Кто владеет информацией,
владеет миром

Кутузов и Жуков

Опубликовано 18.03.2012 автором Юрий Мухин в разделе комментариев 60

Кутузов и Жуков

В качестве воскресного чтения и в дополнение к незаконченной серии статей «Цари и генералы».

При обсуждении Аустерлицкой битвы, получил вопрос, был ли Кутузов реальным главнокомандующим в момент битвы или он самоустранился? В двух словах это не объяснишь.

Я понимаю, что это вопрос читатели понимают плохо, поскольку или не имеют опыта работы с начальственными бюрократами, либо не пытаются понять, что ими движет - не пытаются понять мотивы их действий. Пусть меня простят за занудность, но я повторю еще раз и приведу в качестве разъясняющего примера аналогию

Итак, работа любого человека состоит из трех составляющих: оценка обстановки, принятие решения и собственно действие (для командира – приказ войскам). Так поступают абсолютно все и всегда. Скажем, вы пришли в магазин, смотрите на витрину – это оценка обстановки, при которой вы прикидываете нужность вам выставленных товаров, их цену, наличие денег и прочее, что может подвигнуть вас на покупку. За оценку обстановки вы не несете ответственности – смотрите себе на товары сколько вам угодно. Ответственность наступает, только за ваше решение: купить-не купить. Откажетесь – возможно, накажете себя тем, что упустите возможность купить нужную вещь или продукт по приемлемой цене. Примете решение купить – возможно, накажете себя ненужной вещью и бессмысленной тратой своего труда, выраженного в деньгах. Следующее действие – собственно покупка – уже не наказывается, это действие является следствием решения.

Итак, ответственность (наказание) это следствие неправильного решения, а неправильность решения зависит от вашей способности оценить обстановку и вашей способности искать правильные решения – от вашего ума и опыта.

Вернемся к начальственным бюрократам.

Раз наказание наступает за неправильное решение, то глупый или малоопытный бюрократ всеми силами старается это решение сам не принимать! И чем он глупее, тем больше страшит его наказание за его решение – он понимает, что умное решение он не примет. Но он же обязан принимать решения и давать команды, раз залез в начальственное кресло!

И по мере укрепления бюрократической системы управления, бюрократы инстинктивно и смотря друг на друга, нашли выход из положения – научились сидеть в кресле начальника, но никаких ответственных решений не принимать. Способ довольно простой – надо, чтобы решение за тебя принял начальник. Идеально – прямой начальник, но сойдут суррогаты начальника – «закон», «инструкция», «приказ», «совет специалистов», «наука», «народный глас». И бюрократ будет до конца вертеться и крутиться, пока не вынудит начальника или его суррогат принять решение за себя.

Но этого маловато, поскольку бюрократ, ведь, обязан советовать начальнику, а начальник, даже приняв решение за бюрократа, потом может сказать: «Да ведь ты же был согласен и не предупредил меня, что это может так закончиться!». Поэтому, мало того, что бюрократ не будет принимать свое решение, но он еще и будет критиковать и критиковать любое принятое решение, добиваясь вида, как будто его вынудили принять и исполнять это решение помимо его воли и вопреки его советам.

Начальникам это может и надоесть, и начальники потребуют от бюрократа его собственное решение –ведь бюрократ в своей должности обязан принимать решения. Вот тогда-то бюрократ выдаст свое настолько же заведомо «хорошее» и «правильное» решение, насколько и заведомо не приемлемое или заведомо не исполнимое.

Если взять пример сегодняшнего дня и «борьбу умных патриотов» за «народное счастье», то они отвергают любое реальное решение, скажем, участвовать в митингах за честные выборы, но, не краснея, предлагают нелепости, скажем, бесконечно «поднимать самосознание народа», срочно организовать «пролетарскую революцию» или силой «захватить власть». Разве плохо силой захватить власть? Очень хорошо! А можно? Спрятавшись под юбкой у жены – можно. Советовать.

Но вернемся к военным бюрократам. Итак, получив от начальника или его суррогата решение, бюрократы тупо, без добавления своего интеллекта к решению начальника, перебрасывают это решение войскам в виде своего приказа. И тогда, если решение окончится победой, то бюрократы герои – это они победили. Если решение закончится поражением, то дурак – начальник! Это ведь «он приказал», а я, мудрый бюрократ, «советовал не делать».

Вот аналог Кутузова из Великой Отечественной войны – Г.К. Жуков. Хорош тем, что и в старости не понимал, кем он был и что он делал, поэтому в мемуарах дает уйму примеров своего тупого бюрократизма.

К примеру, эпизод из периода битвы за Москву.

«В начале ноября у меня состоялся не совсем приятный разговор по телефону с Верховным.

Как ведет себя противник? — спросил И. В. Сталин.

Заканчивает сосредоточение своих ударных группировок и, видимо, в скором времени перейдет в наступление.

Где вы ожидаете главный удар?

Из района Волоколамска. Танковая группа Гудериана, видимо, ударит в обход Тулы на Каширу.

Мы с Шапошниковым считаем, что нужно сорвать готовящиеся удары противника своими упреждающими контрударами. Один контрудар надо нанести в районе Волоколамска, другой — из района Серпухова во фланг 4-й армии немцев. Видимо, там собираются крупные силы, чтобы ударить на Москву».

То есть, Сталин предлагал проявить инициативу, а именно - на отдельных участках фронта сосредоточить силы, превосходящие там силы немцев, и ударить по немцам, а не подставлять свои участки фронта для немецкой инициативы - под удары превосходящих на этих участках фронта сил немцев. Это аксиома войны. Настоящий полководец на месте Жукова тут же занялся бы поиском такого слабого участка фронта у немцев и разработкой плана нанесения удара.

Скажем, в это же время маршал Тимошенко сам, ведя ожесточенные оборонительные бои, соскребая резервы со второстепенных участков своих фронтов, без приказа Ставки и без ее помощи готовил операцию по разгрому 1-й танковой армии немцев ударом по ее флангу. Но Тимошенко был полководец, а Жуков вместо подготовки операции начинает «критиковать» решение Сталина.

«— Какими же силами, товарищ Верховный Главнокомандующий, мы будем наносить эти контрудары? Западный фронт свободных сил не имеет. У нас есть силы только для обороны».

Иными словами, Жуков предлагает Сталину не мешать инициативе немцев, скапливающим на отдельных участках фронта превосходящие силы, уничтожать обороняющиеся советские войска по очереди. И не трогать у Жукова резервы, чтобы Жуков, после очередного уничтожения части советских войск немцами и прорыва ими фронта, мог бросать навстречу немцам эти резервы – войска с марша, не успевшие провести разведку, подтянуть артиллерию, подготовить позиции. Чтобы немцы уничтожали и уничтожали эти советские войска, пока не захлебнутся в их крови.

Сталин с таким полководческим решением не согласился:

«— В районе Волоколамска используйте правофланговые соединения армии Рокоссовского, танковую дивизию и кавкорпус Доватора. В районе Серпухова используйте кавкорпус Белова, танковую дивизию Гетмана и часть сил 49-й армии».

Жуков, как видите, уже вынудил Сталина принять решение за Жукова – ведь это была обязанность Жукова найти у себя на фронте нужные силы, найти место контрудара и организовать войска для него. (Кстати, корпус Белова Сталин забрал у Тимошенко, которому тоже катастрофически не хватало сил для контрудара под Ростовом). И вместо своей полководческой работы, Жуков продолжает критиковать «глупое» решение Сталина.

«— Считаю, что этого делать сейчас нельзя. Мы не можем бросать на контрудары, успех которых сомнителен, последние резервы фронта. Нам нечем будет тогда подкрепить оборону войск армий, когда противник перейдет в наступление своими ударными группировками.

Ваш фронт имеет шесть армий. Разве этого мало?

Но ведь линия обороны войск Западного фронта сильно растянулась; с изгибами она достигла в настоящее время более 600 километров. У нас очень мало резервов в глубине, особенно в центре фронта».

Как видите, Жуков упорно критикует и критикует все решения, которые бы ему не предложили, хотя уже привел немцев к Москве и собирается немцам Москву сдать своим трусливым отказом от инициативных решений по их разгрому. Сталину надоедает изворачивающийся Жуков.

«— Вопрос о контрударах считайте решенным. План сообщите сегодня вечером, — недовольно отрезал И. В. Сталин.

Я вновь попытался доказать И. В. Сталину нецелесообразность контрударов, на которые пришлось бы израсходовать последние резервы. Но в телефонной трубке послышался отбой, и разговор был окончен».

Как видите, Жуков получил то, что и хотел, – решение на инициативный контрудар принял не он, а Сталин, а Жуков это решение «мудро раскритиковал». А далее, чтобы понять, что делал Кутузов под Аустерлицем, обратите внимание, что делал Жуков под Москвой. Но сначала его сентенция, которая показывает, что даже к глубокой старости он так и не стал полководцем.

«Тяжелое впечатление осталось у меня от этого разговора с Верховным. Конечно, не потому, что он не посчитался с моим мнением, а потому, что Москва, которую бойцы поклялись защищать до последней капли крови, находилась в смертельной опасности, а нам безоговорочно приказывалось бросить на контрудары последние резервы. Израсходовав их, мы не смогли бы в дальнейшем укреплять слабые участки нашей обороны».

Как видите, Жуков и на пенсии плачет, что не смог войска, направленные на удар по немцам, не смог подставить под удары немцев позже – когда немцы прорвутся. Не смог «израсходовать» их.

Ну, а вот собственно интеллектуальная работа Жукова, как полководца.

«Часа через два штаб фронта дал приказ командующим 16-й и 49-й армиями и командирам соединений о проведении контрударов, о чем мы и доложили в Ставку».

То есть, Жуков не поехал на места ударов, не оценил обстановку, не принял ни малейшего собственного решения – Жуков приказал штабу, и штаб тупо перебросил приказ Сталина войскам.

А, может, так и надо? Может это и есть умственная работа настоящего полководца?

Нет! Решение на бой, требует от командира не в штабе в носу ковыряться, а тысячи новых решений того, как организовать этот бой, и тысячи решений по ходу боя.

И пока Жуков перебрасывал приказ Сталина в войска, под Ростовом заболевший ангиной Тимошенко в постели неустанно готовил операцию – изучал разведданные и данные о силе собственных войск, и занимался теми вопросами, которые командующие армиями сами не могли решить. Скажем, в полосе намеченного удара было много речушек, могли быть минные поля немцев, поэтому Тимошенко собрал с других армий необходимое количество инженерных и саперных батальонов для разминирования и строительства мостов. Были морозы, раненные не могли в таких условиях долго оставаться без помощи, и Тимошенко со всех городов в тылах фронта собрал санитарные машины и дополнил их армейскими автомашинами, в результате наступление ждали автоколонны, готовые принять и вывезти раненных. Командующие его армиями для подобных решения не имели власти, это мог сделать только Тимошенко.

Еще момент, для чего отвлекусь. Летом 1941 года Жукову была поставлена задача окружить и уничтожить немцев в Ельнинском выступе, и для этого Жукову дали более чем достаточное количество войск. Жуков задачу выполнить не смог, мало этого, он и не вытеснил немцев из выступа – немцы сами вывели свои дивизии из Ельнинского выступа, поскольку им нужны были эти войска для наступления на Киев. Сначала немцы вывели танковые дивизии, заменив их пехотными, а потом и пехотные. Но, характерный момент, который начальник генштаба сухопутных войск Германии Гальдер отметил в своем дневнике: «…наши части сдали противнику дугу фронта у Ельни. Противник еще долгое время, после того как наши части уже были выведены, вел огонь по этим оставленным нами позициям и только тогда осторожно занял их пехотой. Скрытый отвод войск с этой дуги является неплохим достижением командования». То есть, немцы уже вывели войска, а Жуков все еще молотил артиллерией по пустому месту.

А маршал Тимошенко воевал не так. В ночь перед атакой Тимошенко послал разведотряды посмотреть: не почувствовали ли чего немцы, не отвели ли за ночь свои войска, чтобы мы снаряды артподготовки выпустили по пустому месту? Точно! Немцы отошли на 8 км. Их догнали и уже тут накрыли артогнем. Мало этого, бои по уничтожению 1-й танковой армии немцев еще шли, а Тимошенко заметил, что на северном крыле его направления 34-й немецкий пехотный корпус неосторожно отделился от основной группировки немецких войск. Тимошенко тут же ищет на задействованные силы, создает группировку, окружает и уничтожает и этот корпус.

А вот результат полководца Жукова.

«Однако эти контрудары, где главным образом действовала конница, не дали тех положительных результатов, которых ожидал Верховный. Враг был достаточно силен, а его наступательный пыл еще не охладел. Только в районе Алексина нам удалось добиться значительных результатов: части 4-й армии противника здесь понесли большие потери и не смогли принять участия в общем наступлении на Москву».

И вот результат – Жукову дали огромные силы, забрали у Тимошенко и дали корпус Белова – немецкое проклятье 1941-42 годов, а что толку? А кто виноват? Как, кто? Конечно Сталин – это же он принял решение нанести не готовым к бою немцам удар, а мудрый полководец Жуков предупреждал его этого не делать!

Вот и ответьте на вопрос – был ли Жуков реальным командующим или самоустранился от этой работы?

Вот так вел себя и «полководец» Кутузов под Аустерлицем, да и практически во всех битвах и кампаниях, в которых ему доверяли единолично командовать.



Рейтинг:   3.32,  Голосов: 68
Поделиться
Всего комментариев к статье: 60
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Re: Жуков
UZY написал 18.03.2012 14:32
Верно. Жуков не был первым заместителем Верховного главнокомандующего. Но он с 27.08.1942 года являлся первым заместителем наркома обороны СССР, которым с 19.07.1942 года был Сталин.
N.V.
vlad написал 18.03.2012 14:29
Правильней было бы сказать не ПОГОНЯЛА, а ДЕРЖИМОРДА со звериной жестокостью, вспомнить хотя бы приказ Жукова, который он издал будучи в осажденном Ленинграде о том, что в случае отхода бойца с занимаемой позиции будет расстрелян не только он сам, но и члены его семьи. К счастью этот приказ был отменен Сталиным лично.
(без названия)
Николай написал 18.03.2012 14:29
"Жуков - браконьер русского народа!" (не помню, кто автор). Автор в данном случае прав. Прав и vlad. Прав был и Сталин, снимая Жукова после войны за то, что "...утеряв всякую скромность, приписывал себе участие в разработке и организации крупнейших операций Отечественной войны, к которым не имел ни малейшего отношения." Именно Жукову, в немалой степени наш народ обязан огромными людскими потерями и разгромным 41-м годом(Жуков - начальник генштаба, значит - отвечает!).
Кстати, стихотворение "Я убит подо Ржевом" прочтите, если забыли.
Насчет Кутузова - при чем тут Кутузов? Кутузов выполнял приказ Александра1 - после подлого убийства Павла1, имевшего договоренности с Наполеоном о проходе его войск в Индию с целью нанести поражение англичанам, Кутузов просто ударяет во фланг и тыл наполеоновской армии, перерезая коммуникации, что и приводит к бегству Наполеона из России с дальнейшим его окончательным поражением. В данном случае Кутузов со своей задачей справился. Прежде чем возмущенно возражать - подумайте, зачем Наполеону нужна была Москва(крупный провинциальный город в то время), если столицей был Петербург?
Мелкий треп и дурь!!!
Korpit написал 18.03.2012 14:28
Что бы серьезно обсуждать полководческие таланты военачальников мало быть самому чуточку начитанным и прозорливым:)
Как минимум должно быть не одно высшее военное образование, практические навыки организационно-практической деятельности по управлению войсками, фактический исторический материал и здоровое, но оголенное ощущение рассматриваемого исторического времени в стране и мире.
Понятно, что живых свидетелей одного ранга с обсуждаемой личностью сейчас нет и главных, самых объективных знатоков то же - это старших офицеров штабов - главных разработчиков операций.
Потому считаю попытку автора втиснутой статейке дать оценку личности полководца глупостью и непорядочностью. Я не поклонник гения полководцев, знаю, что им достается только слава, а незаметный таким "историкам" черный труд остается на плечах других.
Re: Жуков
N.V. написал 18.03.2012 14:02
Отвечаю за И.В. Жуков был не первым заместителем, а просто замом (других замов НЕ бЫЛО)- без аппарата, т.е штаба. И назначил после провалов Западного фронта под Ржевом и Козельском. Ценил Сталин кадры - сгодится Жуков как ПОГОНЯЛА, так и выступал бы погонялой до конца войны, если бы не гибель Ватутина в 44-м.
(без названия)
vlad написал 18.03.2012 13:48
Если кому интересно - маленькая справка. Операция Под Сталинградом носила кодовое название "Уран" и мало кто знает, что она проводилась как отвлекающая операции "Марс" - Ржевско-Сычевской наступательной операции, которой как раз и руководил Жуков. Вот эту-то операцию Жуков бездарно провалил, хотя имел в среднем в полтора раза больше войск, танков, авиации и артиллерии. Угробив почти все войска и вооружение Жуков не продвинулся практически ни на километр. А Сталинградская операция разрабатывалась, как уже известно, полковником Потаповым и к ней Жуков не имел никакого отношения, хотя потом всю оставшуюся жизнь он старался доказать обратное. Даже в фильме-эпопее Юрия Озерова "Освобождение" есть эпизод где Жуков с Василевским докладывают Сталину план Сталинградской битвы, разработанный, конечно же, Жуковым, когда Сталин говорит чтобы они вышли и еще подумали. Когда они снова убежденно настаивали на плане "Уран", Сталин дал добро на операцию, ставшей переломной в истории Второй мировой войны. А сценарий-то этого момента писался, конечно, по мемуарам "великого" полководца. И еще момент: "великим" Жуков стал после 20-го съезда, когда Хрущеву понадобился "выдающийся полководец - организатор ВСЕХ побед Красной, а затем и Советской армии".
(без названия)
БИЧ(Крестьянин) написал 18.03.2012 12:55
Зачем до сих пор трясти мертвых?" Им- память да могильная ограда,А мне-их злые,честные слова..."(Марина Струкова).Жив Горбачев,вот его ошибки и надо рассматривать,пока его еще судить можно.
Re: Кажется очевидным
SOS написал 18.03.2012 12:15
Фальсификациями на выборах путин подтолкнул Россию к гражданской войне ибо вслед за нелегитимной думой у нас нелегитимный президент, а это означает, что законы так же становятся нелегитимными!Это почва для хаоса и гражданской войны!
Какжется очевидным
Сергей написал 18.03.2012 12:01
что Сталин сделал Жукова первым маршалом победы не без участия пропагандистских соображений. Первым маршалом должен был стать только русский с волевым лицом и без серьезных поражений (от которых Сталин Жукова оберегал). В любом случее миф о великом полководце Жукове развенчиваться не должен.
(без названия)
фантомас написал 18.03.2012 11:59
Я согласен с Мухиным, и уже лет тридцать считаю, что прославление полководческого таланта Жукова - прославление командно-административной системы, в основе которой бюрократическое поведение и цинизм, а также тупое давление на подчиненных и отношение к подчиненным как к быдлу, исполняющему волю начальника.
Так можно решить некоторые задачи и получить за это ордена, но цена... неустойчивая система отношений царь-быдло.
melanogaster
Мухобойка написал 18.03.2012 11:27
Видимо по выходным дням
у мушек - дрозофил (melanogaster)
особо обостряется врожденный рефлекс,
что либо или кого, либо обгадить.
Re: Тупому
М. И. Т - ко написал 18.03.2012 11:10
Правильно, дай ему, Тупой! Неча нас, кадровых, компрометировать. Мы в армию за большой пенсией поступаем, а он хочет, чтобы мы и воевать умели.
(без названия)
Тупой написал 18.03.2012 10:44
О чем беспокоится Мухин? Может хочет исправить, так называемые им, ошибки и просчеты Жукова? Унизить заслуги признанного маршала Победы? Этим количество жертв войны не уменьшить. И использовать уроки той войны в новых сражениях не представляется возможным. Проявить свой полководческий потенциал? Мухин, прояви себя лучше в кулинарном творчестве,а не полководческом. Зачем тиражировать воинское невежество. В армии-то хоть сам служил?
Re: в дополнение к незаконченной серии статей
Токарь написал 18.03.2012 10:23
"Вот и закончил свою работу уважаемый Ю. И. Мухин"
"...в дополнение к незаконченной серии статей"
__________________________________________________
М. И. Т - ко, ты совсем тупой?
(без названия)
D.D. написал 18.03.2012 09:54
"Не краснея, предлагают нелепости, скажем, бесконечно "поднимать самосознание народа".
"Нелепость"??
Аффтар, - Э Т О - ВЕСКОНЕЧНОЕ ПОВЫШЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ - единственное, что может оправдать существование человечества.
Все прочее - антураж Пути.
(без названия)
М. И. Т - ко написал 18.03.2012 08:37
Вот и закончил свою работу уважаемый Ю. И. Мухин, которую обозвал «Царь и его генераы». Работа очень интересная для тех, кто занимается психоанализом. Дело в том, что автор не проявил в ней что либо относящееся к художественной литературе, ни умения логически правильно излагать свои мысли, ни с точки зрения знания автором военного дела… С какой целью была сделана эта работа? Вот вопрос, который встал передо мной, когда начал ее читать и стараться понять суть написанного… Понял, эта работа – пропаганда и агитация качества известного специалиста Геббельса, того, который с Гитлером. Обратил внимание на заголовок статьи не сразу, т. к. сначала автор писал о генералах и царях. Когда речь пошла о Жукове и других генералах Советской Армии возник вопрос о соответствии наименования статьи ее содержанию. Неужели Ю. И. считает Сталина царем? Задал я себе этот вопрос, считая автора со-ветским человеком, тем более, что автор ранее говорил, что придерживается коммунистических убеждений… Когда узнал, что «Юрик Муха» призывает своих почитателей идти на митинг с жидами мне стало понятно кто такой, уважаемый «исследователь», Юрий Игнатьевич Мухин.
Обращаю внимание на то, что автор в наименовании статьи изменил «царь» на «цари». Это не ошибка…
(без названия)
interier написал 18.03.2012 08:02
ИМХО.Жуков и Сталин - синергичная система. Поэтому Сталину он и был удобен, как некий аддон. И это хорошо - на пользу делу. Рокоссовский самодостаточен, тут уже отношения на доверии.
Мухину может не все так просто?
FS написал 18.03.2012 07:02
У Кутузова под боком было огромное количество злопыхателей, завистников, сплетников и стукачей, плюс идиот - Александр 1.
Нельзя судить только по мемуарам этих лиц. Ведь ему даже лопат для окопов не выделили, народное ополчение подсобило, а Вы его укоряете, что Москву сдал.
**************
Жуков
UZY написал 18.03.2012 06:32
Ладно. Сталин был великим стратегом и тактиком, знатоком всего и вся. Жуков карьерист. Остается вопрос: зачем Сталин назначил Жукова своим первым заместителем? Всю войну Жуков был первым заместителем верховного главнокомандующего...
о статье
Зухов написал 18.03.2012 04:03
Я не военный историк, однако много читал и читаю до сих пор книг о войне, статей, да и просто рассказав о войне. В полководческий Гений Жукова я не верю, а вот в талант Рокоссовского да. Эта вера основана на многолетних размышлениях о войне, о тактике в военных операциях и военной стратегии. И для меня например ясно, что Рокоссовский воевал собственным умом и талантом который ему дан был от природы. Жуков же больше воевал волевыми методами, жесткостью и правом военного приказа.Настоящего полководческого таланта у Жукова не было, не такой он человек, не дано ему было. Но смекалка у него работала и кое - где умел прислушаться к умным советам и извлечь из этого пользу, хотя и не всегда.
<< | 1 | 2 | 3
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss