Кто владеет информацией,
владеет миром

В тоске по равенству

Опубликовано 28.02.2006 автором в разделе комментариев 121

В тоске по равенству

Советское наследство

Многие ли у нас в стране сожалеют о гибели Советского Союза? Рискну предположить, что, если и не все, то огромное большинство. Впрочем, само по себе это сожаление никакой роли не играет. После смерти человека его родные и друзья тоже испытывают сожаление, но мертвого оно воскресить не способно – независимо от того, была ли смерть естественной. Речь о другом.

Да, практически все наши сограждане предпочли бы, чтобы в 1991 году СССР не был разрушен. Но почему?

Что в СССР мы считаем особенно ценным? Что выделяло его из всех прочих стран? И наконец, погибло ли это «самое ценное» вместе со страной – или же по-прежнему остается с нами?

Мощная промышленность? Да, в нашей стране она была впервые создана именно в советское время. Но ведь подобная индустрия существовала и существует и в других странах – не во всех, но во многих. Другое дело, что создана она была в рекордные сроки соединенными усилиями всего народа. Однако вряд ли о гибели СССР стоит сожалеть именно из-за промышленности – в конце концов, она вполне могла пережить (а отчасти и пережила) 90-е годы, поскольку советский строй не являлся непременным условием ее существования.

Государственная (и, в первую очередь, военная) мощь СССР? Это, пожалуй, более весомо. Большинство наших сограждан, включая и автора этих строк, предпочли бы жить в великой империи, чем в слабом, всеми унижаемом государстве, коль скоро на данный момент других вариантов нет. Но ведь такой империи не обязательно быть советской – скажем, екатерининская Россия в военном и политическом отношении была не слабее СССР (другой вопрос – экономика). Не открою тайны, если скажу, что многие россияне, особенно старшего поколения, на самом деле тоскуют не по социализму, как они сами думаю, а именно по империи.

Социальные гарантии? Уже теплее. Во-первых, для повседневной жизни большинства людей этот пункт будет поважнее всех прочих, вместе взятых. Во-вторых, уж в этом-то Советский Союз оказался первым – такого государства до 1917 года в принципе не могло возникнуть.

Старый новый народ

Но все же и это представляется вторичным. На мой взгляд, самое ценное создание СССР – это как раз та самая новая общность людей, именуемая советским народом. Да-да, автору отлично известно как во время оно от этих слов у того самого советского народа скулы сводило. И тем не менее набившая оскомину банальность вполне может оказаться правдой – как и произошло в данном случае.

Такой народ действительно возник. Существует он и сейчас, но… Вернее всего будет сказать так: все мы в какой-то мере совки (не надо стыдиться этого слова – нидерландские повстанцы небось не стеснялись называть себя гезами-оборванцами), но именно в какой-то мере – и мера эта может варьироваться очень широко. Разумеется, этот народ (как и любой другой) не стоит идеализировать – недостатков у него выше крыши. И эти недостатки, равно как и достоинства, остаются с нами до сих пор.

К примеру, мы слишком уж привыкли доверять власти и полагаться на нее – за столько десятилетий немудрено сжиться с мыслью, что власть – своя, не разделяющая себя с народом. Пусть даже действительность явно противоречит этой установке – известно, что людям свойственно не замечать то, что не укладывается в их представления о мире.

Другой минус нашего народа (который явно вытекает из первого) – это неспособность к самоорганизации. Опять-таки привычка – на сей раз привычка к тому, что нас организовывает государство. Для сравнения возьмем эпоху 400-летней давности – Смутное время. Государство утратило свою организующую роль – и тут же ее приняли на себя общественные структуры, создавшие народные ополчения. Но за эти века характер народа во многом изменился. Впрочем, на эту тему уже было говорено-переговорено.

Еще одна особенность советского человека состоит, на мой взгляд, в том, что он рассматривает свое общество как нечто целое. Так уж устроен советский человек, что он ощущает свою принадлежность не к какому-то классу, а ко всему народу.

Говорите, народа как такового уже нет – есть только разрозненные группы с враждебными интересами? Объясните это обывателю – пусть он даже с вами и согласится, но в подсознании у него все еще будет сидеть прежняя установка. Это-то и дает Кремлю возможность разыгрывать патриотическую карту. Собственно, если бы мы мыслили иначе, режим вообще бы не смог существовать: он-то держит власть по мандату якобы от всего народа.

Потомки Вольки Костылькова

Ну а достоинства… Впрочем, понятия «достоинство» и «недостаток» в значительной мере условны и зависят от нашего восприятия. Но одни качества «совка» делают его сильнее, другие – слабее (как мне кажется, этот критерий наиболее верный). Так вот, на мой взгляд основное достоинство советского человека состоит в том, что он воспитан на идее равенства.

Конечно, человеку вообще свойственно стремиться к равенству. Но для «совка» равенство – это не идеал, а нечто естественное (напротив, неравенство представляется ему чем-то неправильным и оскорбительным). Вспомните: до 1917 года российское общество было иерархичным. Автоматически принималось, что одни люди лучше других (начальник лучше подчиненного, дворянин лучше крестьянина, и тому подобное). Человек не просто занимает более высокое положение – он и сам лучше, чище (ср. «чистая публика») и имеет большую ценность, чем стоящие ниже его.

За десятилетия советской власти такой взгляд стал представляться чем-то диким. В представлении «совка» не существует причин, которые могли бы возвышать человека над окружающими. Скажем, заслуги или выдающийся талант, несомненно, вызывают уважение – но и только. Академик, герой и мореплаватель – такие же люди, как и плотник, они имеют такую же ценность и обладают такими же правами. И уж в этом-то мы по большей части остаемся «совками», как бы режим ни стремился к обратному.

После революции обращение «товарищ» вошло в повседневный обиход довольно быстро. А после Беловежья прошло уже 14 лет – но и сегодня мы называем друг друга «господами» разве что в шутку. Мелочь, конечно – но в ней, как в капле воды, отражается очень многое.

Итак, равенство для нас – вещь привычная и естественная (это – одна из немногих вещей, характерных для всех поколений россиян). А присутствует ли оно в нашей жизни? Глупый вопрос, но задать его пришлось. Неравенство, хоть и не признанное официально, прет изо всех щелей. Люди имеют разные права, а их жизнь – различную ценность. Одни отправляются на зону за пустяковые грешки – а другие и за заказное убийство отделываются условным сроком.

Может быть, найдется математик, который сумеет подсчитать: во сколько раз жизнь Иванова-младшего дороже жизни сбитой им старухи. Можно накопать еще кучу примеров – но зачем?

Нужный лозунг

Власть пытается создать в России кастовое общество. Правда, здесь имеется одна трудность: такое общество может существовать лишь в том случае, если все касты согласны с такой системой – шудры сами должны смотреть на брахманов-кшатриев как на полубогов и искренне считать себя низшими.

Возможно ли у нас такое? Разве что поколений через …дцать. Нет, конечно, господа и сейчас могут считать себя высшими – как пациенты психбольниц могут считать себя Наполеонами. Но речь сейчас о другом. Люди хотят равенства – которого нет. И, что характерно, практически никто его им и не предлагает. А зря – на мой взгляд, сейчас мало какой лозунг мог бы пользоваться большей популярностью. Он смог бы зажечь если и не весь народ, то довольно значительную его часть.

Режим говорит: «Касты».

На это у его противников может быть только один ответ: «Равенство».



Рейтинг:   0,  Голосов: 0
Поделиться
Всего комментариев к статье: 121
Комментарии не премодерируются и их можно оставлять анонимно
Обормотеню
Петрова написал 28.02.2006 16:25
Я - экономист, а "марксистка" или нет - не уверена. В свое время "проходила", конечно, но осмысленно не перечитывала.
Об остальном постараюсь поразмышлять в след.раз, сейчас некогда.
Re: Все - то думаем
Петрова написал 28.02.2006 16:17
Вера, а мне интересно, в чем уровень жизни в СССР не соответствовал западному, если мы получали прекрасное образование, каждый год отдыхали на море, питались натуральными продуктами, да и в очередях стояли за такими качественными вещами, которые сейчас себе просто не можем позволить?
Все - то думаем
Вера написал 28.02.2006 16:04
Не знаю, как насчет равенства, но больше народу помнится, на мой взгляд, социальная защищенность. Она проявлялась: в бесплатном образовании, бесплатной медицинской помощи, приемлемых коммунальных платежах, возможности найти работу и даже выбрать профессию по вкусу, приемлемые зарплаты, пенсии, безопасность на улицах, нравственная безопасность и пр. Государство обеспечивало все и гарантировало. Уровень жизни конечно не соответствовал западному, но возможность воспроизводства социально-защищенного населения обеспечивал. Это был такой государственный строй. Теперь экономический принцип правительства - под названием либеральные реформы представляет максимальное отстранение государства от тех сфер, которые в общем и создают базу социальной защищенности. Правительство строит новый миф о саморегулируемом рынке. Как сказка про скатерть-самобранку.
Re: Обормотеню (марксистка или нет - не уверена)
Обормотень написал 28.02.2006 16:30
А, ну тогда - жму щупальцы.
А уровень жизни в СССР был выше чем на Западе, потому что жизнь была.
А здесь лучше рассуждать про уровень смерти.
И еще добавлю
Обормотень написал 28.02.2006 14:25
Марксизм возник в обществе, в котором одни субэтносы паразитировали на других. Все западноевропейские народы уже тысячелетия не были одним целым, все они делились на завоевателей и порабощенных и их потомков. Поэтому и психика у западноевропейцев совершенно другая, в ней превалирует эгоизм и коммендация (добровольное подчинение одних другим). Для свободных людей их идеология совершенно не подходит. Потому что западный человек понимает свободу как вседозволенность (временную отдушину от рабства), человек русской цивилизации - как возможность действовать по своему внутреннему компасу, по своей совести. И совесть - это частица Бога в человеке. Потому желания свободных людей совпадают, а желания рабов - никогда. И община свободных людей возможна, а община рабов - нет. Для рабов нужны писаные законы, для людей свободных - нет. И так далее.
Общий вывод - забудьте про Марксизм и думайте своими головами.
Заявление для всех.
La написал 28.02.2006 16:36
Мы пришли к выводу, шта капиталист устанавливает САМУЮ НИЗКУЮ цену наш за труд. И не мы продаем себя капиталисту, а он нас покупает (обычная работорговля). Это прошу учесть.
Второе. А раз мы куплены по самой низкой цене, но наши способности стоят больше, то здесь мы имеем дело с обычным геноцидом, произволом, глобализацией, одурачиванием (как хотите) пролетариата. Как только появляются угнетатели и угнетенные - появляются классы. А где классы - там неравенство. Где неравенство - там НЕ БЫЛО и НЕТ справедливости. А это путь к революции. История циклична.
Re: Re: Re: Re: Все - то думаем. Вот здесь - поподробнее.
Вера написал 28.02.2006 17:53
Отвечу вам просто, если бы (не люблю это слово) государство СССР было идеальным во всем, граждане никаких "перестроек" просто не допустили бы изначально. Считаю, что ошибки нужно изучать досконально, чтобы не повторять. Я тоже с благодарностью вспоминаю СССР, но розовые очки не люблю. Все лучшее из прошлого нужно применять в будущем.
Re: Обормотеню: Петровой (каждому - по труду)
Обормотень написал 28.02.2006 14:00
А вот докажите - ка, что при рынке распределение не "каждому - по труду".
Кто сказал, что "за вложенный капитал" получать нельзя? Сегодня - капитал, а вчера это, может, зарплата была? Экономил, экономил, наэкономил - вложил. И теперь хочу сполна получить за свой вчерашний труд. А рабочий при капитализме и так за труд получает, за что же еще? И кто рассудит, кому за какой труд и сколько платить справедливо? В рамках концепции "каждому - по труду" получается, что у каждого своя частная правда. И капиталист тоже трудится, или трудился когда-то. Не все с пиратов начинали, ох, не все.
А уж как мы с рабочими прибавочную стоимость делить будем, это наши проблемы. И то: коньюнктура изменилась - и была стоимость прибавочной, а стала убавочной.
Никогда не докажете, что при капитализме что-то несправедливо, оставаясь в рамках марксизма.
А вот если за рамки выйти - пожалуйста.
Потому что закон рынка - работу получает тот, кто соглашается на самую низкую цену при данной квалификации. Или может сделать больше за единицу времени. А значит - люди молодые, не обремененные семьей, престарелыми родителями или проблемами со здоровьем. А остальным куда - в петлю? Если присмотреиться повнимательнее, то знаменитый рынок может только паразитировать на обществе, которое кое-как существует вопреки ему. И чтобы общество могло существовать стабильно, нужно, чтобы рынок занимал как можно меньшую его часть (а лучше - вообще никакую). Не коммунисты ли всегда призывают "обогащаться знаниями, которые выработало человечество"? И не опыт ли человечества говорит, что только общества, гда, наоборот, общинные отношения доминируют над рыночными (то есть - каждому по потребностям), стабильно процветают, а рыночные, наоборот, истощившись в короткий период на производстве все больших благ для все меньшей кучки извращенцев, погибают без следа?
Закон жизни и общины - каждый отдает столько, сколько может, а получает столько, сколько ему необходимо. Причем мера отданного и мера полученного взвешивается общиной. Вот и получается, что и правда тогда не личная, а общая. И получается что не "если умный - почему не богатый?", а "если умный - почему вокруг тебя бедные и убогие?"
Вот в таком аксепте.
Кто определяет стоимость труда?
Совок написал 28.02.2006 13:34
Вот в чем вопрос. Если стоимость труда определять по-справедливости, то необходимо прежде всего учитывать затраты нервно-мышечной энергии и ценность данного труда для общества. Например, в Советское время никого не возмущало, что такой тяжкий и опасный труд, как труд шахтера, летчика, металлурга. Или труд в условиях экстремальных, оплачивался выше, чем в целом по стране. Также никого не возмущало, что какой-нибудь гениальный конструктор имел собственный самолет, пользовался неограниченными льготами материального характера, потому что итоги его труда, значимость для общества того стоили. Почему сегодня так возмущают все эти машины с мигалками, показная роскошь и прочие атрибуты жизни нашей сегодняшней элиты? Потому что они с точки зрения народа НЕ ЗАСЛУЖЕНЫ. А значит, не справедливы. Мне кажется, что автор не совсем верно сформулировал главное желание народа, не РАВЕНСТВО, которого, в принципе в природе быть не может. А именно СПРАВЕДЛИВОСТЬ лозунга "От каждого по способностям - каждому по труду". Именно слово справедливость объяснять не надо, а вот слово равенство нуждается в дополнении: равные возможности, равные права.
Наша элита сегодня глубоко порочна,как и любая кап. элита. Поэтому прежде всего она высоко оценивает труд тех, кто ее развлекает и охраняет, лично ее. Поэтому офицер "стоит" гораздо меньше, чем охранник. (Потому что на Родину плевать, а своя рубашка ближе к телу.) Офисный клерк "дороже" шахтера обходится хозяевам. Хоккеист "дороже" хирурга. Проститутка "дороже" педагога.
Вряд ли подобные оценки стоимости труда могут считаться справедливыми со стороны народа. А вот в советское время стремились именно что оценить труд по признакам энергетических затрат и значимости для общества. Это, конечно, не значит, что там не было перекосов и неверных предпосылок. Все-таки интеллектуальный труд модно было бы и подороже оценить, тогда, возможно, и контрреволюционного переворота бы не произошло и капиталисты к власти не пришли.
Тем кому не нравится каждому по труду.
La написал 28.02.2006 13:24
А хер ли в офисах творится. Я как ни приду в обставленный офис там либо проститутки либо голубые. Какой у них труд? Виртуальные каталоги шерстить? Самое ценное на земле - материальное производство, руками или с помощью машин. А рабочие, получая по труду должны льшь немного отстегивать офисной братии. Вон раньше зарплата в Сбербанке была 84-108 рублей. Не нравится - иди работать опиловщиком или токарем. Так больше от тебя пользы. И богаче станешь.
Обормотеню
Петрова написал 28.02.2006 15:43
Рабочий при капитализме получает не за труд, то есть не за количество и качество вложенного им труда, а столько, за сколько он смог продать свою рабочую силу конкретному работодателю. Примеры приведены ниже в репликах Совка и La, да и в Вашей тоже, и экономической теории марксизма они не противоречат.
Совок правильно пишет, что в СССР была создана система оценки вложенного труда, она была положена в основу системы оплаты труда.
Я правильно поняла, что Ваш вопрос: "Кто сказал, что за вложенный капитал получать нельзя?" - риторический, т.к. из Ваших же рассуждений следует, что - нельзя!? По-моему, у нас сейчас самая справедливая узаконенная форма предпринимательства - народное предприятие.
Да, равенство - отличная идея.
Обормотень написал 28.02.2006 11:48
И именно коммунистам первым нужно это понять. И что марксистское "каждому - по труду" есть лозунг не социализма даже, а типичного рыночного капитализма.
Поэтому именно марксисты долгие 70 лет строили в СССР рыночный капитализм, но когда, наконец, буржуазная революция свершилась, очень этому удивились.
Re: Заявление для всех. (Ла)
Обормотень написал 28.02.2006 17:01
Жму щупальцы.
Наконец-то нашелся второй участник форума, осмелившийся выговорить, что само существование капитализма - уже геноцид.
Прошу учесть, что в Европе классы угнетенных и угнетателей сформировались задолго до капитализма, по этническому признаку.
И что современный капитализм в Европе настолько смахивает на классическое рабовладение, что лучше всего, по-видимому, его как рабовладение и классифицировать.
Петровой
Обормотень написал 28.02.2006 16:13
"Рабочий при капитализме получает не за труд, то есть не за количество и качество вложенного им труда, а столько, за сколько он смог продать свою рабочую силу конкретному работодателю"
ъъъъъъъъъъъъ
Гладко, но не убеждает. И даже неправда. Лодырей здесь выгоняют. Мне осталась неясна разница в том, за что получает рабочий на кап. и соц. предприятии. Там - тариф, например, и здесь - тариф. Там премии, и здесь премии (если хорошо работать). Важность результатов там оценивает рынок, а здесь - например, дяди из Госплана или Политбюро (но тоже не с кондачка).
Получается, что и на рынке рабочий получает по труду. А что при социализме была система оценки труда, так она и при капитализме есть. У нас тут загляни в Интернет и узнаешь, сколько в среднем получают работники той или иной специальности и квалификации.
Попробуйте нанять 20 токарей и получить от них прибавочную стоимость. Сразу убедитесь, что и капиталисты не даром свой хлеб едят.
Самая грубая ошибка на мой взгляд - вы не замечаете, что многие получали и получают "не по труду" - дети, больные, старики (оставим пока в покое учителей и проституток). Причем даже и при капитализме "с человеческим лицом", хотя такого на самом деле не бывает.
И народное предприятие - столь же рыночное образование, как и любая монополия.
То есть собственно социальное, общественное, совершенно не вписывается в теорию Маркса.
И Вы, как марксистка, этого даже не замечаете!!!
Re: Re: Re: Все - то думаем. Вот здесь - поподробнее.
Обормотень написал 28.02.2006 17:38
"Качество дорог" (имеется в виду - было хуже)
Да, автобанов не строили. Но все могли ездить куда надо. И даже летать. В чем же качество ниже? Кстати, по Ленобласти дороги в среднем не уступали немецким бундесштрассам.
Тут, извините за обходной маневр, рекламу крутили по телику: американцы на разработку ручки, которая писала бы в невесомости, потратили чертову уйму денег (кажется, 50 миллионов баксов). За кадром долго об этом рассказывают, потом ручка исчезает, появляется обычный карандаш и голос за кадром говорит: "А вот как решили проблему русские. Кадры решают все".
Как видите, даже на Западе понимают, что содержание важнее упаковки,
и дешевое решение проблемы лучше дорогого.
Что, у нас были толпы безработных, которых можно было бы направить на строительство дорог? Тем более, что каждый даже на трассе Москва - Ленинград предпочитал поезд, а если дальше - то самолет. Автомобиль - очень специфическое средство передвижение, идеальное для Западной Европы с ее микроскопическими расстояниями, но почти негодное в России.
Насчет качества вводимого жилья - см. выше. Я на качество был не в обиде, когда квартиру получал. А вот по количеству, охотно верю, СССР был впереди планеты всей. 110 миллионов квадратных метров в год (причем это только жилая площадь, общая было почти в два раза больше) - и это не считая частного и дачного строительства. Особенно если учитывать географические условия. Из картона, как в США, тут дом не построишь.
Что по количеству не успели много настроить? Но и не так уж и мало. Когда я уезжал, в Ленинграде было 17 метров на душу в среднем (это означает за 20 метров общей площади). В Германии сейчас - 26 метров общей площади на душу. И где гигантская разница, из-за которой стоило бы ломать СССР? А ведь кроме Германии есть еще Греция, Италия, Англия, наконец, где не во всех домах отопление есть (вообще любое).
Внедрение новейших технологий: а что продает посейчас Россия за рубеж, как не эти самые новейшие технологии, воплощенные в оружии, например? Кто осваивал Космос, эфиопы? Что, у нас своих телевизоров, холодильников, автомобилей не было?
Короче, странно все это слышать, особенно теперь, когда за буржуазной революцией вместо расцвета всего последовало унылое пропивание остатков былой роскоши.
Re: Кто определяет стоимость труда?
Обормотень написал 28.02.2006 14:11
Жму щупальцы.
Но все же лозунг "каждому - по труду" справедлив, если только мы совместно решаем, сколько стоит труд каждого. И при этом помним, что дети, старики и больные трудится еще или уже не могут, а получить все же должны.
Re: Re: Все - то думаем
Вера написал 28.02.2006 16:37
Да во многом вообщем-то: качество дорог, качество и количество вводимого жилья, обновляемость основных фондов, внедрение новейших технологий во многих отраслях промышленности вообще отсутствовало. Кадровая узкая политика, или скажем по другому: деградация управленческого высшего звена, и вертикаль рухнула. А альтернативной подпорки никакой не оказалось. Я отношу кадровую политику управления государством к разряду обеспечения безопасности граждан.
Re: Все - то думаем. Правильно. А все потому,
Обормотень написал 28.02.2006 16:23
что и Греф, и Чубайс и Гайдар - марксисты. Их социальная сторона жизни вообще не интересует.
Вот Вы никогда не задумывались, почему при крахе проклятого царизма в 17 году, когда страна сползла в хаос и анархию, нашлись люди, которые ее оттуда вытащили? Социалистические воззрения и даже прямо коммунистические доминировали тогда в народе. Многие, отнюдь не только коммунисты, помогали ликвидировать безграмотность и устроить будущее бездомных детей. И почему сейчас ничего подобного не происходит? И почему господин Кушнаренко, считающий себя марксистом, требует очистить святое учение Марксизма от тлетворных извращений его Лениным и Сталиным?
Re: Все - то думаем. Вот здесь - поподробнее.
Вера написал 28.02.2006 19:44
Потреблению всегда придают большое значение при экономических расчетах. Очевидно вы имеете в виду "вещизм", т.е. нравственную категорию. В этом большую роль играла пропаганда западников. Про "ошибки" мог рассказать например коммунист Крючков. Была такая ошибка по фамилии Яковлев, и еще несколько таких же. Каждый в своем звене. И никаких случайностей. Минимум информации. Не хочу свалить все в кучу, но не могу удержаться от аналогии: в 17-м взяли Зимний, в 93-м Верховный Совет при скромном молчании демократических кричальников запада. Хотя это было вооруженное свержение власти Советов, да так, что никто почти не догадался: кто, зачем и почему взял власть.
Петровой
Nika написал 28.02.2006 19:18
"в чем уровень жизни в СССР не соответствовал западному, если мы получали прекрасное образование, каждый год отдыхали на море, питались натуральными продуктами, да и в очередях стояли за такими качественными вещами,"
Вы конечно шутите
<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | >>
Опрос
  • Как часто вы перерабатываете?:
Результаты
Интернет-ТВ
Новости
Анонсы
Добавить свой материал
Наша блогосфера
Авторы
 
              
Рейтинг@Mail.ru       читайте нас также: pda | twitter | rss