Кто владеет информацией,
владеет миром

А была ли вообще гражданская война?

Опубликовано 07.03.2006 автором Наталья Морозова в разделе комментариев 204

Чем больше мы узнаем о той войне, тем яснее становится: это была не гражданская война, а Отечественная. Или, если уж совсем точно, в основном Отечественная. И только в небольшой степени – гражданская.

А как же, спросите вы, «уходили комсомольцы на гражданскую войну»? Или « громыхает гражданская война от темна до темна»? Да и вообще, разве не со школьной скамьи мы твердо знали, что это была именно гражданская война? Размышления на эту тему содержатся в предлагаемой вам статье историка Александра Николаевича Орлова.


Отечественная война

Военные события на территории нашей страны после расстрела Временным правительством демонстраций 3-6 июля 1917 года и до 1922 года даже руководители большевиков называли гражданской войной. В начале 30-х годов этот термин безо всяких обсуждений был принят как отечественными, так и зарубежными историками. Однако, и те, и другие сходились во мнении, что «гражданская» война была бы невозможна без помощи белому движению извне. Но ведь эти вещи несовместимы – гражданская война и помощь извне!

Отечественных историков понять можно: слова «гражданская война» произносил сам Ленин! Но Ленин отошел от управления страной и от политической деятельности, когда военные действия были только-только закончены. Когда термин «гражданская война» употреблялся в качестве рабочего термина, и серьезного теоретического осмысления характера войны еще сделано не было. Уверен: вернись Ленин в политику, он в дальнейшем, конечно, уточнил бы терминологию.

Однако, преклонение перед вождем сыграло свою роль: термин утвердился на долгие годы. А вот западные историки шли на фальсификацию Истории умышленно. Им было выгодно представлять события в России именно гражданской войной, чтобы за этими словами народ забыл бы об интервенции западных держав.

Кстати, из-за этой терминологической путаницы в дальнейшем не раз делались попытки героизации белого движения. Сцена психической атаки в фильме «Чапаев», «Белая гвардия», «Поручик Голицин»… В действительности же идейных белогвардейцев было очень мало. За годы перестройки у нас опубликовано немало книг и статей представителей белого движения. Как говоится, взгляд изнутри.

Из этих публикаций можно, например, узнать, что среди белых генералов только двое были честными защитниками белой идеи – Я.А.Слащов и С.Л.Марков. Только эти генералы пресекали среди белогвардейцев грабежи мирного населения и любые насилия. Марков и был убит в 1918 году, скорее всего, выстрелом в спину.

У Слащова судьба сложилась так: на одной из встреч с Деникиным Слащов заявил, что Добровольческая армия не должна носить старую русскую военную форму, в особенности – императорские погоны. Деникин удивился: мол, почему? Слащов ответил: «Добровольческая армия живет грабежами. Не следует позорить наши старые погоны грабежами и насилиями».

Слащов был одним из самых талантливых руководителей белого движения. Своего пика в карьере и популярности он достиг после успешной защиты Крыма от красных. Но однажды генерал, возмущенный бесцеремонностью «союзников» (интервентов!), в кругу коллег задал наивный и неосторожный вопрос: «Кто здесь хозяева, мы или французы?». После этого на карьере генерала был поставлен крест. Главнокомандующим вместо Слащова стал барон Врангель.

После разгрома белых Слащов уехал из Крыма на последнем пароходе. Однако, в силу порядочности и честности, в эмиграции он не смог ужиться с белогвардейскими склочниками и карьеристами и – в ноябре 1921 года возвратился в Россию. Его амнистировали, об этом ходатайствовал командующий Южным фронтом М.Фрунзе. Слащов был зачислен в кадры РККА и назначен преподавателем тактики на курсах «Выстрел» (подготовка командного состава). В 1929 году генерал был убит неизвестным.

Спрашивается, почему генерал Слащов, военачальник божьей милостью, так и не стал фигурой типа Деникина, Врангеля, Май-Маевского? А потому, что в кругу белых принято было превозносить «великую, святую, неделимую» лишь на словах. На самом деле их интересы были совсем в другом. Они и не собирались жить в России даже в случае подавления революции. Ибо, если бы собирались, разве белые офицеры и генералы допустили бы насилие над мирным населением?

Тогдашним идеалом подавляющей части российских правящих классов было не служение Отечеству, а праздное времяпрепровождение на Западе на проценты с вкладов преимущественно в западных банках. Эти банки, таким образом, выкачивали ресурсы из России, наживались на поставках вооружений.

Деникин в своих мемуарах признал, что накануне первой мировой войны внешний долг России превысил весь государственный бюджет. К началу 1917 года этот долг вырос еще в несколько раз. Таким образом, из России текли на Запад ресурсы, западные банки опутывали Россию непомерными процентами на государственные долги, зато неплохо платили за это российским частным вкладчикам. Так что, по-существу, все эти голицыны и оболенские приторговывали своей Родиной. Поэтому «подозревать» их в бескорыстной защите белой идеи просто наивно: по сути они являлись платными наемниками Запада в его стремлении удушить Россию.

Еще и такое соображение. В условиях начала века гражданская война в принципе была невозможна, если у одной из воюющих сторон есть возможность производить оружие, а у другой такой возможности нет. Так вот. У красных был налажен выпуск артиллерийского оружия и танков в Питере, винтовок - в Туле. А белые так и не смогли наладить выпуск хотя бы винтовок.

Они воевали западным оружием!

Известно также, что офицеры армии Колчака, оказавшиеся после разгрома в США, получали такую же пенсию, как и американские офицеры, участвовавшие в боевых действиях в первой мировой войне. А в Сан-Франциско до сих пор есть музей Колчака. С чего это в США такое внимание к нашим белогвардейцам? Выходит, делали общее дело, выходит, и американские офицеры, и российские белогвардейцы одинаково служили США.

Да, все исследования показывают: не Антанта помогала белогвардейцам, а белогвардейцы помогали Антанте душить молодую Советскую республику. Революционные рабочие и крестьяне воевали, по-существу, не с белогвардейцами, а с интервенцией Антанты, они вели освободительную, Отечественную войну! Что и требовалось доказать.

Александр Орлов


Я во всем согласна с автором, но хочу сделать два дополнения.

Первое. Подмена терминов – вещь вообще нередкая. Например, в советское время нас призывали «Все на выборы!», хотя выбора-то и не было, голосовали за того, кто был предложен. Такая форма волеизъявления народа вполне допустима, только она имеет другое название – референдум. Однако, слово выборы прижилось, стало привычным.

А слово демократы? Где они у нас? Те, которые назвали себя демократами, - обыкновенные разбойники, разгромившие и разграбившие собственную страну. Но что поделать, слово прижилось, и мы вынуждены его употреблять, хоть и берем иногда в кавычки или добавляем слова «так называемые».

Воевать с причудами языка – пустая затея. Поэтому я и не призываю официально переименовать гражданскую войну в Отечественную. И все же, употребляя прижившийся термин, будем помнить, что он далеко не точен.

Второе дополнение. Александр Орлов прав и в том, что слова гражданская война во многом прижились потому, что так говорил сам Ленин. Да, надо честно признать, что в советское время иконизация вождя сильно тормозила развитие обществоведческих наук, и об этом обязательно состоится разговор на сайте «Верность Ленину».

Но в то время для Ленина, большевиков, да и вообще для всех это действительно было рабочим названием. А возникло это название не случайно. Начиналась-то война именно как гражданская. Причем, всполохи гражданской войны сверкали уж давно: расстрел царем мирного шествия рабочих 9 января 1905 года, расстрел Временным правительством мирной демонстрации 4 июля 1917 года. Это - крупные всполохи, а между ними много-много вспышек поменьше.

Ленин отдавал себе отчет в том, что революция тоже вызовет столкновения между различными слоями населения. Да и История показывает, что свергнутые революцией классы обязательно начинают воевать против классов-победителей. Почему же Ленин все-таки пошел на революцию?

Во-первых, всё лето 1917 года Ленин боролся за мирное развитие февральской революции, а Октябрьская революция явилась вынужденным шагом. Подробнее об этом можно прочитать на этом сайте в статье «Не Ленин повинен в развязывании гражданской войны. А кто?».

Во-вторых, Ленин справедливо полагал, что жертв в гражданской войне будет неизмеримо меньше, чем на фронтах империалистической войны. К тому же, считал Ленин, если свергнутые классы все же навяжут народу гражданскую войну, она долго не продлится.

Разумеется, высчитывая все эти закономерности, Ленин вовсе не собирался пускать Историю на самотек. Он предпринял ряд мер, призванных смягчить ожесточенность противников советской власти. Большевики отпустили из плена всех юнкеров, защищавших Зимний. Отпустили и многих царских военачальников, например, генерала Краснова – активно участвовавшего в корниловском мятеже, а затем и лично возглавившего еще один мятеж. Генерал дал честное слово больше не воевать против своего народа, но слово свое не сдержал. Кстати, это тоже штрих к вопросу о «благородстве» белогвардейцев.

Далее. По настоянию Ленина на руководящие должности нередко приглашались буржуазные специалисты, которым выплачивалась повышенная, по сравнению с другими, зарплата.Это давало возможность не только использовать их знания в восстановлении промышленности, но и помогать им приноровиться к новой власти. Когда человек видел, что его знания и умения востребованы новой властью и неплохо оплачиваются, - его антисоветский пыл приглушался, смягчался.

Все эти и другие подобные меры дали свои результаты. Выступлений внутренней контрреволюции было поначалу не так уж и много, а там, где белогвардейцы все же побеждали, у власти они оставались недолго, всего несколько дней. И уже в апреле 1918 года Ленин имел все основания сделать такое заявление: «Можно с уверенностью сказать, что гражданская война в основном закончена. Конечно, отдельные стычки будут, в некоторых городах вспыхнут кое-где на улицах перестрелки, вызванные частичными попытками реакционеров опрокинуть силу революции – Советскую власть, но нет сомнения, что на внутреннем фронте реакция бесповоротно убита усилиями восставшего народа». (36 – 233,234)

И вот как раз в это время началось то, что и превратило гражданскую войну в Отечественную: активное вмешательство империалистических стран во внутренние дела России.

Разумеется, никто не может назвать точную дату, с которой начался новый этап войны. Вмешательство Запада наращивалось исподволь, постепенно, но особенно оно усилилось, когда стало ясно: большевики пришли к власти не на месяц-другой, как о том трубили на Западе, а надолго. У читателей может возникнуть вопрос: а куда же смотрел Ленин? Ничего себе гениальный политик, который не мог предвидеть такого поворота событий!

Отвечаю: Ленин это предвидел. И не только предвидел, но и усиленно готовил страну к отражению иностранной интервенции. Но об этом – в следующем выпуске. Наталья Морозова. 7 марта 2006 г.

P.S. При обсуждении последних двух статей среди спорщиков явно наметилась тема крестьянства. Спорят о колхозах, о фермерстве, о частной собственности на землю. Обвиняют Советскую власть, в том числе и Ленина, что-де загубили крестьянскую Россию. Из этой дискуссии я для себя сделала такой вывод: надо будет одну из статей посвятить теме «Ленин и крестьянский вопрос».

Н.М.



Рейтинг:   2.50,  Голосов: 4
Поделиться
Всего комментариев к статье: 204
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Александру
Воронеж написал 28.06.2006 17:18
Александр! Успокойтесь! Про Вас все давно уже знают! Подобное и с некоторыми господами "...ОБЫЧНО СЛУЧАЕТСЯ ОТ ХРОНИЧЕСКОГО НЕДОЁБА"
stroitel
stroitel написал 15.02.2007 11:37
<b>СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМОВ КОТТЕДЖЕЙ</b>
Компания "СимСтройСервис" успешно зарекомендовала себя на рынке строительства коттеджей г. Москва и Московской области с 2002 года.
"СимСтройСервис" специализируется на строительстве коттеджей "под чистовую отделку" и(или) "под ключ".
Наша компания возводит коттедж с нулевого цикла под ключ, также мы можем сделать внутреннюю отделку уже построенного дома или достроить незаконченный объект.
Мы поможем закупить (со скидкой) и доставить все необходимые строительные материалы для строительства коттеджа .
Также проконсультируем по вопросу отделочных материалов и обеспечим их доставку.
Для получения более точной информации, исходя из конкретно вашего случая, осуществляется выезд специалиста на место (бесплатно).
<b> Наши преимущества: </b>
" высокое качество работ (в соответствии со СНиПами и ГОСТами);
" интеллигентные, опытные прорабы с высшим образованием;
" комплексные услуги (от проекта коттеджа до завоза мебели);
" дополнительные услуги: ландшафтное проектирование и озеленение;
" дизайнерское сопровождение объекта;
" поэтапная оплата;
" индивидуальный подход к каждому клиенту;
" гибкая ценовая политика;
" возможность предоставления рекомендаций и показа строящихся объектов;
" использование передовых строительных технологий;
" использование качественных строительных материалов.
<b>Тел. +7 (495) 643 26 35
О НАТАЛЬЕ МОРОЗОВОЙ
АЛЕКСАНДР написал 13.05.2006 06:19
КАК СКАЗАЛА ОДНА УМНАЯ ЖЕНЩИНА ИГОРЮ ГУБЕРМАНУ,"С ДАМАМИ-БЕДНЯЖКАМИ ЭТО ОБЫЧНО СЛУЧАЕТСЯ ОТ ХРОНИЧЕСКОГО НЕДОЁБА".
Дятлу
Кима написал 30.03.2006 21:17
Все вами перечисленные это высшие чиновники.
А я говорю о простых коммунистах, особенно о левой молодежи, физическое давление со стороны властей на которых стало повсеместным.
Дятлу
Кима написал 27.03.2006 11:20
То, что она сидела в психушке - вполне возможно, что сидела вполне заслуженно по состоянию здоровья, а вовсе не за "убеждения". Просто не успели долечить...
А вот сегодня за попытку выразить свои левые взгляды можно попасть гораздо дальше, чем в психушку.
Про какой именно период Советской власти вы говорите "болото"? Или вы жили 1917-1991?
Киме
Дятел написал 27.03.2006 12:37
Может быть. Только насколько я помню по интервью и др. источникам, в психушку ее запихали за несогласие с политикой властей. Я согласен, это серьезное отклонение :)
"А вот сегодня за попытку выразить свои левые взгляды можно попасть гораздо дальше, чем в психушку" - да ну? А куда? Че то ни Зю, ни Анпилов, не Вы не выглядите сильно прищемленными. Есть факты?
Я застал только Брежнева с его развитым социализмом, поколение отцов застало все, наиная со Сталина. Поколение дедов застало еще царя :) Поскольку они говорили, а я слушал - у меня есть свое мироощущение от разных периодов той жизни. Если хотите, богатая фантазия... Плюс разные документы, которые, как ни уничтожай - так и прут со всех щелей...
Все, успехов, Вам придется пережить без меня недельки две. Не скучайте...
Дятлу
Кима написал 26.03.2006 20:16
Про Брежнева - откуда вы взяли, что я вообще восхваляю Брежнева? Я об этом нигде не обмолвилась. Я считаю как раз напротив что и он приложил свою руку к развалу СССР.
Киме
Дятел написал 26.03.2006 22:41
Хорошо, про Брежнева беру слова обратно - не говорили. Это мои домыслы. Признаю. По остальному есть комментарии и возражения?
Дятлу
Кима написал 25.03.2006 17:54
Вы забыли - КПСС после азвала СССР была запрещена. Те, кто не испугались, пеешли в КПРФ.
Про Новодворскую - ну, от нее я кроме "во всем виноваты эти коммуняки" ничего не слышала. Над ней вместе и Жириновским уже все давно только смеются и всерьез не воспринимают(ну, кроме Путина и Ко конечно - им хоть псих, лишь бы против коммунистов).
Я считаю, что как раз не мое, а ваше сознание подавлено современной властью - вы просто насмотрелись совеменных передач по ТВ про "ужасы Советской власти". Вот и все.
Киме
Дятел написал 25.03.2006 18:30
Я не насмотрелся ужасов, я жил в том болоте. Про Новодворскую: "во всем виноваты эти коммуняки" - она их знает лучше Вас, так как в отличие от Вас, она имела свое мнение, и за него сидела в психушке, харчилась галоперидолом. А Вы в это время (если вообще были) пускали слюни и сопли про дорогого Леонида Ильича.
Насчет запрета КПСС - лажа. Вон запрещенные партии времйн революции были запрещены. Из револьвера в башку. А КПСС разбежалась, как кормушку спрятали. А самые тормозные в КПРФ побежали. Думали, кормушку туда потащили.
Киме
Дятел написал 24.03.2006 10:52
"По этой дамочке психушка уже давно и громко плачет" - если про Новодворскую, то Ваша партия ее там и держала. Если я правильно понимаю, то ее нынешние проблемы со здоровьем - следствие плотной работы над ней во всякого рода ваших "лечебных заведениях". А с психикой у нее на порядок лучше чем у Вас, извините. Ни аминазин, ни прочие "лекарства" в больших дозах крышу не смогли окончательно продырявить. А то, что она вас не любит - есть за что. Она еще мирная. Я бы на ее месте пару стволов откопал в лесах (их там есть еще, с ВОВ осталось малехо) да и крошил бы втихаря этих добродетелей. Один хрен терять ей нечего - справочка из психушки вашими стараниями у ней наверняка припасена :)
А вот у Вас, дорогуша, и без седативных препаратов мышление подавлено до самой подкорки. Но ничего, я буду Вам помогать :) Будем пытаться открыть Вам глаза ("поднимите мне веки..."), чтобы Вы смотрели на жизнь, а не в цитатник им. Ленина-Сталина
Теперь про "наших баранов" (то бишь коммунистов). Вы по прежнему не в состоянии дать ответ на вопрос, куда делось более 10 млн. коммунистов, кто из вашей верхушки (начиная с любого уровня) является истинным коммунистом, и что такое истинный коммунист в Вашей трактовке. Ответьте на эти вопросы, и мы продолжим лечение (извините, дискуссию).
Дятлу
Кима написал 24.03.2006 10:33
Ну знаете, если бы на момент развала СССР в нем было 10 млн. ТАКИХ ЖЕ "коммунистов" как Путин и прочие сволочи от его режима, то страна азвалилась бы гораздо раньше.
Все перечисленные вами "коммунисты" были всего лишь карьеристы и приспособленцы, мечтавшие лишь дорваться до лакомого кусочка, обещаемого высоким положением.
А вот насчет Берии не согласна. Вполне неплохой был политик государственный деятель.
Максиму
Кима написал 24.03.2006 10:34
По этой дамочке психушка уже давно и громко плачет.
Дятлу
Кима написал 23.03.2006 17:03
Ну по поводу развития ленинских идей - я уже приводила в пример Китай, а также Куба, Вьетнам, С.Корея, Венесуэлла... Продолжить?
А в приведенном вами списке коммунистов вообще не числится.
Обормотню - вопрос на засыпку
Дятел написал 23.03.2006 13:01
На последок, раз уж зашла речь о современной истории:
- Горбачев
- Гайдар
- Чубайс
- Ельцин
- Путин
- Фрадков
- ...
Вычеркните отсюда коммунистов. Кто остался?
Киме
Дятел написал 23.03.2006 18:48
"Ну по поводу развития ленинских идей - я уже приводила в пример Китай, а также Куба, Вьетнам, С.Корея, Венесуэлла... Продолжить?"
Да, пожалуйста, до полного исчерпания. А потом мы их все и раздербаним.
"А в приведенном вами списке коммунистов вообще не числится."
Тогда приведите Ваш список коммунистов, плиз. А то как-то у вас все странно - как сука, сразу не коммунист. И то, только когда за руку поймают
С эгоистами не разговариваю
Обормотень написал 23.03.2006 12:39
На Колыму, батенька, на Колыму. Со всей Вашей тухлой "аргументацией".
При коммуняках народ выжил, хотя Вы тут море слез пролили, как ему, бедному, тяжело пришлось.
А вот при либерастах и эгоистах не выживет. Или кто-то ему хоть кило зерна "выдал"? Не, выдали тока ваучер - хошь прикури, а хошь подотрись. Или что, все дорогие россияне уже в мерсах рассекают? Не, все больше по подворотням загибаются. Так что Вы тут несете, любезный?
Критиковать, знаете ли, не мешки ворочать - язык не отвалится. Типа, самолеты раньше были плохие - сильно моторами шумели и сиденья слишком близко друг к другу привинчены были, коленки упирались. Зато щас - лепота. Скоро последние догниют, и вопрос исперчен.
Правильной дорогой идете, товарищ комиссар!
Обществу
Максим написал 24.03.2006 05:11
Коль речь пошла о комуняках,давайте,пригласим Новодворскую-она живо
разведет спорящих "ЗА"и "ПРОТИВ"
Дятлу
Кима написал 23.03.2006 21:40
Путин, Фрадков и прочие не только по характеру, но и по политической принадлежности не коммунисты, между прочим. Они поддерживают "Едро", если не знаете.
А мой список коммунистов - пожалуйста, только не перечислю всех, слишком много.
В.И.Ленин
И.В.Сталин
К.Ворошилов
С.М.Буденный
Котовский
С.Лазо
...(не буду, думаю, перечислять всех революционеров и соратников Сталина и Ленина).
Обормотню
Дятел написал 23.03.2006 12:57
"На Колыму, батенька, на Колыму" ... "Правильной дорогой идете, товарищ комиссар!" - Ну и кто из нас коммисар? :) Вы меня за мои убеждения на Колыму сватаете, а я коммисар? Херню-с сморозили, сознайтесь.
"При коммуняках народ выжил, хотя Вы тут море слез пролили, как ему, бедному, тяжело пришлось." - без коммуняк народ во всем мире выжил ничуть не хуже. А то, что мы имеем тут - это как раз коммуняги и состряпали. И продолжают стряпать.
И опять Вы от обсуждений по существу уклоняетесь. У Вас один агрумент - Колыма. Можно вопросик - запрет на оружие вы по этой причине сохраняете? На Колыму проще гнать без оружия? Вооруженный может и шмальнуть. А 100 вооруженных уже партизанский отряд... Правильно боитесь. Безоружный против вооруженного всегда пролетает.
Вы всегда были захватчиками в моей стране, и сейчас остаетесь. Не Вы конкретно (Вас, я так понял, от кормушки оттерли), а те самые пидоры в кожанках, которые ныне в костюмах от Версаче - мы с Вами это уже проходили один раз, не так ли?
А вся ваша легенда про "острую необходимость эксплуатации всего народа" - полная херня. Конечно, вам это необходимо, но с чего Вы взяли, что это необходимо народу?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | >> [В конец]
Опрос
  • Кому из начальников вы больше доверяете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss