вашу защиту не поставить государство, силовые, карательные структуры. Но они все равно вас могут смять, потому что в этих силовых структурах работают дети этих рабочих. Поняв источник противоречия, заключенный в вашей собственности, они могут уничтожить и вас, и поддерживающих вас, проплаченную вами услугу в виде буржуазного государства. И ИМЕЮТ на это ПРАВО! Поскольку нефть это не ваша собственность. Это вообще НЕ СОБСТВЕННОСТЬ. Это форма общественных отношений. Поэтому вам нужно еще, чтобы ваши рабочие не догадывались об источнике несправедливости. Поэтому вам нужны телевидение и система образования, чтобы внедрить ценности корысти, личного успеха, примитивных страстей и интересов в общественное сознание. Вам нужно удерживать людей в скотском состоянии квалифицированных рабов, чтобы полностью обезопасить себя от их гнева. И если проводить звериную аналогию, то если вы «волк», вам нужны «бараны». Покорный, не рассуждающий ресурс рабочей силы. Вам не обязательно нужно рабство! Достаточно, что бы человек внутри сам был рабом. Рабом своего темного, животного начала. Вспомнил хороший голливудский фильм с Майклом Дугласом в главной роли, «С меня хватит!».Там есть сцена, когда в результате цепочки роковых случайностей, герой фильма оказывается на ухоженном поле для гольфа какого-то частного клуба, окруженном забором с «Members only! No trespassing!». Он еще не способен подняться до понимания сути проблемы, но чувствует несправедливость, выкрикивая двум перепуганным старикам – на этом поле могли бы играть дети, могли отдыхать люди! Он нормальный, честный американец, всю жизнь проработавший на буржуазное общество, потерявший семью, работу, ставший одиноким и никому не нужным. Вернее, нужный лишь полиции, которая профессионально делает свое дело. А остальное зверье смотрит на него хищными глазками, рассчитывая что-то от него «поиметь». Начиная с иммигранта-корейца, получающего прибавочную стоимость на продаже ему банки колы, до бандитов, вымогающих из него деньги, бомжей и прочих равнодушных улыбающихся скотов, со всех сторон окружающих человека в капиталистическом обществе. Посмотрите фильм и задумайтесь. Конечно, в значительной степени свои МАТЕРИАЛЬНЫЕ противоречия развитые страны «экспортировали» в страны третьего мира. И сейчас они проявляют себя в виде «конфликта цивилизаций», «борьба Север-Юг», «противостояние религий» и т. п. Это внешние формы проявления классовой борьбы в современном обществе, которая принимает глобальный характер. Но классовый конфликт есть неизбежное следствие несовершенства современного буржуазного общества, незрелости самого человека, наличия в нем животного начала.
В позднезастойном советском обществе действительно были накоплены серьезные противоречия. Образно говоря, «маятник» был сильно отведен в сторону. Но вместо того, чтобы проанализировать и найти суть, причины противоречия, его просто отпустили. И, естественно, он улетел в другую крайность. Почему не проанализировали? Потому, что результат такого анализа показал бы источник противоречия не в социалистической системе, а в людях, «элите». Показал бы необходимость ее замены, на что бюрократия пойти не могла. Сейчас начинает свой медленный ход назад, но придерживаемый руками, чтобы не упустить прихваченную собственность, не упустить возможность дальнейшего паразитирования на стране и народе. И будет удерживаться в таком неустойчивом положении при помощи тотального контроля над общественным сознанием.
Ну, извините, увлекся. Но сложные вопросы сводить к двум трем фразам я не умею. Это у наших «телеакадемиков» только получается. Социализм? – Гулаг! Коммунизм – Утопия! Капитализм? – Свобода, процветание, изобилие! Агитки для рабов и холуев.
Автору
Атлант написал 27.03.2006 01:02
Уважаемый товарищ Метик! С большим интересом прочитал вашу статью. С неменьшим интересом и Вашу полемику с оппонентами. Особенно с "рабочим высокой квалификации" Дятлом. Сегодня 26 марта, воскресенье, "03-й" очевидно выходной, Дятел на дежурстве один и ему должно быть пришлось попотеть, отслеживая сообщения посетителей и давая на них ответы. Следует отметить, что работоспособность у него приличная, познания во многих областях широки и даже с претензией на глубину. Простому человеку на таком уровне вести диалог было бы затруднительно. Мне, например, хотя я постоянно пытаюсь пополнять свои знания чтением, тоже кое-что оказалось не совсем понятным.
Вот Вы утверждаете: "Нравственность - это внутренняя потребность человека творить добро, приносить максимальную пользу обществу. Основа нравственного начала составляют гуманизм и знание".
В принципе я с этим согласен. Но как объяснить то, что такой напичканный знаниями человек, как Дятел, всем своим спором с Вами фактически утверждал ненадобность для человека такой внутренней потребности? И в тоже время, в жизни приходилось встречать людей не шибко грамотных, но всем своим отношением к порученному делу, к окружающим их людям показывающих ПРИМЕР нравственности. Где-то я читал, что ученые якобы установили наличие в мозгу человека некоего незначительного количества субстрата, являющегося как бы питательной средой для развития нравственного начала. И что у некоторых людей этот субстрат отсутствует напрочь. Так ли это??? Ведь тогда можно говорить о материальном носителе (зародыше) нравственного начала. И, соответственно, появляется возможность"выползающего из клетки Зверя" облагородить. Тем более, что ОН сейчас, в основном, достаточно образован.
Кроме того, еще один вопрос. Ведь сами понятия ДОБРА и ЗЛА относительны, так как зависят от мнения субъекта (в обществе - класса). Не лучше ли говорить о присущем человеку определенной степени СОЗИДАТЕЛЬНОГО и РАЗРУШИТЕЛЬНОГО начала, причем способного развиваться (увеличиваться или уменьшаться) в процессе ДЕЯТЕЛЬНОСТИ этого человека. При этом, очевидно, должен развиваться в нравственном отношении человек СОЗИДАТЕЛЬ и, наоборот, "звереть" человек РАЗРУШИТЕЛЬ. Соответственно первейшей задачей общества является обеспечение каждого человека СОЗИДАТЕЛЬНОЙ работой.
Автору
Дятел написал 25.03.2006 18:17
"Вся беда большивиков была в недооценки живучести этого Зверя, его способности к мимикрии, способности пролезать во власть из корыстных побуждений" - это по вашему мнению. А по-моему, если вы строите систему, нихрена не знаю о составных частях - отойдите в сторонку. "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Делайте так, чтобы система была устойчива к корыстной натуре.
Так что вина большевиков В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ в неумении нифига делать. Кроме как эксплуатировать своих соплеменников.
"Разве Вы не согласны?" - да, не согласен. Но и это не главное. Можно как угодно рассуждать, будет человек лучше завтра или послезавтра. Строить идеальное общество из идеальных людей - дело нехитрое.
А вообще, опять и снова - статья ни о чем. Растекаемся мыслью по древу, объясняя путанымми рассуждениями ни о чем еще более путанные мысли про какого-то зверя. Прямо преподаватель марксистско-ленинской революции.
Re: Автору
Автор написал 25.03.2006 19:24
"Делайте так, чтобы система была устойчива к корыстной натуре"
Корыстная натура - источник противоречия. Система в принципе не будет устойчивой, имея в себе противоречие. Корысть можно удержать в рамках лишь страхом. Тем не менее, человечество уже заплатило очень высокую цену за "корыстную натуру". Колониализм, две мировые войны, не помню точную цифру, но, кажется, около 30 тыс. детей в мире каждый день(!) умирают от недоедания, огромное неравенство в потреблении между "золотым миллиардом" и прочим миром. Я с Вами мог бы согласиться, что какое-то, исторически ограниченное время, человек будет находится в подобном состоянии. Нельзя скачком перепрыгнуть из "царства необходимости" в "царство свободы". Но чем короче будет этот временной промежуток, тем меньше потерь для человечества. Господствующие классы буржуазного общества, естественно, заинтересованы держать человека под контролем как можно дольше, опираясь на ложь, манипуляционные технологии, поощрение низменных страстей. Но человечество достигло уже такой зрелости, что не замечать этого, просто неприлично! Слишком большой потенциал самоуничтожения сосредоточен в руках человека, что бы можно было мириться с "корыстной натурой". Историю уже давно следует направлять Разумом, а не корыстью. К тому же, я не считаю, что советский опыт был неудачным. Но это уже совсем другой разговор.
Автору
Дятел написал 25.03.2006 18:19
Не революции, а философии, сорри
Re: Автрору, Обормотню и другим баранам
Автор написал 25.03.2006 16:07
Извините, но Вы совершенно не поняли смысла статьи. Зверь, как компонента нашей личности, не политический противник! Он сидит в каждом из нас, независимо от партийных пристрастий.
Вы же не будете утверждать, что человек не изменяется в процессе эволюции? И что он не становится лучше с каждым столетием? Нас сейчас не развлекают бои гладиаторов, мы не держим рабов, нельзя безнаказанно убивать, не так ли? А разве так было всегда? Стало быть человек МЕНЯЕТСЯ, хоть и не так скоро, как нам бы того хотелось. За счет увеличения нравственной составляющей его личности и уменьшения животной. Разве Вы не согласны? Вся беда большивиков была в недооценки живучести этого Зверя, его способности к мимикрии, способности пролезать во власть из корыстных побуждений. Худший вид лжи - фарисейство. Когда в КПСС стало находиться невыгодно ее покинуло 90% членов. Что они там делали? Строили свои карьеры, продвигали свой частный интерес. Они обладали вполне мелкобуржуазным сознанием, но с постными лицами вещали о моральном кодексе строителя коммунизма. Они были людьми БЕЗНРАВСТВЕННЫМИ, недостойными руководить людьми. Но та же самая публика руководит и сейчас! Кстати, я не член КПРФ, и никогда не был членом КПСС. А из комсомола и института был исключен за "неверное понимание линии партии". Еще в то время, когда это означало полный конец какой-либо карьеры.
Автору
Дятел написал 25.03.2006 19:43
Вы, милейший, жонглируете терминами, не придавая им ни какого смысла. Расшифруйте хотя бы фразу "Система в принципе не будет устойчивой, имея в себе противоречие". Слова все правильные, а фраза бессмысленная. Что Вы понимаете под системой, под противоречием? Что такое устойчивость в Вашем понимании? Только после этого мы будем обсуждать устойчивость системы и пытаться доказать или опровергнуть Вашу фразу.
И еще раз - будем дожидаться идеального человека или строить общество из того, что есть? Если из нынешнего человека социализм построить нельзя - не зачем было браться и упорствовать в своих заблуждениях. Только и это все ложь, в попытках оправдать преступления режима всякими заявами типа "ну не получилось".
Так что опыт бессмысленным не бывает. Человечество (хочется верить) получило порцию иммунитета против пустобрехих демагогов.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss