Индивидуализм – убийца социализма?
Есть ли перспективы у идей социализма в нашем эгоистичном; уже крайне индивидуализированном и все более индивидуализирующемся обществе?
Кажется, 1991 год в СССР убедительно доказал, что индивидуализм личности и построенные на коллективистских принципах государство и экономика несовместимы. К концу 80-х «среднестатистического» советского человека волновали не идеалы мирового коммунизма, за которые умирали отцы и деды, а «квартира-машина-дача». Коммунистическое государство было делегитимизировано и рухнуло от небольшого по масштабам политического кризиса. Пока «элита» жадно рвала на части общенародную собственность, миллионы ворчали, но ничего не делали. Никто из клявшихся в верности идеалам революции не попытался остановить распад и сползание в бездну. Каждый спасал себя; не спасся никто.
Чем социализм полезен сегодня?
Нужно ли, вспоминая прошлое проклинать индивидуализм и отпевать социализм? Нет!
И сегодня, в современном индивидуализированном обществе у социализма есть будущее. Для него и сегодня есть работа.
Однако нужно помнить, что социализм - это не наука, это - мечта. И как любая мечта, он не терпит догматизма и навечно отведенных ему рамок.
Вчерашняя мечта сегодня мертва. И потому от Зюганова пахнет сильно «мертвым» коммунизмом (дай Бог лично Геннадию Андреевичу долгих лет жизни). Потому-то он – вечно проигравший.
Не ищите там, где нет
В чем же будущее социализма? В чем его историческая миссия сегодня; в чем состоит «социальный заказ» на идеи социализма?
Вряд ли социализм сможет тягаться с капитализмом в эффективности экономического развития. Ведь капитализм ставит экономическое развитие превыше всего и потому все ресурсы личности и общества при капитализме работают на материальный прогресс.
Не все просто с социальной справедливостью. Ведь что такое «справедливость» в сверх-индивидуализированном российском обществе не знает никто. Разве эгоистичную «среднестатистическую» личность может согреть какая-то «социальная справедливость»?
Отберите сегодня состояние у самого богатого российского олигарха Владимира Лисина и поделите его между всем населением России. Выйдет всего-то менее чем по 200 долларов на человека. Может и неплохо бы, но все же не те деньги, ради которых совершают революции.
Будущее социализма в лозунге «меньше государства»
На самом деле есть резон в том, чтобы вернуться к идеям, которые отстаивали первые марксисты. Идеи эти просты: «меньше государства». Конечно, это не по зюгановски. Зато есть реальные перспективы, что такой социализм будет востребован обществом.
Личность и общества сейчас страстно желают уменьшения роли государства.
Если мы внимательно присмотримся к событиям т.н. «Арабской весны», то увидим, что по сути это и не революции вовсе, а самый настоящий бунт против государства. Не только против конкретных политиков, но - против государства в целом, со всеми его институтами, спецслужбами, конституциями, армиями, экономиками и пр. Вот уже свергли саддамов-мубараков-каддафи, а война там не кончается. И не кончится, потому что цель «восставшего» общества – полное уничтожение государства.
Весь исламский мир переживает латентное и перманентное брожение, направленное против государства. Против любого государства – хоть «социалистического» (как в саддамовском Ираке, Ливии, Сирии), хоть национального (Египет, Тунис, Йемен, далее – везде).
Исламский мир больше не хочет платить за материальный прогресс распадом семьи, общества, моральной деградацией личности. Государство просят вон со всеми его «цацками», включая экономику.
Государству важен лишь материальный прогресс. А человек - лишний
Современное капиталистическое государство решает далеко не все проблемы общества. А те, что решает - решает далеко не в равной мере.
Более всего капиталистическое государство заинтересовано в экономическом прогрессе. На это направлены основные ресурсы общества - экономические, интеллектуальные, властные и пр. Над выполнением этой задачи работает основная часть институтов общества. Каждая личность с юных лет социализуется (воспитывается) так, чтобы «пахать» ради материального прогресса.
Второй по значимости вопрос, решением которого занимается современное государство - безопасность. Безопасность себя от других государств (армия и спецслужбы), себя от собственных граждан (спецслужбы), и одних граждан от других (полиция).
Третий по значимости вопрос - социальное распределение. Участие государства в решении этого вопроса - вынужденное. После серии социальных бунтов, потрясших в XX веке капиталистический мир, государству пришлось взять на себя роль арбитра в вопросах социальной справедливости.
Четвертый по значимости вопрос - социализация граждан, которая производится методами образования, воспитания и идеологией. Потому современное государство контролирует и систему образования, и СМИ и пр.
Еще один важный для современного государства вопрос - финансы.
Современное капиталистическое государство не проявляет интерес ко всем иным вопросам. А если что-то еще и вынуждено делать, то тратит на это ресурсов несопоставимо меньше.
Однако проблема в том, что решая этот, довольно узкий круг вопросов государство тратит ресурсы, которые весьма обильно, даже – слишком обильно черпает из общества.
Сегодня сознание каждого конкретного индивида крайне «экономизировано».
Все в обществе работает на материальный прогресс.
Личность искалечена социализацией, которая создает «винтики» для экономического механизма. Все не нужное для того, чтобы человек работал загнано в подкорку головного мозга, и оттуда бунтует, что ведет к алкоголизму, наркомании, росту нервной, психической заболеваемости и еще много чему нехорошему.
Женщины полностью мобилизованы в народное хозяйство, делают карьеру и деньги. Им некогда рожать детей, что вызывает серьезный демографический кризис. Семья почти уничтожена; крепкая семья – почти исключение.
Фактически сегодня государство - монстр, пожирающий все ресурсы общества, съедающий само общество и индивида.
При этом успехи в экономическом развитии ведущих стран Запада весьма невелики в последнее десятилетия. По сути, это топтание на месте, и, более того, развивающиеся страны быстро догоняют страны т.н. «золотого миллиарда» и по уровню развития и по доходам граждан.
Эту проблему первым уловило мусульманское общество. Здесь вспыхнула серия стихийных бунтов против государства, которое отбирает у общества все силы, но мало чего дает взамен.
Будущее социализма – в минимизации государства
То, что сегодня нужно любому обществу, любому индивиду - меньше государства. Меньше государства, меньше калечащей сознание социализации, меньше «экономизации сознания», которая вытягивает у общества все соки и мало что предлагает взамен.
Социализм не умер.
Он вполне может предложить обществу желаемое - уменьшение роли государства.
Но социализму необходим творческий поиск, приток новых идей. Потому что «мертвый» социализм по-зюгановски уже бесперспективен.
|
|