Кто владеет информацией,
владеет миром

Культурная революция - здесь и сейчас

Опубликовано 18.02.2012 автором Дмитрий Кремнёв в разделе комментариев 14

Культурная революция - здесь и сейчас

Постановка вопроса об исчерпанности буржуазной культуры, о противоположности индивидуалистической и коллективистской культуры (1) влечет за собой необходимость обозначить практические подходы к осуществлению положительной программы левых в области культуры (культуры в самом широко смысле слова — как не-материальной стороны общественной жизни). Конечно, в полной мере новая коллективистская культура сможет раскрыть свой потенциал только после радикальной трансформации общественного строя, после ликвидации классового господства буржуазии. Однако, базис для ее развития может и должен быть заложен уже сейчас.

Чем богаче и прочнее будет этот базис, тем быстрее и безболезненнее будет осуществлен переход к новому обществу, тем легче и прямее будет идти процесс его созидания. Речь, таким образом, идет о настоящей культурной революции, которая начинается здесь и сейчас. Культурная революция трудящихся основывается на собственных методах и имеет свою собственную динамику, которая в общем и целом соответствует политической классовой динамике, но, в тоже время, полностью с ней не синхронна.

Прежде всего, необходимо, хотя бы в общих чертах, уяснить для себя сущность и назначение культуры, ее место в социальной структуре. Распространенное среди марксистов представление понимает культуру исключительно как надстройку над экономическим базисом. Между тем, суть дела отнюдь не сводится к этому. Свободное от редукционизма и в практическом отношении более продуктивное понимание рассматривает социальную структуру как целое, в котором каждая часть или сторона дополняет собой другие части или стороны, каждая из частей или сторон необходима для нормального функционирования целого, и, в этом смысле, каждая имеет свое особое назначение.

Рассмотренная под таким углом зрения, сфера культуры предстает как организующая форма социальной практики, организационное орудие практики. Культура на самом деле определяется конкретно-историческими условиями и отношениями производства. Но для того, чтобы правильно понять реальное взаимодействие этих двух элементов социальной структуры, культуры и материального производства, необходимо рассматривать культуру как форму, организующую специфическоое содержание, определяемую этим содержанием, приспосабливающуюся к этому содержанию (2).  

В буржуазном обществе господствующей культурой является буржуазная культура, которая служит нормальному функционированию капиталистической системы и воспроизводству общественных отношений капитализма. Буржуазная культура, в той или иной мере, распространяет свое влияние на все классы и слои общества. Между тем, объективная разность в положении класса наемных работников - пролетариата и буржуазии ведет к тому, что буржуазная культура является чужеродной для пролетариев, а непреодолимый антагонизм этих двух основных классов общества и возможность для пролетариата устранить буржуазию с исторической сцены создают условия для возникновения новой, пролетарской культуры.  

Многие интеллектуалы сейчас говорят и пишут о кризисе культуры, о засилии «низкопробной массовой культуры», о «росте бездуховности» и т.п. Как говорится, «слышал звон, да не знаю где он». Эти интеллектуалы воспринимают некие поверхностные явления, но не способны понять истинную картину, осознать смысл происходящих процессов. С точки зрения классово-функционального подхода к культуре противопоставление «элитарной» и «массовой» культуры лишено какого-либо смысла. Уровень культуры (здесь имеется в виду культура в узком смысле слова, как совокупность духовных благ) определяется не элитарностью или, напротив, массовостью, а тем насколько культура соответствует жизненным условиям и потребностям класса. Например, пролетарию чужды формы современного искусства — арт-хаус, концептуализм, инди-рок, некрореализм и т. д. и т. п. В то же время, современная буржуазная масскультура (все направления и жанры которой можно обозначить одним емким словом - «попса») пользуется устойчивым спросом. Почему?

Дело тут отнюдь не в неразвитости вкуса, недостатке образования и проч. Пролетарий работает в иных условиях чем, скажем, хипстер. После тяжелого рабочего дня ему необходимо восстановить затраченные в процессе труда физические и духовные силы. В вычурном, снобистском и при этом часто пустом «актуальном искусстве» он не находит ничего, что могло бы помочь ему в этом. Поэтому он вынужден обращаться к продуктам буржуазного масскульта, который, по крайней мере, говорит с ним на понятном языке. Не потому пролетарий обращается к буржуазному масскульту, что удовлетворен его уровнем, а потому что этот масскульт коррелирует с потребностью, которую игнорирует «элитарное» искусство.Человек не может жить в культурном вакууме. А на безрыбье и рак — рыба.  Но массовость искусства далеко не всегда предполагает низкопробность, так же как элитарность не есть гарантия высокого уровня творческого продукта. Никто не станет оспаривать, что песни группы «Битлз» высокоталантливы. Но грандиозный массовый успех этой группы был бы невозможен если бы ее песни не были бы в лучшем смысле слова просты и понятны людям:

Был очень трудным день.

Как пёс работал нужный срок.

Был очень трудным день.

Я должен спать бы, как сурок.

Но лишь я в дом захожу,

Я здесь уют нахожу.

Мне снова хорошо.

Трудился я весь день,

Чтобы купила, что хочешь ты.

Стоит слышать от тебя взамен:

"Тебе я всё дам", скажешь ты...

 The Beatles, «A Hard Day's Night» («Вечер трудного дня»).

 Или еще более яркий пример — творчество Владимира Высоцкого.То, что искусство должно учитывать потребность трудящегося человека в восстановлении своих сил, не следует понимать так, что оно должно, скажем, создавать музыку в стиле «два притопа, три прихлопа». Наоборот, чем выше уровень произведения, чем более глубинные струны души оно задевает, тем полнее оно удовлетворяет этой потребности. Главное — чтобы искусство было близко трудящимся.

Легко понять, таким образом, организационную задачу нового пролетарского искусства. Оно должно исходить из запросов и чаяний трудящихся. С содержательной стороны оно должно пробуждать творческую активность (в широком смысле слова, в т.ч, и, может быть, прежде всего — социальную активность) трудящихся. Трудящимся массам чужд индивидуализм — основной принцип всей буржуазной культуры. Соответственно, новое пролетарское искусство, базируясь на стихийном коллективизме масс, помогает становлению осознанного трудового коллективизма, положительные результаты которого для пролетариата ощущаются сразу и непосредственно (что, в свою очередь расширяет базу нового искусства, помогает ему отвоевывать культурное пространство у буржуазного масскульта).

Перейдем к образованию. Известно, какой тягой к образованию отличались российские рабочие в конце XIX — начале XX века. Россия в то время была покрыта густой сетью школ для рабочих, и ведущую роль в организации этих школ сыграла революционная и прогрессивная интеллигенция. Что изменилось с тех пор? Почему в среде трудящихся не наблюдается массового запроса на образование? Конечно, определенную роль играет то, что некий минимально необходимый образовательный стандарт стал ныне обязательным и предоставляется государственной школой, колледжем или вузом. Этого стандарта в принципе вполне достаточно для того, чтобы не чувствовать себя в обществе неграмотным лаптем. Но есть и более глубокие причины, по которым многие трудящиеся не особо стремятся к расширению своего образования. Это сама форма, структура и методика буржуазного образования. Это его направленность и содержание.

Выдающийся бразильский просветитель и педагог Паулу Фрейре, автор концепции «педагогики угнетенных», подверг детальному критическому анализу господствующую систему образования, показав, что она в самой себе воспроизводит тношения господства-угнетения и сама служит их воспроизводству. Фрейре констатирует что отношения между учителем, преподавателем и учеником, слушателем, подразумевают наличие повествующего, рассказывающего субъекта (учителя) и терпеливого, слушающего объекта (ученика). Содержание, будь то оценки или эмпирические характеристики реальности, в процессе такого повествования становится безжизненным и окаменевшим. Задача учителя состоит в том, чтобы наполнить учеников содержанием своего повествования — содержанием, которое не связано с реальностью и далеко от всего того, что является для ученика родным и

знакомым и потому может открыть ему смысл. Фрейре называет такую систему образования «банковской», имея в виду, что она сводится к размещению «информационных вкладов» - учитель здесь фигурирует в качестве «вкладчика», депозитора, а учащиеся в качестве хранилищ, депозитариев информации. Эта система не направлена на развитие творческих способностей учащихся, их преобразующей мир самодеятельной активности. Она прививает фрагментарный взгляд на мир и ориентирует человека на пассивное приспособленчество.В противовес «банковской» концепции образования Фрейре утверждает проблемополагающую модель образования. В центре образовательного процесса стоит определенная проблема, объект познания. Совместная работа учителя и ученика, равноправных партнеров в процессе познания, должна привести к осмысленному решению проблемы, к осознанию. Здесь нет одностороннего сообщения учителя и пассивного усвоения информации учеником, здесь присутствует диалог в процессе постижения общего объекта познания. Все участники этого процесса как бы учатся друг у друга (3). 

Естественно, что «банковская» модель образования чужда трудящимся. Получив с ее помощью минимально необходимый для жизни в обществе багаж информации они не стремятся с ней больше сталкиваться. Однако, главная проблема состоит в наличии запроса на образование. Если у трудящегося есть мотив (например повысить квалификацию или овладеть новой специальностью), то он будет стремится к расширению своего образования. Следовательно, альтернативное образование в рамках новой пролетарской культуры должно быть связано с этой реальной потребностью в улучшении своего положения, а не исходить из абстрактной идеи «просвещения».

Трудящийся прежде всего должен понять, зачем это ему нужно. Альтернативное коллективистски-трудовое образование может и должно явиться мощным орудием борьбы за достойные условия жизни работника и права трудовых коллективов. Очевидно, что весомых изменений к лучшему можно добиться, если только от борьбы за разовые повышения зарплаты переходить к требованиям участия рабочих и трудящихся в целом в управлении предприятием. Речь идет о требованиях предоставления трудовому коллективу неотчуждаемого, единого (не делимого на части) блокирующего пакета акций в АО любого вида с правом выдвижения своих представителей в Совет директоров с правом вето, а в ситуации банкротства среднего и малого предприятия полного контроля за ним со стороны трудового коллектива, в частности, создания такой формы, как Народное предприятие (4).

Ясно, что решение этих задач требует расширения знаний работника в области экономики и права. Ясно, что самый эффективный и плодотворный способ освоить эти знания это задействовать альтернативную проблемополагающую модель образования, в которой метод обучения полностью соответствует цели — самоорганизации и активной позиции трудящихся. Эта модель образования будет тем более эффективной, что процесс освоения проблемных блоков изучения (или, используя традиционную терминологию - «образовательных предметов») будет опираться на мощные орудия познания и единства человеческого опыта — материалистическую диалектику и тектологию (всеобщую организационную науку).

Перейдем к физической культуре. Количество людей, которые регулярно смотрят по ТВ спортивные передачи и читают спортивную прессу исчисляется миллионами. Однако едва ли несколько процентов из них регулярно занимается физической культурой. Спорт превратился в своеобразную отрасль шоу-бизнеса. Очевидно, что нацеленность на спортивные результаты, завоевание кубков и медалей, а тем более спорт как коммерческое предприятие — не есть забота коллективистской физической культуры. Основной целью должно быть укрепление здоровья труженика, укрепление и развитие через физкультуру коллективистской психологии и этики. И потребность в такой физической культуре среди трудящихся есть и она будет все больше возрастать по мере продвижения вперед на других линиях коллективистской работы. Надо только создать соответствующую инфраструктуру, сохраняя преимущество за командными видами спорта и коллективными занятиями физическими упражнениями (5).  

Таковы, в общих чертах, основные линии, по которым, в данных условиях, может развиваться культурная революция. Но это только одна, так сказать идейная сторона дела. Совершенно ясно, что подобно тому, как для защиты своих экономических интересов пролетариат создает профессиональные союзы, для изменения своего положения в социальной системе — свои политические партии, для своего культурного становления ему необходимо создавать свои культурные организации. Без этого ни эффективно защитить свои интересы, ни радикально изменить свое положение он не сможет.

Возникает вопрос о людских и материальных ресурсах необходимых для претворения этой программы в жизнь. Очевидно, что интеллектуалы здесь могут играть роль только агентов-катализаторов процесса. Если они не отрешатся от привычной самоидентификации в качестве «организаторов» и «руководителей» - дело будет загублено на корню. Культурная революция пролетариата расцветает на почве самодеятельности пролетариата, иначе это пародия и бессмыслица.

Элементом, объединяющим активности пролетария и интеллигента является общая цель и работа на пользу общему делу, которое приносит удовлетворение и выгоду обеим сторонам. Привлечь к этой общей работе еще не окончательно потонувших в унылом болоте постмодернистской «духовности» интеллектуалов и деятелей культуры представляется вполне реальным. Но главным движетелем процесса могут быть только сами трудящиеся. Важно запустить процесс, а дальше пример одних пробудит творческую активность многих. Каким образом будет финансироваться эта новая культурная организация пролетариата? Когда она встанет на ноги, на деле покажет свою необходимость для пролетариев, она будет развиватся за счет самофинансирования, самоокупаемости. Но до этого момента, поначалу, нужны средства. Откуда их взять?

Известно, что большевистская школа для рабочих на о. Капри финансировалась за счет сборов от заграничных выступлений Горького и из партийной кассы (на средства от наследства Н.П. Шмита и других источников). В нашей ситуации расчитывать на то, что какая-нибудь знаменитость решит пожертвовать средства на новую культуру не приходится. Так что задача на самом деле не простая. Но она должна быть решена и будет решена. Нужно попытаться задействовать все возможности для получения средств. Например, обращаться к спонсорам отдельных проектов, включая госорганы, западные организации и частные лица, российские политические партии и профсоюзы (но при этом не раскрывая взаимосвязь проектов, их идейную направленность и действительные конечные цели).  

Великая пролетарская культурная революция требует инициативы, самоотдачи, напряженного труда и не терпит истерик.

За работу, товарищи!


Примечания:

  1. См. Д. Кремнёв. «Революция сознания». 

  2. А.А. Богданов прекрасно иллюстрирует взаимосвязь базиса и надстройки и организующую роль последней: «Возьмем конкретный пример: железнодорожное расписание. Оно, несомненно, вещь идеологическая, и, несомненно, «надстройка» над реальной железнодорожной жизнью, «отражает» и «выражает» ее. Но почему-то здесь эти термины кажутся смешными. Почему именно? Да просто потому, что слишком бросается в глаза прямая практическая, организационная, а не «отражательная» функция: расписание управляет движением поездов; перемените в нем пару цифр — ничтожная идеологическая перемена,— и все движение дезорганизуется, наступает хаос и катастрофа. Однако что было раньше — движение поездов или их расписание? Всем известно, что стефенсоновские модели, первые паровозы, ходили без расписания; и всякому ясно, что именно развитие железнодорожного движения определило собою развитие расписаний. Это, как говорится в науке, генетическая связь двух явлений. Разве она помешает тому, что расписание, раз оно уже создано, управляет поездами, что оно, в свою очередь, определяет выход такого-то поезда в такой-то час? Да ведь оно для того и выработано: это последующая, телеологическая или результативная связь». (Богданов А.А. «Вопросы социализма»)

  3. Новаторские подходы Паулу Фрейре в педагогике показали свой потенциал на практике. В 1962 году всего лишь за 45 дней он обучил 300 работников сахарных плантаций чтению и письму.

  4. «О единых требованиях трудовых коллективов во время забастовок и массовых выступлений». 

  5. По правде сказать, левым есть здесь чему поучится у националистов. Например движение за здоровый образ жизни «Русская пробежка» завоевывает сейчас все большую популярность. Участники собираются и бегут по определенному маршруту, перемежая бег остановками, на которых делают физические упражнения. Почему бы не воспользоватся этим опытом, убрав элемент идеологизированности и пиара? Не обязательно, кстати, ограничиваться забегами. Подходят многие коллективные виды занятий физкультурой.



Рейтинг:   1.29,  Голосов: 69
Поделиться
Всего комментариев к статье: 14
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Re: Слово "культура"
Хонекер написал 23.02.2012 22:52
Слово "культура" - alr (18.02.2012 23:18) +1
в отношении этого форума имеет несколько археологический смысл.
-------
ну раз вы тут отмечатесь - то несомненно
(без названия)
гра написал 19.02.2012 01:21
всякое га.вно любит наш народ
любит наш народ всякое....Сезар, тебе не понятно, куда идти тебе показано?
HAXУЙ!!!!!
Без аргументов====================================================
Начинаю читать коменты и сразу понимаю, что речь идет о культуре. Вернее о ее культурном слое. Следующая наша лекция будет о физ культуре. То есть о сексе кто не понял.:)
Re: Слово "культура"
ДК написал 18.02.2012 23:33
5 балллов))
Слово "культура"
alr написал 18.02.2012 23:18
в отношении этого форума имеет несколько археологический смысл. Т.е., если археолог в своих раскопках наткнулся на доисторическую помойку, полную мусора и прочего дерьма, то полный радости пишет в отчете: "Я раскопал культурный слой"!
НАШ ДУРДОМ ХОЧЕТ ВЫ БАТЬ ПУТИНА
Макиавелли: заблуждается лишь тот, кто хочет быть написал 18.02.2012 17:41
всякое га.вно любит наш народ
любит наш народ всякое....
о статье
Зухов написал 18.02.2012 14:50
Жизнь так устроена, что коллектив состоит из индивидуальностей, иногда из личностей. Так происходит потому, что так устроен Человек.Человек социальное животное, причем, оно это разумное животное, если оно нормальное, то оно не может жить вообще, отдельно, в одиночестве от общества. Не путать, отдельно но вблизи общества, то есть на далеком или близком расстоянии от общества.Из практики жизни мы видим, что мало желающих жить на необитаемом острове в полном одиночестве и без контакта с цивилизацией вообще. Человек как минимум нуждается в маленьком коллективе, то есть в семье.И жизнь в коллективе как показала жизнь, все же намного полезнее для человека.Потому, что индивидуальность, как и личность по-настоящему видна и проявлена только в коллективе и за счет коллектива.Мы живем сегодня в многолюдном социуме состоящем из семей. И задача заключается в том, чтобы сами эти семьи и сумели совместными усилиями организовать свою социальную, коллективную жизнь, комфортно и целесообразно для гармоничного развития. Если бы люди в своем большинстве были бы достаточно разумны, то они бы и смогли сами для себя организовать такую жизнь. Однако на практике это у них не совсем получается, хотя многому они уже научились и много добились. Вот у животных в стаде или к примеру в табуне, все гармонично, все знают, что и зачем и беспрекословно подчиняются вожаку у которого и мыслей не возникает о коррупции и т.д. Что же человек глупее животного что ли? Да вроде бы нет. Но так в чем же проблема? Чего людям не хватает самим устроить жизнь так, чтобы всем было хорошо. Жизнь показывает, чтобы так сделать, надо найти приемлемый баланс между позитивом и негативом в своих поступках и мыслях по отношению к другим членам социума. Потому, что и то и другое необходимо для развития. А вот найти золотую середину оказывается не так просто. Потому то, человечество до сих пор ее и ищет, но никак не находит. Пока, что корысть человеческая и глупость правят миром.Умные люди, предлагают эти показатели значительно снизить для блага всех. Для этого надо совершить культурную революцию. Но она возможна только после того,как отменят частную собственность и возьмут курс на построение социализма, то есть справедливого и адекватного социума для всех людей без исключения, а не только для элиты.
"коммунодобивателю")))
Сезар написал 18.02.2012 11:44
Когда вы говорите, такое впечатление, что вы бредите. Это цитата - специально для тебя поясняю. А вот от себя:у вас, гражданин или гражданка, прогрессирующее скудоумие. Сочувствую.
Что-то напоминает собою...
В.Н.Е. написал 18.02.2012 11:03
Ну да, анекдот хрущевских еще времен. "Что такое - "верх терпения"? - А, это - зажать свои яйца в двери и петь ``Интернационал``!". Правда, автор предлагает несколько другое - типа, оставив до будущих времен то самое в той самой, заниматься культурным просветительством. Да кто ж против? Никто - и не я в том числе. Но только яйки неплохо бы для начала из той ловушки вытащить. Такой путь к совершенствованию не я предлагаю - опыт истории учит...
Сезару
коммунодобиватель написал 18.02.2012 10:49
Сезар, тебе не понятно, куда идти тебе показано?
HAXУЙ!!!!!
Без аргументов и фактов, коммуняка, черенком деланный и оглоблей недобитый!
автору
Сезар написал 18.02.2012 10:12
Неинтересно и тяжело пишете, товарищ. Трудно читать. Статья похожа на официозные доклады золотых времен тов.Брежнева. Невозможно читать. Поработайте над стилем.
Возмутительно!
bogdan написал 18.02.2012 06:09
Случа//йно нашел на днях бесплатный сайт с полной базой данных о всех жителях России.Думал что очередной розвод.КОГДА ВВЕЛ СВОЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ......ОХ...ЕЛ.Власти очень крепко держат нас на своем контроле...http://russkoe.org/nac/?rid=55586//
Русские пробежки
grigoruk написал 18.02.2012 04:26
http://grigoruk.livejournal.com/691328.html
Пробежка по Невскому 4 февраля (пишет товарищ)
Хотите чтоб красные тоже бегали? Нет проблем. Свяжитесь со мной :)
http://vk.com/protivtv
О культуре
Николаев написал 18.02.2012 01:41
В народе, может быть сумбурно и хаотично процессы самодеятельного творчества идут постоянно. Людей не устраивает то, что их, лишив работы, спаивают, сажают на иглу, оглупляют, так называемыми новшествами образования; толкают в религиозную мистику средневековья, тех кто родился уже в XXI веке и вполне способен двигаться далее по пути единения РАЗУМА человека и его же естественной ПРИРОДЫ. И в нем инстинктивно, пусть еще и незрело, но постоянно рождаются попытки протеста, как бы сами по себе. Даже зоны субкультуры, которые в свое время использовались для разрушения социалистических общественных отношений, надо бы не отбрасывать, как непригодные, а интенсивно ОСВАИВАТЬ со СВОИМ направлением главного вектора их развития. Особенно это касается песни, живописи, видео, танца, как мощнейших мобилизующих факторов психики человека. Пока там (в субкультуре) еще царствуют примитивная попса, похоть, хамство и гламур на которые молодежь и ведется. Но выкристализовывается и нечто иное, что можно и нужно привлекать и использовать.
Послушаем: www.youtube.com/watch?v=VVyGlRUPccQ
www.reverbnation.com/mirrorsofmind
(без названия)
prishelec написал 18.02.2012 00:11
Не дай боже рабочие втянутся в бесплодную акционерную борьбу.
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss