Кто владеет информацией,
владеет миром

«Нищета философии» г-на Кургиняна

Опубликовано 18.04.2012 автором Ткачев Александр в разделе комментариев 110

«Нищета философии» г-на Кургиняна

По какому-то недоразумению в «лево-патриотической» среде г-н Кургинян слывет философом. Да не просто философом, а «величиной первично научного мира», в чьих «публикациях и работах выполняются критерии истинности гуманитарного познания» (так говорят его адепты).

Г-н Кургинян любит писать толстые книги и сниматься в видеороликах, писать коротко и ёмко – не его стихия. Поэтому искать материал с изложением его философских взглядов пришлось долго, и даже сторонники движения «Суть времени» ничем не смогли помочь. В итоге взял наугад отдельную главу из Манифеста движения «Суть времени» под названием «После капитализма» http://eot.su/manifest .

Называние главы - «Мы и наши предшественники». Материал требует, по-хорошему, детального рассмотрения по абзацам, но это будет длинно, поэтому – несколько сущностных моментов.

«Создавая «Коммунистический манифест», - говорит Кургинян, - Маркс анализировал буржуазию своего времени. Настало время для анализа совсем другой буржуазии. Буржуазии нашего времени».

На самом деле, конечно, работа называется «Манифест коммунистической партии», но мы не будем ставить в вину автору такие мелочи: артисту об этом знать не обязательно. Хотя философу, пишущему о марксизме – было бы не лишним. Этой фразой Кургинян ненавязчиво дает читателю понять, что для анализа буржуазии «нашего времени» Маркс негоден. Но, что именно из марксового анализа буржуазии неприменимо к буржуазии современной? Почему негоден?

А вот почему! «Капитал» Маркса, другие работы самого Маркса и его последователей фокусируют внимание на важнейшем факторе – факторе материального производства. Или, иначе говоря, законах той искусственной материальной среды, которую способен создать и развивать только человек». Т.е. Кургинян полагает, что в «Капитале» и других работах Маркс исследует законы материального производства, т.е. законы, присущие производству на определенной стадии технологического развития общества.

Это не верно. Это примитивное, вульгарное понимание вопроса. На самом деле, из-под пера Маркса и его последователей вышли фундаментальные труды по философии, политэкономии, истории, психологии, педагогике и другим дисциплинам, и странно, что Кургинян об этом не знает. Непосредственно же «Капитал» посвящен анализу капитализма, т.е. определенных ОБЩЕСТВЕННЫХ отношений, складывающихся на базе определенного уровня развития промышленности (на языке Маркса - производительных сил).

Полное название работы – «Капитал. Критика политической экономии». Она содержит также критику тогдашних взглядов теоретиков-экономистов и имеет большое философское значение.

Идем далее: «Маркс, пишет Кургинян, - не хотел признавать систему общественных регуляторов (в его терминологии – надстройку) отдельным фактором, хоть отчасти автономным от искусственной материальной среды (в его терминологии – базиса)».

Теперь дадим слово марксизму, но не самому Марксу, а Энгельсу: «согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки» (Энгельс Ф. Письмо Й. Блоху).

И? Кургинян врет, или он на самом деле не владеет предметом, о котором пишет?

Марксизм как он есть, а не как его нам преподносит Кургинян, говорит следующее: 1) производство возможно только в обществе, и потому отделить производство от общественной жизни невозможно; 2) в жизни общества производственные отношения, то есть отношения между людьми в экономической сфере, являются детерминирующими, определяющими характер всех иных отношений; 3) этот детерминизм не является абсолютным, надстройка имеет относительную самостоятельность и может оказывать влияние на базис.

Перейдем теперь к следующему «предшественнику» Кургиняна – М. Веберу. «Вебер убеждал сторонников Маркса рассмотреть в качестве другого независимого фактора - общество. То есть не материальную, а социальную среду - столь же искусственную, как и материальная среда, создаваемая человеком. И имеющую свои законы, как создаваемые человеком, так и властвующие над человеком… Человек создает общество как систему регуляторов… История есть смена типа регуляторов. А значит, и типа общества. Искусственную материальную среду создает и контролирует не отдельный человек. Ее создает и контролирует организованное в сообщества (то есть общества) человечество».

Иными словами, есть некое общество, социальная среда, создаваемая человеком и действующая по своим уникальным законам. Эта социальная среда («общество») создает искусственную материальную среду (экономическую систему).

Заметили противоречие? Если в первой части цитаты Кургинян говорит о двух независимых факторах – экономике и «обществе», то в конце он ставит экономику в зависимость от «общества», от «системы регуляторов», созданной людьми. На самом деле у Вебера такого противоречия нет, ибо Вебер никогда не считал экономику самостоятельной сферой. Он полагал, что та или иная экономическая система обусловлена определенным уровнем развития культуры. Так, в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» он пытался доказать, что капитализм рождается и развивается изначально на основе религиозных идей Реформации и протестантской этики с ее отношением к труду, предпринимательству, накоплению и т.п. Иными словами, развитие науки, техники и производства, хотя и с оговорками, но все же не признается Вебером за причину возникновения капитализма. А признается некая идеальная сущность в виде религии/культуры, которая, развиваясь по своим, внутренне присущим ей, законам, влияет на развитие всех сфер общественной жизни и на определенном этапе рождает капитализм. Это идеалистическая модель в чистом виде, диаметрально противоположная марксистской концепции общества.

«Насущно необходим, - убежден Кургинян, - синтез Маркса и Вебера. Аналитика искусственной среды, создаваемой и развиваемой человеком, должна быть не отменена, а дополнена аналитикой социальной среды, определяемой системой регуляторов».

Есть две независимые сферы - техническая сфера материального производства и социальная сфера. Обе созданы человеком, но действуют, по разным законам. Первую сферу описывает марксизм, вторую - теория Вебера. Соединение двух этих концепций - научная необходимость, без которой невозможно понять «буржуазию нашего времени».

Каким же образом предлагается соединять Карла Генриховича Маркса и Максимилиана Карловича Вебера? Как соединить материализм с идеализмом? Как соединить теорию, объясняющую появление капитализма, а следовательно, и протестантизма как общественного явления, развитием производства, с теорией прямо противоположной, объясняющую это появлением развитием религии? Как соединить несоединимое?

А очень просто! Чтобы соединить несоединимое, нужно сначала разделить неразделимое! Ведь уже само по себе отделение производства от общества нелепо, ибо производство может существовать только в обществе. Производство - это уже общество, часть его. Ни одно общество не может существовать без производства, и никакое производство не может существовать вне общества. И отношения в сфере производства – это часть именно общественных отношений. Ни Маркс, ни Вебер подобного нелепого разделения не допускали. Г-н Кургинян же допускает, при этом искажая и Маркса, и Вебера.

А вслед за ними он искажает еще и Фромма, которого объявляет третьим из своих крупных предшественников. «Человек, подчиненный законам материальной среды и социальным законам, - гласит «Манифест» - подчинен еще и закономерностям культурно-антропологического характера. Эти закономерности достаточно подробно рассмотрел один из величайших психоаналитиков и философов ХХ века Эрих Фромм».

То есть, существует еще как минимум одна сфера жизни – сам человек как автономный фактор. И снова «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» На самом деле Эрих Зелигманнович Фромм в своей работе «Бегство от свободы» писал: «дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни… Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку… Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».

То есть Фромм вовсе не рассматривает человека с его сознанием как некий автономный фактор, а считает сознание детерминированным со стороны общества на 100%.

Соединяя по своему разумению Маркса, Фромма и Вебера Кургинян на деле отбрасывает первых двух и оставляет лишь некую инкарнацию учения Вебера. Определяющим фактором для развития общества и всех его частей для Кургиняна является идея, «парадигма развития», которая незримо присутствует в обществах и реализуется в определенном экономическом и социальном устройствах. У Запада – своя парадигма. У Азии – вообще никакой, поэтому она заимствует «парадигму» Запада. А у России – своя особенная «парадигма», отличная от Запада (подробнее об этом – в главе Манифеста под названием «Модерн – и историческая Россия»).

Откуда берутся «парадигмы»? А ниоткуда. Они изначально существуют в мире и развиваются по законам, независимым от общества. А откуда же этим «парадигмам» еще взяться, если они не имеют истоков ни в экономике, ни в обществе, ни в человеке? Саморазвивающаяся идея, Абсолютный дух – иначе никак.

Руки чешутся еще много чего написать - и о других «предшественниках» Кургиняна, и о его борьбе с монизмом, и об искажениях взглядов Эйнштейна и Фрейда и о «сложном отношении Маркса к России» и др. Но «нельзя объять необъятное», тем более в рамках небольшой статьи. Поэтому – к выводам.

Первое. Кургинян до неузнаваемости искажает взгляды своих «предшественников», и прежде всего - марксизм. Совсем отбросить марксизм он не может – это сразу лишило бы его всякой возможности называть себя левым. Поэтому он его искажает. Делает ли он это сознательно или вправду понимает марксизм до крайности примитивно и вульгарно – каждый может судить по своему вкусу.

Второе. Мировоззрение Кургиняна – вариация на тему философского плюрализма, согласно которому существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал. Это философские заблуждения глубокой старины, по сути отрицающие само существование философии как науки. Ведь если нет единых законов бытия и мышления – как может существовать изучающая их наука?

Третье. Философские взгляды Кургиняна внутренне противоречивы, ибо, декларируя плюрализм, на деле он выводит развитие всех сфер общества из некой идеи, «парадигмы». Это идеализм в самом незамутненном его виде, но это, собственно говоря, не является нашей претензией к режиссеру и актеру. Хотите верить в бога или Абсолютный дух – вольному воля. Только называйте, будьте добры, эту веру тем именем, которое дала ей мировая философская наука – идеализмом. И не упоминайте имя Маркса всуе.

Четвертое. Самое важное. Для чего Кургинян делит неразделимое? Для того, чтобы затем соединить несоединимое. Искусственное разделение общества на отдельные якобы автономные сферы дает огромную возможность для теоретических спекуляций и практических колебаний относительно «генеральной линии».

Ведь если экономика, культура и общество автономны друг от друга, то можно классовую борьбу подменять борьбой с Америкой, и при этом называть себя левым. Можно одновременно организовывать прокремлевские массовки и объявлять себя борцом с проводимой Кремлем «десталинизацией». Можно полностью отбросить идеологическую основу Советского союза и при этом восхвалять его материальные и политические достижения и объявлять себя его преемником.

И можно, самое главное, не касаясь основ капиталистической системы, пропагандировать строительство СССР 2.0 и возрождение советской культуры.



Рейтинг:   4.37,  Голосов: 281
Поделиться
Всего комментариев к статье: 110
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Автору
Виталий, анархист написал 18.04.2012 16:04
Уважаемый А.Ткачев!
Наверное, правильно, что вы взялись за критику НИЩЕТЫ ФИЛОСОФИИ товарища Кургиняна.
Однако все гораздо проще: А ГДЕ ТАМ ФИЛОСОФИЯ???!!!
Там ее нет НИ ГРАММА, причем изначально не было даже в помине!
Там чуть-чуть ядовитого бальзамчика на гниющие раны пидориотов Роисси и Эсэсэсера, и не более того.
Самая здравая мысль: давайте оставим старичка-мудачка в покое. Есть куча проблем, в том числе и ТЕОРЕТИЧЕСКИХ, где старичок-мудачок вовсе не при делах...
За статью СПАСИБО!
Re: Re: К вопросу о...
Виталий, анархист написал 18.04.2012 15:38
Товарищ номер Семьсот Семьдесят Пять Тысяч Пятьсот Восемьдесят Восемь.
Вы абсолютно правильно взяли слово "левопатриотическим" в кавычки, ибо это нечто подобное "КВАДРАТНОГОРЯЧЕМУ".
Смею Вас уверить, "ЛЕВЫЙ" - вовсе не обязательно, а чаще категорически наоборот, - НЕ ПАТРИОТ (см. Маркс Карл, ПСС, читать ВСЁ!). Обратное тоже верно. Напр. Николай номер два. Патриот?! Кто бы сомневался... Левый?! А вот, самое, что ни на есть туды: товарищ Гитлер (посвежее будет)...
Итак, товарищ номер Семьсот Семьдесят Пять Тысяч Пятьсот Восемьдесят Восемь, Вы за кого?!
За левых?
Или за патриотов?
За квадратных?
Или за горячих?
За Кургиняна?
Или за Гитлера?
А может Вы за Калашникова (Максима)?
К статье.
Зашедший написал 18.04.2012 15:32
Спасибо автору за изложение: краткое и убедительное. Сергею Эрвандовичу, видимо, давно не дают покоя "лавры" сонмища буржуазных критиков Маркса. Но сколько их закзных теорий разбилось уже об эту глыбищу!
Баранина с душком
Эектрик написал 18.04.2012 15:21
Раскрыть комментарий
Re: К вопросу о...
775588 написал 18.04.2012 15:15
Раскрыть комментарий
К вопросу о...
Виталий, анархист написал 18.04.2012 14:58
Товарищ С.Сладков!
Товарищи кургинянофанаты!
Поведайте, а ЧТО такого революционного привнес тов. Кургинян:
1. В теорию левого или какого другого движения?
2. В практику улучшения жизни дорогих россиян?
3. В драматический мюзикл с названием "Вставай, страна огромная (с колен и колесниц)!"
4. В иное (ЧТО?).
У этого старичка-мудачка была великолепная возможность от души СМАЧНО ХАРКНУТЬ В РОЖИ (буквально!) товарищам Горбачеву, Ельцину, Путину. Не сделал!
У этого старичка-мудачка даже деньги были, по сумме сопоставимые с выданными в свое время товарищу Ленину на революцию в России. Пpoeбал! А мог бы на эти бабки с потрохами купить товарищей Зюганова, Жириновского и Миронова ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ, еще и "спасибо" бы сказали...
У этого старичка-мудачка от рождения мозгов маловато, зато амбиций... Явно не по-армянски.
Re:
D.D. написал 18.04.2012 14:57
Раскрыть комментарий
Позорная практика травли единственного в России политика,
Семен Сладков написал 18.04.2012 14:40
Раскрыть комментарий
Re: Кургинян молодец, разворошил осиное гнездо
Слесарь написал 18.04.2012 14:39
Раскрыть комментарий
Кургинян молодец, разворошил осиное гнездо
в России написал 18.04.2012 14:12
Раскрыть комментарий
(без названия)
фантомас написал 18.04.2012 13:43
>>ИСТОРИЧЕСКАЯ заслуга Кургиняна в том, что он(как наиболее заметная фигура процесса) спас Эту Страну - Россию
.
Наиболее заметная среди незаметных. Ну а так-то, вполне допускаю, что скоро ему Путин самолично вручит награду Героя России.
.
>>сумев в нужное время и в нужном месте соединить почти прямопротивоположные вектора интересов: патриотов Страны и бенефициаров государства. Что в итоге позволило хотя бы на время нейтрализовать либероидный вектор, перпендикулярный интересам и первых, и вторых.
.
Сумев выполнить задание. Допускаю, что его использовали в темную. Это ж еще надо доказать, что у "бенефициаров государства" вектор лежит в той же плоскости, что и у патриотов. На самом деле он на той же линии, что и "либероидный" только направлен противоположно. Если говорить о цивилизационном их отличии, то "либероидный" вектор направлен к технолиберализму, а "бенефициаров" вектор в обратную сторону к первобытному - "дикому" либерализму. Вот и вся разница. "Кургинян" - это туман, чтобы было непонятно "И хде мы, Сусанин? Не видно ни зги! Идите вы нахер, я сам заблудился".
К чему столько слов?
Ilya написал 18.04.2012 13:19
Кургинян - мошенник и проходимец. Никакой более-менее связной и вразумительной идеологии у него нет и никогда не было. Разбирать его словоизвержения есть пустая трата времени. То что часть нашей т.н. "лево-патриотической среды" покупается на дешевые трюки подобных проходимцев, свидетельствует о ее, этой части, политическом и интеллектуальном ничтожестве.
Кургиняну-онаняну, няму-няму, мяу-мяу
паэд написал 18.04.2012 12:23
Просыпаюсь утром рано
Нет товарища Кургиняна.
Вот оно, вот оно!
HAXУЮ намотано.
(без названия)
D.D. написал 18.04.2012 12:20
Раскрыть комментарий
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится;
праведный да творит правду еще, и святый да освяща написал 18.04.2012 11:39
Раскрыть комментарий
Кургиняну уже не впервой перевирать чьи-то слова:
Yndyrchi написал 18.04.2012 11:16
Удальцов предложил Медведеву распустить нелегитимную Думу и провести ее перевыборы в этом году с тем, чтобы принять нужные законы в течение двух лет, отложив выборы президента. А до тех пор оставить пока что Медведева (разницы-то между Пу и его назначенцем Ме - особо никакой).
А Кургинян заявил, что Удальцов сказал-де что весь смысл всей его деятельности состоит в том, чтобы продлить Медведеву срок президентства на два года. Ни про перевыборы, ни про новые законы - Кургинян даже вспоминать не стал.
Все очень просто: выдергивай из контекста подходящее, умалчивай о непригодном - и говори в расчете на то, что народ поленится проверить сказанное в оригинале.
(без названия)
D.D. написал 18.04.2012 10:56
Раскрыть комментарий
сельцо Рашка Па
Вадим, К Р Е П О С Т Н О Й написал 18.04.2012 10:06
Раскрыть комментарий
Автору - респект!
Борис Викторов (Полковник) написал 18.04.2012 09:59
На мой взгляд, практически совершенная статья))) по содержанию и по форме. Очень порадовал комментарий фантомаса - человек понял суть статьи и главную претензию к Кургиняну. Позабавили авторы, позволяющие уничижительные выпады в адрес Саши и еще более смешные предостережения "не связываться" с гигантами мысли. По попводу первых - ваше счастье, что гавкаете вы анонимно и из издалека, а вторым могу сказать - сила же не в Кургиняне, сила в его адептах на местах - если они есть. Вот с последними - у Ткачева все в порядке,а у Кургиняна - нет))) Сейчас на Алтае такая ситуация, когда люди, появившиеся из политического и интеллектуального небытия,проснувшиеся от "ветра перемен" и под влиянием пропаганды Кургиняна - это факт, его было бы глупо отрицать - и формально считающие себя "кургиняновцами" - уже стесняются использовать в политических спорах его аргументацию и "авторитет". Очень похоже на "Единую Россию" - она пока еще есть, но быть ее членом - как бы это помягче выразиться...
Свидетельствую - статья родилась в реальной борьбе с влиянием Кургиняна на умы левой аудитории. Это ответ на вопрос - мотивы и кто такой Ткачев. Да вы в поисковике наберите.
все верно
Александр Ш. написал 18.04.2012 09:36
Правильная статья, автор прав по всем пунктам.
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss